Урок-соревнование по теме «Повторение и обобщение по разделу “Синтаксис”» с презентацией
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме

Кыркина Ольга Ивановна

Урок-соревнование по теме"Синтаксис" позволит обобщить знания в нетрадиционной форме. Здесь использованы различные задания, активизирующие познавательную деятельность учащихся, воспитывающие интерес к изучаемому предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx52.76 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.37 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5-м классе  «Повторение  и обобщение по разделу “Синтаксис”»

Тема: Повторение и обобщение  изученного по разделу «Синтаксис » (урок-соревнование)

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Цели и задачи урока:

  • обучающие:  повторить  и обобщить знания о синтаксисе и умения  правильно оформлять на письме предложения с однородными членами, с обращениями, с вводными словами, со сравнительными оборотами, с прямой речью;        
  • развивающие: развивать  пунктуационную зоркость, умение обосновывать выбор знаков препинания (устно и графически), развивать монологическую речь, коммуникативную и лингвистическую компетенцию; 
  • воспитывающие: воспитывать чувства коллективизма и любви к родному языку;  воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Структура урока:

  • I.  Организационный момент  урока-соревнования.
  • II. Раздача рабочих карт  с заданиями.
  • III. Выполнение лингвистической  эстафеты по этапам:
  • 1 этап – разминка «Теория».
  • 2 этап – соревнование «Практика»
  • 2.1 этап – соревнование «Практика».
  • 2.2 этап – соревнование «Практика».
  • 2.3 этап – соревнование «Практика».
  • 2.4 этап – соревнование «Практика».
  • IV. Подведение итогов соревнования команд.
  • V.  Оценка отдельных членов команд.
  • VI. Рефлексия
  • VII. Домашнее задание.

Оборудование:

 Презентация Power Point, компьютеры, экран, рабочие карты для учащихся, листы для жюри, дипломы.  

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня  мы проведём  урок  в форме соревнования, но соревноваться мы будем не в силе и ловкости, а в знаниях и умениях, которые вы получили, изучив раздел «Синтаксис».  Ваши знания будут оценивать лучшие  учащиеся 8 класса. (Слайд №1)

Итак,  начнём с представления команд.

  1. Команда « Знаки препинания» представляет эмблему, приветствие:

Внимание! Внимание!
Мы знаки препинания!
Тире, знак восклицания,
Кавычки, двоеточие,
И прочее, и прочее...

  1. Команда «Запятая»  представляет  эмблему, приветствие:

Мы команда не простая,
Мы зовёмся  «Запятая».
Мы  раскроем наш секрет,
Что важнее знака нет!

  1. Раздача рабочих карт  с заданиями.

 (Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся.)

2 . Учитель:  Сегодня нам необходимо очень многое вспомнить, а что именно - подскажет стихотворение  П. Чеснокова (Слайд №2)

Я изучаю связи слов
И знаю их предназначение.
Я вам всегда помочь готов
Из слов построить предложение.
Его строенье я постиг
И форму словосочетания.
И в строе речи каждый сдвиг
Я не оставлю без внимания.

                              (П. Чесноков)

Учитель: О каком разделе  грамматики идёт речь в стихотворении? Что он изучает?

Учащиеся: Синтаксис – раздел грамматики, изучающий словосочетания и  предложения, а также их роль в речь.

Учитель: С какими правилами неразрывно связан синтаксис?

Учащиеся: Синтаксис связан с пунктуацией. Пунктуация изучает правила постановки знаков препинания при письме.

Учитель: Каковы же цели нашего урока?  ( учитель помогает учащимся сформулировать цели урока)

Учитель:  Мы определились с темой и целями урока и теперь можем приступить  к заданиям. На столах  для каждой команды подготовлены  рабочие карты,  в которых  предстоит выполнять  задания.

III. Выполнение лингвистической  эстафеты по этапам:

1 этап – разминка «Теория».

         Итак, начнём с 1 этапа - разминка «Теория». (Слайд №3)

Учитель:  Внимание  на экран! Вопросы для 1 команды.

  • Какие виды предложений по цели высказывания  вы знаете?
  • Главные члены предложения – это…
  • Что такое предложение?

(Если участники одной команды затрудняются в ответе, им помогают участники другой команды, при  этом  получают дополнительный балл).

Учитель: Внимание  на экран! Вопросы для 2 команды.

  • Второстепенные члены предложения – это…
  • Простое предложение – это…
  • Сложное предложение – это…

(Члены жюри отмечают прохождение  1 этапа).

