рабочая программа по электротехнике для специальности "Токарь-универсал"
рабочая программа по физике по теме
Рабочая программа учебной дисциплины«Основы электротехники» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 16 апреля 2010 года №365 (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее – НПО) технического профиля 230103.02 «Токарь - универсал»а
Учебная дисциплина «Основы электротехники» относится к общепрофессиональному циклуструктуры основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
jpeg.doc | 156.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЛ №49
Утверждаю……………………..
Директор ПЛ №49 Дудник А.И.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
« ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ»
Для специальности: токарь - универсал
(для специальности технического профиля)
2011
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электротехники» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 16 апреля 2010 года №365 (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее – НПО) технического профиля 230103.02 «Токарь - универсал»
Организация-разработчик: ГОУ НПО ПЛ №49
Разработчики:
Кузьмина Ирина Дмитриевна - преподаватель
Рецензенты:
Михайлова Ирина Евгеньевна – заместитель директора по ООД.
Коровкин Анатолий Михайлович – заместитель директора по УПР
Содержание
Стр.
- Паспорт рабочей программы учебной дисциплины-------------------
- Структура и содержание учебной дисциплины--------------------------
- Условия реализации учебной дисциплины-------------------------------
- Контроль и оценка результатов освоения
учебной дисциплины----------------------------------------------------------
1.Паспорт программы учебной дисциплины
«Основы электротехники».
1.1. Область применения программы.
Данная программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы ГОУ НПО ПЛ № 49 в соответствии с ФГОС по профессиям НПО, входящим в состав укрупнённой группы профессий 230103.02 «Токарь - универсал».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы электротехники» относится к общепрофессиональному циклу структуры основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы;
- рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей;
- использовать в работе электроизмерительные приборы;
- пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников;
- методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей;
- свойства постоянного и переменного электрического тока;
- принципы последовательного и параллельного соединения проводников и источников тока;
- электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь;
- свойства магнитного поля;
- двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия;
- правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании;
- аппаратуру защиты электродвигателей;
- методы защиты от короткого замыкания;
- Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 40 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 27 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 13 часов
2. Структура и содержание учебной дисциплины.
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 40 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка | 27 |
Лабораторные работы | 4 |
Практические работы
| 1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 13 |
Выполнение рефератов и сообщений Расчетно-графическая работа Разработка докладов Разработка презентаций | |
Итоговая аттестация в форме зачёта |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы электротехники»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 1.Электрические и магнитные цепи | 32 | ||||
Тема 1.1. Электрические цепи постоянного тока | Содержание учебного материала | 12 | |||
1. | Введение. Постоянный ток: понятие, характеристики, единицы измерения. Резисторы: понятие, способы соединения, схемы замещения. | 2 | 2 | ||
2. | Закон Ома для участка цепи, работа, мощность. Закон Ома для полной цепи. Источники тока: типы, характеристики, единицы измерения, способы соединения. | 2 | 2 | ||
3. | Электрические цепи: понятие, классификация, условное изображение, элементы, условные обозначения, законы Кирхгофа. Сложные электрические цепи: понятие, законы Кирхгофа, метод контурных токов, метод узловых напряжений | 2 | 2 | ||
4. | Расчет простых электрических цепей. | 2 | 2 | ||
5. | Сложные электрические цепи. Методы расчета сложных электрических цепей | 2 | 2 | ||
6. | Нелинейные электрические цепи и методы их расчета | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | 4 | ||||
