Урок русского языка "Глагол. Закрепление изученного материала", 5 класс. (презентация, технологическая карта урока)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Данный урок был разработан для проведения урока во время педагогического конкурса "Учитель года -2010 "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок русского языка "Готовим праздничный обед. Глагол. Закрепление изученного", 5 класс | 71 КБ |
презентация к уроку | 375.5 КБ |
технологическая карта урока | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коростелева Оксана Юрьевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Школа № 13», г.Ирбит
______________________________________________________________________________________________________
Конспект урока по русскому языку
( 5 класс )
Тема: « Готовим праздничный обед» (обобщение знаний, полученных при изучении темы «Глагол»).
Цель: повторение и закрепление знаний, полученных учащимися при изучении темы «Глагол».
Задачи:
- закрепить умения определять грамматические признаки глаголов, их синтаксическую роль в тексте и морфемный состав, правильно писать глаголы с орфограммами;
- развивать учебно-организационные умения (организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности) и творческие способности учащихся;
- формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха.
Тип урока: повторение и закрепление усвоенных предметных теоретических и практических знаний по теме «Глагол».
Оборудование: компьютерная презентация по теме урока, технологические карты для фронтальной, групповой (парной) и индивидуальной самостоятельной работы, колпаки поваров, столовые приборы (ложки и вилки).
Ход урока:
1. Организационный этап.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Оксана Юрьевна, сегодня я проведу у вас занятие. Посмотрите: сколько гостей; наверное, вы очень гостеприимные, умеете принимать гостей и точно знаете, как нужно готовиться к их приёму.
Дети: Нужно накрывать стол, готовить вкусные угощения.
Определение темы и цели урока.
Давайте для наших гостей приготовим праздничный обед. Для этого отправимся на урок в школу волшебных поваров на занятие «Готовим праздничный обед».
Кто же будет помогать нам в этой школе и расскажет, что нужно делать?
Какая часть речи в русском языке лучше других может ответить на вопрос что делать?
Дети: Глагол.
ЦЕЛЬ: В школе волшебных поваров мы, повторяя сведения о глаголе, с которыми вы знакомились на предыдущих уроках, узнаем рецепты приготовления нескольких блюд для праздничного обеда.
Введение в тему урока
Что вы знаете о глаголе? Дети рассказывают правило.
Ну что ж пора приниматься за работу, но в школе поваров есть особые правила: каждый повар перед работой должен одеть или надеть головной убор?
Знакомство с лексическим значением слов «одеть» или «надеть»
Глаголы одеть или надеть часто путают, употребляют один вместо другого. Но эти глаголы имеют совершенно разные значения.
Глагол одеть означает покрыть одеждой. Он обычно употребляется со словами, обозначающими человека: одеть (кого?) малыша.
Глагол надеть означает укрепить что-либо на чём-либо и употребляется только с существительными, обозначающими неодушевлённые предметы: надеть (что?) браслет, плащ, шапку.
Так поварской колпак мы должны одеть или надеть? (надеть).
Надели колпаки, тщательно вымыли руки. Мы готовы к приготовлению 1 блюда, рецепт которого хранится в старинной книге.
2.Повторение теоретических сведений о глаголе.
Определение глаголов в тексте
Предлагаю приготовить суп с лимоном.
Появляется текст рецепта.
Задача для детей: Прочтите рецепт и подчеркните все глаголы в тексте рецепта.
Суп с лимоном.
Сварите мясо вместе с кореньями. Достаньте мясо, после чего в бульон нужно влить смесь муки с маслом, сметаной и желтками. Когда почувствуете, что суп начинает закипать, то следите, чтобы смесь не булькала. Хорошо было бы положить в суп ломтики лимона.
Повторение сведений о синтаксической роли глаголов
Каким членом предложения является глагол?
Как мы будем их подчёркивать?
Дети подчёркивают глаголы: сварите, достаньте, влить, почувствуете, начинает, закипать, следите, не булькала, было бы, положить.
Давайте ближе познакомимся с глаголами, определим их значение и поставим глаголы в неопределённую форму.
Работа по определению значения глагола и образованию
неопределённой формы глагола
Какие значения может иметь глагол? (действие, состояние, звучание, процесс речи).
