Рабочая программа по экономике (базовый уровень) для 11 класса
рабочая программа по экономике (11 класс)
Данная программа разработана с учетом использования УМК И.В. Липсица «Экономика. Базовый уровень: учебник для 10, 11 классов общеобразоват. орг.». Она будет полезна тем, кто еще в силу опредленных причин (не закончился срок использования) в этом учебном году работает еще под данному учебнику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_ekonomika_3_kurs_11_klass.docx | 42.32 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЭКОНОМИКА»
для 3-его курса (11 класс)
Разработчик программы: преподаватель цикла гуманитарных и специальных дисциплин Тушнова О.М.
Рабочая программа по учебному предмету «Экономика» составлена на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего общего образования, Примерной программы среднего общего образования по экономике (базовый уровень) и И.В. Липсица по экономике для 8-11 классов общеобразовательных школ, Письма Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга № 03-2803864/20-0-0 от 28.04.2020 «О направлении методических рекомендаций по изучению учебного предмета «Обществознание в 10-11 классах», Типового учебного плана образовательной программы среднего общего образования (для суворовских военных училищ МВД России), Концепции преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы.
Она является логическим продолжением изучения курса обществознания; построена
с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.
Реализация рабочей программы по учебному предмету «Экономика» (базовый уровень) рассчитана на 34 часа
(1 час в неделю).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Экономика. Базовый уровень: учебник
для 10, 11 классов общеобразоват. орг.» / И.В. Липсиц. – 21-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Требования к уровню подготовки выпускников. В результате изучения экономики на базовом уровне обучающийся должен
- Знать/понимать:
- функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста;
- Уметь:
- приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
- описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
- объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли;
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- получения и оценки экономической информации;
- составления семейного бюджета;
- оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности,
в основе которых лежат знания о данному учебному предмету.
Стандарт экономического образования предусматривает формирование у обучающихся следующих ключевых компетенций:
- в семейно-бытовой сфере: сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет;
- в сфере трудовой деятельности: знать плюсы и минусы работы по найму и предпринимательской деятельности, выбирать профессии, востребованные на рынке труда, быть способным рассчитать выгоды и издержки любого дела;
- в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношениях: грамотно взаимодействовать с государством и другими гражданами в процессе экономической деятельности;
- в сфере массовой коммуникации: быть способным находить, критически воспринимать экономическую информацию, передаваемую по каналам СМИ.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Экономика» являются:
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.).
- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого
и поискового характера; - участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Главные вопросы экономики (2 ч.). Понятие об экономической науке, микро- и макроэкономике, круг изучаемых ими проблем Потребности людей и их виды. Причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены полностью. Абсолютная и относительная ограниченность ресурсов. Основные виды ограниченных ресурсов человека. Причины, по которым невозможно преодоление относительной ограниченности производственных ресурсов.
Раздел 2. Типы экономических систем (2 ч.). Понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения. Традиционная экономическая система. Командная система: ее особенности и формы практической реализации. Частная собственность как основа рыночной экономической системы. Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабости. Причины возникновения смешанной экономической системы, основные признаки.
Раздел 3. Силы, которые управляют рынком (2 ч). Понятие о спросе и предложении. Факторы формирования величины спроса и предложения. Эластичность спроса и ее значение для продавцов.
Раздел 4. Как работает рынок (2 ч.) Типы рыночных ситуаций: дефицит, затоваривание, равновесие. Механизм формирования рыночного равновесия. Рынок покупателей и продавцов. Контроль знаний по Разделам 1-4.
Раздел 5. Мир денег (2 ч.). Причины изобретения денег. Функции денег. Роль денег как средства обмена
и сбережения. Понятие о бартере и причины его распространения Деньги как средство сбережения. Понятие
о ликвидности. Плюсы и минусы накопления сокровищ в форме наличных денег. Понятие о денежном обращении. Закон обмена и его использование. Понятие о скорости обращения денег и метод её определения. Причины возникновения инфляции и ее влияние на покупательную способность денег. Виды инфляции.
