рабочая программа Естествознание 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров 2014-15
рабочая программа по естествознанию на тему
Рабочая программа по дисциплине Естествознание
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
Колледж малого бизнеса № 4
учебной дисциплины Естествознание
код, профессия/специальность 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Москва
2014 г
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО методическим объединением общеобразовательных дисциплин Протокол № __ от «__ »______ 2014 г. | Разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования авторов: Пентина А.Ю., кандидат физико-математических наук Боровских Т.А., кандидат педагогических наук Рохлова В.С., кандидат педагогических наук одобренной ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008, Федерального государственного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе __________________/ ______________/ « __ »_________ 2013 г. Ф.И.О. |
Методист ________________/ _________/ |
Составитель (автор): Ахломова Светлана Александровна, почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации, преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО Колледж малого бизнеса № 4 _________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО
_______________________________________________________________________________
Рецензенты:___________________________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО
______________________________________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 15
ДИСЦИПЛИНЫ
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ 17
ДИСЦИПЛИНЫ
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Естествознание
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины Естествознание является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров. Рабочая программа учебной дисциплины реализуется на базе основного общего образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общепрофессиональным дисциплинам.
Изучение данной дисциплины направлено на формирование следующих общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Рабочая программа учебной дисциплины Естествознание ориентирована на достижение следующих целей:
• освоение знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;
• овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественнонаучного и специального (профессионально значимого) содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;
• развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественнонаучной информации;
• воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;
• применение естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
Основу рабочей программы учебной дисциплины Естествознание составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Программа включает в себя три основных раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью: «Физика», «Химия с основами экологии», «Биология с основами экологии» для учреждений СПО, обеспечивающих подготовку квалифицированных специалистов среднего звена по профессиям социально-экономического профиля. Такой подход к структурированию содержания программы не нарушает привычную логику естественнонаучного образования, позволяет специалистам-предметникам использовать разработанные частные методики и преподавать естествознание совместно.
Заметное место в программе занимают интегрирующие, межпредметные идеи и темы. Это, в первую очередь, содержание, освещающее естественнонаучную картину мира, атомно-молекулярное строение вещества, превращение энергии, человека как биологический организм и с точки зрения его химического состава, а также вопросы экологии.
В программе для социально-экономического профиля представлены дидактические единицы, при изучении которых целесообразно акцентировать внимание на жизненно важных объектах природы и организме человека. Это вода и атмосфера, которые рассматриваются с точки зрения химических состава и свойств, их значения для жизнедеятельности людей («Химия с элементами экологии»). Это разделы, посвященные человеческому организму: важнейшие химические соединения в организме («Химия с элементами экологии»), системы органов, их функции, охрана здоровья, профилактика заболеваний и вредных привычек («Биология с элементами экологии»). Важно уделить внимание более глубокому изучению темы «Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности», вопросам экологического содержания. Вместе с тем, количество лабораторных работ и опытов в этом содержании программы значительно меньше.
В программе учебной дисциплины Естествознание теоретические сведения дополняются демонстрациями, лабораторными опытами и практическими работами.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
приводить примеры экспериментов и (или) наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, разбегание галактик, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;
объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды;
выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;
работать с естественнонаучной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;
энергосбережения;
безопасного использования материалов и химических веществ в быту;
профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей;
осознанных личных действий по охране окружающей среды.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
смысл понятий: естественнонаучный метод познания, электромагнитное поле, электромагнитные волны, квант, эволюция Вселенной, большой взрыв, Солнечная система, галактика, периодический закон, химическая связь, химическая реакция, макромолекула, белок, катализатор, фермент, клетка, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, организм, популяция, экосистема, биосфера, энтропия, самоорганизация;
вклад великих ученых в формирование современной естественнонаучной картины мира.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть общеучебными компетенциями:
1) самоорганизация:
- определение индивидуальных и коллективных учебных задач;
- выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи;
- сравнение полученных результатов с учебной задачей;
- владение различными формами самоконтроля;
- оценивание своей учебной деятельности и учебной деятельности одноклассников;
- определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины;
- постановка цели самообразовательной деятельности;
- определение наиболее рациональной последовательности действий по осуществлению самообразовательной деятельности.
