План самообразования
материал по физике по теме
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Коми
Государственное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение
«Республиканский центр образования»
Ухтинский филиал
Принят на заседании Утверждаю:
методического объединения Заведующий филиалом ___________
«____»_________________ «______»_________________________
План самообразования учителя
физики, информатики и ИКТ
Моисеевой Елены Леонидовны.
2013-2014 учебный год
- Сведения об учителе
ФИО | Моисеева Елена Леонидовна | ||||
Дата рождения | 01.09.1970 | ||||
Образование | высшее | ||||
Награды | Почётная Грамота Министерства образования РК (пр.№125-к от 18.06.2003г.) | ||||
Учебный год | 2012/2013 | 2013-2014 | |||
Категория | первая | первая |
| ||
Педагогический стаж | 20 лет | 21 год | |||
Аттестация | 2010г | 2010г | |||
Печатные работы | нет | нет | |||
Нагрузка | 26 | 29,75 | |||
Методическая тема школы | Новые подходы к организации методической работы в условиях перехода к ФГОС второго поколения. | Современные подходы к организации методической работы в условиях перехода к ФГОС нового поколения. | |||
Тема самообразования | Использование компьютерных технологий в рамках проектно-исследовательской деятельности на уроках физики. | Использование компьютерных технологий в рамках проектно-исследовательской деятельности на уроках физики. |
Актуальность:
ИКТ – одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использование информации.
Сегодня в мире нет ни одной отрасли науки и техники, которая развивалась бы столь же стремительно и порождала такое разнообразие подходов к изучению материала, как информатика. Каждые два года происходит смена поколений аппаратных и программных средств вычислительной техники. Такого развития одной отрасли история науки и техники ещё не знала.
Фактически мы можем говорить о том, что последние годы на наших глазах произошла компьютерная революция, затронувшая все сферы социальной, культурной, научной и производственной деятельности людей. Проникновение компьютеров во все сферы жизни общества убеждает в том, что культура общения с компьютером становится частью общей культуры человека.
Очень важной задачей школы на сегодняшний день является подготовка конкурентоспособного выпускника, владеющего новыми информационными технологиями.
Информационные технологии довольно прочно обосновались практически во всех сферах деятельности человека. Образовательный процесс не является исключением. Среди множества способов повышения эффективности урока, использование информационных технологий занимает одно из ведущих мест. С их помощью можно решать множество дидактических, организационных и методических проблем, разнообразить методы преподавания, проводить исследования, которые при использовании стандартного школьного оборудования выполнить невозможно, повысить уровень усвоения учебного материала. Компьютер – самое мощное и самое эффективное из всех существовавших до сих пор технических средств, которыми располагал учитель.
Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную среду для применения современных ИКТ, которые открывают поистине необозримые возможности для решения широкого круга задач. Это могут быть следующие направления: мультимедийные сценарии уроков; использование готовых программных продуктов; применение компьютерных тренажеров; компьютерные демонстрации; лабораторно-компьютерные практикумы; компьютерное моделирование; выполнение виртуальных лабораторных работ. Особо отмечу применение мультимедийных сценариев уроков. По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей меня постоянно обращаться к мелу и доске, использование презентаций на уроках высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения учебного материала.
Применение на уроках презентаций приводит к целому ряду положительных эффектов: облегчается процесс усвоения материала, урок обогащается эмоциональной окрашенностью, возрастает уровень наглядности, повышается интерес к предмету, учащиеся легче усваивают учебный материал.
Компьютерные технологии помогают сделать наглядными некоторые сложные физические процессы, помогают развивать творческие способности учащихся, раскрывая их возможности при подготовке уроков – семинаров и конференций, помогают формированию навыков работы с тестами.
Появление в нашем филиале компьютерных классов открыло возможность интенсивного использования компьютера в роли инструмента учебной деятельности на многих уроках. Причем появление компьютера именно у учащегося, поскольку основная задача школы на сегодняшний день – научить учиться самостоятельно. И именно компьютер – самый подходящий инструмент для достижения этой цели. Перечислю те возможности, которые открылись при использовании компьютеров учащимися на уроках:
• повышение мотивации к учебной работе
• самостоятельная работа в индивидуальном темпе
• включение в учебный процесс экспериментов из любой области фи-
зики;
• повышение наглядности при объяснении физических процессов;
• проведения фронтальных лабораторных работ;
• опыт использования компьютера в целях самообразования
• при подключении мобильного класса к локальной сети появляется
возможность сразу видеть результат работы учащегося.
