Программа детского летнего экологического лагеря "Зеленая планета"
рабочая программа по экологии по теме
Здесь вы найдете паспорт программы, пояснителную записку, основные программные мероприятия, план-график реализации программы и др. документацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа детского летнего экологического лагеря "Зеленая планета" | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край Выселковский район станица Ирклиевская | |||
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение | |||
средняя общеобразовательная школа № 5 станицы Ирклиевской | |||
муниципального образования Выселковский район | |||
УТВЕРЖДЕНО | |||
решение педсовета протокол № 1 | |||
от « ___ » _____________20____года | |||
председатель педсовета | |||
Н.В. Клименко | |||
подпись руководителя ОУ | Ф.И.О. | ||
ПРОГРАММА
детского летнего экологического лагеря
дневного пребывания МБОУ СОШ № 5
станицы Ирклиевской Краснодарский край
Выселковский район
«Зеленая Планета»
2012г.
станица Ирклиевская
Приказы «Об организации деятельности лагерей с дневным пребыванием при МБОУ СОШ №5 в 2013 г».
Положение о летнем лагере дневного пребывания с экологическим направлением детей.
План мероприятий лагеря дневного пребывания МБОУ СОШ № 5 на 2-ю смену
Режим дня
летнего экологического лагеря дневного пребывания
«Зеленая Планета»
( 02.07.13. – 22.07.13. )
8.30. – 8.45. | Мы вам рады! | |
8.45. – 9.00. | Горн трубит: пора, пора! | Зарядка. |
9.00. – 9.15. | Пора-пора на линейку, детвора! | Линейка. |
9.15. – 9.45. | Все за стол! Узнать пора, | Завтрак. |
9.45 – 13.00. | Кто-то любит танцевать, |
Мероприятия по плану. |
13.00. – 13.30. | Оздоровительные процедуры | |
13.30. – 14.00. | Но у всех, смешливых даже, | Обед. |
14.00. – 14.15. | На линейку становись! | Линейка по итогам дня. |
14.30. | До свиданья! До новых встреч! | Уход домой. |
Инструкции.
1. Должностная инструкция «Начальника пришкольного лагеря дневного пребывания»
2. Должностная инструкция «Воспитателя пришкольного лагеря дневного пребывания»
3. Должностная инструкция «По охране труда при работе на учебно-опытном участке»
4. Инструкция «По пожарной безопасности в учреждении»
5. Инструкция «По охране труда при обучении плаванию»
6. Инструкция «По охране труда при занятиях игровыми видами спорта (футбол, волейбол, баскетбол)»
7. Инструкция «Вводного инструктажа при посещении летнего оздоро-вительного лагеря»
8. Инструкция «Вводного инструктажа при работе в летнем оздоровительном лагере»
9. Инструкция по охране труда «О мерах пожарной безопасности»
ПРОГРАММА
детского летнего экологического лагеря
дневного пребывания
МБОУ СОШ № 5
станицы Ирклиевской
Краснодарский край
Выселковский район
«Зеленая планета»
Составила Починок Наталья Анатольевна,
руководитель группы участников экопрограммы «Больше кислорода»
МБОУ СОШ №5 станица Ирклиевская
Выселковский район Краснодарский край
станица Ирклиевская 2013г.
Паспорт программы
Наименование программы | Программа детского пришкольного экологического лагеря дневного пребывания «ЗЕЛЕНАЯ ПЛАНЕТА» |
Разработчики программы | Учитель химии и биологии- руководитель группы участников экопрограммы «Больше кислорода», заместитель директора по ВР, учителя-воспитатели. |
Участники программы | Учащиеся МБОУ СОШ № 5 в возрасте 11-14 лет. |
Цель программы | Расширить знания обучающихся об окружающей живой природе, способствовать формированию бережного отношения к ней, способствовать оздоровлению и физическому совершенствованию ребят. |
Задачи программы |
|
Принципы реализации программ |
к окружающему миру.
|
Формы и методы | - тематические программы;
|
Сроки и этапы реализации программы | I этап. Подготовительный – апрель – май 2013 г. II этап. Организационный – 01.07. 2013 г. III этап. Основной – 02.07 по 19.07. 2013 г. IV этап. Заключительный – 22 .07. 2013 г.
|
Основные программные мероприятия | Направления:
|
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | - Повышение уровня экологической культуры. |
I. Пояснительная записка
«Мы – хозяева нашей Родины и она для нас
кладовая солнца с великими сокровищами жизни»
М. Пришвин
Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными уголками природы, здоровье. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом.
