Урок-соревнование по теме «Повторение и обобщение по разделу “Синтаксис”» с презентацией
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме
Урок-соревнование по теме"Синтаксис" позволит обобщить знания в нетрадиционной форме. Здесь использованы различные задания, активизирующие познавательную деятельность учащихся, воспитывающие интерес к изучаемому предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.docx | 52.76 КБ |
prezentatsiya.pptx | 1.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5-м классе «Повторение и обобщение по разделу “Синтаксис”»
Тема: Повторение и обобщение изученного по разделу «Синтаксис » (урок-соревнование)
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Цели и задачи урока:
- обучающие: повторить и обобщить знания о синтаксисе и умения правильно оформлять на письме предложения с однородными членами, с обращениями, с вводными словами, со сравнительными оборотами, с прямой речью;
- развивающие: развивать пунктуационную зоркость, умение обосновывать выбор знаков препинания (устно и графически), развивать монологическую речь, коммуникативную и лингвистическую компетенцию;
- воспитывающие: воспитывать чувства коллективизма и любви к родному языку; воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
Структура урока:
- I. Организационный момент урока-соревнования.
- II. Раздача рабочих карт с заданиями.
- III. Выполнение лингвистической эстафеты по этапам:
- 1 этап – разминка «Теория».
- 2 этап – соревнование «Практика»
- 2.1 этап – соревнование «Практика».
- 2.2 этап – соревнование «Практика».
- 2.3 этап – соревнование «Практика».
- 2.4 этап – соревнование «Практика».
- IV. Подведение итогов соревнования команд.
- V. Оценка отдельных членов команд.
- VI. Рефлексия
- VII. Домашнее задание.
Оборудование:
Презентация Power Point, компьютеры, экран, рабочие карты для учащихся, листы для жюри, дипломы.
Ход урока
- Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведём урок в форме соревнования, но соревноваться мы будем не в силе и ловкости, а в знаниях и умениях, которые вы получили, изучив раздел «Синтаксис». Ваши знания будут оценивать лучшие учащиеся 8 класса. (Слайд №1)
Итак, начнём с представления команд.
- Команда « Знаки препинания» представляет эмблему, приветствие:
Внимание! Внимание!
Мы знаки препинания!
Тире, знак восклицания,
Кавычки, двоеточие,
И прочее, и прочее...
- Команда «Запятая» представляет эмблему, приветствие:
Мы команда не простая,
Мы зовёмся «Запятая».
Мы раскроем наш секрет,
Что важнее знака нет!
- Раздача рабочих карт с заданиями.
(Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся.)
2 . Учитель: Сегодня нам необходимо очень многое вспомнить, а что именно - подскажет стихотворение П. Чеснокова (Слайд №2)
Я изучаю связи слов
И знаю их предназначение.
Я вам всегда помочь готов
Из слов построить предложение.
Его строенье я постиг
И форму словосочетания.
И в строе речи каждый сдвиг
Я не оставлю без внимания.
(П. Чесноков)
Учитель: О каком разделе грамматики идёт речь в стихотворении? Что он изучает?
Учащиеся: Синтаксис – раздел грамматики, изучающий словосочетания и предложения, а также их роль в речь.
Учитель: С какими правилами неразрывно связан синтаксис?
Учащиеся: Синтаксис связан с пунктуацией. Пунктуация изучает правила постановки знаков препинания при письме.
Учитель: Каковы же цели нашего урока? ( учитель помогает учащимся сформулировать цели урока)
Учитель: Мы определились с темой и целями урока и теперь можем приступить к заданиям. На столах для каждой команды подготовлены рабочие карты, в которых предстоит выполнять задания.
III. Выполнение лингвистической эстафеты по этапам:
1 этап – разминка «Теория».
Итак, начнём с 1 этапа - разминка «Теория». (Слайд №3)
Учитель: Внимание на экран! Вопросы для 1 команды.
- Какие виды предложений по цели высказывания вы знаете?
- Главные члены предложения – это…
- Что такое предложение?
(Если участники одной команды затрудняются в ответе, им помогают участники другой команды, при этом получают дополнительный балл).
Учитель: Внимание на экран! Вопросы для 2 команды.
- Второстепенные члены предложения – это…
- Простое предложение – это…
- Сложное предложение – это…
(Члены жюри отмечают прохождение 1 этапа).
