«Роль самостоятельной работы обучающихся в учебно-познавательной деятельности по учебному предмету «Алгебра» в рамках обновленных ФГОС»
статья по алгебре (7 класс)

Самостоятельная работа обучающихся в условиях пенитенциарной системы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области «Школа № 1»
структурное подразделение (филиал № 4)
на территории ФКУ ИК-9 УФСИН России по Воронежской области

структурное подразделение (филиал № 5)
на территории ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Воронежской области

СЕМИНАР

«Самостоятельная работа обучающихся
как важная составляющая
учебно-познавательной деятельности»

Тема выступления: «Роль самостоятельной работы обучающихся в учебно-познавательной деятельности по учебному предмету «Алгебра» в рамках обновленных ФГОС»

Учитель математики 1 КК

Федоров Сергей Николаевич

2023 г.


В этом учебном году наша школа переходит на обновленный ФГОС, который устанавливает требования к результатам освоения обучающимися образовательной программы. Эти требования применимы, в частности, к метапредметным результатам, которые включают в себя межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), осваиваемые обучающимися. Также предполагается развитие способности обучающихся применять универсальные учебные действия в познавательной практике, стимулирование готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной, исследовательской, проектной и социальной деятельности.

Развитие личности обучающегося, являющееся ведущим принципом гуманистической модели учебно-воспитательного процесса – одна из основных задач КОУ ВО «Школа № 1». На мой взгляд, степень развития обучающегося может измеряться и оцениваться его способностью самостоятельно приобретать новые знания и использовать их в учебной и практической деятельности.

В настоящее время в КОУ ВО «Школа № 1» складывается тенденция к преобладанию заочной формы обучения. Это вызвано вполне объективными факторами, наиболее важным из которых является занятость обучающихся на производстве. Таким образом, следует признать, что самостоятельная работа для обучающихся КОУ ВО «Школа № 1» – это не просто одна из форм образовательного процесса, но и, вполне вероятно, – его основа. Только целенаправленная систематическая самостоятельная работа каждого обучающегося позволяет глубоко усвоить знания, выработать и закрепить умения, превратить их в соответствующие навыки умственного труда, поэтому задача учителей нашей школы – организовать самостоятельную работу таким образом, чтобы она способствовала учебно-познавательной активности обучающихся.

К сожалению, уровень базовых математических знаний обучающихся нашей школы оставляет желать лучшего. Поэтому изучение учебного курса «Алгебра» вызывает достаточные затруднения. Самостоятельная работа в данном случае является инструментом не только для достижения новых знаний, но и для восполнения пробелов. Ярким примером может служить работа над темой «Арифметические действия с рациональными числами».

В предложенном мною информационном кейсе к самостоятельной работе по данной теме с целью отработки навыков арифметического счета был представлен материал, содержащий информацию о различных способах умножения чисел в разных странах. Обучающиеся заинтересовались способами выполнения арифметических действий, и из предложенного мною учебного материала извлекли алгоритм арифметического действия умножения.

Материал был проработан и представлен следующим образом.

Итальянский способ умножения. (Слайд 2)

Умножим 84 на 41

Рисуем прямоугольник и делим его на 4 клетки. Сверху клеток пишем по порядку 8,4,4,1.

Далее делим каждую клетку по диагонали. В верхних треугольниках пишем десятки, а в нижних - единицы. Умножаем 4 на 4 будет 16, 1 в верхнем 6 в нижнем треугольнике. Затем 8 умножаем на 4 будет 32, 3 в верхнем 2 в нижнем. Потом умножаем 1 на 4, получаем 4. Верхнем треугольнике пишем 0, а в нижнем 4 и так же 1 умножаем на 8.

Теперь нужно собрать все цифры по диагонали. Если у нас получается двузначное число, то мы первую цифру переносим к предыдущему числу и складываем их, а у двузначного зачёркиваем. Мы собрали все числа и получили результат- 3444.


Крестьянский способ (Слайд 3)

Крестьянский способ заключается в умении делить и умножать любое число на 2.

Умножим 47 на 35:

- Пишем оба числа на одной прямой и рисуем между ними вертикальную прямую.

- Число с левой стороны делим на 2, а с правой — умножаем на 2. Подобную манипуляцию проводим до момента, пока слева не останется 1.

- Необходимо вычеркнуть строки, где слева стоят четные числа.

- Числа, которые остались справа складываем и получаем результат. В нашем случае — 1645.

Можно сказать, что данная исследовательская деятельность обучающихся поспособствовала формированию следующих универсальных учебных действий, которые отражены в образовательной программе и ФГОС касательно учебного предмета «Алгебра»:

  • разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения;
  • выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
  • выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями.