Найдите в рецепте глагол, который имеет значение звучания. (не булькала)
На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме? (что делать, что сделать?)
Давайте поиграем: я называю глагол, а вы ставите его в неопределённую форму.
Работа по определению грамматических признаков глаголов.
Суп практически готов. Давайте заглянем в кастрюлю.
Что в ней находится? (карточки со словами)
Прочтите задание, которое находится на карточке. (Нужно определить грамматическое значение глагола)
Какие грамматические признаки имеет глагол? (Вид, спряжение, наклонение, время, число, лицо, род ( в прош. времени).
Что же происходит в волшебной кастрюле? Давайте заглянем.
Здесь все глаголы, которые выполняют действия, трудятся, чтобы суп был вкусным.
Давайте и мы поработаем: определим те грамматические значения, которые указаны рядом с глаголами.
Сварите - наклонение (повелительное, т.к., выражается просьба)
Достаньте – число (множественное)
Влить – вид (совершенный, т.к. выражает однократное законченное действие)
Начинает – время (настоящее, т.к. действие совершается в данное время)
Закипать – вид (несовершенный, т.к. выражает незаконченное длящееся во времени действие)
Почувствовать – спряжение (1 спряжение, т.к. глагол в н.ф. оканчивается на АТЬ)
не булькала – время и род (прошедшее время, женский род)
было бы – наклонение (сослагательное, т.к. обозначает действие, возможное при определённых условиях)
положить – спряжение (второе спряжение, т.к. глагол в н. ф. оканчивается на ИТЬ)
Вывод: глаголы обозначают различные действия и состояния предмета, в неопределённой форме отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? и имеют самое большое количество грамматических значений.
3 . Повторение сведений о морфемной структуре глаголов.
У каждого уважающего себя шеф-повара есть секрет приготовления вкусного блюда.
СЕКРЕТ: вкус блюду придаёт хорошее настроение, поэтому перед подачей блюда на стол не забудьте ?????????? . |
Пропал самый важный глагол! Давайте его отыщем.
В нём корень, как в слове улыбка.
В нём суффикс, как в слове крикнуть.
В нём окончание, как в слове сверкать.
В нём после окончания стоит особый суффикс глагола, как в слове смеяться.
Какое слово пропало из секрета? ( улыбнуться ).
Вывод: пока мы искали пропавший глагол, сумели повторить морфемное строение глагола.
Молодцы, ароматный праздничный суп, приправленный хорошим настроением и улыбками уже готов!
ИТОГ.
Что мы смогли повторить во время приготовления 1 блюда? (Морфологические признаки глаголов, их морфемный состав, значение.)
4. Повторение сведений о правописании глаголов.
Пришёл черёд 2 блюда, которое вы будете готовить в парах.
Мы будем готовить пудинг из овощей. Что такое пудинг?( Пудинг - запечённое блюдо из крупы, яиц с овощами или фруктами.)
Вставьте пропущенные буквы и приготовьтесь объяснить орфограммы.
Пудинг из овощей
Овощи отварива..м. Отдельно раст..раем масло с желтками.
(Не) торопитесь, ждите, когда овощная масса остудит..ся ! Добавляем масло, желтки и зелёный горошек. После нужно выложить овощи в форму и запеч.. в духовке.
ИТОГ.
Замечательно, прекрасное блюдо.
Какие орфограммы мы повторили, готовя это блюдо?
(Правописание безударных личных окончаний глаголов, корни с чередованием Е-И, НЕ с глаголами , ТЬСЯ- ТСЯ в глаголах, Ь после Ч в глаголах Н.Ф.)
5. Работа по развитию творческих способностей и обогащению словарного запаса.
Ребята, у нас почти всё готово, осталось приготовить самое вкусное блюдо – десерт.
Что такое десерт? (Десерт - фрукты, конфеты или сладкое блюдо, подаваемое в конце обеда
)
Десерт каждый будет готовить сам, а что вы приготовите на десерт, вам подскажет приём «Фантазёры».
Задание:
- нарисуйте блюдо, которое вы приготовите на десерт;
- напишите пять глаголов, которые помогали вам в приготовлении десерта.
Вывод: какое блюдо вы приготовили, что вы делали, когда готовили десерт, какие глаголы вам помогали?
6. Подведение итогов занятия.