2) самообучение:
- работа с основными компонентами учебника;
- использование справочной и дополнительной литературы;
- различение и правильное использование разных литературных стилей;
- подбор и группировка материалов по определенной теме;
- составление планов различных видов;
- создание текстов различных типов;
- владение разными формами изложения текста;
- составление на основе текста таблицы, схемы, графика;
- составление тезисов, конспектирование;
- владение цитированием и различными видами комментариев;
- подготовка доклада, реферата;
- качественное и количественное описание изучаемого объекта;
- проведение эксперимента.
3) информационный блок:
- выявление существенных признаков объекта;
- определение соотношения компонентов объекта;
- проведение разных видов сравнения;
- установление причинно-следственных связей;
- оперирование понятиями, суждениями;
- классификация информации;
- владение компонентами доказательства;
- формулирование проблемы и определение способов ее решения.
4) коммуникативный блок:
- выслушивание мнения других;
- владение различными формами устных публичных выступлений;
- оценка разных точек зрения;
- организация совместной деятельности;
- владение культурой речи;
- ведение дискуссии.
1.4. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины:
Рабочая программа учебной дисциплины Естествознание не имеет явно выраженной профильной составляющей, однако включает в себя элементы профессионально направленного содержания, необходимые для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.
Профильное изучение дисциплины осуществляется:
- Перераспределением часов с одной темы на другую без изменения общего количества часов (в рамках 15%).
- Путем отбора дидактических единиц программы по географии, знание которых будет необходимо при освоении ОПОП ФГОС и в будущей профессиональной деятельности.
- Осуществлением межпредметных связей дисциплины с профессиональными дисциплинами ОПОП ФГОС.
- Организацией внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на расширение и углубление знаний, которые будут необходимы при осуществлении профессиональной деятельности (профессионально значимое содержание).
1.5 Количество часов, отведенное на освоение программы общеобразовательной дисциплины, в том числе:
максимальная учебная нагрузка обучающегося 168 часа, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 112 часов;
самостоятельная работа обучающегося 56 часов.
1.6. Изменения, внесенные в рабочую программу по сравнению с Примерной программой по общеобразовательной дисциплине: Изменения, внесенные в рабочую программу по сравнению с Примерной программой по общеобразовательной дисциплине Естествознание:
- в теме № 3 «Электромагнитные явления» количество часов уменьшено на 2 часа,
- в теме № 4 «Строение атома и квантовая физика» количество часов уменьшено на 1 час,
- в теме № 6 «Химические процессы в атмосфере» количество часов уменьшено на 2 часа,
- в теме № 9 «Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности» количество часов уменьшено на 2 часа.
Добавлены часы на темы № 8 «Вода, растворы», № 7 «Химия и организм человека», № 8 «Наиболее общие представления о жизни», № 10 «Человек и окружающая среда».
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 168 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 112 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 28 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе:
№ 1: Мини-сочинение «Механическое движение в моей будущей профессии». № 2: Составление сообщения в форме презентации «Естествознание и моя будущая профессия» № 3: Составление сообщения в форме презентации «Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблема энергосбережения». № 4: Составление опорного конспекта «Строение атома» № 5: Составление сообщения на тему «Вода как источник жизни человека и живой природы» № 6: Составление сообщения на тему «Основные загрязнители атмосферы» № 7: Составление таблицы «Сравнительная характеристика крахмала и целлюлозы». № 8: Составление сообщения на тему «Пищевые добавки в продуктах питания» № 9: Составление таблицы «Расчет энергетического обеспечения суточного рациона питания» № 10: Составление сообщения в форме презентации по теме «Профилактика возникновения заболеваний органов и систем органов человека под воздействием негативных факторов» № 11: Составление сообщения в форме презентации по теме «Влияние человека на экологию окружающей природы». 2. Подготовка к учебным занятиям. | 56 38 2 5 5 2 4 3 3 3 2 5 4 18 |
Итоговая аттестация в форме зачета | |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Естествознание
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
Введение. | Основные науки о природе (физика, химия, биология), их сходство и отличия. Естественно-научный метод познания и его составляющие: наблюдение, измерение, эксперимент, гипотеза, теория. | 2 | 1 | |
Раздел 1. | Физика | 60 | ||
Тема 1. Механика. | Содержание учебного материала. | 21 | ||
Механическое движение, его относительность. Законы динамики Ньютона. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Невесомость. Импульс. Закон сохранения импульса и реактивное движение. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность. Механические колебания. Период и частота колебаний. Механические волны. Свойства волн. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине. | 10 | 3 | ||
