Рабочая программа кружка по физике "Экспериментальная физика" для 7 класса
рабочая программа по физике (7 класс) по теме
Рабочая программа кружка по физике "Экспериментальная физика" для учащихся 7 классов составлена на основе авторского методического пособия: Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя / М. Г. Ковтунович. Направленность данной программы заключается в реализации системы естественнонаучных знаний в 7 классе посредством экспериментальной и исследовательской деятельности учащихся, что способствует сознательному и прочному овладению школьниками методами научного познания и обеспечивает формирование у них целостного представления о физической картине мира. Программа также нацелена на выявление у ребенка склонности к изучению физики и дальнейшего ее развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok-fizika-7_klass.docx | 54.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Видновская гимназия
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МАОУ Видновская гимназия |
___________________ /Т.В. Анашкина/ |
«__» августа 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка по физике
для 7 класса
учителя физики
МАОУ Видновской гимназии
Смородовой Е.Н.
на 2015 – 2016 учебный год
г. Видное
2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа работы кружка по физике для учащихся 7 классов составлена на основе авторского методического пособия: Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя / М. Г. Ковтунович. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 207 с. (Библиотека учителя физики).
Программа имеет социально-педагогическую направленность.
Направленность данной программы заключается в реализации системы естественнонаучных знаний в 7 классе посредством экспериментальной и исследовательской деятельности учащихся, что способствует сознательному и прочному овладению школьниками методами научного познания и обеспечивает формирование у них целостного представления о физической картине мира.
Программа также нацелена на выявление у ребенка склонности к изучению физики и дальнейшего ее развития.
Актуальность, педагогическая целесообразность, новизна программы
Актуальность данной программы заключается в прививании интереса у школьников к точным наукам, начиная уже со средней школы. Занятия в кружке позволяют пробудить в учащихся интерес к физике, понять суть ее явлений с помощью решения простых занимательных задач. Правильное понимание физики и методов ее изучения позволяют учащемуся сделать осознанный выбор дальнейшего направления обучения. На сегодняшний день данная задача стоит особо остро, поскольку в стране есть необходимость в стабильном притоке молодых специалистов в области высоких наукоемких технологий.
Новизна программы заключается в первую очередь в подходе к процессу обучения. Здесь учащимся сначала демонстрируется некое физическое явление, затем им самим предлагается самостоятельно, базируясь на сообразительности и ранее полученных знаниях объяснить его суть, выдвинуть версию, высказать свою точку зрения, а только после этого преподавателем дается правильное толкование, объяснение данного явления. Такой подход не только прививает интерес к науке, но и воспитывает умение самостоятельно решать задачи и аргументировать принятое решение. В зависимости от того, насколько правильно и насколько аргументировано они излагали свою мысль, им ставится определенное количество баллов. Кроме этого, все эксперименты безопасны и не требуют дорогого оборудования, что позволяет всем желающим повторить их самостоятельно в домашних условиях.
Цели и задачи программы
Цели программы:
- Помочь учащимся освоить материал программы, необходимой для дальнейшего изучения физики;
- Воспитать у учащихся устойчивый интерес к предмету;
- Привить учащимся интерес к науке, помочь им приобрести уверенность и настойчивость в самостоятельной работе для дальнейшей успешной реализации своих возможностей;
- Помочь учащимся самостоятельно сделать выбор профиля дальнейшего обучения.
Задачи программы
Образовательные:
- Развитие самостоятельного мышления у учащихся;
- Знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
- Помощь в дальнейшем изучении физики;
- Повышение уровня научной грамотности.
Воспитательные:
- Воспитание усидчивости и скрупулезности при проведении исследований;
- Воспитание аккуратности при работе в лабораторных условиях;
- Воспитание самостоятельности при принятии решений и способности к аргументированному доказательству собственных гипотез;
- Развитие навыков сотрудничества.
Развивающие:
- Развитие естественнонаучных компетенций учащихся;
- Развитие способностей к самостоятельному наблюдению и анализу;
- Развитие нетривиального подхода к решению физических задач;
- Развитие исследовательских навыков;
- Развитие у учащихся навыков критического мышления.
Сроки реализации программы
Образовательная программа рассчитана на 1 год обучения. Общая продолжительность обучения составляет 35 часов (1 час в неделю). Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 12-13 лет.
Формы и режим занятий
Работа кружка предусматривает специальную организацию регулярных факультативных занятий, на которых учащиеся могут работать в группах, парами, индивидуально. Также другими формами организации учебного процесса являются: дискуссия, наблюдение, лабораторная работа, эксперимент, творческий проект, тестирование.
Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки
Освоив данную программу, обучающиеся научатся пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять обнаруженные закономерности в словесной форме или в виде таблиц, научатся применять теоретические знания по физике к объяснению природных явлений и решению простейших задач. Важным является также формирование умений применять знания по физике при изучении других предметов естественно-математического цикла.
В результате реализации данной программы обучающиеся
будут знать:
- Технику безопасности при проведении физического эксперимента;
- Основы простейшего эксперимента;
- Основные методы исследовательской работы;
уметь:
- Самостоятельно проводить собственное наблюдение за физическими процессами, сопровождая его фиксированием полученной информации;
- Самостоятельно составить план наблюдения при физическом эксперименте;
- Самостоятельно анализировать результаты наблюдения за физическими явлениями;
- Работать с литературой.
Способ проверки:
- Ведение внутренней балльной системы успеваемости учащихся;
- Проведение итогового зачета
- Проведение промежуточных зачетов.
Формы подведения итогов
- Итоговый зачет в форме собеседования.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Учимся изготавливать простейшие приборы и учимся измерять | 4 |
2 | Первоначальные сведения о строении вещества | 11 |
3 | Взаимодействие тел | 9 |
4 | Давление твердых тел, жидкостей и газов | 6 |
5 | Работа, мощность, энергия | 2 |
6 | Простые механизмы | 1 |
7 | Механические колебания и волны. Звук | 1 |
8 | Современная физика | 1 |
Итого | 35 |
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
Учимся изготавливать простейшие приборы и учимся измерять Методы научного познания: наблюдение, опыт, эксперимент | 1 | |
Лабораторная работа № 1. Градуирование мензурки | 1 | |
Лабораторная работа № 2. Определение теоретического размера малых тел | 1 | |
Лабораторная работа № 3. Измерение объема тел правильной формы | 1 | |
Первоначальные сведения о строении вещества Наблюдение броуновского движения под микроскопом | 1 | |
Экспериментальные задания по теме «Строение вещества» | 1 | |
Экспериментальные задания по теме «Диффузия» | 1 | |
Лабораторная работа № 4. Условия наблюдения диффузии. | 1 | |
Лабораторная работа № 5. Наблюдение за диффузией в жидкости (изменение положения границы окрашенной и неокрашенной жидкости) | 1 | |
Лабораторная работа № 6. Определение времени прохождения диффузии | 1 | |
Лабораторная работа № 7.1. Измерение объема твердого и растворенного в воде льда | 1 | |
Лабораторная работа № 7.2. Объем растворенных и нерастворенных в воде веществ | 1 | |
Экспериментальные задания по теме «Вода и ее свойства» | 1 | |
Экспериментальные задания по теме «Воздух и его свойства» | 1 | |
Экспериментальные задания по теме «Огонь и его свойства» | 1 | |
Взаимодействие тел Экспериментальные задания по определению положения тел в пространстве | 1 | |
Лабораторная работа № 9. Определение скорости равномерного движения | 1 | |
Лабораторная работа № 10. Определение средней скорости неравномерного прямолинейного движения | 1 | |
Лабораторная работа № 11. Определение плотности различных жидкостей | 1 | |
Лабораторная работа № 12. Определение объема и плотности человеческого тела | 1 | |
Лабораторная работа № 13. Определение времени реакции человека | 1 | |
Лабораторная работа № 14. Обнаружение и измерение веса тела | 1 | |
Лабораторная работа № 15. Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей | 1 | |
Экспериментальные задания по теме «Центр тяжести» | 1 | |
Давление твердых тел, жидкостей и газов Экспериментальные задания по теме «Давление твердых тел» | 1 | |
Экспериментальные задания по теме «Закон Паскаля» | 1 | |
Экспериментальные задания по теме «Давление в жидкости» | 1 | |
Экспериментальные задания по теме «Атмосферное давление» | 1 | |
Экспериментальные задания по теме «Закон Архимеда и плавание тел» | 1 | |
Лабораторная работа № 16. Наблюдение плавания тел в зависимости от плотности вещества, из которого состоит тело, и плотности жидкости | 1 | |
Работа, мощность, энергия Лабораторная работа № 17. Наблюдение превращения потенциальной энергии в кинетическую и обратно при колебании тела, подвешенного на нити | 1 | |
Лабораторная работа № 18. Определение мощности, развиваемой человеком | 1 | |
