Программа кружка по физике 8 класс
учебно-методический материал по физике (8 класс) по теме

Логвиненко Ольга Викторовна

Занятия кружкового объединения способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дают возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, помогают лучше осваивать школьную программу и создают условия для всестороннего развития личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл f_8_kruzhok.docx43.33 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Чалтырская СОШ № 1

Программа

кружковых занятий

«Юный физик»

8 б класс

Кол-во часов в год  –  68 ч ,

Кол-во часов в неделю - 2 ч

.

Арутюнян О.В..

учитель физики

                                                   2013-2014

Содержание.

                                                 

1.   Пояснительная записка,

2.  Описание содержания разделов программы

3. Учебно-тематический план к программе

4. Тематическое и поурочное планирование  материала

5.   Используемая литература

1.Пояснительная записка

Данная программа “Юный физик” составлена для обучающихся 8 классов средней общеобразовательной школы, занимающихся в системе дополнительного образования. Ее основным направлением является комплексный подход к получению обучающимися знаний, навыков и умений (в процессе занятий в творческом объединении) на базе теоретического материала, рассмотренного на уроках в школе.. Занятия кружкового объединения способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дают возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, помогают лучше осваивать школьную программу и создают условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд. Прохождение изучаемого материала происходит  примерно параллельно с курсом физики в основной школе с соответствующим повторением, проведением самостоятельных экспериментов, изготовлением пособий и моделей, закреплением, расширением и углублением знаний учащихся, что повышает эффективность обучения и в творческом объединении, и на уроках. Учащиеся лучше понимают материал. Следовательно, у них возникает уверенность в своих силах и желание приобретать новые знания. Появляется ощущение успеха.

Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике. Программа «Юный физик» закрепляет основные физические понятия и законы, знакомит с чудесами природы и техники, с великими учеными и изобретателями.

Планирование работы кружкового объединения рассчитано на 2 часа в неделю.

Основные цели программы:

  1. создание условий для формирования и развития творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
  2. формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности;
  3. развитие мотивации личности к  познанию и творчеству;
  4. формирование  интереса к изучению физики и проведению физического эксперимента;
  5. подготовка к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации.

Задачи программы:

  1. Образовательные: способствовать самореализации обучающихся в изучении конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, научить
    решать задачи нестандартными методами, развитие познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.
  2. Воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу
    общечеловеческой культуры.
  3. Развивающие: развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умений практически применять физические знания в жизни,
    развитие творческих способностей, формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы. Повышение культуры общения и поведения.

Виды деятельности:

  • Решение разных типов задач
  • Занимательные опыты по разным разделам физики
  • Применение ИКТ
  • Занимательные экскурсии в область истории физики
  • Применение физики в практической жизни
  • Наблюдения за звездным небом и явлениями природы

Форма проведения занятий кружка:

  • Беседа
  • Экспериментальный практикум
  • Экскурсии
  • Выпуск стенгазет
  • Проектная работа
  • Практикум решения физических задач
  • Лекции

 По окончании программы обучающиеся  должны:

  • приобрести навыки решения разных типов задач;
  • приобрести навыки постановки эксперимента;
  • приобрести навыки работы с дополнительными источниками информации, в том числе электронными, а также умения пользоваться ресурсами Интернет;
  • иметь первоначальные представления о профессиональном самоопределении;
  • уметь наблюдать и изучать явления и свойства веществ и тел;
  • уметь описывать результаты наблюдений;
  • уметь делать выводы;
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

2.Описание содержания разделов программы кружка

«ЮНЫЙ ФИЗИК»

(8 кл- 2 ч. в неделю, 68ч.)

2.1 . Вводное занятие (2ч.)

Вводное занятие. Значение эксперимента для развития научных теорий и создания новых технических устройств. Инструктаж по охране труда на занятиях кружка. Планирование работы кружка, выборы старосты.

2.2. Решение олимпиадных задач по физике (15ч.)

