Программа кружка по физике 8 класс
учебно-методический материал по физике (8 класс) по теме
Занятия кружкового объединения способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дают возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, помогают лучше осваивать школьную программу и создают условия для всестороннего развития личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
f_8_kruzhok.docx | 43.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
кружковых занятий
«Юный физик»
8 б класс
Кол-во часов в год – 68 ч ,
Кол-во часов в неделю - 2 ч
.
Арутюнян О.В..
учитель физики
2013-2014
Содержание.
1. Пояснительная записка,
2. Описание содержания разделов программы
3. Учебно-тематический план к программе
4. Тематическое и поурочное планирование материала
5. Используемая литература
1.Пояснительная записка
Данная программа “Юный физик” составлена для обучающихся 8 классов средней общеобразовательной школы, занимающихся в системе дополнительного образования. Ее основным направлением является комплексный подход к получению обучающимися знаний, навыков и умений (в процессе занятий в творческом объединении) на базе теоретического материала, рассмотренного на уроках в школе.. Занятия кружкового объединения способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дают возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, помогают лучше осваивать школьную программу и создают условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд. Прохождение изучаемого материала происходит примерно параллельно с курсом физики в основной школе с соответствующим повторением, проведением самостоятельных экспериментов, изготовлением пособий и моделей, закреплением, расширением и углублением знаний учащихся, что повышает эффективность обучения и в творческом объединении, и на уроках. Учащиеся лучше понимают материал. Следовательно, у них возникает уверенность в своих силах и желание приобретать новые знания. Появляется ощущение успеха.
Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике. Программа «Юный физик» закрепляет основные физические понятия и законы, знакомит с чудесами природы и техники, с великими учеными и изобретателями.
Планирование работы кружкового объединения рассчитано на 2 часа в неделю.
Основные цели программы:
- создание условий для формирования и развития творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- формирование интереса к изучению физики и проведению физического эксперимента;
- подготовка к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации.
Задачи программы:
- Образовательные: способствовать самореализации обучающихся в изучении конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, научить
решать задачи нестандартными методами, развитие познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий. - Воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу
общечеловеческой культуры. - Развивающие: развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умений практически применять физические знания в жизни,
развитие творческих способностей, формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы. Повышение культуры общения и поведения.
Виды деятельности:
- Решение разных типов задач
- Занимательные опыты по разным разделам физики
- Применение ИКТ
- Занимательные экскурсии в область истории физики
- Применение физики в практической жизни
- Наблюдения за звездным небом и явлениями природы
Форма проведения занятий кружка:
- Беседа
- Экспериментальный практикум
- Экскурсии
- Выпуск стенгазет
- Проектная работа
- Практикум решения физических задач
- Лекции
По окончании программы обучающиеся должны:
- приобрести навыки решения разных типов задач;
- приобрести навыки постановки эксперимента;
- приобрести навыки работы с дополнительными источниками информации, в том числе электронными, а также умения пользоваться ресурсами Интернет;
- иметь первоначальные представления о профессиональном самоопределении;
- уметь наблюдать и изучать явления и свойства веществ и тел;
- уметь описывать результаты наблюдений;
- уметь делать выводы;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
2.Описание содержания разделов программы кружка
«ЮНЫЙ ФИЗИК»
(8 кл- 2 ч. в неделю, 68ч.)
2.1 . Вводное занятие (2ч.)
Вводное занятие. Значение эксперимента для развития научных теорий и создания новых технических устройств. Инструктаж по охране труда на занятиях кружка. Планирование работы кружка, выборы старосты.
2.2. Решение олимпиадных задач по физике (15ч.)
Решение олимпиадных задач по различным разделам физики ( подготовительный этап к школьной и районной олимпиаде по физике)
2.3.Люди науки.(4ч.)
Рассказы о физиках. Люди науки. Нобелевские лауреаты по физике.
2.4. Подготовка к недели физики в рамках предметных недель в школе.
