Рабочая программа по физике к учебнику С.В. Громова для обучающихся 7 класса
рабочая программа по физике (7 класс) по теме
Рабочая программа по физике (7 класс) содержит не только подробную пояснительную записку, но и в тематическом планировании указан перечень необходимого оборудования к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_fizike_7_klass.doc | 245 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по физике для 7 класса
Составитель:
учитель физики
Рощупкина Людмила Анатольевна
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для обучающихся 7 класса общеобразовательной школы разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по физике, Программы по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы: Н.К. Мартынова, Н.Н. Иванова), Положения о рабочей программе, Учебного плана МОУ «Первомайская сош» на 2010-2011 учебный год.
Физика как наука вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Для формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Поэтому цели изучения физики на ступени основного общего образования будут следующие:
- освоение знаний о тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц и выявлять эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
- воспитание убеждённости в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности.
Основное содержание курса физики и обязательный минимум содержания для обучающихся 7 класса:
Тема | Кол-во часов | Основное содержание (курсивом выделены предметные темы, требующие привлечения дополнительных источников) | Обязательный минимум содержания (курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников) |
Введение | 5 | Что изучает физика. Физические явления. Методы научного познания. Наблюдения, Опыты, измерения. Погрешности измерений. | Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы. Измерение физических величин. Погрешности измерений. Международная система единиц. Роль физики в формировании научной картины мира. |
Движение и взаимодействие тел | 20 | Механическое движение. Тело отсчёта. Относительность движения. Материальная точка (частица). Траектория и путь. Равномерное движение. Скорость. Неравномерное движение. Средняя скорость. Взаимодействие тел. Инерция. Масса тела. Плотность. Сила. Сила тяжести. Свободное падение. Равнодействующая сила. Деформации тел. Сила упругости. Закон Гука. Динамометр. Вес тела. Сила трения. | Механическое движение. Путь. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса. Плотность. Сила. Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Свободное падение. Вес тела. |
Работа и мощность | 11 | Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Правило моментов. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия. | Работа. Мощность. Условия равновесия тел. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. |
Строение вещества | 8 | Молекулы и атомы. Диффузия. Движение молекул. Притяжение и отталкивание молекул. Смачивание и капиллярность. Агрегатные состояния вещества. Основные положения молекулярно-кинетической теории. | Строение вещества. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел. |
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов | 26 | Давление и сила давления. Давление твёрдых тел. Давление газа. Применение сжатого воздуха. Давление в жидкости. Закон Паскаля. Гидростатическое давление. Сообщающиеся сосуды. Закон сообщающихся сосудов. Атмосфера Земли. Атмосферное давление и его измерение. Барометры и манометры. Водопровод. Насос. Гидравлический пресс. Выталкивающая сила. Закон Архимеда. Плавание тел. Воздухоплавание. | Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел. |
«Физика» продолжает формировать естественнонаучную картину мира, изучив пропедевтические курсу «Окружающий мир» в начальной школе и «Природоведение» в 5 классе.
Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю) из которых 7 часов – резервных, которые используются на проведение административных контрольных работ, на обобщение и повторение материала.
Программой предусмотрено проведение:
- контрольных работ – 4 тематических («Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества», «Виды сил», «Работа и мощность», «Сила Архимеда. Плавание тел») и 1 итоговая;
- фронтальных лабораторных работ – 8 (Введение: «Измерение объёма жидкости с помощью измерительного цилиндра»; Движение и взаимодействие тел: «Измерение массы тела на рычажных весах», «Измерение плотности твёрдого тела», «Измерение силы с помощью динамометра»; Работа и мощность: «Выяснение условия равновесия рычага», «Определение КПД наклонной плоскости»; Строение вещества: «Определение размеров малых тел»; Давление твёрдых тел, жидкостей и газов: «Измерение выталкивающей (архимедовой) силы»);
- физических диктантов – 5 (по темам «Введение», «Движение и взаимодействие тел», «Работа и мощность», «Строение вещества», «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»).
Домашние задания разные – чтение параграфа в учебнике, подготовка доклада и представление его в виде презентации, решение задач, выполнение экспериментальных заданий. Последняя форма домашних заданий является особенной, так как только на уроках физике могут быть такие задания. В 7 классе предусмотрены следующие экспериментальные домашние задания:
- Определение собственной средней скорости.
