Органы чувств – верные помощники в познании мира
план-конспект на тему

Погосова Ирина Сергеевна

Конспект открытого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3moyo_zanyatie_avtosohranennyy_-_kopiya.docx39.74 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарное

учреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1»

Комитета по социальной политике

КОНСПЕКТ

открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе:

«Азбука здорового образа жизни»

Социально-педагогическая направленность

(охрана здоровья)

Тема «Органы чувств – верные помощники в познании мира»

Методическое объединение воспитателей специализированного структурного образовательного подразделения дополнительного общеразвивающего образования «Центр социальной и трудовой реабилитации»

ФИО, Погосова Ирина Сергеевна

Должность: Воспитатель

Высшая квалификационная категория

Санкт-Петербург

2016- 2017 уч. год

Фамилия, имя, отчество педагога, должность

Погосова Ирина Сергеевна

 воспитатель.

Наименование образовательного учреждения, город

СПб ГБСУСО «ДДИ № 1»

Группа

25 группа  

Программа ( указать название программы, направленность по образовательной области,

«Азбука здорового образа жизни»

Предмет

Личностное развитие

Направление

Охрана здоровья

Тема занятия

«Органы чувств – верные помощники в познании мира»

 (Хочу всё знать)

Форма занятия (кол-во детей)

Групповая 13 человек.

Продолжительность по времени

45 минут

Тип занятия

Урок открытия нового знания

Цель занятия

Дать знания об органах чувств человека, с точки зрения получаемой с их помощью информации.

Задачи занятия

  1. образовательная

  1. коррекционная

  1. воспитательная

Расширять представления воспитанников об органах чувств и о значимости их в познании окружающего мира.

Развивать познавательную активность, умения делать выводы посредством исследовательской деятельности

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира посредством органов чувств.

Методы организации образовательно-воспитательного процесса

Словесные, наглядные, практические.

Методическое и техническое обеспечение занятия

средства технические: Интерактивная доска, музыкальное сопровождение

методические средства: картинки к дидактической игре..

раздаточный материал: Картинки,. стаканчики с водой разного вкуса, баночки с ароматическими веществами

Предварительная работа

Изготовление дидактической игры «Убери лишнее».

Использованная литература

Слисенко Е.И., Гуменюк Н.А. Новые валеологические игровые технологии. //Дошкольная педагогика. - 2005. №4,5.

Стрменьова И. Я-человек,ты-человек.-М.: Дет.лит.,1991.

Формирование представлений о себе у старших дошкольников / авт.-сост.Сигилива М.Н.-Волгоград : Учитель,2009. 


Ход занятия

Название упражнения,

частные задачи.

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

  1. Вводная часть…..мин

1.Организационный момент2мин

 Задача:

Настрой на занятие

Приветствуют и рассаживаются на свои места

2.Актуализация знаний по данной теме

Слайд с изображением человека без лица.

Задача:Умение извлекать информацию из рисунка и излагать свои мысли в устной форме.

Посмотрите на доску, к нам пришёл молодой человек.  Но мне кажется, что он какой-то странный.

Что же   в нём странного?

А зачем  они   нужны  человеку?

Может  и  не  нужны  они  вовсе?

(После  ответов  воспитанников педагог  выставляет   на  доску  рисунки  глаз, носа, ушей, рта ,  рук.)

Ребята , что  у  всех  этих  частей  организма  общего?

Рассматривают изображение человека и приходят к выводу, что у девочки на плакате нет лица : ушей, глаз , носа, рта.

3.Мотивация образовательной деятельности

Кроссвод (решение)

Задача:

Подведение к теме занятия, решение кроссворда

Чтение стихотворения:

Задача:

Развитие слухового внимания

 

Для того, чтобы узнать  что же это за помощники человека, которые помогают нам познавать окружающий мир и узнать тему сегодняшнего занятия, мы с вами разгадаем кроссворд:

У одной головы два братца

По разные стороны сидят,

А ничего не видят и не говорят. (уши)

Брат с братом через дорогу живут,

А один другого не видит. (глаза)

Тело сверху прикрываю,

Защищаю и дышу.    (кожа)

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит.  (нос)

Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)

http://festival.1september.ru/articles/524292/img1.gifПрочитайте ключевое слово.

