«Роль самостоятельной работы обучающихся в учебно-познавательной деятельности по учебному предмету «Алгебра» в рамках обновленных ФГОС»
статья по алгебре (7 класс)
Самостоятельная работа обучающихся в условиях пенитенциарной системы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области «Школа № 1»
структурное подразделение (филиал № 4)
на территории ФКУ ИК-9 УФСИН России по Воронежской области
структурное подразделение (филиал № 5)
на территории ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Воронежской области
СЕМИНАР
«Самостоятельная работа обучающихся
как важная составляющая
учебно-познавательной деятельности»
Тема выступления: «Роль самостоятельной работы обучающихся в учебно-познавательной деятельности по учебному предмету «Алгебра» в рамках обновленных ФГОС»
Учитель математики 1 КК
Федоров Сергей Николаевич
2023 г.
В этом учебном году наша школа переходит на обновленный ФГОС, который устанавливает требования к результатам освоения обучающимися образовательной программы. Эти требования применимы, в частности, к метапредметным результатам, которые включают в себя межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), осваиваемые обучающимися. Также предполагается развитие способности обучающихся применять универсальные учебные действия в познавательной практике, стимулирование готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной, исследовательской, проектной и социальной деятельности.
Развитие личности обучающегося, являющееся ведущим принципом гуманистической модели учебно-воспитательного процесса – одна из основных задач КОУ ВО «Школа № 1». На мой взгляд, степень развития обучающегося может измеряться и оцениваться его способностью самостоятельно приобретать новые знания и использовать их в учебной и практической деятельности.
В настоящее время в КОУ ВО «Школа № 1» складывается тенденция к преобладанию заочной формы обучения. Это вызвано вполне объективными факторами, наиболее важным из которых является занятость обучающихся на производстве. Таким образом, следует признать, что самостоятельная работа для обучающихся КОУ ВО «Школа № 1» – это не просто одна из форм образовательного процесса, но и, вполне вероятно, – его основа. Только целенаправленная систематическая самостоятельная работа каждого обучающегося позволяет глубоко усвоить знания, выработать и закрепить умения, превратить их в соответствующие навыки умственного труда, поэтому задача учителей нашей школы – организовать самостоятельную работу таким образом, чтобы она способствовала учебно-познавательной активности обучающихся.
К сожалению, уровень базовых математических знаний обучающихся нашей школы оставляет желать лучшего. Поэтому изучение учебного курса «Алгебра» вызывает достаточные затруднения. Самостоятельная работа в данном случае является инструментом не только для достижения новых знаний, но и для восполнения пробелов. Ярким примером может служить работа над темой «Арифметические действия с рациональными числами».
В предложенном мною информационном кейсе к самостоятельной работе по данной теме с целью отработки навыков арифметического счета был представлен материал, содержащий информацию о различных способах умножения чисел в разных странах. Обучающиеся заинтересовались способами выполнения арифметических действий, и из предложенного мною учебного материала извлекли алгоритм арифметического действия умножения.
Материал был проработан и представлен следующим образом.
Итальянский способ умножения. (Слайд 2)
Умножим 84 на 41
Рисуем прямоугольник и делим его на 4 клетки. Сверху клеток пишем по порядку 8,4,4,1.
Далее делим каждую клетку по диагонали. В верхних треугольниках пишем десятки, а в нижних - единицы. Умножаем 4 на 4 будет 16, 1 в верхнем 6 в нижнем треугольнике. Затем 8 умножаем на 4 будет 32, 3 в верхнем 2 в нижнем. Потом умножаем 1 на 4, получаем 4. Верхнем треугольнике пишем 0, а в нижнем 4 и так же 1 умножаем на 8.
Теперь нужно собрать все цифры по диагонали. Если у нас получается двузначное число, то мы первую цифру переносим к предыдущему числу и складываем их, а у двузначного зачёркиваем. Мы собрали все числа и получили результат- 3444.
Крестьянский способ (Слайд 3)
Крестьянский способ заключается в умении делить и умножать любое число на 2.
Умножим 47 на 35:
- Пишем оба числа на одной прямой и рисуем между ними вертикальную прямую.
- Число с левой стороны делим на 2, а с правой — умножаем на 2. Подобную манипуляцию проводим до момента, пока слева не останется 1.
- Необходимо вычеркнуть строки, где слева стоят четные числа.
- Числа, которые остались справа складываем и получаем результат. В нашем случае — 1645.
Можно сказать, что данная исследовательская деятельность обучающихся поспособствовала формированию следующих универсальных учебных действий, которые отражены в образовательной программе и ФГОС касательно учебного предмета «Алгебра»:
- разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения;
- выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
- выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями.
