Рабочая программа в соответствии с ФГОС.8 класс. МБОУ "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа"
календарно-тематическое планирование по физике (8 класс) по теме

Цырендоржиева Виктория Николаевна

Рабочая программа в соответствии с ФГОС.8 класс. МБОУ "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа"

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.1. Нормативные документы:

     Рабочая программа по физике для 8 класса  МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» разработана в соответствии:

  • c Федеральным законом  № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»: статья 2 (п. 9, п. 10),  статья 47 (п. 3 пп.5, ст. 48 п. 1 пп. 1), статья 28;
  • с типовым положением о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждений (в ред. Постановлений Правительства РФ от 09.09.96 №1058, от 20.07.2007 «459, от 18.08.2008 №617)
  • с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего   образования (ФГОС ООО, М.: «Просвещение», 2012 год);
  • с авторской программой  (Е.М. Гутник, А.В. Перышкин  Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7-11 кл./ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа, 2010. – 334с.);
  • с примерными программами по учебным предметам. Физика. 7-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. -48 с. – (Стандарты второго поколения);
  • с учебным планом МБОУ «В(С)ОШ» МО «Еравнинский район» на 2013-2014 учебный год;
  • с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами САНПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утверждённые постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированные в Минюсте России 3 марта 2011 г. N 19993.

1.2. Сведения о программе.

       Рабочая программа составлена на основе авторской программы:  Е.М. Гутник, А.В. Перышкин.  Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7-11 кл./ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа, 2010. – 334с.), в соответствие с которой написан учебник. А.В.Перышкин.  Физика 8 класс. «Дрофа» 2009-2013г.

       Программа адресована для   учащихся 8 класса МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» МО «Еравнинский район».

1.3. Обоснование выбора программы.

     Для реализации программы используется учебник «Физика. 8 класс»,  автор А.В.Перышкин. «Дрофа» 2009-2013г. (Федеральный перечень учебников раздел «Рекомендовано» позиция перечня № 1247).

В учебно-методический комплекс входят также программа курса, методическое пособие для учителя, сборник вопросов и задач по физике для основной школы авторы В.И.Лукашик., Е.В.Иванова. Изложение учебного материала в учебнике соответствует авторской программе курса физики в основной школе.

Особенностью данного учебника являются:

  • последовательное и логическое изложение учебного материала;
  • изучаемый материал соответствует возрасту обучающихся;
  • использование двух самостоятельных, взаимодействующих информационных рядов – вербального и визуального;

1.4. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

• воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

• применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

     Эти цели достигаются благодаря решению следующих задач:

•        знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования физических явлений;

•        овладение учащимися общенаучными понятиями: явление природы, эмпирически установленный факт, гипотеза, теоретический вывод, экспериментальная проверка следствий из гипотезы;

•        формирование у учащихся умений наблюдать физические явления, выполнять физические опыты, лабораторные работы и осуществлять простейшие экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, оценивать погрешность проводимых измерений;

•        приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных явлениях, о физических величинах, характеризующих эти явления.

•        понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации;

•        овладение учащимися умениями использовать дополнительные источники информации, в частности, всемирной сети Интернет.

НРК. Обновление содержания образования и воспитания предполагает учет национальных, региональных и местных социокультурных особенностей. Восстановление многовековой народной мудрости направлено на развитие духовной и нравственно-эстетической культуры человека. Становятся приоритетными этнопедагогические концепции, проекты, программы. Принцип региональности, заключающийся в опоре на культурные достижения, национальные традиции, нравственно-ценностные взгляды родного народа является одним из важных принципов в образовании.

       Национально-региональный компонент физического образования рассматривается как система знаний и умений, которая позволяет включить в процессе изучения отдельных разделов и тем курса физики в определенной логике необходимый объем содержания по классам, разделам, темам. К региональному компоненту содержания физики относится учебный материал, раскрывающий особенности природы, хозяйства, культуры, социальной среды с учетом специфики региона.

      Цель введения национально-регионального компонента: повышение результативности обучения и физической компетентности учащихся через овладение объемом знаний и умений как базового, так и регионального уровней физического образования.

Задача введения национально-регионального компонента: отражение специфики и особенностей Республики Бурятия и Сибирского региона.

Требования к уровню подготовки:

  • понимать сущность метода научного познания;
  • владеть основными понятиями национально-регионального компонента;
  •  приводить примеры применения законов, понятий физики национально-регионального содержания образования; объяснять результаты наблюдений и экспериментов;
  • проводить наблюдения за погодой и представлять результаты в виде моделей и отчетов;  приводить примеры экологических проблем Республики Бурятия.

