Выступление на МО начальной школы "Использование в образовательной деятельности при обучении детей с умственной отсталостью здоровьесберегающих технологий" 6.02.2020г.
материал
В данном выступлении представлены основные требования к уроку с позиции эздоровьесбережения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_pri_obuchenii_detey_s_uo.docx | 27.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование в образовательной деятельности при обучении детей с умственной отсталостью здоровьесберегающих технологий.
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.» Ж.Ж.Руссо
Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. Практика обнажила пагубное влияние на здоровье школьников авторитарной, оторванной от жизненных потребностей людей педагогики. Судя по статистике, лишь малая часть выпускников школы относится к числу здоровых, а поэтому, как прописано в Законе РФ «Об образовании» (ст. 51) образовательное учреждение должно создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Как обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе (создать нормальные условия для полноценной реализации его функциональных возможностей и двигательных потребностей, сделать так, чтобы учение вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения ученика)? Какие для этого использовать методы и средства? Как сделать урок здоровьесберегающим?
Урок есть часть жизни ребенка и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Здоровьесберегающий урок – это, прежде всего, урок, на котором учитель обеспечивает доброжелательную творческую атмосферу, высокую работоспособность учащихся, профилактику раннего и выраженного утомления, поддерживает внимание и интерес учащихся. Умение педагога отбирать, рационально использовать и чередовать формы, методы, приемы и способы обучения, позволяют учащимся легче переносить учебные нагрузки, снизить риск ухудшения здоровья. Учителя начальных классов нашей школы подтвердили на практике, необходимость соблюдения важного условия для рациональной организации обучения – обеспечение двигательного режима, позволяющего удовлетворить физиологическую потребность ребёнка в движении, которая способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели, года.
Известно, что условием всестороннего развития и сохранения высокой работоспособности учащихся младшего школьного возраста, является возможность выполнения от 6 тысяч до 48 тысяч движений ежесуточно. Чтобы удовлетворить такую двигательную потребность в процессе организации УП кроме уроков физической культуры, подвижных игр на переменах, прогулок с играми наши учителя вводят разнообразные физкультминутки на уроках. Они необходимы на уроке, так как позволяют учащимся размять свое тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Систематическое использование оздоровительных минуток на уроке способствует улучшению психо -эмоционального состояния учащихся и изменению отношения к себе и своему здоровью.
Приведем пример этих физминуток:
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
Мы семь раз в ладоши хлопнем,
Восемь раз ногами топнем.
Прибавляем три к семи –
Столько мы присесть должны.
Шеей крутим осторожно –
Голова кружиться может.
Влево смотрим – раз, два, три.
Так. И вправо посмотри.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Гимнастика для глаз.
Выполняется по плакату – схеме зрительно-двигательных траекторий. На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх-вниз, влево-вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории восьмерки. Каждая траектория имеет свой цвет: №1,2 – коричневый, №3 – красный, №4 – голубой, №5 – зеленый. Упражнения выполняются только стоя. Амплитуда движения глаз должна быть как можно больше.
«Весёлая неделька” для глаз
Понедельник
Всю неделю по — порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
Вторник
Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
Среда
В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения).
Четверг
По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).
Пятница
В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).
Суббота
Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).
Воскресенье
В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).
«Мотылёк»
(профилактика зрительного утомления)
Вот летает мотылёк,
Крылышками порх! порх!
Быстро и легко моргать глазами.
Он летит на огонёк.
Остановиться, посмотреть на ближнюю точку – «огонёк».
Поскорей улетай, свои крылышки спасай!
Моргать глазами быстрее.
Улетел…
Посмотреть на дальнюю точку вслед улетающему мотыльку.
«Бабочка»
(укрепление мышц глаз)
Над цветком цветок летает
И порхает, и порхает…
Дети прослеживают взглядом без поворота головы «полёт» бабочки от «цветка к цветку» с использованием зрительного тренажёра. Траекторию, по которой должен двигаться взгляд, показывает бабочка на палочке. На конце каждого «цветка» (стрелки) бабочка останавливается, и глаза отдыхают. По форме траектория движения может быть разной.
«Анютины глазки»
(тренировка силы мышц глаз)
Анютины глазки зажмурили глазки.
(Слегка зажмуриться.)
Анютины глазки открылись, как в сказке.
(Широко открыть глаза).Повторить несколько раз.
«Сова и лиса»
(восстановление зрения)
На сосне сидит сова, под сосной стоит лиса.
Медленно перемещают взгляд вверх – вниз, не поворачивая головы.
На сосне сова осталась,
Выполняют круговые вращения глазами по часовой стрелке.
Под сосной лисы не стало.
То же против часовой стрелки.
Можно использовать зрительные тренажёры для фиксации взгляда.
«Яблоко»
(профилактика нарушений зрения)
Нарисуем яблоко круглое и сладкое.
И большое-пребольшое, очень вкусное такое.
Нарисовать глазами «яблоко» сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
«Арбуз»
(нормализация тонуса глазных мышц)
Вот какой у нас арбуз:
Несмышлёный карапуз.
Вдаль покатился – на место воротился.
Снова покатился – домой не воротился.
