Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе "Словарь – мой добрый друг и верный помощник"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Цели:    1. Вызвать интерес к словарям русского языка.

2. Развивать навыки работы со словарем.

3. В игре развивать логическое мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ  гимназия № 5  г. Феодосии Республики Крым

Внеклассное мероприятие

по русскому языку

в 6 классе

HH00546_

Словарь – мой добрый друг

и верный помощник

                                                Учитель русского языка и литературы  

                                                                                                                 Проскурина Л.Л.

Феодосия – 2015

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе.

Тема:         Словарь – мой добрый друг и верный помощник.

Цели:                 1. Вызвать интерес к словарям русского языка.

2. Развивать навыки работы со словарем.

3. В игре развивать логическое мышление.

Оборудование:         выставка словарей, слайды с заданиями, с портретами известных лексикографов,

музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия.

Участвуют две команды.

Учитель:         Посмотрите вокруг. Прочитайте, что написано?

  • Создание толкового словаря – показатель лингвистической зрелости общества. (В.Г.Гак)
  • Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке! Словарь – это книга книг! (А.Франц)
  • Чтение словарей воспитывает, поднимает человека, облагораживает его, делает более интересным и знающим. (Л.И.Скворцов)
  • Словари – спутники цивилизации. (Н.В.Сергеев)
  • Каждое слово есть представитель понятия бывшего в народе: что было выражено словом, то было и в жизни; чего не было в жизни для того и не было слова. (И.И.Срезневский)

Как вы думаете, какая тема нашего внеклассного мероприятия?

Слайд с темой  Словарь – мой верный друг и помощник.

        

Поэтическим гимном словарному делу и самим словарям является стихотворение С.Я.Маршака «Словарь»:

Ведущий:        Усердней с каждым днем гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувств.

В подвалы слов не раз сойдет искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах – события печать,

Они дались недаром человеку…

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

        Дорогие ребята! Я приглашаю вас познакомиться и подружиться с замечательными словарями русского языка.

        Названия всего, что есть в мире, вместились в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке».

Ребята! А какие словари русского языка вам известны? К каким из них мы обращаемся чаще всего? В каких случаях словари приходят вам на помощь?

Задание командам (Музыка, призывающая к вниманию, слайд)

                

Определить, какой словарь перед ними.

        Я сегодня встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От ледяной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали такой волчий аппетит, что у меня потекли слюнки. 

(ответ: фразеологический словарь - слайд). За правильный ответ – жетон

        В ресторане на завтрак мне предложили разнообразное меню: биточки, тефтели, фрикадельки, винегрет, спагетти, чай и какао. Но я съел только бутерброд, сардельку, салат из помидоров, торт «Наполеон» и выпил чашку кофе с сахаром.

(ответ: словарь иностранных слов - слайд). За правильный ответ – жетон.

        А я с утра отправился в дальнюю дорогу. Пока шел, родились такие строчки:

Подумайте только, как много

                Значений у слова «дорога».

                Дорогой зовут автостраду,

                И тропку, бегущую  рядом,

                И шлях, что лежит на равнине,

                И путь каравана в пустыне,

                И шаг альпиниста по круче

                К вершине, упрятанной в тучах,

                И след корабля над волнами,

                И синие выси над нами..

(ответ: толковый словарь – слайд). За правильный ответ – жетон.

        

Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… И вообще, дружище, ты такой умный: значения всех слов можешь растолковать. Я даже начинаю тебя побаиваться, опасаться, пугаться, робеть перед тобой, трусить, страшиться, трепетать, дрожать от страха…

(ответ: словарь синонимов – слайд). За правильный ответ – жетон.

Ведущий:         А теперь, чтобы подружиться с нашими гостями, нам нужно познакомиться с ними

поближе, узнать, какие тайны они скрывают, ответить на все вопросы, разгадать все

загадки, которые приготовили для нас словари.

слайд – все словари на экране

Сценка.

На сцене появляется Андрей со стопкой книг. На ходу он листает одну из них. Навстречу ему выходят Ира и Наташа с тетрадками в руках.

Ира:                 Андрюха, привет! Что это ты так нагрузился?

