Рабочая программа по физике-11 к учебникам Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б
рабочая программа по физике (11 класс) на тему
На изучение курса физики в 11 классе отводится 170 ч.(5 ч. в неделю). Программа соответствует обязательному минимуму содержания физического образования, она составлена на основе «Примерных программ по физике для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (утвержденных Приказом Министерства образования РФ от 09.03.04 №1312) и авторской программы по физике в 11 классе Г.Я.Мякишева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11i.doc | 321.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Автор программы: Мякишев Г.Я.
Автор учебника: Мякишев Г.Я. Буховцев Б.Б., Чаругин В.М.
На изучение курса физики в 11 классе отводится 170 ч.(5 ч. в неделю). Программа соответствует обязательному минимуму содержания физического образования, она составлена на основе «Примерных программ по физике для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (утвержденных Приказом Министерства образования РФ от 09.03.04 №1312) и авторской программы по физике в 11 классе Г.Я.Мякишева.
Важнейшая задача школы, в том числе и преподавания физики, - формировать личность, способную ориентироваться в потоке информации в условиях непрерывного образования.
Физика является основой естествознания и современного научно-технического прогресса. Это определяет цели обучения: развитие интереса к физическим знаниям; осознание роли физики в науке и производстве; воспитание экологической культуры; понимание нравственных и этических проблем, связанных с физикой. Это наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Физика раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в данной рабочей программе в соответствии с примерной программой для среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: электродинамика, электромагнитные колебания и волны, оптика, квантовая физика.
Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни. А при изучении на профильном уровне расширены темы для изучения:
- Электродинамика
Электроизмерительные приборы. Магнитные свойства вещества.
- Электромагнитные колебания и волны
Свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колебания. Характеристики колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания. Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Звуковые волны.
- Оптика
Полное внутреннее отражение. Оптические приборы и их разрешающая способность. Пространство и время в специальной теории относительности.
- Квантовая физика
Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Статистический характер процессов в микромире. Античастицы.
Задачи физики ΙΙΙ ступени:
- систематизировать знания о понятиях, законах, теориях, экспериментальных фактах, полученных в классах ΙΙ ступени;
- показать единство строения материи и неисчерпаемость ее познания;
- подвести учащихся к осознанному выбору экзамена.
Цели изучения физики:
- освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влиянии на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
- применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
С целью формирования экспериментальных умений в программе предусмотрена система фронтальных лабораторных работ.
После окончания курса предполагается его повторение и обобщение в 11 классе ( 12 часов), проводится лабораторный практикум (15 часов)
№ | Лабораторные работы | Контрольные работы и зачеты |
Лабораторная работа №1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток» | Зачет №1 по теме «Стационарное магнитное поле» | |
Лабораторная работа №2 «Изучение явления электромагнитной индукции» | Зачет №2 по теме «Электромагнитная индукция» | |
Лабораторная работа №3«Определение ускорения свободного падения при помощи маятника» | Зачет по теме № 3 «Колебания и волны» | |
Лабораторная работа №4 «Экспериментальное измерение показателя преломления стекла» | Зачет №4 по теме «Элементы специальной теории относительности» | |
Лабораторная работа №5 «Экспериментальное определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы» | Зачет №5 по теме «Оптика» | |
Лабораторная работа №6» Измерение длины световой волны» | Зачет №6 по темам «Световые кванты», «Атомная физика». | |
Лабораторная работа №7 «Наблюдение интерференции, дифракции и поляризации света» | Зачет №7 по теме «Физика ядра и элементы ФЭЧ» | |
«Лабораторная работа №8 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров» | Годовая контрольная работа | |
Лабораторная работа №9 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» | ||
Всего | 9 | 7 зачетов и 1 годовая контрольная |
Литература:
- Учебник физики для 11 класса, автор Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М..
- Тематическое и поурочное планирование по физике. 11 класс..
- Тетрадь для лабораторных работ по физике.11 класс.
- Сборник задач по физике. А. П. Рымкевич.
- Сборник качественных задач по физике. М.Е. Тульчинский.
- Методика преподавания физике. В.А Балаш.
- Проблемное обучение физике в средней школе. Р.И. Малафеев.
Программа по физике 10 – 11 класса является логическим продолжением программы для основной школы «Физика. 7-9 классы» авторы программы – Е.М. Гутник, А.В. Перышкин.
