технологическая карта урока
план-конспект урока по естествознанию (6 класс) на тему

Добрикова Елена Александровна

Урок "звук. Источники звука".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx196.61 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

Звук. Источники звука

 Предмет: Естествознание

 Класс: 6 класс (общеобразовательный)

Тема: «Звук. Источники звука»

Тип урока: комбинированный

Форма урокаурок с элементами системно – деятельностного подхода

 Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах.

 Методы обучения: словесно-иллюстративный метод, практический метод, беседа-сообщение, метод устного текущего контроля.

 Дидактическая цель урока: создание условий для осознанного изучения нового материала и включение знаний учащихся в процесс познания.

Цели урока: сформировать понятие звука с точки зрения физики, рассмотреть особенности возникновения  звука, источники звука, диапазон частот звуковых колебаний, рассмотреть голосовой аппарат человека, влияние шума на организм человека.

Образовательные цели: подготовить учащихся, усвоивших знания:

  • Звук
  • Колеблющееся тело является источником звука
  • Источники звука бывают естественными и искусственными
  • Для образования звука необходимы: источник звука (колеблющееся тело) с частотой в диапазоне 16–20000 Гц

Цели по развитию учащихся: подготовить учащихся, овладевших видами деятельности:

  • Понимание, что представляет собой звук;
  • Понимание, какие источники звука являются естественными, а какие искусственными;
  • Понимание, что необходимо для образованя звука;
  • Понимание, как устроены камертон, голосовой аппарат человека.

Воспитательные цели: продолжить формирование коммуникативных умений; способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу

Метапредметного развития:

  • содействовать расширению кругозора, прививать умение совместно работать (чувство товарищества и ответственности за результаты своего труда);
  • содействовать развитию умения понимать и использовать физические средства наглядности.

 Формирование УУД:

  • Регулятивные: постановка и формулирование ПЗ, планирование последовательности действий, оценивание достигнутых результатов.
  • Познавательные: построение логической цепи рассуждений, анализ объекта с целью выделения его признаков.
  • Коммуникативные: умение взаимодействовать с разными группами людей, формулировать свои мысли и высказывать свое мнение.

Личностного развития:

  • способствовать развитию умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи
  • способствовать развитию креативности мышления, инициативы, находчивости, активности.

15. Оборудование: компьютер, презентация.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

«Всё вокруг звучит

кроме тишины»

Основные этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент (1 мин)

Приветствие

Проверка готовности к уроку

Приветствуют учителя

Готовятся к уроку

II.Актуализация знаний и умений учащихся (5 мин)

Сегодня у нас очень интересный и даже необычный урок. Но сначала давайте освежим некоторые знания, которые помогут лучше понять новый материал.

Фронтальный опрос:

1. Какое движение называют механическими колебаниями?

6. Приведите примеры колебательного движения.

Слушают

Отвечают на вопросы учителя

III.Мотивационный этап (5 мин)

Молодцы. А теперь вперёд к новым открытиям.

Извлечение различных звуков: у вас на столе лежат различные предметы. Давайте попробуем заставить «петь» эти предметы.

1.Звучащая металлическая линейка

2.Звук от удара предметом по столу

3.Звук натянутой нити

4. Звук расчёски

5.Звучание камертона (демонстрация)

6. Прислушайтесь к своим голосам

Мир звуков так многообразен,

Богат, красив, разнообразен,

Но всех нас мучает вопрос...

Откуда звуки возникают?

Пора задуматься всерьез,

В чём состоит причина звука?

И то, каким он может быть?

Я думаю, вы догадались, что сегодня мы будем изучать?

Попробуйте сформулировать тему урока.

Правильно. Тема урока: «Звук. Источники звука.»

Р а б о т а в п а р а х

Слушают звуки и пытаются повторять за учителем, извлекая «свои» звуки из предметов на столе (линейка, нить, металлическая ложка, расчёски металлическая и пластмассовая)

Слушают учителя

Высказывают свои мнения

Пытаются сформулировать тему и записывают в тетрадь

IV.Организация деятельности учащихся по приобретению новых знаний (25 мин)

Слайд

 

Слайд

I. История изучения звуков

Уже в глубокой древности люди научились создавать музыкальные инструменты, ласкающие слух звуки, и заложили основы науки о звуках – акустики.

Первые наблюдения по акустике были проведены в VΙ веке до н. э. Пифагор установил связь между высотой тона и длиной струны или трубы, издающей звук.

В 4 в. до н. э. Аристотель первый правильно представил, как распространяется звук в воздухе. Он сказал, что звучащее тело вызывает сжатие и разрежение воздуха, и объяснил эхо отражением звука от препятствий.

В 15 в. Леонардо да Винчи сформулировал принцип независимости звуковых волн от различных источников.

Слушают учителя.

II. По в ы я с н е н и ю в и д о в з в у к о в

Мир, в котором мы живем, полон всевозможных звуков. Шелест листвы, раскаты грома, шум морского прибоя, свист ветра, звериное рычание, пение птиц... Эти звуки слышал еще древний человек.

Мы только что прослушали и извлекали различные звуки

В чём разница этих звуков?

Верно. Это означает, что звуки бывают…

Правильно. Молодцы.

Одни можно услышать в природе (наши голоса, пение птиц, звук кузнечика), а другие нет

Естественные и искусственные

II. П о в ы я с н е н и ю п р и ч и н ы з в у к а

1 Опыт: .Звучание струны гитары

Что происходит со струной?

Как долго она звучит?

