разработка урока по теме "Механические колебания" 9 класс
методическая разработка по физике (9 класс) на тему
Данный урок разработан по технологии концентрированного обучения, являлся открытым показательным уроком на семинаре по применению технологии концентрированного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_fizike_v_9_klasse_po_teme.docx | 26.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Гильбиринская средняя общеобразовательная школа
Открытый урок по физике в 9 классе
по теме «Механические колебания»
с применением технологии концентрированного обучения
Разработала: Афанасьева Г.П., учитель физики
I квалификационной категории
с.Кокорино, 2012г.
ЦЕЛЬ: актуализация знаний и умений по теме «Механические колебания»
ЗАДАЧИ:
- Осуществление промежуточного контроля умений решать задачи;
- Совершенствование работы учащихся в парах
- Развитие речи учащихся и умений оценки и взаимооценки
1УРОК
I. Повторение
1.Фронтальный опрос:
1)Какое движение называется колебательным?
2)Назовите основную характеристику разнообразных колебаний.
3)Назовите виды колебаний, которые вы знаете.
4)Назовите модели маятников.
5)Посмотрите на слайды, найдите на картинках свободные и вынужденные колебания.(слайд )
6)У всех на партах есть таблицы, предлагаю заполнить данные таблицы в парах. Кто заполнит быстрее, выходит и заполняет таблицу оформленную на доске, используя формулы лежащие на столе.
2. Практическая лабораторная работа в группах. Внимательно прочитайте условия выполнения лабораторной работы, выполните работу, сделайте вывод и 1 человек от группы представит результаты работы по плану. (слайд)
3.Сейчас подведем общие итоги лабораторных работ:
Период математического маятника зависит от: длины маятника
Период пружинного маятника зависит от: массы тела и жесткости пружины
2УРОК
- Сейчас мы отправляемся в мир решения качественных и расчетных задач и проведем урок – эстафету. В нашей эстафете играют 6 вариантов и эстафета состоит из 3 туров:
- I тур «ТЫ МНЕ – Я ТЕБЕ» - решение качественных задач (в конверте листки фиолетового цвета). Внимательно прочитываем задачу и записываем ответ в тетрадь, таких задач две. За правильное решение задачи 1 балл. Ответы проверяем в динамических парах, выслушивая собеседника из другого варианта. (ответы на слайдах). За каждую правильно решенную задачу ставим соседу баллы в тетрадь.
- II тур «РЕШИ И ОБЪЯСНИ» - решение расчетных задач (в конверте листы зеленого цвета). За правильное решение расчетной задачи – 2 балла. В каждом варианте 2 задачи, внимательно прочитываем задачу, записываем условия, основные формулы, переводим единицы физических величин в систему СИ и решаем. После решения самые быстрые оформляют решение на доске или А-4 и магнитом к доске. Другие обмениваются решениями в динамических парах, с учащимися из другого варианта. После проверки ставим соседу заслуженные баллы.
- III тур «ПОБЕГУШКИ» - решение расчетных задач, взятых из части С ГИА 2009, 2010 г., 2011г. (достаём из конвертов листки голубого цвета). У всех на столе есть тетрадные листки, на которых вам необходимо оформить решение задачи и бегом к учителю. Если задача решена правильно, то вы приступаете к решению второй задачи. Если решение неправильное, возвращаемся и продолжаем решение. За правильное решение данной расчетной задачи – 2 балла. Проверяем решение и учитель ставит вам баллы.
А теперь подсчитаем количество набранных баллов:
9-10 баллов – «5»;
7-8 баллов – «4»;
5 баллов – «3».
- Самостоятельная работа – контрольный тест (10 минут). Обмениваемся тетрадями и проверяем тест соседа. Сдаем тетради на проверку.
- Записываем домашнее задание. Самостоятельно разобрать тему «Механические волны» §31-33, УПР28 (1,2,3).До свидания! Спасибо за урок!
ПРИЛОЖЕНИЯ
- Задания лабораторных работ
Задание первой группы:
Выполнить лабораторную работу: «Определение зависимости периода колебаний от длины маятника».
