Методическая разработка урока физики по теме: "Повторение и обобщение курса физики основной школы. Подготовка к ГИА".
материал для подготовки к егэ (гиа) по физике (9 класс) по теме

Тлустенко Ольга Владимировна

В данной разработке представлен тест, позволяющий определить уровень готовности учащихся 9 класса к Государственной итоговой аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_gia_9_klass.docx140.23 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока физики в 9 классе

по теме: «Повторение и обобщение курса физики основной школы.

Подготовка к ГИА».

Цель урока: повторение курса физики основной школы, формирование навыков решения задач (самостоятельно анализировать условие задачи, оценивать полученный результат, искать дополнительные данные), контроль знаний,  подготовка к ГИА.

План проведения урока: Учащимся предлагается тест по всему курсу физики за 7 – 9 класс (см. Приложение №1).

25 мин самостоятельная работа с тестом (1 – 12),

10 мин разбор тестовых заданий (1 – 12) вместе с учениками - самопроверка.

10 мин разбор задачи с кратким ответом и задачи с полным решением.

Тест предлагается учащимся выполнить на семинарском занятии (по подгруппам), при этом ребята рассаживаются по одному человеку за партой, каждому учащемуся выдаются задания, распечатанные на листах формата А4.

Ход урока.

Учитель: здравствуйте, ребята. Сегодня вы напишете небольшой тест, после чего мы его проверим. В конце урока у доски разберем еще две задачи. Приступайте к выполнению заданий теста, помните, что верным является только один вариант ответа, его и нужно обвести в кружочек. На работу отводится 25 минут.

После того, как отведенное на выполнение задания время истекло:

Учитель: приступаем к самопроверке. Я зачитываю вопрос, далее мы с вами обсуждаем как на него ответить и какой вариант ответа является верным. После этого вы в своей работе напротив соответствующего задания ставите либо «+», либо «-».

Вопрос 1. Пассажирский поезд, двигаясь равномерно, за 0,5ч проехал 45км. Чему равна скорость поезда?

Как рассчитать скорость тела при равномерном движении?

Ученики: нужно путь, пройденный телом разделить на время движения. Значит, скорость поезда 90км/ч.

Учитель: верно, но в ответах приведены значения скорости в м/с.

Ученики: надо 90км/ч разделить на 3,6 и получим 25м/с, значит верным является второй вариант ответа.

Учитель: правильно, кто ответил так же, ставьте себе «+», кто нет – «-». Продолжаем.

Вопрос 2. Расстояние между центрами двух однородных шаров уменьшили в 2 раза. Сила тяготения между ними

1) увеличилась в 4 раза                                          3) увеличилась в 2 раза

2) уменьшилась в 4 раза                                        4) уменьшилась в 2 раза

Вспоминаем формулу, позволяющую рассчитать силу, с которой притягиваются два однородных шара друг к другу.

Ученики: .

Учитель: да, правильно, а что изменится, если уменьшить расстояние между центрами этих шаров в два раза?

Ученики: в знаменателе формулы появится «4»: . И сила тяготения между шарами тогда уменьшится в 4 раза. Верный ответ 2.

Учитель: молодцы, отмечайте в работах правильность выполнения задания.

Вопрос 3. Тело, брошенное вертикально вверх с поверхности земли, достигает наивысшей точки и падает на землю. Если сопротивление воздуха не учитывать, то полная механическая энергия тела

1) максимальна в момент достижения наивысшей точки

2) максимальна в момент начала движения

3) одинакова в любые моменты движения тела

4) максимальна в момент падения на землю

Для того чтобы ответить на этот вопрос нужно вспомнить один из самых важных законов механики – закон сохранения механической энергии. Кто нам его напомнит?

Ученики: в замкнутой системе, в которой действуют только консервативные силы,  сумма кинетической и потенциальной энергии всех тел системы остается величиной постоянной.

Значит, правильный ответ три.

Учитель: верно, отмечайте в работах правильность выполнения задания.

Вопрос 4. Тело движется по окружности с постоянной по модулю скоростью. Вектор ускорения в точке А сонаправлен вектору

1) 1                         2) 2                           3) 3                           4) 4

Учитель: каким ускорением обладает тело при движении по окружности с постоянной по модулю скоростью?

