рабочая программа кружка по физике "Экспериментальная физика" для 8 класса
рабочая программа по физике (8 класс) на тему
Рабочая программа работы кружка по физике для учащихся 8 классов составлена на основе авторского методического пособия: Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя / М. Г. Ковтунович. Направленность данной программы заключается в реализации системы естественнонаучных знаний в 8 классе посредством экспериментальной и исследовательской деятельности учащихся, что способствует сознательному и прочному овладению школьниками методами научного познания и обеспечивает формирование у них целостного представления о физической картине мира. Программа также нацелена на выявление у ребенка склонности к изучению физики и дальнейшего ее развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Видновская гимназия
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МАОУ Видновская гимназия |
___________________ /Т.В. Анашкина/ |
«__» августа 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка по физике
для 8 класса
учителя физики
МАОУ Видновской гимназии
Смородовой Е.Н.
на 2015 – 2016 учебный год
г. Видное
2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа работы кружка по физике для учащихся 8 классов составлена на основе авторского методического пособия: Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя / М. Г. Ковтунович. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 207 с. (Библиотека учителя физики).
Программа имеет социально-педагогическую направленность.
Направленность данной программы заключается в реализации системы естественнонаучных знаний в 8 классе посредством экспериментальной и исследовательской деятельности учащихся, что способствует сознательному и прочному овладению школьниками методами научного познания и обеспечивает формирование у них целостного представления о физической картине мира.
Программа также нацелена на выявление у ребенка склонности к изучению физики и дальнейшего ее развития.
Актуальность, педагогическая целесообразность, новизна программы
Актуальность данной программы заключается в прививании интереса у школьников к точным наукам, начиная уже со средней школы. Занятия в кружке позволяют пробудить в учащихся интерес к физике, понять суть ее явлений с помощью решения простых занимательных задач. Правильное понимание физики и методов ее изучения позволяют учащемуся сделать осознанный выбор дальнейшего направления обучения. На сегодняшний день данная задача стоит особо остро, поскольку в стране есть необходимость в стабильном притоке молодых специалистов в области высоких наукоемких технологий.
Новизна программы заключается в первую очередь в подходе к процессу обучения. Здесь учащимся сначала демонстрируется некое физическое явление, затем им самим предлагается самостоятельно, базируясь на сообразительности и ранее полученных знаниях объяснить его суть, выдвинуть версию, высказать свою точку зрения, а только после этого преподавателем дается правильное толкование, объяснение данного явления. Такой подход не только прививает интерес к науке, но и воспитывает умение самостоятельно решать задачи и аргументировать принятое решение. В зависимости от того, насколько правильно и насколько аргументировано они излагали свою мысль, им ставится определенное количество баллов. Кроме этого, все эксперименты безопасны и не требуют дорогого оборудования, что позволяет всем желающим повторить их самостоятельно в домашних условиях.
Цели и задачи программы
Цели программы:
- Помочь учащимся освоить материал программы, необходимой для дальнейшего изучения физики;
- Воспитать у учащихся устойчивый интерес к предмету;
- Привить учащимся интерес к науке, помочь им приобрести уверенность и настойчивость в самостоятельной работе для дальнейшей успешной реализации своих возможностей;
- Помочь учащимся самостоятельно сделать выбор профиля дальнейшего обучения.
Задачи программы
Образовательные:
- Развитие самостоятельного мышления у учащихся;
- Знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
- Помощь в дальнейшем изучении физики;
- Повышение уровня научной грамотности.
Воспитательные:
- Воспитание усидчивости и скрупулезности при проведении исследований;
- Воспитание аккуратности при работе в лабораторных условиях;
- Воспитание самостоятельности при принятии решений и способности к аргументированному доказательству собственных гипотез;
- Развитие навыков сотрудничества.
Развивающие:
- Развитие естественнонаучных компетенций учащихся;
- Развитие способностей к самостоятельному наблюдению и анализу;
- Развитие нетривиального подхода к решению физических задач;
- Развитие исследовательских навыков;
- Развитие у учащихся навыков критического мышления.
Сроки реализации программы
Образовательная программа рассчитана на 1 год обучения. Общая продолжительность обучения составляет 35 часов (1 час в неделю). Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 13-14 лет.
Формы и режим занятий
Работа кружка предусматривает специальную организацию регулярных факультативных занятий, на которых учащиеся могут работать в группах, парами, индивидуально. Также другими формами организации учебного процесса являются: дискуссия, наблюдение, лабораторная работа, эксперимент, творческий проект, тестирование.
Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки
Освоив данную программу, обучающиеся научатся пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять обнаруженные закономерности в словесной форме или в виде таблиц, научатся применять теоретические знания по физике к объяснению природных явлений и решению простейших задач. Важным является также формирование умений применять знания по физике при изучении других предметов естественно-математического цикла.
В результате реализации данной программы обучающиеся
будут знать:
- Технику безопасности при проведении физического эксперимента;
- Основы простейшего эксперимента;
- Основные методы исследовательской работы;
уметь:
- Самостоятельно проводить собственное наблюдение за физическими процессами, сопровождая его фиксированием полученной информации;
- Самостоятельно составить план наблюдения при физическом эксперименте;
- Самостоятельно анализировать результаты наблюдения за физическими явлениями;
- Работать с литературой.
