«Дополнительное образование в школе, как средство развития личностно-ориентированной деятельности учащихся.»
статья
В настоящее время сферу внешкольной деятельности педагога называют дополнительным образованием детей, и она выходит далеко за рамки традиционных внеклассных мероприятий, которые обычно направлены на решение воспитательных задач и организацию досуга школьников.
О необходимости дополнительного образования не нужно никого убеждать. Чем больше ребёнок сможет усвоить дополнительных знаний и навыков, тем легче ему будет определиться в жизни, в профессии.
Заполняя свободное временное пространство учащихся, школа стремится оградить их от праздного ничегонеделания, от опасных соблазнов уличного воспитания преступных группировок, наркомании и т.д.
Дополнительное образование формирует у ребенка самосознание, ощущение ценности собственной личности, здесь ребенок может избавиться от привычки действовать только по подсказке. Таким образом, ребенок удовлетворяет свои творческие потребности, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и объеме, которые ему позволяют его индивидуальные способности.
По большому счету основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов.
Цель: изучить отношение учащихся к дополнительному образованию и его значению в жизни школьника.
Задачи:
- Изучить литературу по данной теме, выразить своё отношение к понятию«дополнительное образование»
- Провести опрос учащихся, сделать анализ, выводы.
- Проанализировать, какие секции и кружки есть в школе.
Объект исследования: ученики ГБОУ «СОШ №298» в возрасте 12 – 14 лет.
Субъект исследования: дополнительное образование.
Метод исследования: экспериментальный, сравнительный, статический.
Место проведения: ГБОУ «СОШ №298».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 217.2 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дополнительное образование в школе, как средство развития личностно-ориентированной деятельности учащихся.»
Содержание
Введение…………………………………………………………….………….….3
1. Дополнительное образование. Определение и особенности……….……….5
1.2 Учреждения дополнительного образования……….………….………….…8
2. Практическая работа……….………………….…………………………….…9
2.1 Опрос учащихся……………………………………………………….………9
2.2 Анализ опроса, выводы……………………………………………………...11
Заключение………………………………………………………………….……14
Список литературы………………………………………………..……….……15
Введение
В настоящее время сферу внешкольной деятельности педагога называют дополнительным образованием детей, и она выходит далеко за рамки традиционных внеклассных мероприятий, которые обычно направлены на решение воспитательных задач и организацию досуга школьников.
О необходимости дополнительного образования не нужно никого убеждать. Чем больше ребёнок сможет усвоить дополнительных знаний и навыков, тем легче ему будет определиться в жизни, в профессии.
Заполняя свободное временное пространство учащихся, школа стремится оградить их от праздного ничегонеделания, от опасных соблазнов уличного воспитания преступных группировок, наркомании и т.д.
Дополнительное образование формирует у ребенка самосознание, ощущение ценности собственной личности, здесь ребенок может избавиться от привычки действовать только по подсказке. Таким образом, ребенок удовлетворяет свои творческие потребности, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и объеме, которые ему позволяют его индивидуальные способности.
По большому счету основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов.
Цель: изучить отношение учащихся к дополнительному образованию и его значению в жизни школьника.
Задачи:
- Изучить литературу по данной теме, выразить своё отношение к понятию«дополнительное образование»
- Провести опрос учащихся, сделать анализ, выводы.
- Проанализировать, какие секции и кружки есть в школе.
Объект исследования: ученики ГБОУ «СОШ №298» в возрасте 12 – 14 лет.
Субъект исследования: дополнительное образование.
Метод исследования: экспериментальный, сравнительный, статический.
Место проведения: ГБОУ «СОШ №298».
- Дополнительное образование. Определение и виды
Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом или профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
Задачи дополнительного образования в школе:
- формирование способностей и навыков ученика
- помощь в реализации внутреннего потенциала
- усиление вариативности общего образования
- развитие практико-ориентированной деятельности
- формирование лидерских способностей учащихся
Программы дополнительного образования реализуются в различных образовательных организациях, в первую очередь, в специализированных центрах, а также общеобразовательных и дошкольных учреждениях, учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
Занятия в дополнительном образовании могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения. Например, клуб или секция, кружок или лаборатория, студия или оркестр, творческий коллектив или ансамбль, театр.
