Семинар "Технологии уровневой дифференциации. Система работы с учащимися, имеющими пониженный уровень мотивации к учебе."
методическая разработка на тему

Майорова Тамара Алексеевна

Текст выступления на семинаре на тему "Технологии уровневой дифференциации. Работа с учащимися, имеющими низкий уровень знаний в школе." и презентация к выступлению.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

«Технологии уровневой дифференциации.

Работа с учащимися, имеющими низкий уровень

знаний в школе.»

Майорова Т.А., зам. директора

семинар,24.02.2011 г.

Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

Дифференцированное обучение – это:

  1. Форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких- либо значимых для учебного процессе общих качеств.
  2. Часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это:

  1. Создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента.
  2. Комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в группах.

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

Особенности дифференциации по уровню 

Уровневая дифференциация

 

Положительные аспекты 

Отрицательные аспекты 

     Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей

 

     Приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся

 

     Исключаются не оправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднения детей

 

     У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному

     Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания

 

     Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися

 

     Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании

 

     Повышается уровень Я - концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности

 

     Повышается уровень мотивации ученья в сильных группах

 

     В группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться

     Деление детей по уровню развития не гуманно

 

     Высвечивается социально-экономическое неравенство

 

     Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними

 

     Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства

 

     Несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети

 

     Понижается уровень Я-концепции: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс, в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости

 

     Понижается уровень мотивации ученья в слабых группах

 

     Перекомплектование разрушает классные коллективы

Технология индивидуализации обучения

Индивидуализация обучения – форма, модель организации учебного процесса, при которой:

  1. Учитель взаимодействует лишь с одним учеником.
  2. Один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения.

Главным достоинством индивидуального обучения является то, что:

  • оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям;
  • следить за каждым его действиям и операцией при решении конкретных задач;
  • следить за его продвижением от незнания к знанию;
  • вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя;
  • приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика.

Индивидуальный подход – это:

  • Принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.
  • Ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним.

Учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения.

У многих учащихся в подростковом возрасте возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации.

Необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы учения для того, чтобы бороться с неуспешностью в обучении.

Дети, которые обучаются в школе, разные не только по характеру и поведению, но и по уровню психического и физического развития. Одни учатся легко, схватывают все на лету, а другим для усвоения даже базового уровня школьной программы требуются напряженные усилия. И есть в школе дети, для которых процесс обучения оказывается слишком трудным, они не успевают прочно усвоить те основы, которые необходимы для дальнейшего обучения, и теряют веру в свои силы.

Бесспорно то, что слабоуспевающий ученик работает медленно, зачастую неверно, нарушает школьную дисциплину, получает много замечаний и отрицательных оценок. В результате ребенок становится нервным, у него появляется чувство неуверенности в себе, страх перед плохой оценкой, что еще больше снижает желание учиться и тормозит процесс усвоения знаний. Таким образом, чувство постоянной неуспешности приводит ребенка к потере интереса к учебе. 

Основными признаками неуспешности учащихся можно считать:

  • пробелы в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия;
  • пробелы в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающие темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков;
  • недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения;
  • ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.

Трудности подростка, проявляющиеся в форме отставания в учебе, эмоциональной неустойчивости, могут иметь самые различные причины:

  • слабое состояние здоровья. Именно низкие показатели психического здоровья являются причиной учебной неуспешности (это 78% случаев);
  • несформированность приемов учебной деятельности. Учебная деятельность требует владения определенными навыками и приемами. Счет в уме можно выполнять несколькими способами, но не все они будут эффективными. Если психолого-педагогические навыки успешной учебной деятельности не выработаны, то ребенок заучивает учебный материал механически, без предварительной логической обработки. Очень важно обратить внимание на неэффективные навыки учебной деятельности, так как впоследствии они могут закрепиться и привести к отставанию в учебе;
  • недостатки познавательной сферы (мышления, памяти, внимания). Успешность учебной деятельности во многом зависит от особенностей развития мышления. Полное усвоение школьной программы предполагает обязательное абстрактно-логическое мышление, умение систематизировать, обобщать, классифицировать, сравнивать. Неумение запоминать тоже сказывается на учебной деятельности ребенка и, в конечном счете, влияет на его отношение к учебе и школе;
  • недостаточное развитие мотивационной сферы.