Простые механизмы Экспериментальные задания по теме «Простые механизмы» | 1 | |
Механические колебания и волны. Звук Экспериментальные задания по теме «Звук» | 1 | |
Современная физика Практикум «Где нужны физики? Различные направления современной физики: нанотехнологии, медицинская физика, ядерная физика, физика плазмы» | 1 | |
Итого 35 часов | 35 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Дата планир. | Дата скоррект. |
Учимся изготавливать простейшие приборы и учимся измерять Методы научного познания: наблюдение, опыт, эксперимент, методы познания | 05.09 | ||
Лабораторная работа № 1. Градуирование мензурки | 12.09 | ||
Лабораторная работа № 2. Определение теоретического размера малых тел | 19.09 | ||
Лабораторная работа № 3. Измерение объема правильной формы | 26.09 | ||
Первоначальные сведения о строении вещества Наблюдение броуновского движения под микроскопом | 03.10 | ||
Экспериментальные задания по теме «Строение вещества» | 10.10 | ||
Экспериментальные задания по теме «Диффузия» | 17.10 | ||
Лабораторная работа № 4. Условия наблюдения диффузии. | 24.10 | ||
Лабораторная работа № 5. Наблюдение за диффузией в жидкости (изменение положения границы окрашенной и неокрашенной жидкости) | 31.10 | ||
Лабораторная работа № 6. Определение времени прохождения диффузии | 14.11 | ||
Лабораторная работа № 7.1. Измерение объема твердого и растворенного в воде льда | 21.11 | ||
Лабораторная работа № 7.2. Объем растворенных и нерастворенных в воде веществ | 28.11 | ||
Экспериментальные задания по теме «Вода и ее свойства» | 05.12 | ||
Экспериментальные задания по теме «Воздух и его свойства» | 12.12 | ||
Экспериментальные задания по теме «Огонь и его свойства» | 19.12 | ||
Взаимодействие тел Экспериментальные задания по определению положения тел в пространстве | 26.12 | ||
Лабораторная работа № 9. Определение скорости равномерного движения | 16.01 | ||
Лабораторная работа № 10. Определение средней скорости неравномерного прямолинейного движения | 23.01 | ||
Лабораторная работа № 11. Определение плотности различных жидкостей | 30.01 | ||
Лабораторная работа № 12. Определение объема и плотности человеческого тела | 06.02 | ||
Лабораторная работа № 13. Определение времени реакции человека | 13.02 | ||
Лабораторная работа № 14. Обнаружение и измерение веса тела | 20.02 | ||
Лабораторная работа № 15. Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей | 27.02 | ||
Экспериментальные задания по теме «Центр тяжести» | 05.03 | ||
Давление твердых тел, жидкостей и газов Экспериментальные задания по теме «Давление твердых тел» | 12.03 | ||
Экспериментальные задания по теме «Закон Паскаля» | 19.03 | ||
Экспериментальные задания по теме «Давление в жидкости» | 02.04 | ||
Экспериментальные задания по теме «Атмосферное давление» | 09.04 | ||
Экспериментальные задания по теме «Закон Архимеда и плавание тел» | 16.04 | ||
Лабораторная работа № 16. Наблюдение плавания тел в зависимости от плотности вещества, из которого состоит тело, и плотности жидкости | 23.04 | ||
Работа, мощность, энергия Лабораторная работа № 17. Наблюдение превращения потенциальной энергии в кинетическую и обратно при колебании тела, подвешенного на нити | 30.04 | ||
Лабораторная работа № 18. Определение мощности, развиваемой человеком | 07.05 | ||
Простые механизмы Экспериментальные задания по теме «Простые механизмы» | 14.05 | ||
Механические колебания и волны. Звук Экспериментальные задания по теме «Звук» | 21.05 | ||
Современная физика Практикум «Где нужны физики? Различные направления современной физики: нанотехнологии, медицинская физика, ядерная физика, физика плазмы» | 28.05 |
Содержание курса
Учимся изготавливать простейшие приборы и учимся измерять (4 часа)
Основные методы научного познания: наблюдение, опыт, эксперимент. Простейшие измерительные приборы. Цена деления шкалы прибора. Измерительный цилиндр (мензурка). Определение размера малых тел. Определение объема тел правильной формы.
Лабораторные работы:
- Градуирование мензурки.
- Определение теоретического размера малых тел.
- Измерение объема тел правильной формы.
Первоначальные сведения о строении вещества (11 часов)
Строение вещества. Броуновское движение. Диффузия. Диффузия твердого тела в жидкости. Агрегатные состояния вещества. Интересные свойства некоторых веществ: воды, воздуха. Огонь и его свойства.
