Методические рекомендации Экскурсия как форма работы воспитателя детского дома на примере организованной поездки в Санкт-Петербург воспитанниками ГБУ АО "Северодвинский детский дом" Автор Варгасова Алиса Владимировна, воспитатель
методическая разработка на тему
Обзор проведенной нами в январе 1017 года краеведческой экскурсии в Санкт-Петербург с воспитанниками ГБУ АО "Северодвинский детский дом". Методические рекомендации по организации данного вида внеклассной деятельности в детском доме. Ежедневный план экскурсионной авторской программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_ekskursiya.docx | 22.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
Экскурсия как форма работы воспитателя детского дома на примере организованной поездки в Санкт-Петербург воспитанниками ГБУ АО "Северодвинский детский дом"
Автор Варгасова Алиса Владимировна,
воспитатель ГБУ АО «Северодвинский детский дом»
В декабре 2016 года воспитатель школьной группы №1 Варгасова Алиса Владимировна запланировала поездку в город Санкт-Петербург с группой воспитанников ГБУ АО "Северодвинский детский дом".
Цель: знакомство воспитанников с городом Санкт-Петербургом, его достопримечательностями.
Задачи:
- Расширить кругозор воспитанников.
- Формировать чувство патриотизма, любви к своей стране.
- Развивать познавательные способности и предметные навыки.
- Познакомить с некоторыми местами активного отдыха молодежи.
- Учить планировать свою досуговую деятельность.
- Формировать навыки финансовой грамотности и навыки управления своим бюджетом.
- Расширять коммуникативные навыки воспитанников.
- Формировать гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
Прогнозируемый результат
Предполагаем, что данная форма организации внеурочной деятельности будет наиболее интересна подросткам. Она позволит нам организовать зимние каникулы с пользой, заинтересовать детей, показать им красивейший старинный город Санкт-Петербург и некоторые его наиболее известные достопримечательности.
Для реализации данной формы организации внеурочной деятельности был выбран временной период, удобный во всех отношениях- зимние школьные каникулы в январе 2017 года.
Нами было получено: 1) разрешение директора детского дома, 2) постановление опеки и попечительства города Северодвинска, разрешающее выезд воспитанников в сопровождении воспитателя за пределы города на экскурсию, 3) приказ о сопровождении воспитанников от учреждения, 4) документы о командировке педагога.
На экскурсию поехали 7 воспитанников детского дома из разных групп в возрасте от 14 до 17 лет: 14 лет - 4 человека, 15 лет - 1 человек, 16 лет - 1 человек, 17 лет - 1 человек, а также одна девочка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящаяся на постинтернате на период обучения в детском доме.
Финансирование поездки осуществлялось с личных счетов воспитанников, а также за счет личных средств педагога.
С воспитанниками была проведена следующая подготовительная работа:
1.Общие сборы воспитанников:
- беседа для выявления желающих поехать на экскурсию;
- совместное планирование экскурсионных мероприятий, включающее в себя самостоятельный поиск мероприятий детьми с учетом их интересов и потребностей);
- беседа о том, что взять с собой из вещей с учетом запланированных мероприятий и погодных условий;
- просмотр цикла передач "Загадочный Петербург" ( о городе, о таинственных и загадочных местах, архитектуре, достопримечательностях и др.);
- совместное планирование питания, подготовка к питанию в поезде, совместный поход в продовольственный магазин;
- проведение инструктажей "техника безопасности при поездке в автобусе междугороднего следования", " техника безопасности в поезде и на вокзале", " Техника безопасности в метро", "Техника безопасности в большом городе", "Поведение в общественных местах";
-самостоятельно предложенные воспитанниками способы распределения обязанностей и ответственности по мере возможности):
- ответственные за вещи в дороге (старшие мальчики)
- ответственные за питание в поезде (2 суток - два купе по очереди)
- ответственные за питание в гостинице (по очереди: день - девочки, день - мальчики)
- ответственные за поведение и отбой в номере (старшие мальчики)
- ответственные за финансовые вопросы (старшие воспитанники были привлечены к планированию бюджета на питание группы, помогали ежедневно подсчитывать средства)
- эмоциональный настрой воспитанников на удачную поездку, получение новых знаний, расширение кругозора, социальную адаптацию и др.
Педагогом был составлен ежедневный план мероприятий по знакомству воспитанников с городом Санкт-Петербургом, с учетом времени и способа передвижения по городу (Приложение 1).