Раздел 6. Банковская система (2 ч.). История возникновения банков. Причины экономической, рациональной деятельности банков. Структура современных национальных банковских систем. Функции Центрального банка страны (ЦБ). Регулирование Центральным банком РФ масштабов кредитной эмиссии. Управление банком.
Раздел 7. Человек на рынке труда (2ч.+1чК/Р). Понятие о рынке труда. Особенности труда как товара. Продавцы и покупатели на рынке труда. Понятие о характере спроса на рынке труда. Факторы, формирующие предложение и спрос на рынке труда. Закон предложения на рынке труда. Понятие об эффективности дохода и его влиянии на предложение труда. Заработная плата как равновесная цена труда.
Контроль знаний:
Промежуточная аттестация. Полугодовая контрольная работа.
Раздел 8. Социальные проблемы рынка (2 ч.). Прожиточный минимум как минимальная цена труда. Проблемы относительной динамики прожиточного минимума, минимальной и средней заработной платы. Основные способы стимулирования трудовой активности работников. Виды заработной платы. Трудовая пенсия как способ стимулирования роста производительности и качества труда.
Раздел 9. Экономические проблемы безработицы (2 ч.). Понятие о безработице и критерии признания человека безработным. Виды безработицы и причины их возникновения. Понятие полной занятости и методы сокращения безработицы.
Раздел 10. Что такое фирма и как она действует на рынке (2 ч.). Понятия «фирма» и «предприятие». Фирма
и отрасль. Понятие о добавленной стоимости. Понятие о внутренних и внешних ресурсах и затратах фирмы. Понятие
о нормальной прибыли владельца фирмы.
Раздел 11. Как семьи получают и тратят деньги. Неравенство доходов и его последствия (2 ч.).
Раздел 12. Экономические задачи государства (3 ч.). Роль государства как экономической свободы. Государственные органы, участвующие в регулировании экономической жизни. Понятие о слабости рынка. Экономические функции государства и их роль в компенсации слабостей рынка. Понятие об общественных благах.
Раздел 13. Государственные финансы (2 ч.). Роль налогов в экономике. Основные виды налогов. Воздействие налогов на экономику. Налоговая система России. Средняя и предельная ставки налогов, кривая Лаффера. Государственный бюджет. Его дефицит и способы финансирования. Государственный долг. Фискальная политика.
Раздел 14. Экономический рост (2 ч.). Причины, порождающие необходимость экономического роста. Сущность экономического роста и его измерение. Ограниченность ресурсов и ее значение для экономического роста. Порочный круг слаборазвитости и особенности его проявления в экономике России. Экономические циклы и их основные фазы. Типы экономических циклов.
Раздел 15. Организация международной торговли (2 ч.) Абсолютное и сравнительное преимущество
в международной торговле. Импортные тарифы. Нетарифные барьеры. Экспортные субсидии. Протекционизм – цели и средства. Свободная торговля. Всемирная торговая организация (ВТО). Россия и ВТО. Региональная интеграция.
Контроль знаний:
Промежуточная аттестация. годовая промежуточная аттестация (контрольная работа).
