"Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.
методическая разработка по географии по теме

Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока  систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetnaya_nedelya_geografii.docx35.98 КБ

Предварительный просмотр:

Герпсумер Елена Анатольевна,

учитель географии

МОУ «Новосельская С(п)ОШ»

Бурлинского района Алтайского края

Цель мероприятия:

  1. Расширить кругозор учащихся 6-7 классов о возможностях географии, привить любовь к предмету.
  2. Закрепить знания и практические навыки учащихся.

Оборудование:

           Физическая карта мира, атласы.

Ребята, начинаем наш географический КВН!

Сегодня мы  с  вами  совершим  увлекательное  путешествие    в страну Географию. И помогут нам в этом знатоки из 6 и 7 классов.    Встречайте  команды  игроков!

               (выход команд, представление капитанов)

Я хочу представить вам авторитетное жюри, которое будет оценивать ваши ответы.

                               (представление жюри)

                                  Разминка команд.

Ответьте на блиц-вопросы.      

 За каждый правильный ответ – 1 балл.                                               (отвечают все игроки по очереди)

  1. Самая длинная река мира – Нил.
  2. Самая большая пустыня мира – Сахара.
  3. Прибор для измерения температуры воздуха – термометр.
  4. Самый большой океан – Тихий.
  5. Столица нашей Родины – Москва.
  6. Наука о Земле – география.
  7. Прибор для определения сторон горизонта – компас.
  8. Модель земного шара – глобус.
  9. Кто открыл Америку? – Х.Колумб.
  10. Столица США – Вашингтон.
  11. Самое глубокое озеро – Байкал.
  12. Самая маленькая птица – колибри.
  13. Полосатая лошадка – зебра.
  14. Самое крупное в мире млекопитающее – синий кит.
  15. Кто создал первый глобус? –М.Бехайм.

Разминка капитанов «Метод  дедукции»

  1. Мистеру Шерлоку Холмсу пришло письмо, в котором говорилось о том, что некий господин строит дом на зеленой равнине, покрытой нежной травой.    Географические    координаты    его   жилья  -       40  с.ш.52  в.д.  Однажды, проснувшись утром, он обнаружил, что кто-то украл его стройматериалы. Хорошо, что они были застрахованы! Теперь  хозяин  сможет получить кругленькую сумму!  Однако Шерлок Холмс засомневался…

Объясните, почему.

 

  1. Однажды к мистеру Шерлоку Холмсу пришла очаровательная  и очень  обеспеченная  клиентка. Она показала ему письмо от некоего господина, который очень хотел на ней жениться. Он писал ей о том, что в прекрасном живописном месте стоит его роскошная вилла с ухоженным  садиком  и прозрачным бассейном, географические  координаты  которой  - 75  с.ш. 40  з.д. Там очень тепло и солнечно. Однако девушка сказала: «А мне почему-то  туда  не  хочется.», на что Холмс ответил: «И вы, безусловно, правы!»    Почему он так сказал?

Итак, наши команды и капитаны закончили свою  разминку, продолжаем  дальше!

Конкурс 1.

Задания  командам «Этот  загадочный  азимут».

Определить  азимут  сосны, если  она находится от  наблюдателя в юго-западном  направлении.

 Определить азимут  палатки  туриста,  если  она  находится в  северо-восточном  направлении.

Конкурс 2.

«Разгадайте  ребусы!»

Командам  предлагаются для разгадывания по 2 ребуса.

( КОМПАС, ГЛОБУС, КЛИМАТ, МАТЕРИК)

Слово  жюри.

                                     Конкурс 3.  «Путаница».

Однажды  географ-неумейка в  своей  диссертации  перепутал буквы  в  словах. Попробуйте  поставить их  на  свое  место.  Объясните  значения  этих  слов:

          ЛАВРИСЯТА, НАМИДИЕР, ГИРАПОЯФОТ, СЕРФАТОМА

(Правильные ответы:  Австралия, меридиан, топография, атмосфера.)

Конкурс 4.  «Загадки  пещеры»

Спелеологи – это  исследователи пещер. Однажды  на сводах   глубокой  таинственной  пещеры  они  обнаружили  древние  надписи, а в них  некоторые  слова  от  времени  невозможно  было  прочитать. Попробуйте понять смысл написанного.

