Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности экологический кружок «Зеленая планета» уровень среднего общего образования срок освоения: 1 год направление: экологическое
рабочая программа (5 класс)
АННОТАЦИЯ
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Зеленая планета» (далее – рабочая программа) для воспитанников основного и среднего общего образования является составной частью основной образовательной программы основного общего образования и основной образовательной программы среднего общего образования частного общеобразовательного учреждения «РЖД лицея № 6» (далее-РЖД лицей).
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования ориентирована на целевые приоритеты, сформированные рабочей программой воспитания РЖД лицея. Это позволяет обеспечить единство требований ФГОС во всем пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями:
• Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• приказа Министерства просвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
• приказа Министерства просвещения от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»;
• приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371«Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»
• СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Зеленая планета» включает следующие разделы:
1. Пояснительная записка.
2. Содержание учебного курса внеурочной деятельности.
3. Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности.
4.Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы курса внеурочной деятельности «Зеленая планета», и возможность использования по темам электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании. Рабочая программа также содержит указания на формы проведения занятий.
Основные цели программы: формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т. е. с самими школьниками, как частью природы; формирование и развитие экологической культуры, экологических знаний у воспитанников, вовлечение их в природоохранную деятельность.
Задачи:
- развить познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся;
- углубить и расширить имеющиеся у школьников бытовые знания экологии и знания о природе, полученные в начальной школе;
- воспитать экологическую культуру, которая поможет учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, и убережет, от разрушительных для экосистем действий;
- использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Место учебного курса внеурочной деятельности в плане внеурочной деятельности
Класс | Количество часов в неделю | Количество учебных недель | Всего часов за учебный год |
5-10 | 3 | 34 | 102 |
всего |
|
| 102 |
Содержание программы представлено разделами: «Правила экологичного образа жизни», «Здоровье своими руками», «Экологические навыки», Экологический практикум.
Форма промежуточной аттестации:
Демонстрация достижений (участие в региональных и общешкольных мероприятиях, экологических слётах, олимпиадах, проектах, форумах).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zelenaya_planeta_mohova_ki.docx | 71.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное общеобразовательное учреждение «РЖД лицей № 6»
ПРИНЯТА решением школьного методического объединения воспитателей протокол от «__»__________2023г. №___ Бутакова А.Е./ФИО руководителя ШМО/ | СОГЛАСОВАНА заместителем директора по ВР Поникаровская Ж.В./ФИО зам. директора по ВР/ «__»_____________2023г. |
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
экологический кружок «Зеленая планета»
уровень среднего общего образования
срок освоения: 1 год
направление: экологическое
Составитель:
Мохова Кристина Игоревна
Барабинск, 2023г
АННОТАЦИЯ
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности экологический кружок «Зеленая планета» (далее – рабочая программа) для воспитанников основного и среднего общего образования является составной частью основной образовательной программы основного общего образования и основной образовательной программы среднего общего образования частного общеобразовательного учреждения «РЖД лицея № 6» (далее-РЖД лицей).
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования ориентирована на целевые приоритеты, сформированные рабочей программой воспитания РЖД лицея. Это позволяет обеспечить единство требований ФГОС во всем пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями:
• Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• приказа Министерства просвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
• приказа Министерства просвещения от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»;
• приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371«Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»
• СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Зеленая планета» включает следующие разделы:
1. Пояснительная записка.
2. Содержание учебного курса внеурочной деятельности.
3. Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности.
4.Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы курса внеурочной деятельности экологический кружок «Зеленая планета», и возможность использования по темам электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании. Рабочая программа также содержит указания на формы проведения занятий.
Основные цели программы: формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т. е. с самими школьниками, как частью природы; формирование и развитие экологической культуры, экологических знаний у воспитанников, вовлечение их в природоохранную деятельность.
Задачи:
- развить познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся;
- углубить и расширить имеющиеся у школьников бытовые знания экологии и знания о природе, полученные в начальной школе;
- воспитать экологическую культуру, которая поможет учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, и убережет, от разрушительных для экосистем действий.
