Рабочая программа по физиек 8 классс
методическая разработка по физике (8 класс) по теме
Рабочая программа содержит пояснительную записку,цели и задачи курса содержания и учебно-тематическое планирование на 2014-2015 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klassfizika_2014_programma.doc | 531 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет администрации Первомайского района по образованию
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Журавлихинская средняя общеобразовательная школа»
«Принято» Педагогическим советом школы _________________ Протокол №__от «__»____2014 | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МКОУ «Журавлихинская»СОШ ____________/ Винокурова Т.Б./ «_ _»2014_ г. | «УТВЕРЖДАЮ» ДиректорМКОУ «Журавлихинская СОШ» ____________/ /КОПТЕЛОВ Б.Я. Приказ № __ от __ 2014_ г. |
Рабочая программа по физике 8 класса
Ступень основного (общего ) образования
базовый уровень
Данная программа составлена на основе примерной государственной программы по физике для общеобразовательных учреждений Физика. Астрономия. 7-11 кл./В.А.Коровин, В.А. Орлов -3-е издание пересмотр., М.: Дрофа, 2010
Составитель: Сивцова Л.А.
учитель физики
Период реализации программы:2014-2015учебный год
2014
1. Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа курса «Физика» для 8 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта ( основного общего образования, среднего (полного) общего образования) второго поколения по физике
2. Законом Российской Федерации « Об образовании» ( статья 7).
3. Примерной программы (полного) общего образования по физике (базовый уровень) опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7-11 кл./В.А.Коровин, В.А. Орлов -3-е издание пересмотр., М.: Дрофа, 2010).
4. Авторской программы Е.М.Гутника, А.В.Пёрышкина «Физика» 7-9 классы, 2010.
5. Учебного плана МКОУ «Журавлихинская СОШ» на 2014-2015 учебный год.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Физика- 8 класс» отражает основные идеи и содержит предметные темы образовательного стандарта по физике. Физика в данном курсе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни. Особое внимание при построении курса уделяется тому, что физика и ее законы являются ядром всего естествознания. Современная физика - быстро развивающаяся наука, и ее достижения оказывают влияния на многие сферы человеческой деятельности. Курс базируется на том, что физика является экспериментальной наукой, и ее законы опираются на факты, установленные при помощи опытов. Физика –– точная наука и изучает количественные закономерности явлений, поэтому большое внимание уделяется использованию математического аппарата при формулировке физических законов и их интерпретации.
Введение в курсе физики 8 класса таких базовых понятий, как температура, внутренняя энергия, количество теплоты, электрический ток, свет, а также понятий: удельная теплоёмкость, влажность воздуха, тепловые двигатели, сила тока. напряжение, сопротивление, магнитное поле, линзы позволяют в дальнейшем при изложении учебного материала прослеживать его связь с современным уровнем науки и с окружающей действительностью.
Изучение физики в 8 классе основной школы направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о тепловых, электромагнитных и световых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Задачи обучения физике в 8 классе общеобразовательной базовой школы:
- формирование знаний об основных физических понятиях, явлениях, законах, методах исследования по разделам «Тепловые явления», «Изменение агрегатных состояний вещества», «Электрические явления», «Электромагнитные явления», «Световые явления»;
- формирование навыков проведения учебного эксперимента, наблюдений за природными явлениями (солнечное и лунное затмение, изменение влажности воздуха, отражение и преломление света);
- развитие творческого мышления учащихся, выработка умений самостоятельно приобретать и практически использовать знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- формирование научного мировоззрения учащихся, представлений о материальности окружающего мира;
- формирование представлений о широких возможностях применения физических законов в технике и технологиях;
- развитие познавательного интереса к изучению физики; в тесной связи с гуманитарными дисциплинами, умение видеть взаимодействие физики с обществознанием и историей человечества;
- осуществление экологического образования.
Обучение учащихся в 8 классе по программе базового курса физики основывается на основных принципах:
- опоры на знания из повседневной жизни, наблюдения за природными явлениями;
- расширения учебного материала в соответствии с уровнем подготовки учащихся и их познавательными возрастными возможностями;
- деятельностного подхода;
- доступности восприятия учебного материала;
- формирования представления о физике как о науке, являющейся частью общечеловеческой культуры.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 учебных часов для обязательного изучения физики на базовом уровне в 8 классе из расчета 2 учебных часа в неделю.
В рабочей программе отведено 2 часа в неделю (70 часов в год из них 4 часа резервное время,т.к.35уч.недели. Резервное время 4 часа отведено на повторение.).
Форма промежуточной и итоговой аттестации - контрольные работы: в 8 классе
Необходимо отметить, что тематическое и поурочное планирование, а также структура РП и распределение часов может подвергаться коррекции в зависимости от конкретных обстоятельств в процессе обучения; для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Для реализации программы имеется учебно-методическая и справочная литература, учебники и сборники задач, электронные учебные пособия и энциклопедии, оборудование для выполнения фронтальных лабораторных работ и демонстрационных опытов, технические средства обучения , раздаточный материал для проведения контрольных и самостоятельных работ.
Пояснение к распределению материала:
Тема программы | Количество часов по программе | Лабораторные работы | Контрольные работы | |
I | 1. Тепловые явления . | 12 | №№ 1-3 | №1 |
II | 2. Изменение агрегатных состояний вещества | 11 | №4 | №2 |
III | 3.Электрические явления | 27 | №№ 5-9 | №3-5 |
IV | 4. Электромагнитные явления | 7 | №№ 10-11 | № 6 |
V | 5. Световые явления | 9 | №№ 12-14 | №7 |
Резервное время (повторение материала) | 4 | |||
Итого | 5 тем | 70 |
Содержание программы:
1. Тепловые явления (12 ч)
Тепловое движение. Термометр. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи.
Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива.
Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.
Фронтальные лабораторные работы
- Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.
- Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
- Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
2. Изменение агрегатных состояний вещества (11 ч)
Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления.
Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр.
Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования.
Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений.
Преобразования энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Фронтальная лабораторная работа
4. Измерение относительной влажности воздуха.
3. Электрические явления (27 ч)
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда.
Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов.
Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр.
Электрическое напряжение. Вольтметр.
Электрическое сопротивление.
Закон Ома для участка электрической цепи.
Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.
Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик электрической энергии. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.
Фронтальные лабораторные работы
- Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
- Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
- Регулирование силы тока реостатом.
- Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника.
- Измерение работы и мощности электрического тока.
4. Электромагнитные явления (7 ч)
Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.
Фронтальные лабораторные работы
10. Сборка электромагнита и испытание его действия.
11. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
5. Световые явления (9 ч)
Источники света. Прямолинейное распространение света.
Отражения света. Закон отражения. Плоское зеркало.
Преломление света.
Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
Фронтальные лабораторные работы
- Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.
- Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.
- Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.
Резервное время (4 ч)
Формы и средства контроля
В ходе изучения курса физики 8 класса предусмотрен тематический и итоговый контроль в форме тематических тестов, самостоятельных, контрольных работ.
Общее количество контрольных работ, проводимых после изучения различных тем равно 7
УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС / 2 ч в неделю
№ урока с начала уч.г. | №урока по теме главы | Лабораторная или контрольная работы | Тема урока | Элементы содержания урока | Средства обучения в том числе ИКТ |
Тепловые явления (23 ч) | |||||
1 | 1 | Техника безопасности.Тепловое движение. Температура. | ТБ в кабинете физики. Дать понятия явления нагревания и охлаждения тел. Температура. Измерение температуры. Термометр. Шкала Цельсия. Диффузия и температура. Тепловое движение. Связь температуры тела со средней кинетической энергией молекул. Движение молекул в твердых, жидких и газообразных телах
| Измерение температуры тела термометром. Виды термометров. Презентация «Тепловое движение». Изменение скорости диффузии с повышением температуры | |
2 | 2 | Внутренняя энергия. | Два вида механической энергии: кинетическая и потенциальная. Внутренняя энергия. Зависимость внутренней энергии от температуры.. / §2 Примеры теплопередачи в природе и в | Презентация внутренней энергии | |
3 | 3 | Способы изменения внутренней энергии. | Ввести знания о существовании Изменение внутренней энергии с помощью работы, теплопередачи. Виды теплопередачи.: - | демонстрация изменения внутренней энергии тела при совершении работы и теплопередаче | |
4 | 4 | Теплопроводность. | Изучить явление теплопроводности, ее зависимости от вещества (его причины, закономерности . | Демонстрация теплопроводности различных материалов Теплопроводность (рис. 6, | |
5 | 5 | Конвекция. Излучение. | Рассмотреть понятия конвекция, излучение. §1 Использование энергии Солнца на Земле. | Демонстрация конвекции в жидкостях и газах и теплопроводности путём излучения, лабораторное оборудование Демонстрационные плакаты: термос, водяное отопление, устройство теплоизоляционных материалов 9) Конвекция (рис. 10,11). Излучение (рис. 13). . | |
6 | 6 | Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике. | Продолжить формирование понятий о различных способахтеплопередачи убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; | Презентация Теплопередача в природе и технике | |
7 | 7 | ЛР №1 | Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Л.р. №1. «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды» | Ввести знания о количество теплоты. Зависимость количества теплоты от массы, температуры тела и вещества. Единица количества теплоты. познакомить учащихся с применением законов для расчета количество теплоты | Зависимость количества теплоты от массы, температуры тела и в Лабораторное оборудование :термометр ,вода горячая ,часы |
8 | 8 | Удельная теплоемкость. | Раскрыть физический смысл понятий удельной теплоемкости вещества | Видеофрагмент: «Удельная теплоемкость разных жидкостей». Справочная литература | |
9 | 9 | ЛР №2 | Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении ЛР №2. «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры» | Формула для расчета количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении Сформировать умения и навыки практического характера: проведение лабораторных работ, для расчета количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении, | Калориметры, мензурки, термометры, стаканы, горячая и холодная вода |
10 | 10 | ЛР №3 | ЛР №3 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела.» | Измерение удельной теплоемкости твердого тела. Уметь использовать измерительные приборы для расчёта удельной теплоёмкости, представлять результаты измерений в виде таблиц и делать выводы | Лабораторное оборудование: набор тел по калориметрии термометры, весы, стаканы, горячая и холодная вода, металлические цилиндры, нитки. |
11 | 11 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. | Рассмотреть понятия топливо - источник энергии. Виды топлива. За счет чего выделяется энергия при сгорании топлива? Удельная теплота сгорания. Теплота, выделяемая при сгорании топлива. | Презентация по теме «Топливо». Справочная литература, сборники познавательных и развивающих заданий | |
12 | 12 | Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. | Переход механической энергии из одного вида в другой. Полная энергия. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах Решение комплексных задач на расчет количества теплоты | Демонстрация превращения одного вида механической энергии в другую | |
13 | 13 | КР № 1 | По теме «Тепловые явления» | Тепловые явления | - |
14 | 14 | Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания. | Агрегатные состояния вещества. Различия в молекулярном строении твердых, жидких и газообразных тел / §3 Аморфные тела. Плавление амо | Демонстрация переходов из одного агрегатного состояния вещества в другое: плавление льда, испарение кристаллического йода. | |
15 | 15 | Удельная теплота плавления. | Объяснение процессов плавления и кристаллизации на основе знаний о молекулярно строении вещества, удельная теплота плавления, ее единица: Дж\ кг; увеличение внутренней энергии данной массы вещества при его плавлении, формула для расчета количества теплоты, выделяющегося при кристаллизации тела.) | Плавление кусочков льда и воска одинаковой массы, находящихся при температуре плавления 2.Презентация Microsoft PowerPoint | |
16 | 16 | Испарение. Поглощение жидкости при испарении жидкости и выделении ее при конденсации пара. | Испарение, Конденсация. Температура. Насыщенный и ненасыщенный пар. Зависимость испарения от рода вещества, температуры и площади поверхности жидкости Сформулировать понятие теплового равновесия Познакомить учащихся со способами измерения температур | Демонстрация зависимости скорости испарения от рода жидкости, температуры и площади поверхности; демонстрация понижения температуры жидкости при испарении; | |
17 | 17 | Кипение. Удельная теплота парообразования. | Познакомить учащихся со способами Кипение. Температура кипения Дать представление о температуре кипения характеристике состояния теплового равновесия системы Познакомить учащихся со способами измерения температур Дать представление об абсолютном нуле Ввести абсолютную шкалу температур | Демонстрация зависимости температуры кипения от давления, постоянства Видеофрагмент: «Процесс кипения». температуры кипящей жидкости, | |
18 | 18 | Решение задач. Расчет количества теплоты при переходе из одного агрегатного состояния в другое | Расчет количества теплоты при переходе из одного агрегатного состояния в другое | Опорный конспект Справочная литература, дидактические материалы: сборники познавательных и развивающих заданий, сборники тестовых заданий | |
19 | 19 | ЛР № 4 | Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. ЛР № 4 «Измерение относительной влажности воздуха» | Абсолютная и относительная влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Гигрометр. Психрометр. Точка росы. Удельная теплота парообразования и конденсации.
| Демонстрация гигрометров и психрометров |
20 | 20 | Работа газа при расширении. двигатель внутреннего сгорания. | Сформировать представления о тепловом двигателе. Джеймс Уатт. Иван Иванович Ползунов. Виды тепловых двигателей. Четырехтактный двигатель внутреннего сгорания. Цилиндр. Поршень. Клапан. Маховик. Свеча зажигания. Мертвая точка. Ход поршня. Коленчатый вал.. | Модель ДВС. | |
21 | 21 | Паровая турбина. КПД теплового двигателя. | Формировать представление о процессе научного познания; умений объяснять физические явления, используя явление Паровая и газовая турбина.
