Рабочая программа по экономике (базовый уровень)
календарно-тематическое планирование по естествознанию (10 класс) на тему
Данная рабочая программа по экономике(базовый уровень) предназначена для учащихся 10-11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_ekonomike_bazovyy_uroven_10-_11.doc | 363 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОНОМИКЕ
(базовый уровень)
10- 11 КЛАСС
Пояснительная записка
Рабочая программа по экономике 10-11 класс
Учитель Туканенков В. А.
Количество часов за год по учебному плану школы – 34 часов (10 класс), 34 часа ( 11 класс). Всего 68 часов.
Количество часов в неделю – 1 час.
Количество к/р-6
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы по экономике для среднего (полного) общего образования соответствующая федеральному компоненту государственного стандарта. среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа по экономике плану для 10-11 классов предусматривает обучение экономики в объёме одного часа в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения экономики на ступени основного общего образования, изложенной в пояснительной записке в Примерной программе по экономике. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Для реализации данной рабочей программы используется следующий
Учебник:
Липсиц И. В. Экономика. Кн. 1, 2.- М.: Вита-пресс, 2009 г.
УМК:
Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: методическое пособие. 9 класс. - М.: Вита-пресс, 2008 г!;
Савицкая Е. В., Серегина С. Ф. Уроки экономики в школе. - М.: Вита-пресс, 2009 г.;
Савенок В. С. Как составить личный финансовый план. Путь к финансовой независимости. -СПб.: Питер, 2007;
Шевцова С, Горба М. 10 способов стать богаче. Личный бюджет. - СПб.: Питер, 2006;
Демин Ю. Все о кредитах. Понятно и просто. - СПб.: Питер, 2006;
Солабуто Н. Секреты инвестирования в ПИФ. - СПб.: Питер, 2005;
Кабанов С. А., Кулевский Л. К. Во благо России: очерки о предпринимателях и меценатах России. - СПб.: Бояныч, 1997;
Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. - М.: Республика, 2004;
Экономическая теория. Хрестоматия. - М.: Высшая школа, 1995;
Антология экономической классики. - М., 1993;
Пушкарев В. М. История финансовой мысли и политики налогов. Учебное пособие. - М.: Инфа-М, 1996.
Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей:
- развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
- освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
- освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной,
критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации; -
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).
Результаты обучения:
Учащиеся должны знать и понимать функции денег, банковскую систему, причины различий в оплате труда, основные виды налогов, организационно – правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
Уметь
- приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем.
- Описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России. экономический рост, глобализацию мировой экономики.
- Объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли..
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- получение и оценка экономической информации;
- составление семейного бюджета;
- оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ( 10 класс)
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | |
1 | Экономика | 5 часов | |
2 | Типы экономических систем | 3 часа | |
3 | Рынок | 4 часа | |
4 | Деньги и инфляция | 4 часа | |
5 | Рынок труда и безработица | 6 часов | |
6 | Роль фирм в экономической жизни | 5 часов | |
7 | Экономика семьи | 2 часа | |
8 | Дифференциация доходов | 4 часа | |
9 | Роль государства | 3 часа |
Итого 36 часов
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ( 11 класс)
№ п/п | Наименование тем | Всего часов |
1 | Экономическое устройство России | 3 часа |
2 | Закономерности формирования спроса | 4 часа |
3 | Закон предложения и поведения фирм на рынке | 3 часа |
4 | Экономическая конкуренция, эффективность фирм | 2 часа |
5 | Монополия | 4 часа |
6 | Структура и закономерность функционирования рынка капитала | 4 часа |
7 | Банковская система | 4 часа |
8 | Проблемы экономического роста | 4 часа |
9 | Экономические основы международной торговли и валютного рынка | 4 часа |
10 | Экономические проблемы мирового хозяйства | 2 часа |
|
Итого 34 часа
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№ | Тема урока | Кол-во часов | Вид урока
