Рабочая программа в соответствии с ФГОС.8 класс. МБОУ "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа"
календарно-тематическое планирование по физике (8 класс) по теме
Рабочая программа в соответствии с ФГОС.8 класс. МБОУ "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma._8_kl._fizika._vechernyaya_shkola.fgos_._2013-2014_uchebnyy_god.doc | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1.1. Нормативные документы:
Рабочая программа по физике для 8 класса МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» разработана в соответствии:
- c Федеральным законом № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»: статья 2 (п. 9, п. 10), статья 47 (п. 3 пп.5, ст. 48 п. 1 пп. 1), статья 28;
- с типовым положением о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждений (в ред. Постановлений Правительства РФ от 09.09.96 №1058, от 20.07.2007 «459, от 18.08.2008 №617)
- с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО, М.: «Просвещение», 2012 год);
- с авторской программой (Е.М. Гутник, А.В. Перышкин Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7-11 кл./ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа, 2010. – 334с.);
- с примерными программами по учебным предметам. Физика. 7-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. -48 с. – (Стандарты второго поколения);
- с учебным планом МБОУ «В(С)ОШ» МО «Еравнинский район» на 2013-2014 учебный год;
- с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами САНПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утверждённые постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированные в Минюсте России 3 марта 2011 г. N 19993.
1.2. Сведения о программе.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы: Е.М. Гутник, А.В. Перышкин. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7-11 кл./ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа, 2010. – 334с.), в соответствие с которой написан учебник. А.В.Перышкин. Физика 8 класс. «Дрофа» 2009-2013г.
Программа адресована для учащихся 8 класса МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» МО «Еравнинский район».
1.3. Обоснование выбора программы.
Для реализации программы используется учебник «Физика. 8 класс», автор А.В.Перышкин. «Дрофа» 2009-2013г. (Федеральный перечень учебников раздел «Рекомендовано» позиция перечня № 1247).
В учебно-методический комплекс входят также программа курса, методическое пособие для учителя, сборник вопросов и задач по физике для основной школы авторы В.И.Лукашик., Е.В.Иванова. Изложение учебного материала в учебнике соответствует авторской программе курса физики в основной школе.
Особенностью данного учебника являются:
- последовательное и логическое изложение учебного материала;
- изучаемый материал соответствует возрасту обучающихся;
- использование двух самостоятельных, взаимодействующих информационных рядов – вербального и визуального;
1.4. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
• воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Эти цели достигаются благодаря решению следующих задач:
• знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования физических явлений;
• овладение учащимися общенаучными понятиями: явление природы, эмпирически установленный факт, гипотеза, теоретический вывод, экспериментальная проверка следствий из гипотезы;
• формирование у учащихся умений наблюдать физические явления, выполнять физические опыты, лабораторные работы и осуществлять простейшие экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, оценивать погрешность проводимых измерений;
• приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных явлениях, о физических величинах, характеризующих эти явления.
• понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации;
• овладение учащимися умениями использовать дополнительные источники информации, в частности, всемирной сети Интернет.
НРК. Обновление содержания образования и воспитания предполагает учет национальных, региональных и местных социокультурных особенностей. Восстановление многовековой народной мудрости направлено на развитие духовной и нравственно-эстетической культуры человека. Становятся приоритетными этнопедагогические концепции, проекты, программы. Принцип региональности, заключающийся в опоре на культурные достижения, национальные традиции, нравственно-ценностные взгляды родного народа является одним из важных принципов в образовании.
Национально-региональный компонент физического образования рассматривается как система знаний и умений, которая позволяет включить в процессе изучения отдельных разделов и тем курса физики в определенной логике необходимый объем содержания по классам, разделам, темам. К региональному компоненту содержания физики относится учебный материал, раскрывающий особенности природы, хозяйства, культуры, социальной среды с учетом специфики региона.
Цель введения национально-регионального компонента: повышение результативности обучения и физической компетентности учащихся через овладение объемом знаний и умений как базового, так и регионального уровней физического образования.
Задача введения национально-регионального компонента: отражение специфики и особенностей Республики Бурятия и Сибирского региона.