2 этап – соревнование «Практика»
Учитель: Следующий этап «Практика», самый трудный, самый интересный этап. (Слайд №4). Измените цель высказывания, сделав предложения побудительными, запишите их, выделив грамматическую основу.
1 команда: Петя догоняет Машу.
2 команда: Маша ускоряется к финишу.
2.1 этап – соревнование «Практика».
Учитель: Новое испытание на этапе «Практика». Выпишите словосочетания, определите их вид. (Слайд №5).
1 команда: Лесные зайцы по ночам кормятся корой деревьев.
2 команда: За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий след.
(Члены жюри отмечают успехи команд).
Учитель: Следующее задание для капитанов команд: выполните синтаксический разбор предложения.
1 капитан :
Белая б…рёза
Под м…им …кном
Принакрылась снегом
Точ(?)но сер…бром.
(С.Есенин)
2 капитан:
Под липой на сн…гу наверное сохр…нились крылатые липовые оре…ки.
2.2 этап – соревнование «Практика».
Учитель: Пока наши капитаны выполняют задания у доски, командам предстоит пройти новое испытание: составьте из данных слов предложения, а затем текст.
Взрослые, на, и, чтобы, дети, полюбоваться, выходят, красотами, прогулку, зимы.
Время, зима, прекрасное, года.
Устилается, ковром, белоснежные, вся, а, земля, пушистым, деревья, в, одеваются, шубы.
Учитель: Внимание на экран! Команды должны были составить следующий текст (Слайд № 6):
Зима - прекрасное время года.
Вся земля устилается пушистым ковром, а деревья одеваются в белоснежные шубы.
Взрослые и дети выходят на прогулку, чтобы полюбоваться красотами зимы.
Учитель: Какие пунктуационные правила применяли команды при составлении предложений?
(Участники рассказывают правила постановки знаков препинания).
А сейчас посмотрим, как справились с заданием наши капитаны.
(Члены жюри объявляют о результатах пройденного этапа).
Учитель: А сейчас физкультминутка (Слайд №7).
2.3 этап – соревнование «Практика» (Слайд №8).
Учитель: Команды зарядились свежей энергией и готовы выполнять новые задания.
Прочтите текст, вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы.
З…ма – луч(?)шее время года.
Ле(г,х)кие сн…жинки медленно опускают(?)ся на землю уст…лают ее пуш…стым к…вром. Сказоч(?)ным ст…новится все вокруг: д…ревья, скамейки д…ма. Друз(ь,ъ)я играют в сн…жки а я им кричу Р…бята с первым снегом вас .
Вся природа чудес(?)но преображает(?)ся когда падает снег.
Учитель: Какова тема текста, основная мысль?
(Жюри подводит итог выполненной работы)
Учитель: Какие пунктограммы мы с вами повторили ?
(Учащиеся обобщают: знаки препинания при однородных членах предложения, обобщающем слове, прямой речи, вводном слове, сравнительном обороте, обращении).
Учитель: Какое ещё пунктуационное правило нам необходимо повторить?
Участники: Знаки препинания при диалоге.
2.4 этап – соревнование «Практика».
Учитель: Итак, чтобы вспомнить, как оформляется диалог, командам предлагается следующее задание (Слайд №9):
По данным картинкам составить диалог, используя этикетные слова.
(Задание выполняют в парах).
А пока ребята придумывают диалоги, я предлагаю выполнить участникам команд следующее задание:
(Индивидуальное задание для учащихся (Слайд №10).
а) Исправить ошибки в постановке знаков препинания.
1 команда: Поезда сообщают: жители села проходят редко.
2 команда: Маша шла по тропинке, которая вела в парк и думала о маме. ;
б) Расставить знаки препинания и начертить схемы предложений.
1 команда: Бл…стят на со…нце глубокие сугробы скрылись (подо)льдом б…льшие реки и маленькие р…чонки.( И. Соколов-Микитов)
2 команда: Пискнула т…хонько л…сная мыш… проб…жала по снегу и скрылась (под)пнем в сугробе. (И. Соколов-Микитов).)
(Учащиеся зачитывают диалоги).
IV. Подведение итогов соревнования команд.
Жюри подводит итоги и определяет команду – победительницу.
Награждение команды-победительницы, вручение диплома победителя и участника.
V. Оценка отдельных членов команд.
Капитаны команд оценивают работу каждого члена своей команды, и
каждому члену команды выставляются оценки в классный журнал.
