Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Самоопределение к учебной деятельности (мотивация) – 3 минуты. | Добрый день, ребята! Наш урок я хочу начать с очень красивого высказывания «Если хочешь увидеть радугу – будь готов попасть под дождь». Как вы думаете, какой смысл скрывается в этой фразе?
Сегодня нам предстоит познать красоту законов статики, понять их глубину и смысл. Готовы ли вы к тем трудностям, которые могут возникнуть при их изучении? Тогда вперед – к освоению новых вершин! | Учащиеся поясняют: Чтобы понять и увидеть красоту какого-либо явления или процесса, нужно быть готовым пройти через трудности. («Через тернии к звездам»)
Обучающиеся формулируют свои ожидания и опасения. |
Формирование групп – 1-2 минуты | Ваша работа будет проходить сегодня в группах, у каждой из которых будет свое индивидуальное задание. При входе в класс каждый из вас получил элемент групповой карты с заданиями – всего таких элементов пять (АМ «Пятый элемент» - авторский – детальное описание в приложении). Вам необходимо, собравшись вместе, отыскать все «пять элементов» для каждой группы | Двигаясь по классу, учащиеся сопоставляют «элементы» карты с заданиями по контуру и форме, пока не соберутся в группы по 5 человек (у каждой группы определенные контуры элементов, поэтому формирование групп происходит достаточно быстро). Собравшись в группы и сложив элементы карты, учащиеся смогут прочитать задания. |
Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности.(3 минуты) | - Изучая раздел физики «Динамика», мы с вами узнали, что тело может находиться в состоянии покоя.
1.Какие же условия должны для этого выполняться? Что нам говорят об этом законы Ньютона?
2. А если на тело действует одна сила? Как в этом случае движется тело?
3. Всегда ли такое движение будет поступательным?
На экране видеоролик, где демонстрируется результат действия силы в зависимости от точки ее приложения. | Учащиеся отвечают на вопросы:
Исходя из второго Закона Ньютона, тело находится в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения, если равнодействующая сил, приложенных к телу равна нулю.
Тело движется прямолинейно равноускоренно
Учащиеся выдвигают предположения, объясняя свой ответ.
Из увиденного учащиеся делают вывод о том, что результат действия силы зависит не только от ее величины, но и от точки приложения. |
Экспериментальное задание по исследованию вращательного действия силы( 5 минут) | Учащимся предлагается выполнить эксперимент по исследованию вращательного действия силы (задание №15, учебник).
После озвучивания обучающимися результатов эксперимента и полученного вывода, учитель задает вопрос о практическом применении данной зависимости. | 2. Экспериментальное задание «Исследование вращательного действия силы»
Оборудование: штатив, динамометр.
Ход работы:
- Положите штатив на стол так, как показано на рисунке.
- Прикрепите динамометр к муфте и поднимите с его помощью штатив.
- Меняя положение муфты прикладывайте к динамометру силу, чтобы повернуть штатив.
- В какой точке поворот штатива легче? Сделайте вывод.
- Действуйте на штатив в точке А с одинаковой силой, но в разных направлениях. В каком случае легче повернуть штатив?
- Заполните таблицу (задания каждой группы различаются разными значениями расстояния до оси вращения).
№ опыта
| Расстояние от оси вращения до точки приложения силы, см.
| Сила, Н
| 1
|
|
| 2
|
|
| 3
|
|
|
- Сделайте вывод:
Вращательное действие силы зависит от ___________.
Проделав эксперимент, и сопоставив результаты всех групп, учащиеся приходят к выводу, что: вращательное действие силы зависит от расстояния до оси вращения – чем больше расстояние, тем меньшую силу необходимо приложить. |
Постановка учебной задачи- 2 минуты | Но какие же условия должны выполняться, чтобы тело оставалось в равновесии?
Итак, нам предстоит сегодня проверить правильность ваших рассуждений при помощи эксперимента и сформулировать условия равновесия тел. | Учащиеся выдвигают гипотезы (от величины силы, от места приложения, от направления и т.д.), анализируют их. |
Первичное введение в тему (лекция+побуждающий диалог) – 5 минут | Для того чтобы установить условие равновесия тел, имеющих ось вращения, вводим величину, характеризующую вращательное действие силы – момент силы.
M=Fl, где F- сила, l- момент силы – расстояние от оси вращения до линии действия силы (на рисунке демонстрируется плечо силы и ее направление).