«Наступил  страшный  день. Бог Ужаса послал на  грешную    ….  и   черные клубы дыма и пыли…, нельзя  было  устоять  на  ногах, ….. падали  и  проваливались.  …. превратились   в  развалины.  Огромные  трещины  раскроили  …. …со  своего  места, раскачивались…. Еще  один  толчок….. Все смешалось, небо  и  земля, ……. подземный  гул …… животных, птиц  и  людей….»  

О  каком  явлении  идет  речь?

« никто  не  понял, откуда идет  этот  звук.    Он  становился ….. убегать подальше,  люди,  птицы  и    лесные  звери……………………. не  успевали….  Страшный  жидкий  огонь….., горели  деревья, ….. крики  и  стоны  тех,  кого  пожирал  огонь.  С неба  летели   раскаленные……  и  камни,  …  сыпался  пепел,  …..  задыхались  в  дыму…»

О  каком  явлении  идет  речь?

Вот  и подошел  к  концу  наш  географический  КВН.   Настало  время  подвести  итоги.

Слово  жюри.

Награждение.

Герпсумер Елена Анатольевна,

Учитель географии

МОУ «Новосельская С(п)ОШ»

Бурлинского района Алтайского края

ЦЕЛЬ:

  1. Расширить   кругозор  учащихся  9-11  классов  о  культурных традициях   Японии.
  2. Воспитать у учащихся уважение к другой стране, другому народу, его традициям и культуре.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Физические карты мира и Японии;
  2. Изображение флага и герба Японии;
  3. Барабан для игры.

Учитель:                                Ребята!

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Страну восходящего солнца. Ее жители всегда улыбаются, своим традиционным символом они считают пышный цветок хризантемы,  их государственный флаг представляет собой красный  круг на белом полотнище. Вы  узнали эту  страну?                               Конечно же, это Япония.  

И я сейчас  произнесу  традиционное  японское  приветствие:

  «О-ГАРИ  КУДАСАЙ!»,  что  означает «Заходите, пожалуйста!»,                                                      а гости  обязательно должны  ответить: «Благодарим вас,  с  удовольствием!»

И сегодня японские слова, обычаи и традиции  в нашем школьном шоу.

Наше «Поле Чудес» называется «У нас в гостях Япония».

И я приглашаю на сцену первую тройку игроков из 9 класса.

Задание:   название   японского   рыцаря,  происходившего   из   семейных военных    отрядов   эпохи   раннего   средневековья.  Это сословие, признавшее «военную доблесть» основой общества.

Приглашаем вторую  тройку  игроков.

Искусство составлять икебаны описано в стихах японских поэтов:

О, сердобольные поэты,

Неплохо б научиться вам

Искусству создавать букеты,

Не зная жалости к цветам.

Берет японец ветку вишни

В жемчужно-розовом цвету,

Срезает все, что видит лишним,

Что нарушает красоту.

Каждый цветок, каждая веточка  в икебане что-то символизирует .

Игроки из 10 класса разгадают слово, относящееся к женскому образу. Это слово – то,  что  символизирует  ветка  абрикосового дерева.

Приглашаем третью тройку игроков.

 Бережно и любовно японцы относятся к своему прошлому, национальным  корням, полагаются на творческую силу духовных традиций своей страны. Японцы являются истинными патриотами своей Родины, чтят ее законы  и  государственные  праздники.   Для вас задание такое:  ответьте,  как  японцы  издавна  называют  свою   страну?

Итак, у нас определились победители. И, прежде  чем  мы перейдем  к  финальной игре, нас ждет  игра  со  зрителями.

Уважаемые  зрители! Сегодня  в  нашей  игре  будет  для  вас  3  вопроса. Ответьте, пожалуйста, на  первый :   какой жест  при   встрече   друзей   отсутствует   у    японцев?

Второй  вопрос.  Японцы  говорят: «Строя  себе  жилище, мы,   прежде  всего,  раскрываем ……..  в  виде  кровли,  чтобы  на  землю  упала  тень,  а  потом  поселяемся в этой  тени…»  Что  же  используют  для  строительства  японцы?

И третий  вопрос.

Скажите по-японски :«Длинная  волна  в порту.»

Финальная  игра.