Перемещение взгляда с дальней точки на ближнюю.
Влево покатился,вправо покатился
Медленные движения глазами влево, затем вправо.
Покатился и…разбился.
Зажмуривание глаз.
«Совушка-сова»
(профилактика нарушений зрения)
Совушка-сова, большая голова.
Движения глазами вправо – влево, не поворачивая головы.
Маленькие ножки, а глаза как плошки.
Вращение глазами по кругу по часовой и против часовой стрелки.
Днём спит,
Закрывать глаза.
Ночью глядит:
Открывать глаза.
Луп – луп – луп, луп – луп – луп…
Широко открывать глаза.
Кинезиологическая гимнастика (упражнения для межполушарного развития)
«Колечко».
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, а затем вместе.
Наши учителя активно включают в учебный процесс и другие инструменты здоровьесбережения: гимнастику для всех частей тела, релаксацию, работу в режиме динамически меняющихся поз, перемещение по классу в игре, осуществляют контроль за правильной осанкой, используют шутки, юмор для разрядки напряженной обстановки.
Практика показала, что:
∙ Необходимо проводить не менее 2-х физминуток за урок, длительность которых должна быть 3 и более минут.
∙ Состав упражнений зависит от особенностей урока.
∙ Необходим специальный алгоритм при выполнении физических упражнений. Сначала идут упражнения на потягивание. Приводятся в движение мышцы головы и шейного отдела. Затем выполняются упражнения для мышц туловища и ног, а затем обязательно работают мышцы глаз.
∙ Музыкальное сопровождение способствует снятию психического напряжения.
∙ Массаж ушных раковин стимулирует работу многих органов и помогает при восприятии нового материала.
Учебные занятия строят с учетом требований, предъявляемых к здровьесберегающему уроку.
Основные требования к уроку с позиции здоровьесбережения
1. Обстановка и гигиенические условия в процессе ведения урока (температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, наличие или отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).
2. Количество видов учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, творческая работа (норма: 4-7 видов за урок).
3. Средняя продолжительность и частота чередований различных видов учебной деятельности (ориентировочная норма: 7-10 минут).
4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа.
5.Чередование видов преподавания (не позже, чем через 10-15 минут).
6. Использование учителем методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся: метод свободного выбора (выбор действия, способа действия, взаимодействия, свобода творчества), активные методы (ролевая игра, групповая работа), методы, направленные на самопознание и развитие.
7. Исползование ТСО (динамических дидактических материалов, статичных).
8. Учет позы учащегося.
9. Наличие оздоровительных моментов: физкультминутки, динамическая пауза, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.
10. Мотивация учащихся на урок.
11. Психологический климат.
12. Время окончания урока (вовремя, без задержки).
Для здоровьесберегающего урока характерна дифференциация обучения. Учитель обязательно учитывает психологические особенности учащихся. Учет индивидуальных ритмов детей позволяет сделать урок интересным, насыщенным, но самое главное, здоровьесберегающим. Таким образом, у учителей начальной школы была выработана своя система обучения со здоровьесберегающей направленностью.
Наблюдения на уроке за учениками начальной школы показали, что при выполнении неинтересной, монотонной работы быстро наступает торможение. Хотя объем выполненной работы и небольшой, но у детей быстро появляется усталость. Вот почему необходимо менять характер работы ученика на уроке, чтобы повысить его работоспособность. Включение в урок физминуток и физпауз защищает учеников от преждевременного утомления, устраняет застойные явления в кровообращении и в дыхательной системе, предупреждает нарушение зрения, устраняет длительное растяжение и расслабление мышц – разгибателей спины, отвечающих за осанку.
Снятию утомления на уроке способствуют и другие условия: ситуация успеха, эмоциональный всплеск, словесное стимулирование.
Использование на уроке здоровьесберегающих технологий, даёт положительный результат: учащиеся начальной школы с удовольствием приходят на уроки, им нравится работать в классе. Если ученики не устают, проявляют интерес к учёбе, коммуникабельны, уравновешены, значит, они здоровы, значит, учитель сделал все, чтобы обучение не нанесло вреда их здоровью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельностный подход в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФГОС.
В статье приводятся практические методы и приемы по обучению детей с умственной отсталостью (вариант 2)....
Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Фундамент здоровья закладывается с детства, и забота о здоровье детей касается не только медиков, но и нас – ...
выступление на семинаре по дефектологии по теме "гражданско-патриотическое воспитание детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната
выступление на семинаре по дефектологии...
Презентация "Основные направления коррекционной работы на уроках при обучении детей с умственной отсталостью "
Методические рекомендации "Основные направления коррекционной работы на уроках при обучении детей с умственной отсталостью "...
Рабочая программа по учебному предмету "История" для индивидуального обучения детей с умственной отсталостью.
Рабочая программа по Истории 9 класс УО...
Презентация "Методические приёмы на уроках русского языка при обучении детей с умственной отсталостью и детей с расстройством аутистического спектра"
Данная презентация является приложением к докладу на XV Международной научно-практической конференции молодых учёных и студентов, посвящённой памяти профессора Р. Е. Левиной, "ВСТРЕЧА ПОКОЛЕНИЙ.....