Поурочно – тематическое планирование
11класс (профильный курс, 5 часов в неделю)
№ | Дата | Тема | Оборудование (демонстрации) | Планируемый результат | Формы текущего контроля | Примечание Экологическая составляющая | |||
план | факт | лабораторное | использование ИКТ | ||||||
Электродинамика (продолжение) (24 часа) | |||||||||
Магнитное поле (12 часов) | |||||||||
1 | Стационарное магнитное поле. Инструктаж по технике безопасности | Демонстрация спектров магнитного поля тока. | 3.15 Линии магнитной индукции Диск «Физикон» | Знать/понимать смысл понятий: взаимодействие, электромагнитное поле, смысл величин: электрическое поле, магнитное поле | |||||
2 | Решение задач на применение правила буравчика | §1,2 | |||||||
3 | Сила Ампера. | Демонстрация магнитного взаимодействия проводников с током, действие магнитного поля на проводник с током | 3.18 Взаимодействие токов Диск «Физикон» | Знать: определение силы со стороны магнитного поля на проводник; правило левой руки. Уметь: вычислять силу Ампера; находить направление силы | А.Е.Марон Тест № 9 «Магнитное поле» | §3-5 | |||
4 | Лабораторная работа №1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток» | Лабораторная работа по инструкции | Отработка экспериментальных и исследовательских умений | ||||||
5 | Сила Лоренца | Опыт 132. действие магнитного поля на электрические заряды. Опыт 138. Движение электронов в магнитном поле | Знать: определение силы со стороны магнитного поля на заряд; правило левой руки. Уметь: вычислять силу Лоренца; находить направление силы | В.А. Орлов Тест «Сила Ампера. Сила Лоренца” | рассмотреть пример решения задачи 2 на с.25 и упр.1(4) | ||||
6 | Решение задач по теме «Силы Ампера и Лоренца» | Уметь решать качественные и расчетные задачи на определение величины и направления магнитной индукции, силы Ампера и силы Лоренца. | Решение задач | §1-6, повторить | |||||
7 | Магнитные свойства вещества | Опыт 139. Магнитная запись информации. Опыт 190. зависимость ферромагнитных свойств от температуры. | 3.19 Ферромагнетики Диск «Физикон» | Знать/понимать смысл понятий: вещество, проводимость; объяснять пара- и диамагнетизм | Тест | §7 Магнитная сепарация | |||
8 | Обобщающе-повторительное занятие по теме «Магнитное поле» | Уметь применять правило буравчика, правило левой руки. | Разбор тестовых заданий | §1-7, повторить | |||||
9 | Зачет №1 по теме «Стационарное магнитное поле» | Уметь применять полученные знания на практике | А.Е. Марон Контрольная работа № 3 «Магнетизм» | ||||||
10 | Зачет №1 по теме «Стационарное магнитное поле» | ||||||||
11 | Решение задач | ||||||||
12 | Решение задач | ||||||||
Электромагнитная индукция (14 часов) | |||||||||
13 | Явление электромагнитной индукции | Явление электромагнитной индукции. | Знать: закон электромагнитной индукции | Тест | §8,9 | ||||
14 | Индукционное электрическое поле (вихревое). | Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока | |||||||
15 | Направление индукционного тока. Правило Ленца. | Опыт 175. Демонстрация правила Ленца | Знать/понимать закон электромагнитной индукции, уметь определять направление тока, уметь использовать правило Ленца | В.А. Орлов Тест «Явление электромагнитной индукции» | §10 | ||||
16 | Решение задач на применение правила Ленца | Разбор тестовых заданий | §8-10, повторить | ||||||
17 | Лабораторная работа №2 «Изучение явления электромагнитной индукции» | Лабораторная работа по инструкции | Уметь измерять магнитную индукцию вблизи постоянного магнита и вблизи электромагнита | ||||||
18 | Закон электромагнитной индукции | Таблица «Спектр»: «Электромагнитная индукция» Опыт: Получение инд. Тока при изменении площади контура, находящегося в постоянном магнитном поле. | Знать/понимать закон электромагнитной индукции | Тест | §11, | ||||
19 | Решение задач на закон электромагнитной индукции | Уметь рассчитывать численное значение ЭДС индукции. | Разбор ключевых задач | §8-11, | |||||
20 | Вихревые токи и их использование в технике | Опыт: Индукционные токи в массивных проводниках Опыт: Принцип работы магнитного тахометра и спидометра | Знать/понимать природу сторонних сил, вызывающих появление индукционного тока в неподвижном проводнике; токи Фуко; отличие вихревого электрического поля от электростатического или стационарного. | §12, | |||||
21 | Явление самоиндукции. Индуктивность | Опыт: Самоиндукция при замыкании цепи Опыт: Самоиндукция при размыкании цепи | Знать/понимать смысл величин: «индуктивность»; знать формулу для вычисления ЭДС самоиндукции и уметь определять направление тока самоиндукции | Тест | §15, | ||||
22 | Обобщающе-повторительное занятие по теме «Электромагнитная индукция» | Знать/понимать характеристики и свойства электромагнитного поля, уметь описывать и объяснять процесс возникновения индукционных полей, явление самоиндукции. Уметь применять правило буравчика, правило левой руки, правило Ленца | §8-17 повторить | ||||||
23 | Зачет №2 по теме «Электромагнитная индукция» | Уметь применять полученные знания на практике | А.Е. Марон Контрольная работа № 4 «Электромагнитная индукция» | ||||||
24 | Зачет №2 по теме «Электромагнитная индукция» | ||||||||
Колебания и волны (31 час) | |||||||||
