Электролизация - верный помощник человека.
методическая разработка по естествознанию (8 класс)

Константинова Ирина Викторовна

Задачи:

Образовательные:

  • Изучить явление электризации тел, законы взаимодействия зарядов одноименных и разноименных знаков.
  • Научить решать качественные задачи по теме.

Развивающие:

  • Развивать умение организовывать свою учебную деятельность на уроке.
  • Развивать навыки исследовательской работы, учить анализировать полученный результат эксперимента, делать выводы.
  • Учить видеть электрические явления в жизни, научно объяснять их, показать объективность проявления законов физики в быту и технике.

Воспитательные:

  • Продолжать формирование научного мировоззрения, самостоятельности мышления;
  • Продолжать воспитание творческой инициативы, поддержание эмоциональной и доброжелательной атмосферы на уроке.
  • Продолжать развитие коллективизма, ответственности на уроке.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок76.78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по физике 8 класс «Электризация тел. Два рода электрических зарядов»

Цель урока:

Организовать деятельность учащихся по изучению явления электризации тел, законов взаимодействия зарядов одноименных и разноименных знаков, осмыслению полученных новых знаний и их первичному закреплению.

Задачи:

Образовательные:

  • Изучить явление электризации тел, законы взаимодействия зарядов одноименных и разноименных знаков.
  • Научить решать качественные задачи по теме.

Развивающие:

  • Развивать умение организовывать свою учебную деятельность на уроке.
  • Развивать навыки исследовательской работы, учить анализировать полученный результат эксперимента, делать выводы.
  • Учить видеть электрические явления в жизни, научно объяснять их, показать объективность проявления законов физики в быту и технике.

Воспитательные:

  • Продолжать формирование научного мировоззрения, самостоятельности мышления;
  • Продолжать воспитание творческой инициативы, поддержание эмоциональной и доброжелательной атмосферы на уроке.
  • Продолжать развитие коллективизма, ответственности на уроке.

УУД

ЛичностныеУУД:  

  • развитие настойчивости в достижении поставленной цели; развитие внимательности, собранности, аккуратности.

Регулятивные УУД:

  • осуществлять планирование и регуляцию своей деятельности; выдвигать гипотезу, предлагать пути ее решения; вносить коррективы и дополнения в способ своих действий;

 Коммуникативные УУД:

  • слышать, слушать, понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.

Познавательные УУД:

  • научатся объяснять взаимодействие заряженных тел и существование двух родов электрических зарядов.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать:

а)причину электризации тел,

б)законы взаимодействия зарядов одноименных и разноименных знаков.

Уметь:

а) приводить примеры электрических явлений в природе, быту, технике;

б) объяснять электрические явления; в) решать качественные задачи на определение знаков наэлектризованных тел.

Личностные:

осознание необходимости самостоятельности мышления в учебной деятельности, способности применять научные знания.

Метапредметные:

принятие знаний о природе, явлениях и законах в единой системе;

умение использовать первичные исследовательские навыки;

умение планировать исследовательскую работу.

Основные понятия

Электрические явления, электризация тел, электрический заряд, два рода электрических зарядов.

Тип урока: урокизучения нового материала.

Форма организации учебной деятельности учащихся: работа в парах, индивидуальная работа

Ход урока

  1. Организационный этап.

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнем

И сейчас урок начнем.

Девиз нашего урока:

“Человек не может изменить законы природы, но он может познать их, а затем использовать себе во благо”

(Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой.Учащиеся слушают, настраиваются на урок.)

2.Актуализация опыта обучающихся. Мотивация. Формулировка темы урока. Постановка цели урока.

Ребята, мы закончили с вами изучение большой главы «Тепловые явления». Сегодня мы начинаем изучать новую большую главу.

Ну-ка отгадайте, о чем мы будем говорить в этой главе?(Учащиеся выделяют существенную информацию из слов учителя)

Оно несёт нам свет, тепло
Компьютер, видео включает
Комфортно с ним, но без него
Удобства мигом исчезают.

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество!

Это …(электричество)

Ответ: электричество.

Слова «электричество» и «электрический ток» знакомы сейчас каждому человеку. И тема, к изучению которой мы приступаем очень важная.

