Модульная программа "Электрические явления" для 8 класса с технологической картой урока "Электризация тел" с учётом особенностей восприятия учеников.
методическая разработка по физике (8 класс) по теме

Дудка Галина Дмитриевна

Карта разработана в соответствии с интегрированно-дифференцированным подходом для 1 модуля программы. Рекомендуется применять после определения типа восприятия учеников. Материал расчитан на 1 урок, имеет 3 уровня сложности. Ученик сам определяет объём и сложность изучаемого самостоятельно материала. Учитель выполняет роль консультанта. Необходима подготовка к уроку: распечатать карты, приготовить оборудование, листки самоконтроля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задание ИТ

  1. Прочитайте §25 и самостоятельно сформулируйте определение электризации тел.
  2. Какие опыты подтверждают каждое из утверждений вашего определения?
  3. Сколько нужно провести опытов, чтобы проверить истинность каждого из них?
  4. Перечислите и опишите эти опыты.
  5. Тела могут электризоваться при соприкосновении друг с другом, но почему их лучше тереть друг о друга?
  6. Можно ли наэлектризовать одноимённые вещества трением друг о друга? Проверьте ваше предположение на опыте прения двух обложек друг о дружку. Сделайте вывод.

ИТ, ИЭ, ИД, ДТ, ДЭ, ДД

Источник получения знаний -

Учебник  Физика 8 А.В. Пёрышкин

 §25,  страницы 58, 59 .

Историческая справка.

Греческий учёный Фалес Милетский , живший в 624-547 гг. до нашей эры, открыл, что янтарь, потёртый о мех, приобретает свойство притягивать мелкие предметы – пушинки, соломинки и тому подобное. Это свойство в течение ряда столетий приписывалось только янтарю, от названия которого и произошло слово «электричество».

Рождение учения об электричестве связано с именем  Уильяма Гильберта (1540-1603, Англия). Он был одним из первых учёных, утвердивших опыт, эксперимент как основу исследования. Он показал, что при трении электризуется не только янтарь, но и многие другие вещества и что притягивают  они не только пылинки, но и металлы, дерево, листья, камешки и даже воду и масло.

Следующим этапом в развитии учения об электричестве были опыты немецкого учёного Отто фон Герике (1602-1686). Он построил первую электростатическую машину, основанную на трении. С помощью этого прибора Герике обнаружил, что кроме притяжения, существует и электрическое отталкивание.

1 уровень  ответить на вопросы 1-6 или 1-5  

2 уровень + сделать  вывод о наблюдаемых ежедневно процессах,  которые можно назвать электризацией.

3 уровень + + опишите подробно один из процессов электризации, который вы ранее наблюдали в быту, докажите, что этот процесс отвечает всем пунктам определения электризация тел.

1 уровень -1 балл

2 уровень – 2 балла

3 уровень – 3 балла

Задание ДТ

  1. Сколько тел участвуют в электризации?
  2. Можно ли наэлектризовать два тела из одинакового материала? Проверьте это экспериментально. (Опыт№1: возьмите два бумажных листа и потрите их друг о друга. Проверьте, притягиваются ли они друг к друг? Притягивают ли они мелко нарезанные бумажки?) Сделайте вывод.
  3. Можно ли наэлектризовать два дела из разного материала друг о друга? Проверьте экспериментально. ( Опыт  №2: возьмите лист бумаги и потрите его об пластиковую обложку.  Проверьте, стали ли они притягиваться друг ко другу и притягивать к себе мелкие предметы). Сделайте вывод.
  4. Можно ли при электризации трением наэлектризовать только одно из тел? Самостоятельно проверьте это опытом и сделайте вывод.
  5. Дайте полное определение электризации, используя выводы из пунктов 1-4.

Ответить на вопросы  соседу по парте. Полные ответы на все вопросы – 3 балла; ответы на все вопросы неполные, с помощью учебника – 2 балла;

затруднения в ответах на вопросы – 0 баллов, значит,  прочитать и осознать материал в учебнике  ФИЗИКА 8   А.В. Пёрышкин  с. 58, 59 -  1 балл

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

УЭ 2 Электрический заряд

ЧДЦ:  Формирование понятия электрический заряд.

Проводя опыты, вы могли заметить, что наэлектризованные тела взаимодействуют друг с другом с разными силами. Почему? От чего это может зависеть? От материалов трущихся поверхностей, от времени электризации. Мера свойств заряженных тел определённым образом взаимодействовать друг с другом называется электрическим зарядом. Он всегда связан с каким-либо телом или частицей и не может существовать сам по себе, так как он характеризует определённые свойства частиц или тел.

