Модульная организация индивидуально – личностного развития каждого учащегося на уроках физики
методическая разработка по физике (8 класс) на тему

Калюжная Наталья Алексеевна
В данной методической разработке дана характеристика модульной технологии. Модульная технология определяет четкую структуру урока, дает учителю возможность «видеть» весь класс, работать индивидуально с каждым учеником, оказывать помощь отстающим. В приложении имеется набор модулей по физике 8 класс тема "Изменение агрегатных состояний вещества"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Степная средняя общеобразовательная школа № 14

Методическая разработка по теме:

«Технология модульного обучения на уроках физики»

                                                             

                                                 

                                                               

    Выполнила:

                                                                                   Учитель физики

                                                                         МБОУ Степная СОШ № 14

                                                                           Калюжная Наталья

                                                                          Алексеевна

Модульная организация индивидуально – личностного развития каждого учащегося на уроках физики

Калюжная Наталья Алексеевна

МБОУ Степная СОШ № 14

Поскольку модульное обучение в качестве одной из основных целей преследует формирование у ученика навыков самообразования, весь процесс строится на основе осознанного целепологания и самоцелепологания с иерархией ближних (знаний, умения и навыки), средних (общеучебные умения и навыки) и перспективных (развития способностей личности) целей. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Названный метод обеспечивает возможность выбора обучаемым пути движения внутри модуля.

   М.Н.Скаткин отличает, что отрицательное влияние на формирование мировоззрения и категориального строя мышления уч-ся, на развитие интереса к учению у них вызывает "перегрузка излишними малозначительными подробностями". "Подробности не только увеличивают бесполезную работу памяти, но и заслоняют главное, из-за деревьев школьники перестают видеть лес".

   Модульная система организации учебно-воспитательного процесса, ориентируясь на развитие ребенка, предполагает в начале каждого цикла (этапа) деятельности обязанность мотивационного этапа, ученик самостоятельно осознает, какую информацию и для чего он осваивает. Взаимосвязанные мотивационные этапы обеспечивают от знаний к умениям. Многократно повторяющаяся учебная деятельность  уч-ся в ходе самостоятельной работы переводит умения в навыке. На всех этапах учитель выступает как организатор,  руководитель процесса, а ученик выполняет роль самостоятельного исследователя последовательности проблем, разрешения которых приводит к заранее определенной структуре знаний, умений и навыков.

Модульный блок – цикл. Основа современного учебного плана – урок. Модуль должен соответствовать по времени его освоения уроку или занятию, так как эффективность работы с одним модулем может быть снижена при его разрыве на несколько уроков или занятий. Системная работа по модульной программе предусматривает четкое структурирование курса по темам, урокам и количеству часам.

Внутри отдельной темы модульные уроки автономны и в то же время взаимозаменяемы, то есть представляют собой цикл.

Модульная технология настолько гибка, что вбирает в себя идеи и разработки других технологий, например КСО (коллективного самообразования).

Инструкция модуля может предполагать:

  • Индивидуальную самостоятельную работу ученика;
  • Партнерскую работу в парах;
  • Работу в группе.

Все три формы играют важную роль, так  как для модульной технологии характерна индивидуализация программы.

Задачи ученика при работе с модулем:

  •  Цели усвоения модуля (урока) у каждого УЭ
  • Задания для выполнения разного уровня сложности.
  • Материалы для работы (ссылки на источники, приложения)
  • Указания на вид и форму работы (как овладеть учебным материалом: выучить конспект, решить задачу и т.д.)
  • Контроль, определяющий степень усвоения учебного материала (письменный или устный контроль учителя, самоконтроль, взаимный контроль и т.д.)

В чем состоит преимущество модульной технологии по сравнению с другими технологиями :

  1. Возможность работать самостоятельно с дифференцированной программой;
  2. Возможность вернуться к учебному материалу, если в этом есть необходимость;
  3. Возможность работать дома в случае пропусков по болезни;
  4. Комфортная обстановка на уроке (индивидуальный темп, «мягкий» контроль);
  5. Развитие личностных качеств школьников (самостоятельности, учений ставить цели, планировать, организовывать и оценивать свою деятельность);
  6. Консультирование и дозированная персональная помощь от учителя.