Андрей:         Да учительница задание дала – написать творческую работу о словаре Даля.

слайд – В.И.Даль и Толковый словарь

Ира:                 Обыкновенный словарь. И чего учительница так восхищалась: «Кладезь мудрости, кладезь мудрости»?

Андрей:         А я вот начал выполнять задание, открыл книгу и увидел, что тут много интересного.

Наташа:         Ну что может быть интересного в словаре? Куча обыкновенных слов.

Андрей:         Странно… Что же вы в таком случае в своих работах написали?

Ира (открывает тетрадь):         В толковом словаре В.И Даля собрано много слов. Они расположены по

алфавиту, ко многим подобраны однокоренные слова и синонимы. Например: слово, словарь, словотолковник, словотолк, словарик, лексикон, сборник слов.

Наташа:         И у меня то же самое. Только я еще написала, что ко многим словам автор в качестве

примеров подобрал пословицы, поговорки и даже загадки: «В воде родится, а воды боится» (соль), «Кочет голенаст, кланяться горазд» (топор), «Мать толста, дочь красна, сын кудреват, в поднебесье ушел» (печь, огонь, дым).

Ира:                 Вот и все. Что тут сложного? Носитесь с этим словарем, как кошка с котятами.

Андрей:         Говоришь, как кошка с котятами? А ведь это выражение из словаря Даля! Оно поясняет

значение слова «кошка». Что по-вашему, оно означает?

Ира (смеется):         Ну, ты даешь! Да кто же этого не знает!

Наташа:         Тебе и трехлетний ребенок ответит.

Андрей:         А все-таки?

Ира (растягивает слова):         Кошка – это домашнее животное.

Андрей:         И только?

Наташа:         А что же еще?

Андрей:         А ведь Владимир Иванович Даль дает девять толкований слова «кошка» (открывает

книгу). Это и домашнее животное. И якорь о четырех лапах. И снаряд для осмотра выбоин в орудиях. И кожаный кошелек, который весят на поясе. И еще клетка с несколькими хвостами, рыбачий сачок, растение.

Ира (задумчиво):         Да… А что там еще про кошку?

Андрей:         Пословицы. «Рано пташка запела, как бы кошка на съела», «Знай кошка свое лукошко».

Наташа (тоже заглядывает в книгу):         Тут и загадка про кошку есть: «Две кувырки, две подковырки,

один вертун, два войка, третья маковка».

Ира (присоединяется к ним):         А теперь отгадайте, что это: «Белая кошка лезет в окошко?» (Андрей и Наташа молчат) Свет! Вот еще одна: «Сидят три кошки, против каждой кошки две кошки, много ли всех?»

Андрей и Наташа (вместе):         Три!

Наташа (Ире):                         Пожалуй, в кино мы сегодня не пойдем – давай лучше работу

переписывать.

Ира:                 Андрюшка, а что ты еще о Дале знаешь?

Андрей:         Пусть лучше он сам о себе расскажет.

Дети уходят.

Слайд с портретом В.И.Даля и годами его жизни.

Даль:                 Отец мой, Иоганн Даль, датчанин по национальности, великолепно знал русский,

немецкий, английский, французский, латинский, древнееврейский языки. Получив в Йенском университете богословское и филологическое образование, был приглашен в Россию. Спустя некоторое время он вновь отправился в Йен, чтобы изучить медицину, после чего вернулся в Россию и стал лекарем гороного ведомства на Луганском литейном заводе.

Моя мать, Мария Фрайтах, немка по отцу и француженка по матери, тоже была женщиной образованной.

Несмотря на происхождение, родители сумели создать настоящую русскую семью. И отец всегда говорил: «Гордитесь, что вы русские!»

Учиться меня отдали в Морской кадетский корпус, где я подружился с Павлом Нахимовым. Здесь у меня впервые появился интерес к языку, и я составил словарь кадетского жаргона из тридцати четырех слов.

3 Марта 1819 года мы были выпущены в мичманы, и я был отправлен служить в город Николаев.