Понятие мотивации у человека, по всеобщему признанию, включает в себя все виды побуждений, мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки, или диспозиции, идеалы. В наиболее широком смысле мотивация иногда определяется как детерминация поведения вообще. Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга. Результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив. Мотивация объясняет направленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, стремление к достижению определенной цели.

В январе-феврале 2011 года учащимся школы была предложена анкета на основе методики Н.Г. Лускановой с целью выявления уровня школьной мотивации и общего отношения к учебному процессу, школе, эмоционального реагирования на школьную ситуацию, а также сбора конкретных данных относительно личности испытуемых. Возрастной состав исследуемых – с 5-го по 11-й класс. Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Выявить уровень школьной мотивации учащихся 5-11-х классов в 2010/2011 уч. году.
  2. Дать анализ результатов исследования уровней школьной мотивации и общего отношения к учебе школьников-подростков.
  3. Ознакомить учащихся, педагогов, классных руководителей с результатами исследования.
  4. Наметить пути стимулирования и осознания мотивов, потребностей и ценностей учащихся – подростков.

Для возможности дифференцирования подростков по уровню школьной мотивации использовалась система бальных оценок.

Различия между выделенными группами подростков были оценены по критерию Стьюдента и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:

25-30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

10-14 баллов – низкая школьная мотивация.

Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Обработка результатов анкетирования позволила выявить уровень школьной мотивации и отношения к учебе учащихся 5-11-х классов школы как отдельно по классам, так и в общем по школе.

Уровень школьной мотивации учащихся 5-11-х классов в январе-феврале 2011 г.

По классам

Высокий уровень

Хорошая мотивация

Положительное отношение к школе

Низкий уровень

Негативное отношение к школе

5

2

7

7

3

3

4

10

1

1

1

-

6

7

2

2

2

4

5

2

2

1

4

5

2

1

-

4

6

7

4

-

1

4

10

2

9

2

6

7

4

1

10

1

7

8

2

-

11А

3

8

4

1

1

11Б

2

4

1

3

1

Анализируя результаты исследования, следует сказать, что ни в одном из рассматриваемых классов не наблюдается высокий уровень школьной мотивации. Хорошая школьная мотивация и положительное отношение к школе свойственны только двум классам. Это 6А класс (кл. рук. Знароченкова Н.В.) и 11А класс (кл. рук. Семенова Е.Л.). Наибольший показатель хорошей школьной мотивации (у отдельно взятых учеников) в 5, 6-х, 9, 10 и 11А классов.

Стоит отметить, что только в 10-м классе все учащиеся выразили положительное отношение к школе, и ни один ученик из этого класса не выразил к ней негативное отношение.

Настораживает то обстоятельство, что 55 учащихся из всех опрошенных, равнодушно или негативно настроены по отношению к школе.

Рассматривая общий уровень школьной мотивации 5-11-х классов отметим, что более половины учащихся (66%) в целом позитивно относятся к школе. Однако 34% опрошенных школьников испытывают определенные трудности в учебной деятельности.

Давая анализ исследования уровней школьной мотивации и общего отношения к учебе школьников – подростков, следует сказать, что школьная мотивация, как и любой другой частный вид мотивации, определяется целым рядом специфических факторов. Во-первых, - субъектами особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т.д.); во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-третьих, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; в-четвертых, - субъектными особенностями педагога и, прежде всего, системой отношения его к ученику, к делу; в-пятых, спецификой учебного предмета и др.

Обучение – это самый важный и надежный способ получения систематического образования.

Обучение есть нечто иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом.

Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие личности – это результат реализуемых в единстве образовательной и воспитывающей функции.

Педагогический процесс – специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие учителей и учащихся, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с учащимися, имеющими высокий уровень мотивации к учению

Материал позволяет классифицировать различные типы детской одаренности, выбрать формы работы с одаренными детьми....

Система работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учению"

Данный материал - попытка найти путь решения одной из важнейших задач, стоящих перед учителем - повышение мотивации к учению учащихся...

Методическая подготовка педагога и организация работы с детьми, имеющими разный уровень мотивации к обучению

Материал содержит информацию по развитию методической компетентности педагогов при организации работы с обучающими, имеющими низкую мотивацию к обучению....

Методическая подготовка педагога и организация работы с детьми, имеющими разный уровень мотивации к обучению.

Презентация  к статье  "Методическая подготовка педагога и организация работы с детьми, имеющими разный уровень мотивации к обучению"....

Доклад на тему "Система работы с учащимися , имеющими низкую мотивацию к обучению"

Система работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к обучению...