Задачи учителя:

  1. Разработка инструкций модулей
  2. Оказание индивидуальной помощи, поддержание темпа урока, управление учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули.
  3. Уточнение модулей при практической работе с ними
  4. Контроль и коррекция усвоения знаний, умений и навыков

Модульная технология определяет четкую структуру урока, дает учителю возможность «видеть» весь класс, работать индивидуально с каждым учеником, оказывать помощь отстающим.

Реально внедряется дифференцированный подход к обучению каждого ученика в зависимости от уровня его умственных способностей, индивидуальных особенностей. Впоследствии формируются три категории заданий для трех групп учеников: низкого, среднего и высокого уровня обученности. Большинство учебных элементов низкого уровня обученности направлено на усвоение базовых знаний и носит репродуктивный характер. Ученикам, выполняющим задания среднего уровня, предоставляется ряд заданий, направленных на трансформацию полученных знаний. Задания высшего уровня направлены на развитие творческих способностей, мотивируют ученика излагать собственную позицию в том или ином событии или явлении.

Работа в подобном режиме требует постоянного контроля. Как правило в начале следующего урока, перед тем как изучить новый материал, ученики выполняют 10 тестовых заданий за 10 минут. На каждого ученика заведена матрица, где фиксируются выполнение всех тестов репродуктивного, развивающего и творческого характера. Это позволяет проследить траекторию успешности каждого ученика. Матрица выглядит достаточно просто – по горизонтали – дата выполнения задания, по вертикали – номер задания.

Самостоятельное изучение нового материала в режиме модельного обучения не исключает урок- лекцию, краткий вводный рассказ учителя. К примеру, при изучении сложных тем, прежде чем раздать модули, учитель предоставляет развернутый план изучения нового материала. Затем предлагается ученикам своеобразная небольшая пресс-конференция. Ученики должны сформулировать и задать учителю вопросы по новому материалу. Учитель кратко на них отвечает, подводит итоги и затем призывает приступить к работе над модулями.

Ученик может начинать освоение с любого из модулей (уроков), например с третьего, затем осваивать шестой, пятый и так весь цикл. Если при этом организовать работу в малых группах (3-6 человек), то значительно сокращается работа учителя по подготовке и распечатке модулей. Кроме того, при нехватке средств обучения, учитель может составить модули таким образом, чтобы задания, выполняемые на одиночных средствах обучения, предназначались для одного «пакета» - модуля.

Применение  технологии модульного обучения к проведению уроков по изучению физики.

(Физика 8 класс, тема «Изменение агрегатных состояний вещества»)
     1.Перед началом изучения раздела наглядно представляем и обсуждаем с учащимися перспективный план прохождения материала: последовательность тем, количество уроков по каждой теме, формы уроков. Если кабинет оснащен компьютерами и локальной сетью с выходом в интернет, то ученикам сообщается портал,
 (http://school-collection.edu.ru –сайт единая коллекция цифровых образовательных ресурсов) на котором можно изучать данный материал, ссылки указаны в модулях. Данный вид изучения материала с использованием информационных форм обучения очень эффективен, так как виртуально проводятся интерактивные опыты, которые наглядно демонстрируют ту или иную физическую зависимость.

 
Каждый ученик получает модульное пособие для индивидуальной работы или комплект дидактических материалов, входящих в модуль: 

маркированный список

-опорный конспект содержания всего блока или его относительно законченных частей;

маркированный список

-программа изучения "учебных элементов" ( содержательных единиц стандарта образования);

маркированный список

-"Зачетный лист" с "Проверочной работой" для текущего контроля и самоконтроля и уровневыми критериями;

маркированный список

-карточки для закрепления и взаимоконтроля;

маркированный список

-образец итоговой контрольной работы или вопросы и задания для зачета;

маркированный список

-"решебник" для самоконтроля с образцами решений и ответами;

маркированный список

-задания творческого характера для свободного выбора.

