Научно-познавательная деятельность по предмету кубановедение
опыты и эксперименты по теме
В данном опыте описываются приемы, методика, технологии урочной и внеурочной деятельности по предмету
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
научно-познавательная деятельность по предмету кубановедение | 154 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 им. А.И. Покрышкина
3537780 Краснодарский край, Калининский район,
Станица Калининская ул. Ленина № 43, тел. 8(86163)21169
«Учебно-познавательная деятельность по предмету кубановедение»
Из опыта работы
учителя кубановедения и истории
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 2
Шевченко Елены Александровны
ст. Калининская, 2015
Содержание
I. | Учебно-познавательная деятельность по предмету кубановедения | 3 |
1.1 | Цели и задачи курса | 4 |
1.2 | Современные подходы к изучению кубановедения | 4 |
1.3 | Эффективность учебно-познавательной деятельности. Используемые в работе педагогические технологии | 6 |
1.4 | Основные формы и методы повышения мотивации учащихся | 6 |
II. | Изучение кубановедения на местном краеведческом материале | 11 |
2.1 | Виды деятельности и формы занятий с обучающимися в рамках курса «История кубанского казачества» | 12 |
2.2 | Виды деятельности и формы занятий с обучающимися в рамках курса «Фольклор Кубанского казачества» | 13 |
III. | Организация учебных экскурсий. Взаимодействие со школьным музеем | 15 |
3.1 | Перечень виртуальных экскурсий в нашей школе | 16 |
3.2 | Перечень музейных - уроков, бесед, экскурсий, проводимых на базе школьного музея | 16 |
IV. | Результативность | 17 |
Заключение | 17 | |
Приложение | 18- |
Учитель должен сначала научить ребенка учиться,
а потом поручить это дело ему самому.
К. Ушинский
- Учебно-познавательная деятельность по предмету кубановедения
Уроки кубановедения достаточно прочно вошли в школьную программу, являясь одним из сложных, и в тоже время наиболее интересных элементов образования.
В школьной практике главным компонентом является учебно-познавательная деятельность, содержанием которой являются различные способы получения и переработки информации учащимися, а также формирование универсальных учебных действий, позволяющих школьникам осуществлять управление процессом своего учения. Таким образом, под учебно-познавательной деятельностью, мы подразумеваем самоуправляемую деятельность учащихся по решению личностно-значимых и социально-актуальных реальных познавательных проблем, которая сопровождается овладением необходимыми для их разрешения знаниями, умениями и действиями по добыванию, переработке и применению информации.
За время преподавания предмета мне пришлось столкнуться с рядом проблем:
- многопредметность курса и отсутствие единого учебника;
- возможность правильной интеграции предметов в рамках кубановедения;
- падение интереса к изучению истории, культуры, традиций родного края среди учащихся старших классов;
- ассоциация большинством детей слова «Кубань» только лишь с казачеством, его культурными традициями, диалектом.
Стремительно изменяется наша жизнь и поколение современных мальчиков и девочек стало совершенно другим. Поэтому у учителя возникает потребность в изменении методов преподавания своего предмета, чтобы получить желаемый результат.
В чём же заключатся мои основные задачи: Научить любой ценой, не жалея собственных сил, времени и здоровья? Пробудить желание у ребят мыслить и искать? Применять накопленный опыт и испытывать жажду творчества? Вопросов и проблем достаточно много. Чтобы добиться высокой педагогической эффективности в своей работе изучаю методические новинки, ресурсы сети Интернет, образовательные порталы, сайты, слежу за успехами коллег. За последние годы работы учителем кубановедения накоплен и свой опыт, создан банк дидактики.
1.1 Цели и задачи курса
Целью моей работы является формирование коммуникативной, общекультурной компетенции учащихся, повышение мотивации.
Я выбрала наиболее важные, на мой взгляд, задачи:
- повышение интереса детей к изучению истории, традиционной культуры, искусства родного края;
- развитие у них творческого мышления и умений применять свои знания на практике;
- активизация самостоятельной деятельности учащихся, направленной на поиск знаний;
- формирование мировоззрения молодого поколения, умений давать независимые оценки и делать самостоятельные выводы.