Какие это органы?

Об органах чувств и их роли в жизни человека мы сегодня будем говорить на занятии.

Но перед тем, как мы будем вести разговор об органах чувств, послушайте стихотворение  о них.

Видеть солнце, видеть землю,

Видеть небо и леса

Помогают нам... (глаза)        

Запах хлеба, запах мёда,

Запах лука, запах роз

Различить поможет ... (нос)

Есть у зайца на макушке,

У тебя, твоей подружки,

Что же это? Наши... (уши)        

Мягкое и твёрдое, острое, тупое,

Горячее, холодное, мокрое, сухое...

Разобраться в этом сложно.

Нам поможет наша ... (кожа)

Первым пробовать привык

угощенья все ...(язык)

  1. Основная часть занятия …мин

1.Раскрытие темы занятия

 Сообщение темы

Задача:

Настрой воспитанников на исследовательскую деятельность.

Задача:

Развитие интереса к новому учебному материалу

Задачи во время исследовательских действий:

-Исследовательская деятельность воспитанников с последующим обобщением.

-Умение выявлять особенности разных органов чувств в процессе их рассматривания, делать выводы.

-Умение контролировать свои действия, высказывать своё мнение, выслушивать мнения других.

Задача:

Знакомство с интересной информацией

Задача:

Знакомство с интересной информацией.

 

Задача:

Знакомство с интересной информацией

Задача:

Знакомство с интересной информацией

Задача:

Смена деятельности с целью снятию напряжения.

Задача:

Тема нашего занятия «Органы чувств – верные помощники в познании мира».

Так   кто  же  они, наши  помощники  , без  которых  нам  не  обойтись  в  окружающем  мире?

А  чтобы  ответить    эти  вопрос , нам  предстоит  провести  настоящее  исследование.

Вспомните, кто такие исследователи?

Значит , и мы  можем  назвать  себя исследователями.

Так  что  же  будет  предметом  нашего  исследования?

Верно.  Предметом  нашего  сегодняшнего  исследования  будет  человек ,  вернее  его  организм.

Глаза , рот, нос, уши – это  части  организма, его  органы.

Давайте  приступим  к  исследованию.

Исследование  органа  зрения.

Вызываются эксперты.

В мешочке лежат предметы

Ребята не глядя должны описать их.

Какого цвета этот предмет?

Почему не можем сказать? (не видим)

А теперь вынем из мешочка и посмотрим. Какого цвета предмет?

Что нам помогло? (глаза)

Глаза -  орган зрения.

Глаза – это   часть  организма  - его  органы. Глаза – это орган зрения.

Скажите, какую информацию мы можем получить с их помощью?

 Человек иногда плачет, но это оказывается очень даже полезно для органов зрения. Слезы, которые порой текут у нас из глаз, полезны. Они убивают микробов и вымывают соринки.

Исследование органа слуха.

- Приступаем  к  следующему  исследованию.  Закройте  уши  и  повторите  то ,  что  я  скажу.

 - 1,2,4.6.

Что  вы  услышали?

А сейчас оставьте уши открытыми. (повторить тоже самое).

А услышали вы что-то сейчас?

Какой  вывод  можем  сделать ?

Уши – это  орган  слуха

Какую информацию можно услышать при помощи слуха?

Если закрыть глаза, ты все равно будешь чувствовать, где верх, где низ, наклонился стул вправо или влево. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе. Значит ухо – это орган слуха и равновесия.

Исследование  органа  обоняния.

(Вомпитанникам  выдаются  пробирки  с

ароматическими  веществами  и  с  простой  водой)

Закройте  носы  и  попытайтесь  определить  , что  в  какой  пробирке  находится.

Можно  посмотреть ,    послушать.

Что  вы  почувствовали?