Для того, чтобы воспитание в летнее время стало полноценной социально-педагогической деятельностью, необходимо открытие летних лагерей дневного пребывания. Система летнего лагеря с экологической направленностью является способом организации жизнедеятельности участников лагеря, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов, содействующих развитию личности участника.
На базе нашего общеобразовательного учреждения МБОУ СОШ №5 этим летом открывается летний экологический лагерь дневного пребывания «ЗЕЛЕНАЯ ПЛАНЕТА».
Экологическое воспитание в условиях летних лагерей является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность. Только непосредственное включение учащихся в природоохранную и просветительскую деятельность необходимо для формирования личности, способной жить в гармонии с природой.
Создание летнего лагеря дневного пребывания с экологической направленностью является актуальной. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, нередки случаи нарушения норм внесения минеральных удобрений и так далее. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение. Детям, живущим в сельской местности, эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.
Новизна данной программы заключается в том, весь период насыщен разноплановой интересной деятельностью, четким режимом жизнедеятельности и питания, действует латентный характер помощи и поддержки детей лагеря.
Цель программы: расширить знания обучающихся об окружающей живой природе, способствовать формированию бережного отношения к ней, способствовать оздоровлению и физическому совершенствованию ребят.
Задачи:
- расширение экологических знаний, полученных при изучении школьных предметов;
- формирование у учащихся активного и ответственного отношения к окружающей среде;
- максимальное использование возможностей природного окружения;
- выявление учащихся, склонных к исследовательской деятельности в области экологии;
- организация активного отдыха и оздоровление детей;
- развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.
Принципы:
Программа летнего экологического лагеря с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:
- Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру.
- Принцип творческого отношения к делу.
- Принцип добровольности участия в делах.
- Принцип учета возрастных особенностей детей.
- Принцип доступности выбранных форм работы.
Участники программы
Лагерь комплектуется на лето 2013 года из числа учащихся 5-8 классов, продолжительность пребывания в лагере 15 дней, количество детей 50 человек. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Формы и режим занятий
Форма занятий групповая. Занятия проводятся с элементами игры. Программа используется в лагере дневного пребывания при школе. Она рассчитана на одну лагерную смену, т. е. 15 дней.
Сопутствующими технологиями являются коммуникативная, групповая, ТАД (творчество, активность, действие) и др.
Эти технологии обеспечат достижение поставленных организационных и методических идей.
Игровая технология раскроет творческий потенциал ребенка, разовьет интеллектуальные, творческие и физические способности, сформирует навыки позитивного общения со сверстниками, привлечет ребят к сознательному выбору активного и здорового образа жизни.
Совещание – это метод коллективной выработки решений или передачи информации, основанный на данных, полученных непосредственно от участников групповой работы.
Цель совещания: взаимная ориентация участников, обмен мнениями, координация планов, намерений, мотивов, жизненного и профессионального опыта.
Мозговой штурм – групповое генерирование большого количества идей за относительно короткий отрезок времени. В его основе лежит принцип ассоциативного мышления, и взаимного стимулирования. Этот метод ослабляет стереотипы и шаблоны привычного группового мышления, и при этом никто не отмалчивается и «ценные мысли не сохнут на корню». Проводится он при остром дефиците творческих решений и новых идей.
Достоинства этого метода:
- снижается критичность и закрытость мышления, что способствует развитию творчества, оригинальности, формирует позитивную установку человека по отношению к собственным способностям;
- участникам предоставляется возможность проявить сочувствие, одобрение и поддержку друг другу;
- эффективно преодолеваются внутренние логические и психологические барьеры, снимаются предубеждения, осознаются стереотипы.
Ситуационно-ролевые и деловые игры – позволяют моделировать, обсуждать и реально проигрывать по ролям различные ситуации из области профессиональной деятельности, включая процессы межличностного и группового общения.
Формы и методы работы по программе, которые будут использоваться:
- тематические экскурсии;
- познавательные игры и викторины;
- спортивные игры и соревнования;
- психологические игры;
- игровые тестирования, опросы, анкетирование;
- беседы, семинары, исследовательская работа, «круглые столы» по обсуждению достигнутых результатов.