Безусловно, что в учебно-познавательном процессе огромную роль играет, в первую очередь, личность самого учителя, его активная жизненная позиция, грамотная речь, широкий кругозор, собственная точка зрения на те, или иные проблемы, любовь к предмету и желание быть полезным и необходимым детям.
Во-вторых, учитывая ведущую роль урока в процессе обучении, необходимо создавать тесное сотрудничество учащихся и учителя во время его проведения.
В-третьих, осуществляя планирование курса кубановедения, следует помнить о том, что история – стержень, основа данного предмета. Кроме того, надо учитывать двойственную природу предмета. С одной стороны, учащиеся получают и воспроизводят четкие знания о месте, времени, участниках событий, их характеристиках и признаках понятий и терминов, с другой - происходит субъективное восприятие фактов, их толкование с учетом индивидуальных и общественных ценностей.
1.2 Современные подходы к изучению кубановедения
Эффективность учебно-познавательной деятельности зависит от мотивированности учащихся на предмет. На мой взгляд, чтобы «зажечь» интерес учащихся к предмету, следует повысить их желание учиться и работать над активизацией познавательной деятельности на уроке.
В основе развития творческих способностей школьников лежит идея «деятельностного подхода», связанная с мотивацией сопровождающейся положительными эмоциями, рефлексией.
Деятельность – это процесс активности человека, осуществляемый для удовлетворения своих потребностей; включает в себя цели, условия их достижения, средства и результат. Форма проявления потребности – мотив – то, что побуждает человека к деятельности.
Как педагогу, мне следует постоянно поддерживать интерес к своему предмету, а не просто вести передачу опыта, укреплять веру в свои силы у каждого ученика независимо от его способностей. Необходимо развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать останавливаться в своём развитии более сильным ученикам. Всё это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова.
Программно - методических материалов, пособий по курсу в настоящее время достаточно. Имеется в нашей школе дополнительный материал на видео, аудиокассетах, CD дисках, электронных учебниках, что позволяет организовать работу качественнее и самое главное – интереснее.
Но для создания глубокого интереса к предмету, для развития познавательной активности, для повышения мотивации необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста.
Мотив - побуждение к достижению цели. При этом под мотивами учения мы понимаем то, ради чего учится ребёнок, что побуждает его учиться. Для повышения мотивации, на мой взгляд, я определили следующие направления:
- Эффективность учебно-познавательной деятельности.
Используемые в работе педагогические технологии
Систематически использую современные образовательные технологии в преподавании кубановедения на уроках и во внеурочной деятельности. Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
Применяемые, в моей практике педагогические технологии:
- Информационная
- Поисково-исследовательская
- Проектная
- Игровая технология
- Объяснительно-иллюстративная
- Групповая работа
Использую цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) как для подготовки, так и для проведения уроков, самостоятельных, практических работ, компьютерного тестирования, развивающих игр. Использую мультимедийный проектор для демонстрации презентаций, отдельных слайдов, видеофильмов.
Ресурсы Интернет позволяют мне разнообразить материал, используемый в работе. Накоплен банк тематических образовательных порталов, электронных журналов, сайтов, образовательных ресурсов по предметам, темам, направлениям. Имею множество разработанных презентаций, как собственных, так и детских. Большой банк приобретенных презентаций, видеофильмов, аудиодисков. Некоторые методические разработки и опыт размещаю на образовательных порталах.
(Приложение № 1)
Разработана собственная медиатека по ряду тем по, накоплен банк проверочных работ, тестирования с использованием ИКТ, которая представлена на методических объединениях учителей предметников района. Использование современных технологий повышает учебную самостоятельность и творческую активность учеников.
1.4 Основные формы и методы повышения мотивации учащихся
Формы и методы обучения являются важнейшим способом формирования различных компетенций учащихся. Фактически формы и методы обучения представляют способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся.
Учитель, творчески подходящий к своей деятельности, выбирает тот или иной метод из числа возможных вариантов, что, бесспорно, и лежит в основе оптимизации обучения.
Я в своей практике применяю:
- проведение уроков экскурсий, музейных уроков, уроков встреч, интегрированных занятий;
- работу с документами, научно-популярными текстами, хрестоматиями, схемами;
- выполнение тестовых заданий, исторические и терминологические диктанты;
- написание мини-сочинений;
- игры (работа в малых группах);
- написание синквейнов;
- составление и разгадывание кроссвордов, кресc-кроссов;
- создание и защита учащимися презентаций и мини-проектов;
- научно - исследовательская и проектная деятельность.
Уроки.
Любым урокам должны быть присущи системность и целостность, едина логика совместной деятельности учителя и учеников. Только тогда процесс учебно-познавательной деятельности и поведение школьников становится развивающими. Я использую в своей деятельности урок творческий отчет, урок – портрет, урок – заочная экскурсия, урок путешествия в прошлое, урок – защита мини проектов, урок – игра, урок – соревнование, урок – встреча с прославленными людьми.
С 2012 входила в состав краевой рабочей группы учителей кубановедения, которая выпустила методическое пособие – поурочное планирование к учебнику кубановедения для 7 класса. А также рабочую тетрадь к учебнику для учащихся 7 классов. Мною были разработаны уроки № 10 - 18 к разделу: «Повседневная жизнь и фольклор адыгов и тюрского населения Кубани и Черноморья в XVII-XVIII вв.» и творческие, разноуровневые задания для рабочей тетради на основе новых стандартов в рамках внедрения ФГОС.
(Приложение 2)
- Урок с игровой состязательной основой.
Они позволяют формировать качество активного участника, учиться находить и принимать решения, учиться состязательности, умению общаться, создавать особую эмоциональную игру, привлекательную для детей. Мной разработана серия уроков по Искусству Кубани: «Творческие коллективы ст. Калининской», «Средства выразительности в произведениях отечественных и кубанских композиторов» и др.
(Приложение 3)
- Урок экскурсия
Во время подготовки и проведения такого урока мною используется наблюдение, рассказ, демонстрация и т.д. Я использую вводные экскурсии, текущие, итоговые. Применяю также часто урок – заочную экскурсию. Например: знакомство с производственными объектами Калининского района, музеями Краснодарского края, храмы города Краснодара. Материал для заочных экскурсий готовлю как сама, так и учащиеся. Совместно с учащимися создан проект урока по теме: «Памятные места станицы Калининской».
(Приложение 4)
- Урок – портрет.
Данный урок направлен на ознакомление учащихся с портретом исторических личностей, деятелей искусства, культуры и науки, с судьбами простых, но интересных людей, которые нас окружают. Примерами таких уроков могут быть: «Творческая судьба поэта Юрия Колоднего», «Именем Екатерины нареченный», «Отличные люди, прославленный край», «Судьбы, опаленные войной».
(Приложение 5)
Научные и научно-популярные тексты, документы и хрестоматии.
Обращение к ним помогает лучше понять процесс познания, развивает логику, аргументацию. Задания разного направления позволяют выделить, главную мысль, сравнить, сделать выводы, высказать собственную точку зрения и т.д. Работа с такими текстами может вестись в парах, группах, индивидуально. Приступая к изучению текстов, я учащимся предлагаю план анализа, по которому строится их самостоятельная работа.
(Приложение 6)
Тестовые задания.
Тестирование - это и получение информации, и обратная связь, и возможность сравнения реально полученных результатов с ожидаемыми. Задания на тестовой основе получили широкое распространение в практике преподавания. Я применяю тесты на знание хронологии, исторических личностей, фактов, понятий, памятников истории, архитектуры и т.д. Поскольку, усвоение материала в течение урока неодинаково, то мастерство учителя состоит в том, чтобы использовать активные методы обучения. Что я чаще применяю?
- учебные игры;
- работа в малых группах;
- синквейны.
(Приложение 7)
Учебные игры.
Одной из привлекательных форм проведения занятий, являются игры. Причин много: возможность проявить артистизм, проба сил способностей, отсутствие боязни совершить ошибку, избыток энергии, приобретение навыков в различных жизненных ситуациях, любопытство. Игры мотивируют, стимулируют и активизируют познавательные процессы школьников: внимание, восприятие, мышление, запоминание, воображение. Часто применяю игры для 5-7 классов. Например, в 5 классе интеллектуальную игру «По просторам Кубани», в 6 классе по теме: «Тмутараканское княжество» игру «Пятнашки», в 6-8 классах «Казачьи игры и потешки».
(Приложение 8)
Работа в малых группах.
Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, компаниях сверстников, трудовых коллективах и т.д. Поэтому обучение в малой группе становится комфортнее. В своей работе составы групп меняю, используя различные способы деления:
- состав группы формируется заранее по желанию ребят;
- оставляются пять блиц-вопросов. кто ответит – капитан, он формирует самостоятельно команду;
- всему классу раздаются фрагменты разрезанных фигур, собрали фигуру – группа;
- учитель сам формирует группу с учетом способностей и особенностей учащихся
Классу дается инструктаж как лучше организовать работу в малой группе. Задания группам формулирую таким образом, чтобы получить в конце работы конкретный результат. Для этого распределяю обязанности в группе и провожу инструктаж. Примером такой деятельности использую на уроках кубановедения в 9 и 11 классах по теме: «Города Краснодарского края», «Кубань дорогой межнационального единства и согласия», в 7 классе по теме: «Повседневная жизнь и фольклор адыгов и тюркского населения Кубани и Черноморья в XVII-XVIII вв.». в 5 классе по теме: «Кубань в эпоху каменного века».
(Приложение 9)
Написание синквейна
Синквейн является быстрым и мощным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятий и информации. Это «стихотворение» из пяти строк. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме.
Порядок написания синквейна:
Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна
Вторая строка – два прилагательных, характеризующее данное понятие.
Третья строка – два – три глагола, показывающих действие понятия.
Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.
Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием. (Приложение 10)
Мини сочинения, рассказы.
Написание мини сочинений и рассказов является важным элементом развития творческого потенциала ребенка. Для большинства учащихся этот вид деятельности интересный и занимательный, особенно для учащихся среднего звена. Мини сочинение, рассказы достаточно емко и кратко отображает отношение ребенка к той или иной тематике, помогает глубже понять и изучить информацию. В тематику мини сочинений я включаю: «Один день из жизни первобытного человека», «Охота на бизонов», «Хочу рассказать тебе о моем родном крае», «Путешествие в Горгиппию», рассказ о невероятном приключении, якобы произошедшем на самом деле по теме: «Природа Кубани».
(Приложение 11)
Презентации.
Презентация – это последовательность экранов (слайдов), на которых могут быть текстовые материалы и визуальные материалы (рисунки, фотографии, диаграммы, видеоролики). Показ слайдов может сопровождаться звуковыми эффектами (музыкой, речью диктора, шумовым оформлением). В своей работе я использую:
- презентации – «плакаты» в них на слайдах используются только иллюстрации с минимум подписей, а разъяснения ведет докладчик, например «Многообразие природных комплексов Краснодарского края», «Храмы Краснодарского края».
- презентации – «двойное действие» - помимо визуальных материалов они поясняют конкретную информацию. Двойственность заключается в том, что в дополнение к обычному воздействию – зрительному и слуховому, появляется третье.
Учащиеся 5-11 классов при изучении нового материала или к повторно-обобщающим урокам, создают самостоятельно презентации. Такой вид работы не только активизирует, помогает лучше усвоить информацию, но и развивает навыки практического выступления перед аудиторией. Так учащимися созданы презентации: «Отличные люди, прославленный край», «Война на Кубани», «Легенды Тамани», «Охраняемые территории Краснодарского края», «Жизнь древних людей на Кубани», «Герой нашего времени – А.И. Покрышкин» и др.
(Приложение 12)
Кроссворды, кресс-кроссы.
Проверить степень усвоения понятий формулировок, определений, названий персоналий у всех учеников так, чтобы это было интересно и затрачено небольшое время помогают кроссворды и кресс-кроссы. Такая форма работы знакома учащимся с начальной ступени обучения. Не секрет, что с большим удовольствием школьники 5-7 классов придумывают и разгадывают кроссворды, кресс-кроссы (как одна из разновидностей кроссвордов). Тем не менее, используя такой метод, следует ознакомить учащихся с правилами написания кроссвордов и не сильно переполнять их информацией. Слов, по возможности должно быть от 5 до 10. Вместе с ребятами мы составляем кроссворды по истории Кубани в 5-6 классах, биологии Кубани в 6-7 классе.