1. | Измерение сопротивлений участков цепи постоянного тока методом амперметра и вольтметра. | 2 | |||
2. | Измерение работы и мощности в цепи постоянного тока при последовательном и параллельном соединении | 2 | |||
Практические занятия: | 2 | ||||
1. | Расчет простой цепи постоянного тока. | 2 | |||
Тема 1.2. Магнитные цепи. Электромагнитная индукция | Содержание учебного материала | 4 | |||
1. | Магнитное поле: понятие, характеристики, единицы измерения. Магнитные свойства веществ: классификация, строение, характеристики, единицы измерения | 2 | 2 | ||
2. | Магнитная цепь: понятие, классификация, элементы, характеристики, единицы измерения, законы магнитной цепи, расчет. | 2 | 2 | ||
Тема 1.3. Электричес- кие цепи переменного тока. | Содержание учебного материала | 8 | |||
1. | Переменный ток: понятие, получение, единицы измерения Переменный ток: характеристики. Цепи переменного тока: классификация, расчет. Мощность переменного тока: виды, единицы измерения, коэффициент мощности | 2 | 2 | ||
2. | Активные и реактивные элементы: понятие, характеристики, соединение, графическое изображение, векторные диаграммы, соединения | 2 | 2 | ||
3. | Резонанс: виды, условия возникновения, векторные диаграммы, учет, использование. | 2 | 2 | ||
4. | Многофазная система. Трехфазные цепи. | 2. | 2 | ||
Практические занятия: | 2. | ||||
1. | Расчет электрических цепей переменного тока | 2. | |||
Раздел 2. Электротехнические устройства | 22 | ||||
Тема 2.1. Электроизмерительные приборы и электрические измерения. | Содержание учебного материала | 5 | |||
1. | Электрические измерения: понятие, виды, методы, погрешности, расширение пределов измерения. Условные обозначения на шкалах приборов | 2 | 2 | ||
2. | Электрические измерения в цепях постоянного и переменного тока. | 2 | 2 | ||
Практические занятия: | 1 | ||||
1. | Определение абсолютной и относительной погрешностей, класса точности, цены деления и чувствительности приборов. | 1 | |||
Тема 2.2. Полупроводниковые приборы | Содержание учебного материала | 5 | |||
1. | Проводимость полупроводников. Полупроводниковый диод | 2 | 2 | ||
2. | Биполярные транзисторы. Тиристоры. | 2 | 2 | ||
3. | Фотоэлементы | 1 | 1 | ||
Тема 2.3 Трансформаторы | Содержание учебного материала | 4 | |||
1. | Назначение, устройство и принцип действия трансформаторов | 2 | 2 | ||
2. | Режимы работы трансформаторов. Определение параметров | 2 | 2 | ||
Тема 2.4. Электрические машины. | Содержание учебного материала | 6 | |||
1. | Электрические машины: назначение, классификация. Принцип действия в режиме генератора и в режиме двигателя. | 2 | 2 | ||
2. | Асинхронные и синхронные электрические машины. Классификация, устройство, | 2 | 2 | ||
3. | Машины постоянного тока. Устройство, принцип действия, характеристики | 2 | 2 | ||
Тема 2.5. Аппаратура управления и защиты | Содержание учебного материала | 2 | |||
1. | Аппараты ручного управления, их конструкция, принцип работы и область применения, достоинства и недостатки. Аппаратура автоматического управления. Устройство, схемы, принцип работы магнитных пускателей и реле. Аппаратура защиты: плавкие предохранители, тепловые и электронные автоматы защиты. Устройство, схемы, принцип работы. | 2 | 2 | ||
Раздел 3 Производство, распределение и потребление электрической энергии | 3 | ||||
Тема 3.1 Производство, распределение и потребление электрической энергии | Содержание учебного материала | ||||
1. | Производство и потребление электрической энергии | 2 | |||
2. | Электрические сети. Подстанции. Распределение электрической энергии. | 1 | |||
Всего: | 57 |
Самостоятельные работы.
| 28 |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета - электротехники (учебники и учебные пособия, сборники задач и упражнений, карточки-задания, наборы плакатов, демонстрационные и электрифицированные стенды);
Лаборатории:- электротехники (инструкции к проведению лабораторных работ, инструменты, приборы и приспособления, монтажные панели, учебные электрические схемы, аптечка, инструкции по безопасности)
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
- Бутырин П.А. Электротехника. Учебник. НПО, - М.: ИЦ "Академия", 2007 4-е изд.
- Соколовский Г.Г. Электроприводы переменного тока с частотным регулированием. Учебник ИЦ "Академия", 2006
- Шишмарев В.Ю. Средства измеренений. Учебник .ИЦ "Академия", 2006.
- Башарин С.А. Теоретические основы электротехники. Теория электрических цепей и электромагнитного поля. М.ЗАО "КЖИ "За рулем". М.: ИЦ "Академия",2004.
- Браславский И.Я. Энергосберегающий асинхронный электропривод. - М.: ИЦ "Академия", 2004.