- Определение плотности мыла.
- Наблюдение действия силы тяжести.
- Проверка правила рычага.
- Вычисление скорости протекания диффузии.
- Вычисление собственного давления на землю.
- Наблюдение действия давления газа.
- Наблюдение закона Паскаля.
- Наблюдение гидростатического давления.
- Наблюдение действия атмосферного давления.
- Наблюдение плавания тел в разных по плотности жидкостях.
- Определение средней плотности своего тела для выяснения плавания человека в морской воде.
Обучающиеся 7 класса первый год будут изучать Программу основного общего образования по физике, которая рассчитана на 3 года обучения (7-9 классы) и к концу года должны:
Тема | Основные требования |
Введение | Иметь представление о методах физической науки, её целях и задачах. Знать и понимать такие термины, как материя, вещество, физическое тело, физическая величина, единица физической величины. При изучении темы у обучающихся должны сформироваться первоначальные знания об измерении физических величин. |
Уметь объяснять устройство, определять цену деления и пользоваться простейшими измерительными приборами (мензурка, линейка, термометр). | |
Знать физические явления, их признаки, физические величины и их единицы (путь, скорость, инерция, масса, плотность, сила, деформация, вес, равнодействующая сила). | |
Движение и взаимодействие тел | Знать законы и формулы (для определения скорости движения тела, плотности тела, давления, формулы связи между силой тяжести и массой тела). |
Уметь решать задачи с применением изученных законов и формул; изображать графически силу (в том числе силу тяжести и вес тела); измерять массу тела на рычажных весах, силу – динамометром, объём тела – с помощью мензурки; определять плотность твёрдого тела; пользоваться таблицами скоростей тел, плотностей твёрдых тел, жидкостей и газов. | |
Работа и мощность | Знать физические величины и их единицы (механическая работа, мощность, плечо силы, коэффициент полезного действия). |
Знать законы и формулы (для вычисления механической работы, мощности, условия равновесия рычага, «золотое правило» механики, КПД простого механизма) | |
Уметь объяснять устройство и чертить схемы простых механизмов (рычаг, блок, ворот, наклонная плоскость); решать задачи с применением изученных законов и формул; экспериментально определять условия равновесия рычага и КПД наклонной плоскости. | |
Строение вещества | Иметь представление о молекулярном строении вещества, явлении диффузии, связи между температурой тела и скоростью движения молекул, силах взаимодействия между молекулами. Знать и понимать сходства и различия в строении вещества в различных агрегатных состояниях. |
Уметь применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению диффузии в жидкостях и газах, явления смачивания и несмачивания, капиллярности, а также различий между агрегатными состояниями вещества. | |
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов | Знать физические явления и их признаки; физические величины и их единицы (выталкивающая и подъёмная силы, атмосферное давление); фундаментальные экспериментальные факты (опыт Торричелли), законы (закон Паскаля, закон сообщающихся сосудов) и формулы (для расчёта давления внутри жидкости, архимедовой силы). |
Уметь применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению давления газа и закона Паскаля; экспериментально определять выталкивающую силу и условия плавания тел в жидкости; решать задачи с применением изученных законов и формул; объяснять устройство и принцип действия барометра-анероида, манометра, насоса, гидравлического пресса. |
С предметом физика семиклассники встретятся впервые, но с некоторыми темами они уже встречались в курсах «Природоведение», «Окружающий мир», «Математика». Таким образом межпредметная связь предмета физика с другими предметами выглядит следующим образом:
Тема, изучаемая в курсе физики в 7 классе | Предмет, тема изучаемая на другом предмете | Деятельность |
Что изучает физика | Природоведение (5 класс). Различные физические явления (механические, тепловые, световые) и их использование в повседневной жизни. | Основываясь на том, что обучающиеся уже знакомы с некоторыми видами физических явлений при изучении данной темы необходимо изучить все виды явлений и продемонстрировать. |
Методы научного познания. Наблюдения. Опыты, измерения. | Окружающий мир (начальная школа). Способы познания окружающего мира: наблюдения; опыты; измерения. Знакомство с термометром и измерение температуры воздуха, воды. Правила измерения температуры тела человека. Природоведение (5 класс). Наблюдения, опыты и измерения, их взаимосвязь при изучении объектов и явлений природы. Измерение длины, температуры, массы, времени. | Систематизировать полученные ранее знания обучающихся. |