БЛИЦ-ОПРОС
Ну что ж, стол накрыт, осталось разложить столовые приборы – вилки и ложки.
Делать это нужно быстро, правильно и аккуратно.
Взяли в руки столовые приборы:
вилки – левая рука;
ложки – правая рука.
Вам предстоит ответить на 6 вопросов. Я задаю вопрос, а вы показываете тот столовый прибор, который находится рядом с правильным ответом.
- Глагол обозначает действие или называет предмет?
- Глаголы совершенного времени отвечают на вопрос что делать или что сделать?
- Сколько времён у глагола 2 или 3 ?
- Род определяют у глаголов настоящего или прошедшего времени?
- НЕ с глаголами пишется слитно или раздельно?
- Суп вы будете кушать ложкой или вилкой?
ИТОГ.
Я думаю, что сведения о глаголе вы будете помнить всегда также хорошо, как знаете прибор, который необходим, чтобы кушать суп.
Заключительное слово учителя
Итак, ребята, как называлось наше занятие в волшебной школе поваров?
Что мы сумели повторить и чему научиться?
Сегодня вы вспомнили все морфологические признаки глаголов и правописание глаголов с различными орфограммами, узнали несколько рецептов приготовления праздничных блюд, которые можете приготовить, когда к вам придут гости.
Остаётся пожелать всем прочных знаний и приятного аппетита.
Спасибо за урок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Школа волшебных поваров «Готовим праздничный обед»
Цель: повторить сведения о глаголе; узнать рецепты приготовления нескольких праздничных блюд.
Важное правило одеть? надеть? Одеть – «покрыть одеждой». Глагол употребляется с одушевлёнными существительными. Например: одеть (кого?) малыша. Надеть - «укрепить что-либо на чём-либо». Глагол употребляется с неодушевлёнными существительными. Например: надеть (что?) браслет, плащ, шапку.
Суп с лимоном Задание: прочитайте рецепт; найдите все глаголы; подчеркните глаголы как члены предложения. Отварите мясо вместе с кореньями. В бульон нужно влить смесь муки с маслом, сметаной и желтками. Когда почувствуете, что суп почти сварился, то следите, чтобы смесь не булькала. Хорошо было бы добавить в суп ломтики лимона.
Суп с лимоном Отварите мясо вместе с кореньями. В бульон нужно влить смесь муки с маслом, сметаной и желтками. Когда почувствуете , что суп почти сварился , то следите , чтобы смесь не булькала . Хорошо было бы положить в суп ломтики лимона.
Грамматические признаки глагола Вид совершенный – несовершенный Спряжение I (-ать, -ять,-уть) – II (-ить, 7 на -еть, 4 на -ать) Наклонение изъявительное, сослагательное, повелительное Время настоящее, прошедшее, будущее Число единственное – множественное Лицо 1 лицо, 2 лицо, 3 лицо Род ( в прош. времени) мужской, женский, средний
Секрет повара Вкус блюду придаёт хорошее настроение, поэтому перед подачей блюда на стол не забудьте ??? .
Улыбка Крикнуть Сверкать Смеяться
Улыб ка
Улыб ка Крик ну ть
Улыб ка Крик ну ть Сверка ть
Улыб ка Крик ну ть Сверка ть Смеять ся
Секрет повара Вкус блюду придаёт хорошее настроение, поэтому перед подачей блюда на стол не забудьте .
Пудинг из овощей Пудинг – запечённое блюдо из крупы, яиц с овощами или фруктами. («Толковый словарь» С.И. Ожегов)
Пудинг из овощей Задание: прочитайте рецепт; вставьте пропущенные буквы; обозначьте и объясните орфограммы, встретившиеся в словах на месте пропусков. Овощи отварива..м. Отдельно раст..раем масло с желтками. (Не) торопитесь, ждите, когда овощная масса остудит(?)ся ! Добавляем масло, желтки и зелёный горошек. После нужно выложить овощи в форму и запеч.. в духовке.
Пудинг из овощей Овощи отварива е м. Отдельно раст и раем масло с желтками. Не торопитесь, ждите, когда овощная масса остуди тся ! Добавляем масло, желтки и зелёный горошек. После нужно выложить овощи в форму и запеч ь в духовке.
