Личностный подход на уроке
учебно-методический материал на тему
Подписи к слайдам:
Основа личностного подхода в обучении- принципы гуманистической направленности:индивид находится в центре постоянно меняющегося мира: для каждого значим собственный мир восприятия окружающей действительности, этот внутренний мир не может быть до конца познан никем извне,человек воспринимает окружающую действительность сквозь призму собственного отношения и понимания,индивид стремится к самопознанию и самореализации, он обладает внутренней способностью к самосовершенствованию,взаимопонимание, необходимое для развития, может достигаться только в результате общения,самосовершенствование, развитие происходят на основе взаимодействия со средой, с другими людьми. Внешняя оценка весьма существенна для человека, для его самопознания, что достигается в результате прямых или скрытых контактов.Карл Роджерс
Ведущие идеи личностного подхода в обучении:цели личностно – ориентированного обучения: развитие познавательных способностей учащихся, максимальное раскрытие индивидуальности ребенка;обучение, как заданный норматив познания, переакцентируется на учение, как процесс;учение понимается как сугубо индивидуальная деятельность отдельного ребенка, направленная на преобразование социально – значимых образцов усвоения, заданных в обучении;субъектность ученика рассматривается не как «производная» от обучающих воздействий, а изначально ему присущая;при конструировании и реализации образовательного процесса должна быть проведена работа по выявлению субъектного опыта каждого ученика и его социализация («окультуривание»);усвоение знаний из цели превращается в средство развития ученика, учитывающее его возможности и индивидуально – значимые ценности.И.С.Якиманская
Преимущества личностного подхода:1. Динамичное развитие общества требует формирования яркой индивидуальной личности, оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме; 2. Сегодняшним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощённость и независимость; 3. Современная школа нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации её жизнедеятельности.
Принцип самоактуализации.В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
Принцип индивидуальностиСоздание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога – это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ
Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъективными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъективного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания.
Принцип выбораПедагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
Принцип творчества и успехаИндивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнаёт о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребёнком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».
Принцип доверия и поддержкиРешительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребёнка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его стремления к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.
Традиционный урок
Личностно-ориентированный урок
Целеполагание
Урок преследует цель — вооружить учащихся твердыми знаниями, умениями и навыками. Формирование личности является следствием этого процесса и пони мается как развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти. Дети работают во время опроса, потом «отдыхают», дома зубрят либо ничего не делают.
Цель — развитие учащегося, создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, саморазвитии. Любая грань знаний — результат его собственной деятельности. Учащийся работает весь урок. На уроке — постоянный диалог: учитель-ученик.
Традиционный урок
Личностно-ориентированный урок
Деятельность учителя
показывает, объясняет, раскры вает, диктует, требует, доказывает, упражняет, проверяет, оценивает. Центральная фигура — учитель. Развитие ребенка — абстрактное, попутное!
организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Учитель объясняет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, советует, совещается, предотвращает. Центральная фигура — ученик! Учитель же специально создает ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, систематизирует, заинтересовывает, формирует мотивы учения: побуждает, воодушевляет и закрепляет авторитет ученика.
Традиционный урок
Личностно-ориентированный урок
Деятельность ученика
ученик — объект обучения, на которого направлено воздействие учителя. Работает один учитель — дети нередко занимаются посторон ними делами. Знания, умения и навыки они получают за счет психических возможностей (памяти, внимания), а чаще нажи ма учителя, зубрежки, скандала в семье. Такие знания быстро улетучиваются
ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идет не от учителя, а от самого ребенка. Используется методы проблемно-поискового и проектного обучения, развивающего характера.
Традиционный урок
Личностно-ориентированный урок
Отношения «учитель-ученик»
субъектно-объектные. Учитель требует, заставляет, грозит контрольными и экзаменами. Ученик приспосабливается и каждому учителю, лавирует, отлынивает, иногда даже учит. Ученик — лицо второстепенное.
субъектно-субъектные. Работая со всем классом, учитель фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения
Вывод.Вопрос: в чем преимущества личностно – ориентированного урока?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта. Личностно - ориентированный подход на уроках русского языка
Условием становления опыта можно считать требования, предъявляемые к учителю современным обществом, которое предполагает совершенствование системы образования, внедрение в практику общеобразоват...
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Принципы личностно-ориентированного подхода на уроках русского языка и литературы....
Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы
Конспект сообщения позволяет рассмотреть кратко основные принципы личностно-ориентированного подхода на уроках русского языка и литературы....
Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы
Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы...
Применение личностно-ориентированного подхода на уроке химии.
Обобщение опыта по теме: "Применение личностно-ориентированного подхода в обучении химии". Личностно-ориентированный урок, презентация выступления на городском семинаре учителей химии....
Личностно – ориентированное обучение. Личностно – ориентированный подход на уроках географии.
Данный материал отражает основные принципы личностно - ориентированного обучения, также в качестве примера приведены некоторые аспекты использования личностно - ориентированного подхода при обучении г...
Личностный подход на уроке
Сообщение на ШМО "Личностный подход на уроке"...