Физические величины и их измерение | Математика (начальная школа). Сравнение предметов по разным признакам: длине, массе, вместимости. Длина. Единицы длины: миллиметр (мм), сантиметр (см), дециметр (дм), метр (м), километр (км). Соотношения между ними. Масса. Единицы массы: грамм (г), килограмм (кг), центнер (ц), тонна (т). Соотношения между ними. Вместимость. Единица вместимости литр (л). Время. Единицы времени: секунда (с), минута (мин), час (ч), сутки (сут.), неделя, месяц (мес.), год, век. Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр (см2), квадратный дециметр (дм2), квадратный метр (м2). Вычисление площади прямоугольника (квадрата). Измерение длин сторон предметов, имеющих форму прямоугольников (параллелепипедов) с использованием линейки, рулетки, сантиметровой ленты. Определение времени по часам с точностью до часа; с точностью до минуты. Соотношения между ними.Математика (5 класс). Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. | Систематизировать полученные ранее знания обучающихся. |
Равномерное движение. Скорость. | Математика (начальная школа). Зависимость между величинами, характеризующими процесс движения. Скорость, время, пройденный путь при равномерном прямолинейном движении. Математика (5 класс). Представление зависимости между величинами в виде формул. | Систематизировать полученные ранее знания обучающихся. |
Взаимодействие тел. Масса. | Математика (начальная школа). Взвешивание предметов. Окружающий мир (начальная школа). Измерение массы своего тела | Акцент делается на изучение понятия «масса», рассматриваются разные виды весов и детально изучаются лабораторные весы. |
Агрегатные состояния вещества. | Окружающий мир (начальная школа). Разнообразие веществ в окружающем мире; твердые, жидкие, газообразные вещества. Соль, сахар как примеры твердых веществ. Воздух – смесь газообразных веществ; легко определяемые свойства воздуха (не виден, не имеет запаха; летуч; легко сжимается; благодаря наличие в нем кислорода, является условием горения). Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода; легко определяемые свойства воды (текуча, не имеет цвета и запаха; занимает форму любого сосуда); ее распространение в природе, значение для живых организмов. Три состояния воды. Природоведение (5 класс). Сравнение свойств веществ в газообразном, жидком и твердом состоянии. | Систематизировать полученные ранее знания обучающихся. |
Атмосферное давление и его измерение. | Природоведение (5 класс). Измерение атмосферного давления. | |
Атмосфера Земли. | География (6-7 класс). Значение атмосферы для жизни на Земле. | |
Барометры и манометры. | География (6 класс). Организация наблюдений за погодой; измерения элементов погоды с помощью приборов (термометра, барометра, флюгера, гигрометра, осадкомера). Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой. |
Изучение материала изучается последовательно, начиная с темы «Введение», где обучающиеся знакомятся с основными терминами предмета, методами изучения предмета, затем изучают темы: «Движение и взаимодействие тел» – здесь встречаются знакомые величины из курса математики (скорость, время, путь, масса, объём) и новые (плотность, сила), новые понятия (инерция, сила и т.д.), а также знакомятся с требованиями решения физической задачи; «Работа и мощность» – данная тема связана с предыдущей, так как понятие работы вводится на основе понятия сила, а дальше мощность, КПД связаны с понятием работа; «Строение вещества» – тема изучается на уровне «обучающиеся должны иметь представление» (не изучают величин, формул, не решают задачи), так как к этой теме обучающиеся вернуться в 8 классе и изучат её более детально; «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов» – завершающая тема курса физики в 7 классе, познавательная, обучающиеся видят связь физики с различными сферами деятельность человека (использование отбойного молотка для разрыхления мёрзлых грунтов, откалывания от массива кусков горных пород, угля; исследование морских глубин; принцип действия шлюзов; принцип действия шприца, пипетки и т. д.)
Контроль осуществляется в форме тестирования и контрольных работ. Контрольные работы четырёх вариантов одинаковой трудности включают в себя три части: I, II и III (повышенный) уровень сложности. Первая часть контрольной работы соответствует минимуму требований стандарта образования. При выполнении контрольной работы обучающийся сам решает, какой уровень ему выбрать в зависимости от того, какую отметку он желает получить (I – «3», II – «4», III – «5»). Структура тестов идентична тестам ГИА и содержит 20 заданий части А, 3-5 заданий части В и 3 задания части С. Обучающиеся также имеют возможность самостоятельно определить объём выполнения тестовых заданий (часть А – «3», А, В – «4», А, В, С – «5»).
