Использование элементов "Психодидактики" в образовательной деятельности.
методическая разработка по физике (7 класс) на тему
В работе представлены: классификация физических величин, изучаемых в 7 классе;
описание величин вида С=А/В и С=АВ;
применение системно-функционального подхода для описания законов физики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект | 16.97 КБ |
Таблица физических величин | 21.3 КБ |
Правила системного усвоения физических величи | 26.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ лицей N8 им. Н.Н.Рукавишникова.
Проект
Использование элементов
«Психодидактики» в образовательной деятельности.
Учитель физики, Веселова Ольга Васильевна.
г. Томск
2012 г.
1.Постановка проблемы.
Физика – сложная наука, но она должна быть доступна каждому ученику. И первым шагом к достижению этой цели была и остается работа с информацией, изложенной не только в учебнике, но и в любом источнике знаний. / 1/ В этом ученикам поможет система обучения, разработанная профессором А. Н. Крутским и О. С. Косихиной,и опубликованная в трудах: « Психодидактика: - новые технологии преподавания физики.» / 2-8/ Система обучения включает шесть направлений. Хочу остановиться на двух из них. Это 1) системно-функциональный подход к изучению физических величин и 2) законов физики. Правила системного усвоения дают возможность резко сократить объем информации для механического запоминания. Усвоив технологии в седьмом классе, учащиеся свободно и осознанно используют их на протяжении всех лет обучения. Система обучения способствует успешной сдаче ЕГЭ по физике. Поэтому можно попытаться разработать проект по созданию сайта, который поможет ученикам понять, освоить и применять технологии усвоения знаний в образовательном процессе, как в школе, так и дома.
2.Актуальность темы проекта.
При изучении физических величин и законов наибольшую трудность вызывает понимание их сущности. Потому для раскрытия именно этой части структуры знания используется системно-функциональный подход.
3) Степень разработанности проблемы.
Теоретическая часть разработана и изложена в /2-8/, приведены примеры. Практическая часть включает все физические величины и законы не только по физике, но и другим областям знания.
4.Задача.
Познакомить учащихся 7-11 классов с технологиями системного усвоения знаний для их практического применения.
5.Теоретическая часть.
1)Классификация физических величин./5/
2)Правила системного усвоения физических величин./5/
3) Технология усвоения законов физики./6/
6. Практическая часть проекта.
1)Классификация физических величин, изучаемых в 7-11 классах.
2) Описание величин вида С= А/В и С= АВ.
3) Применение системно-функционального подхода для описания законов физики, рассматриваемых в 7-11 классах.
7. Конечный продукт.
1) Можно создать порядка 10 методических пособий по технологиям усвоения физических величин и законов в 7-11 классах.
2) Технологии необходимо использовать при разработке уроков.
3) Использование технологий приводит к повышению качества обучения учащихся.
8. Литература.
1. Cтепанова Г.Н. Марафон-2006., мастер-класс.,-М: ПУ: « Первое сентября».№15, №17,2006г.
2.Крутский А.Н., Косихина О.С. Лекция №7.-М: ПУ «Первое сентября», №23, 2005 г.
3. Крутский А. Н., Косихина О.С. Лекция №1.-М: ПУ «Первое сентября», №17, 2005 г.
4.Крутский А.Н., Косихина О.С. Лекция №2.- М: ПУ «Первое сентября», №18, 2005 г.
5. Крутский А. Н., Косихина О.С. Лекция № 3-М: ПУ “Первое сентября», №19, 2005 г.
6. Крутский А. Н., Косихина О. С. Лекция №4 – М:ПУ « Первое сентября», № 20, 2005 г.
7. Крутский А. Н., Косихина О. С. Лекция №5 – М: ПУ « Первое сентября», №21, 2005 г.
Предварительный просмотр:
Таблица физических величин, изучаемых в курсе физики 7 класса.
