Физическая лаборатория
презентация к уроку по физике (7 класс) по теме

Орехова Светлана Анатольевна

 

Программа для занятий с детьми среднего школьного возраста в системе дополнительного образования детей. Составлена в соответствии со стандартами второго поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizicheskaya_laboratoriya.pptx78.21 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Физическая лаборатория» Программа для занятий с детьми среднего школьного возраста в системе дополнительного образования детей Автор-составитель Орехова Светлана Анатольевна, учитель физики МОУ СОШ №88 г.Ярославля

Слайд 2

Пояснительная записка Направленность программы – научно – техническая . Настоящая программа разработана для учащихся 7-х классов и является первым блоком из трех планируемых « Лаборатория измерений» 7 класс, « Исследовательская лаборатория: Человек и физические законы» 8 класс, « Цифровая лаборатория» 9 класс. Занятия дают знания и умения, позволяющие реализовать практическую деятельность и выработать навыки проведения физического эксперимента. Основой программы является ориентация на личностный потенциал ребенка и его самореализацию в ходе самостоятельной практической деятельности.

Слайд 3

Цель программы Создание условий для развития личности ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями, удовлетворение интереса учащихся к практическим приложениям физики в процессе самостоятельной познавательной и творческой деятельности при проведении экспериментов и исследований. Опыт такой деятельности позволит ученику либо убедиться в правильности своего предварительного выбора физики в качестве профильного предмета при обучении в старших классах, либо изменить свой выбор и испытать свои способности на каком-то ином направлении.

Слайд 4

Задачи развитие интереса к миру научного эксперимента; выявление способностей ребенка для ориентации в направлении технического творчества; возбуждение потребности в получении дополнительных знаний для развития творческой личности; выработка навыков планирования и конструирования через создание простейших измерительных приборов; развитие коммуникативных навыков.

Слайд 5

Основополагающие педагогические принципы программы: принцип развивающего и воспитывающего характера обучения; принцип наглядности; опора на интерес ребенка; индивидуальный темп движения; тесная связь с обязательными занятиями по физике; гуманистичность .

Слайд 6

Прогнозируемые результаты К концу обучения учащиеся должны научиться использовать знания об измерительных приборах и единицах измерения в повседневной жизни для продуктивной работы с приборами и техническими устройствами; приемам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов; планировать и проводить эксперимент, обрабатывать, анализировать и представлять результаты выполненных исследований.

Слайд 7

Личностные результаты: убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки, уважение к творцам науки через погружение в мир исследований и открытий; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; формирование способности к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Слайд 8

№ занятия Содержание Основные виды деятельности Формируемые УУД Лабораторное оборудование Тема 1. Методы изучения природы 1/1 Как человек познает мир? Наблюдения и опыты. Наблюдать и описывать физические явления. Участвовать в обсуждении явления падения тел на землю. Высказывать предположения – гипотезы. Смыслообразование, постановка и решение проблемы. Тела разной массы 2/2 Мир глазами Аристотеля и Галилея. Сравнивать методы изучения явлений природы Аристотелем и Галилеем. Умение структурировать знания. Тема 2. Язык науки физики 1/3 Научные термины. Физические величины и их единицы. Представлять результат измерения в разных единицах. Знаково-символические действия. Термометр, пружинные весы, секундомер 2/4 Внесистемные единицы длины разных стран. Измерять расстояния. Представлять результат измерения в разных единицах. Выбор оснований и критериев для оценивания. 3/5 Старые русские меры длин и весов. Использовать старые русские меры для измерений Применение методов информационного поиска. 4/6 Международная система единиц (СИ). Инструменты для измерения длин и расстояний. Измерять длины с помощью различных инструментов: линейки, рулетки, курвиметра, штангенциркуля, микрометра Целеполагание, планирование. Линейка, рулетка, курвиметр, штангенциркуль, микрометр 5/7 Интеллектуальная игра «Измерь на свой аршин». Использовать полученные знания в практической и игровой деятельности Интегрирование в группу сверстников, волевая саморегуляция.

Слайд 9

Тема 3. Технология измерений 1/8 Планирование и выполнение эксперимента. Обработка результатов измерений. Написание отчета. Выбирать методы измерений и измерительные приборы. Записывать результаты измерений и вычислений Планирование учебного сотрудничества. 2/9 Погрешности прямых однократных измерений при измерении длины, времени, температуры. Определять цену деления измерительного прибора. Определять инструментальную погрешность прибора. Смыслообразование, контроль и оценка процесса и результата деятельности. Термометр, линейка, секундомер 3/10 Измерение скорости движения шарика, тонущего в воде. Определение погрешности многократных измерений. Среднее арифметическое. Экспериментально определять скорость движения объекта. Смыслообразование, контроль и оценка процесса и результата деятельности. Линейка, секундомер, длинная колба, шарик 4/11 Измерение объема тела с помощью мензурки. Определять объем тела погружением в измерительный цилиндр. Находить способы измерения объема тела, превышающего размеры мерного цилиндра. Участие в коллективном решении проблем, выдвижение гипотез и их обоснование. Мензурка, тела разной формы и объема 5/12 Измерение размеров малых тел. Измерять размеры малых тел (диаметр проволоки, длину и ширину рисового зерна). Линейка, проволока, рис, 6/13 Измерение массы малых тел. Измерять массу малых тел (канцелярской скрепки, капли воды). Скрепки, весы, пипетка, стакан