Это модульное пособие находится у ученика в постоянном пользовании в классе и дома, и он сам планирует работу с ним: над какими-то заданиями поработает дополнительно дома, какие-то попытается выполнить с опережением и т.д. Специального обязательного домашнего задания по этой технологии не предусматривается. Благодаря модулю ученик определяет его себе сам.

Напоминаю учащимся или уточняем методику работы с модулем: как будет проходить индивидуальная, коллективная, фронтальная работа в классе в соответствии с планом, представленным в "Программе" модуля, как будет использоваться "Проверочная работа" и осуществляться текущий и итоговый контроль.
         2. Начинаем изучение содержания блока с лекционного изложения материала в целом с использованием опорного конспекта. Вначале, обычно, создается проблемная ситуация, мотивирующая потребность в изучении данного раздела физики. Затем излагаю и разъясняю лишь общую структуру содержания, основные понятия, логические связи, трудные для восприятия моменты, обобщенные способы, особенно методы выведения некоторых формул. Ученики в это время следят за изложением по своему опорному конспекту.
        3. Более детальное изучение материала ученики обычно осуществляют самостоятельно по учебнику в соответствии с планом, записанным в программе модуля. В случае затруднений ученики могут совещаться или обращаться за помощью к учителю. При типичных затруднениях обсуждаем изучаемое у доски.
       4. Закрепление материала провожу по заданиям карточек и "Проверочной работы". Чтобы эта работа проходила живо, заинтересованно использую методику работы в парах сменного состава, групповые виды работ, парную работу соседей по парте. Простое упражнение обогащается при этом взаимообучением и оперативным взаимоконтролем. Оценивание при этом производится только содержательное (учитываются правильно или неправильно выполненные задания).
      5. Отметки выставляю только итоговые - по результатам изучения всего модуля и его смысловых частей (микромодулей). Отметку за микромодуль ставлю по результатам текущих зачетов по заданиям "Проверочной работы", которые ученик может сдавать по частям по мере готовности. Уровень заданий ученик выбирает сам, сообразуясь со своим желанием и заранее известными ему критериями: если он выполняет только обязательные задания , то может рассчитывать лишь на 3 балла, если в дополнение к ним справляется с заданиями более сложными , но основанными на знании способа, получает 4 балла и если, наконец, он выполняет задания, требующие самостоятельности мышления , получает 5 баллов. Методику приема зачетов использую как традиционную (устные ответы, решение задач у доски, письменные тесты), так и нетрадиционную: ученики, раньше других отлично отчитавшихся по микромодулю, получают право принять зачет у одноклассников.
        6. Перед итоговой контрольной работой провожу обобщающее занятие. Оно может проходить в самых разнообразных формах. Я  апробировала такие:
       Класс разбивается на группы (по два рядом стоящих стола), и каждая группа получает задание систематизировать знания по одному из разделов блока, изобразить их в виде опорной схемы и представителю группы выступить с обобщающим сообщением. Иногда вместо выступления опорная схема изображается на доске или фломастерами на листе бумаги и прикрепляется к доске. Затем выступления или опорные схемы обсуждаются и делается итоговый вывод (вначале одним из учеников, и окончательно - учителем).
       Занятие проходит в виде конференции, на которой учащиеся выступают с докладами, рефератами по темам, углубляющими и расширяющими знания по изучаемому разделу. Обычно это темы по истории физических открытий и из жизни известных физиков, по проблемным ситуациям, связанным с поиском решения нестандартных задач, по прикладным проблемам физики.
         Занятие проходит в виде конкурса занимательных, нестандартных, исторических задач, которые дети разыскивают в дополнительной литературе или сочиняют сами. Задачи оформляются на альбомных листах. Автор задачи предлагает ее для решения классу.
        7. Итоговую отметку за весь модуль выставляем по результатам итоговой контрольной работы по тем же критериям, что и для зачетов. Тот, кто не удовлетворен своей отметкой, получает шанс (только один !) ее улучшить, пересдав в увеличенном объеме ту ее часть, которая снизила результат.

Модуль 1

Плавление и отвердевание. График плавления. Удельная теплота плавления.