Лабораторные работы | 4 | |||
Лабораторная работа № 1 «Исследование зависимости силы трения от веса тела». Лабораторная работа № 2 «Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити». | 3 | |||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся | 7 | |||
№ 1: Мини-сочинение «Механическое движение в моей будущей профессии». № 2: Составление сообщения в форме презентации «Естествознание и моя будущая профессия» | 2 5 | |||
Тема 2. Тепловые явления. | Содержание учебного материала. | 15 | ||
История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое движение. Температура как мера средней кинетической энергии частиц. Объяснение агрегатных состояний вещества и фазовых переходов между ними на основе атомно-молекулярных представлений. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимый характер тепловых процессов. Тепловые машины, их применение. Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблема энергосбережения. | 8 | 2 | ||
Лабораторные работы | 2 | |||
Лабораторная работа № 3 «Измерение температуры вещества в зависимости от времени при изменениях агрегатных состояний» | 3 | |||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся | 5 | |||
№3: Составление сообщения в форме презентации «Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблема энергосбережения». | 5 | |||
Тема 3. Электромагнитные явления. | Содержание учебного материала. | 18 | ||
Электрические заряды и их взаимодействие. Электрическое поле. Проводники и изоляторы в электрическом поле. Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Тепловое действие электрического тока и закон Джоуля-Ленца. Магнитное поле тока и действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Явление электромагнитной индукции. Электрогенератор. Переменный ток. Получение и передача электроэнергии. Электромагнитные волны. Радиосвязь и телевидение. Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света. | 16 | 2 | ||
Лабораторные работы | 4 | |||
Лабораторная работа № 4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения на ее различных участках». Лабораторная работа № 5 «Изучение интерференции и дифракции света». | 3 | |||
Тема 4. Строение атома и квантовая физика. | Содержание учебного материала. | 6 | ||
Фотоэффект и корпускулярные свойства света. Использование фотоэффекта в технике. Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии. Принцип действия и использование лазера. Строение атомного ядра. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. Энергия расщепления атомного ядра. Ядерная энергетика и экологические проблемы, связанные с ее использованием. | 4 | 3 | ||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся | 2 | |||
№ 4: Составление опорного конспекта «Строение атома» | 2 | |||
Раздел 2. | Химия с элементами экологии. | 43 | ||
Тема 5. Вода, растворы. | Содержание учебного материала. | 14 | ||
Вода вокруг нас. Физические и химические свойства воды. Растворение твердых веществ и газов. Массовая доля вещества в растворе как способ выражения состава раствора. Водные ресурсы Земли. Качество воды. Загрязнители воды и способы очистки. Жесткая вода и ее умягчение. Опреснение воды | 6 | 3 | ||
Лабораторные работы | 4 | |||
Лабораторная работа № 6 «Анализ содержания примесей в воде. Очистка загрязненной воды». Лабораторная работа № 7 «Устранение жесткости воды». | 3 | |||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся | 4 | |||
№ 5: Составление сообщения по теме «Вода как источник жизни человека и живой природы» | 4 | |||
Тема 6. Химические процессы в атмосфере. | Содержание учебного материала. | 9 | ||
Химический состав воздуха. Атмосфера и климат. Озоновые дыры. Загрязнение атмосферы и его источники. Озоновые дыры. Кислотные дожди. Кислоты и щелочи. Показатель кислотности растворов рН. | 4 | 3 | ||
Лабораторные работы | 2 | |||
Лабораторная работа № 8 «Определение химического состава атмосферы. Измерение уровня СО2». | 2 | 3 | ||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся | 3 | |||
№ 6: Составление сообщения на тему «Основные загрязнители атмосферы» | 3 | |||
Тема 7. Химия и организм человека. | Содержание учебного материала. | 20 | ||
Химические элементы в организме человека. Органические и неорганические вещества. Основные жизненно необходимые соединения: белки, углеводы, жиры, витамины. Строение белковых молекул. Углеводы – главный источник энергии организма. Роль жиров в организме, холестерин. Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки. Сбалансированное питание. | 10 | 3 | ||
Лабораторные работы | 4 | |||
Лабораторная работа № 9 «Определение содержания витамина С в напитках». Лабораторная работа № 10 «Определение содержания железа в продуктах питания». | 3 | |||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся | 6 | |||
№ 7: Составление таблицы «Сравнительная характеристика крахмала и целлюлозы». № 8: Составление сообщения на тему «Пищевые добавки в продуктах питания» | 3 3 | |||
Раздел 3. | Биология с элементами экологии. | 45 | ||
Тема 8. Наиболее общие представления о жизни. | Содержание учебного материала. | 12 | ||