| Демонстрация устройства паровой турбины, справочная литература | |
22 | 22 | Решение задач по теме Изменение агрегатных состояний вещества | Сформировать знания о различные виды тепловых машин, уметь приводить примеры их практического использования; понимать смысл коэффициента полезного действия и уметь вычислять Расчет количества теплоты при переходе из одного агрегатного состояния в другое. | Справочная литература, дидактические материалы: сборники познавательных и развивающих заданий, сборники тестовых заданий | |
23 | 23 | КР № 3 | По теме «Изменение агрегатных состояний вещества» | Контрольно-измерительные материалы по данной теме | |
Электрические явления (27) | |||||
24 | 1 | Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов. | Электрические явления. Электризация тел. Положительный и отрицательный заряды. Взаимодействие заряженных тел. | Видеофрагмент: «Электризация тел при соприкосновении». Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов. Опыт с султанами | |
25 | 2 | Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. | Изучить устройство и принцип действия простейшего электроскопа. Выявить, на какие группы делятся тела по их электрической проводимости. | Электроскоп. Электрометр. | |
26 | 3 | Электрическое поле. | Ввести понятия понятие «Электрическое поле», его графическое изображение. Уметь приводить примеры проводников и диэлектриков | Демонстрация взаимодействия одноимённых и разноимённых зарядов | |
27 | 4 | Делимость электрического заряда. Строение атомов. | Делимость электрического заряда. Электрон. Единица электрического заряда. Заряд электрона. Строение атома. Протон. Нейтрон. Ядро. Ионы. | Демонстрация закона сохранения заряда
| |
28 | 5 | Объяснение электрических явлений. |
Объяснение электрических явлений способствовать развитию умения самостоятельной работы с учебником, ИК, интерактивной доской, | Работа с презентацией, беседа | |
29 | 6 | КР № 4 | К/р по теме «Электризация тел. Строение атомов» | Формировать представление о понятий: электрический ток, источники тока; уметь применять полученные знания при решении задач решать физические задачи на применение полученных знаний; | Источники электрического тока. Демонстрация источников тока; контрольно-измерительные материалы по данной теме |
30 | 7 | Электрическая цепь. | ; Потребитель электрического тока. Провод. Ключ. Рубильник. Кнопка. Выключатель. Резистор. Предохранитель. Электрическая схема | Элементы электрических цепей. | |
31 | 8 | Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направления тока. | Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направления тока. | Опорный конспект. Видеофрагменты: «Несамостоятельный разряд», «Проводимость электрического ток Демонстрация составления электрической цепи, действия электрического тока (набор по электричеству)а | |
32 | 9 | Сила тока. Единицы силы тока. | Сила тока. Ампер. Количество электричества. Амперметр. Последовательное включение прибора. | Амперметр. Измерение силы тока. | |
33 | 10 | Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. | Работа тока. Напряжение. Вольт. Вольтметр. Параллельное включение прибора. | Демонстрация измерения напряжения вольтметром (набор по электричеству, источники тока, вольтметры | |
34 | 11 | ЛР № 5 | Амперметр. Изменение силы тока. Л/р по теме «Сборка электрический цепи и изменение силы тока в ее различных участках» | Познакомить учащихся с физическим прибором – амперметром; ∙ формировать неформальные знания и умения в освоении понятия «амперметр»; | Амперметр. Измерение силы тока. Батарея из трех элементов, ключ, амперметр, соединительные провода, лампочка на подставке, мультимедиа проектор. |
35 | 12 | ЛР № 6 | Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Л/р по теме «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» | Обеспечить в ходе урока усвоение понятий «сопротивление», его обозначение, единицы измерения, его обозначение в цепях, : направить деятельность учащихся на углубление и систематизацию знаний о измерение напряжения на различных участках электрической цепи» | Демонстрация реостата и магазина сопротивлений, зависимости силы тока в цепи от сопротивления при постоянном напряжении |
36 | 13 | Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. | Выяснить зависимость силы тока Зависимость силы тока от напряжения. понимать, от каких величин зависит сила тока в цепи; знать закон Ома для участка цепи; уметь использовать закон Ома для решения задач на вычисление напряжения, силы тока и сопротивления участка цепи | Зависимость силы тока от напряжения. | |
37* | 14 | Удельное сопротивление проводников. | Удельное сопротивление. Зависимость сопротивления от вещества, длины и площади сечения проводника. | Демонстрация зависимости сопротивления от вещества, длины и площади сечения проводника .презентация | |
38 | 15 | ЛР № 7 | Реостаты. Л/р по теме «Регулирование силы тока реостатом» | Познакомить учащихся с физическим прибором Реостат. Устройство реостата. Виды реостатов. Назначение реостата. Регулирование силы тока реостатом
| Ползунковый, ступенчатый реостат. Лабораторный набор по электричеству. |
39 | 16 | ЛР № 8 | Лабораторная работа №6 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника». |
| Лабораторный набор по электричеству. |
40 | 17 | Последовательное соединение проводников. |
| Демонстрация постоянства силы тока на разных участках неразветвлённой электрической цепи (набор по электричеству: источники тока, амперметры, вольтметры) | |
41 | 18 | Параллельное соединение проводников. |
| Демонстрация измерения силы тока в разветвлённой электрической цепи (набор по электричеству: источники тока, амперметры, вольтметры) | |
42 | 19 | Решение задач. рассчитывать силу тока и напряжение при параллельном и последовательном соединении проводников | Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников. Уметь рассчитывать силу тока и напряжение при параллельном и последовательном соединении проводников | Опорный конспект | |
43 | 20 | КР № 4 | К/Р по теме «Электрический ток. Соединение проводников» | Формировать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; | Тест. контрольно-измерительные материалы по данной теме |
44 | 21 | Мощность электрического тока Работа электрического тока. | : Работа электрического тока. Мощность электрического тока. Единицы работы и мощности | Демонстрация светового, теплового и механического действий электрического тока, зависимости мощности от напряжения и силы тока | |
45 | 22 | ЛР № 9 | Измерение мощности и работы тока в электрической лампе. | Использовать физические приборы для измерения работы и мощности электрического тока формировать у учащихся умение выделять главное, существенное | Набор по электричеству: источники тока, амперметры, вольтметры |
46 | 23 | Нагревание проводников электрическим током. | о Принцип нагревания проводником электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. | Нагревание проводников электрическим током | |
47 | 24 | Лампа накаливания. электрические нагревательные приборы. | Лампы накаливания и объяснять работу электрических нагревательных приборов, назначение и принцип действия
• Познакомить с краткими историческими сведениями изучения электрических | Видеофрагмент: «Лампа накаливания». Предохранители. | |
48 | 25 | Короткое замыкание. Предохранители. |
| Демонстрация плавкого предохранителя | |
49 | 26 | Повторение материала темы «Электрические явления» | Обобщающее повторение закона Ома, формулы сопротивления, последовательного и параллельного соединения проводников; ∙ развивать практические умения и навыки учащихся в решении задач разных типов; | Опорный конспект «Электрические явления» | |
50 | 27 | КР № 5 | Электрические явления. |
| Контрольно-измерительные материалы по данной теме |
Электромагнитные явления (7) | |||||
51 | 1 | Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. | Ввести понятия : магнитное поле, линии магнитного поля научные факты: направление линий магнитного поля (от северного полюса магнита к южному) | Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии | |
52 | 2 | ЛР № 10 | . Л/р по теме «Сборка электромагнита и испытание его действия» Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. | Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. его графическое изображение. Уметь приводить примеры , | Магнитное поле постоянного магнита и катушки с током. Электромагнит. Видеофрагмент «Модель реле». Модель электромагнита разборная. Лабораторный набор по электричеству. |
53 | 3 | Применение электромагнитов. | Познакомить учащихся с Динамиком и микрофоном | Опорный конспект «Электромагнитные явления» Презентация Применение магнитов | |
54 | 4 | Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. магнитное поле Земли. | Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Магнитная буря. Магнитная аномалия. Применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни . | Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. | |
55 | 5 | Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. | Сформировать знания о действии магнитного поля на электрический ток, силе Ампера и применении этих знаний в быту и технике (электродвигатель).
| Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. | |
56 | 6 | ЛР № 11 | Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели) | Изучение электрического двигателя постоянного тока - . | Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель |
57 | 7 | КР № 6 | К/р по теме «Электромагнитные явления» | Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; | Контрольно-измерительные материалы по данной теме |
Световые явления (9 ч) | |||||
58 | 1 | Источники света. Распространение света. | Свет. Источник света. Световой луч. Тень. Полутень. Затмения. | Тень. Полутень. Видеофрагмент «Лунные затмения». | |
59 | 2 | Отражение света. Законы отражения света. Плоское зеркало. | Актуализировать знания падающий луч. Отраженный луч. Угол падения. Угол отражения. по геометрической оптике, рассмотреть их с точки зрения волновой теории света; научиться практически применять полученные знания. Познакомить учащихся с плоским зеркалом. Мнимое изображение. Перископ. | Фронтальный лабораторный опыт «Изучение законов отражения света». Лабораторный набор по оптике. | |
60 | 3 | ЛР № 12 | ЛР № 12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения» | . Закрепление знаний о законах отражения и преломления света, Развивающие: Развитие коммуникативных умений. Дальнейшее развитие навыков самоконтроля и самооценки своего труда. | Лабораторный набор по оптике. |
61 | 4 | Преломление света. | Понимать смысл преломление света. выполнять построения изображений в плоском зеркале. Понимать смысл закона преломления света. Уметь выполнять построения хода лучей при переходе из одной прозрачной среды в другую. | Отражение света. Закон отражения света. Презентация «Геометрическая оптика» Презентация «Отражение света» Опыты: преломление света в призме | |
62 | 5 | ЛР № 13 | ЛР № 13 Исследование зависимости угла преломления от угла падения света» | . Закрепление знаний о зависимости угла преломления от угла падения света Развивающие: Развитие коммуникативных умений. Дальнейшее развитие навыков самоконтроля и самооценки своего труда. Развитие умений работать мобильно в команде. Воспитательные: Воспитание ответственности за результат своего труда. Дальнейшее развитие навыков работы в команде на основе сотрудничества. Воспитание чувства взаимопомощи. | Лабораторный набор по оптике. |
63 | 6 | Линза. оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. | Собирающая линза, рассеивающая линза, оптическая сила линзы. Уметь называть характеристики изображений, получаемых с помощью линз. Знать формулу тонкой линзы, применять для решения задач . Иметь понятие о полном отражении. Иметь представление об оптических каналах связи. Изображения, даваемые линзой. Мнимый фокус. Рассеивающая и собирающая линзы. Оптическая сила линзы. , применять для решения задач | Собирающая и рассеивающая линза. Презентация «Линзы». Отражение света. Виртуальная лабораторная | |
64 | 7 | Оптические приборы. Глаз как оптический инструмент | Фотоаппарат. Бинокль. Микроскоп. Телескоп. /§5. Фотоаппарат. Близорукость. Дальнозоркость. / §6. Глаз и зрение. §7 Близорукость и дальнозоркость. Очки | ||
65 | 8 | ЛР № 14 | Получение изображения при помощи линзы. | 0беспечить в ходе урока усвоение уметь проводить лабораторный опыт, оформлять результаты наблюдений, формулировать вывод..Получение изображений с помощью линзы • создать условия для развития мышления учащихся; развивать наблюдательность; • способствовать развитию умения самостоятельной работы с учебником, воспитательные: • воспитывать желание расширять кругозор, • соблюдать учебную дисциплину, • проявлять коммуникабельность, желание сотрудничать. | Лабораторный набор по оптике. |
66 | 9 | КР № 7 | Световые явления. | Проверка знаний по теме «Световые явления.» | Письменная контрольная работа |
67 | Повторение. Тепловые явления | Тепловые явления | |||
68 | Повторение. Изменение агрегатных состояний вещества | . Изменение агрегатных состояний вещества | |||
69 | Повторение. Электрические явления | Электрические явления | |||
70 | Повторение. Электромагнитные явления | Электромагнитные явления |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8 класса.
1. Владеть методами научного познания
1.1. Собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку или схеме и проводить наблюдения изучаемых явлений.
1.2. Измерять: температуру, силу тока, напряжение, фокусное расстояние и т.д.
1.3. Представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять эмпирические закономерности:
— силы тока в резисторе от напряжения;
— температуры тела от времени при теплообмене.
1.4.Объяснить результаты наблюдений и экспериментов:
— процессы испарения и плавления вещества;
— испарение жидкостей при любой температуре и ее охлаждение при испарении.
1.5. Применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений:
— силу тока при заданном напряжении;
— значение температуры остывающей воды в заданный момент времени.
2. Владеть основными понятиями и законами физики
2.1. Давать определения физических величин и формулировать физические законы.
2.2. Описывать:
— физические явления и процессы;
— изменения и преобразования энергии при анализе: нагревания проводников электрическим током, плавления и испарения вещества.
2.3. Вычислять:
— энергию, поглощаемую (выделяемую) при нагревании (охлаждении) тел;
— энергию, выделяемую в проводнике при прохождении электрического тока (при заданных силе тока и напряжении).