- занятия на природе;
- изготовление поделок, гербариев, выпуск школьной газеты.
- концерты, фестивали, акции.
Сроки и этапы реализации программы:
Программа рассчитана на апрель-июль 2013 г. и раскрывает следующие этапы и сроки реализации:
I этап. Подготовительный – апрель – май 2013 г.
II этап. Организационный – 01.07. 2013 г.
III этап. Основной – 02.07 по 19.07 2013г.
IV этап. Заключительный – 22 07. 2013 г.
I этап. Подготовительный – апрель – май 2013 г.
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия летнего экологического лагеря дневного пребывания начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
издание приказа по школе об открытии пришкольного летнего экологического лагеря дневного пребывания;
разработка программы деятельности пришкольного летнего экологического лагеря с дневным пребыванием детей «ЗЕЛЕНАЯ ПЛАНЕТА»;
- подготовка методического материала для работников лагеря;
- отбор кадров для работы в пришкольном летнем экологическом лагере;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-график, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
- комплектование отрядов.
II этап. Организационный – 1 июля 2013 г.
Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, проведение бесед по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
запуск программы «ЗЕЛЕНАЯ ПЛАНЕТА»;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
- выявление и постановку целей развития коллектива и личности;
- сплочение отряда;
- формирование законов и условий совместной работы;
- подготовку к дальнейшей деятельности по программе.
III. Основной этап – 02.07 по 19.07. 2013г.
Данный этап включает реализацию основных положений программы. Участники летнего экологического лагеря дневного пребывания;
познают, отдыхают, трудятся;
делают открытия в себе, в окружающем мире;
помогают в проведении мероприятий;
учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
развивают способность доверять себе и другим;
укрепляют свое здоровье;
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческие дела;
Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядные уголки с экологической тематикой, здорового образа жизни, выставку рисунков, поделок.
IV. Заключительный этап – 22 июля 2013 г.
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов смены;
анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего профильного экологического лагеря в будущем.
Ожидаемые результаты
- Повышение уровня экологической культуры.
- Укрепление и оздоровление детского организма: формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены), развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости).
- Эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года.
- Развитие творческой и исследовательской активности каждого ребенка, творческий рост детей.
- Приобретение детьми опыта общения со сверстниками в новых для них условиях.
- Развитие лидерских качеств.
- Выпуск школьной экологической газеты.
- Эстетическое оформление клумб пришкольного участка.
II. Основные программные мероприятия
№ | Направления | Способы и формы проведения |
1 | Правила поведения в природе | Ознакомление с правилами поведения в лесопарках, у водоёмов. Беседа- урок о лекарственных травах, трудовой десант, игра-викторина
|
2 | Лесополосы, луг, степь, река. Знакомство с окрестными экосистемами | Беседы об агроэкосистемах, его обитателях, растениях, роль человека в агроэкосистеме и экосистеме. Игра-викторина. Экскурсия в парк, к речке.
|
3 | Практикум «Озеленение территории школьного двора» | Значение озеленения территории школы. Влияние на здоровье школьников деревьев и кустарников. Посадка, пересадка цветов на школьной клумбе. Круглый стол по обсуждению достигнутых результатов.
|
4 | Экология и окружающая среда. Изучение экологического состояния улиц населённого пункта. | Цель: Изучение экологического состояния улиц населённого пункта. Трудовой десант. Анкетирование. Круглый стол.
|
5 | Лекарственные растения в окрестностях станицы Ирклиевской. | Изучение лекарственных растений Краснодарского края Занятия на природе.
|
6 | Охрана окружающей среды
| Беседа об охране окружающей среды. Выпуск газеты, бюллетеней. Акция. |
III. План-график реализации программы
№ | Направления | Мероприятия | Дата проведения | Ответственные |
1 |
| 1.Торжественная линейка. Открытие лагеря. 2. Ознакомление с планом работы лагеря, инструктаж по ТБ. 3. Анкетирование
| 02.07.2013 г. | Начальник лагеря, воспитатели |
2 | Правила поведения в природе | 1. Беседа «Правила поведения в лесопарках, у водоёмов». 2. Трудовой десант – прополка пришкольного участка 3. Экскурсия в парк ст. Выселки. 4. Ролевая игра-беседа «Как обезопасить свою жизнь»
| 0307.2013 г.
