Дистанционное обучение грамматике как одна из форм обеспечения личностного подхода в образовательном процессе
статья по английскому языку (9 класс) на тему

Гущина Марина Владимировна

Данная работа рассказывает о дистанционном обучении грамматике как одной из форм обеспечения личностного подхода в образовательном процессе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дистанционное обучение грамматике как одна из форм обеспечения личностного подхода в образовательном процессе

Изменения, произошедшие в последнее время в области изучения иностранных языков, связанные, в частности, с итоговыми формами аттестации выпускников основной и средней школ, привели педагогов к переосмыслению целей и задач, содержания и технологий обучения языкам.

Как свидетельствуют результаты сдачи ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку, из всех навыков, обеспечивающих формирование коммуникативных компетенций, основную трудность для выпускников представляют языковые навыки, а именно, грамматическая и лексическая сторона речи. Иноязычные умения, вынесенные на контроль по окончании средней школы, требуют от выпускников способности и готовности быстро извлекать необходимые языковые средства из долговременной памяти, правильно их использовать в речевой деятельности на иностранном языке. Однако механизм не срабатывает ввиду того, что в процессе школьного обучения иностранному языку не происходит целенаправленного формирования целостной системы грамматики английского языка, синтезирования всех ее элементов путем их разнообразного комбинирования, обобщения, раскрытия закономерностей и взаимосвязей между ними.

Данная проблема объясняется целым рядом причин, основными из которых являются следующие:

  1. Авторы отечественных современных учебников в основном нацелены на изложение учебного содержания; каждый параграф содержит новый материал, задача отработки и систематизации усвоенного ранее решается лишь частично. В лучшем случае в некоторых учебниках предлагаются таблицы и несколько обобщающих грамматических упражнений, которые представляются скучными и непонятными для подростков. Таким образом, дидактическая база, на которой можно было бы эффективно обучать английской грамматике, нуждается в доработке и совершенствовании.
  2. Потребности проведения ОГЭ по английскому языку в 9 классе связаны с необходимостью завершения к этому периоду школьного курса обучения грамматики (так как основные грамматические явления английского языка осваиваются активно именно на основной ступени обучения). На старшей ступени происходит, скорее, не количественное расширение грамматических знаний и навыков, а некое упорядочивание, категоризация их компонентов, преобразование новых знаний и умений в систему прежнего опыта. Таким образом, задача обучения грамматике приобретает все большее значение, и требуется разработка специальных (по сравнению с традиционными) средств ее эффективного решения.
  3. В учебной литературе при обучении грамматике недостаточно используется опора на родной язык учащихся, на закономерности построения грамматической системы русского языка и сравнение ее с таковой в английском языке. А ведь обращение к усвоенным элементам грамматики родного языка способствует сознательному, а, следовательно, более прочному усвоению знаний.

Особенностью грамматических и лексико-грамматических навыков, в отличие от речевых навыков, является то, что их отработка не требует постоянного непосредственного общения с учителем. Поэтому обучение грамматике может осуществляться с помощью дистанционных форм обучения, что пока редко используется в школьном учебном процессе.

Таким образом, идея познания сложного (грамматики языка) через простое (использование более привлекательных для учащихся подросткового возраста информационных технологий) была положена в основу данного проекта.

Теоретической основой такой работы могут стать публикации и работы Е.С. Полат, И.А.Зимней, П.В. Сысоева, М.Н. Евстигнеева и других исследователей, в которых разрабатывается проблема интеграции Интернет-технологий в процесс обучения иностранному языку и подчеркивается их роль, в частности, в формировании ключевых компетенций образования. Очевидно то, что дистанционное обучение – это одна из инновационных технологий нашего времени, более того, это одна из основных Европейских образовательных моделей.

В в грамматический минимум могут быть выделены 10 больших грамматических явлений английского языка, обязательных для усвоения и расположенных в логическом порядке – от главных к второстепенным:

  1. Порядок слов.
  2. Личные формы глаголов в активном и пассивном залоге.
  3. Сложные предложения с согласованием времен.
  4. Косвенная речь и косвенный вопрос.
  5. Придаточные предложения.
  6. Инфинитивные конструкции.
  7. Модальные глаголы.
  8. Причастия.
  9. Сложное дополнение.
  10. Сослагательное наклонение.

Дистанционное обучение может рассматриваться как форма дифференциации и индивидуализации процесса обучения языку. Поэтому оно может быть без особых проблем встроено в учебный процесс. Коммуникация учителя с самостоятельно работающими учащимися осуществлялась через электронную почту. Учащиеся посылали выполненные задания на электронный адрес учителя, а также вопросы, которые возникали в ходе работы над модулем, а учитель проверял работы, писал краткий отзыв и отправлял на электронный адрес ученика.

Реализация подобного учебного проекта может иметь и ряд  проблем и рисков как для учащихся, так и для учителя. Например, оказался достаточно сложным и трудоемким процесс представления материала таким образом, чтобы он был понятен подросткам. Из общения с учащимися и по характеру вопросов, задаваемых ими в процессе выполнения дистанционных заданий, обозначилась еще одна проблема учащихся – они не научены по несколько раз обращаться к представленной информации в случае затруднения, чтобы выполнить задание успешно до конца.

Кроме того, проверка работ учащихся, написание отзывов на работу и отправка электронных писем требует дополнительного времени учителя.

Использование новых форм обучения грамматике иностранного языка побуждает учителя совершенствовать работу с учащимися в разных направлениях: к примеру, организовать общение учащихся друг с другом в рамках совместной познавательной деятельности, а не сводить работу в дистанционной форме только к самостоятельной индивидуальной работе; сделать более продуктивным использование дополнительных справочных материалов на сайтах в Интернете, имеющих отношение к изучаемым грамматическим явлениям; возможность заложить в упражнения каждого модуля комментарии к некоторым вариантам ответов, предусмотреть подсказки и ввести автоматический подсчет баллов за выполненные задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с анимациями как одна из форм организации деятельностного подхода в обучении химии.

Статья отражает личный опыт реализации деятельностного подхода к обучению на уроках химии. В статье описывается, как анимацию можно использовать для активизации мыслительной деятельности учащихся....

Личностно-ориентированный подход к образовательному процессу как условие формирования личностных УУД.

Современная эпоха – это время  информационной цивилизации, а она требует  формирования нового типа мышления, нового отношения людей к жизни, формирования новой идеи самой человеческой жизни....

Исследовательская деятельность учащихся как одна из форм организации деятельностного подхода в обучении химии.

Исследовательская деятельность учащихся как одна из форм организации деятельностного подхода в обучении химии....

Личностно-развиващая ориентация образовательного процесса как ведущая тенденция интерактивных методов обучения

Поиск новых форм и приемов изучения истории в наше время- явление не только закономерное, но и необходимое. В условиях гуманизации образования обучение должно быть направлено на формирование сильной л...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования учителем различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения

 Сегодня востребованы образовательные технологии, обеспечивающие реализацию продуктивного образования. Целью, а значит, и ожидаемым результатом, такого образования является личностное разв...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...

Воспитательный процесс в форме индивидуально – личностного подхода к юному спортсмену

I КОМПОНЕНТдиагностическийСтруктурные элементы нравственно - волевоговоспитанияЦель: Рассмотрение и  анализ проблем социализации спортсмена и команды, учет особенностей развития и формирования ли...