- Евдокимов Ф.Е. Теоретические основы электротехники Издат. Центр "Академия", 2004
- Москаленко В.В. Электрический привод: Учебник (1-е изд.) 2007г
- Соколовский Г.Г. Электроприводы переменного тока с частотным регулированием. Учебник ИЦ "Академия", 2006
- С.А.Зайцев Контрольно-измерительные приборы и инструменты 2-е изд.стер. Учебник 2006
Дополнительная литература:
- Прошин В.М. Лабораторно-практические работы по электротехнике. (2+3- изд., стер.) Уч.пос.НПО."Академия"2007+2008.
- Гуржий А.Н. Электрические и радиотехнические измерения. Уч. Пособие для НПО. М.: ИЦ "Академия", 2004.
- Беспалов В.Я. Электрические машины. Уч.пособие. - М.: ИЦ "Академия", 2005
- Панфилов В.А. Электрические измерения. "Академия"2008.
- Полещук В.И. Задачник по электротехнике и электронике: Учебное пособие, ИЦ "Академия" 2004
- Ярочкина Г.В. и др. Электротехника. Рабочая тетрадь. - М.: ИЦ «Академия», 2002.
- Прошин В.М. Рабочая тетрадь по электротехнике. - М.: ИЦ «Академия», 2004.
- Новиков П.Н., Кауфман В.Я., Толчеев О.В. Задачник по электротехнике. - М: ИЦ «Академия», 2004.
Технические средства обучения:
- Компьютер с выходом в сеть Интернет;
- видеопроектор;
- видеофильмы;
- лабораторные стенды.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Раздел (тема) учебной дисциплины | Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Тема 1.1. Электрические цепи постоянного тока. | В результате освоения темы обучающийся должен уметь: - читать структурные и простые принципиальные электрические цепи, - находить параметры цепи. В результате освоения темы обучающийся должен знать: понятие электрическая цепь и ее элементы; методы расчета электрических цепей; основные определения: электродвижущая сила, напряжение, сила тока, сопротивление и проводимость ;единицы измерения; международную систему единиц СИ; первый и второй законы Кирхгофа; последовательное, параллельное соединение проводников; Включение в электрическую цепь реостатов и потенциометров; Тепловое действие тока; Допустимую нагрузку; Расчет и выбор сечения проводов; | Экспертная оценка результатов выполнения практической работы Экспертная оценка результатов тестирования |
Тема 1.2. Магнитные цепи Электромагнитная индукция. | В результате освоения темы обучающийся должен уметь: Находить магнитную индукцию и напряженность по кривой намагничивания. Расчитывать напряженность, индукции и магнитного потока для участка, узла и контура магнитной цепи. Измерять силу тока, напряжения, сопротивления электрической цепи с параллельным включением ламп накаливания; Рассчитывать индуктивность катушки в цепи переменного тока В результате освоения темы обучающийся должен знать: Понятие магнитное поля, его характеристики, единицы измерения. Магнитные свойства веществ: классификация, строение, характеристики, единицы измерения. Магнитная цепь: понятие, классификация, элементы, характеристики, единицы измерения, законы магнитной цепи, расчет. | Экспертная оценка результатов выполнения практической работы, лабораторной работы. Экспертная оценка результатов тестирования |
Тема 1.3. Электрические цепи переменного тока. | В результате освоения темы обучающийся должен знать: Понятие переменного тока; графическое изображение переменного тока и напряжения; период и частоту переменного тока; мгновенное, амплитудное и действующее значение тока и напряжения; фазу, сдвиг фаз; стандартное значение частоты в промышленных сетях; активное сопротивление в цепи переменного тока; закон Ома для цепи с активным сопротивлением; индуктивность в цепи переменного тока; закон Ома для цепи с емкостью; последовательное соединение активного, индуктивного и емкостного сопротивлений; параллельное соединение индуктивного и емкостного сопротивления ; резонанс токов; соединение звездой и треугольником; линейные и фазные токи и напряжения; соотношения между линейными и фазными токами и напряжением при соединении звездой и треугольником; мощность трехфазного тока. | Экспертная оценка результатов тестирования |
Тема 2.1. Электроизмерительные приборы и электрические измерения. | В результате освоения темы обучающийся должен уметь: Использовать амперметр при измерении силы тока. Использовать вольтметр при измерении напряжения в цепи постоянного тока.