Откройте  носы , понюхайте.

Без  какого  органа  невозможно  выполнить  это  задание?

Какой  орган  поможет  нам  пчувствовать  запах?  

Нос – это орган человека, а умение    различать  запахи   получило  название  - обоняние.

Какую информацию можно получить при помощи этого органа? 

С запахами у человека связаны многие ассоциации. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в теплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте. Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди чаще отравляются, так как не могут определить некачественную пищу. Ощущение запаха неотделимо от самого вещества. Мы ощущаем запах только при вдохе. Поднесите к носу пахучее вещество. При нормальном дыхании вы будете ощущать его запах. Задержите дыхание на некоторое время, и вы не будете чувствовать запаха, хотя источник его находится у самого носа.

Исследование  органа  вкуса.

(Раздаю  три  стакана  воды )

Посмотрите  ,  послушайте , понюхайте.

Что  вы  почувствовали?

Значит , нам  необходимо  ещё  одно  исследование  - на  вкус.

Попробуйте.

Что  вы  ощущаете?

Орган  вкуса  помогает  нам  познакомиться  со  свойством  предмета , когда  нам  не   могут  помочь  органы  зрения ,  обоняния , слуха.

Как называется этот орган?

Язык-  орган  вкуса.

А какую информацию вы можете получить при помощи языка?

Язык – один из сторожей нашего организма. Если ненароком возьмешь в рот, что-нибудь противное или несвежее, язык тот час донесет об этом мозгу, тот пошлет приказ мышце рта, и ты не задумываясь, выплюнешь то, что вредно организму.

Исследование  органа  осязания.

Игра  «Узнай , что  в коробке» - 4 коробки

Попробуй определить  на  ощупь  какой предмет лежит в коробке. Коробки  накрыты салфеткой.

Что  вы  чувствуете  ?

Можете  ли  вы  определить  предмет ? Какой он? (тёплый, холодный, шершавый)

При  помощи  чего  вы  определили  какой это предмет ?

 На  коже  нашего  тела  находится множество  чувствительных  клеток , которые  воспринимают  действие  тепла , холода, форму , величину  предмета, их  поверхность, т.е. осязает.

Кожа – это  орган  осязания.

Какую информацию мы можем получить при помощи этого органа?

Но кожа не только предупреждает нас об угрозе для нашего тела, еще более важная ее задача – противостоять этой угрозе. Для этого кожа, как и кости, сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость

Динамическая пауза

Ребята, сейчас вы послушаете аудио сценку о том, какой  же из органов чувств самый главный.

Органы чувств как-то раз вели между собой беседу.

Глаза: Мы – орган зрения. А через зрение человек получает 9\10 всей воспринимаемой информации. Значит, мы самый важный орган чувств, а все остальные не нужны.

Уши: То, что вы – самый важный орган чувств никто не спорит. Но бывают случаи когда и уши не заменимы.

Глаза: Когда это?

Уши: Да хоть во время разговора. Как без ушей разговаривать? Иной раз глаза не видят приближающейся опасности, например, когда автомобиль сзади приближается, а уши слышат. И человек успевает отскочить. Так что хоть глаза и важны, а без ушей тоже плохо.

Глаза: Ну, хорошо. Без ушей плохо. А вот остальные органы чувств человеку не нужны.

Нос: Как это не нужны? Без обоняния человек не сможет различать запах пищи – у него может нарушаться пищеварение. Кроме того, не различая запахи, человек не будет знать об опасности, которую он не видит и не слышит. Например, о пожаре или об утечке газа.

Глаза: Хорошо, ты тоже нужен. А вот язык зачем?

Язык: Если я не буду вкус определять, пищеварение еще скорее нарушится , чем без носа. К тому же я определяю, что съедобно, а что нет. Человек без меня может что-нибудь очень ядовитое съесть.

Глаза: Ну, тогда осязание человеку точно не нужно. Тем более что это иногда очень больно бывает.