Место учебного курса внеурочной деятельности в плане внеурочной деятельности
Класс | Количество часов в неделю | Количество учебных недель | Всего часов за учебный год |
5-10 | 3 | 34 | 102 |
Всего |
| 102 |
Содержание программы представлено разделами: «Правила экологичного образа жизни», «Здоровье своими руками», «Экологические навыки», Экологический практикум.
Форма промежуточной аттестации:
Демонстрация достижений (участие в региональных и общешкольных мероприятиях, экологических слётах, олимпиадах, проектах, форумах).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всём пространстве школьного образования.
Сегодня всё население планеты включено в общественные отношения, непосредственно или опосредованно связанные с окружающей средой. Современный человек в повседневной жизни часто оказывается в ситуациях, требующих принятия экологически оправданных решений. А это значит, что каждому человеку, вне зависимости от сферы профессиональной деятельности, предпочтений и увлечений, необходимо владеть экологическими знаниями, ориентироваться на экологическую безопасность.
Устойчивое развитие сегодня возможно только при осознанном и заинтересованном участии экологической деятельности всех людей, в первую очередь наиболее активной части населения — учащейся молодёжи. Современным школьникам
важно научиться жить в мире, который стоит перед очевидными и очень сложными для решения экологическими вопросами. Этим и обусловлена актуальность данной программы внеурочной деятельности.
Реализация программы в школах страны поможет построить экологически безопасное будущее для каждого человека и позволит школьнику находить баланс между своими потребностями и природой. Кроме того, реализация программы поможет формированию субъектной позиции школьников в сфере экологии, заключающейся в их отказе от пассивной роли созерцателя и переходе к активному и осознанному включению в решение экологических проблем.
Программа поможет ребёнку:
- в формировании экологических знаний, в развитии его ценностного отношения к природе, в организации его экологически сообразной деятельности. Это позволит ребёнку получить представление о современном состоянии экологии города, страны, планеты; об основных экологических понятиях и проблемах; научиться проводить простейшие исследования в сфере экологии; проявлять заботу о природе; получить опыт экологической деятельности;
- приобрести знания о взаимодействии и взаимосвязи природы, общества и человека, что позволит сформировать готовность к бережному отношению к природе, к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения окружающей среды;
- в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей. Эти навыки помогут ребёнку стать увереннее в себе, честнее с самим собой, понимать и оценивать степень влияния других людей на свои решения, оценивать влияние собственных решений на состояние окружающей природы и собственного здоровья;
- понять необходимость ежедневных усилий по поддержанию чистоты в доме, на улице, в лесу, по сортировке мусора, по минимизации использования пластика в быту, по экономии ресурсов, по соблюдению правил здорового образа жизни и т п.;
- в планировании своего жизненного и профессионального пути, для которого будет естественен экологичный образ жизни.
Срок реализации программы - 1 год.
Количество часов в год – 102 часа, в которые входят теоретические беседы, экологические акции различного уровня, участие в конкурсах и олимпиадах.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу.
Форма обучения – очная.
Возраст обучающихся: 11-15 лет.
Кол-во обучающихся: от 8 до 15 человек.
Целью изучения курса является формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т. е. с самими школьниками, как частью природы; формирование и развитие экологической культуры, экологических знаний у воспитанников, вовлечение их в природоохранную деятельность.
Задачи курса:
Обучающие:
- расширить представления об окружающем мире;
- сформировать представления о природных сообществах области;
- познакомить об охраняемых территориях России и своей области;
- сформировать умения и навыки природоохранной деятельности;
Развивающие:
- развить мотивацию к экологически грамотному поведению и здоровому образу жизни;
- развить мышление, наблюдательность, внимание, память;
- развить способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-развить самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.
Воспитательные:
- развивать интерес к изучению природы родного края, понимание активной роли человека в природе;
- формировать уважительное отношение к чужому мнению;
- воспитать бережное отношение к окружающей среде;
- воспитать в каждом учащемся активную гражданскую позицию и любовь к Родине,
- сформировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Пути реализации задач
Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), в рамках которых предусмотрены такие формы, как беседы, дискуссии, практикумы, экскурсии, встречи, деловые и ролевые игры, групповые работы, интервью.