Андрей:         Владимир Иванович Даль был моряком, врачом, писателем, натуралистом. Он плавал по

морям, воевал, путешествовал, сочинял сказки и повести, делал сложные хирургические операции, написал для школьников учебники «Ботаника», «Зоология».

Ира:                 С детства Даль любил, по его собственному признанию, «копаться над какой-нибудь

ручной работой», он умел сколотить табурет и выточить на станке шахматы, построить модель корабля и изготовить тончайшее украшение из стекла. Но где бы ни был Даль, чем бы ни занимался, он прислушивался к речи людей – крестьян, ремесленников, солдат.

Андрей:         Идут годы, десятилетия, столетия. Многое в жизни изменилось. Одни слова из нашей

жизни исчезли, другие в ней появились. Но так же, как и раньше, мы открываем замечательную книгу – «Толковый словарь живого великорусского языка» и с благодарностью вспоминаем его автора, Владимира Ивановича Даля. Человека, который собирал слова. Над созданием словаря Даль работал 47 лет.

Наташа:         Толковый словарь состоит из 4 томов, содержит более двухсот тысяч слов и 30 тысяч

пословиц, поговорок, загадок. А полное собрание сочинений Даля составляет 10 томов. Только сказок он один собрал больше, чем все Российское Географическое общество. А сколько сочинил их…

Слайд с портретом В.П.Бирюкова и годами его жизни.

Ведущий:         Мы начинаем интеллектуальный марафон.

Обеим командам будут заданы следующие вопросы:

Слайд с вопросом № 1 (ответы появятся автоматически через 20 секунд после звукового сигнала).

  1. Какие виды словарей вам известны?

В лексикографии словари разделяют на энциклопедические и лингвистические. К лингвистическим словарям относят орфографические, этимологические, толковые, антонимов, омонимов и другие. Энциклопедические словари – это научные справочные пособия по всем или отдельным областям знания.

Слайд с вопросом № 2 (ответы появятся автоматически через 20 секунд после звукового сигнала).

  1. Можете ли вы назвать составителей словарей? Кого именно?

Среди составителей толковых словарей самыми известными являются В. И. Даль, Д. Н. Ушаков, С. И. Ожегов.

Слайд с вопросом № 3 (ответы появятся автоматически через 20 секунд после звукового сигнала).

  1. Сколько слов содержит далевский словарь?

В толковом словаре Даля содержится около 200 тысяч слов, 80 тысяч из них были зарегистрированы впервые.

Слайд с вопросом № 4 (ответы появятся автоматически через 20 секунд после звукового сигнала).

  1. Какие сведения мы можем получить из этимологических словарей?

Этимологические словари толкуют происхождение слов и фразеологических оборотов

Слайд с вопросом № 5 (ответы появятся автоматически через 20 секунд после звукового сигнала).

  1. Запомнилось ли вам первое слово, записанное Далем для словаря? Что оно означает?

Даль записал первое слово для толкового словаря в марте 1819 года. Это было диалектное слово замолаживать, что означало пасмурнеть.

Слайд с вопросом № 6 (ответы появятся автоматически через 20 секунд после звукового сигнала).

  1. Сколько лет отдал Даль составлению и совершенствованию «Толкового словаря живого великорусского языка»?

Работе над словарем Даль посвятил около полувека своей жизни.

Слайд с вопросом № 7.

  1. Прочитайте ряд слов и попробуйте определить, что обозначает каждое из них. Чья догадка ближе к толкованию, данному в словаре Даля?

Слайд с рядом слов к вопросу № 7.

Алкать, нашивок, оползина, околоземица, осенница, поволье, соумышленник.

Ведущий:         Игра со зрителями.

  • Какое слово в зависимости от значения может относиться к руке, винограду, скатерти, живописи? (кисть)
  • Какой глагол в различных значениях может переносить действие на мяч, тесто, стальные листы, валенки? (катать)
  • В каком магазине ничего не купишь? (в магазине винтовки)
  • Что можно собрать без помощи рук? (собрать лоб в морщины, собрать силы, собрать тело для прыжка)
  • Я у человека, животного. Плодов растений, могу быть гусиной и чертовой; в меня советуют влезть, чтобы узнать, каково другому; из меня вылезают, стараясь угодить кому-либо. Кто я? (кожа) 

Слайд с ответами к вопросу № 7.