Способ проверки:
- Ведение внутренней балльной системы успеваемости учащихся;
- Проведение итогового зачета
- Проведение промежуточных зачетов.
Формы подведения итогов
- Итоговый зачет в форме собеседования.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Тепловые явления | 7 |
2 | Электрические явления | 8 |
3 | Магнитные явления | 11 |
4 | Световые явления | 8 |
5 | Современная физика | 1 |
Итого | 35 |
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
Тепловые явления Экспериментальные задания по теме «Способы изменения внутренней энергии тела» | 1 | |
Экспериментальные задания по теме «Способы теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение» | 1 | |
Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты, отдаваемых при остывании воды и растительного масла» | 1 | |
Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоемкости различных веществ» | 1 | |
Лабораторная работа №3 «Сравнение количеств теплоты, затрачиваемых на нагревание воды и льда» | 1 | |
Лабораторная работа №4 «Удельная теплота плавления льда» | 1 | |
Практикум по выращиванию кристаллов | 1 | |
Электрические явления Экспериментальные задания по теме «Электроскоп» | 1 | |
Экспериментальные задания по теме «Электризация жидкости, газа» | 1 | |
Экспериментальные задания по теме «Различные электрические явления» | 1 | |
Экспериментальные задания по теме «Первые шаги в электричестве» | 1 | |
Экспериментальные задания по теме «Электролиз» | 1 | |
Экспериментальные задания по теме «Короткое замыкание» | 1 | |
Лабораторная работа №5 «Определение мощности и работы тока в электрической лампе и других электрических приборах и расчет потребляемой ими электроэнергии» | 1 | |
Лабораторная работа №6 «Измерение КПД кипятильника» | 1 | |
Магнитные явления Экспериментальные задания по теме «Магнитные явления» | 2 | |
Экспериментальные задания по теме «Магнитное поле проводника с током» | 1 | |
Практические задания по изготовлению моделей и приборов | 8 | |
Световые явления Экспериментальные задания по теме «Световые явления» | 1 | |
Практикум «Из каких цветов состоит белый» | 1 | |
Практикум «Зависимость интенсивности отраженного света от комбинации свойств падающего света и цвета поверхности, на которую он падает» | 1 | |
Практикум «Рассеяние разных длин волн» | 1 | |
Практикум «Коэффициент преломления. Образование миражей» | 1 | |
Практикум «Полное внутреннее отражение в струе воды» | 1 | |
Практикум «Передача света по оптоволокну» | 1 | |
Практикум «Линза из бумаги» | 1 | |
Современная физика Практикум «Где нужны физики? Различные направления современной физики: нанотехнологии, медицинская физика, ядерная физика, физика плазмы» | 1 | |
Итого 35 часов |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Дата планир. | Дата скорректир. |
1 | Тепловые явления Экспериментальные задания по теме «Способы изменения внутренней энергии тела» | 05.09 | |
2 | Экспериментальные задания по теме «Способы теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение» | 12.09 | |
3 | Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты, отдаваемых при остывании воды и растительного масла» | 19.09 | |
4 | Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоемкости различных веществ» | 26.09 | |
5 | Лабораторная работа №3 «Сравнение количеств теплоты, затрачиваемых на нагревание воды и льда» | 03.10 | |
6 | Лабораторная работа №4 «Удельная теплота плавления льда» | 10.10 | |
7 | Практикум по выращиванию кристаллов | 17.10 | |
8 | Электрические явления Экспериментальные задания по теме «Электроскоп» | 24.10 | |
9 | Экспериментальные задания по теме «Электризация жидкости, газа» | 31.10 | |
10 | Экспериментальные задания по теме «Различные электрические явления» | 14.11 | |
11 | Экспериментальные задания по теме «Первые шаги в электричестве» | 21.11 | |
12 | Экспериментальные задания по теме «Электролиз» | 28.11 | |
13 | Экспериментальные задания по теме «Короткое замыкание» | 05.12 | |
14 | Лабораторная работа №5 «Определение мощности и работы тока в электрической лампе и других электрических приборах и расчет потребляемой ими электроэнергии» | 12.12 | |
15 | Лабораторная работа №6 «Измерение КПД кипятильника» | 19.12 | |
16 | Магнитные явления Экспериментальные задания по теме «Магнитные явления», часть 1 | 26.12 | |
17 | Экспериментальные задания по теме «Магнитные явления», часть 2 | 16.01 | |
18 | Экспериментальные задания по теме «Магнитное поле проводника с током» | 23.01 | |
19 | Практические задания по изготовлению моделей и приборов Изготовление гальванического элемента | 30.01 | |
20 | Лейденская банка. Накопление заряда в лейденской банке | 06.02 | |
21 | Конденсаторы | 13.02 | |
22 | Датчик влажности | 20.02 | |
23 | Электромагнит | 27.02 | |
24 | Моторчик из батарейки | 05.03 | |
25 | Электрический генератор | 12.03 | |
26 | Генератор искр | 19.03 | |
27 | Световые явления Экспериментальные задания по теме «Световые явления» | 02.04 | |
28 | Практикум «Из каких цветов состоит белый» | 09.04 | |
29 | Практикум «Зависимость интенсивности отраженного света от комбинации свойств падающего света и цвета поверхности, на которую он падает» | 16.04 | |
30 | Практикум «Рассеяние разных длин волн» | 23.04 | |
31 | Практикум «Коэффициент преломления. Образование миражей» | 30.04 | |
32 | Практикум «Полное внутреннее отражение в струе воды» | 07.05 | |
3 | Практикум «Передача света по оптоволокну» | 14.05 | |
34 | Практикум «Линза из бумаги» | 21.05 | |
35 | Современная физика Практикум «Где нужны физики? Различные направления современной физики: нанотехнологии, медицинская физика, ядерная физика, физика плазмы» | 28.05 |
Содержание курса
Тепловые явления (7 часов)
Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии тела. Теплопередача. Способы теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Удельная теплота плавления. Кристаллы. Выращивание кристаллов.