2.4. Строить изображение точки в плоском зеркале и собирающей линзе.
3. Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической)
3.1. Называть:
— источники электростатического и магнитного полей, способы их обнаружения;
— преобразования энергии в двигателях внутреннего сгорания, электрогенераторах, электронагревательных приборах.
3.2. Приводить примеры:
— экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых, атомных и гидроэлектростанций ;
— опытов, подтверждающих основные положения молекулярно-кинетической теории.
3.3. Читать и пересказывать текст учебника.
3.4. Выделять главную мысль в прочитанном тексте.
3.5. Находить в прочитанном тексте ответы на поставленные вопросы.
3.6. Конспектировать прочитанный текст.
3.7. Определять:
— промежуточные значения величин по таблицам результатов измерений и построенным графикам;
— характер тепловых процессов: нагревание, охлаждение, плавление, кипение (по графикам изменения температуры тела со временем);
— сопротивление металлического проводника (по графику зависимости силы тока от напряжения);
3.8. Сравнивать сопротивления металлических проводников (больше—меньше) по графикам
зависимости силы тока от напряжения
Приложения к программе.
Система оценивания.
1. Оценка устных ответов учащихся.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
2. Оценка письменных контрольных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.
3. Оценка лабораторных работ.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.
Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.
4. Перечень ошибок.
I. Грубые ошибки.
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
7. Неумение определить показания измерительного прибора.
8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
II. Негрубые ошибки.
1.Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
2.Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
3.Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
4.Нерациональный выбор хода решения.
III. Недочеты.
- Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
- Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
- Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
- Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
- Орфографические и пунктуационные ошибки.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Реализуемая учебная программа, программа элективного учебного предмета, курса, факультативного курса и.т.д. | Учебное пособие для ученика, дидактический материал | Учебник | Инструмент по отслеживанию результатов работы | Методическое пособие для учителей |
Общеобразова-тельная |
Сборник задач по физике, В. И. Лукашик, 2001 г. | А.В.Перышкин учебник Физика 8 класс И.Д. «Дрофа» , 2006-7г | Дидактические материалы. Физика 8 класс. А. Е. Марон. | Поурочное планирование по физике 8 класс.С. Е. Полянский. Сборник задач по физике 7-8 классы Лукашик В. И. Физический эксперимент в средней школе. С. А. Хорошавин. |
Для реализации программного содержания курса используются следующие учебники и учебные пособия:
Учебно-методическая литература для учителя и учащихся
- Пёрышкин А.В. Физика. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - 6-е изд. -М.: Дрофа, 2006-7.
- Минькова Р.Д. Рабочая тетрадь по физике к учебнику А.В.Пёрышкина «Физика-7». – М.: Экзамен, 2011.
- Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В. И. Лукашик. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2003. (В календарно-тематическом планировании сокращенно - Л.)
- Качественные задачи по физике в 6-7 классах, М. Е. Тульчинский, 1976 г.
- «Физика-8. Самостоятельные и контрольные работы», Л. А. Кирик, 2006 г.
- Марон А.Е., Марон Е.А. Дидактические материалы. Физика-8. – М.: Просвещение, 2004. –122 с.
Дополнительая литература
- Физика в школе. Разумовский В.Г., Владос, М., 2007
- Поурочные разработки для 8 класса. Волков В.А. Вако, М,, 2005
- Большой справочник. Физика. Дик Ю.И. и др. Дрофа, М., 2007
- Мир электричества. Томилин А. Н. Дрофа, М., 2007
- Внеклассная работа по физике- 8 класс. Алексеева В.А. Корифей, Волгоград, 2008
- Физика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»
- Журнал «Физика в школе»
Медиаресурсы
1. Библиотека электронных наглядных пособий «ФИЗИКА. 7–11». – ГУ РЦ ЭМТО, Кирилл и Мефодий, 2003.
2. Учебное электронное издание «ФИЗИКА. 7–11 классы. Практикум. 2 CD. – Компания «Физикон». www.physicon.ru.
3. Интерактивный курс физики-7–11. – ООО «Физикон», 2004-MSC Software Co, 2002 (русская версия «Живая физика» ИНТ, 2003). – www.physicon.ru.
4. Библиотека наглядных пособий: ФИЗИКА. 7–11 классы. На платформе «1С: Образование.»
6.Открытая физика 1.1 / Полный интерактивный курс физики 7-11 кл. Под ред. профессора С.М. Козелла
Интернет ресурсы:
Физика - http://www.alleng.ru/edu/phys1.htm ; Сеть творческих учителей – http://www.it-n.ru
ЕОР – www.eor.edu.ru
Контрольно – измерительные материалы
Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления»
Вариант №1
1. Определите количество теплоты, необходимое для нагревания чугунного радиатора водяного отопления массой 65 кг от 20 до 42оС. Удельная теплоемкость чугуна 460 Дж/кг оС.
2. При сгорании спирта выделилось 5,4 МДж теплоты. Определите массу сгоревшего спирта, если его удельная теплота сгорания равна 27 МДж/кг.
3. Стальную болванку массой 150 г, раскаленную до 650оС,опускают для закалки в сосуд, содержащий 800 г воды при температуре 15оС. Какова удельная теплоемкость стали, если вода нагрелась до 28оС? Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кг оС).
4. Определите КПД примуса, если для нагревания 2 кг воды от 10 до 100оС в нем сожгли 40 г керосина. Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кг оС), а удельная теплота сгорания топливо 46 МДж/кг.
Вариант №2
1. Какое количество теплоты потребуется для того, чтобы нагреть на 40оС медный цилиндр массой 0,5 кг. Удельная теплоемкость меди 400 Дж/кг оС.
2. При сгорании спирта выделилось 2,7 МДж теплоты. Определите массу сгоревшего спирта, если его удельная теплота сгорания равна 27 МДж/кг.
3. Стальное сверло массой 42 г при остывании от 140 до 40 оС выделяет столько же теплоты, сколько необходимо для нагревания воды массой 92 г от 35 до 40 оС. Определите удельную теплоемкость стали. Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кг оС).
4. Определите КПД керосинки, если для нагревания 3 кг воды от 20 до 100оС в нем сожгли 35 г керосина. Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кг оС), а удельная теплота сгорания топливо 46 МДж/кг.
Контрольная работа №2 по теме «Изменения агрегатного состояния вещества».
Вариант –1.
1.Сильный ветер после дождя способствует заметному понижению температуры воздуха. Почему?
2.Сколько теплоты необходимо затратить на испарение 0,5 кг спирта, взятого при температуре кипения (78*С). Удельная теплота парообразования спирта – 0,9 х 106 Дж/кг.
3.200 г жидкого олова , взятого при температуре плавления (232*С), кристаллизуется. Рассчитайте, на сколько при этом изменится его внутренняя энергия; удельная теплота плавления олова – 0, 84 х 10 5Дж/кг.
