Организация личностно ориентированной деятельности учащихся на уроках физики
учебно-методическое пособие по физике (8 класс) по теме
Предлагаю учебный материал для организации личностно ориентированной деятельности учащихся 8 классов на уроках физики.
Дифференцирование творческих заданий осуществляется по типам: человек-природа, человек-техника, человек-знаковая система, человек-художественный образ, человек-человек. Такие задания позволяют создать модель обучения в зависимости от индивидуальных особенностей детей, вовлекать их в такие виды деятельности, которые им ближе и предпочтительнее.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ворожцова Наталья Владимировна
учитель физики
Бюджетное образовательное учреждение г. Омска
Средняя общеобразовательная школа №37
г. Омск
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Наш знаменитый соотечественник, педагог К.Д. Ушинский отметил, что главная цель обучения и воспитания: «Дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу».
Внедрение личностно-развивающего обучения предполагает создание условий для развития самоценных форм активности учащихся, т.е. составления таких развивающих заданий, которые приводят к самостоятельному открытию и приобретению нового опыта. Такой личностно ориентированный подход имеет в своей основе ряд принципов.
Принцип вариативности характеризуется использованием в процессе обучения не однотипных, равных для всех, а различных моделей обучения в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их опыта.
Принцип синтеза интеллекта, аффекта и действия предполагает использование таких технологий обучения, которые вовлекали бы детей в процесс познания, совместного действия и эмоционального освоения мира.
Принцип приоритетного старта предполагает вовлечение детей в такие виды деятельности, которые им приятнее, ближе, предпочтительнее. Этот принцип позволяет учитывать, что является самоценным для самого ребенка, что ему уже удалось освоить.
Хорошую аналогию привел в своей лекции для первокурсников физико-технического факультета МГУ П.Л. Капица: «Положим, вам нужно попасть на Красную площадь из какой-нибудь части Москвы в определенное время. Один из вас, чтобы попасть туда запомнит название улиц, будет смотреть, искать эти названия и идти по таким-то улицам. Другой запомнит расположение улиц, план улиц, но не их названия и будет ориентироваться по зрительной памяти. Третий просто запомнит направление и, посмотрев на солнце, тоже сможет придти на Красную площадь. Все, что требовалось от них – вовремя попасть на Красную площадь – они выполнили. Так и вам требуется понять законы физики, а как вы будете ориентироваться в них – это ваше дело. Дело преподавателя – дать вам полную свободу воспринять науку физику, как каждому из вас легче. Но следует упомянуть еще об одном способе передвигаться по городу: это просто взять такси, сказать адрес и поехать.. Такое восприятие может быть и в науке, если вы возьмете какой-нибудь учебник и заучите его наизусть, и будете думать, что вы овладели наукой. Вот с таким методом мы будем серьезно бороться».
На своих уроках я предлагаю учащимся на выбор ряд заданий, создающих условия для саморазвития их творческой индивидуальности.
* Если учащийся любит работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, то его любимые занятия можно отнести к типу «человек – природа». Психологические особенности таких учащихся: развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, терпение, настойчивость.
* Если учащемуся нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если он делает модели, разбирается в бытовой технике, если ему нравится ремонтировать машины, то его можно отнести к типу «человек – техника». Психологические особенности таких учащихся: хорошая координация движений, точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие; развитое техническое и творческое мышление и воображение; умение переключать и концентрировать внимание; наблюдательность.
* Если учащийся любит выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать разные сведения, составлять программы, то его увлечения можно отнести к типу «человек – знаковая система». Психологические особенности таких учащихся: хорошая оперативная и механическая память; способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном материале; хорошее распределение и переключение внимания; аналитические способности, усидчивость, терпение; логическое мышление.
* Если учащемуся свойственно глубокое эмоциональное восприятие действительности; художественные способности; развитое зрительное восприятие; творческое воображение и интуиция, то ему следует предложить задания типа «человек – художественный образ», связанные с сочинением, рисованием, музыкой, фотографией, танцами.
* Если учащийся ориентирован на общение и взаимодействие с людьми, обладает явно выраженными коммуникативными способностями, чувствует и понимает других людей; умеет слушать и убеждать товарищей; стремится им помочь, а иногда воспитывает и поучает их, то его заинтересуют задания типа: «человек – человек», связанные с организацией и проведением игр, викторин, конференций, экскурсий, походов.
ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА Ведение метеорологического дневника,
сбор коллекций минералов, проведение
экологической экспертизы, составление
сборников: «В мире удивительных
фактов», «Очевидное-невероятное»,
объяснение народных примет о погоде
ЧЕЛОВЕК – ТЕХНИКА Конструирование приборов, создание
макетов, изготовление стендов, ремонт
бытовой техники, выполнение серии
опытов, решение изобретательских
задач
ЧЕЛОВЕК – ЗНАКИ Алгоритмизация задач, составление
опорных конспектов, выполнение
вычислений и систематизация
материала в виде таблиц, графиков,
диаграмм, составление тестов,
диктантов, ведение информационного
журнала «Новости науки и техники»,
создание презентаций
ЧЕЛОВЕК – ОБРАЗ Сочинение физических сказок, загадок,
научно-фантастических рассказов,
подборка стихов о физических
явлениях, участие в спектаклях,
создание фильмов, выполнение
рисунков и иллюстраций, создание
учебных комиксов, и подготовка
музыкального сопровождения урока
ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК Участие в проведении деловых игр:
судов, аукционов, справочных бюро
пресс-конференций, диспутов;
аннотация на выступление товарища,
урок учителя, рецензия научной
статьи, организация и проведение
экскурсий, походов, изучение
биографий ученых-физиков
Интересы личности обеспечивают ее активность и проявление познавательных потребностей. Выбранное задание становится для ребенка жизненно значимым и эмоционально привлекательным, что помогает учащемуся в его самоопределении и саморазвитии.
Приведу примеры заданий для уроков в 8 классе, проводимых по парацентрической технологии в соответствии с приведенной классификацией типов деятельности.
РАЗДЕЛ: «АГРЕГАТНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ВЕЩЕСТВ»
Задания по типу «ЧЕЛОВЕК - ПРИРОДА»
- Объясните приметы: 1. Лучина трещит – к ненастью; 2. Снег скрипит – сильный мороз; 3. Ласточки летают низко – к дождю; 4. Быстрая оттепель – долгий мороз; 5. Если лед весенний тонет – к плохому лету; 6. В мае вода в реке убывает – к сухому лету
- Подготовьте сообщения: 1.«Роль процессов испарения у растений, животных и птиц»; 2.«Необычные свойства обычной воды»; 3. «Как зимуют животные?»
- Ответьте на вопросы: 1. Почему не мерзнут животные Арктики? 2. От чего зависит климат? 3. Почему во время снегопада температура повышается, а во время ледохода – понижается? 4. Почему влажная почва промерзает меньше, чем сухая? 5. Когда легче слепить снежок: при слабом морозе или при сильном?
Задания по типу «ЧЕЛОВЕК - ТЕХНИКА»
- Изготовьте самодельные метеорологические приборы: 1. Флюгер; 2. Анемометр; 3. Психрометр; 4. Волосной гигрометр
- Решите изобретательские задачи: 1. Опустите кусочек льда в стакан с водой и попытайтесь вытащить его из воды, не беря его руками; 2. Принесите воду в решете; 3. Заставьте солнце быстрее растопить снег на пришкольном участке; 4. Как быстрее сварить картошку?
Задания по типу «ЧЕЛОВЕК – ЗНАКИ»
- Составьте 10 вопросов к графику;
- Напишите цепочку формул по теме: «Агрегатные превращения вещества»;
- Составьте кроссворд: «Физика и погода»;
- Выполните презентацию: «Облака»
Задания по типу «ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»
- Подберите загадки по теме: «Агрегатные превращения веществ»
- Напишите сценарий ( в духе мыльной оперы, детектива, триллера, комедии, трагедии) с использованием слов: парообразование, облака, роса, испарение, кипение конденсация;
- Сочините или подберите стихотворения по теме раздела;
- Сочините сказку «Приключения капельки воды»
Задания по типу «ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК»
- Проведите внеурочное мероприятие «Чаепитие на кухне», для чего разработайте задания и вопросы
- Проведите экскурсию-прогулку для наблюдения атмосферных явлений, в результате которой проведите наблюдения: 1) за облаками, оценив: количество, форму, скорость движения, высоту; 2) за туманами, оценивая: плотность, высоту, площадь и тип; 3) за осадками: росой, изморозью, инеем; 4) за солнцем, наблюдая цвет зари, наличие венцов
- Сделайте прогноз погоды на ближайшие 2-3 дня и представьте его учащимся класса.