Сегодня в преподавании необходимо перейти от объяснения нового знания к организации “открытия” его детьми. Это можно осуществить при помощи системы уроков на базе деятельностного подхода. Учитель при таком обучении является партнером. На уроке идет процесс взаимодействия учителя и ученика.
При деятельностном подходе в обучении физике используются дидактические средства: экспериментальные установки, физические задачи, компьютерные программы. Однако имеется определенная специфика в под боре традиционных дидактических средств, при организации урока на деятельностной основе. Так, при объяснении какого-либо физического явления достаточно проиллюстрировать это яв ление на одной экспериментальной установке, с одним объектом. Если же организуется деятельность учащихся по созданию понятия о явлении, необходима серия экспериментов с разными объектами, при разных воздействиях и в разных условиях.
Таким образом, суть деятельностного подхода в обучении физике состоит в том, что на любом занятии организуется деятельность самих учащихся по созданию и (или) применению отдельных элементов или системы физических знаний
При реализации данной программы используются ИК технологии как на уроках разного типа (при изучении нового материала, при решении задач, во время контрольных работ и т.д.), так и на разных этапах урока (проверка домашнего задания, изучение нового материала, закрепление. Использование ИКТ при проверке домашнего задания позволяет активно вовлекать обучающихся в учебный процесс. При изучении нового материала ИКТ на уроках физики позволяют повышать интерес к изучению предмета, расширяют возможности демонстрации опытов через использование виртуальных образов, что повышает мотивацию обучающихся к процессу учения, создаются условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мира.
Многие явления в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстрированы. К примеру, это явления микромира, либо быстро протекающие процессы, либо опыты с приборами, отсутствующими в кабинете. В результате обучающиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить. Компьютер может не только создать модель таких явлений, но также позволяет изменять условия протекания процесса, "прокрутить" с оптимальной для усвоения скоростью. На этапе закрепления и контроля знаний использование ИКТ превращает их в настоящий творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения. Использую интерактивные тесты из электронных учебников
Физика – наука экспериментальная, её преподавание всегда сопровождается демонстрационным экспериментом. Методика обучения физике сложнее методик преподавания других предметов. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении физики деформирует методику её преподавания как в сторону повышения эффективности обучения, так и в сторону облегчения работы учителя.
Также используется технология проблемного обучения основой которой является создание ситуаций, формировка проблем, подведение обучающихся к проблеме, что включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Это позволяет направить деятельность обучающихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечивает мотивационную сторону деятельности, вызывает интерес к ней.
При обучении физике ведущими методами обучения являются: информационно-развивающий, проблемно-поисковый, частично-поисковый, эвристический. Например, частично-поисковый метод позволяет выполнять обучающимся отдельных шагов решения поставленной учебной проблемы, отдельных этапов исследования путем самостоятельного активного поиска.
Для реализации данной программы, необходимо использовать следующую литературу:
- Для учителя:
1. Громов С.В. Физика: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
2. Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. 7 класс. – М.: «ВАКО», 2003.
3. Марон А.Е. Контрольные тесты по физике: 7, 8, 9 кл.: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2001.
4. Волков В.А. Тесты по физике: 7-9 классы. – М.: ВАКО, 2009.
5. Шилов В.Ф. Домашние экспериментальные задания по физике. 7-9 классы. – М.: Школьная пресса, 2003.
6. Никифоров Г.Г. Погрешности измерений при выполнении лабораторных работ по физике. 7-11 кл. – М.: Дрофа, 2004.
7. Шахмаев Н.М., Шилов В.Ф. Физический эксперимент в средней школе: Механика. Молекулярная физика. Электродинамика. – М.: Просвещение, 1989.
8. Хорошавин С.А. Физический эксперимент в средней школе. – М.: Просвещение, 1988.
9. Набор видеокассет «Физический эксперимент»
- Для обучающихся:
- Кибальченко А.Я. Физика для увлечённых. Решать задачи трудНО вместе возможно. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005.
- Балашов М.М. О природе: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1991.
- Горев Л.А. Занимательные опыты по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1985.