Десерт Десерт – фрукты, конфеты или сладкое блюдо, подаваемое в конце обеда. ( «Толковый словарь» С.И. Ожегов ) Задание: нарисуйте блюдо, которое вы приготовите на десерт; напишите пять глаголов, которые расскажут, что вы делали.
Десерт «Фантазёры»
Десерт «Фантазёры»
Десерт «Фантазёры»
«Готовим праздничный обед»
1 вопрос Глагол обозначает действие называет предмет
2 вопрос Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что делать? что сделать?
3 вопрос Род определяют у глаголов настоящего времени прошедшего времени
4 вопрос НЕ с глаголами пишется раздельно слитно
5 вопрос Суп вы будете кушать ложкой вилкой
Школа волшебных поваров «Готовим праздничный обед»
Прочных знаний! Приятного аппетита!
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
Тема урока:
« Готовим
праздничный обед».
Первое блюдо «Суп с лимоном»
Задание:
- прочитайте рецепт;
- найдите все глаголы;
- подчеркните глаголы как члены предложения.
Отварите мясо вместе с кореньями. В бульон нужно влить смесь муки с маслом, сметаной и желтками. Когда почувствуете, что суп почти сварился, то следите, чтобы смесь не булькала. Хорошо было бы добавить в суп ломтики лимона.
Грамматические признаки глагола | |
Вид | совершенный – несовершенный |
Спряжение | I (-ать, -ять,-уть) II (-ить, 7 на -еть, 4 на -ать) |
Наклонение | Изъявительное, сослагательное повелительное |
Время | настоящее, прошедшее, будущее |
Число | единственное – множественное |
Лицо | 1 лицо, 2 лицо, 3 лицо |
Род ( в прош. времени) | мужской, женский, средний |
СЕКРЕТ: вкус блюду придаёт хорошее настроение, поэтому перед подачей блюда на стол не забудьте ________________________________________________________________________________________________________
Второе блюдо «Пудинг из овощей»
Задание:
- прочитайте рецепт;
- вставьте пропущенные буквы;
- обозначьте и объясните орфограммы, встретившиеся в словах на месте пропусков.
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Название орфограмм |
Правописание безударных личных окончаний глаголов.
|
Правописание корней с чередованием Е-И. |
Правописание НЕ с глаголами. |
Правописание ТЬСЯ- ТСЯ в глаголах. |
Правописание Ь после Ч в неопределённой форме глаголов. |
ДЕСЕРТ
Задание:
- нарисуйте десерт;
- напишите пять глаголов, которые помогали в его приготовлении.
На десерт я приготовил (приготовила) ____________________________________________________
Мне помогали глаголы________________________________ ________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Глагол. Закрепление изученного материала", 5 класс. (презентация, технологическая карта урока)
Данный урок имеет яркое илллюстративное и методическое оснащение, т.к. направлен не только на закрепление знаний, полученных учащимися по теме "Глагол", но и позволяет с помощью специальных заданий ра...
Технологическая карта урока русского языка в 5 "В" классе по теме "Сложные слова"
Технологическая карта урока русского языка в 5 «в» классе.Учитель : Милютина Ольга НиколаевнаТема: «Сложные слова»Цели урока:1. Образовательные: познакомить учащихс...
Технологическая карта урока: "Повторение и обобщение изученного материала по разделу "Лексика. Культура речи".
На примере данного урока мы видим, что в одном уроке интегрированы как приемы РКМЧП, так и работа в группах, а также экспресс-дебаты. Такие уроки развивают навыки публич...
Технологическая карта урока обобщения и закрепления изученного по русскому языку в 6 классе по теме " Синтаксис и пунктуация".
В целях обобщения и закрепления изученного...
Технологическая карта урока обобщения и закрепления изученного по русскому языку в 6 классе по теме " Имя числительное ".
В целях закрепления темы "Имя числительное"...
Конспект, презентация, технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему «Обобщение изученного по теме «Имя существительное».
Конспект, презентация, технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему «Обобщение изученного по теме «Имя существительное». Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений. ...
Конспект, презентация, технологическая карта урока русского языка в 9 классе на тему «Сложносочиненное предложение».
Конспект, презентация, технологическая карта урока русского языка в 9 классе на тему «Сложносочиненное предложение». Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений....