Учебно-познавательная деятельность по предмету кубановедение
материал по естествознанию на тему
Кубановедение – означает знание о своей малой родине: от слов «ведать», «знать» свою родную Кубань, её природу, историю, хозяйство, быт, взгляды, верования, традиции кубанцев.
Основные задачи:
Воспитывать гражданственность и любовь к Родине;
Развивать интерес и уважение к истории, географии и культуре родного края, его народов, традициям;
Показать образцы гражданской доблести кубанцев через галерею портретов земляков – «радетелей земли кубанской».
Стимулировать творческий поиск, самостоятельные размышления учащихся о судьбах Кубани и Отечества.
Пропагандировать литературу по кубановедению.
Распространение знаний по кубановедению среди учащихся, педагогического коллектива и родителей учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Кубань…Так называют наш край по имени реки, начинающейся на склонах Эльбруса. Жемчужиной России называют землю кубанскую.
И не потому, что она имеет прекрасные условия, но и потому, что Кубань является богатейшей житницей страны. А ещё – это тополиный край… Есть есенинские уголки, называемые «страной берёзового ситца», есть замечательные дубовые и сосновые рощи, вишнёвые сады и тенистые липовые аллеи по всей России. Но вот тополиным краем с гордостью можно назвать только Кубань. По всему краю красуются тополя, придающие неповторимый облик нашей земли. Посёлок Кабардинка – уютные дома расположены по обе стороны шоссе среди тополей, каштанов, лип. Новороссийск – Площадь героев украшают кроны тополей, возвышаясь над аллеями, они, кажется, застыли в скорбном молчании. Памятник героической армии Таманской армии в Темрюке – словно солдаты в дозоре, застыли вокруг него стройные тополя. Какой бы город, какую бы станицу вы не посетили: в них обязательно привлекут ваше внимание ставшие родными для нашего края ряды пирамидальных тополей вдоль широких улиц.
Отчий дом, родной край… Так называем мы землю, где родились и живём, где трудились наши деды и отцы, землю, которую они защищали, за которую погибали. Без этой земли непонятно слово «Родина». Ёе могучие корни способны дать человеку высокую степень нравственной устойчивости. Они связывают её с семьёй, соотечественниками, прошлым и настоящим, природой, помогают обрести собственный опыт социально-значимой деятельности.
Только через познание малой родины подрастающее поколение осознаёт свою сопричастность к родной стране, к её прошлому, настоящему, будущему.
Вот почему необходимо изучать окружающую жизнь, родной край, использовать местный материал в воспитании и обучении школьников. К.Д.Ушинский отмечал, что «поля родины, её язык, её предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека». И не случайно один из крупнейших учёных досоветской Кубани Ф.А.Щербина писал, что знание родного края – сила и величие Родины.
Кубановедение – означает знание о своей малой родине: от слов «ведать», «знать» свою родную Кубань, её природу, историю, хозяйство, быт, взгляды, верования, традиции кубанцев.
Основные задачи:
Воспитывать гражданственность и любовь к Родине;
Развивать интерес и уважение к истории, географии и культуре родного края, его народов, традициям;
Показать образцы гражданской доблести кубанцев через галерею портретов земляков – «радетелей земли кубанской».
Стимулировать творческий поиск, самостоятельные размышления учащихся о судьбах Кубани и Отечества.
Пропагандировать литературу по кубановедению.
Распространение знаний по кубановедению среди учащихся, педагогического коллектива и родителей учащихся.
Вся работа нашей школы складывается из работы с администрацией, учителями, классными руководителями, учащимися и их родителями.
Курс «Кубановедение» является важным средством реализации концептуальных положений, сформированных в Законе Российской Федерации. Работа по пропаганде этого курса имеет междисциплинарный характер. Учителю кубановедения школы в её решении принадлежит особая роль.
В первую очередь проводится работа по разъяснению целей и задач этого курса среди учащихся и родителей. В беседах с учащимися говорится о необходимости изучать историю нашего края, о том, что подвижничество выдающихся представителей пошло на благо России и Кубани и должно служить примером для кубанских школьников, воспитывать у них уважение к своим землякам и своей малой родине – частице великой России.
В процессе преподавания остро встала проблема учебно-методического обеспечения, поэтому в работе мы используем рекомендации Примерного учебно-тематического планирования по курсу «Кубановедения» для 1-11 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. В данном пособии предлагается перечень рекомендуемой литературы. А также используются разработки уроков и внеклассных мероприятий учителей нашей школы. Весь дидактический материал бережно хранится. Разрабатываться и адаптироваться этот материал будет в течение учебного года.
За последние несколько лет ККИДППО были изданы модели поурочных разработок учителям. ОИПЦ «Перспективы образования» подготовило и издало элективный курс «Кубанская старина» А.В. Маслова, повествующий о буднях и праздниках казачества, о кубанской старине. Эти и другие книги о крае пополнили фонд библиотеки и активно используются в работе.
Составляются рекомендательные списки литературы: «В помощь учителю истории», «В помощь учителю географии», «В помощь учителю начальных классов», «Развитие культуры Кубани», «Быт казаков» и др.
Фонду литературы о Кубани пришлось выделить отдельный стеллаж, где собраны все книги о крае, имеющиеся в библиотеке.
Очень важным для нас является организация газетного материала. Именно газеты и журналы в большей степени позволяют рассказать о жизни края сегодня, вернуться в прошлое. Так в библиотеке пополняются интересными материалами из газет тематической папки «Из истории Кубани», «Экология нашего края». Составлена тематическая картотека «Край наш кубанский». Для этой картотеки расписываются и собираются все материалы из периодики, из книг и сборников центральных издательств, в которых отражён наш край.
Учителя-предметники, классные руководители, библиотекарь, проявляя творческий потенциал, применяют интерактивные формы проведения занятий и мероприятий.
В помощь курсу «Кубановедение» составлена картотека с рубриками: «Учебники», «В помощь учителю», «В помощь учащимся».
Наша задача - активно пропагандировать литературу по кубановедению среди учащихся, учителей и родителей.
Тематика уроков, где используется литература по кубановедению, разнообразна: «Газеты и журналы для детей», «Справочная литература – Энциклопедический словарь по истории Кубани», «Выбор книги в библиотеке. Где найти книги о крае?». Практически на каждом уроке используется литература о Кубани.
Учащиеся начальной школы очень любят разгадывать загадки, давать разъяснения пословицам и поговоркам. А наш край славится богатым устным народным поэтическим творчеством. Пропагандируя малые жанры, которые охватывают самые разнообразные стороны действительности, расширяется представление о культуре и истории родного края. В этой работе помогает книга «Пословицы, поговорки и загадки Кубани»: / к 200-летию г.Краснодара/ и П.Ткаченко «Кубанские пословицы»: М., 1999.
Регулярно учащиеся знакомятся со старинными обычаями, узнают об архитектуре, героях и просветителях края, истории улиц и др.
Наш долг не только раскрыть перед ребятами историю, культуру и литературу Кубани, но и научить их правильно использовать свои знания.
Очень любят учащиеся нашей школы краеведческие викторины. Они посвящаются истории, культуре, природе родного края. Мы понимаем, что некоторые школьники участвуют в викторинах исключительно ради призов, но что плохого в стремлении за свою работу получить награду. А вопросы викторины «История Кубани» нельзя назвать лёгкими – потрудиться придётся серьёзно. Для детей младшего и среднего возраста вопросы намного легче.
Ежегодно в нашей школе проводятся предметные недели. Программы недель составляются на основе перспективного планирования.
Для их проведения создаются организационные группы: ведущие игр, конкурсов, помощники, фотографы, экскурсоводы, редколлегия и другие, кто помогают в подготовке и проведении предметной недели.
Главная цель недель – привлечь внимание учащихся к предмету, к современным проблемам, а так же побудить творческие способности ребят, стимулировать самостоятельную работу школьников в учебном процессе.
Знания о Родине не должны быть просто определённым кругом фактов, которые надо усвоить. Мы учим школьников жить судьбой своего народа, Отечества, с волнением и гордостью, с восхищением перечитывать каждую строчку героической истории, которая представляет собой могучую вечно живую силу.
Творческие исследования учащихся школы помогают проследить развитие родного края со дня его рождения до современности, окунуться в атмосферу оптимизма, энтузиазма 30-40-х годов XX века, глубже ощутить свою причастность к людям, поднимавшим целинные земли, осваивавшим кубанские степи, строившим посёлки, станицы, города.
Учащиеся готовят рефераты: выбирают темы, определяют литературные источники.
В течение предметной недели по кубановедению ребята после уроков оформляют стенды, стенгазеты, составляют кроссворды, готовят другие материалы.
Лекторская группа, состоящая из учащихся старших классов, встречается с младшими школьниками. Они знакомят их с разнообразием растительного и животного мира, рассказывают о наших предках, героях, знакомят с творчеством кубанских писателей и поэтов.
Тематические обзоры, беседы наиболее распространённые формы работы, которые могут проводиться отдельно и быть составной частью крупных мероприятий. «Мой маленький Париж», «Золотая слава Кубани», «Страницы истории Кубани» и др.
