рабочая программа по электротехнике профессии СПО "Слесарь по ремонту автомобилей"
рабочая программа на тему

рабочая программа по электротехнике профессии СПО "Слесарь по ремонту автомобилей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_elektrotehnika_slesar_2018g.doc208.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Мордовия

           ГБПОУ РМ «Атяшевский аграрный техникум»

отделение Дубёнское

Программа профессионального цикла

по адаптированным программам профессиональной подготовки

по профессии 18511 «Слесарь по ремонту автомобилей»

ОП.01  «Электротехника»

 

Дубёнки

                                                    2018 г          

РЕКОМЕНДОВАНА

УТВЕРЖДАЮ

на заседании ПЦК

Председатель ПЦК                                                    

                                    Н.П. Марков

Протокол  заседания ПЦК

 № 1  от « 31 » августа 2018 г.

 Заместитель директора  по УПР   ГБПОУ  «Атяшевский аграрный техникум»

                                          М.Н.Сутайкина  

«31» августа 2018 г.

           

                                     

Составила:  Ганаева Н.М.,  преподаватель специальных дисциплин

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11


1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы электротехника

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью адаптированной программы профессиональной подготовки по профессии СПО «Слесарь по ремонту автомобилей»

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • контролировать выполнение заземления, зануления;
  • пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;
  • снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе;
  • последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока;
  • единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;
  • сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;
  • основные законы электротехники
  • правила графического изображения и составления электрических схем;
  • условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;
  • основные элементы электрических сетей;
  • принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения;
  • двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принцип действия правила пуска, остановки;
  • правила техники безопасности при работе с электрическими приборами.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 60 часов,

в том числе:

           лабораторно-практических занятих -30 часов.


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

60

в том числе:

лабораторные занятия

14

практические занятия

16

контрольные работы

3

Итоговая аттестация в форме  зачёта      


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Электротехника»

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Электрические и магнитные цепи

26

Введение

История развития электротехники. Роль электрической энергии в жизни современного общества. Значение и место курса «Электротехника» в подготовке специалистов по профессии «Лаборант-аналитик». Вводный инструктаж «Действие электрического тока на организм человека и требования безопасности в электротехнике».

1

1

Тема 1.1. Электрические цепи постоянного тока

Понятие об электрической цепи. Элементы, схемы электрических цепей и их классификация. Правила сборки электрических схем. Техника безопасности при выполнении работ.

Элементы электрических цепей постоянного тока. Законы Ома и Кирхгофа.

3

2

Преобразование схем в задачах расчёта сложных цепей постоянного тока. Метод эквивалентного генератора.

3

Лабораторные работы

4

Ознакомление с основными электромеханическими измерительными приборами и методами электрических измерений.

Исследование линейной электрической цепи постоянного тока при смешанном соединении приёмников электрической энергии.

Исследование нелинейных электрических цепей постоянного тока.

Измерение номинального напряжения (U),  мощности (Р), силы тока (I) в различных  электроустановках.

Практические занятия

1

 Расчёт простых электрических цепей.

Контрольная  работа №1 «Основные закономерности в электрических цепях»

1

Тема 1.2. Магнитные цепи

Магнитные свойства веществ. Характеристики магнитных материалов. Классификация, элементы и характеристики магнитных цепей. Основные законы магнитной цепи.

2

3

Простейшие магнитные цепи.

3

Лабораторные работы

1

 Исследование магнитных  цепей на постоянном токе

Практические занятия

1

Моделирование магнитных полей

Тема 1.3. Электрические цепи переменного тока

Основные понятия и характеристики переменного тока. Представление синусоидальных функций с помощью векторов и комплексных чисел.

3

2

Идеальные элементы цепи переменного тока: резистивный элемент, индуктивный

элемент, ёмкостной элемент. Схемы замещения реальных элементов. Синусоидальный ток в RL – цепи, RC – цепи. Анализ процессов в цепи синусоидального тока при последовательном соединении элементов  R, L, C.

3

Мощность в цепях переменного тока. Баланс комплексных мощностей. Резонансы напряжений и токов в электрических цепях.