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел | № п/п | Тема урока | Кол-во часов по Разделам / темам | Контроль | Планируемые сроки / дата проведения |
1. | Раздел 1. Главные вопросы экономики (2ч.) | Что такое экономика | 1 | 1 неделя | ||
Ограниченность экономических ресурсов | 1 | 2 неделя | ||||
2. | Раздел 2. Типы экономических систем (2ч.) | Традиционная экономическая система. Рыночная экономическая система | 1 | 3 неделя | ||
Командная и смешанная экономические системы | 1 | 4 неделя | ||||
3. | Раздел 3. Силы, которые управляют рынком (2 ч.) | Что такое спрос | 1 | 5 неделя | ||
От чего зависит предложение товаров | 1 | 6 неделя | ||||
4. | Раздел 4. Как работает рынок (2 ч.) | Формирование рыночных цен | 1 | 7 неделя | ||
Рынок на практике, или Как реально организована торговля | 1 | 8 неделя | ||||
5. | Раздел 5. Мир денег (2 ч.) | Причины возникновения и формы денег | 1 | 9 неделя | ||
Функции денег в современной экономике | 1 | 10 неделя | ||||
6. | Раздел 6. Банковская система (2 ч.) | Причины появления и виды банков. Принципы кредитования | 1 | 11 неделя | ||
Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны | 1 | 12 неделя | ||||
7. | Раздел 7. Человек на рынке труда (2 ч.+1 к/р) | Экономическая природы рынка труда | 1 | 13 неделя | ||
Что такое заработная плата и от чего она зависит | 1 | 14 неделя | ||||
Промежуточная аттестация. Полугодовая контрольная работа | 1 | 15 неделя | ||||
8. | Раздел 8. Социальные проблемы рынка (2 ч.) | Профсоюзы и трудовые конфликты | 1 | 16 неделя | ||
Социальные факторы формирования заработной платы | 1 | 17 неделя | ||||
9. | Раздел 9. Экономические проблемы безработицы | Причины и виды безработицы | 1 | 18 неделя | ||
Как можно сократить безработицу | 1 | 19 неделя | ||||
10. | Раздел 10. Что такое фирма и как она действует | Зачем создаются фирмы. Экономические основы деятельности фирмы | 1 | 20 неделя | ||
Предприниматель и организация фирмы. Условия создания успешного бизнеса | 1 | 21 неделя | ||||
11. | Раздел 11. Как семьи получают и тратят деньги. Неравенство доходов и его последствия (2 ч.) | Доходы и расходы семей. Влияние инфляции на семейную экономику | 1 | 22 неделя | ||
Неравенство благосостояния граждан | 1 | 23 неделя | ||||
12. | Раздел 12. Экономические задачи государства (3 ч.) | Причины и формы участия государства Несостоятельность рынков и роль государства в устранении такой несостоятельности. | 1 | 24 неделя | ||
Макроэкономические процессы в экономике страны. Инфляция и методы ее подавления | 1 | 25 неделя | ||||
Экономическая политика государства | 1 | 26 неделя | ||||
13. | Раздел 13. Государственные финансы (2 ч.) | Налоги как источник доходов государства | 1 | 27 неделя | ||
Как формируется и расходуется государственный бюджет | 1 | 28 неделя | ||||
14. | Раздел 14. Экономический рост (2 ч.) | Что такое экономический рост и как его можно ускорить | 1 | 29 неделя | ||
Какие экономические проблемы тревожат человечество в XXI в. | 1 | 30 неделя | ||||
15. | Раздел 15. Организация международной торговли | Международная торговля и ее влияние | 1 | 31 неделя | ||
Валютный рынок и конвертируемость валют | 1 | 32 неделя | ||||
Промежуточная аттестация. Годовая контрольная работа | 1 | 33 неделя | ||||
Анализ результатов промежуточной аттестации | 1 | 34 неделя | ||||
ВСЕГО | 32 | 2 | ||||
ИТОГО | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии. Базовый уровень.10 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа, тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ЭКОНОМИКЕ (базовый уровень) 10-11 класс
Рабочая программа по экономике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Рабочая программа по экономике предназначена дл...
Рабочая программа по экономике (базовый уровень)
Данная рабочая программа по экономике(базовый уровень) предназначена для учащихся 10-11 классов....
Рабочая программа по экономике. Базовый уровень
Данный материал - это рабочая программа по экономике. Экономика выделена в отдельный предмет по учебному плану нашей школы в некоторых классах из расчета один час в неделю в течение двух лет: 10-11 кл...
Рабочая программа по экономике базовый уровень для 10-11 классов, основного общего образования
1. Пояснительная запискаПрограмма по экономике для 10 -11 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, а также авторской программы «Экон...
Рабочая программа по экономике (базовый уровень) 10 класс (Г.Э. Королева, Т.В. Бурмистрова)
Рабочая программа по экономике (базовый уровень) 10 класс (Г.Э. Королева, Т.В. Бурмистрова), рассчитана на 17 часов....
Рабочая программа по истории (базовый уровень) 5 класс Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс.», А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свеницкая.
Согласно учебному плану школы на 2019-2020 учебном году на изучение предмета «История» в 5 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68...