Связь с рабочей программой воспитания РЖД лицея № 6
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рабочей программы воспитания РЖД лицея № 6. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка. Это проявляется:
- в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания;
- в возможности комплектования разновозрастных групп для организации социально-значимой совместной деятельности школьников, воспитательное значение которых отмечается в примерной программе воспитания;
- в высокой степени самостоятельности школьников в совместной социально значимой деятельности, что является важным компонентом экологического воспитания;
- в понимании особенностей надорганизменного уровня организации жизни, в характеристике растительных сообществ, сезонных и поступательных изменений растительных сообществ, растительности (растительный покров) природных зон Земли, в свободном оперировании понятиями: экосистема, экологическая пирамида, трофическая сеть, биоразнообразие;
- в понимании причин и знании меры охраны растительного мира Земли, оперирование понятиями: особо охраняемые природные территории (резерваты), заповедники, национальные парки, биосферные резерваты, в имении представления о Красной книге;
- во владении приёмами работы с информацией: формулировать основания для извлечения и обобщения информации из нескольких источников (2-3), преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Введение в курс внеурочной деятельности «Экологичный образ жизни» (9ч). Давайте знакомиться. Игры и упражнения, помогающие познакомиться. Ожидания каждого школьника и группы в целом от совместной работы в рамках программы. Кто защищает природу. Понятия «экология», «экологичный образ жизни», «экологическая деятельность». Российские и международные экологические организации, работа которых нацелена на сохранение планеты. Как проходит мой день. Повседневные действия, которые могут нанести ущерб природе. Способы уменьшения последствий наших повседневных действий для природы.
Раздел 2. Правила экологичного образа жизни (28 ч). Путешествие пластиковой бутылки. Содержимое нашего пакета с мусором. Пластик в общем объёме мусора. Подготовка пластиковой бутылки к переработке. Сдай батарейку. Использование разных типов батареек, элементов питания дома и в промышленности. Вред использованных батареек для природы. Правила сбора и утилизации использованных батареек. Как отдыхать экологично. Отдых на природе. Что значит отдыхать экологично. Как выглядят места отдыха людей, не заботящихся о природе. Правила экологичного отдыха. Знаки экологической безопасности. Виды знаков экологической безопасности. Функциональное назначение знаков. О чём говорит маркировка товаров. Что такое маркировка и экомаркировка товаров. Процесс получения эко маркировки на товар. Экологические знаки на упаковке. Эко маркировка и экологическая чистота цикла производства и продажи товара.
Раздел 3. Здоровье своими руками (26 ч). Звук и здоровье. Взаимосвязь экологичного образа жизни и здоровья человека. Звук и здоровье. «Шумовое загрязнение». Природные и техногенные звуки. Частота звука и громкость звука: их влияние на физическое и психическое здоровье человека. Транспорт вокруг нас. Современные транспортные средства и типы двигателей. Соотношение машин с различными типами двигателей на дорогах России и сравнение их характеристик с точки зрения состава выхлопных газов. Влияние выхлопных газов на здоровье человека. Болезни, связанные с качеством воздуха. Способы минимизации выбросов выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания. Экологические стандарты топлива в России. Электромобиль. Экология питания. Потребность подростка в еде: калории; белки, жиры и углеводы; вода; витамины. Количество приемов пищи. Домашняя еда и фастфуд. Упаковка для еды в магазине и дома. Правила хранения продуктов длительного хранения и скоропортящихся продуктов. Вегетарианство. Расчёт массы тела. Анорексия. Питание во время стрессовых ситуаций.