Кроме того, у обучающихся возник интерес к оптимизации устного счета. Вместе с обучающимися 7 класса мною было принято решение в период проведения предметной недели математики, физики, информатики в рамках модуля Рабочей программы воспитания «Внеурочная деятельность» подготовить и провести практическое занятие «Методы быстрого устного счета». На мой взгляд, подготовка и осуществление данного внеурочного мероприятия благотворно скажется на выполнении основных требований ФГОС основного общего образования.
Личностные: готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы. Метапредметные: готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и одноклассниками, овладение навыками работы с информацией. Предметные: предпосылки научного типа мышления; освоение обучающимися научных знаний, умений и способов действий, специфических для учебного предмета «Математика».
В настоящее время обучающимися в учебном кабинете математики и информатики оформлен стенд «Способы умножения чисел в разных странах мира».
Некоторые упражнения самостоятельной работы по алгебре имеют межпредметный характер. Например, упражнение 293 по теме «График функции», которое будет изучаться во втором полугодии, будет тесно связано с материалом темы для самостоятельной работы по учебному предмету «Физика» «Механическое движение. Скорость».
Задание предполагает работу с графиком зависимости тормозного пути автомобиля от скорости его движения. Думаю, что данная задача заинтересует обучающихся, поскольку, к сожалению, некоторые из них являются участниками дорожно-транспортных происшествий. Расчет параметров и характеристик движения для многих будет актуален, а возможно спасет от будущих печальных последствий. Для выполнения данного задания обучающимся будет предложен информационный кейс, в котором представлены различные графики, схемы и диаграммы, касающиеся движения транспортных средств в реальной жизни. Задание будет подразумевать составление таблицы зависимости длины тормозного пути от скорости движения автомобиля на разных дорожных покрытиях и при разных природных условиях.
Данный тип заданий из самостоятельной работы обучающихся в определенной степени отражает системно-деятельностный подход, который проявляется в сочетании учебно-познавательной, исследовательской и социально значимой деятельности.
В нашей школе важным элементом учебного расписания в процесса обучения являются часы самоподготовки обучающихся, которые организуются классным руководителем. На часах самоподготовки обучающимся предоставляется возможность ликвидировать пробелы в знаниях, а также, используя подготовленный материал, проштудировать разделы учебного курса, вынесенного на самостоятельную работу, закрепить ранее изученную тему. Положительный эффект дает работа в парах, где обучающиеся могут решать упражнения для прочного усвоения. На часах самоподготовки обучающиеся для ведения проектной деятельности используют материалы для организации самостоятельной работы, а также информационные кейсы в виде дополнительных источников знаний.
Я считаю, что самостоятельная работа обучающихся является важной составляющей учебно-воспитательного процесса, поскольку она расширяет возможности урочной деятельности, стимулирует учебно-познавательную активность, что отражается в личностном росте обучающегося. Именно поэтому создание материалов для самостоятельной работы обучающихся требует внимания и ответственности.
Список использованной литературы
- Методические рекомендации «Алгебра 7-9» Н.Г. Миндюк, И.С. Шлыкова
- Рабочая программа «Алгебра 7-9»
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования.
- Федеральная образовательная программа основного общего образования.
- Федеральная образовательная программа среднего общего образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/20/picture-245464-1366481644.jpg)
Роль самостоятельной работы обучающихся на уроках физики в развитии познавательной активности.
Статья раскрывает роль самостоятельной работы в обучении физики при переходе на новые ФГОС. Представлены виды самостоятельных работ, используемые на уроках физики....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/13/picture-162857-1355396192.jpg)
Технология формирования навыков самостоятельной работы обучающихся как необходимое условие формирования универсальных учебных действий
Выступление на совместном заседании родственных ОД в ТвСВУ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/16/picture-597408-1729079304.jpg)
Статья "Роль самостоятельной работы в формировании учебно-познавательных мотивов обучающихся"
Статья "Роль самостоятельной работы в формировании учебно-познавательных мотивов обучающихся" раскрывает виды и формы самостоятельной работы, которые используются на учебных занятиях и на внекла...
Самостоятельная работа как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС
В статье рассматривается самостоятельная работа учащихся как одна из важнейших технологий развития УУД в рамках современного подхода, основанного на ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/01/picture-800685-1467398436.jpg)
Самостоятельная работа обучающихся на уроке - залог эффективности повышения учебного процесса
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности икачества учебного процесса является активизация учения школьников. Её особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно- пр...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/25/picture-214589-1569423369.jpg)
Особенности подготовки к ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Обществознание» в условиях реализации ФГОС ООО
С 2015 г в России проводятся Всероссийский проверочные работы (ВПР) по распоряжению Федеральной службы по надзору и контролю в сфере образования (Рособрнадзор) в рамках формирования федеральной систем...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/26/picture-942568-1679863954.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «АЛГЕБРА» для обучающихся 7 - 9 классов ФГОС ООО
Рабочая программа составлена на основе федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных у...