Ответить на вопросы:
- На примере какой колебательной системы выполнялась лабораторная работа?
- Какие формулы использовались для определения зависимости периода колебаний от длины маятника?
- Какой вывод можно сделать из своего исследования?
Лабораторная работа: «Определение зависимости периода колебаний от длины маятника».
Цель: Выяснить, как зависит период свободных колебаний от длины маятника.
Оборудование: Маятник, часы, груз, линейка.
Ход работы:
- Соберите нитяной маятник, длиной нити 60 см.
- Отклоните груз на небольшой угол и отпустите его.
- С помощью секундной стрелки измерьте промежуток времени, за который маятник совершил 20 полных колебаний.
- Повторите опыт при меньшей длине нити.
- Сделайте вычисления и заполните таблицу.
- Сделайте вывод по вашим исследованиям.
№ опыта | Длина нити, L (м) | Число колебаний (N) | Период Т (с) |
|
| 20 |
|
|
| 20 |
|
Вычисления. Вывод.
Задание второй группы:
Выполнить лабораторную работу: «Определение ускорения свободного падения с помощью нитяного маятника».
Лабораторная работа: «Определение ускорения свободного падения с помощью нитяного маятника».
Цель: Рассчитать ускорение свободного падения с помощью формулы периода математического маятника.
Оборудование: Часы с секундной стрелкой, линейка, груз, штатив.
Ход работы:
- Установить на краю стола штатив. К нему подвесить груз на нити. Груз должен висеть на высоте 3-4 см от пола.
- Измерить длину нити маятника.
- Отклонить груз в сторону на небольшой угол и отпустить его.
- Заполнить таблицу и вычислить ускорение свободного падения по формуле g=4П2lN2/t2 .
- Сделайте вывод.
№ опыта | Число колебаний (N) | Время колебаний | Длина нити |
| 20 |
|
|
Вычисления.
Вывод.
Задание третьей группы:
Выполнить лабораторную работу: «Определение зависимости периода колебаний от массы груза».
Ответить на вопросы:
- На примере какой колебательной системы выполнялась лабораторная работа?
- Какие формулы использовались для определения зависимости?
- Какой вывод можно сделать из своего исследования?
Лабораторная работа: «Определение зависимости периода колебаний от массы груза».
Цель: Выяснить, как зависит период свободных колебаний от массы груза.
Оборудование: Пружина, грузы разной массы.
Ход работы:
- Подвесьте к пружине динамометра один из грузов
- Измерьте промежуток времени 5 колебаний.
- Повторите опыт с грузом другой массы.
- Сделайте вычисления и заполните таблицу.
- Сделайте вывод по вашим исследованиям.
№ опыта | Масса груза (кг) | Жесткость пружины (Н/м) | Период Т (с) |
|
| 40 |
|
|
| 40 |
|
Вычисления. Вывод.
Задание четвертой группы:
Выполнить лабораторную работу: «Определение зависимости периода колебаний от жесткости пружины».
Ответить на вопросы:
- На примере какой колебательной системы выполнялась лабораторная работа?
- Какие формулы использовались для определения зависимости?
- Какой вывод можно сделать из своего исследования?
Лабораторная работа: «Определение зависимости периода колебаний от жесткости пружины».
Цель: Выяснить, как зависит период свободных колебаний от жесткости пружины.
Оборудование: Пружины разной жесткости, груз определенной массы.
Ход работы:
- Определите жесткость каждой пружины с помощью закона Гука: | Fупр|= kx, где x — удлинение пружины. (Измерьте длину пружины в обычном состояние, а затем с грузом; разница и будет удлинение.)
- С помощью формулы для вычисления периода колебаний определите Т.
- Повторите опыт с другой пружиной.
- Сделайте вычисления и заполните таблицу.
- Сделайте вывод .
№ опыта | Масса груза (кг) | Жесткость пружины (Н/м) | Удлинение пружины (м) | Период Т (с) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вычисления.
Вывод.
2.Качественные и расчетные задачи
Качественные задачи по теме «Механические колебания»
Вариант 1
1.Почему солдатам приказывают идти не в ногу, когда они проходят через мост?
2.Изменится ли период колебания качелей, если вместо одного человека сядут двое?