- Проведите учебу санинструкторов: «Первая помощь при обморожении» и «Первая помощь при ожоге»
РАЗДЕЛ: «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ»
Задания по типу «ЧЕЛОВЕК - ПРИРОДА»
- Подготовьте главу в сборник «В мире удивительных фактов» об электрических явлениях в природе.
- Составьте «Книгу рекордов Гинесса» о влиянии электричества на человека.
- Соберите коллекцию минералов: «Проводники, полупроводники и диэлектрики».
Задания по типу «ЧЕЛОВЕК - ТЕХНИКА»
- Разберите устройство и почините дома испорченные бытовые электроприборы: 1. Электрический звонок; 2. Электрический чайник; 3. Электрический утюг.
- Ознакомьтесь с электрической сетью в своей квартире и ответьте на вопросы: 1. Какие приборы в вашей квартире включены последовательно, а какие параллельно относительно друг друга? 2. Где находятся главные предохранители в вашей квартире? Каково их устройство? 3. Пробки в квартире могут перегореть при исправной электропроводке при отсутствии замыкания. По какой причине? 4. Какие бытовые электроприборы потребляют большой ток, а какие – маленький? 5. Почему при включении в квартирах утюга или электрической плитки горящие лампочки уменьшают свою яркость? 6. Рассмотрите провода, применяемые в комнатах, в коридорах, на лестнице. Почему их толщина различна? 7. Рассмотрите счет за электроэнергию, определите потраченную электроэнергию за месяц и рассчитайте плату.
- Изучите инструкцию к сетевому фильтру Pilot- S и заполните таблицу:
Название Назначение Принцип Применение Правила
действия пользования
Задания по типу «ЧЕЛОВЕК – ЗНАКИ»
- Составьте алгоритм решения задач по электричеству
- Составьте инструкцию: «Правила ТБ при работе с электроприборами»
- Выполните презентацию: «Молния»
Задания по типу «ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»
- Подберите или сочините загадки о бытовых электроприборах
- Сочините сказку об электризации
- Сделайте диафильм: «История создания электрической лампочки»
Задания по типу «ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК»
- Проведите аукцион с лотами: эбонитовая палочка, амперметр, вольтметр, реостат, лампочка и др.
- Выберите интересные факты из биографии следующих ученых и сделайте сообщение на уроке о них: А. Ампер, Г. Ом, А. Вольта
- Подготовьте и проведите экскурсию на электростанцию вашего города
- Примите участие в театрализованном уроке «Суд над Электризацией»
- Проведите учебу санинструкторов: «Первая помощь при ударе током»
РАЗДЕЛ: «МАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ»
Задания по типу «ЧЕЛОВЕК - ПРИРОДА»
- Сделайте сообщение на тему: «Магнитные полюса Земли».
- Подготовьте и напишите главу в сборник «В мире удивительных фактов» на тему: «Магнитные аномалии».
- Подберите фотографии магнитных явлений в природе и сопроводите их пояснениями: 1. Северное сияние; 2. Магнитные аномалии; 3. Магнитные полюса Земли; 4. Магнитные бури
Задания по типу «ЧЕЛОВЕК - ТЕХНИКА»
- Соберите электромагнит и продемонстрируйте его действие и действие аппаратов, где он применяется: 1. Телеграф; 2. Реле; 3. Сепаратор; 4. Подъемный кран; 5. Электрический звонок.
- Соберите электродвигатель и продемонстрируйте его действие и действие бытовых электроприборов, где он стоит: 1. Фен; 2. Вентилятор; 3. Электрическая бритва.