4. Назвать вещество и происходящие с ним процессы,
изображенные участками АВ и ВС графика.
В каком состоянии находилось вещество на каждом участке ?
5. Газ выходящий из сопла реактивного самолета, имеет температуру 500 – 700 *С. Можно ли сопла делать из алюминия? Ответ обоснуйте.
Вариант – 2.
1.На вершине горы высотой 4000 м вода закипает при температуре 86 *С. Объясните это.
2.На испарение 300 г эфира, взятого при температуре кипения( 35*С),было затрачено 0,12 х 106 Дж теплоты. Определите удельную теплоту парообразования эфира.
3. Почему чай быстрее остынет, если его перелить из одного стакана в другой ? Почему он остынет еще быстрее, если его налить в блюдце?
4. Сколько энергии потребуется для плавления 2,5 кг твердого алюминия, взятого при 20 *С ? Процесс изобразить графически.
5. При конденсации 11, 5 серебра выделилось 27 х10 6Дж энергии. Определите удельную теплоту парообразования серебра.
Контрольная работа №3 по теме «Законы постоянного тока»
Вариант 1.
Уровень А
1.За 20 минут через утюг проходит электрический заряд 960 Кл. Определите силу тока в утюге.
1) 0,6 А 3) 48 А
2) 0,8 А 4) 1920 А
2. На рисунке изображен график зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах. Чему равно сопротивление проводника?
1) 0,25 Ом
2) 2 Ом
3) 8 Ом
4) 4 Ом
3.Если увеличить в 2 раза напряжение между концами проводника, а площадь его сечения уменьшить в 2 раза, то сила тока, протекающая через проводник, …
1) увеличится в 2 раза 3) не изменится
2) уменьшится в 2 раза 4) увеличится в 4 раза
4. Как заряжены, изображенные на рисунке шарики?
1) оба отрицательно 3) один - положительно, другой - отрицательно
2) оба положительно 4) шарики не заряжены
5. Начертите схему электрической цепи, состоящей из гальванического элемента, ключа, реостата, амперметра и вольтметра, подключенного так, чтобы измерять напряжение на гальваническом элементе.
Уровень В
6. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФОРМУЛА
ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА
А) Сила тока
Б) Напряжение
В) Сопротивление
А Б В
Уровень С
7. Два проводника сопротивлением 5 и 10 Ом соединены параллельно и подключены к напряжению 12 В. Определите силу тока в каждом проводнике и силу тока до разветвления.
Контрольная работа №3 по теме «Законы постоянного тока»
Вариант 2.
Уровень А
1.Сила тока, идущая по проводнику, равна 2 А. Какой заряд проходит по проводнику за 10 минут?
1) 0,2 Кл 3) 20 кКл
2) 5 Кл 4) 1200 Кл
2. На рисунке изображен график зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах. Чему равно сопротивление проводника?
1) 40 Ом
2) 10 Ом
3) 0,1 Ом
4) 4 Ом
3.Если увеличить в 2 раза напряжение между концами проводника, а его длину уменьшить в 2 раза, то сила тока, протекающая через проводник, …
1) не изменится 3) увеличится в 4 раза
2) уменьшится в 4 раза 4) увеличится в 2 раза
4. Как заряжены, изображенные на рисунке металлические гильзы?
1) обе отрицательно 3) одна - положительно, другая - отрицательно
2) обе положительно 4) гильзы не заряжены
5. Начертите схему электрической цепи, состоящей из гальванического элемента, ключа, реостата, амперметра и вольтметра, подключенного так, чтобы измерять напряжение на реостате.
Уровень В
6. Установите соответствие между физическими величинами и единицами измерения этих величин.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА
А) Сила тока
Б) Напряжение
В) Сопротивление
А | Б | В |
ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ
1) Ом
2) Ватт
3) Вольт
4) Ампер
5) Джоуль
Уровень С
7. Цепь состоит из двух последовательно соединенных проводников, сопротивление которых 10 и 15 В. Сила тока в цепи 0,4 А. Найдите напряжение на каждом из проводников и общее напряжение.
Контрольная работа №3 по теме «Законы постоянного тока»
Вариант 3.
Уровень А
1.Время разряда молнии равно 0, 003 с. Сила тока в канале молнии около 30 кА. Какой заряд проходит по каналу молнии?
1) 90 Кл 3) 90 кКл
2) 10 Кл 4) 0, 001 Кл
2. На рисунке изображен график зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах. Чему равно сопротивление проводника?
1) 0,125 Ом
2) 2 Ом
3) 16 Ом
4) 8 Ом
3.Если уменьшить в 2 раза напряжение между концами проводника, а его длину увеличить в 2 раза, то сила тока, протекающая через проводник, …
1) не изменится 3) увеличится в 4 раза
2) уменьшится в 4 раза 4) увеличится в 2 раза
4. Как заряжены, изображенные на рисунке шарики?
1) один - отрицательно, другой - положительно
2) оба положительно
3) оба отрицательно
4) шарики не заряжены
5. Начертите схему электрической цепи, состоящей из аккумулятора, электрического звонка, ключа, амперметра и вольтметра, подключенного так, чтобы измерять напряжение на звонке.
Уровень В
6. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА
А) Сила тока
Б) Напряжение
В) Сопротивление
ФОРМУЛА
А | Б | В |
Уровень С
7. В сеть последовательно включены электрическая лампочка и резистор. Сопротивление нити накала лампочки равно 14 Ом, а резистора 480 Ом. Каково напряжение на резисторе, если напряжение на лампочке равно 3,5 В?
Контрольная работа №3 по теме «Законы постоянного тока»
Вариант 4.
Уровень А
1.Ток в электронагревательном приборе 5 А. Чему равен электрический заряд, который пройдет через нагреватель за 3 минуты?
1) 15 Кл 3) 900 Кл
2) 36 Кл 4) 3600 Кл
2. На рисунке изображен график зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах. Чему равно сопротивление проводника?
1) 12 Ом
2) 0,3 Ом
3) 10 Ом
4) 3 Ом
3.Если напряжение между концами проводника и его длину уменьшить в 2 раза, то сила тока, протекающая через проводник, …
1) уменьшится в 2 раза 3) увеличится в 2 раза
2) не изменится 4) уменьшится в 4 раза
4. Как заряжены, изображенные на рисунке металлические гильзы?
1) обе отрицательно 3) одна - положительно, другая - отрицательно
2) обе положительно 4) гильзы не заряжены
5. Начертите схему электрической цепи, состоящей из аккумулятора, электрического звонка, лампочки, ключа, амперметра и вольтметра, подключенного так, чтобы измерять напряжение на лампочке.