А как вы думаете, почему? (Электрический ток используется в наших домах, на транспорте, на заводах, фабриках, в сельском хозяйстве и т.д.И в природе есть электричество: молнии, полярные сияния, электрические рыбы и многие другие явления).Слайд 1

Чтобы понять, что собой представляет электрический ток, электричество, надо ознакомиться сначала с большим кругом явлений, называемых электрическими.

Прослушаем легенду, которая поможет нам определить тему нашего урока.

Сообщение учащегося: Слайд 2-3

Дочь греческого философа Фалеса Милетского,жившего в VI век до н. э , пряла шерсть янтарным веретеном. Как-то, уронив веретено в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного хитона и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что они прилипли к веретену, потому что оно все еще влажно, она принялась вытирать его еще сильнее. И что же? Шерстинок налипало тем больше, чем сильнее натиралось веретено. Девушка обратилась за разъяснением этого явления к отцу. Фалес понял, что причина в веществе, из которого сделано веретено, он накупил различных янтарных изделий и убедился, что все они, будучи натерты шерстяной материей, притягивают легкие предметы, подобно тому, как магнит притягивает железо.

«Янтарь» по-гречески – электрон, отсюда и произошли слова «электричество», «электрические явления».

Это свойство в течение ряда столетий приписывалось только янтарю, от названия которого и произошло слово “Электричество”.

(Учащиеся рассуждают, отвечают на вопросы учителя. Слушают сообщение учащегося.Участвуют в формулировании целей и задач урока)

Слайд 4. О каком явлении говорится в легенде? Электризация.

Запишем тему урока в тетрадь «Электризация тел. Два рода зарядов».

Давайте определим цель нашего урока, какие вопросы мы рассмотрим на уроке?

(Что такое электризация? Какими свойствами она обладает? Какие заряды существуют в природе? Пользу или вред приносит явление электризации?)

III. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке у меня есть помощник для совершения чудес – это палочка, обыкновенная, из эбонита (обращаю внимание детей на запись на доске: эбонит-это каучук с примесью серы). Я попытаюсь с ее помощью совершить чудо. Попробую что-нибудь достать из этой красивой коробочки.

Не получается. Что же делать? (сказать заклинание)

Попробую. Крибли-Крабли-Бумс! Опять не получается…

А вспомните, что делал Аладдин, когда доставал из лампы джина? (натирал лампу)

Слайд 5. Попробую и я натереть свою палочку о шерстяную тряпочку. Получилось. А палочка-то, оказывается, волшебная. После натирания она стала притягивать мелкие листочки бумаги, шерстинки, пушинки и даже тонкую струйку воды.

Опыт 1. Эбонитовая палочка, мех мелко нарезанные листочки бумаги. (Демонстрация)

а) Фронтальный эксперимент. У вас на столах, ребята, есть пластмассовая линейка и лист бумаги. Проверьте, может линейка тоже волшебная? (натирают линейку о лист бумаги)

Да, к линейке после натирания прилипают легкие предметы.

Итак, какое интересное свойство тел мы увидели в проведенных опытах? (тело после натирания притягивает другие тела)

Обсуждение проблемных вопросов:

Почему мелкие предметы притягиваются к палочке, пластмассовой линейке?

Зачем нужно натирать линейку или палочку о другие предметы?

Слайд 6

Про тело, которое после натирания притягивает к себе другие тела, физики говорят, что оно наэлектризовано или, что ему сообщен электрический заряд.

Попробуем сформулировать, что же такое электризация?

Электризация – это процесс сообщения телу электрического заряда.

Электрический заряд – свойство тела, т.е. его способность к электромагнитному взаимодействию.

У меня в руках другая волшебная палочка – стеклянная. Я подношу ее к кусочкам бумаги, ничего не наблюдаем. Натираю ее уже о шелк, снова подношу к кусочкам бумаги, шерстинкам и мы видим, что они притягиваются к палочке. Что мы можем сказать о палочке? (она наэлектризована или ей сообщен эл. заряд).

Про одно из тел мы можем сказать, что оно наэлектризовано, можно ли и про другое сказать, что оно наэлектризовано? Выдвигается гипотеза. Как проверить гипотезу? (Демонстрационный эксперимент)

Фронтальный эксперимент. Работа в парах.