| Дидактические единицы | Компетенции и компетентности по ГОС. | Формы контроля. | Элементы дополнительного содержания | ОУУН по ГОС | Дата
| |||||||||||
Тема1 Экономика ( 5 часов) | ||||||||||||||||||||
1 | Что такое экономика. Разделы экономической науки | 1 | Урок изучения нового материала | Понятие об экономической науке, микро- и макроэкономике, круг изучаемых ими проблем | Знать понятие об экономической науке. Объяснять понятия «микро-» и «макроэкономика» | Составить словарик темы, составить схемы: «Микроэкономика», «Макроэкономика» | объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах; | |||||||||||||
2 | Основы хозяйственной жизни человечества. Ограниченность. Блага. | 2 | Комбинированный урок | Потребности людей и их виды. Причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены полностью Абсолютная и относительная ограниченность ресурсов. Основные виды ограниченных ресурсов человека. | Знать: -виды потребностей -причины, по которым - понятия «абсолютная и -виды ограниченных ре -причины невозможности | Составить схему «Виды потребностей людей» Индивидуальный опрос | Неизбежность выбора при использовании ограниченных ресурсов и его цена | |||||||||||||
3 | Факторы производства и факторные доходы. | 3 | Лекция | Виды факторов производства. | Знать: Земля, капитал, предпринимательство и информация, труд. | Индивидуальный опрос | ||||||||||||||
4 | Специализация, производительность, Разделение труда | 4 | Лекция | Специализация, производство, производительность. | Знать: - главные вопросы экономической жизни общества - Основные понятия, производство, специализация, производительность | Индивидуальный опрос | ||||||||||||||
5 | Ограниченность экон. ресурсов. Альтернативная стоимость | 5 | Лекция | Примеры отказов от одного в пользу другого. | Знать: - Альтернативная стоимость; - ограниченность | |||||||||||||||
Тема 2. ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ (3 часа) | ||||||||||||||||||||
6 | Главные вопросы экономики. Кривая производственных возможностей | 1 | Изучение нового материала | Основные главные вопросы экономики | Знать: - главные вопросы экономической жизни общества. |
| ||||||||||||||
7 | Типы экономических систем. Собственность, Конкуренция, Экономическая свобода | 2 | Изучение нового материала Комбинированный урок | Понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения. Традиционная экономическая система. Командная система: ее особенности и формы практической реализации Частная собственность как основа рыночной экономической системы. Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабости. Причины возникновения смешанной экономической системы, основные признаки | Знать понятия «традиционная экономическая система», «командная экономическая система». Уметь подбирать примеры к каждой из них Знать: признаки рыночной, смешанной экономики; - причины эффективности и роль рыночных механизмов. Уметь решать задачи по теме, приводить примеры и анализировать их | Заполнение таблицы Решение задач. Задания по группам: составить таблицу «Признаки рыночной экономической системы», «Признаки смешанной экономики» | Экономическая свобода. Рациональный потребитель | |||||||||||||
8 | Повторение по теме: «Типы экономических систем». | 3 | Урок обобщения и закрепления знаний | Тестирование. Решение задач | ||||||||||||||||
Тема 3 . Рынок (4 часа) | ||||||||||||||||||||
9 | Понятие о спросе. Факторы величины спроса. шкала и кривая спроса | 1 | Урок изучения нового материала | Понятие о спросе и предложении. Факторы формирования величины спроса и предложения. | Знать: -понятие о спросе -факторы формирования
| Решение задач. Составление графика |
10 | Понятие о предложении. Шкала, величина предложения. | 2 | Комбинированный урок | Понятие о предложении. Факторы формирования величины предложения. Различия в мотивах рыночного поведения покупателей и продавцов | Знать: формирование на рынке предложения; -факторы формирования | Решение задач | |||
11 | Как работает рынок Рыночное равновесие. | 3 | Практикум | Типы рыночных ситуаций: дефицит, затоваривание, равновесие. Механизм формирования рыночного равновесия. Рынок покупателей и продавцов | Знать: -типы рыночных ситуа -механизм формирования -рынок покупателей и | Решение задач. Схема «Типы рыночных ситуаций» | Основные рыночные структуры | ||
12 | Повторение по теме « Рынок». | 4 | Итоговый урок | Решение задач | |||||
Тема 4. Деньги, инфляция (4 часа) | |||||||||
13 | Деньги и их функции. Виды денег. История возникновения денег. | 1 | Урок изучения нового материала | Причины изобретения денег. Понятие о бартере. Функции денег. Роль денег как средства обмена и сбережения | Знать: -причины изобретения -функции денег; -роль денег как средства | Решение задач. Составить таблицу «Функции денег» | Понятие об эмиссии денег. Современная структура денежной массы | поиск нужной информаци по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, | |
14 | Факторы формирования величины денежной массы. Роль банков. | 2 | Комбинированный урок | Понятие о денежном обращении. Закон обмена и его использование. Понятие о скорости обращения денег и метод её определения. Понятие о ликвидности. | Знать: -понятие о денежном об -закон обмена и его использование. - Ликвидность | Индивидуальный опрос | Основы денежной политики государства | ||
15 | Причины и виды инфляции. Последствия. Антиинфляционные меры. | 3. | Урок изучения нового материала | Причины возникновения инфляции и ее влияние на покупательную способность денег. Виды инфляции | Знать: Инфляция и причины, ее определяющие. Влияние инфляции на экономическую ситуацию в стране | Составить таблицу «Виды инфляции», словарик темы | Понятие об инфляционной психологии. Последствия инфляции |
| ||||||||||
16 | Повторение по теме «Деньги». | 4 | Урок обобщающего повторения |
|
| К\Р |
| |||
Тема 5. РЫНОК ТРУДА И БЕЗРАБОТИЦА (6 часов ) | ||||||||||
17 | Рынок труда. Спрос на труд и его факторы. Факторы формирования з/платы. | 1 | Лекция | Понятие о рынке труда. Особенности труда как товара. Продавцы и покупатели на рынке труда. Понятие о характере спроса на рынке труда Факторы, формирующие предложение и спрос на рынке труда | Знать: -особенности труда как -деятельность продав -факторы, формирующие -закон предложения на | Словарик темы. Моделирование ситуаций и их анализ |
| |||
18 | Предложение на рынке труда. Факторы предложения на рынке труда. Различия в оплате труда. | 2 | Изучение нового материала
| . Закон предложения на рынке труда. Понятие об эффективности дохода и его влиянии на предложение труда Заработная плата как равновесная цена труда. Влияние на заработную плату изменений в соотношениях спроса и предложения на рынках труда, |
Объяснять положение об эффекте дохода и его влиянии на предложение труда Знать, как формируется заработная плата, что влияет на ее величину. | Решение задач. Привести примеры, объясняющие положение об эффекте дохода и его влиянии на предложение труда | Роль государства на рынках труда | |||
19 | Профсоюзы на рынке труда | 3 | Изучение нового материала
| Роль профсоюзов и государства на рынке труда | Знать: способы повышения и понижения заработной платы. | Экономическая игра « Как добиться, чтобы |
|
|
| Человек хорошо работал». |
| |||||
| |||||||||
20 | Безработица и полная занятость, причины и виды безработицы . | 4 | Лекция | Понятие о безработице и критерии признания человека безработным. Виды безработицы и причины их возникновения. | Знать: -что такое безработица; -критерии признания -виды безработицы и | Решение задач. Составить словарик темы | Роль профсоюзов и государства на рынках труда | Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-дело-вого стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации . | |
21 | Уровень безработицы и уровень занятости, Методы сокращения безработицы и экономические последствия. | 5 | Решение задач | Понятие полной занятости и методы сокращения безработицы | Знать: -основные способы | Составить таблицу «Виды безработицы | Основные формы безработицы в России | ||
22 | Повторение по теме « рынок труда». | 6 | Урок обобщение знаний |
|
| к\р | |||
|
Тема 6 РОЛЬ ФИРМ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ ( 5 часов ) | |||||||||
23 | Фирмы, роль фирм в экономике. Виды фирм, цели деятельности фирм. | 1 | Урок изучения нового материала | Понятия «фирма» и «предприниматель». Фирма и отрасль. | Знать: -понятия: фирма, пред -понятие о добавленной Знать: -виды и цели, факторы | Составить словарик темы, схему «Виды фирм», решение задач | Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа | ||
24 | Основные организационные формы(АО,ООО, ЗАО) Фондовый рынок. | 2 | Лекция | Основная роль АО,ЗАО,ООО. | Знать: - Роль АО, ООО ЗАО. | Решение задач | |||
25 | Экономические условия деятельности фирм. Виды прибыли. Издержки, выручка. | 3 | Лекция | Условия эффективности деятельности фирмы. Эффект масштаба и его значение для формирования коммерческой политики фирмы. Технологическая и экономическая эффективность деятельности фирмы | Знать, почему фирма выгоднее рынка. Уметь рассчитывать, какой из способов производства наиболее экономически эффективен | Индивидуальный опрос | Понятие о трансакционных затратах | ||
26 | Виды издержек ,конкуренция и фирмы | 4 | Лекция | Понятие о внутренних и внешних ресурсах и затратах фирмы. Понятие о нормальной прибыли владельца фирмы | Знать: понятие о внутренних и -понятие о нормальной | Решение задач. | |||
27 | Повторение по теме « Фирмы». | 5 | Урок обощающего повторения | к\р | |||||
Тема 7. ЭКОНОМИКА СЕМЬИ (2 часа) | |||||||||
| Источники семейных доходов и расходов, бюджет семьи, номинальный и реальный доход. | 1 | Урок изучения нового материала | Источники доходов семьи. Изменение структуры доходов семей как следствие экономических преобразований в стране номинальный и реальный доход | Знать понятия темы. Уметь объяснять: -источники доходов семьи; -изменение структуры | Фронтальный опрос | Защита прав потребителей. Рациональный потребитель. Реклама |
Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; позиции и самооценке. результатами своей деятельности. | |
29 | Инфляция и семейная экономика. | 2 | Лекция | Меры социальной поддержки. Сбережения им страхования. | Структура семейных расходов как индикатор уровня развития страны | Задание по группам | Сбережения. Страхование | ||
Тема 8. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ И ПОРОЖДАЕМЫЕ ЕЮ ПРОБЛЕМЫ (4 часа) | |||||||||
30 | Неравенство доходов и неравенство богатств | 1 | Комбинированный урок | Неравенство доходов и неравенство богатств. Методы измерения неравенства доходов. Экономические последствия неравенства доходов. Механизм регулирования | Знать: -понятие о прогрессивном -социальные программы. -анализировать материа - работать с нормативны | Анализировать материалы СМИ, работать с нормативными документами |
Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке | ||
31 | Налоги принципы налогообложения. Виды налогов. регулирование неравенства. | 2 | Комбинированный урок | Понятие о прогрессивном налогообложении | Знать: -понятие о прогрессив | Индивидуальный опрос | |||
32 | Бедность как экономическая проблема. Основные виды налогов. Трансферты. | 3 | Комбинированный урок | Социальные программы | Знать -социальные программы. -анализировать материалы -работать с нормативными | Анализировать материалы СМИ, работать с нормативными документами |
33 | Решение задач и повторение по теме « Налоги и налогообложение» | 4 | Урок обощающего повторения |
|
| к\р |
| ||
Тема 9. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ (3 часа) | |||||||||
34 | Роль государства в создании правовой базы и защите конкуренции. Доходы и расходы государства , бюджет | 1 | Комбинированный урок | Роль государства как экономической свободы. Государственные органы, участвующие в регулировании экономической жизни | Знать: -роль государства как -государственные орга | Составить схему «Государственные органы, участвующие в регулировании экономической жизни страны» |
Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экономических требований. | ||
35 | Цели и функции государства в экономике .Дефицит и следствия возникновения гос. долга. Внешний и внутренний долг России | 2 | Урок применения знаний и умений | Понятие о слабости рынка. Экономические функции государства и их роль в компенсации слабостей рынка. Понятие об общественных благах | Знать: -понятие о слабости рынка; -экономические функции -понятие об обществен | Таблица «Экономические функции государства» | |||
36 | Обобщающее повторение | 3 | Урок обобщения знаний и умений. | к\р | |||||
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
№ | Тема урока | Кол- во часов | Вид урока | Дидактические единицы | Компетенции и компетентности по ГОС | Формы контроля | Элементы дополнительного содержания |
|
| |
Тема 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ (3часа ) | ||||||||||
1 | Классификация стран мира по уровню экономического развития | 1 | Урок изучения нового материала | Группы стран по уровню экономического развития. К какой категории относится экономика России. Влияние индустриализации и урбанизации на формирование экономики России. Трудности и проблемы, связанные с приватизацией российских предприятий | Знать: - классификацию стран ми исторические причины формирования гипертрофированной роли государства в экономике России; - этапы реформирования Уметь: - работать с диаграммами, - составлять таблицу | Вопросы стр. 22 |
Осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни.
| |||
2
| Государство, как основа российской экономики | 2
| Комбинированный урок
| Экономика в лицах | ||||||
Вопросы стр. 22. Таблица «Этапы реформирования в России в 90-х годах» | ||||||||||
3
| Причины проведения в России приватизации государственной собственности
| 3 | Причины проведения в России приватизации государственной собственности | Знать причины проведения в России приватизации государственной собственности | Составить таблицу «Этапы приватизации в России» |
Тема 2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ (4 часа)
4 | Различие в формировании спроса в зависимости от типа товаров | 1 | Урок изучения нового материала | Основные виды эластичности спроса и предложения. Как определять графически характер эластичности | Знать: -почему спрос на товары -какие потребности насы | Схема «Виды эластичности спроса и предложения» |
5 | Факторы формирования и изменения рыночного спроса | 2 | Урок обобщения и закрепления знаний | спроса. Формирование спроса. Закономерности изменения совокупного спроса Факторы' формирования и изменения рыночного спроса | щаются первыми; - чем совокупный спрос отличается от рыночного. Уметь вести расчёты на эластичность спроса Знать факторы формирования рыночного спроса | Работа с графиками. Составить схему формирования спроса |
Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности. | ||
5 | Индивидуальный и рыночный совокупный спрос | 3 | Урок изучения нового материала | Зависимость спроса от изменения доходов покупателей. Влияние цен других товаров на спрос | Знать: - понятия темы; - зависимость спроса от влияние цен других товаров на спрос. Уметь начертить график | Составить таблицу «Факторы формирования спроса». Вопросы на стр. 63 | |||
6 | Эластичность спроса и её виды, причины существования Расчет эластичности | 4 | Комбинированный урок | Индивидуальный и рыночный спрос, взаимосвязь между ними. Совокупный спрос и закономерности поведения покупателей Расчет эластичности спроса. Классификация товаров | Знать: - понятия темы; - индивидуальный и рыноч - совокупный спрос и зако Уметь рассчитывать эластичность спроса | Составить схему «Факторы формирования рыночного спроса» | Факторы формирования уровней эластичности спроса | ||
|
ТЕМА 3. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ ФИРМ НА РЫНКЕ (3 часа ) | |||||||||
7 | Виды фирм. Цели деятельности фирм | 1 | Урок изучения нового материала Лекция | Виды и цели деятельности фирм. Факторы, влияющие на выбор фирмой цели своей деятельности. Возможность собственников влиять на цели деятельности фирм. Влияние целей фирмы на формирование кривой предложения | Знать: - виды и цели, факторы - основные графические - о максимизации прибыли в Уметь: - вести расчёты коэффици - построить кривую предло | Составить схему «Виды фирм». Решения и графические иллюстрации задач на определение затрат, выручки, прибыли фирм в различных рыночных структурах Контрольные вопросы | Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-дело-вого стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста.
