Экологическая игра "Под зеленым парусом - в будущее"
методическая разработка по естествознанию (9 класс) по теме
Мероприятие с элементами телевизионной игры "Что? Где? Когда?" проводилась для 9 класса в рамках городского конкурса "Самый классный - классный!" (экологическая составляющая) в 2014 году.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodrazrabotka_meropriyatiya_pod_zelenym_parusom_-_v_budushchee.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка конкурсного мероприятия по экологическому воспитанию обучающихся
«Что? Где? Когда?» для 9б класса.
Фон – видеофрагмент фильма «Природа Волгоградской области»
Как хочется, пока живёшь на свете
Наслушаться прибоя и скворцов,
Настроить фантастических дворцов
И не бояться быть за них в ответе…
У большинства из нас термин «экология» ассоциируется с загрязнением окружающей среды, её защитой и сохранением. Но люди, знакомые с основами этой науки, знают, что она изучает взаимоотношения живых организмов с окружающей средой. Во многом такое мнение сложилось в связи всё с более ощутимыми последствиями влияния человека на природу планеты.
Длительное время в обществе господствовало течение антропоцентризм, главное место в котором занимал сам человек, как «венец творения» природы. Это привело к пренебрежительному отношению к ней и, в итоге, к истощению её ресурсов.
А как наши предки воспринимали природу?
Возможные ответы: как божество, благодарили её за дары, которыми она их обеспечивала, и ощущали себя её частицей.
Сегодня, несмотря на то, что человек находится на более высокой ступени развития, его сознание постепенно обращается к опыту древних – биоцентризму. Он понимает: кажущееся равновесие между ним и окружающим миром очень зыбкое. Ни один вид, ни один живой организм не может существовать изолированно от влияния своего окружения, как благоприятного, так и негативного.
А на какие группы можно разделить все живые организмы нашей планеты? Каково их назначение? Назовите их представителей.
Ответы: Продуценты, консументы, редуценты.
- Продуценты преобразуют энергию солнечного света в энергии химических связей органических веществ.
- Консументы потребляют готовые вещества и регулируют численность продуцентов.
- Редуценты перерабатывают мертвую органику и обеспечивают растения питательными веществами, замыкая круговорот веществ.
Обратите внимание на схему, которая отражает непрерывную взаимосвязь между компонентами любой экосистемы. Как вы думаете, можно ли расставить приоритеты между ними?
Ответы: нет, все они важны, т.к. обеспечивают непрерывность жизни на планете.
К какой группе относится человек? В чем проявляется его уникальность?
Ответы: человек – биосоциальное существо. Он относится к консументам как биологический вид Человек разумный, но изменяет среду обитания других организмов, подчиняя её законам социума.
Каждый человек играет свою роль в жизни общества: он – ребенок своих родителей, старший брат или младшая сестра, одноклассник, друг, единомышленник. Но кроме этого он должен занять свою нишу, почувствовать себя нужным окружающим, уметь отстаивать жизненную позицию, оставить свой след на планете.
Тема нашей сегодняшней встречи – «Под зеленым парусом – в будущее» и её символом является Ноев ковчег (трейлер м/ф). Кто из вас помнит, этот Библейский сюжет?
Возможный ответ команд:_____________________________________
Ведущая: Правильно, в Ноевом ковчеге было три яруса. Нижний занимали звери и пресмыкающиеся, средний ярус люди, а верхний птицы. Ной ввел на ковчег по одной паре всех наземных животных Из людей спаслись сам Ной с женою и трое его сыновей с женами Целый год от начала потопа продолжалось плавание Ноева ковчега. В пути Ной по-отечески заботился о животных: кормил из своих рук необходимой для каждого пищей и в установленные сроки, не зная покоя и отдыха ни днем, ни ночью.
Сегодня мы должны заселить свой корабль будущего различными группами живых организмов. Причем каждая, команда – свой ярус.
Итак, представляем первую команду игроков заключительной серии зимних игр «Что? Где? Когда?».