1.5. Общая характеристика учебного предмета.

      Поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии, астрономии, школьный курс физики является системообразующим для всех естественнонаучных предметов.

      Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

      Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

      Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

1.6. Место учебного предмета в учебном плане.

Учебный предмет «Физика» в основной общеобразовательной школе относится к числу обязательных и входит в Федеральный компонент учебного плана.

    Рабочая программа по физике составлена на основе учебного плана МБОУ «В(С)ОШ» МО «Еравнинский район» на 2013-2014 учебный год. По данному учебному плану на изучения предмета «Физика»  в 8 классе отводится 0,15 часов в неделю, что составляет за 1 год обучения – 6 часов. В том числе количество контрольных работ – 1, количество лабораторных работ - 1, количество зачетов -1.

1.7. Формы организации образовательного процесса и технологии обучения.

     Реализация Рабочей программы строится с учетом личного опыта учащихся на основе информационного подхода в обучении, предполагающего использование личностно-ориентированной, проблемно-поисковой и исследовательской учебной деятельности учащихся сначала под руководством учителя, а затем и самостоятельной.

    Учитывая значительную дисперсию в уровнях развития и сформированности универсальных учебных действий, а также типологические и индивидуальные особенности восприятия учебного материала современными школьниками, на уроках физики предполагается использовать разнообразные приемы работы с учебным текстом, фронтальный и демонстрационный натурный и  виртуальный эксперименты, групповые и другие активные формы организации учебной деятельности.

1.8. Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.

 В задачи обучения физике входит формирование следующих метапредметных компетенций:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

1.9.  Виды и формы контроля.

Аттестация школьников, проводимая в системе, позволяет, наряду с формирующим контролем предметных знаний, проводить мониторинг универсальных и предметных учебных действий.

Рабочая программа предусматривает следующие  виды и формы контроля учащихся:

  1. Промежуточная (формирующая) аттестация:
  • лабораторно-практические работы (от 20 до 40 минут);
  • диагностическое тестирование (остаточные знания по теме, усвоение текущего учебного материала, сопутствующее повторение) – 10-15 минут.
  1. Итоговая (констатирующая) аттестация:
  • контрольные работы (45 минут);
  • устные и комбинированные зачеты (до 45 минут).

Характерные особенности контрольно-измерительных материалов (КИМ) для констатирующей аттестации:

  • КИМ составляются на основе кодификатора;
  • КИМ составляются в соответствие с обобщенным планом;
  • количество заданий в обобщенном плане определяется продолжительностью контрольной работы и временем, отводимым на выполнение одного задания данного типа и уровня сложности по нормативам ГИА;
  • тематика заданий охватывает полное содержание изученного учебного материала и содержит элементы остаточных знаний;
  • структура КИМ копирует структуру контрольно-измерительных материалов ГИА.

1.10. Требования к результатам обучения и освоению содержания курса.

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

•        сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

•        убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

•        самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

•        готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

•        мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

•        формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

•        овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

•        понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

•        формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

•        приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

•        развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

•        освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

•        формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

•        знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

•        умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

•        умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

•        умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

•        формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

•        развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

•        коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Частными предметными результатами обучения физике в  8 классе основной школы, на которых основываются общие результаты, являются:

•        процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электромагнитная индукция, отражение и преломление света, дисперсия света;

•        температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;

•        силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, направления индукционного тока от условий его возбуждения, угла отражения от угла падения света;

•        закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца;

•        понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;

•        овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;

•        умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

•        овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;

•        умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

2.                   Содержание учебного предмета

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Виды и формы контроля

Оснащение

Примечания

(демонстрации)

Глава I. Тепловые явления (1 час)

1

Внутренняя энергия. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. НРК (Вредные последствия работы ТЭЦ-1 и 2, Гусино - Озерской ГРЭС. Огонь, очаг - священен в доме бурят

1

Проблемные расчетные и качественные задачи

Презентация; виртуальный стенд

Принцип действия термометра. Теплопроводность различных материалов. Конвекция в жидкостях и газах. Теплопередача путем излучения. Явление испарения жидкости Постоянство температуры кипения жидкости. Наблюдение конденсации водяного пара на стакане со льдом.

Глава II. Изменение агрегатных состояний вещества (3 часа)

2

Плавление и отвердевание. Парообразование и конденсация

1

Проблемные расчетные и качественные задачи

Презентация; виртуальный стенд

Постоянство температуры кипения жидкости. Наблюдение конденсации водяного пара на стакане со льдом.