УЭ

Уч.материал с указанием задания

Рук-во  по усв. учебного материала. Время. Баллы.

Зачетка

УЭ-0

Цель: раскрыть и отработать понятия:дискретное строение в-ва, непрерывное и хаотичное движение частиц в-ва, плавление и кристаллизация, преобразование энергии при изменениях агрегатных состояний в-ва

Тема и цель на доске. 2 минуты

УЭ-1 актуализаия знаний

Цель: увидеть значимость темы. Примеры из окружающей среды

Прослушать сведения, предлож. учителем

УЭ-2 изучение нового материала

Цель: самостоятельно усвоить понятие плавление, температура плавления, плавление на основе теории молекулярно – кинетической теории, отвердевание температура отвердевания (кристаллизация), когда происходит поглощение и выделение энергии; удельная теплота плавления, формула для вычисления количества теплоты для плавления.

Задание 1. Усвоить определение плавление и температуры плавления. Для этого провести опыт № 1.(положить во внутренний стакан калориметра 80 грамм толченого льда. Опустить в него термометр. Наблюдать за температурой льда через каждые 2 минуты, пока лед не растает. Результат записать в таблицу № 1.(см приложение табл.1). по этим данным построить график. Записать вывод. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b797a-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_2.swf

Задание № 2.

Усвоить понятие отвердевания и температуры отвердевания. Для этого воспользоваться стр.42 учебника. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b797a-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_2.swf

Задание № 3

Научиться по графику плавления определять  какие процессы происходят с веществом в разные временные отрезки. Для этого рассмотреть график на рис.16 (стр.33 учебника). Изучить его и текст, относящийся к нему и ответить письменно на вопросы:

-что происходит с водой в отрезки времени, соответствующие каждому из участков графика

-как по графику можно судить об изменении температуры вещества при нагревании и охлаждении

-какие участки графика соответствуют плавлению и отвердеванию

-почему эти участки параллельны оси времени http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b797a-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_2.swf

Задание №4

Рассмотреть плавление с молекулярной точки зрения и ввести понятие удельной теплоты плавления, единицы измерения. Для этого воспользоваться материалом стр 34-35 учебника, электронным учебником.

Задание № 5

Выучить формулу определения количества теплоты, необходимого для плавления и рассмотреть пример решения задачи на стр. 36-37 учебника. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b797b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_3.swf

15 мин

УЭ-4 самокон-

троль

Цель: продолжить формировать навыки самоконтроля и дальнейшей корректировки знаний.

Задание №1.Используя текст учебника стр.32 и табл.№3 выполните Упр 7 (3,5) в тетради

Задание №2.используя табл.№3 стр.32уч., табл.№4 стр.37 выполнить Упр 8(4) в тетради

Задание №3. Используя формулу для расчета количества теплоты (стр.36) и данные из табл.3стр32,табл.4 стр.37 и табл.№1 стр.21 выполнить Упр 8 (5) в тетради)

Выполнив работу, поднимите руку для получения эталона, по которому проверьте ее. Каждый правильный ответ оцените в 5 баллов.

По окончанию подсчитайте сумму набранных баллов и полученную оценку за урок поставьте в зачетку.

Если вы набрали 20-30 баллов –«5»

Если набрали 15-19 баллов –«4»

Если набрали 10-15 баллов «3»

Меньше 10 баллов – «2»

Согласно полученной оценки, выберите д/з

5-сообщен на тему «Аморфные тела»стр.183

4-повторить §13-15

3-выучить

§13-15

Упр7(1,2)

Упр 8(3,4)

Модуль 2Решение задач.

УЭ

Уч.материал с указанием задания

Рук-во  по усв. учебного материала. Время. Баллы.

Зачетка

УЭ-0

Цель: закрепить понятия: плавление и кристаллизация, преобразование энергии при изменениях агрегатных состояний в-ва, удельная теплота плавления.

Сформировать умения: сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать

Тема и цель на доске. 2 минуты

УЭ-1 проверка д/з

Цель: проверить усвоение предыдушей темы, знание формулы на расчет кол-ва теплоты, необходимой для плавления,  понятия удельной теплоты плавления.