Своеобразие дополнительного образования в школе проявляется:
- в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей;
- в свободе выбора направлений деятельности, педагога, образовательной программы;
- в творческом характере образовательного процесса, осуществляемого на основе дополнительных образовательных программ;
- в особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку);
По содержанию дополнительное образование представляет собой разнообразные направления, охватывая различные сферы окружающего нас мира. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности. Дополнительное образование представлено рядом направлений:
- художественное;
- техническое;
- естественнонаучное;
- туристско-краеведческое;
- социально-педагогическое;
- физкультурно-спортивное.
Задачами, в разной степени влияющими на обращение к образовательным
и культурно-досуговым услугам, являются:
- занять свободное время;
- помочь приобрести профессиональные знания и навыки;
- расширить кругозор;
- сформировать круг друзей;
- научить общаться с другими детьми;
- выявить и развить таланты;
- приобщить к здоровому образу жизни и спорту.
Система дополнительного образования детей Российской Федерации сегодня по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Дополнительное образование сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
. Учащиеся 8 «А» каждую среду посещают математический кружок. Школа предлагает также учащимся возможность заниматься дополнительно по учебным предметам.
1.2 Учреждения дополнительного образования
Сам термин «учреждения дополнительного образования детей» (УДОД) появился только в начале 90-х годов, когда в 1992 году оно было официально включено в государственную систему образования в связи с принятием первой редакции Закона Российской Федерации «Об образовании». С этого времени начался процесс преобразования системы внешкольной работы и внешкольного воспитания в систему дополнительного образования детей.
На настоящий момент времени типология учреждений дополнительного образования детей регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 г. № 752 «О внесении изменений в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей». Согласно данному «Постановлению», Учреждения дополнительного образования детей по формам собственности подразделяются на государственные, федеральные государственные, муниципальные, негосударственные учреждения.
Кроме того, выделяются следующие виды государственных или муниципальных УДОД:
- центры
- дворцы
- дома
- станции
- детские школы искусств, в том числе по видам искусств;
- детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ);
- специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва (СДЮСШОР);
- детско-юношеские спортивно-адаптивные школы.
2. Практическая часть
2.1 Опрос учащихся
В своей работе я провела опрос «Дополнительное образование в жизни школьника» с целью определить:
- чем занимаются учащиеся в свое свободное время;
- какие направления дополнительного образования являются наиболее популярными;
- где учащиеся получают дополнительное образование;
- с какой целью учащиеся посещают дополнительные занятия.
Опрос «Дополнительное образование в жизни школьника»
- Где Вы получаете дополнительные образовательные услуги?
- В школе
- В учреждении дополнительного образования
- Занимаюсь с репетитором
- Чем Вы больше всего любите заниматься в свободное от учебы время? (отметьте 2-3 наиболее подходящих варианта)
- смотрю телевизор
- занимаюсь спортом
- хожу в гости, гуляю с друзьями
- играю в компьютерные игры
- работаю в интернете
- читаю книги, журналы
- посещаю дополнительные занятия (укажите какие)________________
- другие дела (укажите какие)____________________________________
- Дополнительные занятия какого направления Вы посещаете?
- художественное;
- техническое;
- естественнонаучное;
- туристско-краеведческое;
- социально-педагогическое;
- физкультурно-спортивное.
- С какой целью Вы посещаете дополнительные занятия?
(отметьте 2-3 наиболее подходящих варианта)
- Чтобы получить дополнительные знания по школьным предметам
- Чтобы получить дополнительные знания вне школьных предметов
- Чтобы лучше подготовиться к поступлению в ВУЗ
- Чтобы повысить уровень культуры
- Чтобы занять время
- Чтобы раскрыть способности, таланты
- Чтобы общаться с друзьями
- Чтобы укрепить здоровье, развить физическую силу
- Другое (что именно?)__________________________________________
2.2 Анализ опроса. Выводы.