В повседневной жизни  часто  применяются  жесты, в  них  японцы  проявляют свою  традиционную  сдержанность и используют  их  в качестве  невербального  языка  общения. Например, если  нужно  попрощаться с кем-то, японец поднимает руку на  уровень  плеча. Сжатая  в  кулак  кисть  с  поднятым  вверх  мизинцем имеет  значение  «женщина»  или  «возлюбленная».  А   что   же   означает   жест,   при   котором   все   пальцы   вытянуты,   а   кончики  большого   и   указательного  пальцев   соприкасаются?

Я предлагаю  нашему  победителю  поучаствовать  в  супер-игре.

Супер - игра

Еще в 16 веке в Японии был  написан  трактат   поведения  женщин  в  семье.

  1. Женщина должна ухаживать за своим мужем, растить детей, готовить еду, шить одежду мужу и детям.
  2. Ухаживать за свекром и свекровью, кормить их, шить одежду.
  3. Жена должна раньше всех вставать в доме и позже всех ложиться спать.
  4. В случае, если женщине угрожало насилие со стороны врага, она должна была на его глазах убить себя одним ударом кинжала.

И последнее наставление звучало так:

«Ежедневно перед сном японка произносит 3 фразы: «Да  сохранится  покой  в  семье.   Да  будет  удача  в делах.   Да  минуют   …….».  Последнее  слово  и  зашифровано  у  нас  на доске.

Я разрешаю открыть 4 буквы. За одну минуту вам необходимо назвать слово.

Итак, перед  нами  победитель игры «Поле Чудес»!

(вручение награды)

Дорогие зрители!

Мы закончили увлекательное путешествие по Японии. Я очень надеюсь, что наша игра пробудила у вас интерес к стране Восходящего солнца, к образу жизни японцев, их традициям и обычаям. Япония для русских людей не просто одна из зарубежных стран -  природа поселила нас бок о бок. А кому неизвестна истина: у соседа могут быть свои взгляды, склонности, привычки, но чтобы ужиться с ним, надо знать его характер. Поэтому мы сегодня ближе познакомились с народом, который связывает собственные душевные качества с образом цветущей вишни.        Спасибо  за  внимание!

Ответы на задания.

1 тур -  САМУРАЙ

2 тур – КРАСОТА

3 тур – НИППОН

Игра со зрителями: 1 – Рукопожатие, 2 – Зонт, 3 – Цунами.

Финальная игра – ДЕНЬГИ

Супер–игра – БОЛЕЗНИ

Итоговый урок-игра по теме «Африка»         в 11 классе.

Герпсумер  Елена  Анатольевна,

учитель географии

 МОУ «Новосельская С(п)ОШ»

Бурлинского района Алтайского края.

Цели:

  1. Закрепление знаний о природе, хозяйстве Африки, создание условий для эффективного усвоения основных черт населения  и главных отраслей хозяйства стран материка;
  2. Воспитание толерантного отношения учащихся к представителям других народов, рас, религий;
  3. Развитие логического мышления, памяти, речи учащихся.

Оборудование:

  1. Настенные физическая, политическая  и экономическая карты материка;
  2. Учебник В.П.Максаковского, атласы для 10-11 класса;
  3. Вертушка для проведения игры.

Ход игры:

Класс разбит на 2 команды.  Выбор капитана и названия команд. По очереди с помощью вертушки учащиеся выбирают категории знаний. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. На доске – таблица результатов.

Эпиграф:

Сердце Африки пенья полно и пыланья,

И я знаю, что если мы видим порой

Сны, которым найти не умеем названья,

Это ветер приносит их, Африка, твой!

Категории знаний:

  1. Географическое положение.
  2. Государственный строй стран Африки.
  3. Природные условия и ресурсы.
  4. Особенности населения.
  5. Хозяйство .
  6. Работа с физической картой Африки.

                                                          1.Географическое  положение.

1.Какова площадь Африки?                        (30,3 млн кв.км.)

2. Сколько суверенных государств нах-тся на территории Африки?     (54, вместе с остр-ми)

3. Назовите самую большую по территории страну континента.           (Судан – Хартум).

4. Какое место по площади занимает Африка среди всех континентов?   (второе)

5.  Гибралтарский пролив соединяет Атлантический океан с …. каким морем?  (Средиз.)