Механические колебания (7 часов) | |||||||||
25 | Свободные и вынужденные механические колебания. | Примеры колебательных движений | 1.23 Колебательное движение Диск «Физикон» | Уметь описывать и объяснять процесс возникновения свободных колебаний при действии на тело силы упругости; при одновременном действии сил тяжести и упругости. | Тест | §18,19 | |||
26 | Динамика колебательного движения. Уравнения движения маятников. | 1. Зависимость периода колебаний от длины нити, от массы груза и жесткости пружины | Диск «Физикон», «библиотека наглядных пособий» | Знать общее уравнение колебательных систем. Знать количественное описание колебательных систем | Тест | §20,21 | |||
27 | Гармонические колебания. | Осциллограмма колебаний Амплитуда свободных колебаний Частота и период свободных колебаний Период колебаний пружинного маятника. | Диск «Физикон», «библиотека наглядных пособий» | Знать уравнение гармонических колебаний, формулы для расчета периода колебаний маятников | Тест | §22,23 | |||
28 | Решение задач на характеристики пружинного и математического маятников | Уметь решать задачи по теме | Решение задач на характеристики пружинного и математического маятников | §22, Упр. 3 | |||||
29 | Лабораторная работа №3«Определение ускорения свободного падения при помощи маятника» | Лабораторная работа по инструкции | Отработка экспериментальных и исследовательских умений | Задача для наиболее интересующихся учащихся: с помощью маятника оценить свой рост | §22 -23 | ||||
30 | Превращение энергии при гармонических колебаниях | Преобразование энергии в процессе свободных колебаний. Затухание свободных колебаний | Диск «Физикон», «библиотека наглядных пособий» | Уметь рассчитывать полную механическую энергию системы в любой момент времени | Решение задач | §24 | |||
31 | Вынужденные механические колебания. Резонанс | Вынужденные колебания Резонанс Автоколебания | Диск «Физикон», «библиотека наглядных пособий» | Знать уравнения вынужденных колебаний малой и большой частот | Решение задач | §25,26 | |||
Электромагнитные колебания (11часов) | |||||||||
32 | Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. | Свободные электрические колебания. Таблица «Спектр»: «Электромагнитное поле» | Диск «Физикон», «библиотека наглядных пособий» | Описывать процессы в колебательном контуре и знать формулу определения периода колебаний | Тест | §27,28 | |||
33 | Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями | Диск «Физикон», «библиотека наглядных пособий» | Уметь приводить аналогию между механическими и электромагнитными колебаниями | Заполнение обобщающей таблицы | §29 | ||||
34 | Уравнение свободных электромагнитных колебаний в закрытом контуре | Свободные электрические колебания | Диск «Физикон», «библиотека наглядных пособий» | Уметь выводить уравнение, описывающее процессы в колебательном контуре; знать формулу Томсона | Тест | §30, | |||
35 | Решение задач на характеристики электромагнитных свободных колебаний. | Решение задач на характеристики электромагнитных свободных колебаний | Уметь применять формулы электромагнитных колебаний при решении задач | Разбор ключевых задач | §30, упр.4(1-3) | ||||
36 | Переменный электрический ток | Опыты 18-21, опыт 38. Устройство и принцип работы индукционного генератора | Диск «Физикон», «библиотека наглядных пособий» | Понимать принцип действия генератора переменного тока | В.А. Орлов Тест «Свободные электромагнитные колебания в контуре» | §31,. упр.5 (1,2) | |||
37 | Сопротивления в цепи переменного тока | Демонстрация активного, емкостного, индуктивного сопротивления | Диск «Физикон», «библиотека наглядных пособий» | Познакомиться с осциллографом; понимать смысл действующих значений силы тока и напряжения | Тест | §32-34 | |||
38 | Сопротивления в цепи переменного тока | Диск «Физикон», «библиотека наглядных пособий» | |||||||
39 | Решение задач на различные типы сопротивлений в цепи переменного тока. | Решение задач на различные типы сопротивлений в цепи переменного тока | Уметь рассчитывать параметры цепи при различных видах сопротивлений | Тест | §27-34 повторить | ||||
40 | Лабораторная работа№4 «Исследование зависимости силы тока от электроемкости конденсатора в цепи переменного тока» | Лабораторное оборудование | §27-34 повторить | ||||||
41 | Резонанс в электрической цепи | Электрический резонанс | Знать об условиях резонанса | Тест | §35 | ||||
42 | Электрические автоколебания. Генератор на транзисторе. | Опыт: Автогенератор электромагнитных колебаний | Знать принципы работы генераторов | §36 | |||||
Производство, передача и использование электрической энергии (2 часа) | |||||||||
43 | Трансформаторы | Опыт 60. Устройство и принцип работы однофазного трансформатора. Опыты 61-64. Выпрямление переменного тока | 3.5 Трансформатор Диск «Физикон» | Уметь объяснять устройство и принцип действия трансформатора | В.А. Орлов Тест «Переменный ток» | ||||
44 | Производство, передача и использование электрической энергии | Урок – конференция, к которому учащиеся готовят доклады. Используя доступные источники информации | Знать/понимать основные принципы производства и передачи электрической энергии; знать экономические, экологические и политические проблемы в обеспечении энергетической безопасности стран и уметь перечислить пути их решения | §39 -41; краткие итоги главы 5. Проблемы новых источников энергии и новых материалов. Роль физики при решении глобальных экологических проблем | |||||