Команда «Продуценты», капитан команды – г-н Сергеев
Ваш девиз:
Наше имя – продуценты
Создаем мы вещества.
Нет важнее элементов в фотосинтезе, да-да!
Мы – зеленые растенья
Энергию от солнышка берем
А потом всем организмам
Безвозмездно отдаем.
Команда «Консументы», капитан команды –г-жа Афансаьева
Ваш девиз:
Мы команда – консументы,
мы содержим элементы
В нас содержатся всегда
Газы, соли и вода.
Команда «Редуценты», капитан команды – г-н/г-жа….
Ваш девиз: редуценты – важнейшие природы компоненты.
Из цепочки нас убрать – можно много потерять!
Корабль под зелеными парусами будет готов к отплытию только после того, как команды-компоненты экосистемы смогут заселить свой ярус, используя бонусы за каждый верный ответ.
Чей ярус первый, кто возвращает органические вещества в почву?
Редуценты.
Вторую палубу заселяют организмы, которые являются начальным звеном пищевых цепочек-
Продуценты.
На верхней располагаются Консументы
Итак, против вас играет команда телезрителей – коллектив МОУ гимназии №4 г. Волгограда, капитан команды – госпожа Корытина Татьяна Витальевна.
Итак, пришло время подвести итоги игры…
Сегодня вы соревновались с командой взрослых, специалистов в различных научных областях. Как вы думаете, кто-то остался за бортом экологической игры?
Ответ: нет, все предметы так или иначе подчиняюся основному экологическому принципу: «Все связано со всем».
Правильно!
Если между людьми и природой восстановятся мутуалистичекие (взаимовыгодные) отношения, с полной уверенностью можно будет утверждать, что мы – две половинки единственной в своём роде планеты – планеты, на которой есть Жизнь!
Наш ковчег готов к путешествию, а кто же его ждет? Кто он, на кого похож, какие лучшие свои качества мы должны ему передать?
Ответы:____________________________
К острову счастья сиренью покрытым,
К тем берегам где и любят и ждут.
Где тебе верят и с сердцем открытым
В гавани тихой найдет он приют.
Нами не все ещё пройдены тропы
В зарослях, топях, извилинах рек
И, распрямив, изумрудные стропы
К острову мира плывет наш ковчег!
Под зеленым парусом мы…
Под зеленым парусом мы…
1-й куплет:
Путешествуем по свету вместе мы,
Чтоб узнать побольше о планете.
Открываются богатства всей Земли
Посмотрите вы на них в зеленом цвете.
П.: Под зеленым парусом я
Полечу судьбе на встречу
И на карте свой маршрут отмечу.
Здесь на Ноевом ковчеге
Мы собрали в дар с тобою
Всем потомкам красоту земную.
2-й куплет:
Солнце дарит нам свою улыбку
И тепло друг другу мы передаем
Не имеем больше права на ошибку
Все узнали, дружбу нашу сбережем.
П.: Под зеленым парусом я
Полечу судьбе на встречу
И на карте свой маршрут отмечу.
Здесь на Ноевом ковчеге
Мы собрали в дар с тобою
Всем потомкам красоту земную.