6. Какая страна Африки раньше называлась Абиссиния?                         (Эфиопия)

7. Альмади  -  это …..                                     (зап. Мыс Африки)

8. К какому региону Африки относятся Судан, Эфиопия, Кения, Танзания?   (Вост.Африка)

9. Мозамбикский пролив отделяет континент от …..           (острова Мадагаскар)

10. Численность населения Африки составляет -…..             ( 905 млн чел.)

2.Государственный строй стран Африки.

  1. Назовите страны с монархической формой правления.  ( Лесото, Свазиленд, Марокко).
  2. Между какими странами до сих пор существуют острые конфликты?  (Эфиопия и Сомали, Марокко и Зап.Сахара, Чад и Ливия).
  3. Политическая оппозиционная группировка УНИТА проявила себя  в … (Анголе)
  4. Для содействия укреплению единства стран Африки и противодействию неоколониализму  создана ОАЕ. Что это?  (Организация Африканского Единства)
  5. Государственный строй большинства  стран Африки – это … (республики)
  6. Для стран Мавритании, Мали, Мадагаскара страной-метрополией является … (Франция)
  7. Форма правления в Марокко – султанат, королевство или княжество?  (королевство)
  8. В какой республике находится легендарный Карфаген?    (в Тунисе)
  9. В этой республике значительную площадь занимает пустыня. Она и подарила ей несметные богатства своих недр: нефть и природный газ, руды черных и цветных металлов. На территории страны находится нагорье Ахаггар.   (Алжир)
  10. Недалеко от Африки находится полюбившийся русскими туристами архипелаг, состоящий из 13 островов. Здесь созданы идеальные условия для отдыха, поэтому очень развит туризм.                   (Канарские острова).

3.Природные условия и ресурсы.

  1. Самая богатая полезными ископаемыми страна - …    (ЮАР)
  2. Страны, бедные минеральным сырьем - …     (Сомали, Эфиопия, Судан  и др.)
  3. Что такое зона САХЕЛЯ?   (юж.часть пустыни Сахара)
  4. Сколько всего земель, пригодных для с/х производства обрабатывается?                     (1/5 часть)
  5. Как проявляется деградация земель в Африке?  (1/3 всех засушливых земель мира, 2/5 территории - опустынивание).
  6. Как распределены водные ресурсы Африки?  (Неравномерно. В зонах пустынь – иск.орошение, в экв. – избыт.увлажнение).
  7. На какую реку приходится около половины гидроэнергопотенциала Африки?  (Конго)
  8. Какими природными ресурсами богаты Папуа-Новая Гвинея, Гайана, Габон? (лесными)
  9. Танганьика и Ньяса – это ….               (озера Африки)
  10. На территории какого государства расположен национальный парк Крюгера?   (ЮАР)

4.Особенности населения Африки.

  1. Какой тип воспроизводства населения Африки?     ( 2 тип)
  2. Докажите, что качество населения в Африке низкое. (более 1/3 взрослых неграмотны,    все больше людей заболевают СПИДом,    сред. продолж. жизни мужчин – 51 год, женщин – 52).
  3. Сколько этносов выделяют на континенте?   (300-500)
  4. Истребление целых групп населения по расовому признаку – это …   (геноцид)
  5. Определите представителей коренного населения:  за каждый правильный ответ добавляется 3 балла.
  1. Маленькие, коричневатые, иногда даже желтоватые, рост их не превышает 140 см. Выпуклый лоб и большие карие миндалевидные глаза придают им сходство с гномами,но больше они походят на детей. Живут охотой, кочуют, каждый раз воздвигая свои незатейливые постройки. Строят жилища женщины. Жители лесов. Численность постоянно уменьшается.                      (пигмеи)
  2. Для этого народа характерна смуглая кожа, темная окраска волос и глаз, удлиненный череп, узкий нос, овальное лицо. Это представители европеоидной расы, живут на севере материка, говорят на арабском и берберском языках.                                                                                                       (алжирцы, марокканцы, египтяне, берберы)
  3. Для этих народов характерен желтовато-коричневый цвет кожи, широкое плоское лицо, они низкорослые, но тонкокостные. Жители полупустынь и пустынь. Похожи на монголоидов.                        (бушмены, готтентоты)
  4. Эти народы стройные и грациозные, отличаются очень темным, почти черным цветом кожи, их средний рост 180-200 см. жители саванн. (тутси, нилоты, масаи)