Механические волны (4 часа) | |||||||||
45 | Наблюдение поперечных волн. Наблюдение продольных волн. Волны на поверхности волны. Отражение поверхностных волн Отражение волн Преломление волн | Знать/понимать смысл понятий: волна, смысл величин: длина волны, частота, период волн. | В.А. Орлов Тест «Трансформатор. Передача электроэнергии на большие расстояния» | §42-46, | |||||
46 | Отражение поверхностных волн Отражение волн Преломление волн | Иметь представление о распространении энергии волны. Знать уравнение бегущей волны. | |||||||
47 | Звуковые волны | Камертон (Источники звука) Приемники звука Звуковой резонанс Характеристики звука | Знать характеристики звуковых волн | §47 | |||||
48 | Решение задач на свойства волн | Уметь применять полученные знания по теме | §42-47 | ||||||
Электромагнитные волны (7 часов) | |||||||||
49 | Опыты Герца | Опыт 96. Электромагнитные волны | Уметь приводить примеры опытов Герца | Фронтальный опрос | §48,4 Сравнительный анализ различных типов электростанций | ||||
50 | Изобретение радио А.С. Поповым. Принципы радиосвязи: | Опыт 180. Радиоуправление. Опыт 185. Устройство и принцип работы простейшего радиоприемника | Знать/понимать устройство радио и принцип радиосвязи | В.А. Орлов Тест «Принципы радиотелефонной связи» §51 Экологический анализ различных вариантов передачи электроэнергии на расстояние. Фото - химические реакции в атмосфере и фотосинтез. Роль зеленых растений в экосистемах -53 | |||||
51 | Современные средства связи. | Опыт. Радиолокация. Лазеры. | Знать свойства электромагнитных волн Иметь понятие о телевидении; знать различные виды средств связи, уметь пользоваться ими | Тест Опрос | §54-58 | ||||
52 | Современные средства связи. | ||||||||
53 | Обобщающе-повторительное занятие по теме «Колебания и волны» | Уметь приводить примеры практического применения физических знаний различных видов электромагнитных излучений; знать основные свойства волн и уметь применять их при решении практических задач | Организация решения задач | §18-58, повторить | |||||
54 | Зачет по теме № 3 «Колебания и волны» | Уметь применять полученные знания на практике | |||||||
55 | Зачет по теме № 3 «Колебания и волны» | ||||||||
Оптика (29 часов) | |||||||||
Световые волны (16 часов) | |||||||||
56 | Введение в оптику. | Главная цель вводной лекции – создание общего (целостного) представления о современных воззрениях на природу света и корпускулярно-волновом дуализме. Результат лекции - заполнение обзорной таблицы при параллельной демонстрации физических явлений | Опыт №1 Получение тени и полутени Опыт №2 Преломление света Опыт №3 Поляризация света Диск «Физикон» | Знать/понимать природу света, уметь объяснять корпускулярно-волновой дуализм | В.А. Орлов Тест « | Введение к оптике §59 | |||
57 | Введение в оптику. | ||||||||
58 | Методы определения скорости света | ||||||||
59 | Основные законы геометрической оптики | Опыт 123. Преломление света в призме Опыт 67. Одновременное отражение и преломление света на границе раздела двух сред.. Опыт 68. Законы отражения света. Опыт 69. изображение в плоском зеркале. | Знать/понимать смысл законов отражения и преломления света | §60-61; рассмотреть примеры решения задач 1-6 на с.187-191 | |||||
60 | Явление полного отражения света. Волоконная оптика | Полное внутреннее отражение света. Волоконная оптика | Знать/понимать смысл величин: «предельный угол отражения» | §62 | |||||
61 | Решение задач по геометрической оптике | Знать законы фотометрии, уметь решать задачи по теме | Разбор ключевых задач | §59-62 | |||||
62 | Линзы | Виды линз Демонстрация основных точек и линз с помощью прибора по геометр. Оптике и хода лучей в линзах | 4.9 Тонкая линза Диск «Физикон | Знать три стандартных луча, уметь строить изображения в тонких линзах. | Тест | §63,64 | |||
63 | Формула тонкой линзы | Линейное увеличение линзы. Оптические приборы: микроскоп, кодоскоп, телескоп, лупа, фотоаппарат, глаз человека, проекционный фонарь | 4.10 Ход лучей в линзе Диск «Физикон 4.11 Собирающая Диск «Физикон 4.12 Получение изображений при помощи линзы | Знать/понимать смысл понятий: «фокусное расстояние», «оптическая сила», «оптическая ось», «фокальная плоскость». | §65 | ||||
64 | Решение задач по геометрической оптике | Знать и уметь использовать при решении задач формулу тонкой линзы | |||||||
65 | Лабораторная работа №5 «Экспериментальное измерение показателя преломления стекла» | Определение относительного показателя преломления двумя методами: а) без помощи транспортира; б) с помощью транспортира Лабораторная работа по инструкции | Уметь определять показатель преломления | ||||||
66 | Лабораторная работа №6 «Экспериментальное определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы» | Лабораторная работа по инструкции | |||||||
67 | Дисперсия света | Опыты 173 – 179. Явление дисперсии | Уметь описывать явление дисперсии света. Уметь приводить примеры практического применения дисперсии | В.А. Орлов Тест «Законы геометрической оптики» | §66 | ||||