В результате освоения темы обучающийся должен знать: Методы измерений и погрешности при измерениях; Классификацию измерительных приборов; Условные обозначения приборов на электрических схемах; Измерительные приборы магнитоэлектрической, электромагнитной, электродинамической , индукционной и других систем; Измерение тока Измерение напряжения; Расширение пределов измерения; Измерение сопротивлений; Измерение сопротивления изоляции проводов; Измерение мощности и энергии. Схемы включения ваттметров и счетчиков. | Экспертная оценка результатов выполнения практической работы, лабораторной работы. Экспертная оценка результатов тестирования |
Тема 2.2. Полупроводниковые приборы | В результате освоения темы обучающийся должен уметь: Строить вольтамперную характеристику диода. В результате освоения темы обучающийся должен знать: Природу проводимости полупроводников, образование полупроводников р-типа и n-типа. Принцип работы полупроводникового диода, биполярного и полевого транзистора, режимы их работы. Условные обозначения полупроводниковых приборов в схемах. Свойства полупроводникового тиристора, схемы их включения. Принцип работы фотоэлементов и условные обозначения в схемах. | Экспертная оценка результатов выполнения практической работы, лабораторной работы. Экспертная оценка результатов тестирования |
Тема 2.3. Трансформаторы | В результате освоения темы обучающийся должен знать: Назначение, устройство, классификацию и принцип работы трансформаторов. Уметь объяснять режимы работы трансформаторов. Знать схему замещения трансформатора. Находить параметры трансформатора. | Экспертная оценка результатов тестирования |
Тема 2.4. Электрические машины. | В результате освоения темы обучающийся должен знать: Вращающееся магнитное поле; Скольжение и регулирование скорости вращения; Преимущества и недостатки асинхронных двигателей; Принцип действия синхронного электродвигателя. Область применения машин переменного тока. Основы электрического привода Принцип действия генератора постоянного тока и его устройство. Назначение коллектора. Характеристику и применение генераторов постоянного тока Мощность и коэффициент полезного действия электродвигателей и генераторов. | Экспертная оценка результатов тестирования |
Тема 2.5. Аппаратура управления и защиты | В результате освоения темы обучающийся должен знать: Аппаратура управления и защиты: классификация, устройство, эксплуатация. Аппараты ручного управления, их конструкция, принцип работы и область применения, достоинства и недостатки. Аппаратура автоматического управления. Устройство, схемы, принцип работы магнитных пускателей и реле. Аппаратура защиты: плавкие предохранители, тепловые и электронные автоматы защиты. Устройство, схемы, принцип работы. работы автоматического выключателя. Исследование работы контактора. | Экспертная оценка результатов тестирования |
Тема 3.1Производство, распределение и потребление электрической энергии | В результате освоения темы обучающийся должен знать: Электроэнергетические системы. Тепловые, гидроэлектрические и атомные станции. Схему распределения электроэнергии. Электрические сети, подстанции | Экспертная оценка результатов тестирования |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по электротехнике для специальности "Станочник (металлообработка)"лесарь"
Данная программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы ГОУ НПО ПЛ № 49 в соответствии с ФГОС по профессиям НПО, входящим в состав укрупнённой группы профессий ...
Рабочая программа "Электротехника, электроника и электрооборудование"
Рабочая программа учебной дисциплины "Электротехника , электроника и элктрооборудование" является частью основной образовательной программы. Дисциплина входит в цикл общепрофессиональных дисципл...
рабочая программа по электротехнике профессии СПО "Слесарь по ремонту автомобилей"
рабочая программа по электротехнике профессии СПО "Слесарь по ремонту автомобилей"...
Рабочая программа по дисциплине «Электротехника» по профессии 23.01.03 Автомеханик
Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Козловский многопрофильный аграрный колледж»УЦПК г. Ельня...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины общепрофессионального цикла ОП. 03 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА по профессии 23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии 23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту под...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭЛЕКТРОТЕХНИКА»
Рабочая программа учебной дисциплины "Электротехника" программы подготовки специалистов среднего звена для специальности технического профиля 23.01.09 «Машинист локомотива» ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 01. ЭЛЕКТРОТЕХНИКА по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих среднего профессионального образования для профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 01. ЭЛЕКТРОТЕХНИКА по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащихсреднего профессионального образованиядля профессии 23.01.17...