Решение олимпиадных задач по различным разделам  физики ( подготовительный этап к школьной и районной олимпиаде по физике)

2.3.Люди науки.(4ч.)

Рассказы о физиках. Люди науки. Нобелевские лауреаты по физике.

2.4. Подготовка к недели физики в рамках предметных недель в школе.

Создание мультимедийных презентаций. (10ч.)

Подготовка и проведение недели физики в рамках предметных недель в школе. Распределение обязанностей по оформления стилажа, выпуску стенгазет.

Создание мультимедийных презентаций.

2.5. Интересные явления в природе. Занимательные опыты. (4 ч.)

Интересные явления в природе. Радуга. Шаровая молния. Полярные сияния. Миражи. Торнадо. Цунами. Землетрясение. Занимательные опыты.(на атмосферное давление, смачивание, дифракцию, инерцию и др.)

2.6. Мир электричества  и магнетизма.(6ч.)

Электрические явления. Электрический ток. Источники тока. Электрическая цепь. Действия электрического тока. Электрический ток в металлах, растворах электролитов, в полупроводниках. Соединение проводников (последовательное, параллельное, смешанное).  Сборка электрических цепей, работа с измерительными приборами. Исследование электрических цепей.

Электромагнитные  явления. Экскурсия в медицинскую поликлинику.

2.7.Решение физических задач.(15ч)

Решение экспериментальных и качественных задач. Решение тестовых заданий по физике.

2.8. Строение солнечной системы. Наблюдение за звездным небом. (3ч.)

Строение солнечной системы. Всемирного тяготения Ньютона. Общая характеристика и обзор природы планет солнечной системы. Наблюдение за звездным небом. (Вечерняя экскурсия)

2.9. Оптика. Занимательные опыты по оптике.(4ч.)

Оптика. Линзы. Изображения, даваемые линзой. Отражение и преломление света. Занимательные опыты по оптике.

2.10. Проектная работа.(5 ч.)

Проектная работа.  (основы проектной деятельности)Защита проектов.

3.Учебно-тематический план к программе кружка

«Юный физик»

8- (68 ч.в год, 2 ч.  в неделю)

п/п

Наименование раздела.

Количество

 часов

В том числе

теория

практика

1

Вводное занятие.

2

2

-

2

Решение олимпиадных задач по физике

15

-

15

3

Люди науки.

4

4

-

4

Подготовка к недели физики в рамках предметных недель в школе

Создание мультимедийных презентаций

10

4

6

5

Интересные явления в природе. Занимательные опыты.

4

2

2

6

Мир электричества и магнетизма.

6

3

3

7

Решение физических  задач.  

15

-

15

8

Строение солнечной системы. Наблюдение за звездным небом.

3

-

3

9

Оптика. Занимательные опыты по оптике.

4

2

2

10

 

Проектная работа.  

5

2

3

ИТОГО:

68

19

49


4.Тематическое и поурочное планирование  материала

 при прохождении кружка в течение 1 года

( 8 класс, 68 ч., 2 ч. в неделю )

№ урока

Тема занятия

Вид занятия

Дата

I . Вводное занятие (2 ч.)

1-2

Вводное занятие. Планирование работы кружка, выборы старосты. 

Лекция, беседа.

II. Решение олимпиадных задач по физике (15ч.)

3-8

Решение задач по теме «Тепловые явления»

Практикум решения физических задач.

9-12

Решение задач по теме «Расчет количества теплоты»

Практикум решения физических задач.

13-17

Решение задач повышенной трудности

Практикум решения физических задач.

III.Люди науки.(4ч.)

18-19

Рассказы о физиках.

Беседа, лекция.

20-21

 Нобелевские лауреаты по физике 

доклады

IV. Подготовка к недели физики в рамках предметных недель в школе.

Создание мультимедийных презентаций. (10ч.)

22-23

Обсуждение. Выпуск стенгазет

Беседа. Выпуск стенгазет.

