КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ.
консультация на тему
Для успешного усвоения детьми речи требуется постоянная и целенаправленная работа воспитателей, которая ведется не только на занятиях, но и в повседневной жизни.
Она проводится по трем направлениям:
1) развитие лексики (на занятиях воспитателя по ознакомлению с окружающим миром, художественной литературой);
2) развитие грамматического строя (коррекционный час по заданию логопеда);
3) развитие фонетической системы языка (с помощью тетради по заданию логопеда и индивидуальных тетрадей детей).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_na_temu.docx | 15.57 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ РЕБЕНКА.
Словесно-логическое мышление — одно из трех видов мышления — характеризуется использованием суждений и умозаключений (два других — наглядно-действенное и наглядно-образное — осуществляются, соответственно, посредством действий и образов). Оно невозможно без речи и в то же время является одной из ее функций. Иными словами, речь и мышление тесно связаны между собой и, постоянно взаимодействуя, развивают друг друга.
С первых дней пребывания ребенка в логопедической группе воспитатель должен помогать ему осмысливать события и явления, искать их причины и следствия, взаимосвязь и отличительные особенности. Например, с помощью таких вопросов:
— Почему осенью люди теплее одеваются?
— Почему летом нельзя кататься на лыжах?
— Почему зайца трудно увидеть на снегу?
— Можно ли два шарика поставить друг на друга? Что тогда произойдет?
Эти и подобные вопросы воспитатель может задавать детям во время игры, прогулки, умывания и т. п. Важно приучать ребят задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из рассказов взрослых, кино, радио-и телепередач. Воспитателю не следует торопиться всё тут же объяснять
детям. Сначала отвечающему нужно задать наводящий вопрос, дать толчок его мысли, затем опросить других детей, выяснить всем вместе, кто же прав и только после этого самому приступать к объяснениям.
Важной операцией мышления является сравнение. Наиболее полезно искать различие в сходном и общее в различном. Например, можно спросить:
— Чем различаются кукла и девочка (птица и самолет, чайник и кофейник, диван и кровать, шкаф и полка, грузовик и легковая машина, лиса и волк и т.п.)?
— Что общего у дерева и цветка (шапки и цыпленка, дома и муравейника, стола и кубика, голубя и вертолета, лодки и утки, лошади и автомобиля и т.п.)?
Неиссякаемую пищу для словесно-логических упражнений предоставляют воспитателю хорошо знакомые детям и любимые ими сказки. С радостью и интересом дети ответят на примерно такие вопросы:
— Почему Волк прибежал быстрее Красной Шапочки к дому ее бабушки?
— Почему семеро козлят открыли дверь Волку?
— Кто из трех поросят не боялся Волка в своем доме? Почему?
— Можно сказать, что Мышка вытянула репку? А кто вытянул?
— Почему Колобок от всех зверей убежал, а Лисе на нос сам прыгнул?
Полезным упражнением для развития детского мышления является
отгадывание загадок. Причем хорошо знакомые детям загадки (типа «Кто его раздевает, тот слезы проливает») не несут никакой умственной нагрузки. А вот такие, например, заставят задуматься не только ребенка, но и взрослого:
Два соболя хвостами друг к другу лежат. (Брови)
Кругла гора, что ни шаг, то нора. (Наперсток)
Не на полу, не на потолке, а смотрит и в дом, и на улицу. (Окно)
Свернется — с кошку, растянется — с дорожку. (Веревка)
Естественно, что такие загадки для детей с общим недоразвитием речи трудны. Но предложить ребенку подумать, натолкнуть его на мысль обобщающим понятием, начальным звуком в слове-отгадке, показом нескольких предметов, один из которых и есть отгадка — значит дать полезную работу мышлению.
Кроме общеизвестных загадок можно предлагать детям загадки, составленные самими воспитателями, например:
Передние лапы короткие, а задние — длинные. (Заяц)
Сам говорит, а других не слышит. (Радио, телевизор)
Четыре ноги, да не ходит. (Стол, стул)
Носик есть, да не дышит, ручка есть, да не машет. (Чайник)
Еще более сложной работой для детей с общим недоразвитием речи является понимание пословиц и объяснение их переносного смысла. Поэтому для занятий их следует использовать лишь на 2-м году обучения, с детьми 7-го года жизни. Для начала воспитатель может предложить детям два-три варианта объяснений пословицы, из которых дети должны выбрать подходящий. Кроме того, можно пересказать две-три ситуации, а дети должны определить, какие из них больше соответствуют пословице.
Например: пословица «Не в свои сани не садись».
Варианты объяснений: 1. Не обижай младших. 2. Не садись на сломанный стул. 3. Не берись за дело, которое не сможешь выполнить.
Варианты ситуаций к этой же пословице: 1. Мальчик пошел ловить рыбу, а удочку забыл. 2. Мальчик сел за пианино, а играть не умеет. 3. Мальчик слабый, а защищает малышей.
Чтобы дети научились понимать и объяснять смысл пословиц, полезно при каждом удобном случае их использовать. Например, после того как дети поработали на участке и собрали целую кучу сухих листьев и веточек, воспитатель произносит: «Клади по ягодке — наберешь кузовок» или «Зёрнышко к зёрнышку — будет мешок».
Если малыш взялся один нести тяжелый таз с песком, уместно сказать: «Один в поле не воин». А ленивому проговорить: «Лежа хлеба не добудешь!» или «Тяжко тому жить, кто от работы бежит».
Ребенку, который поторопился и испортил свою работу, воспитатель может сказать: «Семь раз отмерь — один раз отрежь».
При такой систематической работе пословицы и поговорки легче воспринимаются, быстрее усваиваются, а воспитатель избавляется от лишних назидательных речей, которые, к тому же, далеко не всегда достигают цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ "Пальчиковая гимнастика, как средство развития речи детей третьего года жизни"
Проектная деятельность....
Консультация для родителей на тему "Роль сказки в развитии речи детей"
Материал консультации поможет родителям осознать значимость сказки в развитии связной речи детей....
Консультация на тему "Чистоговорки как инструмент развития речи детей дошкольного возраста."
Консультация...
Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей второго года жизни.
Значение мнемотехники в развитии речи детей....
Консультация для родителей по теме:"Пальчиковые игры - основа развития речи и мелкой моторики у детей с ОВЗ"
В буклете помещены пальчиковые игры, которые помогают развивать мелкую моторику рук, подготавливают рбёнка к рисованию и письму. А так же тексты игр - это рифмованые подсказки к заданным движениям. Он...
Семинар-практикум Консультация для родителей и педагогов. Тема: «Русский фольклор в развитии речи детей».
Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешен...
Консультация для родителей на тему:"Характерные грамматические ошибки в речи детей и их устранение".
Грамматический строй усваивается ребёнком самостоятельно путём подражания. Замечено, что число грамматических ошибок значительно возрастает на пятом году жизни. Вновь усваиваемые слова ребёнок не всег...