Кроме того, у обучающихся возник интерес к оптимизации устного счета. Вместе с обучающимися 7 класса мною было принято решение в период проведения предметной недели математики, физики, информатики в рамках модуля Рабочей программы воспитания «Внеурочная деятельность» подготовить и провести практическое занятие «Методы быстрого устного счета». На мой взгляд, подготовка и осуществление данного внеурочного мероприятия благотворно скажется на выполнении основных требований ФГОС основного общего образования.

Личностные: готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы. Метапредметные: готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и одноклассниками, овладение навыками работы с информацией. Предметные: предпосылки научного типа мышления; освоение обучающимися научных знаний, умений и способов действий, специфических для учебного предмета «Математика».

В настоящее время обучающимися в учебном кабинете математики и информатики оформлен стенд «Способы умножения чисел в разных странах мира».

Некоторые упражнения самостоятельной работы по алгебре имеют межпредметный характер. Например, упражнение 293 по теме «График функции», которое будет изучаться во втором полугодии, будет тесно связано с материалом темы для самостоятельной работы по учебному предмету «Физика» «Механическое движение. Скорость».

Задание предполагает работу с графиком зависимости тормозного пути автомобиля от скорости его движения. Думаю, что данная задача заинтересует обучающихся, поскольку, к сожалению, некоторые из них являются участниками дорожно-транспортных происшествий. Расчет параметров и характеристик движения для многих будет актуален, а возможно спасет от будущих печальных последствий. Для выполнения данного задания обучающимся будет предложен информационный кейс, в котором представлены различные графики, схемы и диаграммы, касающиеся движения транспортных средств в реальной жизни. Задание будет подразумевать составление таблицы зависимости длины тормозного пути от скорости движения автомобиля на разных дорожных покрытиях и при разных природных условиях.

Данный тип заданий из самостоятельной работы обучающихся в определенной степени отражает системно-деятельностный подход, который проявляется в сочетании учебно-познавательной, исследовательской и социально значимой деятельности.

В нашей школе важным элементом учебного расписания в процесса обучения являются часы самоподготовки обучающихся, которые организуются классным руководителем. На часах самоподготовки обучающимся предоставляется возможность ликвидировать пробелы в знаниях, а также, используя подготовленный материал, проштудировать разделы учебного курса, вынесенного на самостоятельную работу, закрепить ранее изученную тему. Положительный эффект дает работа в парах, где обучающиеся могут решать упражнения для прочного усвоения. На часах самоподготовки обучающиеся для ведения проектной деятельности используют материалы для организации самостоятельной работы, а также информационные кейсы в виде дополнительных источников знаний.

Я считаю, что самостоятельная работа обучающихся является важной составляющей учебно-воспитательного процесса, поскольку она расширяет возможности урочной деятельности, стимулирует учебно-познавательную активность, что отражается в личностном росте обучающегося. Именно поэтому создание материалов для самостоятельной работы обучающихся требует внимания и ответственности.

Список использованной литературы

  1. Методические рекомендации «Алгебра 7-9» Н.Г. Миндюк, И.С. Шлыкова
  2. Рабочая программа «Алгебра 7-9»
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования.
  5. Федеральная образовательная программа основного общего образования.
  6. Федеральная образовательная программа среднего общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль самостоятельной работы обучающихся на уроках физики в развитии познавательной активности.

Статья раскрывает роль самостоятельной работы в обучении физики при переходе на новые ФГОС. Представлены виды самостоятельных работ, используемые на уроках физики....

Статья "Роль самостоятельной работы в формировании учебно-познавательных мотивов обучающихся"

Статья "Роль самостоятельной работы в формировании учебно-познавательных мотивов обучающихся"  раскрывает виды и формы самостоятельной работы, которые используются на учебных занятиях и на внекла...

Самостоятельная работа как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС

В статье рассматривается самостоятельная работа учащихся как одна из важнейших технологий развития УУД в рамках современного подхода, основанного на ФГОС...

Самостоятельная работа обучающихся на уроке - залог эффективности повышения учебного процесса

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности икачества учебного процесса является активизация учения школьников. Её особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно- пр...

Особенности подготовки к ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Обществознание» в условиях реализации ФГОС ООО

С 2015 г в России проводятся Всероссийский проверочные работы (ВПР) по распоряжению Федеральной службы по надзору и контролю в сфере образования (Рособрнадзор) в рамках формирования федеральной систем...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «АЛГЕБРА» для обучающихся 7 - 9 классов ФГОС ООО

Рабочая программа составлена на основе федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных у...