Лабораторные работы:
- Сравнение количеств теплоты, отдаваемых при остывании воды и растительного масла.
- Измерение удельной теплоемкости различных веществ.
- Сравнение количеств теплоты, затрачиваемых на нагревание воды и льда.
- Удельная теплота плавления льда.
Электрические явления (8 часов)
Электрические явления. Электроскоп. Электризация жидкости, газа. Электрический ток. Электричество. Электролиз. Короткое замыкание.
Лабораторные работы:
- Определение мощности и работы тока в электрической лампе и других электрических приборах и расчет потребляемой ими электроэнергии.
- Измерение КПД кипятильника.
Магнитные явления (11 часа)
Магнитные явления. Магнитное поле проводника с током. Простейшие модели и приборы (гальванический элемент, лейденская банка, конденсатор, датчик влажности, электромагнит, моторчик из батарейки, электрический генератор, генератор искр).
Световые явления (8 часов)
Световые явления. Разложение света в спектр. Законы преломления и отражения. Полное внутреннее отражение. Рассеяние. Оптические иллюзии и миражи. Линзы.
Современная физика (1 час)
Различные направления современной физики: нанотехнологии, медицинская физика, ядерная физика, физика плазмы.
Методическое обеспечение
- Аганов А.В., Сафиуллин Р.К., Скворцов А.И., Таюрский Д.А. Физика вокруг нас: Качественные задачи по физике. Изд. 3-е, испр..-М.: Дом педагогики, 1998.-336 с.: ил.
- Волков В.А, Универсальные поурочные разработки по физике. 8 класс.- 3-е изд., перераб. И доп.- М.: ВАКО, 2015. – 368 с. – (В помощь школьному учителю).
- Горлова Л.А. Занимательные внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы.- М.: ВАКО, 2010.-160 с.- (Мастерская учителя физики).
- Ковтунович М.Г. Домашний эксперимент по фиике: пособие для учителя / М.Г. Ковтунович. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2007. – 207 с. (Библиотека учителя физики).
- Перельман Я. И. Занимательные задачи и опыты. – М.: Детская литература, 1972.
- Современная физика в школе. / Б.Н. Иванов. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2002 г.-160 с.: ил.
- Шилов В.Ф. Домашние экспериментальные задания по физике. 7-9 классы.- М.: Школьная пресса, 2003. - 64 с.
Техническое оснащение занятий
- Компьютер и проектор для показа физических демонстраций.
- Лабораторный набор «Юный физик».
- Лабораторный набор «Свет и цвет».
- Демонстрационный набор «Геометрическая оптика».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/08/25/picture-16227.jpg)
Рабочая программа кружка «Юный патриот» 5 класс
Рабочая программа кружка «Юный патриот» 5 класс. Количество часов в год-34 часов. ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-160124-1364239830.jpg)
Рабочая программа кружка "Очумелые ручки" (4 класс)
Программа разработана на основе учебника Б.М. Неменского "Искусство вокруг нас"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/30/picture-112992-1427741739.jpg)
рабочая программа кружка по математике 5 класс ФГОС
Краснодарский край Выселковский район станица Выселки Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 имени И.И. Тарасенко ...
Рабочая программа кружка "Юный химик" 5 класс
С целью формированию интереса к химии, расширения кругозора учащихся создан кружок «Юный химик». Он ориентирован на учащихся 5-7 классов, то есть такого возраста, когда интерес к окружающему миру особ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/21/picture-22084-1377098611.jpg)
Рабочая программа кружка «Краеведение» для 11 класса
Пояснительная записка В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говорится о необходимости утверждения в современной России личностно-ориентированной мод...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/21/picture-22084-1377098611.jpg)
Рабочая программа кружка «Правоведение» для 9 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Современная школа должна приложить все усилия для утверждения человеческого достоинства и ценности человеческой личности. Существование гражданского общества зависит о...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/26/picture-36763-1466925823.jpg)
Рабочая программа кружка_Занимательная информатика 2 класс
Рабочая программа кружка_Занимательная информатика 2 класс...