Ставим перед учащимися проблему: как будет вести себя тело, к которому приложены несколько сил? Проделываем простой эксперимент – к двум уголкам учебника приложить две взаимно перпендикулярные силы (учащиеся приходят к выводу, что такое тело может вращаться). | Учащиеся фиксируют в своих тетрадях новую физическую величину, делают поясняющие записи.
|
Открытие нового знания – 10 минут | Для того чтобы установить условие равновесия тел, имеющих ось вращения, вводим величину, характеризующую вращательное действие силы – момент силы.
M=Fl, где F- сила, l- момент силы – расстояние от оси вращения до линии действия силы (на рисунке демонстрируется плечо силы и ее направление).
Ставим перед учащимися проблему: как будет вести себя тело, к которому приложены несколько сил? Проделываем простой эксперимент – к двум уголкам учебника приложить две взаимно перпендикулярные силы(учащиеся приходят к выводу, что такое тело может вращаться). А что необходимо для того, чтобы тело под действием нескольких сил оставалось в покое? Учащимся предлагается выполнить компьютерный эксперимент по установлению условия равновесия тела, имеющего ось вращения, на примере рычага. (Для этого используется «Живая физика», модель «Рычаг») | Компьютерный эксперимент«Исследование вращательного действия силы».(у каждой группы свои данные для проверки)
Откройте диск «Живая физика», выберите модель «Рычаг».
Цель: выяснить при каких условиях тело, имеющее ось вращения (рычаг) будет: а) вращаться, б) оставаться в равновесии.
- Установите угловую скорость вращения 10 рад/с, коэффициент трения 0.
- Установите значение силы F2=10 Н.
- Изменяя плечи сил, установите, как соотносятся между собой величины сил и расстояния до оси от точек их приложения. Сравните моменты сил М1 и М2.
- Заполните таблицу:
- Установите угловую скорость вращения 0 рад/с, коэффициент трения 0.
- Задавая различные значения силы F2, а также изменяя плечи сил, установите как соотносятся между собой величины сил и расстояния до оси от точек их приложения. Сравните моменты сил М1 и М2.
- Заполните таблицу:
Обобщите результаты экспериментов:
Если тело может вращаться и двигаться поступательно, то для его равновесия необходимо выполнение следующих условий: тело, имеющее ось вращения, находится в состоянии покоя, если равны моменты сил, вращающих это тело в разные стороны. |
Динамическая пауза– 3 минуты | АМ «Держи равновесие» - учитель предлагает учащимся выполнить небольшую зарядку – сесть ровно на стуле, сложив руки за головой (за спиной, на талии), попытаться подняться со стула, не наклоняясь вперед. | Учащиеся выполняют действия, предложенные учителем (при четком соблюдении инструкций, оторваться от стула не получается). |
Лекция (продолжение)- 5 минут | Почему вам не удалось подняться, выполняя все условия задания? А что произошло, когда вы наклонились вперед?
Вводим понятие центра тяжести тела.
Что же необходимо, чтобы тело на опоре оставалось в состоянии покоя? (демонстрируем анимацию компьютерного опыта по установлению условия равновесия тела на опоре – особое внимание необходимо обратить на положение линии силы тяжести).
Можете ли вы теперь объяснить почему вы не могли встать со стула, не наклоняясь? | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. После демонстрации анимации делают вывод о том, что тело выходит из положения равновесия, когда отвесная линия, проходящая через центр тяжести, выходит за пределы плоскости опоры.
|
Закрепление (5 минут) | В качестве закрепления учащимся предлагается выполнить компьютерный эксперимент по определению равновесия брусков на плоскости (модель «Равновесие брусков на плоскости» диска «Живая физика» или ресурсы сети Интернет).
| Используя полученный вывод, выполните компьютерный эксперимент «Равновесие брусков на плоскости»
- Откройте диск «Живая физика» (можно использовать ресурсы ЭОР из сети Интернет).
- Выберите «Модели» - «Равновесие брусков на плоскости».
Сначала рассчитайте теоретически максимальную длину, при которой сохраняется равновесие стопки брусков, а затем проверьте ваши расчеты с помощью с помощью компьютерной модели.
№
| Х1
| Х2
| Х3
| Х4
| Lmax
| В равновесии или нет
| 1
|
|
|
|
|
|
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
Рефлексия – 2 минуты | АМ «Калейдоскоп впечатлений» (авторский) – учитель предлагает на цветных геометрических фигурках (раздаются учащимся) поделиться впечатлениями от прошедшего занятия, оценить свою деятельность на уроке, свой вклад в процесс групповой работы. Затем фигурки прикрепить на ватмане, оформленном в виде круга. | Учащиеся могут озвучить написанное на листках, поделиться эмоциями, похвалиться успехами в освоении нового материала. |
Домашнее задание | Экспериментальное задание «Определение центра тяжести плоской фигуры»
|
|