Компьютерный класс, где индивидуальный компьютер заменяет ученику традиционную тетрадь, книгу, авторучку, добавляя к стандартному набору инструментов возможность виртуального моделирования, интерактивного взаимодействия с мультимедийными материалами, быстрого контроля и самоконтроля знаний, затрагивает и меняет сами основы существующего образовательного процесса. Меняются формы и стиль взаимодействия ученика и учителя, ученика с учебным материалом; организация и форма проведения урока; организация контроля и самоконтроля. Учителю физики необходимо способствовать развитию у учащихся самостоятельности в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, самостоятельно применять знания в учении и практической деятельности. Важнее всего дать возможность учащимся приобрести опыт использования компьютера и Интернета в образовательных целях. В этом одна из ключевых задач современной школы.
Использование ИКТ в проектной методике.
Одним из направлений в использовании информационных технологий в учебном процессе является создание мультимедийных проектов, направленных на развитие познавательной самостоятельности учащихся. Технология создания мультимедиа проектов состоит из нескольких этапов.
- формулирование темы, обоснование её, социальной и практической значимости.Могут создаваться творческие
группы, которые обсуждают предложенные темы, в ходе дискуссии отрабатываются навыки культуры речевого
действия, гибкость мышления, культура эмоций.
- планирование работы, что предполагает распределение обязанностей между участниками проекта, выбор
инструментальных средств выполнения проекта(так как использование Интернета в наших условиях
запрещено, весь материал, необходимый для исследования, ребята запрашивают заранее у учителя)
- сбор информации по теме. Для реализации данного этапа учащимся предлагается та информация,
которую принёс учитель в виде тестовых файлов,фотографий,музыки..
- обсуждение результатов выполнения мультимедийного проекта проходит в форме защиты, что, в свою
очередь, предполагает обработку учащегося навыка публичного выступления, ведения дискуссии, умение
аргументировано отставать свою позицию.
Таким образом, при создании мультимедийного проекта учащиеся демонстрирует свой уровень самостоятельности, проявляя творческую активность.
Творчество – это удел человека. Современные технологии могут помочь в развитии творческих способностей и сделать эффективнее многие этапы творческого процесса, позволяет добиваться всё более и более совершенных результатов. Применение информационных технологий оказывает как прямое, так и косвенное воздействие на личность человека, что в последствии может проявиться так же и в тех видах деятельности, которое напрямую никак несвязанно с их применением. Это потому, что в ходе обучения на основе информационных технологий человек осваивает новые категории, дающие новые представления о картине мира, что в последствии будет сказываться в других, не только в учебных сферах его деятельности.
Но всегда нужно помнить, что
Компьютер не может полностью заменить учителя. Только учитель имеет возможность заинтересовать учеников, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, он может направить их внимание на те или иные аспекты изучаемого предмета, вознаградить их усилия и заставить учиться.
Методика проведения урока физики с использованием компьютера зависит от подготовленности учителя, учащихся и от программ, обеспечивающих компьютерную поддержку.
Реальный эксперимент необходимо проводить всегда, когда это возможно, а компьютерную модель следует использовать, если нет возможности показать данное явление.
Невозможно использовать компьютер на каждом уроке, т.к. это приведёт к нарушению санитарных норм и повлечёт ухудшение здоровья школьников.
Цель исследовательской работы по самообразованию:
Обеспечить рост уровня профессиональной компетентности, усвоение проектной и системно – деятельностной технологии для эффективности педагогического процесса, повышения качества обучения физики через активное внедрение информационных технологий образования.
Задачи исследования:
1. Обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий.
2.Повышение качества преподавания физики на основе внедрения новых информационных технологий.
3.Авторская научно-исследовательская и поисковая работа, отбор компьютерных программ, презентаций,
компьютерных тестирований по физике.
4.Качественная подготовка и проведение методической декады и внеклассных мероприятий, стимулирование
учащихся в участие в конкурсах и проектах, творческой авторской деятельности, используя ИКТ.
5.Обеспечение условий для формирования информационной культуры обучающихся.
Предполагаемый результат:
Каждая деятельность бессмысленна, если в её результате не создаётся некий
продукт, или нет каких-либо достижений.
Буду работать над достижением следующих результатов:
-Разработка уроков физики с применением ИКТ, проведение уроков с использование ЭОР.
-Умение учащихся работать с различными заданиями на компьютере: заданиями на выбор правильного ответа;
работать с материалами для презентации своих проектов.
-Повышение качества преподавания физики (повышение средний балл по предмету, отсутствие неуспевающих).
-Создание пакета педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий.
-Размещение разработанных материалов на личной методической веб-странице.
Хочу стать современным во всех областях – учителем, способным свободно и активно мыслить, моделировать учебно-воспитательный процесс, а для этого – стремиться успевать за новыми идеями и технологиями, то есть идти в ногу со временем!
Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, не хотелось бы, чтобы мой образ формировался у них как образ «несовременного человека».
Без постоянного усвоения новых знаний не добиться повышения категории, увеличения нагрузки в школе.
Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?