| Воспитатели |
|
| 1.Беседа «Знакомимся с Красной книгой» 2. Беседа- урок о лекарственных травах 3. Игра-викторина 4. Трудовой десант.
| 04.07.2013 г.
| Воспитатели, библиотекарь.
|
3 | Лесопарк, луг, степь, река. Знакомство с окрестными экосистемами | 1. Беседы об агроэкосис-темах, Кубани, его обита-телях, растениях, значение человека в агроэко-системе и экосистеме. 3. Беседа «Как защитить природу» 4. Трудовой десант.
| 05.07.2013 г.
| Воспитатели, учитель физкультуры |
|
| 1. Беседы о реках станицы, их обитателях, значении водоёмов в экосистеме. Инструктаж по ТБ « Правила поведения в аквапарках. 2. Экскурсия в аквапарк ст. Павловской. 3. Трудовой десант 4. Игра-викторина
| 08.07.2013 г. | Воспитатели, библиотекарь.
|
4 | Практикум «Озеленение территории школьного двора»
| 1. Беседа «Значение озеленения территории школы. Влияние на здоровье школьников деревьев и кустарников». 2. Посадка, пересадка цветов на школьной клумбе. 3. Круглый стол по обсуждению достигнутых результатов. 4. Конкурс гербарий, рисунков, подделок.
| 09.07.2013 г. | Воспитатели, учитель технологии |
|
| 1. Беседа «Почему здоровым быть модно» 2. Веселые старты. 3. Конкурс рисунков «Я здоровый человек» 4. Трудовой десант
| 10.07.2013 г. | Воспитатели, учитель физкультуры |
5 | Экология и окружающая среда. Изучение экологического состояния улиц населённого пункта
| 1.Беседа «Экология и состояние организма» . 2. Трудовой десант. 3. Анкетирование. 4. Экскурсия в парк культуры и отдыха г. Краснодар. 5. Практическое занятие по безопасности жизнедеятель-ности. | 11.07.2013 г. | Воспитатели, учитель физкультуры, ОБЖ |
|
| 1. Спортивно-массовая игра 2. Трудовой десант. 3. Круглый стол. 4. Выпуск бюллетеня.
| 12.07.2013 г. | Воспитатели, учитель физкультуры, библиотекарь. |
6. | Лекарственные растения в окре-стностях ст. Ирклиевской | 1. Беседа «Лекарственные растения Краснодарского края 2. Трудовой десант. 3. Психологическое тестирование 4. Акция «Чистая станица»
| 15.07.2013 г. | Воспитатели. |
|
| 1 Занятия на природе. 2. Игры на свежем воздухе. Подвижные игры. 4. Акция «Чистая станица» Волантерская помощь ветеранам | 16.07.2013 г. | Воспитатели, учитель физкультуры |
7 | Охрана окружающей среды
| 1. Беседа об охране окружающей среды 2. Игры на спортивной площадке минифутбол. 3. Трудовой десант. 4. Подготовка к фестивалю «Экология и мы»
| 17.07.2013 г. | Воспитатели, музыкальный руководитель, учитель физкультуры |
1.Беседа. Значение зеленых зон отдыха для человека. 2.Бережное отношение к парку станицы, зонам отдыха у рек. 3.Трудовой десант по уборке станичного парка. 4. Подготовка к фестивалю «Экология и мы» | 18.07.2013 г. | |||
|
| 1 Беседа об охране окружающей среды. 2. Выпуск газеты, бюллетеней. Фестиваль. 3. . Подготовка к фестивалю «Экология и мы» 4. Трудовой десант.
| 19.07.2013 г. | Воспитатели, учитель физкультуры, музыкальный руководитель |
|
| 1. Фестиваль «Экология и мы» 2. Уход за цветами на пришкольном участке. 3. Торжественное закрытие лагерной смены. Награждение. 3. Анкетирование, опрос.
| 22.07.13 г. | Начальник лагеря, воспитатели |
IV. Методическое обеспечение программы:
Учебные и методические пособия:
научная, специальная, методическая литература
(См. список литературы)
Материалы из опыта работы:
Дидактические материалы:
- Бланки анкет.