- Физика: Школьный курс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.
А также электронные ресурсы для учителя и обучающихся:
- 1С: Школа. Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий.
- Полный интерактивный курс физики. Открытая физика.
- «Кирилл и Мефодий». Библиотека электронных наглядных пособий. Физика 7-11 класс.
- «Формоза». Живая физика.
- 1С: Репетитор. Физика.
- Просвещение. Физика. Основная школа. 7-9 классы. Мультимедийное учебное пособие нового образца.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Средства обучения, демонстрации | Требования к уровню обучения (базовый) | Вид контроля | Домашнее задание | ||||
И | Ф | |||||||||
| ||||||||||
1 | 1 | Что изучает физика | Демонстрация явлений: механических (тележка), электрических (источник тока, 2 штатива, мед. провод, бум. флажки, эбонитовая палочка, лепестки бумаги), магнитных (компас, железные опилки, дугообразный магнит), оптических (выпуклое и вогнутое зеркала, капроновая лента), тепловых (бумажная «кастрюля», штатив, сухой спирт, чаша, спички), атомных (микроскоп), акустических (2 камертона). Портреты физиков. | Знать/понимать смысл понятия «физическое явление» | Опрос | §1 | ||||
2 | 2 | Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты | Демонстрация физических тел: линейки из дерева, пластмассы, железа, термометр, секундомер, гиря на верёвочке. | Понимать разницу между наблюдением и опытом | Опрос | §2, 3 | ||||
3 | 3 | Физические величины и их измерение | Линейка, секундомер, термометр, амперметр, вольтметр | Уметь определять цену деления измерительных приборов, понимать разницу между физическим явлением и физической величиной | Физ. диктант по опр | §4, №2, 4 | ||||
4 | 4 | Физические величины и их измерение. Решение экспериментальных задач на определение длины | Линейка, метр | Уметь использовать измерительные приборы для измерения длины | Опрос | |||||
5 | 5 | Лабораторная работа №1 «Измерение объёма жидкости с помощью измерительного цилиндра» | Мензурка, стакан с водой | Уметь использовать измерительные приборы для измерения объёма тел | Тест | |||||
| ||||||||||
1 | 6 | Механическое движение | Демонстрация механического движения» тележка, мяч | Знать/понимать смысл понятий: путь, траектория | Опрос | §5, №6 | ||||
2 | 7 | Скорость в механическом движении | Демонстрации:
| Знать/понимать смысл понятий: скорость | Опрос | §6, №8, 10, 12 | ||||
3 | 8 | Измерение скорости равномерного прямолинейного движения | Демонстрация равномерного движения: капельница, тележка, блок, гиря | Уметь описывать равномерное прямолинейное движение | Опрос | экспер. задание стр. 17, №14, 16 | ||||
4 | 9 | Расчёт пути и времени движения | Карточки с задачами | Уметь решать задачи на расчёт пути, скорости и времени движения | Опрос | №18, 20, 22 | ||||
5 | 10 | Инерция | Демонстрация явления инерции: 2 тележки, наклонная плоскость, песок | Уметь описывать и объяснять явление инерции | Опрос | §7, №23, 24 | ||||
6 | 11 | Взаимодействие тел. Масса | Демонстрация взаимодействия тел: 2 тележки к одной из которых прикреплена упругая пластина, скреплены нитью, спички Весы учебные | Знать/понимать смысл величины: масса | Опрос | §8, №26 | ||||
7 | 12 | Плотность вещества | Демонстрация опыта по взвешиванию тел разной массы, но одинакового объёма: веся с гирями, 3 цилиндра (алюминиевый, медный, железный) | Знать/понимать смысл величины: плотность | Опрос | §9, №30. 32 | ||||
8 | 13 | Расчёт массы, объёма и плотности тела | Уметь решать задачи на расчёт массы и объёма тела по его плотности | Опрос | §10, №34, 36, 38 | |||||
9 | 14 | Плотность вещества. Решение задач | Карточки с задачами | Уметь решать задачи на расчёт плотности тела по его массе и объёму | Опрос | №40, 42, 44 | ||||
10 | 15 | Лабораторная работа №2 «Измерение массы тела на рычажных весах» | Весы с гирями, 3 тела разной массы | Уметь измерять массу тела, выражать результаты измерений в СИ | Физ. диктант по опр. Л/р | |||||