 24-25

Выпуск стенгазет

Выпуск стенгазет

26-27

Создание мультимедийных презентаций

Лекция. Практикум

28-29

Создание мультимедийных презентаций

Практикум

30-31

Создание мультимедийных презентаций

Практикум.

V. Интересные явления в природе. Занимательные опыты. (4 ч.)

32-33

Интересные явления в природе.

Лекция. Беседа.

34-35

 Занимательные опыты.

Экспериментальный практикум.

VI. Мир электричества  и магнетизма.(6ч.)

36-37

Электрические явления. Сборка электрических цепей, работа с измерительными приборами. Исследование электрических цепей.

Лекция. Экспериментальный практикум

38-39

Сборка электрических цепей, работа с измерительными приборами. Исследование электрических цепей.

Экспериментальный практикум

40-41

Электромагнитные  явления. Экскурсия в медицинскую поликлинику

Беседа. Экскурсия.

VII.Решение физических задач.(15ч)

42-44

Решение экспериментальных задач.

Практикум решения физических задач.

45-47

Решение  качественных задач.

Практикум решения физических задач.

48-50

Решение тестовых заданий по физике.

Практикум решения физических задач.

51-53

Решение тестовых заданий по физике.

Практикум решения физических задач.

54-56

Решение расчётных задач по физике.

Практикум решения физических задач.

VIII. Строение солнечной системы. Наблюдение за звездным небом. (3ч.)

57-59

Строение солнечной системы. Наблюдение за звездным небом.

Вечерняя экскурсия

IX. Оптика. Занимательные опыты по оптике.(4ч.)

60-61

Оптика. Занимательные опыты по оптике.

Лекция. Экспериментальный практикум.

62-63

 Занимательные опыты по оптике.

Экспериментальный практикум

XI. Проектная работа.(5 ч.)

64-68

Выбор проекта. Работа над проектом

Проектная работа.

33/5

Защита проектов.

Проектная работа.

34/6

Защита проектов. Подведение итогов работы кружка.

Проектная работа.


Литература:

  1.  Перельман  Я.И. Занимательная физика, Чебоксары, «Наука»,1994
  2.  Перельман Я.И. Занимательная механика. Знаете ли вы физику?, М.: «АСТ», 1999.
  3. Генденштейн Л.Э.,Кирик Л.А., Гельфгат И.М. Решение ключевых задач по физике для основной школы. М.: «Алекса», 2009.
  4. Блудов М.М. Беседы по физике. - М.: «Просвещение», 1998.
  5. Электронное пособие. Библиотека наглядных пособий.Физика 7-11 кл. Практикум; Открытая физика 1.1 (Долгопрудный, ФИЗИКОН).
  6. Электронное пособие. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики 8-9 кл.
  7. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике-7-9. - М.: «Просвещение», 2008.
  8. Ленович А.А. Я познаю мир. Физика. М.: «АСТ», 2005.
  9. Горлова Л.А. Олимпиады по физике.М.: «ВАКО», 2009.
  10.  Марон А.Е., Марон Е.А. «Дидактические материалы-8кл», «Дрофа», Москва, 2009.
  11. Лянина И.Я Не уроком единым. Развитие интереса к физике. М.: «Просвещение», 1998.

Дополнительный список литературы

  1. Новиков И. Д. Эволюция Вселенной. М: «Наука», 1993.
  2. Чернин А. Д. Звезды и физика. М: Квант выпуск 38, «Наука», 1984.
  3. Черепащук А. М. Чернин А. Д. Вселенная, жизнь, черные дыры. «Фрязино», 2004.
  4. Окунь Л. Б. Элементарное введение в физику элементарных частиц, М.:Наука, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...

Рабочая программа по физике для 7 класса (ФГОС), составлена на основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы

Рабочая программа по физике для 7 класса (ФГОС),  составлена на основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы + КТП...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ: ФИЗИКА КЛАСС: 7

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАПРЕДМЕТ: ФИЗИКАКЛАСС: 7...