Экспериментальная работа воспитателя в ДОУ.
опыты и эксперименты по естествознанию на тему

Чистякова Надежда Николаевна

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В  данной статье представлен материал по опытно-исследовательской деятельности воспитателя с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperim.rabota.docx17.45 КБ

Предварительный просмотр:

Участие воспитателя ОГКОУ «Ивановского специального (коррекционного) детского дома «Солнышко» в экспериментальной работе.

Воспитатель: Чистякова Н.Н.

    Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников.

    В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

    Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.  

    Учитывая значимость экспериментирования для детей, на 2016-2017 учебный год  я взяла   соответствующую тему самообразования: «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста».

    Изучив теоретический материал по данному  вопросу, сделала вывод о том, что необходимо чаще включать детей в процесс экспериментирования, так как это способствует развитию способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции.

    Перед собой я поставила следующие задачи:

- Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира;

- Знакомить с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть и т.д.);

- Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление и др.);

- Развивать представления  о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха, воздух, вода, почва);

- Расширять представления детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.

    Для реализации поставленных задач в группе создан уголок экспериментирования.

    Познавательные задачи планирую в следующих видах деятельности:    

- в НОД,

- в совместной образовательной деятельности с детьми,

- в самостоятельной деятельности детей.

    Использую разнообразные формы организации детского экспериментирования во время разных режимных моментов, во время игр, гигиенических процедур, на прогулке.

    При проведении опытов и экспериментов включаю следующие методы:    

- метод наблюдения,

- игровой метод,

- опыты,

- словесные методы (рассказы воспитателя и детей, беседы).

    Планирование экспериментальной деятельности включает в себя:

- НОД с элементами экспериментирования,

- демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми,

- долгосрочные эксперименты детей,

- самостоятельная экспериментальная деятельность детей, организованная педагогом.

    Так в 2016-2017 учебном году с детьми провела экспериментирование по следующим темам:

- исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке;

- наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности;

- изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности ;

- изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности;

- наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений.

    Побеседовала с родителями об организации детского экспериментирования в домашних условиях.

    Предлагаю конспект одного из занятий с детьми:        

 Конспект НОД по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Программные задачи:
1. Опытническим путем познакомить детей со свойствами воздуха и воды.
2. Помочь детям развивать навыки анализа, решать познавательные задачи.
3. Формировать у детей познавательные способности, интерес к экспериментированию.
Оборудование: решето, 2 емкости для воды, 2 лейки, губка синяя большая, спички, апельсин, баллон, шары, большой пластиковый мешок, зонтики.

Ход НОД:

Воспитатель  предлагает детям встать в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся. (с движениями) .
-Ребята, вы любите волшебство? (Да)
-Сейчас я превращу вас в волшебников. Закройте глаза:
«В руку палочку возьму, ей тихонько я взмахну, превращу я вас, в волшебников сейчас». (задевает палочкой каждого по плечу)
- Откройте глаза, вот теперь вы волшебники.
А раз мы волшебники, то должны творить чудеса.
Дети, нам нужен предмет, что бы творить чудеса. А вот какой вы узнаете, когда отгадаете загадку:
«Новая посудина, а вся в дырках» (решето, сито)
- Для чего нужно решето? (просеять муку)
А еще с помощью решета можно сделать дождик.
Опыт с водой
- Дети, почему воду трудно удержать в решете? (жидкая, текучая)
- А в ладошках можно удержать воду? (да)
- Давайте проверим.
- Воду трудно удержать, она стремится убежать.
Отгадайте загадку:
С неба пришел, в землю ушел? (дождь).
Как вы думаете, когда особенно часто идут дожди? А вы знаете, как образуется дождь? Сейчас мы с помощью губки попробуем сделать дождик.
Опыт «Откуда берется дождь?»
Сначала дети рассматривают губку, потом опускают в емкость с водой, сжимают ее, делают «дождь» и «сильный дождь». 
Ребята, как настоящая волшебница-вода может быть разной, то превращается в лед, то в снег, то в дождь или превращается в сосульки.
Без досок, без топора -
Через речку мост готов.
Мост прозрачное стекло,
Скользко, весело, светло. (Лед).
Кто это такой садовник -
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливу и цветы,
Вымыл травы и цветы? (Дождь).
Белая скатерть все поле укрыла. (Снег).
Белая морковка зимой растет? (Сосулька).
Подвижная игра « Под зонтом».
Ребята предлагаю вам еще один опыт с водой, называется он «Чудесные спички».
Согнутые спички под воздействием воды распрямляются и образуют звезду.
Как вы думаете можно ли с помощью стеклянной банки сделать облако. Давайте попробуем. 
Опыт «Облако».
Воспитатель:
 Ребята, если человек без воды сможет прожить несколько дней, то без воздуха жизнь не возможна. Воздух нам необходим для дыхания, давайте проведем эксперимент «Сколько времени можно не дышать?»
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не можем. (Воздух).
Воздух невидим, но он распространяется во всех направлениях, не имея собственного запаха, может их передавать.
Опыт «Чем пахнет воздух».
Воспитатель: Давайте пофантазируем, можно ли встать на воздушный шарик, а сесть, не получается. Так давайте попробуем на нем полежать. Вот незадача, опять ничего не получается. А может быть попробовать сложить все воздушные шары в большой полиэтиленовый мешок и еще раз попробовать. Наконец- то получилось.
Опыт с воздушными шарами.
Все вы знаете, что если проколоть воздушный шар, то он лопнет, но с вами сегодня волшебники и проколем шарик без всякого для него вреда.
Опыт «Как проткнуть шарик, чтобы он остался целым».
Воспитатель:
 Давайте немного поиграем с воздухом.
Подвижная игра «Ловим воздух» с пакетами.
Ну, что ребята, сегодня мы были и волшебниками и учеными и фантазерами. Что вам понравилось? Теперь вы знаете, какими свойствами обладают воздух и вода и нам без них не прожить. Как вы думаете, что важнее для человека? Правильно! Нам необходимы и воздух, и вода.

    Таким образом, я считаю, что организация детского экспериментирования способна обеспечить развитие познавательных способностей детей.                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация опытно-экспериментальной работы по внедрению системы мониторинга качества обучения в практику работы учителя-предметника

Мониторинг в образовании не заменяет и не ломает традиционную систему внутришкольного управления и контроля, а способствует обеспечению ее стабильности, долгосрочности и надежности. Он проводится там,...

План работы по самообразованию . Воспитателя школы –интерната 8 вида. Тема: «Работа воспитателя с семьями учащихся ,воспитанников с ОВЗ в условиях школы-интерната»

План работы по самообразованию .            Воспитателя школы –интерната 8 вида.   Тема: «Работа воспитателя с семьями учащихся ,в...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ.

   Для успешного усвоения детьми речи требуется постоянная и целенаправленная работа воспитателей, которая ведется не только на занятиях, но и в повседневной жизни....

Методические рекомендации Экскурсия как форма работы воспитателя детского дома на примере организованной поездки в Санкт-Петербург воспитанниками ГБУ АО "Северодвинский детский дом" Автор Варгасова Алиса Владимировна, воспитатель

Обзор проведенной нами  в январе 1017 года краеведческой экскурсии в Санкт-Петербург с воспитанниками ГБУ АО "Северодвинский детский дом". Методические рекомендации по организации данного вида вн...

Выступление на школьном методическом объединении воспитателей "Хорошее настроение-лучший помощник в работе воспитателя".

Ноябрь-месяц,когда люди особенно подвержены унынию и депрессии.Но даже этот мрачный осенний месяц можно сделать ярким,весёлым и запоминающимся!!! Вдыхайте любимые запахи;ухаживайте за собой;смените об...