Задание ИТ

  1. Ответьте на вопрос:  как можно определить заряжены ли тела?
  2. А может ли одно из них быть незаряженным? Проверьте свои предположения с соседом по парте экспериментально. Для этого наэлектризуйте одно из тел, а второе возьмите ненаэлектризованным.
  3. Сделайте вывод о том, сколько опытов нужно провести, чтобы точно сказать об наэлектризованности двух тел.

1 уровень  ответить на вопросы 1,2

2 уровень + ответ на 3 вопрос

3 уровень + + опишите какой или какие опыты подтвердят правильность вашего ответа на вопрос №3

1 уровень  - 1 балл

2 уровень – 2 балла

3 уровень – 3 балла

        

Задание ДТ

  1. Может ли заряженное тело притягивать незаряженное? Проверьте опытом и сделайте вывод.
  2. Что от чего  зависит: величина заряда на теле от силы взаимодействия или наоборот, сила взаимодействия от величины заряда?
  3. Какая зависимость между этими величинами: прямая или обратная? ( чем больше одно, тем больше другое или чем меньше одно, тем  больше другая величина)

УЭ 3,4  Приобретение навыка работы с книгой (Два рода электрических зарядов и взаимодействие электрических зарядов )

ЧДЦ:  Доказать существование двух родов электрических зарядов на основании изучения взаимодействия наэлектризованных тел. 

5.Какие опыты доказывают, что существуют электрические заряды двух родов?

Прочитать и осознать материал в учебнике  ФИЗИКА 8   А.В. Пёрышкин   §26  с.  59,60

1 уровень  ответить на вопросы 1-4 из учебника §26  

2 уровень + вопрос №5

3 уровень + + опишите какой или какие опыты подтвердят правильность вашего ответа на вопрос №5

Поделитесь  информацией  с  соседом по парте и обменяйтесь мнениями.

5     Иногда при окраске пульверизатором металлической поверхности ей сообщают заряд одного знака, а капелькам краски – заряд противоположного знака. Для чего это нужно?

Работа в парах, взаимопроверка  по знанию материала, правильности ответов на вопросы 1, 2,3,4 после параграфа №26 и ? №5 и умения приводить примеры практического применения знаний для объяснения процессов в реальной жизни.  

УЭ 5  Приобретение опыта работы с таблицей. 3-й уровень сложности.

ЧДЦ: Определение знака заряда

Задание ИТ

  1. Рассмотрите таблицу и зарисуйте её  в тетради. Укажите на ней вещество, которое почти всегда будет заряжаться отрицательно при электризации, большим знаком «минус».
  2. Около вещества, которое почти всегда при электризации будет заряжаться положительно, поставьте знак «+».
  3. Может ли одно и то же тела иметь после электризации то положительный, то отрицательный заряд?
  4. Укажите любую комбинацию материалов для 2-х тел для электризации и предположите их заряды после трения или прикосновения.
  5. Статический заряд на коже человека плохо влияет на здоровье. Одежду из каких материалов вы предложите носить, чтобы она при трении почти не заряжала человека.

    Поделитесь  информацией  с  соседом по парте и обменяйтесь мнениями.

        

Таблица энергии удержания отрицательных зарядов в

веществе

Энергия  связи    отрицательных зарядов  с   веществом  возрастает  снизу  вверх        =>                                                                  

В Е Щ Е С Т В А

Каучук

Целлулоид

Сера

Резина

Латунь

Медь

Янтарь

Дерево

Хлопок

Алюминий

Кожа человека

Шёлк

Мех кошки

Кварц

Шерсть

Слюда

Стекло

Мех  кролика

Асбест

Верный ответ на вопрос     3 балла

Задание ДТ

  1. Определите знак заряда на дереве после того, как об него потрётся кошка.
  2. Обо что нужно потереть янтарь, чтобы он зарядился положительно?
  3. Какой на янтаре будет заряд, если его натереть шерстяным лоскутом?
  4. Может ли одно и то же вещество при электризации  заряжаться по-разному? От чего это зависит?
  5. Человеческий белок имеет положительный  заряд. При обнаружении отпечатков в дактилоскопии используют частицы золотой пыли. В чём её нужно хранить, чтобы она всегда была заряжена отрицательно ( в таблице золото находится недалеко от меди)?

Поделитесь  информацией  с  соседом по парте и обменяйтесь мнениями.

УЭ 6    Выходной контроль

ЧДЦ: проверить усвоение учебных элементов       (работу оценивает учитель)

Ответить письменно на вопросы:   1 уровень

1)   Можно ли наэлектризовать эбонитовую палочку об эбонитовую пластинку?

2)   Какие заряды вы знаете?

3) Как взаимодействуют между собой эбонитовая палочка натёртая мехом и стеклянная палочка, натёртая шёлком?

4)   Что такое электрический заряд?