68 | Интерференция волн | Опыты: 1. Кольца Ньютона 2. Интерференция света в тонких пленках | Знать/понимать смысл понятия «когерентность», уметь определять результат интерференции когерентных волн, уметь объяснять цвета тонких пленок; описывать и объяснять практическое применение интерференции. Знать условия максимумов и минимумов и уметь применять эти знания при решении задач | §67,68 | |||||
69 | Дифракция механических и световых волн. | Опыты: 1. Дифракция волн. 2.Дифракция света на щели 3.Получение дифракционного спектра | Уметь описывать и объяснять явление дифракции. Знать/понимать смысл понятий: «период решетки», «разрешающая способность диф. решетки». Знать/понимать применение решеток | Разбор ключевых задач | §70, 71,72 | ||||
70 | Поперечность световых волн. Поляризация света | Опыты: 1. Поляризация света | Уметь описывать и объяснять явление поляризации, знать/понимать ее практическое применение | §73,74 | |||||
71 | Решение задач на волновые свойства света | Уметь применять полученные знания на практике | Решение задач на волновые свойства света | ||||||
72 | Лабораторная работа №7 « Измерение длины световой волны» | Лабораторная работа по инструкции | Освоение экспериментального метода оценки длины световой волны с помощью дифракционной решетки | ||||||
73 | Лабораторная работа №8 «Наблюдение интерференции, дифракции и поляризации света» | Лабораторная работа по инструкции | Экспериментальное наблюдение волновых свойств света. Определение длины волны по интерференционной картине. | ||||||
Элементы теории относительности (4 часа) | |||||||||
74 | Элементы специальной теории относительности. Постулаты Эйнштейна. | Выстраивание материала урока согласно логической схеме цикла познания: факты→ гипотеза-модель→ следствия → эксперимент | Знать постулаты Эйнштейна, знать скорость света, инерциальные системы отсчета | В.А. Орлов Тест «Дисперсия света. Поляризация света» | §75-78; упр.11(1,4) | ||||
75 | Элементы релятивистской динамики. | Знать формулы релятивистской динамики | §79,; упр.11(2,3) | ||||||
76 | Обобщающе-повторительное занятие по теме «Элементы специальной теории относительности» | Заполнение таблицы с формулами для случаев: а) релятивистские соотношения между массой, энергией и импульсом для объекта с ненулевой массой покоя; б) то же для объекта с нулевой массой покоя. | Систематизация материала по данной теме путем повторения цепочки научного познания | В.А. Орлов Тест «Элементы специальной теории относительности» | Краткие итоги главы. | ||||
77 | Зачет №4 по теме «Элементы специальной теории относительности» | Уметь применять полученные знания на практике | |||||||
Излучение и спектры (7 часов) | |||||||||
78 | Опыты 187 – 191. Приемники теплового излучения Опыт 192. Обнаружение инфракрасного излучения в сплошном спектре нагретого тела | Знать/понимать явление электромагнитных излучений: радиоволны, ультрафиолетовые, видимые излучения, рентгеновское, гамма-излучение | Тест | §81-86; краткие итоги главы 10. | |||||
79 | |||||||||
80 | Решение задач по теме «Излучение и спектры» Лабораторная работа №9 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров» | Лабораторная работа по инструкции | Уметь описывать и объяснять линейчатые и сплошные спектры излучения и поглощения | ||||||
81 | Обобщающе-повторительное занятие по теме «Оптика» | Систематизация основных понятий, правил, закономерностей темы методом использования обобщающих таблиц | Уметь приводить примеры практического применения знаний законов оптики | Классификация основных типов задач по теме «Оптика» | §59-86 | ||||
82 | Зачет №5 по теме «Оптика» | Знать/понимать законы геометрической оптики и уметь применять их при решении задач; Уметь применять полученные знания на практике | А.Е. Марон Контрольная работа № 7 «Геометрическая оптика» | ||||||
83 | Зачет №5 по теме «Оптика» | ||||||||
84 | Решение задач | Коррекция по теме «Оптика» | |||||||
Квантовая физика (36 часов) | |||||||||
Световые кванты (7 часов) | |||||||||
85 | Зарождение науки, объясняющей квантовые свойства света | Знать границы применимости классической физики. Знать/понимать смысл постулатов СТО и гипотезы Планка | |||||||
86 | Законы фотоэффекта | Опыт 197. Законы внешнего фотоэффекта. | Знать/понимать смысл явления фотоэффекта, величин: работа выхода, энергия фотона, кинетическая энергия, фотоэлектроны, задерживающее напряжение, уметь объяснять опыты Столетова | Тест | §88,89 | ||||
87 | Решение задач на законы фотоэффекта | Знать/понимать смысл законов фотоэффекта и уравнения Эйнштейна, уметь применять их при решении задач | Решение задач на законы фотоэффекта | ||||||
88 | Решение задач на законы фотоэффекта | ||||||||
89 | Фотоны. Гипотеза де Бройля. | Наглядное пособие по квантовой физике Опыты Вавилова | Знать историю развития взглядов на природу света | В.А. Орлов Тест «Фотоэлектрический эффект и его законы» | §90; упр.12 | ||||
90 | Применение фотоэффекта на практике | Опыт 198. обнаружение внутреннего фотоэффекта и демонстрация работы фоторезистора. | Уметь объяснять применение явления фотоэффекта в промышленности и технике | §91, | |||||