Ученики: центростремительным, которое в любой момент времени направлено по радиусу к центру окружности, значит вектор ускорения сонаправлен вектору 4.

Учитель: правильно, отмечайте в работах правильность выполнения задания.

Вопрос 5. Какой из приведенных ниже графиков соответствует изменению давления жидкости по мере увеличения столба жидкости? Атмосферное давление не учитывается.

По какой формуле рассчитывается давление столба жидкости?

Ученики:  

Учитель: какой вид зависимости имеет зависимость р=р(h)?

Ученики: прямую пропорциональность, значит правильным является график номер 3.

Учитель: отлично, отмечайте в работах правильность выполнения задания.

Вопрос 6. Какой вид теплопередачи происходит без переноса вещества?

Для ответа на этот вопрос необходимо вспомнить все виды теплопередачи и их особенности.

Ученики: правильный ответ 4, так как при конвекции энергия переносится самими струями жидкости или газа.

Учитель: да, верно, отмечайте в работах правильность выполнения задания.

Вопрос 7. На рисунке приведен график зависимости температуры воды от времени. Начальная температура воды 500С. В каком состоянии находится вода в момент времени τ1?

1) только в газообразном                              

2) только в жидком

3) часть воды – в жидком состоянии и часть воды – в газообразном

4) часть воды – в жидком состоянии и часть воды – в кристаллическом

Давайте посмотрим внимательно на график, и решим, сколько различных процессов происходит в системе. И какие это процессы?

Ученики: три процесса – сначала вода нагревается до температуры кипения, потом кипит (горизонтальный участок), дальше – нагревается пар. τ1 соответствует горизонтальному участку, значит, происходит кипение воды и правильный ответ 3.

Учитель: отлично, отмечайте в работах правильность выполнения задания.

Вопрос 8. К двум заряженным шарикам, подвешенным на изолирующих нитях, подносят положительно заряженную стеклянную палочку. В результате положение шариков изменяется так, как показано на рисунке (пунктирными линиями показано начальное положение).

Это означает, что

1) оба шарика заряжены положительно

2) оба шарика заряжены отрицательно

3) первый шарик заряжен положительно, а второй – отрицательно

4) первый шарик заряжен отрицательно, а второй – положительно

Учитель: Как взаимодействуют между собой одноименно и разноименно заряженные тела?

Ученики: одноименные – отталкиваются, а разноименные – притягиваются.

Учитель: на рисунке мы видим, что угол отклонения нитей от вертикали уменьшился. Что это значит? Как взаимодействуют шарики с палочкой?

Ученики: притягиваются, значит они заряжены отрицательно и правильный ответ 2.

Учитель: верно, отмечайте в работах правильность выполнения задания.

Вопрос 9. Правильное положение магнитной стрелки в магнитном поле постоянного магнита изображено на рисунке

Для ответа на этот вопрос нужно вспомнить, как взаимодействуют друг с другом постоянные магниты.

Ученики: у постоянных магнитов одноименные полюса отталкиваются , а разноименные – притягиваются.

Учитель: теперь давайте вспомним, какое направление имеют линии магнитной индукции за пределами полосного магнита?

Ученики: выходят из северного полюса, входят в южный. На рисунке магнит и стрелка должны быть повернуты разноименными полюсами, значит это рисунок 3.

Учитель: да, я согласна, отмечайте в работах правильность выполнения задания.

Вопрос 10. После прохождения оптического прибора, закрытого на рисунке ширмой, ход лучей 1 и 2 изменился на 1' и 2'. За ширмой находится

1) собирающая линза

2) рассеивающая линза

3) плоское зеркало

4) сферическое зеркало

Ученики: это плоское зеркало, расположенное под углом 450 к лучам:

Учитель: да, отмечайте в работах правильность выполнения задания.

Вопрос 11. В соответствии с моделью атома Резерфорда

1) ядро атома имеет малые по сравнению с атомом размеры

2) ядро атома имеет отрицательный заряд

3) ядро атома имеет размеры, сравнимые с размерами атома

4) ядро атома притягивает α-частицы

Ученики: ядро атома имеет малые по сравнению с атомом размеры, ответ номер 1.