11 | 16 | Лабораторная работа №3 «Определение плотности твёрдого тела» | Весы с гирями, твёрдое тело на нити, мензурка с водой | Уметь использовать измерительные приборы для измерения массы и объёма твёрдых тел | Л/р | Подготовиться к К/р | ||||
12 | 17 | Контрольная работа №1 по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества» | Карточка К/р №1 | Уметь применять полученные знания при решении задач | К/р | |||||
13 | 18 | Сила | Демонстрация взаимодействия шаров при столкновении Брусок, чаша с водой, пробка, кнопка, магнит | Знать/понимать смысл понятия: взаимодействие, смысл физической величины: сила | Опрос | §11 | ||||
14 | 19 | Явление тяготения. Сила тяжести | Демонстрация явления тяготения: лист бумаги, птичье перо, камень, трубка Ньютона | Знать/понимать смысл закона всемирного тяготения, понятия: сила тяжести. Уметь вычислять силу тяжести при известной массе | Опрос | §12, №46 | ||||
15 | 20 | Равнодействующая сила | Презентация: Равнодействующая сила | Уметь находить равнодействующую сил, направленных вдоль одной прямой | Опрос | §13 | ||||
16 | 21 | Сила упругости. Закон Гука | Демонстрации:
| Знать/понимать причины возникновения силы упругости и уметь вычислять её. Уметь вычислять силу упругости | Опрос | §14, №48, 50 | ||||
17 | 22 | Динамометр. Вес тела | Демонстрации:
| Знать/понимать устройство и принцип действия динамометра, различие между весом тела и силой тяжести, понимать, что вес тела – величина, зависящая от характера движения тела и расположения опоры | Опрос | §15, №52, 54 | ||||
18 | 23 | Сила трения | Презентация: виды трения | Уметь описывать и объяснять явление трения, знать способы увеличения и уменьшения трения | Опрос | §16, 17, №56 Подготовить доклад + презентацию по теме «Трение в быту и технике» | ||||
19 | 24 | Лабораторная работа №4 «Измерение силы при помощи динамометра» | Динамометр, деревянный брусок, набор грузов, деревянная дощечка, катки (карандаши) | Знать/понимать, от чего зависит сила трения и уметь вычислять коэффициент трения | Физ. диктант по опр. Л/р | Подготовиться к К/р | ||||
20 | 25 | Контрольная работа №2 по теме «Виды сил» | Карточка К/р №2 | Уметь применять полученные знания при решении задач | К/р | |||||
| ||||||||||
1 | 26 | Механическая работа | Презентация: Механическая работа | Знать/понимать смысл величины: работа, уметь вычислять механическую работу для простейших случаев | §18, №58, 60 | |||||
2 | 27 | Мощность | Демонстрация: определение мощности ученика при подъёме по лестнице | Знать/понимать смысл величины: мощность, уметь вычислять мощность для простейших случаев | Опрос | §19, №64 | ||||
3 | 28 | Расчёт работы и мощности | Карточки с задачами | Уметь решать задачи на расчёт работы и мощности | Опрос | №62, 66 | ||||
4 | 29 | Простые механизмы. Рычаг | Демонстрация: поднятие груза с помощью рычага (рычаг, груз) Рычаг на штативе, набор грузов, линейка | Знать виды простых механизмов и их применение | Опрос | §20, №68 | ||||
5 | 30 | Правило моментов | Ножницы, отвёртки с большими рукоятками, гаечные ключи | Знать формулу для вычисления момента силы | Опрос | §21, №70 | ||||
6 | 31 | Лабораторная работа №5 «Выяснение условия равновесия рычага» | Рычаг на штативе, набор грузов, линейка | Уметь на практике определять условия равновесия рычага. Понимать необходимость и границы применения рычагов | Л/р | |||||
7 | 32 | Блок | Демонстрация подъёма груза при помощи неподвижного и подвижного блоков | Понимать необходимость и границы применения блоков | Опрос | §22, №72, 74 | ||||
8 | 33 | Простые механизмы и их применение | Демонстрации: работа ворота и наклонной плоскости, действия клина (модель ворота, наклонная плоскость, деревянный брусок, динамометр) | Использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: рационального применения простых механизмов | Опрос | §23 | ||||
