Программа кружка по физике в 1 классе
рабочая программа по физике по теме
Курс « Путешествие в страну Физики» вводит в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн физической науки – науки о природе, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез, отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость. Курс обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания , счастье открытий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЗАРЕЧЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
601246, Владимирская обл. Собинский район с. Заречное ул. Парковая 9 тел.: (09242)-69-142
« Путешествие в страну Физики»
авторская программа курса по физике
для учащихся 1 класса
Составитель программы:
Мосалева
Ольга Александровна
учитель физики
МБОУ Зареченская СОШ
2012 г
Пояснительная записка.
Ведущей стороной умственного развития младшего школьника является развитие логического мышления. Для его формирования ребенок должен овладеть определенным минимумом логических знаний и умений, т. е. приобрести так называемую логическую грамотность.
Наиболее реальные предпосылки для развития мыслительных процессов дают предметы естественно-математического цикла. Ребенок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать.
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса, эффективным применением знаний физической науки в практики человека.
Курс « Путешествие в страну Физики» вводит в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн физической науки – науки о природе, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез, отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость. Курс обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания , счастье открытий.
Изложение материала ведётся нетрадиционно, основным средством подачи материала является демонстрационный опыт, слайдовые презентации, а так же много внимания уделено фронтальному эксперименту.
Весь материал доступен для уч-ся и соответствует их уровню развития, поэтому включены элементы занимательности и игры, которые необходимы для жизнерадостной деятельности.
Элективный курс создает благоприятные возможности для развития творческих способностей учащихся, так как деятельность учащихся может воспроизводить основные элементы творческой деятельности:
- самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;
- использование этих знаний для поиска решения;
- видение новой проблемы в знакомой ситуации;
- самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новой ситуации;
- нахождение различных решений данной проблемы.
Цель курса :
- создание условий для развития разносторонних интересов
и способностей уч-ся, развитие интереса школьников к миру
техники и техническому творчеству.
Задачи курса:
- Расширение кругозора учащихся. Развитие их воображения и эмоциональной сферы;
- Укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно -научного цикла;
- Последовательное приобщение учащихся к детской научно – художественной . справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.
Кроме того, решаются следующие задачи:
- формирование и развитие различных видов памяти, внимания, мышления, воображения;
- развитие речи;
- развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук);
- воспитание системы нравственных межличностных отношений.
В целом преподавание курса должно позволить создать более благоприятные условия для продолжения естественно – научного образования в последующих классах .В содержание курса включены различные разделы физики. Разделы отобраны с учетом доступности для данного возраста учащихся.
Программа рассчитана на 34 занятия( 1 час в неделю). В ней выделено 7 тем, а также введение и заключение. Как уже отмечалось. организация работы с различного рода детской литературой должна быть постоянно в центре внимания учителя. Не менее важно проведение на занятиях практических работ, различного рода экспериментов, изготовление простейших физических приборов.
Ожидаемый результат:
- проявление интереса к предметам естественно-математического цикла;
- понимание целостности окружающего мира при изучении различных
предметов;
- расширение интеллектуальных способностей и кругозора учащихся.
Требования к результатам обучения.
- знать:
- знать физические явления и их признаки; виды взаимодействий;
- понимать сходство и различие разных состояний веществ;
- понимать смысл используемых физических величин.
- уметь:
- уметь объяснять устройство и пользоваться простейшими приборами (линейка, мензурка, термометр);
- уметь определять размер физического тела;
- описывать свойства тел по размеру, форме, веществу;
- уметь измерять температуру воздуха и воды;
- уметь наблюдать за плавлением тела и испарением жидкости;
- выделять положительное и отрицательное воздействие человека на природу
- осуществлять самостоятельный поиск информации;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
В результате занятий у детей могут быть развиты такие качества личности, как:
- избирательность,
- самореализация при достижении целей,
- творческое преобразование,
- ответственность за собственное решение.
И как основной результат – это развитие способностей личности: мыслительных, коммуникативных, творческих.
Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.
Чтобы добиться ожидаемого конечного результата, необходим промежуточный контроль, проверка знаний и умений обучающихся.
Основные формы учета знаний и умений:
- выполнение практических работ, изготовление простейших приборов;
- участие в неделе предметов естественно-математического цикла (выпуск газеты, выполнение рисунков т.д.)
- участие в интеллектуальных играх (викторинах и т.д.)
Средствами реализации программы курса является:
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса путем вовлечения его в учебную деятельность;
- стимулирование учащихся к высказыванию, использованию различных способов выполнения заданий;
- использование на занятиях различного дидактического материала, позволяющего учащимся выбирать наиболее значимые для них виды и формы учебного содержания;
- проведение на занятиях занимательных опытов и фронтальных работ, значительно усиливает интерес учеников
Учебно – тематический план.
