Задание ИТ - Прочитайте §25 и самостоятельно сформулируйте определение электризации тел.
- Какие опыты подтверждают каждое из утверждений вашего определения?
- Сколько нужно провести опытов, чтобы проверить истинность каждого из них?
- Перечислите и опишите эти опыты.
- Тела могут электризоваться при соприкосновении друг с другом, но почему их лучше тереть друг о друга?
- Можно ли наэлектризовать одноимённые вещества трением друг о друга? Проверьте ваше предположение на опыте прения двух обложек друг о дружку. Сделайте вывод.
|
ИТ, ИЭ, ИД, ДТ, ДЭ, ДД Источник получения знаний - Учебник Физика 8 А.В. Пёрышкин §25, страницы 58, 59 . Историческая справка. Греческий учёный Фалес Милетский , живший в 624-547 гг. до нашей эры, открыл, что янтарь, потёртый о мех, приобретает свойство притягивать мелкие предметы – пушинки, соломинки и тому подобное. Это свойство в течение ряда столетий приписывалось только янтарю, от названия которого и произошло слово «электричество». Рождение учения об электричестве связано с именем Уильяма Гильберта (1540-1603, Англия). Он был одним из первых учёных, утвердивших опыт, эксперимент как основу исследования. Он показал, что при трении электризуется не только янтарь, но и многие другие вещества и что притягивают они не только пылинки, но и металлы, дерево, листья, камешки и даже воду и масло. Следующим этапом в развитии учения об электричестве были опыты немецкого учёного Отто фон Герике (1602-1686). Он построил первую электростатическую машину, основанную на трении. С помощью этого прибора Герике обнаружил, что кроме притяжения, существует и электрическое отталкивание. 1 уровень ответить на вопросы 1-6 или 1-5 2 уровень + сделать вывод о наблюдаемых ежедневно процессах, которые можно назвать электризацией. 3 уровень + + опишите подробно один из процессов электризации, который вы ранее наблюдали в быту, докажите, что этот процесс отвечает всем пунктам определения электризация тел. 1 уровень -1 балл 2 уровень – 2 балла 3 уровень – 3 балла |
Задание ДТ - Сколько тел участвуют в электризации?
- Можно ли наэлектризовать два тела из одинакового материала? Проверьте это экспериментально. (Опыт№1: возьмите два бумажных листа и потрите их друг о друга. Проверьте, притягиваются ли они друг к друг? Притягивают ли они мелко нарезанные бумажки?) Сделайте вывод.
- Можно ли наэлектризовать два дела из разного материала друг о друга? Проверьте экспериментально. ( Опыт №2: возьмите лист бумаги и потрите его об пластиковую обложку. Проверьте, стали ли они притягиваться друг ко другу и притягивать к себе мелкие предметы). Сделайте вывод.
- Можно ли при электризации трением наэлектризовать только одно из тел? Самостоятельно проверьте это опытом и сделайте вывод.
- Дайте полное определение электризации, используя выводы из пунктов 1-4.
|
Ответить на вопросы соседу по парте. Полные ответы на все вопросы – 3 балла; ответы на все вопросы неполные, с помощью учебника – 2 балла; затруднения в ответах на вопросы – 0 баллов, значит, прочитать и осознать материал в учебнике ФИЗИКА 8 А.В. Пёрышкин с. 58, 59 - 1 балл
____________________________________________________________________________________________________________________________________________ УЭ 2 Электрический заряд ЧДЦ: Формирование понятия электрический заряд. Проводя опыты, вы могли заметить, что наэлектризованные тела взаимодействуют друг с другом с разными силами. Почему? От чего это может зависеть? От материалов трущихся поверхностей, от времени электризации. Мера свойств заряженных тел определённым образом взаимодействовать друг с другом называется электрическим зарядом. Он всегда связан с каким-либо телом или частицей и не может существовать сам по себе, так как он характеризует определённые свойства частиц или тел.
|
|
|
Задание ИТ - Ответьте на вопрос: как можно определить заряжены ли тела?