3

Трёхфазные электрические цепи:  основные понятия и определения. Способы соединения обмоток источника питания трёхфазной цепи: соединение фаз нагрузки звездой, треугольником. Мощность трёхфазных цепей. Способы повышения коэффициента мощности симметричных трёхфазных приёмников. Техника безопасности при эксплуатации трёхфазных цепей.

2

Лабораторные работы

6

Работа, последовательно (параллельно) соединённых  катушки индуктивности и конденсатора при синусоидальных напряжениях и токах.  

Работа  трёхфазной электрической цепи при активной нагрузке однофазных приёмников, соединённых «звездой» («треугольником»).

Работа трёхфазной электрической цепи при реактивной нагрузке однофазных приёмников, соединённых «звездой» («треугольником»).

Практические занятия

1

Вычисление характеристик переменного тока

Контрольная работа №2  «Основные закономерности в цепи переменного тока»

1

Раздел 2. Электротехнические устройства.

27

Тема 2.1. Электроизмерительные приборы и электрические измерения

Общие сведения  об электротехнических устройствах. Виды и методы электрических

измерений (прямые и косвенные). Погрешности измерений. Основные характеристики электроизмерительных приборов. Классификация электроизмерительных приборов.

3

1

Электромеханические измерительные приборы: приборы магнитоэлектрической системы, приборы электромагнитной системы, приборы электродинамической системы,

приборы индукционной системы, приборы электростатической системы, приборы термоэлектрической системы.

2

Аналоговые электронные приборы. Цифровые электронные приборы: вольтметр, мультиметр, частомер, фазомер.

2

Измерение неэлектрических величин. Общие принципы измерения. Преобразователи  

неэлектрических величин.

2

Практические занятия

6

Проверка амперметра и вольтметра методом сравнения.

Измерение электрической мощности и энергии. Проверка счётчика электрической энергии.

Сборка и градуирование  омметра.

Проверка счётчика электрической энергии

Сборка и градуирование омметра

Измерение электрических цепей авометром

Тема 2.2. Трансформаторы

Типы, назначение, устройство и принцип действия трансформаторов.  

3

2

Анализ работы ненагруженного трансформатора. Анализ работы нагруженного трансформатора. Режим холостого хода. Режим короткого замыкания.

3

Коэффициент полезного действия трансформатора. Внешняя характеристика трансформатора.

2

Трехфазные трансформаторы. Параллельная работа трансформаторов. Автотрансформаторы. Измерительные трансформаторы.

3

Практические занятия

2

Расчёт и сборка маломощных трансформаторов

Контрольная работа №3  «Трансформаторы»

Тема 2.3. Электрические машины

Назначение и классификация электрических машин. Генераторы постоянного тока.

2

1

Двигатели постоянного тока. Типы двигателей. Их основные характеристики. Потери в электрических машинах.

1

Асинхронные машины: назначение, принцип действия,  устройство, рабочие характеристики, энергетические соотношения, коэффициент полезного действия.

2

Синхронные машины. Синхронный генератор. Синхронный двигатель. Характеристики и рабочие режимы синхронного двигателя.

2

Лабораторные работы

3

Изучение работы генератора постоянного тока

Изучение работы двигателя постоянного тока

Изучение работы асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором.

Тема 2.4. Электронные приборы и устройства

Полупроводники: основные понятия, типы электропроводимости. Полупроводниковые

диоды (устройство, принцип действия,  вольт – амперная характеристика).

2

2

Индикаторные приборы. Фотоэлектрические приборы.

2

Выпрямители. Стабилизаторы постоянного напряжения. Инверторы.

2

Усилители: электронные, операционные

3

Электронные генераторы. Мультивибраторы.

3

Логические элементы.

3

Практические занятия

3

Проверка полупроводниковых диодов

Проверка транзисторов

Исследование работы полупроводникового выпрямителя

Тема 2.5. Электрические и электронные аппараты

Назначение и классификация электрических аппаратов. Основные элементы и особенности их работы: электрические контакты, электрическая дуга

2

2

Коммутирующие аппараты распределительных устройств и передающих линий: разъединитель, выключатели высокого напряжения, предохранители.

2

Аппараты управления режимом работы различных электротехнических устройств: аппараты ручного управления, контакторы, автоматы, пускатели.  Устройства защиты.

Реле. Условные обозначения на электрических схемах.