Команда «Продуценты», капитан команды – г-н Сергеев Ваш девиз: Наше имя – продуценты Создаем мы вещества. Нет важнее элементов в фотосинтезе, да-да! Мы – зеленые растенья Энергию от солнышка берем А потом всем организмам Безвозмездно отдаем. | Команда «Продуценты», капитан команды – г-н Сергеев Ваш девиз: Наше имя – продуценты Создаем мы вещества. Нет важнее элементов в фотосинтезе, да-да! Мы – зеленые растенья Энергию от солнышка берем А потом всем организмам Безвозмездно отдаем. |
Команда «Продуценты», капитан команды – г-н Сергеев Ваш девиз: Наше имя – продуценты Создаем мы вещества. Нет важнее элементов в фотосинтезе, да-да! Мы – зеленые растенья Энергию от солнышка берем А потом всем организмам Безвозмездно отдаем. | Команда «Продуценты», капитан команды – г-н Сергеев Ваш девиз: Наше имя – продуценты Создаем мы вещества. Нет важнее элементов в фотосинтезе, да-да! Мы – зеленые растенья Энергию от солнышка берем А потом всем организмам Безвозмездно отдаем. |
Команда «Продуценты», капитан команды – г-н Сергеев Ваш девиз: Наше имя – продуценты Создаем мы вещества. Нет важнее элементов в фотосинтезе, да-да! Мы – зеленые растенья Энергию от солнышка берем А потом всем организмам Безвозмездно отдаем. | Команда «Продуценты», капитан команды – г-н Сергеев Ваш девиз: Наше имя – продуценты Создаем мы вещества. Нет важнее элементов в фотосинтезе, да-да! Мы – зеленые растенья Энергию от солнышка берем А потом всем организмам Безвозмездно отдаем. |
Команда «Продуценты», капитан команды – г-н Сергеев Ваш девиз: Наше имя – продуценты Создаем мы вещества. Нет важнее элементов в фотосинтезе, да-да! Мы – зеленые растенья Энергию от солнышка берем А потом всем организмам Безвозмездно отдаем. | Команда «Продуценты», капитан команды – г-н Сергеев Ваш девиз: Наше имя – продуценты Создаем мы вещества. Нет важнее элементов в фотосинтезе, да-да! Мы – зеленые растенья Энергию от солнышка берем А потом всем организмам Безвозмездно отдаем. |
Команда «Консументы», капитан команды –г-жа Афансаьева Наш девиз: Мы команда – консументы, Потребляем элементы Обеспечим мы баланс Поприветствуйте вы нас! | Команда «Консументы», капитан команды –г-жа Афансаьева Наш девиз: Мы команда – консументы, Потребляем элементы Обеспечим мы баланс Поприветствуйте вы нас! |
Команда «Консументы», капитан команды –г-жа Афансаьева Наш девиз: Мы команда – консументы, Потребляем элементы Обеспечим мы баланс Поприветствуйте вы нас! | Команда «Консументы», капитан команды –г-жа Афансаьева Наш девиз: Мы команда – консументы, Потребляем элементы Обеспечим мы баланс Поприветствуйте вы нас! |
Команда «Консументы», капитан команды –г-жа Афансаьева Наш девиз: Мы команда – консументы, Потребляем элементы Обеспечим мы баланс Поприветствуйте вы нас! | Команда «Консументы», капитан команды –г-жа Афансаьева Наш девиз: Мы команда – консументы, Потребляем элементы Обеспечим мы баланс Поприветствуйте вы нас! |
Команда «Консументы», капитан команды –г-жа Афансаьева Наш девиз: Мы команда – консументы, Потребляем элементы Обеспечим мы баланс Поприветствуйте вы нас! | Команда «Консументы», капитан команды –г-жа Афансаьева Наш девиз: Мы команда – консументы, Потребляем элементы Обеспечим мы баланс Поприветствуйте вы нас! |
Команда «Редуценты», капитан команды – г-н Рубченко Ваш девиз: Редуценты – важнейшие природы компоненты. Из цепочки нас убрать – можно много потерять! | Команда «Редуценты», капитан команды – г-н Рубченко Ваш девиз: Редуценты – важнейшие природы компоненты. Из цепочки нас убрать – можно много потерять! |
Команда «Редуценты», капитан команды – г-н Рубченко Ваш девиз: Редуценты – важнейшие природы компоненты. Из цепочки нас убрать – можно много потерять! | Команда «Редуценты», капитан команды – г-н Рубченко Ваш девиз: Редуценты – важнейшие природы компоненты. Из цепочки нас убрать – можно много потерять! |
Команда «Редуценты», капитан команды – г-н Рубченко Ваш девиз: Редуценты – важнейшие природы компоненты. Из цепочки нас убрать – можно много потерять! | Команда «Редуценты», капитан команды – г-н Рубченко Ваш девиз: Редуценты – важнейшие природы компоненты. Из цепочки нас убрать – можно много потерять! |
Команда «Редуценты», капитан команды – г-н Рубченко Ваш девиз: Редуценты – важнейшие природы компоненты. Из цепочки нас убрать – можно много потерять! | Команда «Редуценты», капитан команды – г-н Рубченко Ваш девиз: Редуценты – важнейшие природы компоненты. Из цепочки нас убрать – можно много потерять! |
Ход игры:
Обучающиеся сидят по командам (по 7 человек), капитаны команд в порядке очередности вращают волчок, затем происходит обсуждение ответа внутри команды в течение 1 минуты. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Цель игры: расширение экологических знаний обучающихся через метапредметные связи. Дополнительные вопросы ведущей подводят к главной идее мероприятия «Под зеленым парусом – в будущее».