Создание мультимедийных презентаций. (10ч.)
Подготовка и проведение недели физики в рамках предметных недель в школе. Распределение обязанностей по оформления стилажа, выпуску стенгазет.
Создание мультимедийных презентаций.
2.5. Интересные явления в природе. Занимательные опыты. (4 ч.)
Интересные явления в природе. Радуга. Шаровая молния. Полярные сияния. Миражи. Торнадо. Цунами. Землетрясение. Занимательные опыты.(на атмосферное давление, смачивание, дифракцию, инерцию и др.)
2.6. Мир электричества и магнетизма.(6ч.)
Электрические явления. Электрический ток. Источники тока. Электрическая цепь. Действия электрического тока. Электрический ток в металлах, растворах электролитов, в полупроводниках. Соединение проводников (последовательное, параллельное, смешанное). Сборка электрических цепей, работа с измерительными приборами. Исследование электрических цепей.
Электромагнитные явления. Экскурсия в медицинскую поликлинику.
2.7.Решение физических задач.(15ч)
Решение экспериментальных и качественных задач. Решение тестовых заданий по физике.
2.8. Строение солнечной системы. Наблюдение за звездным небом. (3ч.)
Строение солнечной системы. Всемирного тяготения Ньютона. Общая характеристика и обзор природы планет солнечной системы. Наблюдение за звездным небом. (Вечерняя экскурсия)
2.9. Оптика. Занимательные опыты по оптике.(4ч.)
Оптика. Линзы. Изображения, даваемые линзой. Отражение и преломление света. Занимательные опыты по оптике.
2.10. Проектная работа.(5 ч.)
Проектная работа. (основы проектной деятельности)Защита проектов.
3.Учебно-тематический план к программе кружка
«Юный физик»
8- (68 ч.в год, 2 ч. в неделю)
№ п/п | Наименование раздела. | Количество часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1 | Вводное занятие. | 2 | 2 | - |
2 | Решение олимпиадных задач по физике | 15 | - | 15 |
3 | Люди науки. | 4 | 4 | - |
4 | Подготовка к недели физики в рамках предметных недель в школе Создание мультимедийных презентаций | 10 | 4 | 6 |
5 | Интересные явления в природе. Занимательные опыты. | 4 | 2 | 2 |
6 | Мир электричества и магнетизма. | 6 | 3 | 3 |
7 | Решение физических задач. | 15 | - | 15 |
8 | Строение солнечной системы. Наблюдение за звездным небом. | 3 | - | 3 |
9 | Оптика. Занимательные опыты по оптике. | 4 | 2 | 2 |
10
| Проектная работа. | 5 | 2 | 3 |
ИТОГО: | 68 | 19 | 49 |
4.Тематическое и поурочное планирование материала
при прохождении кружка в течение 1 года
( 8 класс, 68 ч., 2 ч. в неделю )
№ урока | Тема занятия | Вид занятия | Дата |
I . Вводное занятие (2 ч.) | |||
1-2 | Вводное занятие. Планирование работы кружка, выборы старосты. | Лекция, беседа. | |
II. Решение олимпиадных задач по физике (15ч.) | |||
3-8 | Решение задач по теме «Тепловые явления» | Практикум решения физических задач. | |
9-12 | Решение задач по теме «Расчет количества теплоты» | Практикум решения физических задач. | |
13-17 | Решение задач повышенной трудности | Практикум решения физических задач. | |
III.Люди науки.(4ч.) | |||
18-19 | Рассказы о физиках. | Беседа, лекция. | |
20-21 | Нобелевские лауреаты по физике | доклады | |
IV. Подготовка к недели физики в рамках предметных недель в школе. Создание мультимедийных презентаций. (10ч.) | |||
22-23 | Обсуждение. Выпуск стенгазет | Беседа. Выпуск стенгазет. | |
24-25 | Выпуск стенгазет | Выпуск стенгазет | |
26-27 | Создание мультимедийных презентаций | Лекция. Практикум | |
28-29 | Создание мультимедийных презентаций | Практикум | |
30-31 | Создание мультимедийных презентаций | Практикум. | |
