Личностные подходы воспитания
статья по физике (7 класс) по теме

Статья содержит в себе индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostnye_podhody_vospitaniya.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

Личностные подходы воспитания

Учитель физики Кулешова Т.Е.

С первых дней работы в МБВСОУ Центре образования имени Героя России В.Духина г.Ставрополя я поняла, что нужно проявлять неподдельный интерес к жизни ученика, к его радостям и огорчениям, стремлениям и неудачам, к его личным переживаниям. Я считаю, что детей нужно любить сердцем, воспитывать добротой, стремиться понять каждого из них. Я – преподаватель физики и считаю, что эта наука самая интересная, она способствует воспитанию у детей любви к окружающему миру, воспитанию красоты, умения найти себя в этом огромном пространстве жизни. Ребенок каждый день, с первых уроков делает открытия, но открытия не для человечества, а для этого маленького человека. Познавательная активность ученика выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности. Повысить активность – задача каждого урока. И эту задачу надо решать целенаправленно и систематически через активные формы и методы обучения, индивидуальные и групповые задания, дидактический материал, лабораторные работы, экскурсии, игры, которые никогда не оставляют учеников равнодушными, они пробуждают интерес к окружающей природе и к физике.

Для меня наиболее значимыми принципами в дифференцированном обучении выступают:

проблемность (получение знаний не в готовом виде, а в результате собственной активной познавательной деятельности);

взаимообучение (мобилизация групповых, парных форм деятельности);

исследование изучаемых проблем и явлений (развитие учебно-познавательной деятельности);

индивидуализация (организация деятельности с учетом индивидуальных способностей);

создание мотивации (активная мыслительная деятельность).

В своей работе я выделяю два варианта дифференцированного обучения:

1. Внутриклассная дифференциация.

2. Внешняя дифференциация, или профильное обучение организованное на основе психодидактической диагностики, экспертной оценки, рекомендаций преподавателей и воспитателей, самоопределения учеников.

Особенность внутриклассной дифференциации состоит в необходимости её применения не только в среднем звене, но и в профильных классах. Нет сомнения, что, даже отобрав группу учеников с помощью пропедевтических методов, через некоторое время можно обнаружить расслоение, которое  необходимо учитывать.

Уроки каждой темы разделяю на несколько основных типов, в зависимости от изучаемой темы, которые следуют друг за другом в определённой последовательности. Это могут быть:

1. Уроки общего разбора темы. ( Уроки – лекции)

2. Уроки комбинированные. (Семинарские занятия с углубленной проработкой учебного материала).

3. Уроки проверки усвоенного материала. (Фронтальный опрос, физический диктант, краткий тест с выбором ответа или другой вид проверки усвоенного материала).

4. Уроки – лабораторные работы.

5. Уроки  решения задач.

6. Уроки  обобщения и систематизации знаний – зачёты.

7. Уроки межпредметного обобщения материала.

8. Уроки контроля знаний и др.

Считаю важным организовать уровневую дифференциацию на всех этапах: при планировании, изложении нового материала, закреплении и повторении, при контроле знаний.

В работе выделяю основные этапы личностно-ориентированного урока, присутствующие на каждом типе урока:

1) организационное начало урока, мотивация, сравнение «текущего состояния» с планируемыми целями. Этот этап предполагает: определение места данного урока в последующей системе уроков; использование всех логических уровней для мотивации содержания занятия; учет личностных предпочтений учеников, их личных ожиданий и целей; четкое определение результатов на сенсорном уровне (каждый может представить, сформулировать и прочувствовать результат), на уровне ЗУН, а также на уровне развития способностей;

2) реализация основных этапов урока. На этом этапе предполагаю: организацию изучения материала самими учениками с учетом индивидуальных особенностей и личностных предпочтений, обеспечение баланса между самостоятельным поиском новых знаний учениками и презентацией новых знаний преподавателем; обеспечение (по возможности) ученикам  выбора содержания и форм различных видов деятельности; организацию обучения на основе эффективных познавательных стратегий;

3) организация рефлексии и обратной связи, коррекция промежуточных результатов. Этот этап предполагает: организацию индивидуальной групповой рефлексии в форме диалога, обсуждения, письменного изложения; выявление личностных стратегий, которым следовали ученики в процессе различных видов познавательной деятельности, их анализ и обсуждение;

4) завершение урока, подведение итогов. Последний этап предполагает: обобщение всех полученных результатов и определение дальнейшего «маршрута следования; рассмотрение вопроса о применении знаний: для последующего обучения, реализации более далеких личностных и профессиональных перспектив; использование преподавателем позитивных оценок.

Средствами реализации личностно-ориентированного урока являются:

- создание атмосферы заинтересованности и активности ученика в работе (стимулирование учеников к высказываниям, поощрение инициативы и активности);

- организация равноправного партнерского обмена между участниками образовательного процесса (проявление доброжелательности в общении; проявление уважительного отношения к мнениям, высказываниям, суждениям учеников; создание возможности задавать вопросы);

- обеспечение состояния успешности в процессе обучения (создание ситуации успеха; оценка деятельности не только по конечному результату, но и по процессу его достижения; привлечение самих учеников к оцениванию своей работы);

- организация развивающего пространства (повышение степени самостоятельности в учебной деятельности учеников; постановка и организация проблемных ситуаций);

- формирование эмоционально-целостного отношения к миру, познанию, окружающим, себе (развитие опыта и стремления определять собственное отношение к явлениям, событиям, людям; создание ситуаций причастности ученика к процессам и явлениям природы и общества; создание ситуаций для проявления гуманных качеств личности).

Русский писатель Аркадий Аверченко, знаток человеческой души, особенно детской, верно подметил: «Никогда не показывайте, что вы умнее ребенка; почувствовав ваше превосходство, он, конечно, будет уважать вас за глубину мысли, но сам сейчас же молниеносно уйдет в себя, спрячется, как улитка в раковину».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет. Гуманно- личностный подход в обучении как путь развития школы социоориентированной модели

Педсовет теоретический,августовский. Старт  работы  педколлектива над  методической проблемой школы....

Личностный подход на уроке

Личностный подход на уроке...

Личностный подход, как путь достижения учащимися базового уровня образования

Методы и пути достижения учащимися базового уровня образования...

Дистанционное обучение грамматике как одна из форм обеспечения личностного подхода в образовательном процессе

Данная работа рассказывает о дистанционном обучении грамматике как одной из форм обеспечения личностного подхода в образовательном процессе...

Личностный подход

Одной из  важнейших  технологий  в  системе  здоровьесбережения  является  технология  личностного  подхода....

Работа с одарёнными детьми как форма личностного подхода в работе

Презентация для музыкальных руководителей, содержащая указания по диагностике  музыкальной одарённости детей....