Выступление на ШМО: "Применение информационных технологий в учебном процессе по физике"
методическая разработка по физике на тему
"Применение информационных технологий в учебном процессе по физике"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_shmo_3.docx | 23.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на ШМО
Применение информационных технологий в учебном процессе по физике
Изучение физики направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
• овладение умениями проводить наблюдение природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
• воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
• использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Т. о, использование информационных и коммуникативных технологий в процессе обучения физике является актуальной проблемой современного школьного курса. Использование ИКТ в учебном процессе предполагает, что учитель может
• обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих редакторов для подготовки дидактического материала урока;
• создавать слайды по данному учебному материалу;
• демонстрировать презентации на уроке;
• проводить компьютерное тестирование;
• использовать готовые программные продукты по физике;
• организовывать поиск необходимой информации в Интернете;
• использовать компьютерную измерительную лабораторию.
Широкие возможности использования ИКТ на уроках предполагают активную, творческую работу учеников. Методические правила компьютерной поддержки урока главной целью определяют – создание активной познавательной среды на уроке. Можно использовать компьютер на уроках различного типа.
Например, на уроках изучения нового материала.
Современное программное обеспечение («Открытая физика», «Библиотека наглядных пособий») позволяет продемонстрировать видеозапись опыта в том случае, если демонстрация реального опыта занимает много времени или если опыт невозможен. В данном случае у учителя есть возможность обратить внимание учеников на те мелкие детали, которые бы они не заметили в реальном опыте. Часто остановка видеозаписи в самый важный момент опыта позволяет ученикам самим установить физический смысл наблюдаемого явления.
Например, при изучении темы «Газовые законы» в 10 классе, всегда можно использовать компьютерную модель процессов, которая позволяет проследить зависимость величин, построение графиков данной зависимости. В результате сложный материал данной темы усваивается намного лучше, чем при проведении обычных опытов. Ученики хорошо и быстро строят графики процессов, решают расчетные задачи. Особенно актуальными являются процессы, происходящие в микромире. Их невозможно воспроизвести в реальности, но очень подробно можно разобрать по схемам и моделям.
На этапе закрепления знаний, полученных на уроке, удобно пользоваться небольшими по объему тестовыми заданиями. Эти задания быстро проверяются самими учениками, и учитель имеет возможность проанализировать ошибки учащихся и разобрать их.
При изучении темы «Импульс тела. Закон сохранения импульса» желательно использовать программное обеспечение, которое позволяет подать материал ярко, наглядно. Ученики быстро понимают разницу взаимодействия тел при абсолютно упругом и абсолютно неупругом ударах.
Примеры задач.
1. Шар массой m налетает на такой же покоящийся шар, и в результате упругого соударения шары разлетаются в разные стороны. Под каким углом разлетелись шары?
2. Охотник стреляет с легкой надувной лодки, находящейся в покое. Масса охотника с лодкой 70 кг, масса дроби 35г, начальная скорость дроби 320м/с. Ствол ружья во время выстрела направлен под углом 600 к горизонту. В момент выстрела лодка приобретает скорость, равную…. 1) 8см/с 2) 8м/с 3) 1м/с 4) 0,2м/с
Эти две задачи дают возможность установить, насколько полно ученики усвоили материал темы.
• ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ МОДЕЛЕЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ.
Компьютерные модели – компьютерные программы, имитирующие физические опыты, явления или идеализированные ситуации, встречающиеся в физических задачах. Компьютерная модель позволяет управлять поведением объектов на экране компьютера, изменяя величины числовых параметров, заложенных в основу соответствующей математической модели. Можно выделить следующие виды заданий для учащихся к компьютерным моделям: компьютерные эксперименты; экспериментальные задачи (то есть задачи, для решения которых необходимо продумать и поставить соответствующий компьютерный эксперимент); расчетные задачи с последующей компьютерной проверкой; задачи с недостающими данными (при решении таких задач ученик должен разобраться, какого именно параметра не хватает для решения задачи и самостоятельно выбрать его величину); исследовательские задания (задания, в ходе выполнения которых необходимо спланировать и провести ряд компьютерных экспериментов, которые бы позволили подтвердить или опровергнуть определенные закономерности); проблемные задания.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ Microsoft Office НА УРОКАХ ФИЗИКИ.
Для активизации познавательной деятельности учеников можно применять поисковые технологии. Результатом труда ученика станет интересное сообщение на заданную тему (в младшем звене); доклад или реферат в старших классах или презентация учащихся.
Ученики очень охотно откликаются на такие задания. С помощью Интернета, энциклопедий, дополнительной литературы они ищут материал по данному вопросу и с удовольствием представляют свою работу.