Требования к уровню подготовки:
- понимать сущность метода научного познания;
- владеть основными понятиями национально-регионального компонента;
- приводить примеры применения законов, понятий физики национально-регионального содержания образования; объяснять результаты наблюдений и экспериментов;
- проводить наблюдения за погодой и представлять результаты в виде моделей и отчетов; приводить примеры экологических проблем Республики Бурятия.
1.5. Общая характеристика учебного предмета.
Поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии, астрономии, школьный курс физики является системообразующим для всех естественнонаучных предметов.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
1.6. Место учебного предмета в учебном плане.
Учебный предмет «Физика» в основной общеобразовательной школе относится к числу обязательных и входит в Федеральный компонент учебного плана.
Рабочая программа по физике составлена на основе учебного плана МБОУ «В(С)ОШ» МО «Еравнинский район» на 2013-2014 учебный год. По данному учебному плану на изучения предмета «Физика» в 8 классе отводится 0,15 часов в неделю, что составляет за 1 год обучения – 6 часов. В том числе количество контрольных работ – 1, количество лабораторных работ - 1, количество зачетов -1.
1.7. Формы организации образовательного процесса и технологии обучения.
Реализация Рабочей программы строится с учетом личного опыта учащихся на основе информационного подхода в обучении, предполагающего использование личностно-ориентированной, проблемно-поисковой и исследовательской учебной деятельности учащихся сначала под руководством учителя, а затем и самостоятельной.
Учитывая значительную дисперсию в уровнях развития и сформированности универсальных учебных действий, а также типологические и индивидуальные особенности восприятия учебного материала современными школьниками, на уроках физики предполагается использовать разнообразные приемы работы с учебным текстом, фронтальный и демонстрационный натурный и виртуальный эксперименты, групповые и другие активные формы организации учебной деятельности.
1.8. Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.
В задачи обучения физике входит формирование следующих метапредметных компетенций:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
1.9. Виды и формы контроля.
Аттестация школьников, проводимая в системе, позволяет, наряду с формирующим контролем предметных знаний, проводить мониторинг универсальных и предметных учебных действий.
Рабочая программа предусматривает следующие виды и формы контроля учащихся:
- Промежуточная (формирующая) аттестация:
- лабораторно-практические работы (от 20 до 40 минут);
- диагностическое тестирование (остаточные знания по теме, усвоение текущего учебного материала, сопутствующее повторение) – 10-15 минут.
- Итоговая (констатирующая) аттестация:
- контрольные работы (45 минут);
- устные и комбинированные зачеты (до 45 минут).
Характерные особенности контрольно-измерительных материалов (КИМ) для констатирующей аттестации:
- КИМ составляются на основе кодификатора;
- КИМ составляются в соответствие с обобщенным планом;
- количество заданий в обобщенном плане определяется продолжительностью контрольной работы и временем, отводимым на выполнение одного задания данного типа и уровня сложности по нормативам ГИА;
- тематика заданий охватывает полное содержание изученного учебного материала и содержит элементы остаточных знаний;
- структура КИМ копирует структуру контрольно-измерительных материалов ГИА.
1.10. Требования к результатам обучения и освоению содержания курса.