- Проведите для младших классов лекцию с демонстрациями опытов на тему: «Как устроен компас и для чего он нужен»
Задания по типу «ЧЕЛОВЕК – ЗНАКИ»
- Составьте опорный конспект по теме: «Магнитные явления»
- Выполните презентацию: «Северное сияние»
- Составьте тест на тему: Магнитные явления»
Задания по типу «ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»
- Сочините сказку о магнитных явлениях
- Сочините научно-фантастический рассказ «Как Земля потеряла свое магнитное поле»
- Выполните серию рисунков на тему: «Земля – большой магнит»
Задания по типу «ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК»
- Проведите социологический опрос на тему: Влияние магнитных бурь на ваше здоровье»
- Сделайте сообщение об ученых-изобретателях: Э.Х. Ленц; Б.С. Якоби
РАЗДЕЛ: «СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ»
Задания по типу «ЧЕЛОВЕК - ПРИРОДА»
- Ответьте на вопросы: 1. Почему непрозрачен туман – ведь он состоит из мельчайших капелек прозрачной воды? 2. Почему почва или асфальт кажутся нам более темными, когда они смочены? 3. Почему искрится и сверкает снег на солнце? 4. Почему рассветает раньше, чем взойдет солнце? 5. От чего зависит размер тени? 6. Является ли Луна источником света?
- Пронаблюдайте, опишите и объясните вид Солнца в разное время года и в разное время суток.
- Найдите видеоматериал и сделайте фильм: «Живые источники света»
Задания по типу «ЧЕЛОВЕК - ТЕХНИКА»
- Проделайте цикл лабораторных работ «Изучение свойств глаза»: 1. Обнаружение слепого пятна; 2. Изменение размера зрачка; 3. Аккомодация глаза и определение точек ясного видения; 4. Наблюдение изображения на сетчатке глаза.
- Разберите устройство и продемонстрируйте действие следующих оптических приборов: 1. Лупа; 2. Фотоаппарат; 3. Проекционный аппарат; 4. Бинокль; 5. Телескоп; 6. Микроскоп.
Задания по типу «ЧЕЛОВЕК – ЗНАКИ»
- Составьте кроссворд по теме: «Световые явления»
- Придумайте закодированное сообщение, которое можно прочитать с помощью зеркала.
- Подумайте и покажите графическим построением, как можно изменить размер изображения, получаемого с помощью собирающей линзы?
- Нарисуйте ход лучей в рассеивающей линзе.
Задания по типу «ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»
- Сочините сказку о мальчике, который боялся темноты, включив в текст как можно больше источников света.
- Подберите пословицы и поговорки со словом «свет».
- Напишите научно-фантастический рассказ «Когда угасло Солнце»
Задания по типу «ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК»
- Проведите социологический опрос среди учащихся на тему: «Зрение человека и очки» с последующей беседой врача: «Как сохранить зрение»
- Проведите экскурсию в планетарий «Свет далеких звезд» с наблюдением звездного неба в телескоп.
- Подберите материал и проведите конференцию «Из тьмы к свету» об электрификации страны
Такие задания помогают учащимся самоопределиться, сделать правильную самооценку и выбрать задание согласно своим наклонностям и способностям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта по теме: «Личностно-ориентированный подход как условие активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках физики»
В современной педагогике появились все основания для того, чтобы перейти от внешней эффективности передачи знаний к изучению более глубоких оснований знания. Процесс проникновения в глубину позволяет ...
Доклад "Организация активной учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках физики"
В докладе представлены различные методы организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках физики и информатики...
Модульная организация индивидуально – личностного развития каждого учащегося на уроках физики
В данной методической разработке дана характеристика модульной технологии. Модульная технология определяет четкую структуру урока, дает учителю возможность «видеть» весь класс, работать индивидуально...
Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся на уроках физики «Лабораторная работа без описания»
Методическая разработка метода...
«Дополнительное образование в школе, как средство развития личностно-ориентированной деятельности учащихся.»
В настоящее время сферу внешкольной деятельности педагога называют дополнительным образованием детей, и она выходит далеко за рамки традиционных внеклассных мероприятий, которые обычно направлены на р...
Статья "Урок-экскурсия - как форма интерактивных технологий, способствующая эффективному решению образовательных задач, развитию коммуникативных умений и навыков, организацию личностно-мотивированной деятельности учащихся".
Данная статья содержит материал из опыта работы учителя по использованию интерактивных форм обучения в преподавания английского языка. Отдельно рассматривается урок-экскурсия как одна из самых эффекти...
Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках по иностранному языку в школе в контексте личностно-ориентированного подхода в обучении.
Проектно-исследовательская деятельность представляет собой образовательную технологию, предполагающую решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством учителя, в ходе которой ре...