3

Лабораторная работа №1: «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»

1

Проверка л/р. Таблица

Учебник

Лабораторное оборудования

4

Контрольная работа №1: «Расчет количества теплоты»

1

Контрольная работа на базовом уровне (I и II варианты)

Индивидуальные карточки

Глава III.  Электрические явления (1)

5

Электрический ток. Сила тока. Электрическое сопротивление Напряжение. Закон Ома для участка цепи.

1

Проблемные расчетные и качественные задачи

Презентация; виртуальный стенд

Электризация тел.  Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа.

Проводники и изоляторы. Электростатическая индукция. Источники постоянного тока. Измерение силы тока амперметром. Измерение напряжения вольтметром. Реостат и магазин сопротивлений.

                                                                                                        Повторение (1 час)

6

Зачет по курсу 8 класса

1

Проблемные задания, физический диктант

Карточки (I и II варианты)

3.          Контрольно-измерительные материалы

КИМы (диагностическое тестирование, контрольные работы) находятся в логической связи с содержанием учебного материала и соответствуют требованиям к уровню освоения учебного предмета. А.Е.Марон, Е.А.Марон. Физика. 7 класс: учебное-методическое пособие. М.: Дрофа, 2009.-125с.

4. Оснащение учебного процесса

4.1.  Основная учебная литература для учителя:

  1. А.В.Перышкин.  Физика 8 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений.  М.: «Дрофа», 2009-2013г.
  2. В.И.Лукашик, Е.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2009-2013г.

4.2.  Основная учебная литература для учащихся:

  1. А.В.Перышкин.  Физика 8 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений.  М.: «Дрофа», 2009-2013г.
  2. В.И.Лукашик, Е.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2009-2013г.

4.3. Дополнительная литература для учителя:

  1. А.Е.Марон, Е.А.Марон. Физика. 8 класс: учебное-методическое пособие. М.: Дрофа, 2009.-123с.
  2. Куперштейн Ю.С. Физика. Дифференцированные контрольные работы. 7-11 класс. СПб. : Изд. дом «Сентябрь», 2009. 64с.
  3. 1.  Волков В.А., Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике к учебным комплектам А.В. Перышкина и С.В. Громова. 8 класс. – М.: ВАКО, 2009-2013.

4.4. Дополнительная литература для учащихся:

  1. Перельман Я.И. Занимательная физика. Кн. 1,2- М.: Наука, 1986
  2. Перельман Я.И. Знаете ли вы физику.- М.: Наука, 1986
  3. Дик Ю. И. и др. Физика. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2009.

4.5. Интернет-ресурсы

Название сайта или статьи

Содержание

Адрес

Каталог ссылок на ресурсы о физике

Энциклопедии, библиотеки, СМИ, вузы, научные организации, конференции и др.

http:www.ivanovo.ac.ru/phys

Бесплатные обучающие программы по физике

15 обучающих программ по различным разделам физики

http:www.history.ru/freeph.htm

Лабораторные работы по физике

Виртуальные лабораторные работы. Виртуальные демонстрации экспериментов.

http:phdep.ifmo.ru

Анимация физических процессов

Трехмерные анимации и визуализация по физике, сопровождаются теоретическими объяснениями.

http:physics.nad.ru

Физическая энциклопедия

Справочное издание, содержащее сведения по всем областям современной физики.

http://www.elmagn.chalmers.se/%7eigor

4.6. Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, мобильный класс (ноутбуки)

4.7. Виртуальная лаборатория -2, виртуальные стенды, портреты ученых, плакаты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа по истории в 7 классе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида разработана в соответствии  с Законом Российской Федерации «Об образовании», Тип...

Рабочая программа по истории в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа по истории в 8 классе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида разработана в соответствии  с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым пол...

Рабочая программа по истории в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа по истории в 9 классе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида разработана в соответствии  с Законом Российской Федерации «Об образовании»...

Рабочая программа по обществознанию в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа по обществознанию в 8 классе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида разработана в соответствии  с Законом Российской Федерации «Об ...

Рабочая программа по обществознанию в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа по обществознанию в 9 классе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида разработана в соответствии  с Законом Российской Федерации «Об ...

Рабочая программа по трудовому обучению. 1 класс специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Рабочая программа учебного предмета «Трудовое обучение» разработана на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы» под реда...

Рабочая программа по географии для 6 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на 2014-2015уч.г.

Рабочая программа по географии для 6 класса составлена с    учётом возрастных и психофизиологических  особенностей обучающихся с интеллектуальной недостаточно...