Раздел 4. Экологические навыки (39 ч). Практикум по сортировке неорганического мусора. Вопрос об утилизации мусора и его место среди экологических проблем планеты. Как утилизируют мусор. Что такое сортировка мусора. Правила сортировки мусора. Одноразовая посуда. Места для сбора разных видов мусора. Потребительское общество. Что такое «потребительское общество». Его характеристики. Ограничение потребления. Экология нашего города (села). Наш город с точки зрения экологии. Природные особенности местности, в которой мы живём. Промышленные предприятия города и района. Трассы и магистрали. Экологические проблемы города и способы их решения. Какой бывает энергия. Получение энергии и способы её экономии дома, в школе, в городе. Что такое «зелёная энергия». Солнечные станции, ветряки, приливные электростанции — их плюсы и минусы для экологии. Расчёт стоимости электроэнергии. Пернатые друзья. Птицы нашего края. Значение птиц для природы. Охрана птиц. Зимующие птицы. Кормушки и корм для птиц. Санитары нашей природы. Основные функции санитаров природы. Животные, птицы, насекомые, помогающие сохранить окружающую природу. Санитары леса и мусор в лесу. Экологический практикум. Правила очистки водоёмов и рек от мусора. Правила сбора мусора в лесу и парке. Правила посадки саженцев деревьев. Правила сбора макулатуры. Правила создания экологической тропы. Почему лишь немногие живут экологично? Как экологичный образ жизни позволит сохранить жизнь на планете. Глобальные экологические вызовы. Усилия народов и стран мира по сохранению жизни на планете. Создание социальной рекламы. Значение социальной рекламы. Примеры социальной рекламы. Экологическая социальная реклама. Красная книга России. Цель создания Красной книги. Структура Красной книги России. Разные цвета страниц Красной книги. День Земли. История возникновения Дня Земли. Акции, которые проводятся ко Дню Земли. Акции «Час Земли», «Зелёный марафон». Игровой практикум. Экологическая игра «Что? Где? Когда?». Игра «Экологическое лото». Возможности игры для формирования экологичного образа жизни. Экологическая карта города (района). Карта города (района). Карта, где обозначены все «экологические места»: пункты приёма пластиковой тары, батареек, макулатуры; места наибольшего загрязнения воздуха, экологические тропы и т. д.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Предметные, метапредметные и личностные результаты освоения данного курса связаны с развитием критического, технического, творческого, логического мышления, организаторских способностей, формированием умения публично презентовать результаты своей деятельности.
Будут сформированы личностные результаты изучения учебного курса:
В сфере гражданского воспитания:
принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности.
В сфере патриотического воспитания:
сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру;
проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране;
проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов России;
принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности);
выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно- нравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков;
сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий;
В сфере эстетического воспитания:
выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве;
проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей;
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде;
выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность);
умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием;
способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям.
В сфере трудового воспитания:
уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей; проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний;
сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе;
участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов, потребностей.
В сфере экологического воспитания:
понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека, общества;
сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе; ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности.
Ценности научного познания:
выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений;
ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде);
демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.
Адаптация обучающихся к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.
Метапредметные результаты изучения курса:
Будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
-овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Будут сформированы регулятивные универсальные учебные действия:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Будут сформированы коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения курса:
- сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п.;
- сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
- сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
- сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.
Оценка достижения планируемых результатов