Вопрос 1 . КостылеваЕ.Н.
Почему кошка тщательно моется, вылизывая себя языком?
Кошка тщательно моется, чтобы не иметь запаха при охоте на мышей, иначе ей не поймать добычу.
Дополнительный вопрос от ведущей: Какой тип взаимоотношений существует между этими животными? (хищничество)
Вопрос 2. Кривенцова Э.Р.
Растительность Западной Европы, северо – востока США и некоторых других районов Земли вырабатывают в несколько раз меньше кислорода, чем его потребляют промышленность и гетеротрофные организмы на этих территориях. Почему здесь сохраняется жизнь?
В тропиках и субтропиках растения выделяют избыток кислорода, и он равномерно распределяется в пределах атмосферы планеты, поэтому, не смотря на то, что некоторые регионы недостаточно вырабатывают кислорода, его хватает всем.
Дополнительный вопрос от ведущей: На какие группы делятся организмы по типам дыхания и питания?(аэробы и анаэробы; авто-, гетеро-, миксотрофы). Приведите примеры.
Вопрос 3. Санарова Г.Э.
Это растение всем хорошо известно. Его родина – Мексика. В 1874 году русский академик Севергин в книге «Царство произрастания» писал : «Сие растение почитается способным исцелять раны. Наибольшее употребление семени есть в пищу попугаям; можно получать из него масло, пережженные семена имеют запах кофе и производят наливку, почти столь же приятную». Подскажу: его семена любят и взрослые, и дети. Как оно называется?
Это – подсолнечник.
Дополнительный вопрос от ведущей: Какие типы взаимоотношений между этим растением и животными существуют? (мутуализм с насекомыми-опылителями).
Вопрос 6. Нечаева О.В.
Земноводные появились на свет около 350 миллионов лет назад от древних кистеперых рыб. Знаменитый эволюционист Жоффруа Сен-Илер говорил, что каждый, кто желает убедиться в справедливости эволюционной идеи, сам своими глазами может каждую весну видеть чудо – повторение выхода позвоночных на сушу. О чём это он?
Правильный ответ: превращение головастика в лягушку.
Дополнительный вопрос от ведущей: В чем заключается экологическое значение личиночной стадии амфибий? (снижение конкуренции со взрослыми особями).
Вопрос 8. Черный ящик (музыка). Вопрос задаёт ведущая.
В черном ящике лежит предмет, который был создан благодаря особому строению пера птицы, и им мы продолжаем активно пользоваться по сей день. Через 1 минуту назовите этот предмет.
Правильный ответ: молния.
Дополнительный вопрос от ведущей: Как называется наука, использующаяся идеи природы для создания конструкций, аппаратов (бионика).
Вопрос 9. Курицына Л.Е.
Хоть острым взглядом нас природа одарила,
Но близок оного конец имеет сила,
Коль много микроскоп нам тайностей открыл,
Невидимых частиц и тонких в теле жил.
Кто автор этих строк?
Ломоносов Михаил Васильевич
Дополнительный вопрос от ведущей: Какие первые организмы появились на Земле и с чем это связано? (бактерии).
Вопрос 10. Аракелян Н.Г.