Лабораторные работы:
- Условия наблюдения диффузии.
- Наблюдение за диффузией в жидкости (изменение положения границы окрашенной и неокрашенной жидкости).
- Определение времени прохождения диффузии.
- Измерение объема твердого и растворенного в воде льда.
- Объем растворенных и нерастворенных в воде веществ.
Взаимодействие тел (9 часа)
Положение тел в пространстве. Система координат. Прямолинейное движение. Равномерное и неравномерное движение. Путь, скорость, время. Скорость равномерного движения. Средняя скорость неравномерного прямолинейного движения. Масса. Объем и плотность. Сила. Сила тяжести. Вес тела. Сила упругости и сила трения. Центр тяжести.
- Определение скорости равномерного движения.
- Определение средней скорости неравномерного прямолинейного движения.
- Определение плотности различных жидкостей.
- Определение объема и плотности человеческого тела.
- Определение времени реакции человека.
- Обнаружение и измерение веса тела.
- Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.
Давление твердых тел, жидкостей и газов (6 часов)
Давление. Давление твердых тел. Закон Паскаля. Давление в жидкости. Атмосферное давление. Закон Архимеда. Условия плавания тел.
Лабораторные работы:
- Наблюдение плавания тел в зависимости от плотности вещества, из которого состоит тело, и плотности жидкости
Работа, мощность, энергия (2 часа)
Механическая работа и мощность. Механическая энергия. Закон сохранения механической энергии.
Лабораторные работы:
- Наблюдение превращения потенциальной энергии в кинетическую и обратно при колебании тела, подвешенного на нити
- Определение мощности, развиваемой человеком
Простые механизмы (1 час)
Виды простых механизмов. Выигрыш в силе. Золотое правило механики.
Механические колебания и волны. Звук (1 час)
Механические колебания. Продольные и поперечные волны. Характеристики волны. Звук.
Современная физика (1 час)
Различные направления современной физики: нанотехнологии, медицинская физика, ядерная физика, физика плазмы.
Методическое обеспечение
- Аганов А.В., Сафиуллин Р.К., Скворцов А.И., Таюрский Д.А. Физика вокруг нас: Качественные задачи по физике. Изд. 3-е, испр..-М.: Дом педагогики, 1998.-336 с.: ил.
- Волков В.А, Универсальные поурочные разработки по физике. 8 класс.- 3-е изд., перераб. И доп.- М.: ВАКО, 2015. – 368 с. – (В помощь школьному учителю).
- Горлова Л.А. Занимательные внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы.- М.: ВАКО, 2010.-160 с.- (Мастерская учителя физики).
- Ковтунович М.Г. Домашний эксперимент по фиике: пособие для учителя / М.Г. Ковтунович. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2007. – 207 с. (Библиотека учителя физики).
- Перельман Я. И. Занимательные задачи и опыты. – М.: Детская литература, 1972.
- Современная физика в школе. / Б.Н. Иванов. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2002 г.-160 с.: ил.
- Шилов В.Ф. Домашние экспериментальные задания по физике. 7-9 классы.- М.: Школьная пресса, 2003. - 64 с.
Техническое оснащение занятий
- Компьютер и проектор для показа физических демонстраций.
- Лабораторный набор «Юный физик».
- Лабораторный набор «Свет и цвет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка «Юный патриот» 5 класс
Рабочая программа кружка «Юный патриот» 5 класс. Количество часов в год-34 часов. ...
Рабочая программа кружка "Очумелые ручки" (4 класс)
Программа разработана на основе учебника Б.М. Неменского "Искусство вокруг нас"...
рабочая программа кружка по математике 5 класс ФГОС
Краснодарский край Выселковский район станица Выселки Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 имени И.И. Тарасенко ...
Рабочая программа кружка "Юный химик" 5 класс
С целью формированию интереса к химии, расширения кругозора учащихся создан кружок «Юный химик». Он ориентирован на учащихся 5-7 классов, то есть такого возраста, когда интерес к окружающему миру особ...
Рабочая программа кружка «Краеведение» для 11 класса
Пояснительная записка В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говорится о необходимости утверждения в современной России личностно-ориентированной мод...
Рабочая программа кружка «Правоведение» для 9 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Современная школа должна приложить все усилия для утверждения человеческого достоинства и ценности человеческой личности. Существование гражданского общества зависит о...
Рабочая программа кружка_Занимательная информатика 2 класс
Рабочая программа кружка_Занимательная информатика 2 класс...