- А может ли одно из них быть незаряженным? Проверьте свои предположения с соседом по парте экспериментально. Для этого наэлектризуйте одно из тел, а второе возьмите ненаэлектризованным.
- Сделайте вывод о том, сколько опытов нужно провести, чтобы точно сказать об наэлектризованности двух тел.
| 1 уровень ответить на вопросы 1,2 2 уровень + ответ на 3 вопрос 3 уровень + + опишите какой или какие опыты подтвердят правильность вашего ответа на вопрос №3
1 уровень - 1 балл 2 уровень – 2 балла 3 уровень – 3 балла | Задание ДТ - Может ли заряженное тело притягивать незаряженное? Проверьте опытом и сделайте вывод.
- Что от чего зависит: величина заряда на теле от силы взаимодействия или наоборот, сила взаимодействия от величины заряда?
- Какая зависимость между этими величинами: прямая или обратная? ( чем больше одно, тем больше другое или чем меньше одно, тем больше другая величина)
|
УЭ 3,4 Приобретение навыка работы с книгой (Два рода электрических зарядов и взаимодействие электрических зарядов ) ЧДЦ: Доказать существование двух родов электрических зарядов на основании изучения взаимодействия наэлектризованных тел. |
|
|
5.Какие опыты доказывают, что существуют электрические заряды двух родов? | Прочитать и осознать материал в учебнике ФИЗИКА 8 А.В. Пёрышкин §26 с. 59,60
1 уровень ответить на вопросы 1-4 из учебника §26 2 уровень + вопрос №5 3 уровень + + опишите какой или какие опыты подтвердят правильность вашего ответа на вопрос №5 Поделитесь информацией с соседом по парте и обменяйтесь мнениями.
| 5 Иногда при окраске пульверизатором металлической поверхности ей сообщают заряд одного знака, а капелькам краски – заряд противоположного знака. Для чего это нужно?
|
Работа в парах, взаимопроверка по знанию материала, правильности ответов на вопросы 1, 2,3,4 после параграфа №26 и ? №5 и умения приводить примеры практического применения знаний для объяснения процессов в реальной жизни. |
|
|
УЭ 5 Приобретение опыта работы с таблицей. 3-й уровень сложности. ЧДЦ: Определение знака заряда
|
|
|
Задание ИТ
- Рассмотрите таблицу и зарисуйте её в тетради. Укажите на ней вещество, которое почти всегда будет заряжаться отрицательно при электризации, большим знаком «минус».
- Около вещества, которое почти всегда при электризации будет заряжаться положительно, поставьте знак «+».
- Может ли одно и то же тела иметь после электризации то положительный, то отрицательный заряд?
- Укажите любую комбинацию материалов для 2-х тел для электризации и предположите их заряды после трения или прикосновения.
- Статический заряд на коже человека плохо влияет на здоровье. Одежду из каких материалов вы предложите носить, чтобы она при трении почти не заряжала человека.
Поделитесь информацией с соседом по парте и обменяйтесь мнениями.
|
Таблица энергии удержания отрицательных зарядов в веществе |
| Энергия связи отрицательных зарядов с веществом возрастает снизу вверх =>
| В Е Щ Е С Т В А |
| Каучук |
| Целлулоид Сера |
| Резина Латунь |
| Медь Янтарь |
| Дерево Хлопок |
| Алюминий Кожа человека |
| Шёлк Мех кошки |
| Кварц Шерсть |
| Слюда Стекло |
| Мех кролика Асбест |
Верный ответ на вопрос 3 балла | Задание ДТ
- Определите знак заряда на дереве после того, как об него потрётся кошка.
- Обо что нужно потереть янтарь, чтобы он зарядился положительно?
- Какой на янтаре будет заряд, если его натереть шерстяным лоскутом?
- Может ли одно и то же вещество при электризации заряжаться по-разному? От чего это зависит?