Приняв участие в подготовке мероприятий, ребята начинают понимать, что историческим прошлым Кубани – малой родины, нельзя не гордиться, что Кубань славиться не только щедрой и уникальной природой, но и своими людьми, которые освоили и защищали эту прекрасную землю, и сегодня делают всё, чтобы она по праву называлась жемчужиной России.
Какое яркое созвездие писателей и поэтов подарил тополиный край России: Николай Канивецкий, Георгий Денисов, Юрий Кузнецов, Любовь Мирошникова, Виктор Лихоносов, Анатолий Знаменский, Иван Варавва, Вадим Неподоба… Каждый из них по-своему причастен к нашему краю, связан с ним своей судьбой и своим творчеством.
Учителя нашей школы уделяют огромное внимание знакомству учащихся с творчеством людей, которым далеко не безразлична судьба их тополиного края. Поэтому и проводятся читательские конференции, обсуждения книг.
Составлять и разгадывать кроссворды на тему о родном крае, его прошлом и настоящем любят учащиеся всех классов. Много времени проводят они на природе, наблюдают за жизнью обитателей лесов, полей, лугов. Поэтому по-новому видят окружающий мир флоры и фауны. А это воспитывает чувство ответственности за сохранение природы, любовь и уважение к родному краю.
Туризм и экскурсии стали неотъемлемой частью нашей школьной жизни. Краснодар с прилегающими окрестностями популярен среди учащихся и преподавателей нашей школы. Обычно перед любой поездкой проводится огромная работа среди учеников. Собирается материал, проводятся беседы в классах, делаются подборки материалов. Непосредственно в пути экскурсовод знакомит с местностью, по которой проходит маршрут. Учащимся школы хорошо известны: Ромашковая поляна, гора Собер-Баш, гора Папай, Наташкины водопады и др.
В зависимости от формы и содержания проводимого мероприятия по краеведению формируется направленность деятельности учащегося, его знакомство с географией, культурой, историей, литературой, традициями и обычаями Кубани.
Кубановедение – это не компания, а продуманная система действий в интересах патриотического воспитания и духовного развития наших детей и будущих поколений.
Работу по кубановедению мы намерены развивать и совершенствовать. Мы будем искать пути более тесной связи коллективных и индивидуальных форм работы. Для этого нам предстоит более глубоко изучить эффективность нашей работы. Провести наблюдения за самостоятельной деятельностью учащихся, сбор отзывов и анкет. Проанализировать все материалы, определить дальнейшее направление в работе.
Залог успеха в работе по кубановедению состоит в том, чтобы все учебные и внеклассные мероприятия были пронизаны творческим началом, инициативой учащихся, исследовательским духом, эмоциональным накалом. Важно, чтобы ученики постоянно обращались к различным методам раскрытия того или иного явления, учились участвовать в диалоге, откровенно обсуждать события прошлого и настоящего, которые волнуют их, учились извлекать уроки, выводы из событий истории родного края, активно участвовать в возрождении и обновлении прогрессивных культурных традиций народов Кубани.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие урочной и внеурочной форм учебно-познавательной коммуникативной деятельности по овладению французским языком в условиях гимназии.
Взаимодействие урочной и внеурочной форм учебно - познавательной коммуникативной деятельности по овладению французским языком в условиях гимназии....
Научно-познавательная деятельность по предмету кубановедение
В данном опыте описываются приемы, методика, технологии урочной и внеурочной деятельности по предмету...
Что и как изучает предмет «Кубановедение».урок Кубановедения 5 класс и анализ урока по ФГОС
Первый урок в 5 классе "Что изучает Кубановедение" и анализ урока по ФГОС...
Статья. Познавательный интерес в формировании учебно-познавательной деятельности на уроках химии
Познавательный интерес и познавательная активность влияют друг на друга и это взаимообусловленные процессы. Развитию познавательного и творческого интереса способствует применение современных образова...
Методы учебно-познавательной деятельности: учебно-познавательная игра
В ходе учебно-познавательной игры происходит процесс обучения, который стимулирует активность всех детей....
Особенности проектирования познавательной деятельности учащихся по предмету "Кубановедение" в МБОУ СОШ № 24 г.Краснодара
Статья отражает метод проектирования учебных ситуаций на уроке...
«Роль самостоятельной работы обучающихся в учебно-познавательной деятельности по учебному предмету «Алгебра» в рамках обновленных ФГОС»
Самостоятельная работа обучающихся в условиях пенитенциарной системы...