| ||
8 | Индивидуальные и рыночные и совокупное предложения Метод расчета эластичности предложения | 2 | Урок изучения нового материала Урок обобщения и закрепления знаний | Индивидуальные и рыночные предложения и связь между ними. Понятие о совокупном предложении, особенности его формирования Метод расчета эластичности предложения. Факторы, формирующие уровень эластичности предложения | Знать: - понятия темы; - метод расчета эластичности - факторы, формирующие | Решение задач, разбор ситуаций. Таблица «Факторы, формирующие уровень эластичности предложения» | Зависимость эластичности предложения от времени | ||
9 | Повторение по теме «Поведение фирм». | 3 |
Урок обобщения и закрепления знаний |
|
| Составление рекламы |
|
Тема 4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИРМ (4 часа) | ||||||||||
10 | Условия эффективности деятельности фирмы Условия возникновения совершенной конкуренции | 1 | Урок изучения нового материала Урок обобщения и закрепления знаний | Условия эффективности деятельности фирмы. Эффект масштаба и его значение для формирования коммерческой политики фирмы. Технологическая и экономическая эффективность деятельности фирмы Условия возникновения совершенной конкуренции | Знать, почему фирма выгоднее рынка. Уметь рассчитывать, какой из способов производства наиболее экономически эффективен | Работа с таблицами. Словарик темы, решение задач | Понятие о трансак-ционных затратах | Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
| ||
11 | Деятельность фирм в условиях совершенной конкуренции .Экономическое значение конкуренции | 2 | Урок изучения нового материала | Деятельность фирм в условиях совершенной конкуренции. Изменение ситуации на рынке при возникновении несовершенной конкуренции | Знать: - понятия темы; - условия и значимость воз Уметь: - решать задачи; - моделировать ситуации и | Решение задач. Таблица «Условия возникновения совершенной конкуренции» | ||||
ТЕМА 5. МОНОПОЛИЯ И ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ (4 часов) | ||||||||||
12 | Поведение фирм в условиях монополий. | 1 | Урок изучения нового материала | Общий и предельный доходы от продаж как факторы формирования коммерческой политики фирмы. Особенности поведения на рынке фирмы-монополиста | Знать: - понятия темы; - почему конкурентный ры - какие барьеры мешают - можно ли бороться с моно | Таблица «Виды слияния компаний». Приводить примеры применения квот, входных барьеров. |
|
Уметь: -различать виды монопо -классифицировать моно | Схема «Основные типы структуры рынка» | Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
| ||||||||
13 | Виды барьеров, затрудняющих проникновение на монополизированный рынок. Барьеры защищающие монопольный рынок | 2 | Урок изучения нового материала | Виды барьеров, затрудняющих проникновение на монополизированные рынки. Понятие о государственной монополии. Естественные монополии и причины их возникновения. Монополизация рынков в российской экономике. Типичные формы поведения фирм-монополистов | Таблица «Виды монополий». Анализ нормативных документов | |||||
14 | Методы антимонопольного регулирования Монополия и защита конкуренции | 3 | Комбинированный урок | Причины появления антимонопольного законодательства. Меры противодействия монополизации рынков. Демпинг и методы борьбы с ним. Классификация монополий по российскому законодательству | Знать: -понятия темы; -причины появления анти -меры противодействия мо | Диаграммы, таблица «Меры противодействия монополизации рынков» | ||||
15 | Повторение по теме «Монополия». | 4 | Итоговый урок | Систематизация и проверка усвоения знаний по разделу | Тестовые задания. Решение задач, проблемных заданий |
| ||||
Тема6 . СТРУКТУРА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА КАПИТАЛА (5 часа) | ||||||||||
16 | Сбережения и превращение их в капитал. | 1 | Урок изучения нового материала | Виды капитала, Понятие о рынке капитала и действую- | Знать: - что такое физический и невещественный капитал, рынок капитала, сбережения, заемный капитал, об- | Вопросы стр. 154. Словарик темы |
|
щие на нем продавцы и покупатели. Экономическая логика формирования сбережений и превращения их в инвестиции | лигации, акции; - что такое цена денежного капитала, инвестиционное планирование, дисконтирование. Уметь делать расчеты будущей стоимости по формулам |
Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Устройство рынка капитала Фондовый рынок | 2 | Урок изучения нового материала
| Структура рынка капитала. Понятие о заемном и собственном капитале. Особенности российского кредитного рынка. Понятие о ценных бумагах и их основные виды. Ценность фирмы и ее связь с курсом акций. Проблемы организации и регулирования фондового рынка в России | ||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | Частная собственность на Землю и её экономическое значение | 3 | Урок изучения нового материала | Понятие о цене денежного капитала. Закономерности формирования рыночной цены капитала. Дисконтирование как метод учета разной ценности денег во времени. Типы финансовых посредников, действующих на рынке капитала | Расчет роста суммы сбережений. Формула расчета пользователей на рынке природных ресурсов | Задачи | Типы финансовых посредников, действующих на рынке капитала | |||||||||||||||||||||||||||||
2 19
| Особенности функционирования рынка земли | 4 | лекция | Невозвратные и возвратные ресурсы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
21 20 | Рынок природных ресурсов | 5 5 | Урок обощения знаний | Виды природных ресурсов и их экономическое значение | Знать основные виды природных ресурсов и их экономическое значение | Индивидуальный опрос | ||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА 7 . БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА И ПРОБЛЕМЫ ЕЁ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ (4 часа ) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | Причины возникновения и виды банков, основные виды услуг, оказываемых банками | 1 | Урок изучения нового материала Урок закрепления и повторения | История возникновения банков. Причины экономической, рациональной деятельности банков. Структура современных национальных банковских систем | Знать: -зачем люди придумали -как выдают кредиты; -почему банки являются -зачем стране Цен Уметь различать виды банков по роду их деятельности | Составить словарик темы, схему «Виды банков» |
Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
| |||||||||||||||||||||||||||||
22 | Банки и структура денежной массы | 2 | Комбинированный урок | Принципы кредитования. Виды банковских депозитов. Закономерности формирования процента за кредит | Знать понятия: депозит, кредит, вексель, чек, чековый счёт. Уметь: рассчитать процент за кредит, перечислять виды банковских депозитов | Моделировать ситуацию «Расчёт процента кредита», контрольные вопросы на с. 216 | ||||||||||||||||||||||||||||||
23 |
Функции Центрального банка страны. Управление банком | 3 | Урок изучения нового материала | Функции Центрального банка страны (ЦБ). Регулирование Центральным банком РФ масштабов кредитной эмиссии. Управление банком | Знать: -понятия темы; -функции ЦБ РФ. Уметь | Составить словарик темы, таблицу «Функции ЦБ |
| |||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | Банковская система и проблемы её функционирования Повторение по теме Банковская система
| 4 | Уроки обобщения и закрепления знаний |
|
Знать понятия раздела, уметь решать задачи на проценты, знать основные теоретические положения раздела | Решение задач |
| ■ч | ||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА 8 . ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА (4 часа) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 | Необходимость экономического роста Факторы ускорения экономического роста | 1 | Урок изучения нового материала Урок закрепления и повторения | Причины, порождающие необходимость экономического роста. Сущность экономического роста и его измерение. Факторы ускорения экономического роста. Понятие экстенсивного роста, интенсивного роста. Сочетание экономического роста | Изучить факторы ускорения экономического роста. Дать понятие экстенсивного роста, интенсивного роста | Сделать вывод: «Почему экономику называют биологией человеческого общества?» Составить схему «Причины необходимости экономического роста» |
Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экономических требований.