Обозначение (назначение) физической величины | Формула вычисления физической величины | Единицы физической величины в СИ | Формула в обобщённом математическом виде |
1) Основные величины: | [S]=м | ||
2) Не стандартные величины: | S=a*b – площадь прямоугольника; | [S]=м2 | |
3) Величины, определяемые отношением других величин с различным наименованием единиц: | υ = S/t, где S – пройденный путь; | [υ]= [S]/ [t]= метр/секунда | С=А/В |
| ρ=m/V, где | [ρ]= [m]/[V]= килограмм/ метр кубический | |
8. p - давление | p=F/S, где | [p]=[F]/[S]= ньютон/ квадратный метр = Паскаль | |
9. N - мощность | N=A/t, где | [N]=[A]/[t] = джоуль/ секунда = ватт | |
4) Величины, определяемые отношением величин с одинаковым наименованием единиц: | η =Аn/Aз*100%, где Аn – полезная работа; | [η]=% | |
5) Величины, определяемые произведением других величин: | Fтяж =m*g, где | [F]=[m]*[g]= килограмм*метр/секунда в квадрате= ньютон | С=А*В |
12. А – механическая работа | А=F*S, где | [А]=[F]*[S]= ньютон*метр= джоуль | С=А*В |
13. M – момент силы | М=F*l, где | [М]=[F]*[l]= ньютон*метр | С=А*В |
14. En – потенциальная энергия тела | En=mgh, где | En=[m]*[g]*[h]= килограмм*метр*метр/секунда в квадрате= ньютон*метр= джоуль | С=А*В*D |
15. Eк – кинетическая энергия тела | Eк =m*υ2 / 2, где | [Eк]=[m]*[υ2]= килограмм* метр в квадрате/ секунда в квадрате = Н*м= джоуль | |
6. Удельные величины: | g=9,8 Н/кг | ||
k – коэффициент жёсткости | Из Fупр=k∆l |
Предварительный просмотр:
Скорость.
1.Формула | V=S/t, где V – скорость, S –пройденный путь, t – время, за которое этот путь пройден. |
2.Определение (Словесная формулировка физической величины) | V=S/t – скоростью называется величина, равная отношению пути ко времени, за которое этот путь пройден. |
3.Физический смысл величины. | V=S/t – скорость равномерного движения показывает, какой путь проходит тело за единицу времени. |
4.Единица физической величины | V=S/t – за единицу скорости принята такая скорость, при которой тело за единицу времени проходит единицу расстояния. |
5.Единица физической величины в международной системе СИ. | V=S/t – за единицу скорости в СИ принята такая скорость, при которой за одну секунду тело проходит расстояние в один метр. |
6.Наименование (обозначение) единицы физической величины в СИ. | [V]= [S]/[t] = метр/секунда = м/с |
Плотность.
1.Формула | ρ = m/V, где ρ - плотность, m – масса, |
2.Определение (Словесная формулировка физической величины) | ρ = m/V – плотностью называется физическая величина, равная отношению массы тела к его объёму. |
3.Физический смысл величины. | ρ = m/V – плотность показывает, какая масса содержится в единице объёма. |
4.Единица физической величины | ρ = m/V – за единицу плотности принята такая плотность такого вещества, для которого в единице объёма содержится единица массы. |
5.Единица физической величины в международной системе СИ. | ρ = m/V – за единицу плотности в СИ принята плотность такого вещества, для которого в одном кубическом метре содержится один килограмм массы. |
6.Наименование (обозначение) единицы физической величины в СИ. | [ρ] = [m]/[V] = килограмм/кубический метр = кг/м3 |
Давление.