9 | 34 | Коэффициент полезного действия | Демонстрация: работа подвижного блока (модель блока, набор грузов, динамометр, линейка) | Знать/понимать смысл КПД | Опрос | §24, №76 | ||||
10 | 35 | Лабораторная работа №6 «Определение КПД наклонной плоскости» | Набор грузов, линейка, наклонная плоскость, деревянный брусок, динамометр | Знать/понимать смысл КПД, уметь вычислять КПД простых механизмов | Физ. диктант по опр. Л/р | Подготовиться к К/р | ||||
11 | 36 | Контрольная работа №3 по теме «Работа и мощность» | Карточка К/р №3 | Уметь применять полученные знания при решении задач | К/р | |||||
| ||||||||||
1 | 37 | Строение вещества | Демонстрация опытов рис.66, 67, 68: штатив с кольцом, металлический шар, химический стакан, колба, набор пробирок, горелка, красящий раствор, модели молекул воды и кислорода | Знать/понимать смысл понятий: вещество, атом, молекула | §25 | |||||
2 | 38 | Молекулы и атомы. Лабораторная работа №7 «Определение размеров малых тел» | Модели молекул, линейка, пшено, книга, тонкая проволока, карандаш | Уметь на практике определять размеров малых тел | Л/р | Опрос | §26 | |||
3 | 39 | Диффузия в газах жидкостях и твёрдых телах | Демонстрации:
| Уметь описывать и объяснять явление диффузии | Опрос | §27 | ||||
4 | 40 | Взаимодействие молекул | Демонстрации:
| Знать/понимать смысл понятия: взаимодействие, уметь приводить примеры практического использования взаимодействий | Опрос | §28 | ||||
5 | 41 | Смачивание и капиллярность | Демонстрации:
| Знать/понимать смысл понятий: смачивание, капиллярность | Опрос | §29 | ||||
6 | 42 | Агрегатные состояния вещества | Демонстрации:
| Уметь описывать и объяснять различие свойств вещества в разных агрегатных состояниях | Опрос | §30 | ||||
7 | 43 | Строение твёрдых, жидких и газообразных тел | Демонстрации: явления текучести жидкости (модели кристаллических решёток твёрдых тел, стеклянные сосуды различной формы) | Уметь описывать и объяснять различие свойств вещества в разных агрегатных состояниях | Физ. диктант по опр | §31 | ||||
8 | 44 | Первоначальные сведения о строении вещества. Обобщение | Презентация | Уметь объяснять физические явления на основе представлений о строении вещества | Тест | |||||
| ||||||||||
1 | 45 | Давление и сила давления | Демонстрации: зависимость давления от действующей силы и от площади опоры (2 дощечки с гвоздями, набор грузов, динамометр) | Знать/понимать смысл величины: давление, знать/понимать, для чего и какими способами уменьшают или увеличивают давление. Уметь решать задачи на вычисление давления | §32, №78, 80 | |||||
2 | 46 | Давление в природе и технике | Презентация: Давление в природе и технике | Знать, где применяется давление | Опрос | §33, №82, 84 | ||||
3 | 47 | Давление газа | Демонстрация давления газа (воздушный шарик, пипетка, резиновая груша, воздушный насос с колоколом или видео опыт) | Уметь описывать и объяснять давление, создаваемое газами | Опрос | §34 | ||||
4 | 48 | Давление в природе и технике | Презентация: Давление в природе и технике | Знать, где применяется сжатый воздух | Опрос | §35 | ||||
5 | 49 | Закон Паскаля | Демонстрация закона Паскаля (шар Паскаля) | Знать/понимать смысл закона Паскаля, уметь описывать и объяснять передачу давления жидкостями и газами | Опрос | §36, №86 | ||||
6 | 50 | Гидростатическое давление | Демонстрация зависимости давления от высоты столба жидкости (пластиковая бутылка с отверстиями, вода) | Уметь описывать и объяснять давление, создаваемое жидкостями и газами | Опрос | §37, №88, 90 | ||||
7 | 51 | Давление на дне морей и океанов. Исследование морских глубин | Презентация: Давление на дне морей и океанов. Исследование морских глубин | Уметь описывать и объяснять давление, создаваемое жидкостями и газами | Опрос | §38 | ||||
8 | 52 | Расчёт давления | Аквариум, линейка | Уметь рассчитывать давление жидкости на дно и стенки сосуда | Опрос | |||||
