«Решение задач по физике повышенной сложности. Механика». 9 класс
элективный курс по физике (9 класс)
Программа элективного курса рассчитана на преподавание в объеме 34 часов (1 час в неделю), в процессе проведения которых сочетаются теоретический материал и практические работы, демонстрационные эксперименты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elekt_9_.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Сектор образовательных учреждений службы управления персоналом
ВСЖД – филиала ОАО «РЖД»
Негосударственное образовательное учреждение
«Школа-интернат №26 среднего (полного) общего образования
ОАО «РЖД»
Рассмотрено
на заседании МС
протокол № _____
«__»___________2009 г.
Председатель МС
_______/Н.А. Мельникова
Утверждено
Приказ №____
от «__»_________2009 г.
директор школы
_______/Лысенко В.М.
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ. МЕХАНИКА»
9 КЛАСС
Составитель:
учитель физики высшей
квалификационной категории
ПРОКУШЕВА
НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА
Нижнеудинск - 2009
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторского курса Столяровой В.В., Валлерштейн Г.Г. «Способы решения задач по механике» МОУ «Лицей №5» город Волгоград. «Сборник программ и методических рекомендаций курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки. 8 – 9 классы. – Волгоград: Учитель – АСТ. 2005»
Программа элективного курса рассчитана на преподавание в объеме 34 часов (1 час в неделю), в процессе проведения которых сочетаются теоретический материал и практические работы, демонстрационные эксперименты.
Образовательное, политехническое и воспитательное значение решения задач при изучении школьного курса физики трудно переоценить. Основные понятия и законы физики не могут быть усвоены на достаточно высоком уровне если их изучение не будет сопровождаться решением различного типа задач: качественных, расчетных, графических и др.
Решение физических задач – одно из важнейших средств развития мыслительных, творческих способностей учащихся ведь решение задач это напряженное, активное проявление энергии, воли, умственных способностей. Я.А. Каменский отмечал, что у многих учащихся «большая часть знаний только скользит по поверхности ума и не внедряется в него,… Основательные знания не возможны без возможно частых и особенно искусно поставленных повторений и упражнений»
Физика всегда считалась наукой естественной, причем фундаментальной она раньше других естественных наук вышла на уровень количественной теории. А ее строгий язык описания позволяет получить максимально емкое и точное знание об объекте исследования.
В настоящее время общепринято, что именно такое знание позволяет создать материальные основы нашей цивилизации. Логика школьного курса физики требует, что бы его изучение начиналось с механики. Это обусловлено, в первую очередь, следующими причинами из всех форм движения материи механическое движение наиболее наглядно; в классической физике моделирование физических явлений связано с созданием преимущественно механических образов структуры происходящих в них процессов.
Механика – составная часть как классической, так и современной физики. Некоторые понятия механики (например, масса, импульс, энергия) используются и при описании микромира.
Учебная цель решения задач по кинематике состоит в том, чтобы помочь учащимся овладеть основными понятиями, усвоить кинематические законы движения и научиться применять их в конкретных ситуациях.
Изучение механики на векторной основе позволяет обучить учащихся координатному методу решения задач. Универсальность этого метода, общего для всех задач, независимо от характера движения тел, доказывает его преимущества. Однако эти преимущества проявляются лишь тогда, когда учащиеся овладеют этим методом.
Законы динамики – наиболее существенная часть механики. Классическая механика Ньютона – это по существу законы динамики, составляющая ядро ее теории. Отсюда вытекает образовательное значение изучения законов динамики.
Изучение в средней школе законов сохранения имеет огромное познавательное и мировоззренческое значение. В законах сохранения отражаются принцип материи и движения, взаимосвязь и взаимные превращения различных форм движения материи.
Законы сохранения принадлежат к наиболее общим законам природы. Поэтому изучение законов сохранения в курсе физики позволяет устанавливать внутрипредметные связи.
Цель данного курса: углубить и систематизировать знания учащихся 9-тых кассов по физике и способствовать их профессиональному самоопределению.
Задачи курса:
- усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;
- овладение методами решения задач повышенной сложности;
- дать учащимся возможность реализовать и развить свой интерес к физике;
- предоставить им возможность уточнить собственную готовность и способность осваивать в дальнейшем программу физике на повышенном уровне;
- создать учащимся условия для подготовки к ЕГЭ по физике, для поступления в класс физико-математичекого профиля.
В конце изучения данного курса учащиеся должны уметь:
- решать расчетные и графические задачи на применение уравнения равномерного и равноускоренного движения и движения по окружности;
- решать задачи на применение II закона Ньютона в случае движения тела под действием нескольких сил;
- применять законы сохранения механики для решения кинематических и динамических задач.
Учебно-методическая литература для учителя и учащихся
- Пёрышкин А.В., Гуткин Е.М. Физика. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2004.
Методические пособия
- Сборник задач по физике. 7-9 кл./Составитель В.И. Лукашик. 7-е изд. – М.: Просвещение, 2003.