91 | Квантовые свойства света: световое давление, химическое действие света. | Опыт 199. Демонстрация принципа работы фотоэлемента | Знать/понимать действие света: химическое действие, тепловое действие | В.А. Орлов Тест «Фотоны. Корпускулярно-волновой дуализм» | §91,92 | ||||
Атомная физика (8 часов) | |||||||||
92 | Строение атома. Опыты Резерфорда | Диск «Библиотека наглядных пособий» | Уметь описывать и объяснять ядерную модель строения атома. Знать/понимать смысл опытов Резерфорда | §993 | |||||
93 | Квантовые постулаты Бора. Излучение и поглощение света атомом. | Опыт 208. Дискретность энергетических состояний атомов. | Диск «Библиотека наглядных пособий» | Знать/понимать сущность квантовых постулатов Бора, уметь описывать и объяснять линейчатые спектры излучения и поглощения | В.А. Орлов Тест «Опыт Резерфорда» | §94,95, | |||
94 | Решение задач на модели атомов и постулаты Бора. | знать постулаты Бора | |||||||
95 | Решение задач на модели атомов и постулаты Бора. | ||||||||
96 | Лазеры | Рассмотрение в сравнение свойств лазерного излучения и излучения обычного источника света | Диск «Библиотека наглядных пособий» | Знать/понимать смысл понятий спонтанное и индуцированное излучение, понимать принцип действия лазера, приводить примеры практического применения | В.А. Орлов Тест «Квантовые постулаты Бора» | §96 | |||
97 | Обобщающе-повторительное занятие по темам «Световые кванты», «Атомная физика». | Уметь приводить примеры практического применения знаний законов атомной физики | Краткие итоги главы 11,12 | ||||||
98 | Зачет №6 по темам «Световые кванты», «Атомная физика». | Уметь применять полученные знания на практике | А.Е. Марон Контрольная работа № 9 «Квантовая теория электромагнитного излучения» | ||||||
99 | Зачет №6 по темам «Световые кванты», «Атомная физика». | ||||||||
Физика атомного ядра. Элементарные частицы (21час) | |||||||||
100 | Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц | Опыт Демонстрация треков альфа-частиц в камере Вильсона Счетчик Гейгера – Мюллера Обнаружение естественного радиационного фона | Диск «Библиотека наглядных пособий» | Познакомиться с принципами действия приборов регистрации и наблюдения элементарных частиц | §97 | ||||
101 | Лабораторная работа №10 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» | Лабораторная работа по инструкции | Идентификация элементарной частицы по ее треку. Определение по трекам микрообъектов их некоторых свойств: энергии, импульса, заряда, удельного заряда. Роль физической теории для интерпретации результатов эксперимента. | §98 | |||||
102 | Радиоактивность | Камера для демонстрации следов альфа-частиц | Диск «Библиотека наглядных пособий» | Уметь описывать и объяснять процесс радиоактивного распада. Правила смещения для всех видов радиоактивного распада. | §99-100 Радиоактивные отходы как источник загрязнения окружающей среды, проблема их переработки и захоронения | ||||
103 | Радиоактивность | Диск «Библиотека наглядных пособий» | Механизм осуществления процессов распада. | ||||||
104 | Закон радиоактивного распада | Диск «Библиотека наглядных пособий» | Знать/понимать закон рад. Распада. Знать основные источники естественной радиоактивности, уметь описывать и объяснять связи между естественной радиоактивностью и геологическими процессами на Земле | §101 | |||||
105 | Решение задач на закон радиоактивного распада | Уметь применять полученные знания на практике | §101 | ||||||
106 | Состав ядра атома | Знать/понимать смысл понятий: «атом», «атомное ядро», «изотоп», «нуклон», «протон», «нейтрон». | §102-104 | ||||||
107 | Энергия связи атомных ядер. | Рассмотрение состава ядра атома, вопроса о ядерных реакциях и их энергетическом выходе. Ознакомление с двумя способами расчета энергии связи. | Знать определение и формулы дефекта массы; энергии связи | В.А. Орлов Тест «Радиоактивность» | §105. Упр.14(5). Гелиоэнергетика, ее потенциал и экологические проблемы. Фотоэлементы. КПД гелиоэнергетических преобразователей. | ||||
108 | Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций | Принцип действия ускорителей элементарных частиц | Диск «Библиотека наглядных пособий» | Знать/понимать условия протекания и механизм ядерных реакций, уметь рассчитывать выход ядерной реакции; | §106,107 | ||||
109 | Цепная ядерная реакция. Атомная электростанция. | Демонстрационные печатные пособия | Диск «Библиотека наглядных пособий» | Знать схему и принцип действия ядерного реактора | §108-110 Упр.14(7) Экологическая характеристика и перспективность ядерной энергетики. Опасность аварий на ядерных реакторах и меры их предотвращения. | ||||
110 | Решение задач на законы физики ядра | Уметь применять полученные знания на практике | Решение ключевых задач | ||||||
111 | Применение физики ядра на практике. Биологическое действие радиоактивных излучений. | Уметь приводить примеры применения радиоактивных изотопов, знать дозу излучения, эквивалентную дозу излучения, поглощенная доза излучения | В.А. Орлов Тест «Деление ядер урана. Цепные термоядерные реакции» §111 - 113Шумовое загрязнение. Инфразвуковое загрязнение окружающей среды. Экологические проблемы современных систем связи (радиовещания, телевещания, телефонной связи). ЛЭП, Экологическая характеристика альфа-. Бета - и гамма-излучений. Радиоактивное загрязнение среды при взрывах атомных бомб и работе ядерных электростанций | ||||||