9 | 53 | Сообщающиеся сосуды | Сообщающиеся сосуды | Уметь описывать и объяснять, почему однородная жидкость в сообщающихся сосудах находится на одном уровне, знать применение сообщающихся сосудов | Опрос | §39, №92 | ||||
10 | 54 | Атмосфера и атмосферное давление | Презентация | Уметь описывать и объяснять явление атмосферного давления. | Опрос | §40, №94 | ||||
11 | 55 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли | Уметь использовать барометры для измерения атмосферного давления | Опрос | §41, №96 | |||||
12 | 56 | Барометр-анероид | Барометр-анероид | Уметь использовать барометры для измерения атмосферного давления | Опрос | §42 | ||||
13 | 57 | Расчёт атмосферного давления | Уметь решать качественные и расчётные задачи на определение давления | Опрос | №98 | |||||
14 | 58 | Манометры | Манометры | Знать/понимать устройство и принцип действия манометра | Опрос | §43 | ||||
15 | 59 | Водопровод. Поршневой жидкостный насос | Презентация | Знать/понимать, что такое водопровод, поршневой жидкостный насос и где они применяются | Опрос | §44 | ||||
16 | 60 | Гидравлический пресс | Схема | Знать/понимать, что такое гидравлический пресс и где он применяется | Опрос | §45 | ||||
17 | 61 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело | Аквариум, тела из разных веществ | Уметь описывать и объяснять действие жидкости и газа на погруженное в них тело | Опрос | §46 | ||||
18 | 62 | Закон Архимеда | Архимедово ведёрко | Знать/понимать смысл закона Архимеда | Опрос | §47, №100 | ||||
19 | 63 | Лабораторная работа №8 «Измерение выталкивающей (архимедовой) силы» | Уметь вычислять архимедову силу | Л/р | ||||||
20 | 64 | Плавание тел | Аквариум, тела | Уметь описывать и объяснять явление плавания тел | Опрос | §48, №102, 104 | ||||
21 | 65 | Расчёт выталкивающей силы | Уметь вычислять выталкивающую силу | Опрос | №106, 108, 110 | |||||
22 | 66 | Контрольная работа №4 по теме «Сила Архимеда. Плавание тел» | Карточка К/р №4 | Уметь применять полученные знания при решении задач | К/р | |||||
23 | 67 | Плавание животных и человека | Презентация | Уметь описывать и объяснять явление плавания | Физ. диктант по опр. | §49, №112, 114 | ||||
24 | 68 | Плавание судов | Презентация | Понимать принцип воздухоплавания | Опрос | §50, №116, 118 | ||||
25 | 69 | Воздухоплавание | Презентация | Понимать принцип плавания судов | Опрос | §51, №120, подготовиться к ИК/р | ||||
26 | 70 | Итоговая контрольная работа | Карточка ИК/р | Уметь применять полученные знания при решении задач | ИК/р |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ по учебнику А.В. Перышкина "Физика. 8 класс"
Настоящая программа составлена на основе авторской программы: «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина.При реализации рабочей программы используется УМК Перышкина А. В, Гутник ...
Рабочая программа по физике по учебнику физики 7 класс Генденштейн Л.Э и др
Рабочая программа составлена в соответствии со ФГОС. Редактирование и корректировка учителя русского языка и литературы Коноваловой Елены Геннадьевны...
Рабочая программа по физике к учебнику физики Г. Я. Мякишева. 11класс. Базовый уровень (2 часа).
Главное отличие - расписанные на каждый урок формы организации учебных занятий и виды учебной деятельности....
Рабочая программа по физике к учебнику физики Г. Я. Мякишева. 11класс. Профильный уровень (5 часов).
Главное отличие - расписанные на каждый урок формы организации учебных занятий и виды учебной деятельности....
Учебная рабочая программа по физике к учебнику А.В.Перышкина "Физика. 8 класс", ФГОС, рассчитанная на два часа в неделю.
Рабочая программа по физике 8 класса к учебнику А.В.Перышкина, ФГОС. " часа в неделю...
Рабочая программа по физике. Автор учебника А.В. Перышкин, Е.М. Гутник "Физика 9".
Рабочая программа по физике. Автор учебника А.В. Перышкин, Е.М. Гутник "Физика 9"....