- Основные направления работы по реализации темы самообразования
Основные направления | Виды деятельности | Сроки реализации |
Профессиональное | 1. Знакомство с современными исследованиями ученых в области преподавания предмета «Физики». 2. Знакомство с новыми примерными и авторскими программами по физике, концепциями обучения, их оценками. 3. Изучение новой литературы по физике и информатике, методике преподавания. 4.Изучение новых педагогических технологий через предметные издания и Интернет. 5. Повышение квалификации на курсах для учителей. 6.Участие в конкурсах, фестивалях, проводимых через интернет-ресурсы. 7. Посещение уроков коллег и участие в обмене опытом. 8.Повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры. 9. Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег. 10. Организация внеклассной деятельности по предметам. 11. Участие в семинарах, педсоветах, мастер-классах, конференциях. 12. Проведение предметной декады. | регулярно регулярно регулярно в течение уч. года регулярно регулярно по плану регулярно по плану по плану по плану апрель |
Психолого-педагогические | 1. Совершенствование своих знаний в области классической и современной психологии и педагогики. 2. Изучение современных психологических и педагогических методик. | регулярно регулярно |
Методические | 1.Совершенствование знаний современного содержания образования учащихся по физике, информатике и ИКТ. 2. Изучение прогрессивного опыта коллег новым формам, методам и приёмам обучения. 3.Организация работы с одарёнными учащимися, участие на научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. 4. Изучение опыта работы учителей филиала, республики, страны через Интернет. 5. Посещение уроков коллег и участие в обмене опытом. 6. Периодический самоанализ профессиональной деятельности. 7.Пополнение собственного пакета сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке, внеклассных мероприятий по преподаваемым предметам. 9.Проведение открытых уроков для коллег. 10.Проведение предметной декады. 12. Выступление на педсовете по учебной проблеме «Возможности информационных технологий обучения в процессе формирования и развития универсальных учебных действий учащихся на уроках информатики и ИКТ» 13.Мастер-класс для коллег по теме самообразования. 14. Участие в фестивале педагогических идей. 15. Расширение личной методической веб-страницы (мини-сайт на сайте работников образования). | регулярно регулярно по плану регулярно по плану регулярно регулярно по плану апрель ноябрь март июнь регулярно |
Информационно-компьютерные технологии | 1.Сбор и анализ в Интернете информации по физике, информатике, психологии, педагогике, новых педагогических технологиях. 2. Изучение информационно-компьютерных технологий и внедрение их в учебный процесс. 3.Расширение личной методической веб-страницы (мини-сайт на сайте работников образования). 4.Контакт через электронную почту для обмена опытом с коллегами- единомышленниками. 5. Оказание методической помощи учителям- предметникам работе с ИКТ. | регулярно регулярно регулярно регулярно по необходимости |
Охрана здоровья | 1.Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий. 2. Ведение здорового образа жизни и его агитация среди учащихся. 3. Выполнение инструкций по ТБ на уроках физики и информатики. . | регулярно регулярно регулярно |
- Этапы работы над темой самообразования
Этапы | Содержание работы | Сроки |
|
| |
II. Диагностический |
| |
III. Прогностический |
| |
IV. Практический |
( проектов) в классах 6.Участие в педосветах, методсеминарах, мастер-классах олимпиадах и творческих конкурсах 7.Пройти переаттестацию по физике. 8.Работать над обогащением Портфолио учителя и творческой лаборатории на уровне требований современности. | |
VI. Обобщающий |
|
- Источники самообразования
- Телевидение
- Газеты, журналы
- Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
- Интернет
- Видео, аудио информация на различных носителях
- Мероприятия по обмену опытом
- Курсы повышения квалификации
- Изучаемая литература
1. Оспенникова Е.В. «Использование ИКТ в преподавании физики в средней общеобразовательной школе».
Москва. «Бином»,2011г.
2.Лымарёва Н.А. «Проектная деятельность учащихся. Физика.9-11 классы». Волгоград. «Учитель»,2008г.
3. Черненко О.Н. «Информационные технологии в учебном процессе». Волгоград. «Учитель»,2007г.
Электронные носители и интерактивные курсы:
Microsoft Excel 2007.
Microsoft Word 2007.
Microsoft Access 2007.
Microsoft Power Point 2007.
Microsoft Publisher 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны. Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...
План работы учебного кабинета и план самообразования
В план работы учебного кабинета входит: оборудование кабинета (средства обучения, методическое обеспечение, экзаменнационный материал и проверочные работы, библиотека кабинета), план работы кабинета (...
Үзүсеш планы - план самообразования
Укытучының үзүсеш планы киләсе 5 елга (2018 - 2023 еллар) исәпләнеп төзелә. Әлеге план буенча укытучы үз белемен күтәрү өстендә оештырылган чараларны планлаштыра...
План самообразования (образец) и ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА к плану самообразования (образец)
Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации...
Программа самообразования / План самообразования
Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...
Программа самообразования / План самообразования
Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные технологии обучения в работе учите...
Перспективный план и план самообразования учителя физики
Перспективный план и план самообразования учителя физики...