Уровень В
6. Установите соответствие между физическими величинами и единицами измерения этих величин.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА
А) Сила тока
Б) Напряжение
В) Сопротивление
ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ
1) Джоуль
2) Ампер
3) Ом
4) Ватт
5) Вольт
А | Б | В |
Уровень С
7. Две электрические лампы сопротивлением 200 и 300 Ом соединены параллельно. Определите напряжение в цепи и силу тока во второй лампе, если в первой сила тока равна 0,6 А.
Контрольная работа № 3
«Законы постоянного тока» В – 1
1. В каких единицах измеряется сопротивление проводника?
А. А; Б. В; В. Ом; Г. Вт.
2. Электрический ток в металлах создается упорядоченным движением …
А. … электронов; Б. … протонов;
В. … положительных и отрицательных ионов;
Г. … положительных и отрицательных ионов и
электронов.
3. На графике представлена вольтамперная характеристика проводника.
Определите по графику сопротивление проводника.
4. Сколько времени длится молния, если через поперечное сечение ее канала протекает заряд 30 Кл, а ток равен 25 кА?
5. Определите силу тока в цепи, изображенной на рисунке.
6. Определите сопротивление никелированного провода длиной 2 м и сечением 0,5 мм2.
7. Определите силу тока, проходящего по стальному проводу длиной 100 м и сечением 0,5 мм2 при напряжении 40 В.
8. При перемещении 2∙1019 электронов источник тока совершил работу 12,8 Дж. Вычислите напряжение между клеммами источника.
9. Какова масса медной проволоки длиной 2 км и сопротивлением 8,5 Ом?
Контрольная работа №3
«Законы постоянного тока» В – 2
1. В каких единицах измеряется сила электрического тока?
А. Ом; Б. Дж; В. Вт; Г. А.
2. Какие действия всегда проявляются при прохождении электрического тока через любые среды?
А. Тепловые; Б. Магнитные;
В. Химические; Г. Световые.
3. По графику зависимости заряда, проходящего через поперечное сечение проводника, от времени вычислите силу тока в проводнике.
4. Определите под каким напряжением находится лампочка, если при перемещении заряда 10 Кл совершается работа 2200 Дж.
5. Определите сопротивление участка АВ в цепи, изображенной на рисунке.
6. Вычислите сопротивление нихромовой проволоки, длина которой 150 м, а площадь поперечного сечения 0,2 мм2.
7. По медному проводнику с поперечным сечением 3,5 мм2 и длиной 14,2 м идет ток силой 2,25 А. Определите напряжение на концах этого проводника.
8. Сколько электронов проходит через поперечное сечение проводника за 35 с при силе тока в нем 16 А?
9. Определите массу железной проволоки площадью поперечного
сечения 2 мм2, взятой для изготовления резистора сопротивлением 6 Ом.
Контрольная работа №3
«Законы постоянного тока» В – 3
1. В каких единицах измеряется напряжение?
А. Ом; Б. В; В. Дж; Г. А.
2. Происходит ли перенос вещества в цепях, состоящих из металлических проводников?
А. Да; Б. Нет;
В. Иногда, в зависимости от силы тока;
Г. Иногда, в зависимости от напряжения.
3. На графике представлена вольтамперная характеристика проводника.
Определите по графику сопротивление проводника.
4. Вычислите силу тока в проводнике, через который в течение 1 мин проходит 90 Кл электричества.
5. Какова цена деления шкалы амперметра?
6. Определите сопротивление никелиновой проволоки длиной 2 м и сечением 0,18 мм2.
7. Через алюминиевый проводник длиной 70 см и площадью поперечного сечения 0,75 мм2 протекает ток силой 0,5 А. Каково напряжение на концах этого проводника?
8. За какое время через поперечное сечение провода проходит 2∙1020 электронов,
если сила тока в проводе 4 А?
9. Два куска железной проволоки имеют одинаковую массу. Длина одного из них
в 10 раз больше длины другого. Какой кусок проволоки имеет большее сопротивление
и во сколько раз?
Контрольная работа № 3
«Законы постоянного тока» В – 4
1. В каких единицах измеряется количество электричества?
А. В; Б. Ом; В. Кл; Г. А.
2. Тело заряжено отрицательно тогда, когда сумма всех положительных зарядов в теле …
А. равна сумме всех отрицательных зарядов в нем;
Б. больше суммы отрицательных зарядов в нем;
В. меньше суммы отрицательных зарядов в нем;
3. На графике представлена вольтамперная характеристика проводника.
Определите по графику сопротивление проводника.
4. По обмотке включенного в цепь прибора идет ток силой 5 мА. Какое количество электричества пройдет через прибор в течение 1 ч?
5. Какое напряжение подают на лампочку, включенную в данную цепь?
6. Определите, из какого материала изготовлен проводник, если его длина 1,2 м, площадь поперечного сечения 0,4 мм2, а сопротивление 1,2 Ом.
7. Электрическая печь, сделанная из никелиновой проволоки длиной 56,25 м и сечением 1,5 мм2, присоединена к сети напряжением 120 В.
Определите силу тока, протекающего по спирали.
8. При перемещении некоторого заряда источник напряжением 1,5 В совершил работу, равную работе, совершаемой источником напряжением 9 В при перемещении заряда величиной 2 Кл. Вычислите величину перенесенного заряда.
9. Какай массы надо взять никелиновый проводник площадью поперечного сечения 1 мм2, чтобы из него изготовить реостат сопротивлением 10 Ом? (Плотность никелина 8,8 г/см3).
Контрольная работа № 4 по теме «Электромагнитные явления»
Вариант №1
I. Когда электрические заряды находятся в покое, то вокруг них обнаруживается ...
1. электрическое поле. 2. магнитное поле.
3. электрическое и магнитное поля.
II. Как располагаются железные опилки в магнитном поле прямого тока?
1. Беспорядочно. 2. По прямым линиям вдоль проводника.
3. По замкнутым кривым, охватывающим проводник.
III. Какие металлы сильно притягиваются магнитом?
1. Чугун. 2. Никель. 3. Кобальт. 4. Сталь.
IV. Когда к магнитной стрелке поднесли один из полюсов постоянного магнита, то южный полюс стрелки оттолкнулся. Какой полюс поднесли?
1. Северный. 2. Южный.
V. Стальной магнит ломают пополам. Будут ли обладать магнитными свойствами концы А и В на месте излома магнита (рис. 180)?
1. Концы А и В магнитными свойствами обладать не будут.
2. Конец А станет северным магнитным полюсом, а В -южным.
3. Конец В станет северным магнитным полюсом, а А -южным.
VI. К одноименным магнитным полюсам подносят стальные булавки. Как расположатся булавки, если их отпустить (рис. 181)?
1. Будут висеть отвесно. 2. Головки притянутся друг к другу.
3. Головки оттолкнутся друг от друга.