Кожа: Без осязания человеку совсем плохо придется. Ведь человек очень много действий на ощупь делает. Представляете, что будет, если человек во время ходьбы дорогу под ногами чувствовать не будет. Он же на ровном месте упадет. А без боли жить нельзя. Боль – это сигнал об опасности. Возьмется человек за горячий чайник – и не почувствует, начнет себе руку ножом резать – и тоже не почувствует. Так он себе6 очень серьезные травмы нанести может и даже умереть.

Глаза: Выходит, что хоть я и самый важный орган чувств, но без других органов жить тоже плохо.

Пять чувств дают человеку возможность составить себе полноценное представление об окружающем мире.

Так с какими пятью органами чувств мы сегодня познакомились?

При  помощи  глаз  мы  познаём  красоту  окружающего  нас  мира во всех красках, можем определить цвет предметов, можем читать книги, смотреть кинофильмы.   

С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку. Звуки, издаваемые объектами неживой и живой природы, и человеческая речь. Благодаря слуху человек узнает об опасности, которую он не видит, например, о приближающемся автомобиле.

( Запах  мы  чувствуем  с  помощью  носа

Перечисляют органы чувств

2.Проверка полученных знаний….мин.

«Ответь правильно»

Задача: закрепить полученные знания в игре.

 

1. Одежда, которая не промокает, не мнется, не выцветает; носить ее можно хоть сто лет. Помогает человеку определить какая сейчас температура воздуха, горячие или холодные предметы перед ним (кожа).

2. Он помогает нам определить пищу на вкус, какая она горькая, солёная или сладкая. (язык)

3. Одни считают, что он нужен для украшения. Другие думают, что он нужен лишь для того, чтобы его задирать к верху, когда важничаешь. На самом деле он может определять запахи.(нос)

4. Помогают нам наслаждаться красивыми звуками (ухо)

5. Орган помогающий нам узнавать предметы по цвету, величине. Помогающий нам читать и писать. (глаза).

Показывают подходящие по смыслу картинки.

«Работа на интерактивной доске. Соедини стрелкой правильное»

Задача: Закрепить новый материал через работу с интерактивной доской.

Проверочный тест: «Органы чувств»

ГЛАЗА

ОРГАН

СЛУХА

ЯЗЫК

ОРГАН ОБОНЯНИЯ

НОС

ОРГАН

ОСЯЗАНИЯ

УШИ

ОРГАН

ЗРЕНИЯ

КОЖА

ОРГАН

ВКУСА

Соединяют линиями

III.Заключительная часть….мин

1.Подведение итогов….мин.

 

Сегодня мы с вами говорили об органах чувств и их значении в жизни человека

2.Оценка деятельности воспитанников, мотивация к дальнейшим занятиям

Задача: Подведение итога работы воспитанников на занятии.

Все были молодцы. Были активными на занятии, выполняли задания, помогали друг другу. Я уверена, что эти знания вам могут в жизни пригодиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое занятие «Твои помощники – органы чувств»

Игровое занятие "Тваои помощники - органы чувств" проводится учащимися 7 класса для учащихся 1 класса. Учащиеся 1 класса в игровой форме знякомятся с огрганами чувств....

Использование игрового оборудования «Dusyma» в работе учителя-дефектолога. Открытое мероприятие: досуг "Наши умные помощники-органы чувств" в подготовительной группе.

Использование игрового оборудования «Dusyma» в работе учителя-дефектолога.Открытое мероприятие: досуг «Наши умные помощники — органы чувств» в подготовительной группе....

Занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов "Наши помощники - органы чувств"

Занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов "Наши помощники - органы чувств"  для детей с умственной отсталостью, 3 класс....

конспект занятия для детей 6-7 лет "Мои помощники-органы чувств"

Конспект занятия "Мои помощники-органы чувств" поможет педагогу познакомить дошкольников с органами чувств человека....

Наши помощники органы чувств

Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли в восприятии человеком окружающего мира....

«Помощник в познании окружающего мира» (листы – помощники)

Выступление на семинаре - практикуме для педагогов...