Открытый урок по элективному курсу "Семьеведение"
план-конспект занятия (10 класс) на тему
Конспект заняия в 10 классе по курсу "Семьеведение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_otkrytogo_uroka_po_semevedeniyu.docx | 24.17 КБ |
zvyozdy.pptx | 661.85 КБ |
tema_4._semeynoe_pravo.ppt | 2.71 МБ |
Предварительный просмотр:
План открытого занятия по семьеведению на тему
«Семейное право»
Класс: 10
Урок: 15
Дата проведения: 17.12.2015 г.
Учитель: Колесникова Е.А.
Цель урока: получить представление о семейном праве; выявить нюансы правового урегулирования семейных отношений
Задачи:
- рассмотреть порядок заключения и расторжения браков;
- получить понятие о брачном договоре;
- сформулировать понятие об усыновлении и опекунстве;
- сформировать у обучающихся представление о нравственных ценностях семьи и брака.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: мультимедийное, раздаточный материал.
Ход урока.
- Орг.момент. ( 1 мин.)
Учитель настраивает класс на работу, сделав акцент на том, что на занятии присутствуют гости:
- Добрый день. Пожалуйста, присаживайтесь. Сегодня на нашем занятии присутствуют гости, которые ожидают от нас с вами фееричной и плодотворной работы. Надеюсь, мы оправдаем их ожидания, и наше занятие будет интересным, насыщенным и, разумеется, полезным. Выясним мы это с вами в конце урока, когда будем подводить итоги.
II. А урок я хочу начать с известного высказывания:
«Брак - это лихорадка навыворот: он начинается жаром и кончается холодом». Эти слова произнёс некогда, в далёкой древности Гиппократ. Это понимание брака великим мыслителем, к сожалению, актуально и по сей день. Как вы понимаете слова Гиппократа?
Работа в группах. Каждая группа обсуждает своё понимание известного афоризма ( 5 мин.)
- Итак, полагаю, вы готовы объяснить значения слов Гиппократа.
(каждая группа высказывает своё мнение – финк-райт-раунд-робин )
- Прекрасно. А теперь давайте с вами вспомним, что же такое брак?
Актуализация прежних знаний.
Обучающиеся дают определение браку, а также называют типы брака.
- Мы с вами знаем, что такое брак. Но мы знаем и определение семьи. В чём принципиальное отличие брака от семьи?
Обучающиеся высказываются.
- Мне бы хотелось, чтобы своё понимание вы изложили в виде ассоциативного ряда.
Структура ДЖОТ-ТОТС ( 5 мин.): обучающиеся по группам записывают на листочках слова, в их представлении имеющие отношение к термину «семья», затем озвучивают.
- А теперь составьте предложения, так называемые собственные афоризмы из слов, которые у вас получились.
Структура ТИК-ТЭК-ТОУ ( 5 мин.)
- Изучение нового материала.
- Все те слова, которые, по вашему мнению, ассоциируются со словом «семья», верны. Но никто из вас не произнёс такого слова, которое, к слову сказать, тоже имеет отношение к «семье» - право.
- Как вы думаете, как слово «право» может быть связано со словом «семья»?
Далее беседа, подводящая к теме урока ( 3 мин.)
Группы выдвигают свои гипотезы, которые могут как подтверждаться, так и опровергаться учителем.
Определение темы урока:
- О чём мы будем говорить на сегодняшнем занятии?
Учитель помогает обучающимся выдвинуть тему урока. И обучающиеся записывают тему урока в тетради.
- Что вы знаете о семейном праве?
Обучающиеся выдвигают предположения.
- Известно ли вам, как называется документ, посвящённый урегулированию семейного права?
Один из обучающихся делает сообщение о Семейном кодексе ( 3 мин.)
Работа по презентации + записи в тетради + беседа ( 7 мин.)
- Принципы семейного права
- Семейное законодательство в России
- Порядок заключения и расторжения брака
Физкультминутка ( 2мин.)
Рассмотрение сути брачного договора ( 5 мин.)
- Взгляните, пожалуйста, на эти фото. Кто на них изображён? Знакомы ли вам эти лица?