112 | Элементарные частицы | Демонстрационные печатные пособия | Знать/понимать смысл понятий: элементарная частица, античастица. | §115 - 117 Оптические методы мониторинга состояния атмосферы и гидросферы. Лазерный мониторинг. Современные методы наблюдения и регистрации ядерных излучений | |||||
113 | Элементарные частицы | Знать классификацию элементарных частиц | |||||||
114 | Обобщающе-повторительное занятие по темам «Физика атомного ядра», «Элементарные частицы» | Уметь приводить примеры практического применения знаний законов физики атомного ядра | В.А. Орлов Тест «Элементарные частицы и методы их регистрации» | ||||||
115 | Зачет №7 по теме «Физика ядра и элементы ФЭЧ» | Уметь применять полученные знания на практике | А.Е. Марон Контрольная работа № 10 «Физика атомного ядра» | ||||||
116 | Зачет №7 по теме «Физика ядра и элементы ФЭЧ» | ||||||||
117 | Решение задач | Коррекция знаний по темам «Физика ядра и элементы ФЭЧ» | |||||||
118 | Решение задач | Коррекция знаний по темам «Физика ядра и элементы ФЭЧ» | |||||||
119 | Решение задач | Коррекция знаний по темам «Физика ядра и элементы ФЭЧ» | |||||||
120 | Решение задач | Коррекция знаний по темам «Физика ядра и элементы ФЭЧ» | |||||||
Значение физики для развития мира и развития производительных сил общества (3 часа) | |||||||||
121 | Физическая картина мира | Знать понятия материального мира, материальная точка, законы сохранения | |||||||
122 | Физика и научно-техническая революция | Понятие о научно-технической революции (НТР) | |||||||
123 | Физика как часть человеческой культуры | Общечеловеческие ценности и физика. | |||||||
Строение и эволюция Вселенной (15 часов) | |||||||||
124 | Небесная сфера. Звездное небо. | Карта звездного неба. | СD-диск «Открытая астрономия» | Знать/понимать смысл понятий: небесная сфера, эклиптика, небесный экватор, небесный меридиан, созвездие, зодиакальное созвездие, день летнего/зимнего солнцестояния, день весеннего/осеннего равноденствия | §1-3 | ||||
125 | Небесная сфера. Звездное небо. | ||||||||
126 | Законы Кеплера | Портреты выдающихся астрономов | Знать/понимать законы Кеплера | §8,9 | |||||
127 | Определение расстояний в астрономии. | Знать методы определения расстояний и размеров тел Солнечной системы. | |||||||
128 | Строение Солнечной системы. | СD-диск «Открытая астрономия» | Знать/понимать смысл понятий: звезда, планета, астероид, комета, метеорное тело | §11.8 Влияние на прозрачность атмосферы антропогенного фактора | |||||
129 | Система Земля – Луна. | СD-диск «Открытая астрономия» | Знать/понимать солнечное и лунное затмения, приливы и отливы, магнитное поле Земли, ускорение свободного падения на Земле и на Луне | §12,13 Ионосфера. Приспособление организмов к магнитному полю Земли. Солнечная активность | |||||
130 | Физика планет земной группы | Знать планеты земной группы и их физическую природу | |||||||
131 | Физика планет-гигантоа | Знать планеты -гиганты и их физическую природу | |||||||
132 | Общие сведения о Солнце, его источники энергии и внутреннее строение Физическая природа звезд. | СD-диск «Открытая астрономия» | Знать/понимать смысл понятий: фотосфера, хромосфера, солнечная корона, вспышки, протуберанцы, солнечный ветер Знать/понимать смысл понятий: звезды-гиганты, звезды-карлики, переменные и двойные звезды, нейтронные звезды, черные дыры | §18,20 §24,25 Роль солнечного и космического излучения для жизни на Земле. Прозрачность атмосферы. Физическая природа парникового эффекта и «озоновых дыр». | |||||
133 | Физическая природа звезд | знать понятие «звезда», применяют знания законов физики для объяснения природы космических объектов. | |||||||
134 | Наша Галактика | знать/понимать смысл понятий: галактика, наша Галактика, Млечный путь. | |||||||
135 | Происхождение и эволюция галактик. Красное смещение. | СD-диск «Открытая астрономия» | Уметь описывать виды галактик, знать/понимать смысл понятий: межзвездное вещество, квазар Знать/понимать понятия: галактики; эллиптические спиральные и неправильные; скопления галактик; взаимодействующие галактики; реликтовое излучение; уметь определять расстояние до галактик по красному смещению | §28 §29, 30-32 Биологическое воздействие неионизирующего и ионизирующего излучения (ультрафиолетового и рентгеновского диапазонов). Особенности действия радиации на живые организмы и возможности защиты от нее. | |||||
136 | Жизнь и разум во Вселенной | СD-диск «Открытая астрономия» | Знать/понимать смысл понятий: «расширяющаяся Вселенная», «реликтовое излучение» | §33 | |||||
137 | Применение законов физики в астрономических процессах. Развитие космических исследований. | Презентация | Урок-конференция | ||||||
138 | Применение законов физики в астрономических процессах. Развитие космических исследований. | Презентация | Урок-конференция | ||||||
Лабораторный практикум (12 часов) | |||||||||
139 | Лабораторный практикум №1 | Изучение прямолинейного равноускоренного движения с помощью движущейся тележки | оформление работы в тетради, повторить | ||||||