(Приложение 13)
- Изучение кубановедения на местном краеведческом материале
Я веду в школе кружки «История кубанского казачества». Программа предусматривает обучение школьников V - IX классов казачьей направленности. У нас в школе 5 классов. Данный курс включает две части, соответствующие возрастным возможностям учащихся.
Цели курса - способствовать формированию образовательного пространства, воздействующего на развитие личности патриота Кубани на основе изучения исторически сложившихся традиций кубанского казачества и методов духовнонравственного, психологического, гражданского и военно-патриотического воспитания.
Преподавание «Истории кубанского казачества» в классах казачьей направленности предполагает, как минимум, три условно выделяемых уровня познавательной работы учащихся (в реальной педагогической практике они органически связаны друг с другом, составляют единое «поле» познавательной деятельности школьников):
1) получение учащимися «готовых» знаний со слов учителя;
2) самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (школьники в процессе учебного исследования делают «открытия для себя», то есть фактически открывают заново уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни);
3) углубленный исследовательский поиск, представляющий научный интерес (ученики фактически выступают в роли «юных ученых» - исследователей). Наиболее эффективная форма организации этого уровня познавательной работы учащихся - проектная деятельность, которая осуществляется членами кружков.
2.1 Виды деятельности и формы занятий с обучающимися в рамках
курса «История кубанского казачества»
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к историческому прошлому кубанского казачества.
Учащиеся знакомятся с героическими страницами истории Кубанского казачества, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения истории и традиций).
Школьники знакомятся с культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов Северного Кавказа (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения учебных дисциплин); с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе экскурсий, встреч и бесед с представителями общественных организаций, посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями).
(Приложение № 14)
Участвуют в беседах о подвигах Кубанского казачества, защитниках Отечества, в проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими. Участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.
(Приложение № 15)
Воспитание социальной ответственности и компетентности
Школьники активно участвуют в улучшении школьной среды, доступных сфер жизни окружающего социума. Овладевают формами и методами самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека. Активно и осознанно участвуют в разнообразных видах и типах отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учёба, игра, спорт, творчество, увлечения (хобби). Приобретают опыт и осваивают основные формы учебного сотрудничества: сотрудничество со сверстниками и с учителями.
Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания
Знакомятся с конкретными примерами высоконравственных отношений людей, участвуют в подготовке и проведении бесед. Участвуют в общественно полезном труде в помощь школе, станице, родному краю. Принимают добровольное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи ветеранам.
Залог успеха в работе по настоящей программе в том, чтобы занятия были пронизаны творческим началом, инициативой учащихся, исследованиями, эмоциональным накалом; чтобы ученики постоянно обращались к различным методам раскрытия того или иного явления, учились участвовать в диалоге, откровенно обсуждать события прошлого и настоящего, извлекать уроки и делать выводы из событий истории кубанского казачества, активно участвовать в возрождении и обновлении прогрессивных культурных традиций казаков Кубани.
2.2 Виды деятельности и формы занятий с обучающимися
в рамках курса «Фольклор Кубанского казачества»
Традиционная народная культура – явление сложное по своему составу. Его важнейшая составляющая – фольклор, к которому современные исследователи относят не только песни, сказки, пословицы, поговорки, но и обряды, ритуалы, праздники, обычаи, формы организации труда и т.п.
Цель программы – создание представления о фольклоре и традиционной культуре кубанского казачества у учащихся как целостной многофункциональной системе жизнеобеспечения народа.
В результате реализации данной программы формирую у учащихся представления о фольклоре и традиционной культуре казаков, а также возможность их практического применения.
(Приложение № 16)
Важным является формирование личностных результатов:
- укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
- наличие эмоционального отношения к фольклору, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
На своих занятиях выбираю помощников в классе, которые подготавливают материалы для проверки домашнего задания, закрепления материала. Это дидактические материалы, игры, конкурсы. Данные педагогические приёмы можно применять наиболее часто, так как они особенно любимы детьми: например, тему урока записать с добавлением других букв без разрывов между словами. Предложить детям прочитать «про себя», помочь прочитать учителю. Также можно дать понятия прошлого урока, суждения, определения. Этот приём развивает зрительную и мыслительную функции.