Демонстрируются фото звёзд шоу-бизнеса, заключивших брачный контракт.
- Как считаете, брачный контракт имеет позитивные стороны или несёт лишь негатив?
Работа в группах: выделяют плюсы и минусы и озвучивают их.
- Да, это действительно так. Но помимо брачного контракта, в семейном праве есть и другие аспекты. Например, такие, как усыновление и опекунство.
Далее обзорное рассмотрение этих терминов. ( 3 мин.)
- Закрепление темы ( 3 мин.)
- А теперь самое время убедиться, что мы с вами эффективно и плодотворно провели время. Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?
Обучающиеся отвечают.
- Мы обсудили сегодня с вами такой неприятный во всех отношениях процесс как расторжение брака. Как вы считаете, что нужно делать, чтобы этого избежать?
Обучающиеся высказывают своё мнение.
- Рефлексия. ( 5 мин.)
- Наш урок мне хотелось бы завершить замечательным стихотворением Таисии Федосиевой:
Не спешите!
Не спешите разводиться, не спешите!
Шквал эмоций в своем сердце потушите.
На весах рассудка точно взвесьте,
хорошо иль плохо, что вы вместе.
Оцените брак ваш зрелым взглядом.
У вас дети? О них думать надо!
Крах надежд и розовых мечтаний?
Нет семьи совсем без испытаний!
- Эти слова как нельзя лучше передают ту ситуацию, которая складывается в последнее время, и выражают надежду на то, что всё будет хорошо.
Близится Новый год. Вот уже немного осталось. А как связаны семья и этот замечательный праздник?
Обучающиеся отвечают, что это семейный праздник, когда вся семья собирается вместе в ожидании новогоднего чуда и счастья.
- Мне хотелось бы, чтобы вы на снежинках написали то, что вы ждёте от Нового года.
Обучающимся раздаются снежинки.
- И, наконец, я попрошу вас оценить сегодняшнее занятие помощью галочек на доске:
- Интересно
- Познавательно
- Обыкновенно
- Скучно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Том Круз и Кэти Холмс
Анджелина Джоли и Бред Питт
Марина Анисина и Никита Джигурда
Евгений Плющенко и Яна Рудковская
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Семейные отношения как предмет правового регулирования Любое общество, любое государство стремиться к установлению определенных обязательных для всех правил поведения в том числе и для семьи Система правил поведения, регулирующих семейные отношения, образуют одну из отраслей российского законодательства – семейное право. Но не всё так просто…
В статье второй Семейного кодекса Российской Федерации предметом регулирования семейного законодательства являются три пункта. Не все семейные отношения могут быть упорядочены при помощи правовых норм. Из всех отношений, существующих в семье, семейное законодательство выделяет лишь только те, которые могут подлежать правовому регулированию
1) Условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным 2) Личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренными семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами 3) Формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека и попечительство, приемная семья).
Брак. Порядок заключения и расторжения брака Брак представляет собой юридически оформленный, добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные личные и имущественные права и обязанности. Брачный возраст установлен как для мужчины, так и для женщины - 18 лет. В этом возрасте лица достигают определённой степени физической и психической зрелости и становятся полностью дееспособными. Однако при наличии уважительных причин органы местного самоуправления вправе разрешить регистрацию брака по достижении 16 лет. Только с момента государственной регистрации заключения брака у супругов возникают взаимные личные и имущественные права и обязанности.
Если супруги не имеют общих несовершеннолетних детей и оба согласны на развод, они могут подать совместное заявление в загс. Расторгается брак через месяц после подачи заявления. Брак может быть прекращен и при жизни обоих супругов путём его расторжения по заявлению одного или обоих супругов (развода). Развод представляет собой юридический акт, прекращающий правовые отношения между супругами. Суть административного порядка расторжения брака состоит в том, что брак расторгается органами загса по заявлению разводящихся супругов без решения суда
В судебном порядке расторжение брака производится: 1) при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей; 2) при отсутствии согласия одного из супругов; 3) в случаях, когда один из супругов уклоняется от расторжения брака в органах загса (отказывается подать заявление, не желает явиться для государственной регистрации расторжения брака и др.).