Учитель: хорошо, отмечайте в работах правильность выполнения задания.

Вопрос 12. Под действием какой частицы протекает ядерная реакция:

1) нейтрона

2) протона

3) α-частицы

4) электрона

Согласно законам сохранения заряда и массы в замкнутой системе, на месте ? должна быть частица…

Ученики: нейтрон , ответ номер 1.

Учитель: молодцы, отмечайте в работах правильность выполнения задания.

Теперь подсчитайте количество плюсов:

11-12 – оценка 5

9-10 – оценка 4

6-8 – оценка 3

Все что меньше 6 – двойка.

Выставляем себе оценку, в конце урока тетради сдаем.

Теперь обсудим еще две задачи.

Задание с кратким ответом.

Два проводника имеют одинаковые сопротивления , соединены параллельно. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым рассчитываются соответствующие величины. I1 и I2 – силы тока, U1 и U2 – напряжения на этих сопротивлениях.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ                                                              ФОРМУЛЫ

А) напряжение на участке цепи                                                           1)

Б) сила тока в общей цепи                                                                    2)

В) общее сопротивление участка цепи                                               3) U= U1+U2

                                                                                                                 4)

                                                                                                                 5) R=2r

Какая физическая величина одинакова у проводников при их параллельном соединении?

Ученики: напряжение. Значит, пункту А в таблице соответствует цифра 1.

Учитель: верно. А как связаны силы токов в проводниках (вспомните закон сохранения электрического заряда для узла).

Ученики: сумма сил токов параллельно соединенных проводников равна силу тока в неразветвленной цепи. Пункту Б в таблице соответствует цифра 2.

Учитель: хорошо, осталось вспомнить как рассчитать общее сопротивление двух одинаковых параллельно соединенных резисторов.

Ученики: . Пункту В в таблице соответствует цифра 4.

Учитель: заполняем таблицу.

А

Б

В

1

2

4

И последняя задача.

Задача с развернутым решением.

Тележка с песком общей массы 10кг движется без трения по горизонтальной поверхности со скоростью 2м/с. Вслед за тележкой летит шар массой 2кг с горизонтальной скоростью 8м/с. После попадания в песок шар застревает в нем. Какую скорость при этом приобретает тележка?

Дано:                                                    Решение:

М=10кг                  

V1=2м/с

m=2кг

V2=8м/с               ЗСИ: х:

Найти:                   = .

U- ?                        = .

Ответ:      .

В конце урока – рефлексия и задается домашнее задание.    


Приложение №1.

Задания с выбором ответа.

1. Пассажирский поезд, двигаясь равномерно, за 0,5ч проехал 45км. Чему равна скорость поезда?

1) 22,5м/с                2) 25м/с                3) 90м/с                 4) 100м/с

2. Расстояние между центрами двух однородных шаров уменьшили в 2 раза. Сила тяготения между ними

1) увеличилась в 4 раза                                          3) увеличилась в 2 раза

2) уменьшилась в 4 раза                                        4) уменьшилась в 2 раза

3. Тело, брошенное вертикально вверх с поверхности земли, достигает наивысшей точки и падает на землю. Если сопротивление воздуха не учитывать, то полная механическая энергия тела

1) максимальна в момент достижения наивысшей точки

2) максимальна в момент начала движения

3) одинакова в любые моменты движения тела

4) максимальна в момент падения на землю

4. Тело движется по окружности с постоянной по модулю скоростью. Вектор ускорения в точке А сонаправлен вектору

1) 1                         2) 2                           3) 3                           4) 4

5. Какой из приведенных ниже графиков соответствует изменению давления жидкости по мере увеличения столба жидкости? Атмосферное давление не учитывается.

6. Какой вид теплопередачи происходит без переноса вещества?

А. Конвекция

Б. Теплопроводность

1) и А, и Б                                               3) только А

2) ни А, ни Б                                           4) только Б

7. На рисунке приведен график зависимости температуры воды от времени. Начальная температура воды 500С. В каком состоянии находится вода в момент времени τ1?