Работа с карточками

Работа всего класса с учителем:

Задание 1

Конкурс:Кто больше задаст вопросов и ответит на них. Пользуясь ОК и учебником составить вопросы по теме (работа по группам)

10 мин.

За заданный вопрос и полученный ответ, спращивающ. и отвечающий получают по 5 баллов.  в зачетку

УЭ-2

Самоконтроль и закрепление

Цель:закрепить понятие плавление, температура плавления,  отвердевание, температура отвердевания (кристаллизация), когда происходит поглощение и выделение энергии; удельная теплота плавления, формула для вычисления количества теплоты для плавления.

Решение задач. Задачи помечены значками. Те задачи, которые помечены буквой B – относятся к задачам низкого уровня (оцениваются 2 баллами), которые помечены D – средний уровень (оцениваются 4 баллами), и  буквой F задачи высокого уровня ( оцениваются 7 баллами)

Задача 1.(B) тающий лед принесли в помещение, температура которого 0С. Будет ли  лед в этом помещении продолжать таять?

Задача № 2(В).

Назовите процессы, которые надо провести, чтобы расплавить лед массой 3 кг, взятый при температуре-10С. Какое кол-во теплоты при этом потребуется?

Задача № 3 (В)

Ученик на вопрос учителя «что значит, что удельная теплоемкость стали равна 0,84*105 Дж/кг?» ответил: «Это значит, что для плавления стали, ей надо передать 0,84*105 Дж теплоты». Правильно ли ответил ученик?

Задание №4(D)

Что больше охладит воду: кусок льда при температуре 00С или вода той же массы при той же температуре. Ответ поясните.

Задание №5(D)

На рисунке (учебник стр.38,рис. 17) изображены графики зависимости изменения температуры от времени двух тел одинаковой массы. У какого из тел выше температура плавления? У какого тела больше удельная теплота плавления?

Задание № 6( F)

По графику зависимости температуры олова от количества теплоты, полученной от нагревателя, ответьте на вопросы:

  1. Какому процессу соответствует участок 1?
  2. Какому процессу соответствует участок 2?
  3. Какова начальная температура олова?
  4. Какова температура плавления олова?
  5. Какова температура олова в конце процесса плавления?
  6. Какое количество теплоты пошло на нагревание олова до температуры плавления?
  7. Какова масса олова?
  8. Какое кол-во теплоты израсходовано на плавление олова?
  9. Какова масса расплавленного  
  10.                      олова?

   

             t, 0C                              

                232               2

                       1

      32

                            9,2          68,2       Q, Дж

20 минут

Выполнив работу, поднимите руку для получения эталона, по которому проверьте ее.

За каждую правильно решенную поставьте соответ. баллы

УЭ-3

Дополнительное образование        

Выступление по теме «Аморфные тела»,

«Плавление аморфных тел»

5 минут

За

выступление вы получаете 10 баллов

По окончанию подсчитайте сумму набранных баллов и полученную оценку за урок поставьте в зачетку.

Если вы набрали 20-30 баллов –«5»

Если набрали 15-19 баллов –«4»

Если набрали 10-15 баллов «3»

Меньше 10 баллов – «2»

Согласно полученной оценки, выберите д/з

5-сообщен на тему «Аморфные тела»стр.183

4-повторить §13-15

3-выучить

§13-15

Упр7(1,2)

Упр 8(3,4)

Модуль № 3

Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар.

УЭ

Уч.материал с указанием задания

Рук-во  по усв. учебного материала. Время. Баллы.

Зачетка

УЭ-0

Цель: раскрыть и отработать понятия:дискретное строение в-ва, непрерывное и хаотичное движение частиц в-ва, испарение, конденсация, насыщенный и ненасыщенный пар, кипение, преобразование энергии при изменениях агрегатных состояний в-ва

Тема и цель на доске. 2 минуты

УЭ-1 актуали

зация знаний

Цель: увидеть значимость темы. Примеры из окружающей среды

Формируемые умения: наблюдать, сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать.

Прослушать сведения, предлож. Учителем

3 мин.