№ п/п | Темы | Количество часов |
1. | Введение | 1 |
2. | Звуковые явления | 6 |
3. | Световые явления | 4 |
4. | Тепловые явления | 3 |
5. | Жидкости ,газы и твердые тела | 6 |
6. | Пространство и движение | 4 |
7. | Инерция и реактивное движение | 5 |
8. | Электричество и магнетизм. | 4 |
9. | Заключение | 1 |
Программа курса ( 34 часа).
Ведение (1 ч)
Обзор основных тем курса. Романтика научного поиска. Радость открытий.
Звуковые явления (6 часов)
О «Дрожалке» и «Пищалке». Спичечный телефон. Как сделать звук громче. Как увидеть свой голос. Как аукнется так и откликнется.
Световые явления (4 часов)
Солнечные зайчики. Фокусы с зеркалами. Как изжарить яичницу на солнышке. Первобытный фотоаппарат.
Тепловые явления (3 часов)
Греет ли шуба. Термометр из бутылки. Как шаги переделать в огонь.
Жидкости . газы и твердые тела.( 6 часов).
Почему взлетает воздушный шар. Почему дует ветер .Жидкие камни.
Твердая вода. Почему идет дождь. Почему идет снег.
Пространство и движение.( 4 часа)
Как в кино делают лилипутов. Как оживить солдатика. Кто куда идет. Солнечные часы.
Инерция и реактивное движение.(5 часов)
Ленивые колеса. Как Леня стал фокусником. «Реактивная» консервная банка. Игрушка.которая покорила космос. Старая мельница.
Электричество и магнетизм. (4 часа.)
Как добыть немного электричества. Лампочки на елке. Про магниты. Волшебный гвоздик.
Заключение ( 1 час).
Что мы узнали и чему научились за год.
Методическое обеспечение
Для успешного обучения учащихся необходимы различные формы проведения занятий, как традиционные, так и нетрадиционные. Групповое занятие - наиболее оптимальная традиционная форма.
Занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть включает в себя мозговую гимнастику, разминку и мозговой штурм.
Мозговая гимнастика состоит из:
-упражнений, стимулирующие мыслительные процессы (качание головой);
-упражнений, активизирующие структуры мозга ( "ленивые восьмёрки");
-упражнений, улучшающие внимание, ясность восприятия и речи( "шапка для размышлений");
-упражнений для профилактики нарушений зрения ( "зоркие глаза", "стрельба глазами").
После этого проводится разминка, в которую включены лёгкие вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции..
В основной части занятия учащиеся знакомятся с определенным теоретическим материалом и выполняют практическую работу. На некоторых занятиях изготавливают простейшие приборы. Из доступных материалов. Продолжительность основной части - 30-25мин.
Заключительная часть занятия используется для подведения итогов, рефлексии.
Наряду с традиционными занятиями используются нетрадиционные формы проведения занятий: интеллектуальные игры, занятие-путешествие, занятие-турнир, занятие-конкурс.
.
Литература:
- Физика для малышей Л.Л.Сикорук
изд. Педагогика , 1983г.
- Занимательная физика в вопросах и ответах - сайт В. Элькина.
- Я. Перельман. Занимательная физика. Книга 2.
- Я. Перельман. Занимательная физика. Книга 1.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Москва «Просвещение» 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка по физике в 8 классе " физика для всех"
Программа кружка по физике для 7-8 классов "Физика для всех", расчитанна на 1 учебный год, обединяет учащихся 7 и 8 класса. Содержит подробное планирование учебного материала....
Программа кружка по физике 8 класс
Занятия кружкового объединения способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дают возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процесс...
Программа кружка по физике 9 класс
Занятия кружкового объединения способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дают возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процесс...
Рабочая программа кружка по физике "Экспериментальная физика" для 7 класса
Рабочая программа кружка по физике "Экспериментальная физика" для учащихся 7 классов составлена на основе авторского методического пособия: Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя / М. Г. ...
рабочая программа кружка по физике "Экспериментальная физика" для 8 класса
Рабочая программа работы кружка по физике для учащихся 8 классов составлена на основе авторского методического пособия: Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя / М. Г. Ковтунович. Направле...
Программа кружка по физике "Юный физик" для 7-8 класса
Программа кружка по физике для 7-8 класса...
Рабочая программа кружка по физике "Юный физик"8 класс.
Рабочая программа кружка по физике "Юный физик"8 класс....