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
• сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
• знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
• умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
• умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
• умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
• формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
• развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
• коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Частными предметными результатами обучения физике в 8 классе основной школы, на которых основываются общие результаты, являются:
• процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электромагнитная индукция, отражение и преломление света, дисперсия света;
• температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;
• силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, направления индукционного тока от условий его возбуждения, угла отражения от угла падения света;
• закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца;
• понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
• овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
• умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
• овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
• умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
2. Содержание учебного предмета
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Виды и формы контроля | Оснащение | Примечания (демонстрации) |
Глава I. Тепловые явления (1 час) | ||||||
1 | Внутренняя энергия. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. НРК (Вредные последствия работы ТЭЦ-1 и 2, Гусино - Озерской ГРЭС. Огонь, очаг - священен в доме бурят | 1 | Проблемные расчетные и качественные задачи | Презентация; виртуальный стенд | Принцип действия термометра. Теплопроводность различных материалов. Конвекция в жидкостях и газах. Теплопередача путем излучения. Явление испарения жидкости Постоянство температуры кипения жидкости. Наблюдение конденсации водяного пара на стакане со льдом. | |
Глава II. Изменение агрегатных состояний вещества (3 часа) | ||||||
2 | Плавление и отвердевание. Парообразование и конденсация | 1 | Проблемные расчетные и качественные задачи | Презентация; виртуальный стенд | Постоянство температуры кипения жидкости. Наблюдение конденсации водяного пара на стакане со льдом. | |
3 | Лабораторная работа №1: «Измерение удельной теплоемкости твердого тела» | 1 | Проверка л/р. Таблица | Учебник | Лабораторное оборудования | |
4 | Контрольная работа №1: «Расчет количества теплоты» | 1 | Контрольная работа на базовом уровне (I и II варианты) | Индивидуальные карточки | ||
Глава III. Электрические явления (1) | ||||||
5 | Электрический ток. Сила тока. Электрическое сопротивление Напряжение. Закон Ома для участка цепи. | 1 | Проблемные расчетные и качественные задачи | Презентация; виртуальный стенд | Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Электростатическая индукция. Источники постоянного тока. Измерение силы тока амперметром. Измерение напряжения вольтметром. Реостат и магазин сопротивлений. | |
Повторение (1 час) | ||||||
6 | Зачет по курсу 8 класса | 1 | Проблемные задания, физический диктант | Карточки (I и II варианты) |
3. Контрольно-измерительные материалы
КИМы (диагностическое тестирование, контрольные работы) находятся в логической связи с содержанием учебного материала и соответствуют требованиям к уровню освоения учебного предмета. А.Е.Марон, Е.А.Марон. Физика. 7 класс: учебное-методическое пособие. М.: Дрофа, 2009.-125с.
4. Оснащение учебного процесса
4.1. Основная учебная литература для учителя:
- А.В.Перышкин. Физика 8 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: «Дрофа», 2009-2013г.
- В.И.Лукашик, Е.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2009-2013г.
4.2. Основная учебная литература для учащихся:
- А.В.Перышкин. Физика 8 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: «Дрофа», 2009-2013г.
- В.И.Лукашик, Е.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2009-2013г.
4.3. Дополнительная литература для учителя:
- А.Е.Марон, Е.А.Марон. Физика. 8 класс: учебное-методическое пособие. М.: Дрофа, 2009.-123с.
- Куперштейн Ю.С. Физика. Дифференцированные контрольные работы. 7-11 класс. СПб. : Изд. дом «Сентябрь», 2009. 64с.
- 1. Волков В.А., Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике к учебным комплектам А.В. Перышкина и С.В. Громова. 8 класс. – М.: ВАКО, 2009-2013.
4.4. Дополнительная литература для учащихся:
- Перельман Я.И. Занимательная физика. Кн. 1,2- М.: Наука, 1986
- Перельман Я.И. Знаете ли вы физику.- М.: Наука, 1986
- Дик Ю. И. и др. Физика. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2009.
4.5. Интернет-ресурсы
Название сайта или статьи | Содержание | Адрес |
Каталог ссылок на ресурсы о физике | Энциклопедии, библиотеки, СМИ, вузы, научные организации, конференции и др. | |
Бесплатные обучающие программы по физике | 15 обучающих программ по различным разделам физики | |
Лабораторные работы по физике | Виртуальные лабораторные работы. Виртуальные демонстрации экспериментов. | |
Анимация физических процессов | Трехмерные анимации и визуализация по физике, сопровождаются теоретическими объяснениями. | |
Физическая энциклопедия | Справочное издание, содержащее сведения по всем областям современной физики. |
4.6. Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, мобильный класс (ноутбуки)
4.7. Виртуальная лаборатория -2, виртуальные стенды, портреты ученых, плакаты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Рабочая программа по истории в 7 классе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Тип...
Рабочая программа по истории в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Рабочая программа по истории в 8 классе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым пол...
Рабочая программа по истории в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Рабочая программа по истории в 9 классе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»...
Рабочая программа по обществознанию в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Рабочая программа по обществознанию в 8 классе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об ...
Рабочая программа по обществознанию в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Рабочая программа по обществознанию в 9 классе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об ...
Рабочая программа по трудовому обучению. 1 класс специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Рабочая программа учебного предмета «Трудовое обучение» разработана на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы» под реда...
Рабочая программа по географии для 6 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на 2014-2015уч.г.
Рабочая программа по географии для 6 класса составлена с учётом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся с интеллектуальной недостаточно...