| |||||||||||||||||||||||||||||
26 | Понятие об экономическом развитии | 2 | Урок изучения нового материала | Понятие об экономическом развитии. Задачи, подлежащие решению для обеспечения экономического развития | Знать: -что такое экономиче -неравномерность эко | Составить словарик темы, выполнить проблемные задания | ||||||||||||||||||||||||||||||
27 | Цикличность экономического роста, методы воздействия на ход экономических циклов. Неравномерность экономического роста и развития | 3 | Урок изучения нового материала | Порочный круг слабо-развитости и особенности его проявления в экономике России. Экономические циклы и их основные фазы. Типы экономических циклов | Знать экономические циклы, методы воздействия на ход экономических циклов | Составить схему «Типы экономических циклов» | Методы воздействия на ход экономических циклов | |||||||||||||||||||||||||||||
28 | Повторение по теме «Экономический рост». Проблемы экономического роста. | 4 | Итоговый урок |
| Знать теоретический материал и понятия темы | Тестовые задания, решение экономических задач | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Тема 9 . ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ И ВАЛЮТНОГО РЫНКА (4 часа ) | |||||||||
29 | Причины возникновения международной торговли | 1 | Урок изучения нового материала Урок повторения и закрепления | Причины возникновения международной торговли. Понятие об импорте и экспорте. Принципы абсолютного и относительного преимущества и их значение в формировании международного разделения труда и мировой торговли | Знать: - что порождает протек - для чего нужен валют - с кем и чем торгует Объяснить понятие «главный двигатель международной торговли^) | Составить таблицы «Принцип сравнительных затрат», «Принципы абсолютного и относительного преимущества» |
Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. | ||
30 | Регулирование международной торговли | 2 | Комбинированные уроки | Влияние международной торговли на производственные возможности и уровень благосостояния торгующих стран. Значение международной торговли для экономики России | Дать сравнительную картину достоинств и недостатков открытия рынка для товаров зарубежных производителей | Сделать вывод «Значение международной торговли для экономики», составить таблицу «Плюсы и минусы международной торговли» | |||
31-32 | Методы государственного регулирования внешней торговли. Валютный рынок. | 3-4 | Урок изучения нового материала Урок закрепления и повторения | Методы государственного регулирования внешней торговли и экономические последствия их использования | Объяснить: - влияние пошлин на - что такое импортные Проанализировать закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (июнь 1992 г.) | Анализ материалов СМИ. Составить словарик темы. Работа с нормативным документом | Формы либерализации международной торговли и перспективы вступления России в торговые союзы |
Тема 10 . ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА (2 часа) | |||||||||
33 | Глобальная экономическая проблема 20 века. Экономическая политика России. | 1 | Урок изучения нового материала Урок закрепления и повторения | Различие в уровнях богатства наций как глобальная экономическая проблема | Знать: -глобальные экономи -зачем нужно спасать Доказать взаимосвязанность экономики и экологии | Составить словарик темы. Сделать вывод: пути решения глобальных экономических проблем конца XX века | Барьеры на пути ускорения роста благосостояния беднейших наций |
| |
34 | Обобщающее повторение | 2 | Урок обобшения и повторения знаний | к\р |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ЭКОНОМИКЕ (базовый уровень) 10-11 класс
Рабочая программа по экономике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Рабочая программа по экономике предназначена дл...
Рабочая программа по экономике. Базовый уровень
Данный материал - это рабочая программа по экономике. Экономика выделена в отдельный предмет по учебному плану нашей школы в некоторых классах из расчета один час в неделю в течение двух лет: 10-11 кл...
Рабочая программа 10 класс базовый уровень, профильный уровень
Данная программа расчитана на 2 уровня базовый и профильный...
Рабочая программа по экономике базовый уровень для 10-11 классов, основного общего образования
1. Пояснительная запискаПрограмма по экономике для 10 -11 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, а также авторской программы «Экон...
Рабочая программа по экономике (базовый уровень) 10 класс (Г.Э. Королева, Т.В. Бурмистрова)
Рабочая программа по экономике (базовый уровень) 10 класс (Г.Э. Королева, Т.В. Бурмистрова), рассчитана на 17 часов....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ (базовый уровень) Голубевой Натальи, ученицы 6 класса, обучающейся по основной общеобразовательной программе основного общего образования
В учебном плане примерной образовательной программы основного общего образования для обязательного изучения математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 ч из расчета...
Рабочая программа по экономике (базовый уровень) для 11 класса
Данная программа разработана с учетом использования УМК И.В. Липсица «Экономика. Базовый уровень: учебник для 10, 11 классов общеобразоват. орг.». Она будет полезна тем, кт...