УЭ-2 изучение нового материала

Цель:самостоятельно: усвоить понятия парообразование (испарение, насыщенный и ненасыщенный пар, кипение); выяснить как изменяется энергия при испарении и конденсации.

Задание 1. Рассмотреть 1-й  вид парообразования – испарение. (учебник стр. 39, определение), дать определение на основе строения вещества;

Задание № 2.

Выяснить на опыте, от каких факторов зависит испарение: опыты, которые иллюстрируют это явление.

Опыт 1- капнуть на лист бумаги по капле воды и спирта. Наблюдать, какая из жидкостей испаряется быстрее.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b797c-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_4.swf

Задание № 3

Научиться по графику плавления определять  какие процессы происходят с веществом в разные временные отрезки. Для этого рассмотреть график на рис.16 (стр.33 учебника). Изучить его и текст, относящийся к нему и ответить письменно на вопросы:

-что происходит с водой в отрезки времени, соответствующие каждому из участков графика

-как по графику можно судить об изменении температуры вещества при нагревании и охлаждении

-какие участки графика соответствуют плавлению и отвердеванию

-почему эти участки параллельны оси времени

Задание №4

Рассмотреть плавление с молекулярной точки зрения и ввести понятие удельной теплоты плавления, единицы измерения. Для этого воспользоваться материалом стр 34-35 учебника, электронным учебником.

Задание № 5

Выучить формулу определения количества теплоты, необходимого для плавления и рассмотреть пример решения задачи на стр. 36-37 учебника.

15 мин.

УЭ-3

Закрепление знаний

Цель: закрепить полученные знания путем решения качественных и количественных задач.

Работа всего класса с учителем:

Задание 1

Конкурс:Кто больше задаст вопросов и ответит на них. Пользуясь ОК и учебником составить вопросы по теме

10 мин.

За заданный вопрос и полученный ответ, спращивающ. и отвечающий получают по 5 баллов. Число набранных баллов внесите в зачетку

УЭ-4 самокон-

троль

Цель: продолжить формировать навыки самоконтроля и дальнейшей корректировки знаний.

Задание №1.Используя текст учебника стр.32 и табл.№3 выполните Упр 7 (3,5) в тетради

Задание №2.используя табл.№3 стр.32уч., табл.№4 стр.37 выполнить Упр 8(4) в тетради

Задание №3. Используя формулу для расчета количества теплоты (стр.36) и данные из табл.3стр32,табл.4 стр.37 и табл.№1 стр.21 выполнить Упр 8 (5) в тетради)

Выполнив работу, поднимите руку для получения эталона, по которому проверьте ее. Каждый правильный ответ оцените в 5 баллов.

По окончанию подсчитайте сумму набранных баллов и полученную оценку за урок поставьте в зачетку.

Если вы набрали 20-30 баллов –«5»

Если набрали 15-19 баллов –«4»

Если набрали 10-15 баллов «3»

Меньше 10 баллов – «2»

Согласно полученной оценки, выберите д/з

5-сообщен на тему «Аморфные тела»стр.183

4-повторить §13-15

3-выучить

§13-15

Упр7(1,2)

Упр 8(3,4)

Модуль 4

Кипение. Удельная теплота парообразования.

УЭ

Уч.материал с указанием задания

Рук-во  по усв. учебного материала. Время. Баллы.

Зачетка

УЭ-0

Цель: раскрыть и отработать понятия:дискретное строение в-ва, непрерывное и хаотичное движение частиц в-ва, кипение и конденсация, преобразование энергии при изменениях агрегатных состояний в-ва

Тема и цель на доске. 2 минуты

УЭ-1 актуализация знаний

Цель: увидеть значимость темы. Примеры из окружающей среды

Прослушать сведения, предлож. Учителем

3 мин.

УЭ-2 изучение нового материала

Цель:самостоятельно: усвоить понятие кипение,  кипение на основе теории молекулярно – кинетической теории, конденсация, когда происходит поглощение и выделение энергии; удельная теплота парообразования, формула для вычисления количества теплоты при парообразовании и конденсации.