5)   Можно ли при электризации трением зарядить только одно тело?

6)   При каких обстоятельствах вам удавалось наблюдать электризацию в быту? Что являлось причиной этого явления с точки зрения физики? 

Ответить письменно на вопросы:   1 уровень

1)  Как можно определить заряжены ли тела?

2) Как взаимодействуют между собой тела, заряженные одинаковым зарядом?

3)  Как передать электрический заряд от одного тела к другому?

4) Может ли одно и то же тело, например эбонитовая палочка, при трении электризоваться то отрицательно, то положительно?

5)   Можно ли наэлектризовать воду?

6) Приведите примеры электризации, которые вам приходилось наблюдать  в домашних условиях. 

 

                                                                                                                                                      2 уровень

  1. Почему магнитофонная плёнка, снятая с кассеты, притягивается к окружающим предметам?
  2. Определите заряд на целлулоидной  обложке при трении о бумагу.
  3. Как зависит действие заряда на объект от расстояния между заряженным телом и объектом, на которое оказывает влияние заряд?

                                                                                                                                                     3 уровень

  1. Предложите способы для сравнения величины зарядов на двух одинаковых телах.
  2. Корректна ли формулировка « заряд наэлектризованной стеклянной палочки условно считается положительным, а эбонитовой(янтарной) – отрицательным» ?  Объясните, почему вы так считаете.

УЭ 7 Подведение  итогов

ЧДЦ: заполнить лист контроля. Оценить свои  знания: что узнал нового, что более всего запомнилось, что произвело наибольшее впечатление, что удивило… (рефлексия) Ответьте на вопросы, поставленные в начале урока, чтобы понять, достигнута ли цель занятия.

Заполните лист контроля. Подсчитайте  баллы за выполнение  заданий. Поставьте себе итоговую оценку:

1 уровень   16-18   баллов – «Зачет»;

                     <    16 баллов  - «Незачет»

2 уровень      31-29 баллов – « Хорошо»

                       18-28 баллов – «Зачет»;

                  <    18 баллов  - «Незачет»

3 уровень       51-49  балл  -  «Отлично»

                          48-38 балла  – « Хорошо»

                          38-26 баллов – «Зачет»;

                   <    25 баллов  - «Незачет»

 

Дифференцированное домашнее задание:

«Отлично» 1) домашнее экспериментальное задание:

Проверьте влияние наэлектризованного тела на тонкую струю воды. Результаты наблюдений зафиксируйте в тетради.

2) Высказать предположение о создании индикатора заряда и принципе его действия.

 «Хорошо» § 25-26, осмысление материала, №  1169, 1171 (Лукашик)

Высказать суждения о фразе: «взаимодействие тел».

Проведите эксперимент: возьмите пластмассовую линейку и потрите её о сухой лист бумаги. Докажите на опыте, что линейка наэлектризована. В чём это проявляется?

«Зачет» § 25-26 и вопросы к параграфам. Подобрать любые 5 качественных задачи из задачников Лукашика и Пёрышкина на изученную тему и письменно оформить ответы на них .

«Незачет» § 25,26 и вопросы к параграфам, № 1169-1172 из задачника Лукашика подготовиться к объяснению решений у доски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Глагол. Закрепление изученного материала", 5 класс. (презентация, технологическая карта урока)

Данный урок был разработан для проведения урока во время педагогического конкурса "Учитель года -2010 "...

Урок русского языка "Глагол. Закрепление изученного материала", 5 класс. (презентация, технологическая карта урока)

Данный урок имеет яркое илллюстративное и методическое оснащение, т.к. направлен не только на закрепление знаний, полученных учащимися по теме "Глагол", но и позволяет с помощью специальных заданий ра...

Английский язык 2 класс "Атлас технологических карт"

Издание адресовано учителям, родителям и ученикам 2 класса,а так же преподавателям и студентам педагогических университетов для освоения педагогических технологий проектирования учебного процесса по п...

Разработка урока геометрии в 8 классе по технологической карте.

Урок геометрии в 8 классе по теме:"Площадь параллелограмма" разработан в соответствии с ФГОС II поколения. В плане-конспекте содержтся основные этапы урока, УУД, показано, как организована деятельност...

Урок гимнастики 5 класс с технологической картой

Группировка, перекат, стойка на лопатках, кувырок назад...

Технологическая карта урока по теме «Особенности строения растительной клетки»

Подробная технологическая карта урока №2 "Особенности строения растительной клетки" в теме "Клеточное строение растений" в 6 классе...

Технологическая карта по теме "Африка. Особенности природы" 7 класс

Технологическая карта урока по теме "Африка. Особенности природы" составлена на основе материала учебника "География. Земля и люди. 7 класс", авторы А.П. Кузнецов, Л.Е. Савельева, ...