Далее по 1 баллу:

  1. Какова средняя плотность населения в Африке?  ( 30 чел. на 1 кв.км.)
  2. Туарегов называют «синими призраками». Как это связано с национальной одеждой?   ( туареги-мужчины никогда не снимают покрывала с головы, оно обычно синего цвета).
  3. Уровень урбанизации не равен ее темпам. Как это объяснить?  (уровень отстает, т.к.  в Африке только начинается формирование городских агломераций, однако темпы самые высокие в мире: население некоторых городов удваивается каждые 10 лет.)
  4. Назовите города-миллионеры Африки.  ( Каир, Лагос)
  5. Какие африканские страны относятся к числу наиболее многонациональных?   (Нигерия – 50 народов, Эфиопия – 35 народов).

                                                                 5.Хозяйство.

1. Назовите 3 черты, характеризующие  экономическую отсталость стран Африки.                 ( отсталые технологии, преобладание горнодобывающей промышл-ти, монотоварность, отсталость транспортной системы и т.д.)

2. Отличительные черты колониального типа отраслевой структуры хозяйства. (преобл-ние низкопродуктивного с/х, слабое разв-е обрабатывающей пром-ти, сильное отставание транспорта, непроизв-ная сфера представлена только торговлей и услугами).

3. Что такое монокультура? (узкая спец-ция хозяйства на производстве одного, как правило, сырьевого или продовольственного товара, предназначенного для экспорта.

4. По каким видам минер.сырья Африка занимает ведущее место в мире?  (алмазы, золото, медь, кобальтовые руды)

5. Какие отрасли определяют место Африки в мировом хозяйстве?  (горнодобывающая пром-ть, тропическое и субтропическое земледелие.)

6. назовите крупные порты Африки.  (Александрия, Дакар, Алжир, Лагос, Касабланка)

7. Потребительские культуры с/х Африки:   …  (батат, ямс, маниока, рис, пшеница, сорго)

8. Экспортные культуры:  … (кофе, арахис, какао-бобы, финики, хлопок)

9.Изображение какого культурного растения есть на гербах Алжира, Зимбабве, ЮАР?  (пшеницы).

10. Главным продуктом питания в пустыне являются …          (финики) .Считается, что их питательная ценность сохраняется в течение 3 дней жизни в пустыне.

6.Работа с физической картой Африки.

За 1 минуту по очереди показать максимальное количество объектов Африки. Время засекает ученик, выбранный хранителем  времени. Учитель контролирует показ.

Подведение итогов игры.  Рефлексия.   Объявление результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Географический вечер для учащихся 9 – 11 классов

учителя географии данный материал могут исользовать на вечерах, с целью повышения интереса к предмету география....

Программа "Географическое краеведение" для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области

Программа преднозначена для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области. Программа включает теоретическое обоснование курса, информацию о содержании учебно-тематического п...

Урок в 7 классе "У нас в гостях Япония!"

 Воспитание в детях любви уважения, толерантности к другому государству.  Познакомиться с восточным соседом –разноликой Японией.  Расширить представление и получить знания о соседней державе...

Географическая викторина для учащихся 6-9 классов

Данная викторина может быть использована при проведении предметной недели по географии....

Географическая викторина для учащихся 6-7 классов

Внеклассное мероприятие для параллели 6-7 классов, способствует развитию познавательных и творческих способностей учащихся, формирует умения работать в группе, расширяет и углубляет знания  по ос...

Разработка внеклассного мероприятия по географии в форме "Географического КВН", среди учащихся 7х-8х классов, провела : учитель географии- Магомедова Д.М. (11.03.2014г.)

Разработка внеклассного мероприятия по географии в форме  Среди  учащихся 7х-8х классовПровела : учитель географии-Магомедова Д.М.(11.03.2014г.)...

Интелектуальная игра "Географическое ассорти" для учащихся 7-8 классов

Игра проходила в рамках недели географии . Вопросы составлены из географии материков и океанов.  Во время игры использовалась призентация....