Задание 1. Усвоить определение кипение и температуры кипения. Для этого провести опыт № 1.(см уч. Стр.44, рис. 19).Записать вывод. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b797d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_5.swf

Задание № 2.

Усвоить понятие  температуры кипения. Для этого воспользоваться стр.45 учебника, рассмотреть табл. № 5 и сравнить температуры кипения некоторых веществ. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b797d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_5.swf

Задание № 3

Выучить определение удельной теплоты парообразования, единицы измерения, ее физический смысл,(для этого воспользоваться учебником стр.48-49, электронным учебником), сравнить удельные теплоты парообразования некоторых вещ-в в табл. № 6 на стр.49 учебника и ответить на вопросы

- как понимать, что удельная теплота парообразования воды равна 2,3*106 Дж/кг

- у какого из приведенных в таблице № 6 веществ при обращении из жидкого состояния в пар, внутренняя энергия увеличивается больше? Ответ обоснуйте. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b797d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_5.swf

Задание № 4

Выучить формулу определения количества теплоты, необходимого для парообразования и конденсации и рассмотреть пример решения задачи на стр. 50  учебника.

15 мин.

УЭ-3

Закрепление знаний

Цель: закрепить полученные знания путем решения качественных и количественных задач.

Работа всего класса по группам

Задание 1

Конкурс:Кто больше задаст  качественных задач и вопросов  и ответит на них. Пользуясь ОК, электронным учебником  и учебником составить вопросы по теме

7 мин.

За заданный вопрос и полученный ответ, спращивающ. и отвечающий получают по 5 баллов.

УЭ-4 самокон-

троль

Цель: продолжить формировать навыки самоконтроля и дальнейшей корректировки знаний.

Задание №1.Используя текст учебника стр.50 и табл.№6 выполните Упр10 (4) в тетради

Задание №2.используя формулу для расчета теплоты на стр.50 и стр.23, табл.№6 стр.49уч., табл.№1 стр.21 выполнить Упр10(5) в тетради

Задание №3. Используя формулу для расчета количества теплоты (стр.23) и данные из табл.1стр21,табл.6 стр.49 и выполнить Упр10 (6) в тетради)

Выполнив работу-получите эталон, по которому проверьте ее. Каждый правильный ответ оцените в 5 баллов.

10 мин.

УЭ-5

Дополнительное образование

Подготовить доклад на одну из тем(по выбору)

-Как образуется роса, иней,дождь и снег

- круговорот воды в природе

-литье металлов

Выступление можно подготовить дома получаете 10 баллов за выступление

По окончанию подсчитайте сумму набранных баллов и полученную оценку за урок поставьте в зачетку.

Если вы набрали 20-30 баллов –«5»

Если набрали 15-19 баллов –«4»

Если набрали 10-15 баллов «3»

Меньше 10 баллов – «2»

Согласно полученной оценки, выберите д/з

5-сообщен на тему (см.выше)

4-повторить §18,20

3-выучить

§18,20

Упр10(1-4)

Модуль 5

Решение задач.

УЭ

Уч.материал с указанием задания

Рук-во  по усв. учебного материала. Время. Баллы.

Зачетка

УЭ-0

Цель: закрепить понятия: испарение и кипение, конденсация, преобразование энергии при изменениях агрегатных состояний в-ва, удельная теплота парообразования..

Сформировать умения: сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать

Тема и цель на доске. 2 минуты

УЭ-1 проверка д/з

Цель: проверить усвоение предыдушей темы, знание формулы на расчет кол-ва теплоты, необходимой для плавления,  понятия удельной теплоты плавления, парообразования, удельной теплоты парообразования.

Работа с карточками

Работа всего класса с учителем:

Задание 1

Составить в тетради таблицу, в которой собраны все величины, характеризующие изменение агрегатного состояния вещества.

10 мин.

УЭ-2

Самоконтроль и закрепление

Цель:закрепить понятие парообразование, температура кипения,  конденсация, когда происходит поглощение и выделение энергии; удельная теплота парообразования, формула для вычисления количества теплоты для парообразования.