Задание 1. У вас на столе лежат две полоски из полиэтилена и две полоски из бумаги. Положите на полоску из полиэтилена полоску из полиэтилена. Погладьте их тыльной стороной ладони. Попробуйте их развести, а затем медленно сближайте. Что вы наблюдаете? (отталкивание) Как зарядились полоски?

Задание 2. А теперь положите на полоску из бумаги полоску из полиэтилена. Погладьте их тыльной стороной ладони. Попробуйте их развести, а затем медленно сближайте. Что вы наблюдаете? (притяжение). Как зарядились полоски?

Чем это объясняется?

Запишите все выводы в тетрадь.

Вывод: электризуются оба тела. Существуют 2 вида зарядов.

Два заряженных тела либо притягиваются, либо отталкиваются.

Опыт 3. Стеклянная палочка (эбонитовая), 2 султанчика, шелк (мех). Взаимодействие султанчиков.

Стеклянная палочка, потертая о шелк, заряжается положительным зарядом.

Эбонитовая палочка, потертая о мех, заряжается отрицательным зарядом.

Исследуем, как ведут себя тела, заряженные разными зарядами; одинаковыми зарядами.

Опыты с султанами.

Выводы:

1. Тела, имеющие заряды одного рода, взаимно отталкиваются.

2. Тела, имеющие заряды разного рода, взаимно притягиваются.

Запишите выводы в тетрадь.

В 1733 году французский ботаник и физик Шарль Дюффе открыл два вида зарядов – заряды, полученные в результате трения двух смолистых веществ (он их назвал «смолистым электричеством») и заряды, полученные при трении стекла и слюды («стеклянное электричество»). А американский физик и политический деятель Бенжамин Франклин в 1778 году заменил термин «стеклянное электричество» на «положительное», «смоляное» на «отрицательное». Эти термины и прижились в науке.

Положительный заряд обозначают знаком «+», отрицательный знаком «-».

Два одноименных заряда отталкиваются, два разноименных – притягиваются.

С
хема:
Слайд 7

Слайд 8. Как можно наэлектризовать тело?Можно ли передавать электрический заряд?

  • Трением
  • Соприкосновением
  • Через влияние

Слайд 9.

Как определить что тело наэлектризовано?

  • Притяжение пылинок, ворсинок, мелких кусочков бумаги
  • Треск
  • Искры
  • Удары током
  • Приборами

IV. Физминутка.

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше потянулись,

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь,

Сели-встали, сели-встали.

Вы, надеюсь, не устали.

Физзарядка будет впрок.

Продолжаем наш урок.

V. Закрепление

Работа в группах. Обсуждение. Оформление отчета.Выступает один человек от группы.

1-я группа.Имея в своем распоряжении пластмассовую расческу, эбонитовую палочку, стеклянную палочку, султан, лист бумаги, суконку определите знак заряда, получаемый на пластмассовой линейке, потертой о сухой лист бумаги.

2-я группа. Имея в своем распоряжении пластмассовую расческу, эбонитовую палочку, султан, суконку определите знак заряда, получаемого на расческе при расчесывании волос.

3-я группа. Подвешенная к штативу на шелковой нити гильза заряжена, но неизвестно каков знак ее заряда. Как, имея в своем распоряжении стеклянную палочку и кусок шелка, определить знак заряда на гильзе?

Решение качественных задач. (Фронтальная работа)

Определите знак заряда. Слайд 10

Слайд 11

  1. Металлический шар заряжен . Какого знака заряды у шариков одинаковой массы, подвешенных на шелковых нитях?
  2. Какой из подвешенных шариков имеет больший заряд?

Самостоятельная работа. Тест (слайды 12-17)

Вариант 1

1. Стекло при трении о шелк заряжается:

а) положительно; б) отрицательно.

2. Если наэлектризованное тело отталкивается от эбонитовой палочки, потертой о мех, то он заряжено:

а) положительно; б) отрицательно.

3. Три пары шариков подвешены на нитях. Какая пара шариков не заряжена?

А )1Б)2В)3

4.Какая пара шариков имеет одноименные заряды?