Вариант 2
1.При некоторой скорости вращения швейной машины стол, на котором она стоит, иногда сильно раскачивается. Почему?
2.Для какой цели «чечевица» маятника часов не закрепляется неподвижно на его стержне, а надевается на него таким образом, что ее можно передвигать по этому стержню вверх и вниз и закреплять на любой высоте?
Вариант 3
1.Для чего все вибрирующие установки (моторы, генераторы и др.) ставятся на специальные амортизаторы?
2.В ведре несут воду. После того как сделано несколько шагов, вода начинает расплескиваться. Почему?
Вариант 4
1.Как изменится период колебаний математического маятника, если его длина уменьшится в 9 раз?
2.Часы отстают. Увеличить или уменьшить нужно длину маятника, чтобы они ходили точно?
Вариант 5
1.Как изменится период колебаний груза на пружине, если массу груза уменьшить в 4 раза?
2.Вас раскачивают на качелях. Меняется частота ваших колебаний при увеличении амплитуды колебаний?
Вариант 6
1.Обезьянка качается на лиане. Изменится ли период колебаний этого «маятника», если к ней прицепится еще одна обезьянка?
2.Как будет изменяться период колебаний математического маятника, если его поднять над поверхностью Земли?
Расчетные задачи по теме «Механические колебания»
Вариант 1
- Спиральная пружина обладает жесткостью k=25 Н/м. Определите, тело какой массой m должно быть подвешено к пружине, чтобы за 1 минуту оно совершало 25 колебаний.
2.За 20 секунд тело совершило 200 колебаний. Какова частота ν и период Т колебаний?
Вариант 2
- Гармонические колебания величины х описываются уравнением
х=0,02 cos6πt, м. Определите: 1)амплитуду колебаний; 2) циклическую частоту; 3) частоту колебаний; 4) период колебаний.
2.Игла швейной машины делает 600 полных колебаний в одну минуту. Какова частота ν колебаний иглы?
Вариант 3
1.Сколько колебаний совершит поплавок за 15 секунд, если он колеблется с периодом Т=0,5с.?
2.Период колебаний математического маятника 1с. Определите длину маятника.
Вариант 4
1. Гармонические колебания величины х описываются уравнением
х=1,2sin 9πt, м. Определите: 1)амплитуду колебаний; 2) циклическую частоту; 3) частоту колебаний; 4) период колебаний.
2.На пружине жесткостью 100 Н/м подвешен груз массой 0,25 кг. Определите период Т и частоту ν колебаний маятника.
Вариант 5
1. Гармонические колебания величины х описываются уравнением
х=5,5 cos3πt, м. Определите: 1)амплитуду колебаний; 2) циклическую частоту; 3) частоту колебаний; 4) период колебаний.
2.Какое значение получил ученик для ускорения свободного падения при выполнении лабораторной работы, если маятник длиной 80 см совершил за 1 мин. 34 колебания?
Вариант 6
1.Найдите массу груза, который на пружине жесткостью 250 Н/м делает 20 колебаний за 16 секунд.
2.Определите период и частоту колебаний маятника, если маятник совершил 50 колебаний за 25 секунд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока истории в 10 классе "Опыт прошлого - уроки настоящего"
Тема урока: «Опыт прошлого – уроки настоящего»Предмет:история РоссииКласс:10УМК(авторы): В.И. Буганов П.Н.Зырянов История России конец XVII-XIXвек, М. «Просвещение», 2006г.Автор урок...
Модель-разработка урока гимнастики в 7 классе по теме: "Развитие координационных способностей на уроке гимнастики"
В целях получения информации учащимися на уроке используется применение ИКТ, что способствует более успешному восприятию и запоминанию. Для развития КС были выбраны и физические упраж...
Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"
Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...
"Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.
Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе....
Урок по информатике "Клавиша точных построений" на тему "Точные построения графических объектов". Разработка урока для 5-х классов
Оборудование: компьютерный класс, на компьютерах операционная система Linux, мультимедийный проектор, Приложение 1 (презентация по данной теме) раздаточный материал « Мои достижения на уроке» Приложен...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...