В опросе участвовали ученики в возрасте 12 – 14 лет. Всего было опрошено 54 ученика.
Результаты анкетирования учащихся
По результатам опроса 61% опрошенных получают дополнительное образование в школе, 19% посещают учреждения дополнительного образования, 15% занимаются с репетитором, 5% - не посещают дополнительных занятий.
Можно сделать вывод, что школа представляет достаточно дополнительных занятий для реализации интересов школьников.
Самым популярным занятием среди учащихся является общение с друзьями (22%), далее следуют занятия спортом (17%), компьютерные игры и работа в интернете (по 14%), чтение книг и журналов (10%), посещение дополнительных занятий (9%), просмотр телевизора и другие занятия (по 7 %).
Самым популярным направлением является физкультурно-спортивное (60%), далее художественное (22%), естественнонаучное (7%), техническое (5%), туристско-краеведческое и социально-педагогическое (по 3%).
Чтобы укрепить здоровье, развить физическую силу (25%)
Чтобы занять время (16%)
Чтобы получить дополнительные знания по школьным предметам (14%)
Чтобы получить дополнительные знания вне школьных предметов (13%)
Чтобы лучше подготовиться к поступлению в ВУЗ (11%)
Чтобы раскрыть способности, таланты (10%)
Чтобы повысить уровень культуры (6%)
Чтобы общаться с друзьями (5%)
По результатам опроса учащихся можно сделать вывод, что ученики моей школы понимают необходимость дополнительных занятий, занимаются развитием своих способностей, думают о поступлении в ВУЗ, стремятся к укреплению своего здоровья.
Заключение
Дополнительное образование – это звено, которое обеспечивает развитие личности и её раннюю профессиональную ориентацию. Сегодня нельзя ограничиваться только базовым образованием, оно всё больше нуждается в поддержке неформального дополнительного образования.
Успех дополнительной образовательной деятельности школьника определяется его активным участием в непрерывном дополнительном образовании, одной из важных задач которого становится создание мотивации к личностному развитию, готовности к самообразованию и самосовершенствованию.
В ходе своей работы, изучив литературу по вопросу дополнительного образования, я пришла к выводу, что дополнительное образование должно присутствовать в жизни каждого школьника. Цели у каждого могут быть разные, но всегда дополнительные занятия приведут к положительным результатам.
Список литературы
- Бояринцева А.В. Дополнительное образование сегодня //«Новые ценности образования. Принцип дополнительности», 2006.
- Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: – М.: 2002.
- Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей. – М. 2000.
Интернет-источники
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Дополнительное_образование_детей
- http://www.dopedu.ru/
- http://www.ucheba.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно ориентированный подход к учащимся на уроках литературы в инновационной среде школы
Презентация "Личностно ориентированный подход к учащимся" поможет при изучении данной темы и при подготовке публичного выступления...
Индивидуальный образовательный маршрут как средство осуществления личностно-ориентированного образования в процессе обучения биологии.
Презентация и тезисы одного из направлений работы со школьниками . находящимися на обучении в форме "экстерната."...
Применение технологии встречных усилий на уроках русского языка как средства развития активной познавательной деятельности учащихся.
Из опыта работы учителя русского языка и литературы. Наряду с теорией дается практический материал: урок русского языка в 8 классе, выдержанный в технологии встречных усилий....
«Дифференциация в образовании как средство реализации личностно — ориентированного подхода».
Обмен опытом по организацииучебного процесса в ходе подготовки к итоговой аттестации...
Система дополнительного образования в школе как средство активизации творческой деятельности учащихся
Система дополнительного образования в школе как средство активизации творческой деятельности учащихся...
формирование ключевых компетенций учащихся на уроках химии как средство реализации личностно-ориентированного подхода в образовании.
Работая одновременно с большими группами учащихся, учитель ориентируется на среднего ученика. При такой системе неизбежно задерживается развитие одних и создаются непреодолимые трудности для других уч...
Статья по теме "Проектная деятельность как средство реализации личностно-ориентированного подхода"
Данный материал представляет собой статью по теме "Проектная деятельность"...