140 | Лабораторный практикум №2 | Измерение ускорения свободного падения | оформление работы в тетради, повторить | ||||||
141 | Лабораторный практикум №3 | Сравнение масс взаимодействующих тел. | оформление работы в тетради, повторить | ||||||
142 | Лабораторный практикум №4 | Исследование зависимости дальности полета тела от угла бросания | оформление работы в тетради, повторить | ||||||
143 | Лабораторный практикум №5 | Измерение относительной влажности воздуха с помощью психрометра | оформление работы в тетради, повторить | ||||||
144 | Лабораторный практикум №6 | Измерение электроемкости конденсатора. | оформление работы в тетради | ||||||
145 | Лабораторный практикум №7 | Изучение магнитного поля катушки с током | оформление работы в тетради, повторить | ||||||
146 | Лабораторный практикум №8 | Исследование зависимости силы тока от электроемкости конденсатора в цепи переменного тока | оформление работы в тетради | ||||||
147 | Лабораторный практикум №9 | Измерение магнитной индукции | оформление работы в тетради, повторить | ||||||
148 | Лабораторный практикум №10 | Измерение индуктивности катушки | оформление работы в тетради | ||||||
149 | Лабораторный практикум №11 | Изучение движения проводника с током в магнитном поле | оформление работы в тетради | ||||||
150 | Лабораторный практикум №12 | Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза с помощью дифракционной решетки | оформление работы в тетради | ||||||
Обобщающее повторение (19 часов) | |||||||||
151 | Повторение темы «Кинематика и динамика материальной точки» | Уметь применять формулы и законы при решении качественных и количественных задач | |||||||
152 | Повторение темы «Кинематика и динамика материальной точки» | Уметь применять формулы и законы при решении качественных и количественных задач | |||||||
153 | Повторение темы «Законы сохранения» | Уметь применять формулы и законы при решении качественных и количественных задач | |||||||
154 | Повторение темы «Законы сохранения» | Уметь применять формулы и законы при решении качественных и количественных задач | §1-22, 10 класс | ||||||
155 | Повторение темы «Релятивистская механика» | Уметь применять формулы и законы при решении качественных и количественных задач | 10 класс | ||||||
156 | Повторение темы «Релятивистская механика» | Уметь применять формулы и законы при решении качественных и количественных задач | 10 класс | ||||||
157 | Повторение темы «Молекулярная структура вещества. Молекулярно-кинетическая теория идеального газа» | Уметь применять формулы и законы при решении качественных и количественных задач | 10 класс | ||||||
158 | Повторение темы «Термодинамика» | Работа по материалам ЕГЭ | |||||||
159 | Повторение темы «Жидкость и пар. Твердое тело» | Уметь применять формулы и законы при решении качественных и количественных задач | 10 класс | ||||||
160 | Повторение темы «Постоянный электрический ток» | Уметь применять формулы и законы при решении качественных и количественных задач | 10 класс | ||||||
161 | Повторение темы «Магнитное поле. Электромагнетизм» | Уметь применять формулы и законы при решении качественных и количественных задач | |||||||
162 | Повторение темы «Цепи переменного тока» | Работа по материалам ЕГЭ | |||||||
163 | Повторение темы «Геометрическая оптика» | Уметь применять формулы и законы при решении качественных и количественных задач | |||||||
164 | Повторение темы «Квантовая Физика» | Уметь применять формулы и законы при решении качественных и количественных задач | |||||||
165 | Годовая контрольная работа № 8 | Работа по материалам ЕГЭ | |||||||
166 | Годовая контрольная работа № 8 | ||||||||
167 | Обобщающее повторение | Разбор тестов | |||||||
168 | Обобщающее повторение | ||||||||
169 | Обобщающее повторение | ||||||||
170 | Обобщающее повторение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике к учебнику С.В. Громова для обучающихся 7 класса
Рабочая программа по физике (7 класс) содержит не только подробную пояснительную записку, но и в тематическом планировании указан перечень необходимого оборудования к уроку....
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ по учебнику А.В. Перышкина "Физика. 8 класс"
Настоящая программа составлена на основе авторской программы: «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина.При реализации рабочей программы используется УМК Перышкина А. В, Гутник ...
Рабочая программа по физике по учебнику физики 7 класс Генденштейн Л.Э и др
Рабочая программа составлена в соответствии со ФГОС. Редактирование и корректировка учителя русского языка и литературы Коноваловой Елены Геннадьевны...
Рабочая программа по физике к учебнику физики Г. Я. Мякишева. 11класс. Базовый уровень (2 часа).
Главное отличие - расписанные на каждый урок формы организации учебных занятий и виды учебной деятельности....
Рабочая программа по физике к учебнику физики Г. Я. Мякишева. 11класс. Профильный уровень (5 часов).
Главное отличие - расписанные на каждый урок формы организации учебных занятий и виды учебной деятельности....
Учебная рабочая программа по физике к учебнику А.В.Перышкина "Физика. 8 класс", ФГОС, рассчитанная на два часа в неделю.
Рабочая программа по физике 8 класса к учебнику А.В.Перышкина, ФГОС. " часа в неделю...