2 этап – соревнование «Практика»

Учитель: Следующий этап «Практика», самый трудный, самый интересный этап. (Слайд №4). Измените цель высказывания, сделав предложения побудительными, запишите их, выделив грамматическую основу.

1 команда: Петя догоняет Машу.

2 команда: Маша ускоряется к финишу.

2.1 этап – соревнование «Практика».

Учитель: Новое  испытание на этапе «Практика». Выпишите словосочетания, определите их вид. (Слайд №5).

1 команда: Лесные зайцы по ночам кормятся корой деревьев.

2 команда: За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий  след.

(Члены жюри отмечают успехи команд).

Учитель: Следующее задание для  капитанов  команд: выполните синтаксический разбор  предложения.

1 капитан :

Белая б…рёза

Под м…им   …кном

Принакрылась снегом

Точ(?)но сер…бром.

                       (С.Есенин)

2 капитан:

Под липой на сн…гу наверное сохр…нились крылатые липовые оре…ки.

2.2 этап – соревнование «Практика».

Учитель: Пока наши капитаны выполняют задания у доски, командам предстоит пройти новое испытание: составьте из данных слов предложения, а затем текст.

 Взрослые,  на,  и,  чтобы,  дети, полюбоваться,  выходят, красотами,  прогулку, зимы.

Время,  зима,   прекрасное,  года.

Устилается, ковром,  белоснежные,  вся, а,  земля,  пушистым, деревья,  в, одеваются,   шубы.

Учитель: Внимание на экран! Команды должны были составить следующий текст (Слайд № 6):

        Зима - прекрасное время года.

        Вся  земля устилается  пушистым ковром, а деревья одеваются  в  белоснежные шубы.

      Взрослые и дети выходят на прогулку, чтобы  полюбоваться  красотами зимы.

Учитель: Какие пунктуационные правила  применяли команды при составлении предложений?

(Участники рассказывают правила постановки знаков препинания).

А сейчас посмотрим, как справились с заданием наши капитаны.

(Члены жюри объявляют о результатах пройденного этапа).

Учитель: А сейчас физкультминутка (Слайд №7).

2.3 этап – соревнование «Практика» (Слайд №8).

Учитель: Команды  зарядились свежей энергией и готовы выполнять новые задания.

Прочтите текст, вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы.

   З…ма – луч(?)шее время года.

   Ле(г,х)кие сн…жинки медленно опускают(?)ся на землю  уст…лают ее пуш…стым к…вром. Сказоч(?)ным ст…новится все вокруг: д…ревья, скамейки  д…ма. Друз(ь,ъ)я играют в сн…жки  а я им кричу   Р…бята  с первым снегом вас .

   Вся природа чудес(?)но преображает(?)ся   когда падает снег.

Учитель: Какова тема текста, основная мысль?

(Жюри подводит итог выполненной работы)

Учитель:  Какие пунктограммы мы с вами повторили ?

(Учащиеся обобщают: знаки препинания при однородных членах предложения, обобщающем слове, прямой речи, вводном слове, сравнительном обороте, обращении).

Учитель:   Какое  ещё пунктуационное правило нам необходимо повторить?

Участники: Знаки препинания при диалоге.

2.4 этап – соревнование «Практика».

Учитель:  Итак, чтобы вспомнить, как оформляется диалог,  командам предлагается следующее задание (Слайд  №9):

По данным картинкам составить диалог,  используя этикетные слова.

(Задание выполняют в парах).

А пока ребята придумывают диалоги, я предлагаю выполнить участникам команд следующее задание:

(Индивидуальное задание  для учащихся (Слайд №10).

а)   Исправить ошибки в постановке знаков препинания.

1 команда:  Поезда сообщают: жители села проходят редко.

2 команда: Маша шла по тропинке, которая вела в парк и думала о маме. ;

б)   Расставить знаки препинания и начертить схемы предложений.

1 команда:  Бл…стят на со…нце глубокие сугробы  скрылись (подо)льдом б…льшие реки и маленькие р…чонки.( И. Соколов-Микитов)

2 команда:  Пискнула т…хонько л…сная    мыш… проб…жала по снегу и скрылась (под)пнем в сугробе. (И. Соколов-Микитов).)

(Учащиеся зачитывают диалоги).

       IV.   Подведение итогов соревнования команд. 

Жюри подводит итоги и определяет команду – победительницу.

 Награждение команды-победительницы, вручение  диплома  победителя и участника.

     V. Оценка отдельных членов команд.

Капитаны команд оценивают работу каждого члена своей команды, и

каждому члену команды выставляются оценки в классный журнал.

VI. Рефлексия.

Учитель: Какую тему нам удалось повторить в ходе соревнования?  Что мы  вспомнили о словосочетании и предложении? Почему было трудно?