Например, ПамятникиорншникенКраснодарскогоаплкрая.
(Памятники Краснодарского края.)
Приём «Перевертыш». Тема урока записывается словами в перевернутом виде, не меняя порядка слов в предложении. Предлагается детям прочитать, рассказать, как они это сделали. Так же можно давать определения понятий, суждения, небольшой текст задания. Или предложить в качестве домашнего задания изложить основные тезисы темы в таком виде. На следующем уроке дети обменяются своими «шифровками».
Например, тема урока: «Православие и казачество»
(анаграмма) еивалсоварП и овтсечазак
Эффективный приём «Осколки».
1. Учащиеся получают текст из обрывков фраз. Необходимо выстроить их в предложения.
2. Учащиеся получают запись в виде двух столбиков: первый столбик – начало фразы, второй – конец фразы. Нужно собрать фразы.
Понятия разбиты на слоги, которые записываются в табличку в произвольном порядке. Учащиеся отыскивают эти понятия и дают им определение. Приём хорош на любом этапе урока и в качестве домашнего задания – составить по теме «осколки» для взаимопроверки.
Например, «Осколки» пословиц и поговорок:
«Где враг, там и …казак»
«Казак без службы… не казак»
«Мужик врага ждет, а казак… врага ищет»
«Где казак, там и …слава».
При прохождении многих тем можно использовать игровую и соревновательную формы, позволяющие детям проявить свои знания и умения, но также необходимо учить работать детей в команде, работать дружно и быстро. Так, на уроках «Труд и быт казака» можно использовать деловую игру. Например, предложить ученикам такую ситуацию:
«Один из вас будет капитаном, другой - штурманом. Надо выбрать маршрут экскурсии по Калининскому району, поставить цель экспедиции, рассказать, о том, чем занимались казаки в тех местах, где вы побываете».
(Приложение № 17)
При проведении некоторых занятий можно привлекать учителей географии, истории, физкультуры, а также школьного врача.
Некоторые темы в разделе: «Казачье декоративно-прикладное искусство» позволяют ребятам приобрести новые практические навыки прикладного искусства казаков, например, плетения корзин, вышивки. А также навыки для изготовления наглядных пособий (макет дома, оружие, одежда) и дидактического материала: ознакомление с разнообразными способами плетения, народными орнаментами, способах создания узоров, изготовление посуды из пластилина и предметов обихода, украшение посуды росписью, выставка работ учащихся.
(Приложение № 18)
Формы организации работы:
- Занятие – встреча;
- Занятие – заочная экскурсия;
- Занятие – гостиная;
- Занятие – экспедиция;
- Занятие – ученическая конференция;
- Занятие – творческий портрет;
- Занятие – праздник.
- Организация учебных экскурсий.
Взаимодействие со школьным музеем
Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково - собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в развитие образования, культуру края, частью которого является школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине. Школьный музей - это сложный организм. Его жизнеспособность зависит целиком от слаженной творческой работы коллектива учащихся и педагогов. Большую роль в организации единого воспитательного пространства имеет музей истории школы. На базе музея проводятся уроки, экскурсии, выставки.
Музейная экскурсия - форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в школьном музее - непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии должна проводиться под руководством педагога.
3.1 Перечень виртуальных экскурсий в нашей школе
- Легенды Тамани.
- Историко-археологический музей им. Е.Д. Фелицина.
- Художественный музей им. Ф.А. Коваленко.
- Кубанская старина.
- Музея Краснодара.
- Краевой выставочный зал изобразительных искусств.
- Дольмены Краснодарского края.
- Города Краснодарского края.
- Черное море.
- Подводный мир Черного моря.
- Красная книга Краснодарского края.
- Храмы Екатеринодара-Краснодара.
- Достопримечательности и памятные места станицы Старовеличковской.
- Путешествие в биосферный Кавказский заповедник.
3.2 Перечень музейных - уроков, бесед, экскурсий,
проводимых на базе школьного музея
- Урок «Памятные места станицы Калининской (Поповичевской)
- Викторина «Что означают эти слова» (с привлечением этнографического материала)
- Урок «Война в районе»
- Урок «Материальная культура казаков»
- Беседа «Калининская в Великую Отечественную»
- Беседа «Военными тропами Кубани»
- Беседа «Моя Малая Родина»
- Урок «Кубань – степная дочь России»
- Беседа «История моей школы»
- Урок «Покрышкин в небе Кубани»
- Урок «История станичных храмов»
- Беседа-экскурсия «В доме казака»
- Урок «Утро казачки»
- Беседа-экскурсия «Труженики колхоза»
- Урок «Учительские династии нашей школы»
- Беседа - экскурсия «Поповический курень»
- Урок «Судьбы, опаленные войной»
- Беседа-экскурсия «Ремесла на Кубани»
- Беседа-экскурсия «Одежда кубанских казаков»
- Беседа-экскурсия «Отличные люди, прославленный край»
- Результативность
В настоящее время появилось огромное количество литературы, посвященной истории, культуре, искусству, географии, биологии и экологии Кубани. Ознакомившись с различными источниками, систематизируя изученное, собирая всё наиболее ценное и полезное из методической литературы, начиная с 2004 года, а так же используя 23-летний педагогический опыт, я попыталась собрать воедино всю информацию, которая может быть полезна и учителю- практику и учащимся. Принимаю активное участие в работе районного методического объединения учителей кубановедения и истории, делюсь с опытом работы по различным направлениям. Являюсь тьютором учителей кубановедения с 2010 года. В 2009 году стала победителем краевого конкурса «Учитель года» по кубановедению. В 2012 году стала обладателем гранта Губернатора Краснодарского края в рамках конкурса ПНПО.
Ежегодно участвуем с детьми в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах, занимая призовые места.
Заключение
История и культура всегда играли и продолжают играть важнейшую роль в духовно-нравственном становлении человека, воспитывая уважение к традициям и ответственность за духовные богатства, созданные предыдущими поколениями.
История нашего отечества сложилась так, что связь с культурой предков была насильственно прервана. В настоящее время необходимо воскресить прерванную связь, народу необходимо вернуть его культуру, его память. Эту работу нужно начинать с детства, когда маленького человека возможно еще органично для его развития «погрузить» в культуру своего народа, а также приобщить, воспитать уважение к культуре других народов. Процесс этот наиболее плодотворен, если происходит параллельно – в семье, детском саду, школе, станице, городе…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ “FANNY ENGLISH” «Занимательный английский»
Данный курс рассчитан на учащихся первых классов, соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального образования по иностранному языку и уч...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ НА ЯЗЫКЕ КОРОЛЕВЫ» по ФГОС
Данная программа разработана на основе:- Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения НОО – М.: Просвещение, 2011 год;- Примерных программ по учебным пред...
Интеграция учебных предметов "Литературного чтения" и "Окружающего мира" на примере использования научно-познавательных рассказов Л.Н. Толстого.
В статье раскрыты возможности литературного чтения и окружающего мира, как учебных предметов. Предлагается на интегрированных занятиях использовать рассказы Л.Н. Толстого (приведены образцы), представ...
Учебно-познавательная деятельность по предмету кубановедение
Кубановедение – означает знание о своей малой родине: от слов «ведать», «знать» свою родную Кубань, её природу, историю, хозяйство, быт, взгляды, верования, традиции кубанцев.Основные задачи:Вос...
Программа курса внеурочной деятельности учащихся 7 класса научно-познавательного направления «Занимательная математика» Составила учитель математики высшей категории МАОУ СШ №72 с углубленным изучением отдельных предметов Левая И.Ю
Программа курса внеурочной деятельности учащихся 7 класса научно-познавательного направления «Занимательная математика» Составила учитель математики высшей категории МАОУ СШ №72 с уг...
Что и как изучает предмет «Кубановедение».урок Кубановедения 5 класс и анализ урока по ФГОС
Первый урок в 5 классе "Что изучает Кубановедение" и анализ урока по ФГОС...
Особенности проектирования познавательной деятельности учащихся по предмету "Кубановедение" в МБОУ СОШ № 24 г.Краснодара
Статья отражает метод проектирования учебных ситуаций на уроке...