А)1Б)2В)3

5. Какая пара шариков имеет разноименные заряды?

А

1

1

3

2

2

3

)1Б)2В)3

Вариант 2

1. При натирании о мех каучук электризуется:

А) положительно; Б) отрицательно.

2. Если заряженное тело притягивается к стеклянной палочке, натертой о шелк, то оно заряжено:

А) положительно; Б) отрицательно.

3. Три пары шариков подвешены на нитях. Какая пара шариков имеет одноименные заряды?

А)1Б)2В)3

4.Какая пара шариков имеет разноименные заряды?

А)1Б)2В)3

5. Какая пара шариков не заряжена?

А)1Б)2В)3

Ответы

Вариант 1АББАВ

Вариант 2ББАВБ

Взаимопроверка. Оценивание

"5" - 5 верных ответов

"4"- 4 верных ответа

"3" - 3 верных ответа

"2" - меньше 3 верных ответов

VIIДомашнее задание.

§25,упр. 18, задание стр. 78.

Задание на выбор:

  • Записать загадки, пословицы об электризации.
  • Написать сообщение по теме: «В чем польза и вред электризации»
  • Написать сообщение по теме: «В чем польза и вред электризации» и составить правила техники безопасности чтобы нейтрализовать вредное действие статического электричества

VI. Итог урока.(оценки за сообщения, дополнения)

Учащиеся составляют сиквейн

Правила написания синквейна:

(на экране)

1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.
2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.
3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме

в I-ой строчке.
5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в I-ой строчке, обычно существительное.

Итак, начинаем.

1 строчка – существительное – тема синквейна – тема нашего урока –

ЭЛЕКТРИЗАЦИЯ

2 строчка – описание темы - 2 прилагательных –

ВРЕДНАЯ, ПОЛЕЗНАЯ

3 строчка – три глагола (действия, относящиеся к теме)

ПРИТЯГИВАЮТСЯ, ТРУТСЯ, ИСКРЯТСЯ

4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в I-ой строчке.

СООБЩЕНИЕ ТЕЛУ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ЗАРЯДА

5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в I-ой строчке, обычно существительное.

ЯВЛЕНИЕ

Рефлексия.Прием рефлексии "Выбор"

На уроке я работал

Своей работой на уроке я

Урок мне показался

За урок я

Мое настроение

Материал урока для меня был

Активно, пассивно

Доволен, недоволен

Коротким, длинным

Не устал, устал

Стало лучше, стало хуже

Полезен, бесполезен

Дата урока _____________________Индивидуальный маршрут учащегося _________________________________________

Задание 1

Положите на полоску из полиэтилена полоску из полиэтилена. Погладьте их тыльной стороной ладони. Попробуйте их развести, а затем медленно сближайте. Что вы наблюдаете? ___________________________________ Как зарядились полоски? _______________________________

Задание 2

Положите на полоску из бумаги полоску из полиэтилена. Погладьте их тыльной стороной ладони. Попробуйте их развести, а затем медленно сближайте. Что вы наблюдаете? ______________________ Как зарядились полоски? _________________________________

Сделайте вывод:

Полоски_____________________________________________________________________
Тела можно наэлектризовать ________________________________________
В электризации участвуют всегда__________________________________тела
Электризуются после разделения_______________________________________тела

Примеры электризации в природе и быту______________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказка - верный помощник учителя на уроке английского языка"

В данной статье рассказывается о роли сказки в учебном процессе и безграничных возможностях учителя в введении нового материла....

Глаза - помощники человека

Формирование предпосылок к здоровому образу жизни...

Карта – наш верный помощник

Закрепление теоретических знаний карты...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе "Словарь – мой добрый друг и верный помощник"

Цели:    1. Вызвать интерес к словарям русского языка.2. Развивать навыки работы со словарем.3. В игре развивать логическое мышление....

Алюминий на кухне: опасный враг или верный помощник?»

Алюминий на кухне: опасный враг или верный помощник?»Исследовательская работа...

Внеклассное мероприятие. Лингвистический праздник «Словарь – мой добрый друг и верный помощник»

Лингвистический праздник «Словарь – мой друг и помощник», способствующий развитию интереса к родному языку и воспитанию потребности изучать его....