Научно-познавательная деятельность по предмету кубановедение
опыты и эксперименты по теме

Елена Александровна Шевченко

В данном опыте описываются приемы, методика, технологии урочной и внеурочной деятельности по предмету

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 им. А.И. Покрышкина

3537780 Краснодарский край, Калининский район,

Станица Калининская ул. Ленина № 43, тел. 8(86163)21169

 «Учебно-познавательная деятельность по предмету  кубановедение»

                                                                                     Из опыта работы

 учителя кубановедения и истории

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 2

                                                                                 

  Шевченко Елены Александровны

ст. Калининская, 2015

Содержание

I.

Учебно-познавательная деятельность по предмету кубановедения

3

1.1

Цели и задачи курса

4

1.2

Современные подходы к изучению кубановедения

4

1.3

Эффективность учебно-познавательной деятельности.

Используемые в работе педагогические технологии

6

1.4

Основные формы и методы повышения мотивации учащихся

6

II.

Изучение кубановедения на местном краеведческом материале

11

2.1

Виды деятельности и формы занятий с обучающимися в рамках

курса «История кубанского казачества»

12

2.2

Виды деятельности и формы занятий с обучающимися

в рамках курса «Фольклор Кубанского  казачества»

13

III.

 Организация учебных экскурсий.

Взаимодействие со школьным музеем

15

3.1

Перечень виртуальных экскурсий в нашей школе

16

3.2

Перечень музейных - уроков, бесед, экскурсий,

проводимых на базе школьного музея

16

IV.

Результативность

17

Заключение

17

Приложение

18-

Учитель должен сначала научить ребенка учиться,

а потом поручить это дело ему самому.

К. Ушинский

  1. Учебно-познавательная деятельность по предмету кубановедения

        Уроки кубановедения достаточно прочно вошли в школьную программу, являясь одним из сложных, и в тоже время наиболее интересных элементов образования.

В школьной практике главным компонентом является учебно-познавательная деятельность, содержанием которой являются различные способы получения и переработки информации учащимися, а также формирование  универсальных учебных действий, позволяющих школьникам осуществлять управление процессом своего учения. Таким образом, под учебно-познавательной деятельностью,  мы подразумеваем самоуправляемую деятельность учащихся по решению личностно-значимых и социально-актуальных реальных познавательных проблем, которая сопровождается овладением необходимыми для их разрешения знаниями, умениями и действиями по добыванию, переработке и применению информации.

За время преподавания предмета  мне пришлось столкнуться с рядом проблем:

  • многопредметность курса и отсутствие единого учебника;
  • возможность правильной интеграции предметов в рамках кубановедения;
  • падение интереса к изучению истории, культуры, традиций родного края среди учащихся старших классов;
  • ассоциация большинством детей слова «Кубань» только лишь с казачеством, его культурными традициями, диалектом.

        Стремительно изменяется наша жизнь и поколение современных мальчиков и девочек  стало совершенно другим. Поэтому у учителя возникает потребность в изменении методов преподавания своего предмета, чтобы получить желаемый результат.

        В чём же заключатся мои основные задачи: Научить любой ценой, не жалея  собственных сил, времени и здоровья?  Пробудить желание у ребят мыслить и искать? Применять накопленный опыт и испытывать жажду творчества? Вопросов и проблем достаточно много. Чтобы добиться высокой педагогической эффективности в своей работе изучаю методические новинки, ресурсы сети Интернет, образовательные порталы, сайты,  слежу за успехами коллег. За последние годы работы учителем кубановедения накоплен и свой опыт, создан банк дидактики.  

1.1 Цели и задачи курса

Целью моей работы является формирование  коммуникативной, общекультурной  компетенции учащихся, повышение мотивации.

         Я выбрала наиболее важные, на мой взгляд, задачи:

  •  повышение интереса детей к изучению истории, традиционной культуры, искусства родного края;
  •  развитие у них творческого мышления и умений применять свои знания на практике;  
  • активизация самостоятельной деятельности  учащихся, направленной на  поиск знаний;
  •  формирование мировоззрения молодого поколения,  умений  давать независимые оценки  и делать самостоятельные выводы.

        Безусловно, что в учебно-познавательном процессе  огромную роль играет, в первую очередь, личность самого учителя, его активная жизненная позиция, грамотная речь, широкий кругозор, собственная точка зрения на те, или иные проблемы, любовь к предмету  и желание быть полезным и необходимым детям.

        Во-вторых, учитывая ведущую роль урока в процессе обучении, необходимо создавать тесное сотрудничество учащихся и учителя во время его проведения.

        В-третьих, осуществляя планирование курса кубановедения, следует помнить о том, что история – стержень, основа данного предмета. Кроме того, надо учитывать двойственную природу предмета. С одной стороны, учащиеся получают и воспроизводят четкие знания о месте, времени, участниках событий, их характеристиках и признаках понятий и терминов, с другой - происходит субъективное восприятие фактов, их толкование с учетом индивидуальных и общественных ценностей.

1.2 Современные подходы к изучению кубановедения

        Эффективность учебно-познавательной деятельности зависит от мотивированности учащихся на предмет. На мой взгляд, чтобы «зажечь» интерес учащихся к предмету, следует повысить их желание учиться и работать над активизацией познавательной деятельности на уроке.

        В  основе развития творческих способностей школьников лежит идея «деятельностного подхода», связанная с мотивацией сопровождающейся положительными эмоциями, рефлексией.

                                             

        

Деятельность – это процесс активности человека, осуществляемый для удовлетворения  своих  потребностей; включает в себя цели, условия их достижения, средства и результат. Форма проявления потребности – мотив – то, что побуждает человека к деятельности.

         Как педагогу, мне следует постоянно поддерживать интерес к своему предмету, а  не просто вести передачу опыта, укреплять веру в свои силы у каждого ученика независимо от его способностей. Необходимо развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать останавливаться в своём развитии более сильным ученикам. Всё это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. 

        Программно - методических материалов, пособий по курсу в настоящее время достаточно. Имеется в нашей школе дополнительный материал на видео, аудиокассетах, CD дисках, электронных учебниках, что позволяет организовать работу качественнее и самое главное – интереснее.

        Но для создания глубокого интереса к предмету, для развития познавательной активности, для повышения мотивации необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста.

        Мотив - побуждение к достижению цели. При этом под мотивами учения мы понимаем  то,  ради  чего  учится ребёнок, что побуждает его учиться. Для повышения мотивации, на мой взгляд, я определили следующие направления:

  1. Эффективность учебно-познавательной деятельности.

Используемые в работе педагогические технологии

Систематически использую современные образовательные технологии в преподавании  кубановедения на уроках и во внеурочной деятельности. Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

Применяемые, в моей практике педагогические  технологии:

  •  Информационная
  •  Поисково-исследовательская
  • Проектная
  • Игровая технология
  • Объяснительно-иллюстративная
  • Групповая работа

Использую цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) как для подготовки, так и для проведения уроков, самостоятельных, практических работ,  компьютерного тестирования, развивающих игр. Использую  мультимедийный проектор для демонстрации презентаций, отдельных слайдов, видеофильмов.

         Ресурсы Интернет позволяют мне разнообразить материал, используемый в работе. Накоплен банк тематических образовательных порталов, электронных журналов, сайтов, образовательных ресурсов по предметам, темам, направлениям. Имею   множество разработанных презентаций, как собственных, так и детских. Большой банк приобретенных презентаций, видеофильмов, аудиодисков. Некоторые методические разработки и опыт размещаю на образовательных порталах.                                          

(Приложение № 1)

Разработана собственная медиатека по ряду тем по, накоплен банк проверочных работ, тестирования с использованием ИКТ, которая представлена на методических объединениях учителей предметников района. Использование современных технологий повышает учебную самостоятельность и творческую активность учеников.

         

                     1.4 Основные формы и методы повышения мотивации учащихся

Формы и методы обучения являются важнейшим способом формирования различных компетенций учащихся.  Фактически формы и методы обучения представляют способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся.

        Учитель, творчески подходящий к своей деятельности, выбирает тот или иной  метод из числа возможных вариантов, что, бесспорно, и лежит  в основе оптимизации    обучения.

        Я в своей практике применяю:

- проведение уроков экскурсий, музейных уроков, уроков встреч, интегрированных занятий;

-  работу с документами, научно-популярными текстами, хрестоматиями, схемами;

- выполнение тестовых  заданий, исторические и терминологические  диктанты;

- написание мини-сочинений;

-  игры (работа в малых группах);

-  написание синквейнов;

- составление и разгадывание  кроссвордов, кресc-кроссов;

- создание и защита учащимися презентаций и мини-проектов;

 - научно - исследовательская  и проектная деятельность.