VII. Как направлены магнитные линии между полюсами дугообразного магнита (рис.182)?
1. От А к Б. 2. От Б к А.
VIII. Одноименными или разноименными полюсами образован магнитный спектр (рис.183)?
1. Одноименными. 2. Разноименными.
IX. Какие магнитные полюсы изображены на рисунке 184?
1. А — северный, В — южный.
2. А — южный, В — северный.
3. А — северный, В — северный.
4. А — южный, В — южный.
Х. Северный магнитный полюс расположен у ... географического полюса, а южный — у ...
1. южного... северного. 2. северного... южного.
ХI. Опишите устройство и принцип действия электрического звонка. Сделайте схематический рисунок поясняющий устройство звонка.
ХII. При работе электромагнитного подъемного крана часть груза не оторвалась от полюсов электромагнита при выключении тока. Что надо сделать, чтобы груз отделился? Объясните почему.
Вариант №2
I. К источнику тока с помощью проводов присоединили металлический стержень (рис. 185). Какие поля образуются вокруг стержня, когда в нем возникнет ток?
1. Одно лишь электрическое поле.
2. Одно лишь магнитное поле.
3. Электрическое и магнитное поля.
II. Что представляют собой магнитные линии магнитного поля тока?
1. Замкнутые кривые, охватывающие проводник.
2. Кривые, расположенные около проводника.
3. Окружности.
III. Какое вещество из перечисленных ниже слабо притягивается магнитом?
1. Бумага. 2. Сталь. 3. Никель. 4. Чугун.
IV. Разноименные магнитные полюсы ..., а одноименные—...
1. притягиваются... отталкиваются.
2. отталкиваются... притягиваются.
V. Лезвием бритвы (концом А) 'прикоснулись к северному магнитному полюсу магнита. Будут ли после этого обладать магнитными свойствами концы лезвия (рис. 186)?
1. Не будут.
2. Конец А станет северным магнитным полюсом, а В — южным.
3. Конец В станет северным магнитным полюсом, а А — южным.
VI. Магнит, подвешенный на нити, устанавливается в направлении север — юг. Каким полюсом магнит повернется к северному магнитному полюсу Земли?
1. Северным. 2. Южным.
VII. Как направлены магнитные линии между полюсами магнита, изображенного на рисунке 187?
1. От А к В. 2. От В к А.
VIII. К концу стального стержня притягиваются северный и южный полюсы магнитной стрелки. Намагничен ли стержень?
1. Намагничен, иначе стрелка не притянулась бы.
2. Определенно сказать нельзя.
3. Стержень не намагничен. К намагниченному стержню притягивался бы только один полюс.
IX.У магнитных полюсов расположена магнитная стрелка (рис. 188). Какой из этих полюсов северный и какой южный?
1. А — северный, В — южный. 2. А — южный, В — северный.
3. А — северный, В — северный. 4. А — южный, В — южный.
X. Все стальные и железные предметы намагничиваются в магнитном поле Земли. Какие магнитные полюсы имеет стальной кожух печи в верхней и нижней части в северном полушарии Земли (рис. 189)?
1. Сверху—северный, 'внизу— южный.
2. Сверху — южный, внизу — северный.
3. Сверху и снизу — южные полюсы.
4. Сверху и снизу — северные полюсы.
ХI. Опишите устройство и принцип действия телеграфного аппарата. Сделайте схематический рисунок поясняющий телеграфного аппарата.
ХII. Над катушкой на пружинке подвешен магнит. Что произойдёт с магнитом, если по катушке пропустить ток? Что произойдёт при изменении направления тока в катушке?
Контрольная работа №5 по теме «Световые явления ».
Вариант №1
1. Луч света падает на зеркальную поверхность и отражается. Угол падения равен 30 0. Каков угол отражения?
А.15 0. Б. 30 0. В. 60 0. Г. 45 0.
2.. Какая линза является собирающей?
А. Плосковогнутая. Б. Плосковыпуклая. В. Двояковогнутая.
3. На рисунке изображено преломление луча на границе
раздела двух сред. Какая среда оптически более плотная? (1)
(2)
Указать углы падения и преломления.
4. Луч света падает на зеркало под углом 350 к его поверхности.
Чему равен угол между падающим и отраженным лучами?
Чему равен угол отражения? Сделайте чертёж.
5-6. Построить изображение предмета. Какое оно?
. А А
2 F F F 2F В 2F F F 2F
В
7.Определите оптическую силу системы линз, которая состоит из собирающей линзы с фокусным расстоянием 50 см и рассеивающей линзы с оптической силой Д = -1, 3 дптр.
8. Точка находится на главной оптической оси собирающей линзы между фокусом и линзой. Построить её изображение и охарактеризовать его.
………………………………………………………………………………………………………
Вариант №2
1.Луч света падает на зеркальную поверхность и отражается. Угол отражения равен 24 0. Каков угол падения?
А.12 0. Б. 24 0. В. 36 0. Г. 48 0.
2 Какова скорость света в вакууме?
А. 300 000 м/с. Б. 300 000 км/ч. В. 300 000 км/с. Г. 300 000 км/мин.
3 Луч переходит из менее плотной среды в более оптически
плотную среду. Нарисовать дальнейший ход луча. Объяснить.
Обозначить углы падения и преломления.
4. Угол между падающим и отражённым лучами равен 400. Угол падения увеличили на 50. Определите угол между падающим лучом и зеркалом. Сделать рисунок.
Построить изображение предмета. Какое оно?
5(6). 6(6).
2F F F 2F 2F F F 2F
7. Определите оптическую силу системы линз, состоящей из двух рассеивающих линз с фокусным расстоянием F1 = -140 см, F2 = -70 см.
8. Точка находится на главной оптической оси рассеивающей линзы между фокусом и двойным фокусом. Построить её изображение и охарактеризовать его.
………………………
…………………………………………………………………………
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии 5-8 классс
Рабочая программа по технологии составлена для 5-8 классы по уневерсальной линии ( совместное обучение мальчиков и девочек )...
Рабочие программы по физике 9-11 классс
Рабочие программы по физике 9-11 класс....
Рабочая программа по русскому языку. 6 классс
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Разумовская)...
Рабочая программа по русскому языку. 7 классс
Календарно – тематическое планированиена 2012/2013 учебный годПредмет: русский язык_ Класс: 7УМК: 1. Русский язык. 7 кл.: ...
Рабочая программа 5-7 классс Босова Л.Л. ФГОС
Рабочая программа 5-7 классс Босова Л.Л. ФГОС...
Рабочая программа по ИЗО для 1 классса
Рабочая пограмма учебного предмета ИЗО для 1 класса по авторской программе Б.М.Неменского....
Рабочая программа по русскому языку в 9 класссе
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образования, примерной программы основного общего обр...