VI. Рефлексия.
Учитель: Какую тему нам удалось повторить в ходе соревнования? Что мы вспомнили о словосочетании и предложении? Почему было трудно?
Что открыли, узнали на уроке? Оправдались ли ваши ожидания от урока?
Что вы взяли с сегодняшнего урока? Над чем заставил задуматься урок? С помощью цветных карандашей создайте свое впечатление об уроке.
VII. Домашнее задание (Слайд №11).
Учитель: Домашнее задание состоит из 3 уровней:
- Подобрать небольшой текст с разными пунктограммами.
- Составить предложения с прямой речью, вводными словами на тему «Зимние каникулы».
- Придумать небольшой рассказ на тему «Знаки препинания».
Учитель благодарит учащихся за активное участие. (Слайд №12).
P.S. (На сайте videouroki.net можно скачать бесплатно физкультминутку, которая используется на уроке).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какие виды предложений по цели высказывания вы знаете? Главные члены предложения – это… Что такое предложение? Второстепенные члены предложения – это… Простое предложение – это… Сложное предложение – это… 1. Этап - разминка «Теория» 1 команда 2 команда
1 команда Петя догоняет Машу. Петя, догоняй Машу! 2 команда Маша ускоряется к финишу. Маша, ускоряйся к финишу! 2. Этап «Практика» Измените предложения, сделав их побудительными, запишите их, выделив грамматическую основу.
1 команда Лесные зайцы (именное), по ночам кормятся (глагольное), кормятся корой (глагольное), корой деревьев (именное). 2 команда За ночь прокладывают (глагольное), прокладывают по снегу(глагольное), прокладывают след (глагольное), глубокий след (именное). 2. 1. Этап «Практика»
Зима - прекрасное время года. Вся земля устилается пушистым ковром, а деревья одеваются в белоснежные шубы. Взрослые и дети выходят на прогулку, чтобы полюбоваться красотами зимы. 2. 2. Этап «Практика»
Физкультминутка
2. 3. Этап «Практика» Зима – лучшее время года. Ле г кие сн е жинки медленно опускаются на землю, устилают ее пуш и стым ковром. Сказочным становится все вокруг: деревья, скамейки, дома. Друзья играют в сн е жки, а я им кричу: «Ребята, с первым снегом вас!». Вся природа чудесно преображается, когда падает снег.
2.4 . Этап «Практика» 2 команда 1 команда
2.5 Этап «Практика» 1 команда: а ) Поезда сообщают: жители села проходят редко. б ) Бл … стят на со… нце глубокие сугробы скрылись (подо)льдом б… льшие реки и маленькие р… чонки . (И. Соколов-Микитов) 2 команда: а) Маша шла по тропинке, которая вела в парк и думала о маме. б) Пискнула т… хонько л… сная мыш … проб…жала по снегу и скрылась (под)пнем в сугробе. (И. Соколов –Микитов)
«Домашнее здание» Подобрать небольшой текст с разными пунктограммами . Составить предложения с прямой речью, вводными словами на тему «Зимние каникулы». Придумать небольшой рассказ на тему «Знаки препинания».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Повторение изученного по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Культура речи»
Материал представляет собой конспект урока, в котором учитель использует разработанный им лингвистический тренажер "Правила фонетической транскрипции"...
Разработка урока в 5 классе по теме «Повторение изученного в разделе «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.»
Тип урока - закрепление полученных знаний....
Конспект к уроку русского языка «Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация»
Методическая разработка....
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе СКО 7 вида на тему "Повторение изученного в разделе"Синтаксис и пунктуация"
В классе СКО 7 вида на уроке проводилась коррекция знаний по изученной теме .Урок проводился перед днем матери ,поэтому для работы использовались тексты о маме,стихи,пословицы и поговорки,исполь...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Повторение изученного в разделе "Синтаксис.Пунктуация"
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Повторение изученного в разделе "Синтаксис.Пунктуация". УМК Т.А.Ладыженской...
Урок - соревнование по теме «Повторение, обобщение сведений о фразеологизмах » (VI класс)
Данный урок позволяет проверить умения и навыки учащихся , обобщить , закрепить и привести в систему полученные знания о фразеологизмах....
Урок - соревнование по теме «Повторение, обобщение сведений по лексикологии и фразеологии » (VI класс)
Данный урок позволяет повторить и обобщить изученный материал по лексикологии и фразеологии в игровой форме....