2. Опыт: .Звучание линейки

Что происходит с линейкой?

Как долго мы слышим звук?

3. Опыт: .Звучание камертона

Что происходит с ветвями камертона? (дать кому - то из уч-ся взяться рукой за его ветви)

Как долго он звучит?

Пока его ветви …

4 Опыт: .Голос человека, пение

Почему мы можем говорить, петь?

У человека так же есть орган, который является источником колебания – это голосовые связки. Голосовые связки находятся в гортани и представляют собой две упругие перепонки. При дыхании голосовые связки раздвинуты, и воздух свободно проходит в лёгкие и из них. Когда человек произносит звук, связки сближаются, движение воздуха теперь затруднено. Воздушный поток, который выходит из лёгких, приводит связки в колебание, и возникает звук. Разнообразие звуков, их оттенки создаются дальше в полости рта и носа.

Молодцы. Так что же является причиной или источником звука?

Хорошо. А ещё какую особенность вы заметили?

Тогда такой опыт.

5 Опыт: Колебание тела на нити (нитяной маятник)

Слышите ли вы звук?

Но ведь тело совершает колебательные движения?

Может быть мы с вами ошиблись, что источник звука – это колеблющееся тело?

Да. Вы правы. Человеческое ухо может слышать не все звуки, а только механические колебания тел, происходящие с частотой от 16 Гц до 20000 Гц.

Источником звука - будет являться тело,колеблющееся с частотой в диапазоне от 16 Гц до 20000 Гц.

Звук – это распространяющиеся в упругих средах, газах, жидкостях и твёрдых телах механические колебания, воспринимаемые ухом.

Запишем в тетрадь

Указанные границы звукового диапазона весьма условны, так как зависят от многих факторов: от возраста человека и индивидуальных особенностей его слухового аппарата.

Обычно с возрастом верхняя граница слышимости понижается до 600 Гц, а дети, наоборот, могут воспринимать звуки 20000 Гц. Если мы подвергаем слуховой аппарат воздействию громких звуков, то слух также может снизиться. Но его можно сохранить, если вести здоровый образ жизни.

А теперь выполним Лабораторную работу.

Она колеблется.

Когда она останавливается звук прекращается

Она колеблется.

Пока колеблется линейка

Они колеблются.

Пока не взялись за него рукой

…колеблются

Колеблются голосовые связки

Получается, что источникзвука – это колеблющееся тело

Пока источник звука колеблется, мы слышим звук.

Нет

Да.

Трудно сказать. Может и ошиблись. А может быть мы просто слышим не все звуки?

Слушают

Записывают

Выполняют лабораторную работу «Наблюдение источников звука»

III. Это интересно

Какой звук издает бабочка при полете? А какие звуки сопровождают полет пчелы или комара? На второй вопрос ответит любой без промедления: жужжание. А вот бабочка летает бесшумно (по крайней мере, для человеческого уха). Почему же некоторые насекомые издают звуки при полете, а некоторые – нет?

Так называемые «громкие» насекомые, к которым можно отнести мух, пчел, ос, комаров и многих других, жужжат вовсе не по своей воле. Звук возникает лишь тогда, когда насекомое находится в полете, то есть машет крыльями. Комар, просто сидящий на потолке, никаким образом не нарушает тишину. Значит, все дело в …?

Поговорка «нем как рыба» оказалась опровергнутой. Рыбы очень общительны. Звуки одних рыб напоминают свистки футбольных судей, других – стрельбу из винтовки или пистолета, а кое-кто шумит, словно мотоцикл, или издает хлопки. Одна лишь акула всегда молчит.

А это тоже источники звука.

Слушают учителя.

Колеблющихся крыльях.

Слушают учителя.

V.Организация деятельности учащихся по применению новых знаний (7 мин)

А сейчас я предлагаю отгадать загадки :

1. На треугольник деревянный

Натянули три струны,

В руки взяли, заиграли –

Ноги сами в пляс пошли.

(Балалайка.)

2. Пастись корову на лужок

Отправила хозяйка,

Повесив маленький звонок.

Что это? Отгадай-ка!

(Колокольчик.)

3. Аппарат небольшой,

Но удивительный такой.

Если друг мой далеко,

Говорить мне с ним легко.

(Телефон.)

4. Два братца

В одно донце стучатся.

Но не просто бьют –

Вместе песню поют.

(Барабан.)

Ответьте на вопросы.

1.Какой прибор был изобретён для настройки музыкальных инструментов?

(Для настройки музыкальных инструментов был изобретён камертон. Он способен издавать звук одной частоты.)

2. Доставляет ли комфорт человеку абсолютная тишина?

(Абсолютная тишина нам не подходит, поскольку держит нервную систему в постоянном напряжении. Начинают беспокоить удары сердца, пульс, дыхание и даже шорох ресниц.)

Мини – тест.

1.При полёте большинство насекомых издают звук. Чем это вызывается?

а) голосовыми связками;

б) ветром;

в) взмахами крыльев;

г) строением тела

2. Какое насекомое – бабочка или муха – делает большее количество взмахов крыльями?

а) бабочка;

б) муха и бабочка делают одинаковое количество взмахов;

в) муха;

г) они не взмахивают крыльями

Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали, а теперь домашнее задание

Отгадывают загадки.

Устно отвечают на вопросы учителя.

Взмахами крыльев.

Муха.

VI.Завершающий этап (2 мин)

Слайд 17

Д о м а ш н е е з а д а н и е:

стр.79,80, вопросы (устно)

Записывают задания в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...