Слайд 10

Тема 4. Мой дом – моя лаборатория 1/14 Измерительные приборы в быту. Проводить измерения физических величин с помощью бытовых приборов. Смыслообразование, постановка и решение проблем. 2/15 Командная игра с родителями «Семь раз отмерь…» Использовать полученные знания в практической и игровой деятельности. Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. 3/16 Выступление-отчет «Что и как измеряют дома?» Представлять результаты самостоятельной деятельности перед аудиторией. Структурирование знаний, владение монологической и диалогической формами речи. 4/17 Определение площади жилого помещения. Определение количества обоев для оклейки стен комнаты. Проводить необходимые измерения и вычисления для решения бытовых задач. Смыслообразование, постановка и решение проблем, планирование учебного сотрудничества. Метровая лента 5/18 Расчет количества кафельных плиток для ванной комнаты. Проводить необходимые измерения и вычисления для решения бытовых задач. Метровая лента, линейка

Слайд 11

Тема 5. Сам себе лаборант 1/19 Лаборатории великих физиков. Осуществлять поиск и выделение нужной информации с помощью компьютерных средств. Умение структурировать информацию. Компьютер, интернет, проектор 2/20 Изготовление самодельных весов. Использовать подручные средства для изготовления весов. Постановка и решение проблемы, моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения проблемы. Весы, как эталон 3/21 Измерение массы тел с помощью самодельных весов. Проверять точность изготовленного оборудования. 4/22 Изготовление самодельного мерного цилиндра. Использовать подручные средства для изготовления весов. Мензурка, как эталон 5/23 Измерение объема тела с помощью самодельного мерного цилиндра. Проверять точность изготовленного оборудования. 6/24 Измерение промежутков времени. Изготовление самодельных часов. Находить способы, позволяющие отмерять равные промежутки времени. Использовать подручные средства для измерения времени. Часы как эталон 7/25 Измерение времени с помощью самодельных часов. Проверять точность изготовленного оборудования. 8/26 Выставка самодельных измерительных приборов. Отчетное занятие. Оформлять выставку, проводить экскурсию для учеников школы и родителей. Структурирование знаний, владение монологической и диалогической формами речи.

Слайд 12

Тема 6. Открываем законы физики заново 1/27 Закон Гука. Исследование зависимости коэффициента жесткости резинового шнура от его длины и ширины. Ставить эксперимент, проводить измерения, вычислять погрешности измерений, делать выводы, составлять отчет. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками Комплект лабораторного оборудования по механике 2/28 Сила трения. Исследование зависимости коэффициента трения от материала поверхности соприкасающихся тел. Комплект лабораторного оборудования по механике 3/29 Закон Архимеда. Исследование зависимости выталкивающей силы от массы и объема тела. Комплект лабораторного оборудования по механике 4/30 Измерение КПД подвижного и неподвижного блоков. Комплект лабораторного оборудования по механике 5/31 Подготовка к отчетному мероприятию. Использовать полученные знания в практической и игровой деятельности Интегрирование в группу сверстников, волевая саморегуляция. 6/32 Подготовка к отчетному мероприятию. 7/33 Конкурсная программа «Физик-шоу». 8/34 Резерв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Физика вокруг нас или физическая лаборатория на кухне"

Материал с выставки по физике "Физика вокруг нас или физическая лаборатория на кухне" в рамках недели физики в школе. Материал взят из книги Дженис Ван Клиф "200 экспериментов" 1996 года издания...

Физическая лаборатория L-микро

L-микро - это учебное оборудование для проведения демонстрационных экспериментов и лабораторных работ по физике, разработанные на основе современных технологий.  Комплекты лабораторного обо...

Фрагмент урока физической культуры Большаковой Е.В. с пименением Дальтон-лаборатории. Тема урока: «Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечнососудистой системы».

Фрагмент урока физической культуры Большаковой Е.В. с пименением Дальтон-лаборатории. Тема урока: «Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечнососудистой системы»....

Презентация лаборатории физической культуры гимназии №4

Здоровье является важнейшей ценностью для человека, условием его самореализации во всех сферах деятельности.  Сохранение и укрепление здоровья находится в прямой зависимости от уровня культуры ли...

Открытая физическая лаборатория, как пример реализации ФГОС во внеурочной деятельности учащихся

Целью статьи является описание методики «Открытой физической лаборатории», которая может быть использована при организации внеурочной деятельности по предмету физика в 7-10 классах для угл...

Элективный курс по физике «Солнечная система – физическая лаборатория»

Выбор астрофизической направленности для элективного курса в 9 классе является следствием той исключительной роли, которую играет астрофизика в процессе познания человеком окружающего мира. Именно аст...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ФИЗИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА  «ФИЗИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА...