Статья. Познавательный интерес в формировании учебно-познавательной деятельности на уроках химии
статья по химии
Познавательный интерес и познавательная активность влияют друг на друга и это взаимообусловленные процессы. Развитию познавательного и творческого интереса способствует применение современных образовательных технологий. Сформированный интерес позволяет развивать творческие и личностные способности учащихся, способствует глубокому и активному приобретению знаний, готовности к самообразованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательный интерес в формировании учебной-познавательной деятельности на уроках химии
Иванова В.А. учитель химии
Для формирования образовательных компетенций обучающихся необходимым фактором является активно проявляемый познавательный интерес на всех уровнях обучения. Джон Дьюи высказывал мнение о школьном образовании: «Ценность школьного образования определяется тем, в какой мере оно формирует стремление к непрерывному росту и обеспечивает средствами существования этого стремления в жизни». Сформированность познавательного интереса способствует развитию личности обучающегося и является базовым качеством для усвоения содержания образования. Именно в процессе учебной деятельности у учащихся формируется и развивается познавательный интерес, формируется мотивационная сфера. Учителю необходимо создать условия, образовательную среду для формирования и активизации познавательной деятельности. Вопрос о формировании и развитии познавательного интереса обучающихся на уроках является весьма актуальным. Формирование познавательного интереса начинается в начальной школе, но как отмечают педагоги и психологи, у подростков, учащихся старшей школы наблюдается недостаточная сформированность познавательной сферы. Важнейшей дидактической задачей в педагогике является проблема воспитания интереса к учению.
Причем необходимо не только сформировать у учащихся интерес к предмету, но и вызвать устойчивый познавательный интерес. Сформированный познавательный интерес у проявляется в увлеченности, самостоятельности, творческом подходе в поиске способов решений заданий, а также является важным фактором повышения качества образования.
Психолого-педагогической литературе приведено множество трактовок понятия интерес, но несмотря на их различия, выделяются и общие признаки, в которых отмечается связь с различными психическими процессами, среди которых выделяют: интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные.
Следует отметить, что интерес оказывает влияние и на психические процессы личности, активизируя их. Интерес становится существенным психологическим механизмом деятельности. Причем интересы не только побуждают человека к деятельности, но и сами формируются в процессе деятельности.
Ведущее место в изучении проблемы познавательного интереса занимают работы Г.И. Щукиной. Автор отмечает, что сущность познавательного интереса заключается в том, что он обращен не только к содержанию данной предметной области с ее специфическими свойствами, но и процессу добывания знаний, к оперированию уже приобретенными, к овладению новыми знаниями и их совершенствованию, т.е. к процессу познавательной деятельности.
Различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Эти стадии выделены чисто условно, но характерные для каждой стадии признаки являются общепризнаннными.
У школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень развития и различный характер проявления, обусловленный различным опытом и различными путями индивидуального развития.
Анализ возрастных особенностей подростков показывает, что их познавательные интересы обращены к содержательной стороне избираемого предмета. Чем легче дается предмет, тем учащиеся равнодушнее к нему относятся. В подростковом возрасте проявляется интерес к обобщенным закономерностям и способам их установления, интерес к коллективным формам учебной работы, практическому применению результатов учебной деятельности.
В исследованиях Г.И. Щукиной рассмотрен познавательный интерес в структуре личности школьника, выявлены уровни развития познавательного интереса и выделены критерии каждого уровня.
Как в учебной деятельности проявляется высокий уровень познавательного интереса?
Высокий уровень развития интереса проявляется в высокой самопроизвольной познавательной активности школьника: в умении организовать и планировать свою деятельность, работать с информацией, полученных из разных источников, умении сравнивать, классифицировать, выявлять закономерности, устанавливать общие признаки явлений, причинно-следственным связи.
Таким образом, уровень развития познавательного интереса учащихся неразрывно связан с показателем качества обучения, его результативностью.
На практике используются различные формы и методы обучения для активизации познавательной деятельности школьников. И прежде всего применение современных педагогических технологий в образовательном процессе. Приоритетными в основной школе являются следующие технологии:
- - технология проблемного обучения
- - технология развития критического мышления
- - технология организации проектной деятельности
- - технология организации самостоятельной деятельности школьников
- - технология организации исследовательской деятельности
Главная задача - направить деятельность учащихся на творческое овладение изучаемого материала, вызвать интерес к предмету, обеспечить мотивационную сторону деятельности. Формирование познавательных интересов и познавательной активности личности - процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.
Поиск путей побуждения учащихся к учению является необходимым условием развития их познавательных интересов. В организации образовательного процесса необходимо постоянно совершенствовать способы и методы познавательной деятельности, требующих овладения новыми, более совершенными познавательными умениями:
- Вводить задачи на догадку, развитие сообразительности, побуждая учащихся к различному подходу в их решении
- Ставить задачи, требующие исследовательского подхода, проверки опытным путем полученных знаний
- Дифференцировать познавательные задачи для различных групп учащихся. Составлять несколько вариантов задач различной степени сложности, предлагать их свободный выбор
- Применять познавательные задачи творческого характера, постепенно усложняя задания, побуждать к различному подходу в их решении
- Развивать и поддерживать готовность учеником к самостоятельному овладению материалом; готовности к самообразованию
- Применять индивидуальные задания, требующие знаний, выходящих за пределы программы.
Познавательный интерес элемент развивающего обучения является одним из самых значимых мотивов учения, в процессе которого развиваются также и личностные качества школьника.
В образовательном процесс необходимо продолжать формировать интерес к процессу познания, к способам поиска, усвоения, переработки и применения информации, развивать познавательную деятельность обучающихся, что позволит учащимся быть субъектом учения, способствует развитию личности каждого учащегося, активному приобретению знаний, готовности к самообразованию.
Литература
1. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Педагогика, 2011. - 350 с.
2. Даутова О.Б., Иваньшина Е.В., Ивашедкина О.А. и др. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / Санкт-Петербург: КАРО, 2015- 176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение познавательного интереса и формирование предметной мотивации учащихся на уроках химии с помощью современных ИКТ-технологий
Обобщение опыта работы по заявленной теме...

«Эколого-краеведческая деятельность как средство формирования учебно-познавательного интереса учащихся при изучении биологии
Обобщение опыта работы по биологии в виде презентации....

Повышение познавательного интереса обучающихся через развитие творческого мышления на уроках химии
материал содержит рекомендации по проведению уроков, направленных на развитие творческих способностей детей, на воспитание личности, способной самостоятельно синтезировать и анализировать предлагаемый...

Развитие познавательной активности обучающихся посредством опытно-экспериментальной деятельности на уроках химии.
Обучение, которое формирует навыки познавательной деятельности учащихся и непосредственно влияет на умственное развитие и интенсификацию их практической деятельности, принято считать развивающим обуче...

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ.
Использование в учебном процессе новых методов обучения и воспитания способствует достижению высокого уровня обучения в Российской школе. Одним из таких методов является использование учебных ситуаций...
Формирование мотивации учебной деятельности на уроках химии в условиях ФГОС.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что залог успешности обучения – это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности.Объектом моего педагогического наблюдения явл...
Статья "Формирование учебно-познавательной компетенции школьников в урочной и внеурочной деятельности".
Реализация данной компетенции перекликается с технологией развивающего обучения, формированием навыков учебной деятельности....