2

Раздел 3. Производство, распределение и потребление электрической энергии

6

Тема 3.1. Электрические станции, сети и электроснабжение

Электроэнергетические системы.  Электрические станции: типы станций, доля выработки на них электроэнергии, структурные электрические схемы станций. Электрические сети, распределение электрической энергии. Электроснабжение предприятий и населённых пунктов. Подстанции и распределительные устройства.

2

1

Тема 3.2. Электропривод

Понятие об электроприводе. Нагрев и охлаждение. Выбор мощности электропривода.

Схемы управления.  Виды защит электроприводов от нештатных режимов, блокировка, сигнализация в электрических приводах.

2

2

Практические занятия

1

 Монтаж и обслуживание электропривода.

Тема 3.3. Электрическое освещение и источники света

Электрические и световые характеристики источников света. Типы источников света:

лампы накаливания, галогенные лампы накаливания, люминесцентные лампы, натриевые лампы.

1

2

Требования к освещению рабочей поверхности.

1

Дифференцированный зачёт

1

Всего:

60

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Электротехника».

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-наглядных пособий по электротехнике.

Технические средства обучения:

  • персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
  • экран;
  • мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Бутырин П.А., Толчеев О.В., Шикарзянов Ф.Н. «Электротехника» - М.: Издательский центр «Академия», 2008, Серия: Начальное профессиональное образование. Гриф Минобр.

2. Катаенко Ю.К. «Электротехника» - М.: «Академ-центр», 2010. Гриф Минобр.

Дополнительные источники:

1. Пряшников В.А. «Электротехника в примерах и задачах» (+СД).- С-Пб.: «Корона», 2006.

2. Гальперин М.Ф. «Электротехника и электроника». - М.: Форум, 2007.

3. Ярочкина Г.В., Володарская А.А. «Рабочая тетрадь по электротехнике для НПО». – М.: ИРПО «Академия», 2008.

4. Прошин В.М. «Рабочая тетрадь для лабораторных и практических работ по электротехнике». – М.: ИРПО «Академия», 2008.

5. Прошин В.М. «Лабораторно-практические работы по электротехнике». – М.: ИРПО «Академия», 2008.

6. Новиков П.Н. «Задачник по электротехнике». – М.: «Академия», Серия: Начальное профессиональное образование, 2006.

7. Дубина А.Г., Орлова С.С. «МS Excel в электротехнике и электронике». – С-Пб.: «БХВ-Петербург», 2006.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

контролировать выполнение заземления, зануления

практические занятия,

решение расчётных задач

пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании

практические занятия,

лабораторная работа

снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации

практические занятия,

решение расчётных задач

Знания:

основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей

контрольная работа, тестирование

сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов

практические занятия, решение расчётных и качественных задач

основные законы электротехники

контрольная работа, тестирование, решение расчётных и качественных задач

правила графического изображения и составления электрических схем

практические занятия, решение расчётных задач

условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин

тестирование

основные элементы электрических сетей

тестирование

принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения

лабораторная работа, практическая работа, решение расчётных и качественных задач

двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принцип действия правила пуска, остановки

лабораторная работа, практическая работа, тестирование

правила техники безопасности при работе с электрическими приборами

тестирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое общешкольное занятие клуба "Моя профессия" -"слесарь по ремонту автомобилей".

Краткий экскурс в профессию автомеханик поможет ребятам  разобраться в устройстве автомобиля....

рабочая программа по электротехнике для специальности "Токарь-универсал"

Рабочая программа учебной дисциплины«Основы электротехники» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта утвержденного приказом Министерства образования и...

Рабочая программа по электротехнике для специальности "Станочник (металлообработка)"лесарь"

Данная программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы ГОУ НПО ПЛ № 49 в соответствии с ФГОС по профессиям НПО, входящим в состав укрупнённой группы профессий ­­­...

Рабочая программа для обучающихся по специальности "Техническое обслуживание автомобиля"

Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» предназначена для изучения математики в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) о...

[Рабочие программы] 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования

[Рабочие программы] 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования...

Презентация: Физика в профессии Слесарь по ремонту автомобилей

Физика в профессии Слесарь по ремонту автомобилей...