V. Интересные явления в природе. Занимательные опыты. (4 ч.) | |||
32-33 | Интересные явления в природе. | Лекция. Беседа. | |
34-35 | Занимательные опыты. | Экспериментальный практикум. | |
VI. Мир электричества и магнетизма.(6ч.) | |||
36-37 | Электрические явления. Сборка электрических цепей, работа с измерительными приборами. Исследование электрических цепей. | Лекция. Экспериментальный практикум | |
38-39 | Сборка электрических цепей, работа с измерительными приборами. Исследование электрических цепей. | Экспериментальный практикум | |
40-41 | Электромагнитные явления. Экскурсия в медицинскую поликлинику | Беседа. Экскурсия. | |
VII.Решение физических задач.(15ч) | |||
42-44 | Решение экспериментальных задач. | Практикум решения физических задач. | |
45-47 | Решение качественных задач. | Практикум решения физических задач. | |
48-50 | Решение тестовых заданий по физике. | Практикум решения физических задач. | |
51-53 | Решение тестовых заданий по физике. | Практикум решения физических задач. | |
54-56 | Решение расчётных задач по физике. | Практикум решения физических задач. | |
VIII. Строение солнечной системы. Наблюдение за звездным небом. (3ч.) | |||
57-59 | Строение солнечной системы. Наблюдение за звездным небом. | Вечерняя экскурсия | |
IX. Оптика. Занимательные опыты по оптике.(4ч.) | |||
60-61 | Оптика. Занимательные опыты по оптике. | Лекция. Экспериментальный практикум. | |
62-63 | Занимательные опыты по оптике. | Экспериментальный практикум | |
XI. Проектная работа.(5 ч.) | |||
64-68 | Выбор проекта. Работа над проектом | Проектная работа. | |
33/5 | Защита проектов. | Проектная работа. | |
34/6 | Защита проектов. Подведение итогов работы кружка. | Проектная работа. |
Литература:
- Перельман Я.И. Занимательная физика, Чебоксары, «Наука»,1994
- Перельман Я.И. Занимательная механика. Знаете ли вы физику?, М.: «АСТ», 1999.
- Генденштейн Л.Э.,Кирик Л.А., Гельфгат И.М. Решение ключевых задач по физике для основной школы. М.: «Алекса», 2009.
- Блудов М.М. Беседы по физике. - М.: «Просвещение», 1998.
- Электронное пособие. Библиотека наглядных пособий.Физика 7-11 кл. Практикум; Открытая физика 1.1 (Долгопрудный, ФИЗИКОН).
- Электронное пособие. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики 8-9 кл.
- Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике-7-9. - М.: «Просвещение», 2008.
- Ленович А.А. Я познаю мир. Физика. М.: «АСТ», 2005.
- Горлова Л.А. Олимпиады по физике.М.: «ВАКО», 2009.
- Марон А.Е., Марон Е.А. «Дидактические материалы-8кл», «Дрофа», Москва, 2009.
- Лянина И.Я Не уроком единым. Развитие интереса к физике. М.: «Просвещение», 1998.
Дополнительный список литературы
- Новиков И. Д. Эволюция Вселенной. М: «Наука», 1993.
- Чернин А. Д. Звезды и физика. М: Квант выпуск 38, «Наука», 1984.
- Черепащук А. М. Чернин А. Д. Вселенная, жизнь, черные дыры. «Фрязино», 2004.
- Окунь Л. Б. Элементарное введение в физику элементарных частиц, М.:Наука, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».
Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного. На уроке вводится понятие сил...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...
Рабочая программа по физике для 7 класса (ФГОС), составлена на основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы
Рабочая программа по физике для 7 класса (ФГОС), составлена на основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы + КТП...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ: ФИЗИКА КЛАСС: 7
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАПРЕДМЕТ: ФИЗИКАКЛАСС: 7...