Понятие «жизнь». Основные признаки живого: питание, дыхание, выделение, раздражимость, подвижность, размножение, рост и развитие. Понятие «организм». Разнообразие живых организмов, принципы их классификации. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Молекула ДНК – носитель наследственной информации. Уровни организации живой природы: клеточный, организменный, надорганизменный. Эволюция живого. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, естественный отбор. | 10 | 2 | ||
Лабораторные работы | 2 | |||
Лабораторная работа № 11 «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп». | 3 | |||
Тема 9. Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности. | Содержание учебного материала. | 23 | ||
Ткани, органы и системы органов человека. Питание. Значение питания для роста, развития и жизнедеятельности организма. Пищеварение как процесс физической и химической обработки пищи. Система пищеварительных органов. Предупреждение пищевых отравлений – брюшного тифа, дизентерии, холеры. Гастрит и цирроз печени как результат влияния алкоголя и никотина на организм.Дыхание организмов как способ получения энергии. Органы дыхания. Жизненная емкость легких. Тренировка органов дыхания. Болезни органов дыхания и их профилактика. Курение как фактор риска.Движение. Кости, мышцы, сухожилия – компоненты опорно-двигательной системы. Мышечные движения и их регуляция. Утомление мышц при статической и динамической работе. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Основные функции крови. Кровеносная система. Иммунитет и иммунная система. Бактерии и вирусы как причина инфекционных заболеваний. Индивидуальное развитие организма. Половое созревание. Менструация и поллюция. Оплодотворение. Образование и развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. | 10 | 3 | ||
Лабораторные работы | 6 | |||
Лабораторная работа № 12 «Действие слюны на крахмал». Лабораторная работа № 13 «Утомление при статической и динамической работе». Лабораторная работа № 14 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом». | 3 | |||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся | 7 | |||
№ 9: Составление таблицы «Расчет энергетического обеспечения суточного рациона питания» № 10: Составление сообщения в форме презентации по теме «Профилактика возникновения заболеваний органов и систем органов человека под воздействием негативных факторов» | 2 5 | |||
Тема 10. Человек и окружающая среда | Содержание учебного материала. | 10 | ||
Понятия биогеоценоза, экосистемы и биосферы. Устойчивость экосистем. Воздействие экологических факторов на организм человека и влияние деятельности человека на окружающую среду (ядохимикаты, промышленные отходы, радиация и другие загрязнения). Рациональное природопользование. | 6 | 2 | ||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся | 4 | |||
№ 11: Составление презентации «Влияние человека на экологию окружающей природы». | 4 | |||
Всего: | 150 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа (подготовка домашних заданий к учебным занятиям) | 118 | |||
Итого: | 168 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины Естествознание требует наличия учебного кабинета «Физика» и лаборатории физики, кабинета «Химии и биологии» и лаборатории химии.
Оборудование учебных кабинетов и лабораторий:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- демонстрационный стол
- вытяжной шкаф
- учебно-наглядные пособия по физике, химии и биологии;
- лабораторное оборудование (спектроскоп, микроскоп с микропрепаратами, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, электрохимический ряд напряжений металлов; ряд электроотрицательности неметаллов, таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде, плакаты по физике, химии и биологии, химическая посуда, химические реактивы)
Технические средства обучения:
- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор
3.2.Учебно-методический комплекс общеобразовательной учебной дисциплины, систематизированный по компонентам.
УМК включает следующие блоки: нормативно-методические материалы, учебно-информационные, учебно-методические, в том числе, учебно-методические материалы для самостоятельной работы студентов, учебно-методические материалы по контролю.
- ГОС СПО по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.
- Государственные стандарты общего образования по дисциплине Естествознание.
- Методические рекомендации для преподавателей общеобразовательных дисциплин по составлению рабочей учебно-программной документации в соответствии с требованиями ФГОС СПО – М.: ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ, 2012.
- Примерная программа учебной дисциплины Естествознание, Пентина А.Ю., Боровских Т.А., Рохлова В.С., одобренная ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008.
- Рабочая программа учебной дисциплины Естествознание для специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.
- Календарно-тематический план по дисциплине Естествознание для специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.
- Особенности изучения дисциплины Естествознание в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Социально-экономический профиль: метод. рекомендации. – М.: ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ, 2012.
- Комплексные методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ.
- Формирование общеучебных компетенций обучающихся в процессе изучения общеобразовательных дисциплин: Методические рекомендации. – М.: ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ, 2012.
- Разработка требований к минимуму знаний по общеобразовательным дисциплинам, необходимых для освоения основных профессиональных образовательных программ ФГО НПО и СПО. Социально-экономический профиль: метод. рекомендации. – М.: ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ, 2012.
3.3. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. П.И. Самойленко «Физика», М.: Академия, 2011
2. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов «Химия», М.: Академия, 2008
3. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс», М.: Дрофа, 2011
4. В.С. Рохлов, С.Б. Трофимов «Биология. Человек и его здоровье. 8 класс», М.: Мнемозина, 2010
Дополнительные источники:
9. А.В. Перышкин «Физика. 7 класс», М.: Дрофа, 2010
10. А.В. Перышкин «Физика. 8 класс», М.: Дрофа, 2010
11. А.В. Перышкин, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс», М.: Дрофа, 2010
12. Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 10 кл. – М., 2005
13. Генденштейн Л.Э. Дик Ю.И. Физика. Учебник для 11 кл. – М., 2005
14. Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2005
15. Тимофеева С.С., Медведева С.А., Ларионова Е.Ю. «Основы современного естествознания и экология»: - Ростов-на-Дону «Феникс», 2004
16. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. / Министерство образования РФ. – М., 2004.
17. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология». 10-11 кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2008
18. Электронное учебное пособие «Демонстрационное планирование «Общая химия» ООО «РМТ компании» г. Волгоград
19. Открытая физика в 2 ч. (СD) Под.ред. С.М. Козела. –М.: ООО «Физикон», 2002
20. 1С. Образование З.О. Образовательный комплекс: библиотека электронных наглядных пособий «Физика (7-11 кл.)» (СD). /Н.К. Ханнанов, Д.В. Баяндин, - Лаборатория физики и астрономии ИОСО РАО: Дрофа, Формоза, ПТТУ – Пермь. – 2004
Интернет-ресурсы:
- www. krugosvet.ru /универсальная энциклопедия «Кругосвет»/;
- http:// scitecIibrary.ru /научно-техническая библиотека/
- www.auditorium.ru /библиотека института «Открытое общество»/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых профессиональных и общих компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знания: | Общие компетенции: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). Общеучебные компетенции: самоорганизация, самообучение, информационные, коммуникативные. | Текущий контроль знаний: - тестирование, - устный опрос, - творческие индивидуальные задания, - проверочные работы по темам, - домашняя работа; внеаудиторная самостоятельная работа; контрольная работа. Итоговая аттестация в форме зачета. |
смысл понятий: естественнонаучный метод познания, электромагнитное поле, электромагнитные волны, квант, эволюция Вселенной, большой взрыв, Солнечная система, галактика, периодический закон, химическая связь, химическая реакция, макромолекула, белок, катализатор, фермент, клетка, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, организм, популяция, экосистема, биосфера, энтропия, самоорганизация; вклад великих ученых в формирование современной естественнонаучной картины мира. | ||
Умения: | ||
приводить примеры экспериментов и(или) наблюдений, обосновывающих: существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы; объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды; выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы; работать с естественнонаучной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений; энергосбережения; безопасного использования материалов и химических веществ в быту; профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей; осознанных личных действий по охране окружающей среды. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа производственной (преддипломной) практики по специальности 100801 "Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров"
Программа производственной (преддипломной) практики составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки по специальности средне...
Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.04 Иностранный язык для специальности 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров (углубленной подготовки)
Рабочая учебная программа по дисциплине «Иностранный язык» предназначена для реализации среднего общего образования в приделах основных образовательных программ по специальности 100801 Товаровед...
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.04 Иностранный язык для специальности 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров (углубленной подготовки)
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной (профессиональной) образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 100801 Товароведение и экспертиза качества потреби...
ПРОГРАММА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ по дисциплине Экологические основы природопользования. Специальность 100801 « Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» 38.02.05. Товароведение и экспертиза каческачества потребительских товаров.
ПРОГРАММА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ...
рабочая программа Естествознание 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров 2012
Рабочая программа по дисциплине Естествознание...
рабочая программа Основы микробиологии, санитарии и гигиены 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров 2014
Рабочая программа по дисциплине Основы микробиологии, санитарии и гигиены...
рабочая программа Экологические основы природопользования 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров 2014
Рабочая программа дисциплины Экологические основы природопользования...