Заранее был забронирован номер в хостеле (наиболее удачный по ценовой категории) на Лиговском проспекте (практически центр города), а также железнодорожные билеты туда и обратно.
Во время поездки с воспитанниками была проведена следующая работа:
- Индивидуальные и групповые беседы о городе, ответы на вопросы познавательного характера, обзор достопримечательностей и др.
- Психологические игры на снятие эмоциональной и психологической возбужденности
- Повторение правил поведения в общественных местах, (в городе, в музее, в метро, в гостинице)
- Повторение норм и правил социально-бытового и гигиенического обслуживания во время проживания в гостинице
- Вовлечение воспитанников во взаимодействие с иностранцами (беседа-знакомство), актуализация знаний по разговорному английскому языку
- Формирование основ финансовой грамотности посредством планирования собственных покупок
Во время завершения экскурсии были подведены совместные выводы о поездке, положительных и отрицательных моментах, определены итоги и перспективы дальнейшего взаимодействия педагога и воспитанников, а также запланированы еще подобные мероприятия.
По содержанию данная поездка была отнесена к разряду краеведческой (знакомство с новым для воспитанников городом Санкт-Петербургом, его исторической частью) и включала в себя две части:
- научно-познавательную (организацию экскурсий в музеи города с целью развития познавательных способностей и навыков, расширения кругозора, предметных навыков, формированием чувства патриотизма и духовно-нравственного развития воспитанников)
- досугово-развлекательную (организация поездок на различные объекты города с целью знакомства с местами активного отдыха , формированием навыков ЗОЖ, навыками социальной культуры, расширением знаний о местах и др.)
Итог поездки
Практически все запланированные воспитателем мероприятия были успешно проведены. Нами намечены возможные варианты организации новой экскурсии в Санкт-Петербург с учетом предыдущего опыта, а также расширением возможностей для ознакомления с достопримечательностями города.
Методические рекомендации по организации поездок-экскурсий в другие города с воспитанниками детских домов
- Подобные мероприятия должны быть тщательно спланированы педагогом заранее, так как требуют длительной документальной подготовки со стороны компетентных органов.
- Организовывая подобные мероприятия, педагог должен реально оценивать собственные силы, а также оценивать различные особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К выбору детей следует отнестись очень внимательно.
- Педагог должен обладать такими качествами, как самообладание, терпение, хорошая выдержка, хорошие организаторские способности. Также он должен уметь заинтересовывать воспитанников, вовлекать их в совместную работу, а также учить слушать и слышать друг друга.
- Одна из основных сложных задач в начале подготовки экскурсий подобного вида – организация перевозки детей, питания и проживания. Это основной момент, после организации которого можно составлять непосредственно экскурсионную часть поездки.
- При выборе содержимого экскурсии необходимо опираться прежде всего на интересы и потребности воспитанников, а также включать обзоры наиболее важных и значимых достопримечательностей.
- Данная форма внеурочной работы позволяет еще больше сплотить детский коллектив и воспитателя. Использовать такую формы работы можно и в своей местности (поездки в другие города все-таки достаточно затратны). Тогда будет учитываться еще и краеведческий компонент воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока в 5-6- х классах по курсу «История и культура Санкт-Петербурга»
Тема: Античные боги, герои мифов на петербургских улицах и пл...
Презентация ГБДОУ детского сада № 121 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга
Наш детский сад моими глазами...
Проект образовательной программы, осуществляемой в условиях туристической поездки в Санкт-Петербург
В данном проекте представлены цель и задачи поездки, предполагаемый план экскурсий и проектная деятельность учащихся по итогам поездки...
Результаты поездки в Санкт-Петербург
Фестиваль русского языка и летературы "Язык.Культура.Творчество"...
Результаты поездки в Санкт-Петербург
Фестиваль русского языка и литературы "Язык. Культура.Творчество" в Санкт- Петербурге...
Результаты поездки в Санкт-Петербург
Фестиваль русского языка и литературы "Язык. Культура.Творчество" в Санкт- Петербурге...
Анализ возможности применения на уроках ОБЖ опыта взаимодействия детских патриотических организаций морской направленности в г. Санкт-Петербург.
В настоящее время в Санкт-Петербурге заявлено несколько координационных центров различного уровня, ведущие деятельность по организации совместной деятельности в направлении детского морского образован...