Брачный договор Как до заключения брака, так и в любой момент после регистрации брака возможно заключение брачного договора - это соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, устанавливающее имущественные права и обязанности супругов в браке и в случае его расторжения
Усыновление (удочерение) детей Усыновление или удочерение (далее - усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновителями (усыновителем) могут быть лица, обладающие качествами, необходимыми для осуществления воспитания и всестороннего развития личности ребёнка, подготовки его к самостоятельной жизни в дальнейшем. В соответствии со ст. 127 СК РФ усыновителями могут быть лица обоего пола, достигшие совершеннолетия, но есть определенные исключения, как например: лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными; лица, отстраненные от обязанностей опекуна за ненадлежащие выполнение возложенных на него законом обязанностей
Опека и попечительство над детьми. Опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан), при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия. Попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
Права и обязанности опекуна и попечителя в отношении подопечного по существу совпадают с правами и обязанностями родителей в отношении своих детей. Разновидностью договорной опеки (попечительства) выступает приемная семья. Приемной семьей признается опека и попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре
Задание для самоконтроля: Попробуйте сформулировать позиции, которые вы бы хотели обозначить в брачном договоре при заключении вами брака, с целью обсуждения их целесообразности и законности на семинарском занятии в аудитории.
Темы рефератов и эссе : Право, религия, мораль, нравственность, обычаи и традиции и их роль в регулировании брачно-семейных отношений Цели и принципы семейно-правового регулирования Семейный кодекс Российской Федерации Личные права и обязанности супругов Родительское право на воспитание своих детей: сущность понятия и границы ответственности Правовые последствия усыновления/удочерения для детей и их усыновителей и их родственников Опека и попечительство как формы социальной поддержки детей-сирот Ребёнок приёмной семье
Литература Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. – М.: Норма: Инфра - М, 2010. Гражданское право: Учебник: в 3 т. Т.3 / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева [и др.]; под ред. А.П. Сергеева. – М.: ТК Велби, 2009. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (Постатейный) / З.А. Ахметьянова, Е.Ю. Ковалькова, О.Н. Низамиева [и др.]; отв. ред. О.Н. Низамиева. – М.: Проспект, 2010. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.М. Нечаева. – М.: Юрайт-Издат, 2009. Пчелинцева Л.М. Семейное право России: Учебник для вузов. – М., 2011. Семейное право: учебник / А.М. Нечаева. – М.: Волтерс Клувер, 2011. – 280 с. Семейное право: учебник для бакалавров / под ред. Е.А Чефрановой. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 393 с. Семейное право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Гонгало Б.М, Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю., Рузакова О.А.; Под ред. П.В. Крашенинникова. – М.: Статут, 2010. – 300 с. Семейный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 1. – Ст. 16.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытое занятие по элективному курсу 9 класс
Элективный курс "Дети и молодежь в англоязычных странах"...
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытое занятие по элективному курсу по алгебре для 9 классов «Функции и их графики»
Кунспект к открытому занятию по элективному курсу по алгебре для 9 класса "Функции и их графики" содержит материал по повторению графиков различных функций, помогает глубже рассмотреть график фу...
Открытый урок по программе элективного курса профориентационной направленности « Человек и профессия»
Тема урока: Карьера.Тип урока: изучения нового материалаФорма организации: групповая работа с элементами мотивационного тренинга.Цель:Подвести учащихся к определению понятия «карьера»Познакомить...
Открытый урок (элективный курс 10 класс) Тема: Сравнительный анализ творческой индивидуальности писателей И.С. Тургенева и И.А. Гончарова
Сравнение творческий индивидуальности писатетей М.С. Тургенева и И.А. Гончарова...
ОТКРЫТЫЙ УРОК элективного курса «Стиль жизни – здоровье». Занятие по теме: «Мораль и нравственность в жизни человека»
В текущем учебном году после прохождения курсов повышения квалификации на кафедре НИПКПиПРО г. Новосибирска, я взялась за апробацию программы «Стиль жизни – здоровье», авторы: И.В. Габер, М.П. Радченк...