1.Формула | Р=F/S, где Р – давление, F – сила давления, S – площадь, на которую осуществляется давление. |
2.Определение (Словесная формулировка физической величины) | Р=F/S – давлением называется физическая величина, равная отношению силы давления к площади, на которую она действует. |
3.Физический смысл величины. | Р=F/S –давление показывает, какая сила действует на единицу площади. |
4.Единица физической величины | Р=F/S – за единицу давления принято такое давление, при котором на единицу площади действует сила, равная единице. |
5.Единица физической величины в международной системе СИ. | Р=F/S – за единицу давления в СИ принято такое давление, при котором на площадь 1м2 действует сила в один ньютон. |
6.Наименование (обозначение) единицы физической величины в СИ. | [Р]= [F]/[S] = ньютон/ квадратный метр = Н/м2 |
Энергия характеризует способность тел совершать механическую работу. | Е = ЕК + ЕП |
Кинетическая энергия тела. | ЕК = mv2 / 2, |
Определение. | Кинетическая энергия – это энергия, которой обладает движущееся тело. Она равна половине произведения массы тела на квадрат скорости. |
Единица измерения. | [ЕК] = кг * м2 / c2 = Н * м = Дж |
Что означает 1Дж? | 1Дж – это такая энергия движущегося тела, которое сможет совершить работу 1Дж. |
Потенциальная энергия тела, поднятого на высоту h, над поверхностью земли. | ЕП = mgh, |
Определение. | Потенциальная энергия – это энергия, которой обладает тело, массой m, поднятое на высоту h над поверхностью земли. Она равна произведению массы тела на ускорение свободного падения и высоту h. |
Единица измерения. | [ЕП] = (кг * м / с2) * м = Н * м = Дж |
Что означает 1Дж? | 1Дж – это такая потенциальная энергия тела, поднятого на высоту h, которое сможет совершить работу в 1Дж |
Потенциальная энергия упругой деформции. | ЕП = кх2 / 2, |
Определение. | Потенциальной энергией упругой деформации называется энергия, которой обладает упруго деформированное тело. Она равна половине произведения коэффициента жёсткости на квадрат деформации |
Единица измерения. | ЕП = Н * м2 / м = Дж |
Что означает 1Дж? | 1Дж – это такая потенциальная энергия упругой деформации, при которой силы упругости смогут совершить работу в 1Дж. |
Опр. Энергия характеризует способность тел совершать механическую работу | Е = ЕК + ЕП |
Теорема о кинетической энергии. | А = ЕК2 – ЕК1 |
Работа равна убыли потенциальной энергии. | А = - (ЕП2 – ЕП1), |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных образовательных технологий в образовательной деятельности.
Использование совпеменных образовательных технологий в образовательной деятельности....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии, развитию речи и рисованию с использованием электронных образовательных ресурсов по теме «Овощи моего огорода» на IV Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Формула будущего
Образовательные цели:закрепить и расширить обобщенные представления детей об овощах, о их внешнем виде, сборе урожая;упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе.Развивающ...
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, практической деятельности педагога дополнительного образования
Я, педагог дополнительного образования Павлов Юрий Максимович регулярно изучаю и использую в работе современные образовательные технологии, которые делают процесс обучения детей предмету «Колокольный ...
«Использование специализированного оборудования и программного обеспечения для организации урочной и внеурочной деятельности обучающегося с ОВЗ, находящегося на надомном обучении, с использованием дистанционных образовательных технологий»
Дистанционное обучение, как форма организации учебного процесса, основывающаяся на применении новых и традиционных информационных технологий, выступает как основное средство, которое облегчает получен...
Выступление на МО начальной школы "Использование в образовательной деятельности при обучении детей с умственной отсталостью здоровьесберегающих технологий" 6.02.2020г.
В данном выступлении представлены основные требования к уроку с позиции эздоровьесбережения....
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной группе с использованием техники «граттаж» Тема: «Путешествие в морские глубины».
В материале представлен конспект ООД в подготовительной группе по нетрадиционной технике в стиле "граттаж". Введен психологический настрой. Использованы загадки, физкультминутка, пальчиковая...
«Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) на уроках и во внеурочной образовательной деятельности»
Выступлениена МО учителей русского языка и литературы «Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) на уроках и во внеурочной образовательной деятельности»...