Урок "Решение задач на совместную работу а так же задач повышенной сложности" (алгебра 9 класс)
план-конспект урока по алгебре (9 класс)
Цели: продолжить формирование умения решать текстовые задачи с помощью дробных рациональных уравнений; формировать умение решать задачи на совместную работу и задачи повышенной сложности.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_zadach_na_sovmestnuyu_rabotu_a_tak_zhe_zadach_povyshennoy_slozhnosti.docx | 41.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ № 448 Учитель: Смирнова А.М.
Тема урока: Решение задач на совместную работу а так же задач повышенной сложности.
Цели: продолжить формирование умения решать текстовые задачи с помощью дробных рациональных уравнений; формировать умение решать задачи на совместную работу и задачи повышенной сложности.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.
Оборудование:
- Раздаточный материал
- Мультимедийный комплекс для демонстрации презентации
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Самостоятельная-фронтальная работа.
В а р и а н т 1
Теплоход, собственная скорость которого 18 км/ч, прошёл 50 км по течению реки и 8 км против течения, затратив на весь путь 3 ч. Какова скорость течения реки?
В а р и а н т 2
Катер прошёл 40 км по течению реки и 6 км против течения, затратив на весь путь 3 ч. Какова собственная скорость катера, если скорость течения 2 км/ч?
III. Формирование умений и навыков.
Все задачи, решаемые на этом уроке, можно разбить на т р и группы:
1) Задачи на конкретную работу.
2) Задачи на абстрактную работу.
3) Задачи повышенной трудности.
В задачах на работу фигурируют величины: производительность (р), время (t) и работа (А), связанные формулой A = p · t. Причём в задачах на конкретную работу мы за А принимаем конкретное число (количество выточенных деталей, количество напечатанных страниц и т. п.), а в задачах на абстрактную работу принимаем значение А, равное 1 (заполнен водой бассейн, вспахано поле и т. д.).
Необходимо разъяснить учащимся, что это не искусственный приём. Каждый участник выполняет часть работы: и т. д.
1. Две мастерские должны были пошить по 96 курток. Первая мастерская шила в день на 4 куртки больше, чем вторая, и потому выполнила заказ на 2 дня раньше. Сколько курток шила в день каждая мастерская?
Р е ш е н и е
А н а л и з:
р, шт./день | t, день | А, шт. | |
1-я мастерская | х + 4 | 96 | |
2-я мастерская | х | 96 |
По условию больше на 2 дня.
Пусть 2-я мастерская шьёт в день х курток, тогда 1-я мастерская в день шьёт (х + 4) куртки. Первая мастерская выполнит заказ за дня, а вторая – за дня. Зная, что первая мастерская шила на 2 дня меньше, составим уравнение:
– = 2; ОДЗ: х ≠ 0, х ≠ –4.
96(х + 4) – 96х = 2х(х + 4);
384 – 2х2 – 8х = 0;
х2 + 4х – 192 = 0;
D1 = 22 + 192 = 196, D1 > 0, 2 корня.
x1 = –2 + = –2 + 14 = 12;
x2 = –2 – = –2 – 14 = –16 – не удовлетворяет условию задачи. Значит, вторая мастерская в день шила 12 курток, а первая 16.
О т в е т: 16 курток, 12 курток.
2. № 632.
Р е ш е н и е
А н а л и з:
р | t | А | |
I, II | р1 + р2 | 6 | 1 |
I | х | 1 | |
II | – х | 1 : | 1 |
По условию задачи больше 1 : на 5 часов.
Пусть х – производительность первого крана, тогда – производительность второго крана. На разгрузку баржи первый кран затратил часов, второй 1 : . Зная, что первому крану потребовалось на 5 часов больше, составим уравнение:
– = 5;
= 5;
= 5; ОДЗ: х ≠ 0, х ≠ .
1 – 6х – 6х = 5х(1 – 6х);
1 – 12х – 5х + 30х2 = 0;
30х2 – 17х + 1 = 0;
D = (–17)2 – 4 · 30 = 289 – 120 = 169, D > 0, 2 корня.
x1 = ;
x2 = .
x1 = не удовлетворяет условию задачи, так как первый кран в этом случае разгрузит баржу за 2 часа.
Имеем: первый кран разгрузит баржу за 15 часов, а второй – за 10 часов.
О т в е т: 15 часов, 10 часов.
3. Слесарь может выполнить заказ за то же время, что и два ученика, работая вместе. За сколько часов может выполнить заказ слесарь и каждый из учеников, если слесарь может выполнить его на 2 часа скорее, чем один первый ученик, и на 8 часов скорее, чем один второй?
4. Если останется на уроке время и для сильных в учебе учеников, можно предложить для решения задачу повышенной трудности.
№ 634*.
Р е ш е н и е
А н а л и з:
V1 = х (км/ч) |
П С |
V2 = х + 5 (км/ч) |
Пусть х км/ч – скорость велосипедиста от посёлка до станции. Обозначим этот путь за 1. Тогда от посёлка до станции велосипедист ехал , а от станции до посёлка часов, значит, всего в пути он был часов, а весь путь составил 2. Зная, что средняя скорость на всем пути следования составляла 12 км/ч, получим уравнение:
12 · = 2;
= 1; ОДЗ: х ≠ 0; х ≠ –5.
6(х + 5) + 6х = х(х + 5);
6х + 30 + 6х – х2 – 5х = 0;
–х2 + 7х + 30 = 0;
х2 – 7х – 30 = 0.
По теореме, обратно теореме Виета, х1 = 10; х2 = –3 – не удовлетворяет условию задачи.
О т в е т: 10 км.
IV. Итоги факультатива.
В о п р о с ы у ч а щ и м с я:
– Назовите основные этапы решения задачи алгебраическим методом.
– Какие виды задач на работу вы знаете?
– В чём отличие решения задач на конкретную и абстрактную работу?
Домашнее задание:
Индивидуально по карточкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 5 классе "Задачи на совместную работу"
Сформировать способность к решению задач на совместную работу, повторить и закрепить действия с натуральными числами....
Урок математики в 6 классе по теме «Задачи на совместную работу»
Урок математики по теме: «Задачи на совместную работу» проводится после того, как изучены все действия с действительными дробями. Тип урока: комбинированный. Данная ...
Открытый урок математики 5 класс "Задачи на совместную работу"
Урок в 5 классе к учебнику Г,В. Дорофеева...
Урок в 6 классе по теме "решение задач на совместную работу "
Исследовательская деятельность на уроке....
Урок математики в 5 классе "Задачи на совместную работу"
Тема урока: ЗАДАЧИ НА СОВМЕСТНУЮ РАБОТУ по учебнику «МАТЕМАТИКА 5», авторов Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф. Цель урока: формирование умений решать текстовые задачи; развитие логического мышлени...
самостоятельная работа 5 класс математика. задачи на совместную работу, движение и примеры на действия с обыкновенными дробями
данная самостоятельная работа содержит в себе задачи на совместную работу, задачи на движение, задачу на арифметические действия и примеры на все действия с обыкновенными дробями...
Урок по математике на тему "Задачи на совместную работу" (5 класс), УМК Никольский С. М.
Урок изучения нового материала. Цели: изучить алгоритм решения задач на совместную работу; закрепить данный алгоритм в ходе решения задач....