- Инструкции по обработке анкет и тестов.
- Рисунки, картинки, карты, атласы.
Методические разработки:
- Занятия по экологическим блокам. Рекомендации по проведению мероприятий. Разработки бесед, походов, конкурсов, экскурсий. Индивидуальная работа с детьми.
V. Ресурсное обеспечение программы:
Нормативно-правовой ресурс:
Закон «Об образовании РФ»
- Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
- Положение о лагере дневного пребывания.
- Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
- Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
- Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
- Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
- Приказы Управления образования.
- Должностные инструкции работников.
- Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
- Заявления от родителей.
- Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
- Акт приемки лагеря.
- Планы работы.
Кадровый ресурс:
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Координаторы смены:
- начальник лагеря,
- заместитель директора по ВР;
- музыкальный руководитель;
- учитель ОБЖ.
Кураторы отрядов:
- воспитатели отрядов (из числа педагогов школы).
Материально-технический ресурс:
|
Применение | Источник финансирования и материальная база |
Ответственные |
1 | 2 | 3 | 4 |
Кабинеты | Классный кабинет | Материальная база школы: закупка канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
Спортивный зал | Занятия спортом, соревнования, линейка (в случае плохой погоды) | Материальная база школы | Физ. руководитель |
Спортивная площадка | Линейка, проведение обще лагерных экологических мероприятий на воздухе, спортивные состязания | Материальная база школы | Физ. руководитель |
Пришкольный участок | Занятия на природе, изготовление гербариев | Материальная база школы | Воспитатели, администрация лагеря |
Актовый зал | Праздничные экологические мероприятия и концерты | Материальная база школы | Воспитатели, администрация лагеря |
Медкабинет | Медицинский контроль мероприятий лагерной смены | Материальная база школы | Медицинская сестра |
Школьная библиотека | Литература для педагогов и детей лагеря экологической направленности | Материальная база школы | Библиотекарь |
Школьная столовая | Завтрак, обед. | Фонд социального страхования, местный бюджет | Заведующая пищеблоком |
Методический кабинет | Творческая мастерская воспитателей. | Материальная база школы | Воспитатели |
Комнаты гигиены | Туалет, раздевалка | Материальная база школы | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
Начальник лагеря
VI. Список использованной для разработки программы литературы:- Алешин В.М., Серебряков А.В. Туристская топография. - М.: Профиздат, 1985.
- Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
- Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007.
- Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие / – М.: Педагогическое общество России, 2001.
5. Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.
6. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.
- Туристская игротека: учебно-методическое пособие/ Под ред. Ю.С. Константинова. М..: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт и программа деятельности детского общественного объединения «Зелёная планета»
Детское общественное объединение «Зелёная планета» создано на базе МБОУ лицей № 87 имени Л.И. НовиковойАдрес лицея: 603047, г. Нижний Новгород, ул. Красных Зорь, 14 а, телефон: 2240382Время создания: ...
Программа детской летней площадки по английскому языку "Приключения юных лингвистов"
Согласно ФГОС нового поколения наша обновлённая система образования должна взрастить и выпустить во взрослый социум совершенно нового человека, образ которого определён приоритетными задачами развития...
Программа курса летней экологической практики " Лес как экосистема"
Предлагаемая программа рассчитана для учащихся 8 - 11 кл. (14-17лет) и состоит из 2-х ...
Программа летнего экологического лагеря "РОДНИК" на базе МБОУ Семлевской СОШ №1
В нашей сельской малокомплектной школе существует ряд особых проблем по организации летней оздоровительной кампании: удалённость от районного центра (30 км), узкий круг социальных ...
ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВЫЕЗДНОГО ЛАГЕРЯ «ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
Одно из направлений в организации летнего отдыха школьников - организация детского экологического выездного лагеря на берегу озера Тягамальто.Актуальность данной пр...
ПРОГРАММА летнего экологического лагеря кратковременного пребывания детей и подростков «Путешествия по оленьим тропам»
Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными уголками природы, здоровье. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напря...
Рецензия на Программу летнего экологического лагеря кратковременного пребывания детей и подростков«Путешествия по оленьим тропам» МБОУ ДО «Тазовский районный Дом творчества»
Реце́нзия (от лат. recensio — осмотр, обследование) — жанр журналистики, а также научной и художественной критики. Рецензия дает право на оц...