1) только в газообразном                              

2) только в жидком

3) часть воды – в жидком состоянии и часть воды – в газообразном

4) часть воды – в жидком состоянии и часть воды – в кристаллическом

8. К двум заряженным шарикам, подвешенным на изолирующих нитях, подносят положительно заряженную стеклянную палочку. В результате положение шариков изменяется так, как показано на рисунке (пунктирными линиями показано начальное положение).

Это означает, что

1) оба шарика заряжены положительно

2) оба шарика заряжены отрицательно

3) первый шарик заряжен положительно, а второй – отрицательно

4) первый шарик заряжен отрицательно, а второй – положительно

9. Правильное положение магнитной стрелки в магнитном поле постоянного магнита изображено на рисунке

10. После прохождения оптического прибора, закрытого на рисунке ширмой, ход лучей 1 и 2 изменился на 1' и 2'. За ширмой находится

1) собирающая линза

2) рассеивающая линза

3) плоское зеркало

4) сферическое зеркало

11. В соответствии с моделью атома Резерфорда

1) ядро атома имеет малые по сравнению с атомом размеры

2) ядро атома имеет отрицательный заряд

3) ядро атома имеет размеры, сравнимые с размерами атома

4) ядро атома притягивает α-частицы

12. Под действием какой частицы протекает ядерная реакция:

1) нейтрона

2) протона

3) α-частицы

4) электрона


Задание с кратким ответом.

Два проводника имеют одинаковые сопротивления , соединены параллельно. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым рассчитываются соответствующие величины. I1 и I2 – силы тока, U1 и U2 – напряжения на этих сопротивлениях.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ                                                              ФОРМУЛЫ

А) напряжение на участке цепи                                                           1)

Б) сила тока в общей цепи                                                                    2)

В) общее сопротивление участка цепи                                               3) U= U1+U2

                                                                                                                 4)

                                                                                                                 5) R=2r

 Ответ:

А

Б

В

Задача с развернутым решением.

Тележка с песком общей массы 10кг движется без трения по горизонтальной поверхности со скоростью 2м/с. Вслед за тележкой летит шар массой 2кг с горизонтальной скоростью 8м/с. После попадания в песок шар застревает в нем. Какую скорость при этом приобретает тележка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка модульного урока по теме "Повторение изученного о прилагательном"

Модульное обучение содействует развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала. Дети учатся работать самостоятельно, учатся целеп...

Методическая разработка по физике (11 класс) по теме: Элективный курс "Эксперимент в физике"

Пояснительная записка  Элективный курс «Эксперимент в физике» предназначен для учащихся технологического и естественно научного профиля. Программа приближена к содержанию обязательного прогр...

Конспект урока-викторины по теме: «Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»

Цели и задачи: Образовательные: закрепить и обобщить знания о синтаксисе и умения расставлять знаки препинания при обращениях, однородных членах предложения, вводных словах, сравнительных оборотах.Раз...

Методическая разработка игры "Хи-по-хо" по теме «Обобщение знаний об основных классах неорганических соединений»

Игра «Хи-по-хо» - сокращённое название состязательной игры «химико – познавательный хоккей». Игра строится по принципу «хи-би-хо». Также выставляются  по две команды в количестве шести человек. Т...

Урок-соревнование по теме «Повторение и обобщение по разделу “Синтаксис”» с презентацией

Урок-соревнование по теме"Синтаксис" позволит обобщить знания в нетрадиционной форме. Здесь использованы различные задания, активизирующие познавательную деятельность учащихся, воспитывающие интерес к...

Методическая разработка открытого урока по теме: «Повторение. Морфология. Орфография» (брошюра)

В разработке урока представлен  план урока, текст профессиональной направленности, инструкция для обучающегося, тест, презентация, самоанализ урока)....

УРОК – СКАЗКА по теме "Повторение и обобщение изученного в разделе "Лексика". 5 класс.

Ребята в игровой форме повторяют  и закрепляют  знания и умения, полученные в ходе изучения раздела    "Лексика"....