- Степанова Г.Н. Сборник задачи по физике. – М.: Просвещение, 2002
Дополнительная литература
- Бутырский Г.А., Сауров Ю.А. Экспериментальные задачи по физике 10-11. – М.: Просвещение, 2000
- Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., Гельфтаг И.М. Задачи по физике с примерами решений. 7 – 9 классы. Под ред. Орлова В.А. – М.: Илекса, 2005.
- ЕГЭ. Физика/ Кабардин О.Ф. и др. – М.: АСТ – Астрель, 2004.
- Кабардин О.Ф., Орлова В.А. Углубленное изучение физики в 10 – 11 классах. – М.: Просвещение, 2002.
- Меледин Г.В. Физика в задачах. Экзаменационные задачи с решениями. – М.: Наука, 1989.
- Трофимова Т.И., Павлова З.Г. Сборник задач по курсу физики с решениями. – М.: Высшая школа, 1999.
- Тульчинский М.Е. Сборник качественных задач по физике. – М.: Просвещение, 1985.
- Физика. Тесты. 7 – 9 классы/ Гладышева Н.К. и др. – М.: Дрофа, 2002.
Информационно – компьютерная поддержка
- 1С: Репетитор. Физика 1.5. Компьютерное обучение, демонстрационные и тестирующие программы. – CD-ROM.
- Открытая физика. Компьютерное обучение демонстрационные и тестирующие программы. – CD-ROM.
Программа
- Вводное занятие (1 ч).
Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Этапы решения.Работа с текстом. Анализ физических явлений, формулировка идеи решения ( плпн решения). Различные приёмы и способы решения: алгоритм, аналогия, геометрические приемы, метод размерностей, графическое решение.
- Математическое введение (2 ч).
Основные математичекие формулы. Формулы алгебры и геометрии. Тригонометрические соотношения. Значения тригонометрических функций. Элементы векторной алгебры.
- Основы кинематики (8 ч).
Механическое движение, относительность движения , система отсчета. Траектория, путь и перемещение. Закон сложения скоростей. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равнопеременном движении. Движение тела под действием силы тяжести по вертикали. Баллистическое движение.
- Основы динамики (11 ч).
Законы Ньютона. Инерциальная система отсчета. Масса. Сила. Сложение сил. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести, ускорение свободного падения. Силы упругости, законы Гука. Вес тела, невесомость. Силы трения, коэффициент трения скольжения. Тормозной путь.
- Статика (2 ч).
Условия равновесия тела, не имеющего оси вращения. Условия равновесия тела, имеющего ось вращения. Момент силы. Виды равновесия: устойчивое, неустойчивое, безразличное.
- Законы сохранения в механике (8 ч).
Понятие энергии, кинематическая и потенциальная энергии, полная механическая энергия. Механическая работа, мощность. Работа силы тяжести, силы упругости. Теорема о кинематической энергии. Закон сохранения энергии в механике. Закон Бернулли. Импульс, закон сохранения импульса.
- Заключительное занятие по курсу (2 ч).
Тематический план
Тема | Кол-во часов | Виды деятельности | Планируемый результат | Формы контроля |
1.Вводное занятие | 1 | Решение задач по различным разделам физики. | Самоанализ знаний, умений и навыков учащихся | Анкетирование |
2.Математическое введение | 2 | |||
Основные математические формулы(формулы алгебры и геометрии) | 1 | Составление памятки по математике. | Закрепление общеучебных умений учащихся. | Фронтальный опрос |
Элементы векторной алгебры | 1 | Действие над векторами. Проекция вектора на ось. | Построение и нахождение проекций вектора на ось. | Тестирование |
3.Основы кинематики | 8 | |||
Равномерное и равнопеременное движение. Величины характеризующие механическое движение. | 2 | Составление таблицы, отражающей связь между кинематическими величинами, составление общего алгоритма на кинематику, решение задач по общему алгоритму. | Усвоение учащимися алгоритма решения задач о кинематике и применение его на практике. | Фронтальный опрос |
Графики зависимости кинематических величин от времени. | 2 | Построение графиков зависимости кинематических величин от времени для различных видов движения, решение задач с применением графиков. | Умение строить графики в различных координатах, умение находить различные величины по графикам. | Тестирование |
Движение тела под действием силы тяжести по вертикали. Баллистическое движение. | 4 | Применение алгоритма по кинематики к решению задач в случае движения тела по вертикали и под углом к горизонту. Построение графиков зависимостей кинематических величин от времени | Умение находить по алгоритму различные кинематические величины в случае движения тела по вертикали под действием силы тяжести и под углом к горизонту. | Индивидуальные проекты по разделу |
4.Основы динамики | 11 | |||
Силы в природе. | 1 | Построение векторов действующих на тело сил. Нахождение различных сил, действующих на тело по формулам. | Умение изображать силы, действующие на тело в различных случаях, и находить направление результирующей силы. | Тестирование |
I закон Ньютона. II и III законы Ньютона. | 1 | Решение задач в случае движения тела с ускорением или в случае равномерного прямолинейного движения тела. | Решение задач с применением алгоритма в случае равномерного прямолинейного движения тела или равновесия. Умение находить различные физические величины. | Индивидуальный и фронтальный опрос |