Уроки.

        Любым урокам должны быть присущи системность и целостность, едина логика совместной деятельности учителя и учеников. Только тогда процесс учебно-познавательной деятельности        и поведение школьников становится развивающими. Я использую в своей деятельности урок творческий отчет, урок – портрет, урок – заочная экскурсия, урок путешествия в прошлое, урок – защита мини проектов, урок – игра, урок – соревнование, урок – встреча с прославленными людьми.

        С 2012 входила в состав краевой рабочей группы учителей кубановедения, которая выпустила  методическое пособие – поурочное планирование к учебнику кубановедения для 7 класса. А также рабочую тетрадь к учебнику для учащихся 7 классов. Мною были разработаны уроки № 10 - 18 к разделу: «Повседневная жизнь и фольклор адыгов и тюрского населения Кубани и Черноморья в XVII-XVIII вв.» и творческие, разноуровневые  задания для рабочей тетради на основе новых стандартов в рамках внедрения ФГОС.

                                                                           (Приложение 2)

  • Урок с игровой состязательной основой.

        Они позволяют формировать качество активного участника, учиться находить и принимать решения, учиться состязательности, умению общаться, создавать особую эмоциональную игру, привлекательную для детей. Мной разработана серия уроков по Искусству Кубани: «Творческие коллективы ст. Калининской», «Средства выразительности в произведениях  отечественных и кубанских композиторов» и др.          

    (Приложение 3)

  • Урок экскурсия

        Во время подготовки и проведения такого урока мною используется наблюдение, рассказ, демонстрация и т.д. Я использую вводные экскурсии, текущие, итоговые. Применяю также часто урок – заочную экскурсию. Например: знакомство с производственными объектами Калининского района, музеями Краснодарского края, храмы города Краснодара. Материал для заочных экскурсий готовлю как сама, так и учащиеся.  Совместно с учащимися создан проект  урока по теме: «Памятные места станицы Калининской».                                                                                      

(Приложение 4)

  • Урок – портрет.

        Данный урок направлен на ознакомление учащихся с портретом исторических личностей, деятелей искусства, культуры и  науки,  с судьбами простых, но интересных людей, которые нас окружают. Примерами таких уроков могут быть: «Творческая судьба поэта Юрия Колоднего», «Именем Екатерины нареченный», «Отличные люди, прославленный край», «Судьбы, опаленные войной».                            

        (Приложение 5)

Научные и научно-популярные тексты, документы и хрестоматии.

        Обращение к ним помогает лучше понять процесс познания, развивает  логику, аргументацию. Задания разного направления позволяют выделить, главную мысль, сравнить, сделать выводы, высказать собственную точку зрения и т.д.  Работа с такими текстами может  вестись в парах, группах, индивидуально. Приступая к изучению текстов, я учащимся предлагаю план анализа, по которому строится их самостоятельная работа.  

 (Приложение 6)

Тестовые задания.

     Тестирование - это и получение информации, и обратная связь, и возможность сравнения реально полученных результатов с ожидаемыми. Задания на тестовой основе получили широкое распространение в практике преподавания. Я применяю тесты на знание хронологии, исторических личностей, фактов, понятий,  памятников истории, архитектуры и т.д.  Поскольку, усвоение материала в течение урока неодинаково, то мастерство учителя состоит в том, чтобы использовать активные методы обучения. Что я чаще применяю?

  • учебные игры;
  • работа в малых группах;
  • синквейны.

(Приложение 7)

Учебные игры.

        Одной из привлекательных форм проведения занятий, являются игры. Причин много: возможность проявить артистизм, проба сил способностей, отсутствие боязни совершить ошибку, избыток энергии, приобретение навыков в различных жизненных ситуациях, любопытство. Игры мотивируют, стимулируют и активизируют познавательные процессы  школьников: внимание, восприятие, мышление, запоминание,  воображение. Часто применяю игры для 5-7 классов. Например, в 5  классе интеллектуальную игру «По просторам Кубани», в 6 классе по теме: «Тмутараканское княжество» игру «Пятнашки», в 6-8 классах «Казачьи игры и потешки».

                                                                                                                                (Приложение 8)

Работа в малых группах.

        Большая часть жизни человека протекает   в малых  группах: в семье, компаниях сверстников, трудовых коллективах и т.д. Поэтому обучение в малой группе становится комфортнее. В своей работе  составы групп меняю, используя различные способы деления:

  • состав группы формируется заранее по  желанию ребят;
  • оставляются  пять блиц-вопросов. кто ответит – капитан, он формирует   самостоятельно команду;
  • всему классу раздаются  фрагменты  разрезанных фигур, собрали фигуру – группа;
  • учитель сам формирует группу с учетом способностей и особенностей учащихся

        Классу дается инструктаж как лучше организовать работу в малой группе. Задания группам формулирую  таким образом, чтобы получить в конце работы конкретный результат.  Для этого распределяю обязанности в группе и провожу инструктаж. Примером такой деятельности использую на уроках кубановедения в 9 и 11 классах по теме: «Города Краснодарского края»,  «Кубань дорогой межнационального единства и согласия», в 7 классе по теме: «Повседневная жизнь и фольклор адыгов и тюркского населения Кубани и Черноморья в XVII-XVIII вв.». в 5 классе по теме: «Кубань в эпоху каменного века».  

                                                                                                                              (Приложение 9)

Написание синквейна

        Синквейн является быстрым и мощным инструментом для анализа, синтеза и  обобщения понятий и информации. Это «стихотворение» из пяти строк. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме.  

Порядок написания синквейна:

Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна

Вторая строка – два прилагательных, характеризующее данное понятие.

Третья строка – два – три глагола, показывающих действие понятия.

Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.

Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.                                                       (Приложение 10)

Мини сочинения, рассказы.

        Написание мини сочинений и рассказов является важным элементом развития творческого потенциала ребенка. Для большинства учащихся этот вид деятельности интересный и занимательный, особенно для учащихся среднего звена. Мини сочинение, рассказы достаточно емко и кратко отображает отношение ребенка к той или иной тематике, помогает глубже понять и изучить информацию. В тематику мини сочинений я включаю: «Один день из жизни первобытного человека», «Охота на бизонов», «Хочу рассказать тебе о моем родном крае», «Путешествие в Горгиппию», рассказ о невероятном приключении, якобы произошедшем на самом деле по теме: «Природа Кубани».                                                                          

(Приложение 11)

Презентации.

        Презентация – это последовательность экранов (слайдов), на которых могут быть текстовые материалы и визуальные материалы (рисунки, фотографии, диаграммы, видеоролики). Показ слайдов может сопровождаться звуковыми  эффектами (музыкой, речью диктора, шумовым оформлением). В своей работе я использую:

-  презентации – «плакаты» в них на слайдах используются только иллюстрации  с минимум подписей, а разъяснения ведет докладчик, например «Многообразие природных комплексов Краснодарского края»,  «Храмы Краснодарского края».            

-  презентации – «двойное действие» - помимо визуальных материалов они поясняют конкретную информацию. Двойственность заключается в том, что в дополнение к обычному воздействию – зрительному и слуховому, появляется третье.

Учащиеся 5-11 классов при изучении  нового  материала или к повторно-обобщающим урокам, создают самостоятельно презентации. Такой вид работы не только активизирует, помогает лучше усвоить информацию, но и развивает навыки практического выступления перед аудиторией.  Так учащимися созданы презентации: «Отличные люди, прославленный край», «Война на Кубани», «Легенды Тамани», «Охраняемые территории Краснодарского края», «Жизнь древних людей на Кубани», «Герой нашего времени – А.И. Покрышкин» и др. 

                                                                                                                   (Приложение 12)

Кроссворды, кресс-кроссы.

        Проверить степень усвоения понятий формулировок, определений, названий персоналий у всех учеников так, чтобы это было интересно и затрачено небольшое время помогают кроссворды и кресс-кроссы. Такая форма работы знакома учащимся с начальной ступени обучения. Не секрет, что с большим удовольствием школьники 5-7 классов придумывают и разгадывают кроссворды, кресс-кроссы (как одна из разновидностей кроссвордов). Тем не менее, используя такой метод, следует ознакомить учащихся с правилами написания кроссвордов и не сильно переполнять их информацией. Слов, по возможности должно быть от 5 до 10. Вместе с ребятами мы составляем кроссворды по истории Кубани в 5-6 классах, биологии Кубани в 6-7 классе.                

    (Приложение 13)

  1. Изучение кубановедения на местном краеведческом материале

Я веду в школе кружки «История кубанского казачества». Программа  предусматривает обучение школьников V - IX классов казачьей направленности. У нас в школе 5 классов.           Данный  курс включает две части, соответствующие возрастным возможностям учащихся.

        Цели курса - способствовать формированию образовательного пространства, воздействующего на развитие личности патриота Кубани на основе изучения исторически сложившихся традиций кубанского казачества и методов духовнонравственного, психологического, гражданского и военно-патриотического воспитания.

Преподавание «Истории кубанского казачества» в классах казачьей направленности предполагает, как минимум, три условно выделяемых уровня познавательной работы учащихся (в реальной педагогической практике они органически связаны друг с другом, составляют единое «поле» познавательной деятельности школьников):

 1) получение учащимися «готовых» знаний со слов учителя;

 2) самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (школьники в процессе учебного исследования делают «открытия для себя», то есть фактически открывают заново уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни);

3) углубленный исследовательский поиск, представляющий научный интерес (ученики фактически выступают в роли «юных ученых» - исследователей). Наиболее эффективная форма организации этого уровня познавательной работы учащихся - проектная деятельность, которая осуществляется членами кружков.

2.1 Виды деятельности и формы занятий с обучающимися в рамках

курса «История кубанского казачества»

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к историческому     прошлому   кубанского казачества.

Учащиеся знакомятся с героическими страницами истории Кубанского казачества, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения истории и традиций).

Школьники знакомятся с культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов Северного Кавказа (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения учебных дисциплин); с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе экскурсий, встреч и бесед с представителями общественных организаций, посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями).  

(Приложение № 14)

Участвуют в беседах о подвигах Кубанского казачества, защитниках Отечества, в проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими. Участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

(Приложение № 15)

Воспитание социальной ответственности и компетентности

Школьники активно участвуют в улучшении школьной среды, доступных сфер жизни окружающего социума. Овладевают формами и методами самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека.  Активно и осознанно участвуют в разнообразных видах и типах отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учёба, игра, спорт, творчество, увлечения (хобби). Приобретают опыт и осваивают основные формы учебного сотрудничества: сотрудничество со сверстниками и с учителями.

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

Знакомятся с конкретными примерами высоконравственных отношений людей, участвуют в подготовке и проведении бесед. Участвуют в общественно полезном труде в помощь школе, станице, родному краю. Принимают добровольное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи ветеранам.

                      Залог успеха в работе по настоящей программе в том, чтобы занятия были пронизаны творческим началом, инициативой учащихся, исследованиями, эмоциональным накалом; чтобы ученики постоянно обращались к различным методам раскрытия того или иного явления, учились участвовать в диалоге, откровенно обсуждать события прошлого и настоящего, извлекать уроки и делать выводы из событий истории кубанского казачества, активно участвовать в возрождении и обновлении прогрессивных культурных традиций казаков Кубани.

2.2 Виды деятельности и формы занятий с обучающимися

в рамках курса «Фольклор Кубанского  казачества»

           Традиционная народная культура – явление сложное по своему составу. Его важнейшая составляющая – фольклор, к которому современные исследователи относят не только песни, сказки, пословицы, поговорки, но и обряды, ритуалы, праздники, обычаи, формы организации труда и т.п.

         Цель программы – создание представления о фольклоре и традиционной культуре кубанского казачества у учащихся как целостной многофункциональной системе жизнеобеспечения народа.

В результате реализации данной программы  формирую у учащихся представления о фольклоре и традиционной культуре казаков, а также возможность их практического применения.

          (Приложение № 16)

 Важным является формирование личностных результатов:

  • укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
  • наличие эмоционального отношения к фольклору, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

   На своих занятиях выбираю помощников в классе, которые подготавливают материалы для проверки домашнего задания, закрепления материала. Это дидактические материалы, игры, конкурсы. Данные педагогические приёмы можно применять наиболее часто, так как они особенно любимы детьми:  например, тему урока записать с добавлением других букв без разрывов между словами. Предложить детям прочитать «про себя», помочь прочитать учителю. Также можно дать понятия прошлого урока, суждения, определения. Этот приём развивает зрительную и мыслительную функции.    