Решение задач. Задачи помечены значками. Те задачи, которые помечены буквой B – относятся к задачам низкого уровня (оцениваются 2 баллами), которые помечены D – средний уровень (оцениваются 4 баллами), и  буквой F задачи высокого уровня ( оцениваются 7 баллами)

Задача 1.(B)

Задача № 2(В).

Задача № 3 (В)

Задание №4(D)

Задание №5(D)

Задание № 6( F)

20 минут

Выполнив работу, поднимите руку для получения эталона, по которому проверьте ее.

За каждую правильно решенную поставьте соответ. баллы

УЭ-3

Дополните-

льное образование

Выступление по теме

5 минут

За выступление вы получаете 10 баллов

По окончанию подсчитайте сумму набранных баллов и полученную оценку за урок поставьте в зачетку.

Если вы набрали 20-30 баллов –«5»

Если набрали 15-19 баллов –«4»

Если набрали 10-15 баллов «3»

Меньше 10 баллов – «2»

Согласно полученной оценки, выберите д/з

5-сообщен на тему «Аморфные тела»стр.183

4-повторить §13-15

3-выучить

§13-15

Упр7(1,2)

Упр 8(3,4)

Заключение

В структуре модульного пособия отражены требования и правила конструирования модуля:
- комплексная цель, в которой заданы качественные характеристики (познавательные и личностные) результата изучения модуля;
- конкретизация цели в предметных "учебных элементах, заданных стандартом образования; - программа и рекомендации технологических приемов ее изучения;
- конкретизация цели в эталонах и критериях уровней усвоения, в заданиях итогового контроля;
- эталоны решений для организации

Результат – повышение качества обученности учащихся.

Однако несмотря на мобильность, гибкость и простоту применения, модульная технология имеет свои проблемы и недостатки. К ним относятся: необходимость перестройки учебного процесса, необходимость разработки модульных программ по всем курсам школьной физики; несоответствие современных учебников организации модульного обучения; проблема разработки новых учебных и методических пособий; гигантская подготовительная работа учителя по разработке инструкций; не всегда достоверные результаты самоконтроля и взаимоконтроля.

  Опыт применения этой технологии убедил меня в ее эффективности, не только в плане повышения успеваемости, но, что еще важнее, в плане личностных изменений учащихся: им стало интересно учиться, учение приобрело для них личностный смысл. Дети стали более организованными, спокойными, ответственными, активными, особенно в творческих видах деятельности (решение нестандартных задач повышенной сложности, сочинение собственных задач, решение практических задач и т.д.)

Литература:

  1. Гнитецкая Г.Н. Модульный подход к проектированию преподавания. //Физика в школе – 2005-№4
  2. Кутейников С.Е. Модульные блок-циклы в преподавании географии //География в школе -200-№5
  3. Гульчевская В.Г. и др. Технология модульного обучения в личностно –ориентированном естественнонаучном и математическом образовании //Советы учителю -1999- №6
  4. С.М.Крыпина. Развивающее обучение и физика. //Практические советы учителю – 200 №7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика организации лабораторных и экспериментальных работ учащихся на уроках физики.

Работа в цифровой лаборатории "Архимед".  NOVA 5000 на уроках физики....

Научно-исследовательская работа как средство развития личности учащихся на уроках физики

В настоящее время стала актуальной исследовательская деятельность. В данном докладе сообщается о том, как можно применять этот вид деятельности на уроках физики....

Организация личностно ориентированной деятельности учащихся на уроках физики

Предлагаю учебный материал  для организации личностно ориентированной деятельности учащихся 8 классов на уроках физики.Дифференцирование творческих заданий осуществляется по типам: человек-п...

Доклад "Организация активной учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках физики"

В докладе представлены различные методы организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках физики и информатики...

Презентация "Развитие самостоятельности учащихся на уроках физики"

Презентация "Развитие самостоятельности учащихся на уроках физики"...

Условия, способы и приемы, способствующие развитию активности учащихся на уроках физики.

Аннотация: В данной статье рассматриваются условия, способы и приемы, способствующие развитию познавательной активности учащихся на уроках физики, выделяются принципы организации уроков по данно...