Алгоритм решения задач по динамике. | 9 | Построение и анализ общего алгоритма на динамику. Решение задач с использованием алгоритма на динамику. | Воспроизведение алгоритма решения задач на динамику, решение задач. | Итоговая самостоятельная работа |
5.Статика | 2 | |||
Условия равновесия тел. | 2 | Условие равновесия тела, не имеющего и имеющего ось вращения. Момент силы. Виды равновесия: устойчивое, не устойчивое, безразличное. | Умение решать задачи по теме. | Фронтальный опрос |
6.Законы сохранения в механике. | 8 | |||
Работа, мощность, энергия. | 2 | Построение таблицы, устные сообщения. | Умение находить энергетические величины и связь между ними в общем случаи и в механики. | Анкетирование |
Закон сохранения полной механической энергии. Закон Бернулли. | 3 | Выяснение условий сохранения полной механической энергии и построение алгоритма на закон сохранения энергии в общем случае и в механике. | Умение воспроизводить алгоритм на закон сохранения энергии и применять к решению задач. | Анкетирование |
Импульс. Закон сохранения импульса. | 3 | Изображение векторов импульса, выяснение условий выполнения закона сохранения импульса и энергии; оформление результатов в виде схемы. Построение общего алгоритма на законы сохранения. | Умение приводить примеры выполнения закона сохранения энергии и импульса в различных случаях; применение законов сохранения к решению задач. | Собеседование |
7.Итоговое занятие. | 2 | Мини-презентации учащихся по решению задач | Воспроизведение алгоритмов решения задач на различную тематику по памяти; умение приводить примеры задач на применение алгоритма; умение определять тематику задачи. | Анкетирование, беседа |
Всего. | 34 |
Календарно-тематическое планирование занятий
дата | № занятия | № темы | Рассматриваемый вопрос программы |
Сентябрь | 1 | 1 | Вводное занятие. |
Сентябрь | 2 | 2 | Основные математические формулы(формулы алгебры и геометрии) |
Сентябрь | 3 | 2 | Элементы векторной алгебры |
Сентябрь | 4 | 3 | Основные законы и понятия кинематики. |
Октябрь | 5 | 3 | Равномерное и равнопеременное движение. Их характеристики. |
Октябрь | 6-7 | 3 | Графики зависимости кинематических величин. |
Октябрь | 8-9 | 3 | Движение тела под действием силы тяжести по вертикали. |
Ноябрь | 10-11 | 3 | Баллистическое движение. |
Ноябрь | 12-13 | 4 | Силы в природе. Законы Ньютона. |
Декабрь | 14 | 4 | Алгоритм решения задач по динамике. |
Декабрь | 15-16 | 4 | Решение задач на алгоритм. Движение тела под действием нескольких сил в горизонтальном направлении |
Январь | 17-18 | 4 | Решение задач на алгоритм. Движение тела под действием нескольких сил в вертикальном направлении |
Январь | 19-20 | 4 | Движение по наклонной плоскости. |
Февраль | 21-22 | 4 | Динамика движения по окружности. |
Февраль | 23-24 | 5 | Условия равновесия тел. Решение задач. |
Март | 25-26 | 6 | Работа, мощность, энергия. Алгоритмы решения задач. |
Март | 27-28 | 6 | Закон сохранения полной механической энергии. Решение задач. |
Апрель | 29 | 6 | Закон Бернулли. |
Апрель | 30-31 | 6 | Импульс. Закон сохранения импульса. Алгоритм решения задач. |
Апрель | 32 | 6 | Решение задач. |
Май | 33-34 | 7 | Заключительное занятие по курсу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум по решению физических задач повышенной сложности для 7 класса.
Практикум по решению физических задач повышенной сложности предназначен для учащихся 7 класса. Программа курса составлена в соответствии с программой развития школы, соответст...
"Решение задач повышенной сложности в 8 классе"
Программа элективного курса...
Программа факультативного курса «Решение задач по химии повышенного уровня сложности» для учащихся 9 класса
Факультативный курс «Решение задач по химии повышенного уровня сложности» предназначен для учащихся 9 классов, увлекающихся химией. Данный факультативный курс позволяет помочь учащимся бо...
Элективный курс "Решение задач по генетике повышенной сложности", 10 класс
Элективный курс "Решение задач по генетике повышенной сложности", 10 класс...
Электривный курс «Методы решения задач по физике повышенной сложности.»
Задача использования методов и технологий, позволяющих обеспечить подготовку к ЕГЭ, в настоящее время особенно актуальна. Целью элективного курса : является обеспечение дополнительной поддержки учащи...
Примеры решения задач по физике повышенной сложности
Приведены примеры решения задач по физике повышенной сложности, для проведения олимпиад, подготовки к итоговой аттестации, самообразования и т.д.Задачи взяты из учебного пособия "Практикум по реш...
Урок "Решение задач на совместную работу а так же задач повышенной сложности" (алгебра 9 класс)
Цели: продолжить формирование умения решать текстовые задачи с помощью дробных рациональных уравнений; формировать умение решать задачи на совместную работу и задачи повышенной сложности.Формы организ...