          Например, ПамятникиорншникенКраснодарскогоаплкрая.

                                 (Памятники Краснодарского края.)

Приём «Перевертыш». Тема урока записывается словами в перевернутом виде, не меняя порядка слов в предложении. Предлагается детям прочитать, рассказать, как они это сделали. Так же можно давать определения понятий, суждения, небольшой текст задания. Или предложить в качестве домашнего задания изложить основные тезисы темы в таком виде. На следующем уроке дети обменяются своими «шифровками».

          Например, тема урока: «Православие и казачество»

              (анаграмма)   еивалсоварП  и овтсечазак 

          Эффективный приём «Осколки».

    1. Учащиеся получают текст из обрывков фраз. Необходимо выстроить их в предложения.

   2. Учащиеся получают запись в виде двух столбиков: первый столбик – начало фразы, второй – конец фразы. Нужно собрать фразы.

Понятия разбиты на слоги, которые записываются в табличку в произвольном порядке. Учащиеся отыскивают эти понятия и дают им определение. Приём хорош на любом этапе урока и в качестве домашнего задания – составить по теме «осколки» для взаимопроверки.                        

     Например, «Осколки» пословиц и поговорок:

 «Где враг, там и …казак»

 «Казак без службы… не казак»

 «Мужик врага ждет, а казак… врага ищет»

 «Где казак, там и …слава».

       При прохождении многих тем можно использовать  игровую и соревновательную формы, позволяющие детям проявить свои знания и умения, но также необходимо учить работать детей в команде, работать дружно и быстро. Так, на уроках «Труд и быт казака» можно использовать деловую игру. Например, предложить ученикам такую ситуацию:

       «Один из вас будет капитаном, другой - штурманом. Надо выбрать маршрут экскурсии по Калининскому району, поставить цель экспедиции, рассказать, о том, чем занимались казаки в тех местах, где вы побываете».

          (Приложение № 17)

            При проведении некоторых занятий можно привлекать учителей географии, истории, физкультуры, а также школьного врача.

         Некоторые темы в разделе: «Казачье декоративно-прикладное искусство» позволяют ребятам приобрести новые практические навыки прикладного искусства казаков, например, плетения корзин, вышивки. А также навыки для изготовления наглядных пособий (макет дома, оружие, одежда) и дидактического материала: ознакомление с разнообразными способами плетения, народными орнаментами, способах создания узоров, изготовление посуды из пластилина и предметов обихода, украшение посуды росписью, выставка работ учащихся.

          (Приложение № 18)

       

Формы организации работы:

  • Занятие – встреча;
  • Занятие – заочная экскурсия;
  • Занятие – гостиная;
  • Занятие – экспедиция;
  • Занятие – ученическая конференция;
  • Занятие – творческий портрет;
  • Занятие – праздник.    

  1.  Организация учебных экскурсий.

Взаимодействие со школьным музеем

 Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково - собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в развитие образования, культуру края, частью которого является школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине. Школьный музей - это сложный организм. Его жизнеспособность зависит целиком от слаженной творческой работы коллектива учащихся и педагогов. Большую роль в организации единого воспитательного пространства имеет музей истории школы. На базе музея проводятся уроки, экскурсии, выставки.

         Музейная экскурсия - форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в школьном музее - непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии должна проводиться под руководством педагога.

3.1 Перечень виртуальных экскурсий в нашей школе

  1. Легенды Тамани.
  2. Историко-археологический музей им. Е.Д. Фелицина.
  3. Художественный музей  им. Ф.А. Коваленко.
  4. Кубанская старина.
  5. Музея Краснодара.
  6. Краевой выставочный зал изобразительных искусств.
  7. Дольмены Краснодарского края.
  8. Города Краснодарского края.
  9. Черное море.
  10. Подводный мир Черного моря.
  11. Красная книга Краснодарского края.
  12. Храмы Екатеринодара-Краснодара.
  13. Достопримечательности и памятные места станицы Старовеличковской.
  14. Путешествие в биосферный Кавказский заповедник.

3.2 Перечень музейных - уроков, бесед, экскурсий,

проводимых на базе школьного музея

  1. Урок «Памятные места станицы Калининской (Поповичевской)
  2. Викторина «Что означают эти слова» (с привлечением этнографического материала)
  3. Урок «Война в районе»
  4. Урок «Материальная культура казаков»
  5. Беседа «Калининская в Великую Отечественную»
  6. Беседа «Военными тропами Кубани»
  7. Беседа «Моя Малая Родина»
  8. Урок «Кубань – степная дочь России»
  9. Беседа «История моей школы»
  10. Урок «Покрышкин в небе Кубани»
  11. Урок «История станичных храмов»
  12. Беседа-экскурсия «В доме казака»
  13. Урок «Утро казачки»
  14. Беседа-экскурсия «Труженики колхоза»
  15. Урок «Учительские династии нашей школы»
  16. Беседа - экскурсия «Поповический курень»
  17. Урок «Судьбы, опаленные войной»
  18. Беседа-экскурсия «Ремесла на Кубани»
  19. Беседа-экскурсия «Одежда кубанских казаков»
  20. Беседа-экскурсия «Отличные люди, прославленный край»

  1.  Результативность

В настоящее время появилось огромное количество литературы, посвященной истории, культуре, искусству, географии, биологии и экологии Кубани. Ознакомившись с различными источниками, систематизируя изученное, собирая всё наиболее ценное и полезное из методической литературы,  начиная с 2004 года, а так же используя 23-летний педагогический опыт, я попыталась собрать воедино всю информацию, которая может быть полезна и учителю- практику и учащимся. Принимаю активное участие в работе районного методического объединения учителей кубановедения и истории, делюсь с опытом работы по различным направлениям. Являюсь тьютором учителей кубановедения с 2010 года.  В 2009 году стала победителем краевого конкурса «Учитель года» по кубановедению.  В 2012 году стала обладателем гранта Губернатора Краснодарского края в рамках конкурса ПНПО.                        

Ежегодно участвуем с детьми в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах, занимая призовые места.

Заключение

          История и культура всегда играли  и продолжают играть важнейшую роль в духовно-нравственном становлении человека, воспитывая уважение к традициям и ответственность за духовные богатства, созданные предыдущими поколениями.

История нашего отечества сложилась так, что связь с культурой предков была насильственно прервана. В настоящее время необходимо воскресить прерванную связь, народу необходимо вернуть его культуру, его память. Эту работу нужно начинать с детства, когда маленького человека возможно еще органично для его развития «погрузить» в культуру своего народа, а также приобщить, воспитать уважение к культуре других народов. Процесс этот наиболее плодотворен, если происходит параллельно – в семье, детском саду, школе, станице, городе…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ “FANNY ENGLISH” «Занимательный английский»

Данный курс рассчитан на учащихся первых классов, соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального образования по иностранному языку и уч...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ НА ЯЗЫКЕ КОРОЛЕВЫ» по ФГОС

Данная программа разработана  на основе:-  Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения  НОО – М.: Просвещение, 2011 год;- Примерных программ по учебным пред...

Интеграция учебных предметов "Литературного чтения" и "Окружающего мира" на примере использования научно-познавательных рассказов Л.Н. Толстого.

В статье раскрыты возможности литературного чтения и окружающего мира, как учебных предметов. Предлагается на интегрированных занятиях использовать рассказы Л.Н. Толстого (приведены образцы), представ...

Учебно-познавательная деятельность по предмету кубановедение

Кубановедение – означает знание о своей малой родине: от слов «ведать», «знать»  свою родную Кубань, её природу, историю, хозяйство, быт, взгляды, верования, традиции кубанцев.Основные задачи:Вос...

Программа курса внеурочной деятельности учащихся 7 класса научно-познавательного направления «Занимательная математика» Составила учитель математики высшей категории МАОУ СШ №72 с углубленным изучением отдельных предметов Левая И.Ю

Программа курса внеурочной деятельности учащихся 7 класса научно-познавательного направления  «Занимательная математика» Составила  учитель математики высшей категории  МАОУ СШ №72 с уг...

Что и как изучает предмет «Кубановедение».урок Кубановедения 5 класс и анализ урока по ФГОС

Первый урок в 5 классе "Что изучает Кубановедение" и анализ урока по ФГОС...