- Человеческий белок имеет положительный заряд. При обнаружении отпечатков в дактилоскопии используют частицы золотой пыли. В чём её нужно хранить, чтобы она всегда была заряжена отрицательно ( в таблице золото находится недалеко от меди)?
Поделитесь информацией с соседом по парте и обменяйтесь мнениями. |
УЭ 6 Выходной контроль ЧДЦ: проверить усвоение учебных элементов (работу оценивает учитель) |
|
|
Ответить письменно на вопросы: 1 уровень 1) Можно ли наэлектризовать эбонитовую палочку об эбонитовую пластинку? 2) Какие заряды вы знаете? 3) Как взаимодействуют между собой эбонитовая палочка натёртая мехом и стеклянная палочка, натёртая шёлком? 4) Что такое электрический заряд? 5) Можно ли при электризации трением зарядить только одно тело? 6) При каких обстоятельствах вам удавалось наблюдать электризацию в быту? Что являлось причиной этого явления с точки зрения физики? | Ответить письменно на вопросы: 1 уровень 1) Как можно определить заряжены ли тела? 2) Как взаимодействуют между собой тела, заряженные одинаковым зарядом? 3) Как передать электрический заряд от одного тела к другому? 4) Может ли одно и то же тело, например эбонитовая палочка, при трении электризоваться то отрицательно, то положительно? 5) Можно ли наэлектризовать воду? 6) Приведите примеры электризации, которые вам приходилось наблюдать в домашних условиях. |
|
2 уровень - Почему магнитофонная плёнка, снятая с кассеты, притягивается к окружающим предметам?
- Определите заряд на целлулоидной обложке при трении о бумагу.
- Как зависит действие заряда на объект от расстояния между заряженным телом и объектом, на которое оказывает влияние заряд?
|
|
|
3 уровень - Предложите способы для сравнения величины зарядов на двух одинаковых телах.
- Корректна ли формулировка « заряд наэлектризованной стеклянной палочки условно считается положительным, а эбонитовой(янтарной) – отрицательным» ? Объясните, почему вы так считаете.
|
|
|
УЭ 7 Подведение итогов ЧДЦ: заполнить лист контроля. Оценить свои знания: что узнал нового, что более всего запомнилось, что произвело наибольшее впечатление, что удивило… (рефлексия) Ответьте на вопросы, поставленные в начале урока, чтобы понять, достигнута ли цель занятия. |
|
|
Заполните лист контроля. Подсчитайте баллы за выполнение заданий. Поставьте себе итоговую оценку:
1 уровень 16-18 баллов – «Зачет»; < 16 баллов - «Незачет» | 2 уровень 31-29 баллов – « Хорошо» 18-28 баллов – «Зачет»; < 18 баллов - «Незачет»
| 3 уровень 51-49 балл - «Отлично» 48-38 балла – « Хорошо» 38-26 баллов – «Зачет»; < 25 баллов - «Незачет» |
|
|
|
Дифференцированное домашнее задание: «Отлично» 1) домашнее экспериментальное задание: Проверьте влияние наэлектризованного тела на тонкую струю воды. Результаты наблюдений зафиксируйте в тетради. 2) Высказать предположение о создании индикатора заряда и принципе его действия. «Хорошо» § 25-26, осмысление материала, № 1169, 1171 (Лукашик) Высказать суждения о фразе: «взаимодействие тел». Проведите эксперимент: возьмите пластмассовую линейку и потрите её о сухой лист бумаги. Докажите на опыте, что линейка наэлектризована. В чём это проявляется? «Зачет» § 25-26 и вопросы к параграфам. Подобрать любые 5 качественных задачи из задачников Лукашика и Пёрышкина на изученную тему и письменно оформить ответы на них . «Незачет» § 25,26 и вопросы к параграфам, № 1169-1172 из задачника Лукашика подготовиться к объяснению решений у доски. |
|
|