Алкать                 – голодать, быть голодным, томиться голодом, хотеть есть.

Нашивок                 – заплатка, особенно на сапоге.

Оползина                 – обвал, осадка земли на берегу или на овраге.

Околоземица         – атмосфера.

Осенница                 – пасмурная, холодная дождливая погода.

Поволье                 – свобода.

Соумышленник         – сообщник.

Слайд – викторина «Вопрос – ответ».

Ведущий:         Викторина «Вопрос-ответ»:

        

Словарь синонимов. Я – словарь синонимов. Слова, которые во мне, обогащают речь, делают ее ярче, выразительнее, разнообразнее. Знание синонимов необходимо для того, чтобы уметь выразить свою мысль наиболее точно, выбрав нужное слово из ряда других, близких по значению. Словарь же ребят часто беден. Особенно режет слух повторение слова «сказал». А между тем язык очень богат глаголами речи (около 200 слов): говорить, сообщать, излагать, промолвить, обсудить, подтвердить, повторить.

Теперь попрошу вас выполнить мои задания: на загадку дай отгадку.

  1. Я – синоним осьминогов,

А без С – в метле нас много.        (спрут)

  1. Я- то же, что и ураган,

        Но только гость восточных стран.

        На море я гроза для шхун,

        А называюсь я …                         (тайфун)

  1. Простое слово «промежуток»:

        В театре несколько минуток,

        Пока начнется новый акт,

        Мы называем все …                        (антракт)

  1. но время что-то прекратив,

Мы объявляем …                        (перерыв)

  1. В борьбе, в труде устали слишком –

Дают уставшим …                        (передышку)

  1. После урока непременно

Нужна ребятам…                        (перемена)

За правильные ответы – жетоны.

Словарь фразеологизмов. Я – фразеологический словарь, во мне даны толкования значений устойчивых словосочетаний, различные формы употребления фразеологизмов, их синонимы, антонимы, происхождение.

На мои загадки дайте, пожалуйста, отгадки.

  • Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые, любопытные люди.                                                 (уши)

  • Его вешают, приходя в уныние; его задирают зазнайки; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.                                                                                 (нос)

  • Он в голове у несерьезного человека; его советуют искать в поле; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит, после чего он свистит у них в карманах.         (ветер)

Ведущий:         Отгадывание ребусов.

Слайды – «Отгадывание ребусов» - ЗАДАНИЕ .

                                                                       всего – 9 ребусов и КОНЕЦ ПРЕЗЕНТАЦИИ

Слайды – «Отгадывание ребусов» - ОТВЕТ .

Играют все:         и команды, и зрители.

Подведение итогов.

Призы командам.

Толковый словарь:

        Слова умеют плакать и смеяться,

        Приказывать, молить и заклинать,

        И, словно сердце, кровью обливаться,

        И равнодушно холодом дышать.

        Призывом стать, и отзывом, и зовом

        Способно слово, изменяя лад.

        И проклинают, и клянуться словом,

        Напутствуют, и славят, и чернят.  

(Я. Козловский).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6-х классов “Язык мой-друг мой" Подготовила учитель Мазитова Л.К.

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6 классов «Язык мой-друг мой».Игра проводится для учащихся 5-6 классов в рамках предметной недели либо как классный час. Не...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6-х классов “Язык мой-друг мой" Подготовила учитель Мазитова Л.К.

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6 классов «Язык мой-друг мой».Игра проводится для учащихся 5-6 классов в рамках предметной недели либо как классный час. Не...

Внеклассное мероприятие для среднего звена по теме "Компьютер - друг, помощник, враг?"

Данное мероприятие поможет обогатить жизненный опыт учащихся знаниями о влиянии компьютера на здоровье человека. Поможет развивить умения видеть положительные и негативные стороны в работе с компьютер...

Внеклассное мероприятие. Лингвистический праздник «Словарь – мой добрый друг и верный помощник»

Лингвистический праздник «Словарь – мой друг и помощник», способствующий развитию интереса к родному языку и воспитанию потребности изучать его....