Что открыли, узнали на уроке? Оправдались ли ваши ожидания от урока?

Что вы взяли с сегодняшнего урока?  Над чем заставил задуматься урок? С помощью цветных карандашей создайте свое впечатление об уроке.

     VII. Домашнее задание  (Слайд №11).

Учитель: Домашнее задание  состоит из 3 уровней:

  1. Подобрать небольшой текст с разными  пунктограммами.
  2. Составить предложения с прямой речью, вводными словами на тему «Зимние каникулы».
  3. Придумать небольшой рассказ на тему «Знаки препинания».

Учитель благодарит учащихся за  активное участие. (Слайд №12).

P.S. (На  сайте videouroki.net  можно скачать бесплатно физкультминутку, которая используется  на  уроке).

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема «Синтаксис » Повторение и обобщение (урок-соревнование) Я изучаю связи слов И знаю их предназначение. Я вам всегда помочь готов Из слов построить предложение. Его строенье я постиг И форму словосочетания. И в строе речи каждый сдвиг Я не оставлю без внимания. (П. Чесноков)

Слайд 2

Какие виды предложений по цели высказывания вы знаете? Главные члены предложения – это… Что такое предложение? Второстепенные члены предложения – это… Простое предложение – это… Сложное предложение – это… 1. Этап - разминка «Теория» 1 команда 2 команда

Слайд 3

1 команда Петя догоняет Машу. Петя, догоняй Машу! 2 команда Маша ускоряется к финишу. Маша, ускоряйся к финишу! 2. Этап «Практика» Измените предложения, сделав их побудительными, запишите их, выделив грамматическую основу.

Слайд 4

1 команда Лесные зайцы (именное), по ночам кормятся (глагольное), кормятся корой (глагольное), корой деревьев (именное). 2 команда За ночь прокладывают (глагольное), прокладывают по снегу(глагольное), прокладывают след (глагольное), глубокий след (именное). 2. 1. Этап «Практика»

Слайд 5

Зима - прекрасное время года. Вся земля устилается пушистым ковром, а деревья одеваются в белоснежные шубы. Взрослые и дети выходят на прогулку, чтобы полюбоваться красотами зимы. 2. 2. Этап «Практика»

Слайд 6

Физкультминутка

Слайд 7

2. 3. Этап «Практика» Зима – лучшее время года. Ле г кие сн е жинки медленно опускаются на землю, устилают ее пуш и стым ковром. Сказочным становится все вокруг: деревья, скамейки, дома. Друзья играют в сн е жки, а я им кричу: «Ребята, с первым снегом вас!». Вся природа чудесно преображается, когда падает снег.

Слайд 8

2.4 . Этап «Практика» 2 команда 1 команда

Слайд 9

2.5 Этап «Практика» 1 команда: а ) Поезда сообщают: жители села проходят редко. б ) Бл … стят на со… нце глубокие сугробы скрылись (подо)льдом б… льшие реки и маленькие р… чонки . (И. Соколов-Микитов) 2 команда: а) Маша шла по тропинке, которая вела в парк и думала о маме. б) Пискнула т… хонько л… сная мыш … проб…жала по снегу и скрылась (под)пнем в сугробе. (И. Соколов –Микитов)

Слайд 10

«Домашнее здание» Подобрать небольшой текст с разными пунктограммами . Составить предложения с прямой речью, вводными словами на тему «Зимние каникулы». Придумать небольшой рассказ на тему «Знаки препинания».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Повторение изученного по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Культура речи»

Материал представляет собой конспект урока, в котором учитель использует разработанный им лингвистический тренажер "Правила фонетической транскрипции"...

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе СКО 7 вида на тему "Повторение изученного в разделе"Синтаксис и пунктуация"

В классе СКО 7 вида на уроке проводилась коррекция знаний по изученной теме .Урок  проводился перед днем матери ,поэтому для работы использовались тексты о маме,стихи,пословицы и поговорки,исполь...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Повторение изученного в разделе "Синтаксис.Пунктуация"

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Повторение изученного в разделе "Синтаксис.Пунктуация". УМК Т.А.Ладыженской...

Урок - соревнование по теме «Повторение, обобщение сведений о фразеологизмах » (VI класс)

Данный урок позволяет проверить умения и навыки учащихся , обобщить , закрепить и привести в систему полученные знания о фразеологизмах....

Урок - соревнование по теме «Повторение, обобщение сведений по лексикологии и фразеологии » (VI класс)

Данный урок позволяет повторить и обобщить  изученный материал  по лексикологии и фразеологии в игровой форме....