Роль учителя в данном случае состоит в том, чтобы научить ученика пользоваться научными источниками информации, научить методике оформления докладов, рефератов и создавать презентации. В настоящее время Internet стал доступен практически для всех учеников и они используют его возможности. Например, при подготовке доклада на тему «Классическая механика Ньютона» или «Закон Кулона» они не только раскрывают физическую сущность законов, их проявление и применение, но и находят интересные факты из жизни ученых, открывших данные законы. На примерах трудолюбия великих людей, стремления доказать и отстаивать свою точку зрения, ученики начинают понимать, что все открытия требовали огромных умственных и физических затрат. Поэтому работа над докладом, а тем более рефератом играет огромную воспитательную роль.
Работа над презентацией требует большой и серьезной подготовки. Презентация является мультимедийным документом, т. к. каждый слайд может включать в себя различные формы представления информации (текст, таблицы, диаграммы, изображения, звук, анимацию и др.) Компьютерная презентация представляет собой набор слайдов (электронных страниц), последовательность показа которых может меняться в процессе демонстрации презентации, т. е. презентация является интерактивным документом.
Ученика необходимо научить создавать презентации и для учебной, и для внеклассной работы.
Ученик должен верно сформулировать цель и задачи своей презентации, выделить самый важный материал данной темы, определить количество слайдов, указать все источники полученной информации. Ценность такой работы заключается в том, что ученик, создавая даже небольшую по объему презентацию, вынужден ознакомиться с огромным материалом данной темы. Это способствует более глубокому усвоению знаний.
Особенно охотно создают ребята презентации по внеклассной работе. Презентации могут быть посвящены нашим героям- космонавтам, выдающимся ученым, собственным опытам и результатам этих опытов. Начиная с простых презентаций, ученики делают их все более сложными и интересными. Особенно запоминающими являются те, в которых есть анимация или гиперссылки. Установка параметров анимации позволяет контролировать способы появления объектов и текста на слайде во время презентации. Гиперссылка расширяет материал презентации при необходимости. Самое главное – научить ребят не перегружать материал слайда текстом.
Эффективность применения ИКТ в обучении во многом зависит от того, насколько методически грамотно и педагогически оправдано их включение в структуру обучающего процесса. В каждом конкретном случае учителю физики, приходится самостоятельно формулировать цель применения средств новых информационных технологий в соответствии с темой занятия, объективной необходимостью применения соответствующей методики, сложностью излагаемого материала. Педагогу приходится определять, для решения каких образовательных, методологических, воспитательных задач он обращается к тому или иному виду ресурса, средству, методу, какой педагогический и психологический результат он при этом надеется получить. Все это требует опыта работы, специальных знаний и умений по методическому применению новых информационных технологий.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ:
1. Открытая физика 1.1». ã. , www/phisicon.ru. Полный мультимедиа курс физики, разработанный под руководством проф. , (МФТИ).
2. Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по физике [Текст] // Физика: еженедельная метод. газета для учителей физики, астрономии и естествознания. – М.: Издательский дом «Первое сентября», 2004. - №34. – С.9-13.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение информационных технологий в образовательном процессе как инновационная деятельность учителя специальных (коррекционных) классов
Работа посвящена проблеме современной педагогической инновационной деятельности учителя. Она содержит возможности использования информационных технологий на уроках в специальных (коррекционных) класса...
Выступление учителя физики на пед. совете по теме "Применение информационных технологий в учебном процессе по физике"
Применение информационных технологий в учебном процессе по физике....
Тезисы выступления по теме «Влияние информационных технологий на образовательный процесс отдела музыкального творчества»
Педагог Мужичкова Н.И. в своём выступлении раскрывает практические возможности информационных технологий на примере оркестровой студии "Гармония" в ГБОУ Зеленоградлском дворце творчества детей и молод...
Применение информационных технологий в образовательном процессе
Презентация на тему "Применение информационных технологий на уроках иностранного языка". Использование ИКТ в обучении английскому языку....
Выступление на тему "Применение информационных технологий в 11 классе на уроках математики"
МБОУ Одинцовская СОШ 1Учитель математики Сапко Екатерина НиколаевнТема выступления:«Применение информационных технологий в 11 классе на уроках математики»Цель: Провести обзор информационны...
Урок по теме "Информационные технологии и общество. Использование информационных технологий в учебном процессе", информатика, 9 класс.
Урок по теме "Информационные технологии и общество. Использование информационных технологий в учебном процессе" может быть проведен на уроке информатики в 9 классе, используются материалы &l...
Выступление на коллегии отдела образования "Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе"
В докладе обобщен опыт по формированию культуры здоровья в школе, сохранению и укреплению здоровья школьников....