Удалого Садко полюбила водяная царица Волхова. Но однажды в лунном сиянии увидела она своего возлюбленного в объятиях красивой земной девушки Любавы. Отвернулась она от Садко и пошла прочь, а из её прекрасных синих глаз покатились слёзы, и только Луна была свидетелем того, как эти чистые слёзы превращались в цветы, унизанные жемчужинами под названием….. Что это за цветок?
Символом символом чистой и нежной любви с тех давних времен считается ландыш майский.
Дополнительный вопрос от ведущей: Яркая окраска венчика цветка служит для привлечения опылителей. Почему же у ландыша венчик белый? (заметен под пологом леса).
Вопрос 11.Гузенко И.В.
Согласно русской пословице, голову нужно держать в холоде. Вопрос: как, согласно этой же пословице, нужно держать ноги и живот?
Пословица гласит: Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
Именно тогда, ты сможешь быстро принимать решения и трезво мыслить, быстро двигаться, и точно не заработаешь простуду, если ноги содержишь в тепле. Именно эта пословица была любимой у известного полководца Александра Васильевича Суворова.
Дополнительный вопрос от ведущей: Что стало предпосылкой для возникновения вида Человек разумный? (развернутый ответ).
Вопрос 12. Белова А.В. Гиппократом было создано учение о соках организма, типах телесного строения. В организме, по мнению Гиппократа, есть 4 жидких сока: кровь, черная желчь, желтая желчь, слизь. Основное в типе телесного строения человека то, какой сок преобладает в организме.
Вопрос: Что из себя представляют люди, в организме которых преобладает одна из четырех жидкостей?
Гиппократ – основоположник учения о типах человеческого темперамента. Он считал, что преобладание в организме
черной желчи – “мелайна холе” свойственно меланхоликам.
Желтая желчь – “холе” у холериков.
Крови – “сангвис” – больше у сангвиников.
Слизи – “флегмы” – у флегматиков.
Дополнительный вопрос от ведущей: Почему человек считается биосоциальным существом? (развернутый ответ).
Вопрос 13. Блиц Самохина А.А.
За 1 минуту вам нужно ответить на 3 вопроса. Только если ответы на все вопросы будут правильными, игрокам засчитывается балл.
А)Назовите самого прожорливого хищника планеты. (Стрекоза. Она съедает за день пищи в несколько раз больше собственного веса.)
Б) Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (У вороны оно как лоток, у сороки – круглое, с крышей).
В) Какие ягоды можно собирать весной из-под снега? (клюкву, бруснику).
Музыкальная пауза:
- Исполнение гимна класса.
- Под зелеными парусами… (на мотив песни «На большом воздушном шаре» исполняет Бессонова Диана).
Подвести итоги, выявить команду победителя, лучших игроков в каждой команде. Сделать вывод по игре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое путешествие "Зеленая Аптека"
Воспитание навыков экологической культуры, навыков взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения. ...
Программа детского летнего экологического лагеря "Зеленая планета"
Здесь вы найдете паспорт программы, пояснителную записку, основные программные мероприятия, план-график реализации программы и др. документацию....
Сценарий экологической игры «Зеленый марафон»
Цель: Привитие экологического мышления, повышение уровня сознательности и ответственности к окружающему миру.Задачи:- расширить знания детей об экологии, объектах живой и неживой природы;- продолжить ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Зеленый парус»
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит взаимодействию учебной и внеурочной деятельности. Цель э...
Конспект занятия деятельности объединения экошколы "Зеленые паруса"
Экологические пазлы "В гармонии с природой"...
Программа внеурочной деятельности "Зеленый парус" 6 класс
Цель программы: -.Формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роли и места человека в биосфере, активной роли ч...
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности экологический кружок «Зеленая планета» уровень среднего общего образования срок освоения: 1 год направление: экологическое
АННОТАЦИЯРабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Зеленая планета» (далее – рабочая программа) для воспитанников основного и среднего общего образования является сос...