Личностные подходы воспитания
статья по физике (7 класс) по теме
Статья содержит в себе индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностные подходы воспитания
Учитель физики Кулешова Т.Е.
С первых дней работы в МБВСОУ Центре образования имени Героя России В.Духина г.Ставрополя я поняла, что нужно проявлять неподдельный интерес к жизни ученика, к его радостям и огорчениям, стремлениям и неудачам, к его личным переживаниям. Я считаю, что детей нужно любить сердцем, воспитывать добротой, стремиться понять каждого из них. Я – преподаватель физики и считаю, что эта наука самая интересная, она способствует воспитанию у детей любви к окружающему миру, воспитанию красоты, умения найти себя в этом огромном пространстве жизни. Ребенок каждый день, с первых уроков делает открытия, но открытия не для человечества, а для этого маленького человека. Познавательная активность ученика выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности. Повысить активность – задача каждого урока. И эту задачу надо решать целенаправленно и систематически через активные формы и методы обучения, индивидуальные и групповые задания, дидактический материал, лабораторные работы, экскурсии, игры, которые никогда не оставляют учеников равнодушными, они пробуждают интерес к окружающей природе и к физике.
Для меня наиболее значимыми принципами в дифференцированном обучении выступают:
проблемность (получение знаний не в готовом виде, а в результате собственной активной познавательной деятельности);
взаимообучение (мобилизация групповых, парных форм деятельности);
исследование изучаемых проблем и явлений (развитие учебно-познавательной деятельности);
индивидуализация (организация деятельности с учетом индивидуальных способностей);
создание мотивации (активная мыслительная деятельность).
В своей работе я выделяю два варианта дифференцированного обучения:
1. Внутриклассная дифференциация.
2. Внешняя дифференциация, или профильное обучение организованное на основе психодидактической диагностики, экспертной оценки, рекомендаций преподавателей и воспитателей, самоопределения учеников.
Особенность внутриклассной дифференциации состоит в необходимости её применения не только в среднем звене, но и в профильных классах. Нет сомнения, что, даже отобрав группу учеников с помощью пропедевтических методов, через некоторое время можно обнаружить расслоение, которое необходимо учитывать.
Уроки каждой темы разделяю на несколько основных типов, в зависимости от изучаемой темы, которые следуют друг за другом в определённой последовательности. Это могут быть:
1. Уроки общего разбора темы. ( Уроки – лекции)
2. Уроки комбинированные. (Семинарские занятия с углубленной проработкой учебного материала).
3. Уроки проверки усвоенного материала. (Фронтальный опрос, физический диктант, краткий тест с выбором ответа или другой вид проверки усвоенного материала).
4. Уроки – лабораторные работы.
5. Уроки решения задач.
6. Уроки обобщения и систематизации знаний – зачёты.
7. Уроки межпредметного обобщения материала.
8. Уроки контроля знаний и др.
Считаю важным организовать уровневую дифференциацию на всех этапах: при планировании, изложении нового материала, закреплении и повторении, при контроле знаний.
В работе выделяю основные этапы личностно-ориентированного урока, присутствующие на каждом типе урока:
1) организационное начало урока, мотивация, сравнение «текущего состояния» с планируемыми целями. Этот этап предполагает: определение места данного урока в последующей системе уроков; использование всех логических уровней для мотивации содержания занятия; учет личностных предпочтений учеников, их личных ожиданий и целей; четкое определение результатов на сенсорном уровне (каждый может представить, сформулировать и прочувствовать результат), на уровне ЗУН, а также на уровне развития способностей;
2) реализация основных этапов урока. На этом этапе предполагаю: организацию изучения материала самими учениками с учетом индивидуальных особенностей и личностных предпочтений, обеспечение баланса между самостоятельным поиском новых знаний учениками и презентацией новых знаний преподавателем; обеспечение (по возможности) ученикам выбора содержания и форм различных видов деятельности; организацию обучения на основе эффективных познавательных стратегий;
3) организация рефлексии и обратной связи, коррекция промежуточных результатов. Этот этап предполагает: организацию индивидуальной групповой рефлексии в форме диалога, обсуждения, письменного изложения; выявление личностных стратегий, которым следовали ученики в процессе различных видов познавательной деятельности, их анализ и обсуждение;
4) завершение урока, подведение итогов. Последний этап предполагает: обобщение всех полученных результатов и определение дальнейшего «маршрута следования; рассмотрение вопроса о применении знаний: для последующего обучения, реализации более далеких личностных и профессиональных перспектив; использование преподавателем позитивных оценок.
Средствами реализации личностно-ориентированного урока являются:
- создание атмосферы заинтересованности и активности ученика в работе (стимулирование учеников к высказываниям, поощрение инициативы и активности);
- организация равноправного партнерского обмена между участниками образовательного процесса (проявление доброжелательности в общении; проявление уважительного отношения к мнениям, высказываниям, суждениям учеников; создание возможности задавать вопросы);
- обеспечение состояния успешности в процессе обучения (создание ситуации успеха; оценка деятельности не только по конечному результату, но и по процессу его достижения; привлечение самих учеников к оцениванию своей работы);
- организация развивающего пространства (повышение степени самостоятельности в учебной деятельности учеников; постановка и организация проблемных ситуаций);
- формирование эмоционально-целостного отношения к миру, познанию, окружающим, себе (развитие опыта и стремления определять собственное отношение к явлениям, событиям, людям; создание ситуаций причастности ученика к процессам и явлениям природы и общества; создание ситуаций для проявления гуманных качеств личности).
Русский писатель Аркадий Аверченко, знаток человеческой души, особенно детской, верно подметил: «Никогда не показывайте, что вы умнее ребенка; почувствовав ваше превосходство, он, конечно, будет уважать вас за глубину мысли, но сам сейчас же молниеносно уйдет в себя, спрячется, как улитка в раковину».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет. Гуманно- личностный подход в обучении как путь развития школы социоориентированной модели
Педсовет теоретический,августовский. Старт работы педколлектива над методической проблемой школы....
Личностный подход, как путь достижения учащимися базового уровня образования
Методы и пути достижения учащимися базового уровня образования...

Основы гуманно-личностного подхода к детям на уроках математики в средней общеобразовательной школе
Описание педагогического опыта...

Дистанционное обучение грамматике как одна из форм обеспечения личностного подхода в образовательном процессе
Данная работа рассказывает о дистанционном обучении грамматике как одной из форм обеспечения личностного подхода в образовательном процессе...

Личностный подход
Одной из важнейших технологий в системе здоровьесбережения является технология личностного подхода....

Работа с одарёнными детьми как форма личностного подхода в работе
Презентация для музыкальных руководителей, содержащая указания по диагностике музыкальной одарённости детей....