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, информатике, литературе и др.
Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы курса внеурочной деятельности и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании
№ п/п | Тема учебного занятия | Количество часов | ЦОР | Форма проведения занятий | ||
Теория | Практика | |||||
Раздел 1. Введение в курс внеурочной деятельности «Зеленая планета» (9 ч) | ||||||
1. | Давайте знакомиться | 1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | |||
2. | Кто защищает природу. Понятия «экология» | 1 | 1 | Презентация | ||
3. | Российские и международные экологические организации, работа которых нацелена на сохранение планеты | 1 | 1 | Видео-презентация | ||
4. | Как проходит мой день. Повседневные действия, которые могут нанести ущерб природе | 1 | 1 | Беседа | ||
5. | Способы уменьшения последствий наших повседневных действий для природы | 1 | 1 | Беседа | ||
Раздел 2. Правила экологичного образа жизни (28 ч) | ||||||
6. | Путешествие пластиковой бутылки. Содержимое нашего пакета с мусором. | 1 | 1 | Видеоролик | ||
7. | Пластик в общем объёме мусора | 1 | 1 | Видеоролик | ||
8. | Подготовка пластиковой бутылки к переработке. | 1 | 1 | Видеофильм | ||
9. | Сдай батарейку. Использование разных типов батареек, элементов питания дома и в промышленности | 1 | 1 | Проблемная дискуссия | ||
10. | Вред использованных батареек для природы | 1 | 1 | Лекция | ||
11. | Правила сбора и утилизации использованных батареек | 1 | 1 | Презентация | ||
12. | Как отдыхать экологично. Отдых на природе. | 2 | 2 | Групповая дискуссия | ||
13. | Что значит отдыхать экологично | 1 | 1 | Бесседа с элементом рассуждения | ||
14. | Как выглядят места отдыха людей, не заботящихся о природе | 1 | 1 | Видеоролик | ||
15. | Знаки экологической безопасности | 1 | 1 | https://dzen.ru/video/watch/616f132187bd81653857b2fa?f=video&utm_referer=yandex.ru https://trends.rbc.ru/trends/green/5f0892ff9a7947b5ff9f7834 https://orenfbuz.ru/ckfinder/userfiles/files/статья_экологическая_маркировка.PDF | Видеоролик | |
16. | О чём говорит маркировка товаров | 1 | 1 | Групповое обсуждение | ||
17. | Знаки экологической безопасности. Виды знаков экологической безопасности | 1 | 1 | Видеофильм | ||
18. | О чём говорит маркировка товаров. Что такое маркировка и экомаркировка товаров. | 1 | 1 | Видеофильм | ||
Раздел 3. Здоровье своими руками (26 ч) | ||||||
19. | Звук и здоровье. Взаимосвязь экологичного образа жизни и здоровья человека. | 2 | 1 | Лекция | ||
20. | Звук и здоровье. «Шумовое загрязнение» | 1 | 1 | Видеофильм | ||
21. | Природные и техногенные звуки | 1 | 1 | Групповое обсуждение | ||
22. | Транспорт вокруг нас Современные транспортные средства и типы двигателей | 2 | 1 | Презентация | ||
23. | Соотношение машин с различными типами двигателей на дорогах России и сравнение их характеристик с точки зрения состава выхлопных газов | 1 | 1 | Презентация | ||
24. | Экология питания. Потребность подростка в еде: калории; белки, жиры и углеводы; вода; витамины | 2 | 1 | Видеофильм | ||
25. | Домашняя еда и фастфуд | 2 | 1 | Конкурс презентаций и рисунков | ||
26. | Вегетарианство. Расчёт массы тела. Анорексия | 2 | 1 | Видеофильм | ||
27. | Питание во время стрессовых ситуаций | 2 | 1 | Групповое обсуждение | ||
Раздел 4. Экологические навыки (39 ч) | ||||||
28. | Практикум по сортировке неорганического мусора. Вопрос об утилизации мусора и его место среди экологических проблем планеты | 1 | Практическое исследование | |||
29. | Как утилизуют мусор | 1 | 1 | Лекция | ||
30. | Потребительское общество. | 1 | Бесседа | |||
31. | Что такое «потребительское общество». Его характеристики. | 1 | 1 | Групповое обсуждение | ||
32. | Экология нашего города. Наш город с точки зрения экологии | 1 | Подготовка информационного сообщения | |||
33. | Природные особенности местности, в которой мы живём | 1 | 1 | Групповое обсуждение | ||
34. | Промышленные предприятия города и района | 1 | 1 | Видеоролик | ||
35. | Экологические проблемы города и способы их решения | 1 | 1 | Групповое обсуждение | ||
36. | Какой бывает энергия. Получение энергии и способы её экономии дома, в школе, в городе | 1 | 1 | Презентация | ||
37. | Что такое «зелёная энергия» | 1 | 1 | Видеоролик | ||
38. | Пернатые друзья | 1 | 1 | Экскурсия по территории | ||
39. | Санитары нашей природы | 1 | Наблюдение в природе | |||
40. | Экологический практикум | 1 | 1 | Бесседа | ||
41. | Почему лишь немногие живут эко логично? | 1 | 1 | Групповое обсуждение | ||
42. | Глобальные экологические вызовы | 1 | 1 | Видеофильм | ||
43. | Усилия народов и стран мира по сохранению жизни на планете. | 1 | 1 | Интерактивное экскурсия | ||
44. | Создание социальной рекламы | 1 | 1 | Практическое занятие | ||
45. | Красная книга России | 1 | 1 | Видео-урок | ||
46. | День Земли | 1 | 1 | Онлайн-викторина | ||
47. | Красная книга России. Цель создания Красной книги. Структура Красной книги России. Разные цвета страниц Красной книги | 1 | 1 | Игровой Практикум | ||
48. | Акции, которые проводятся ко Дню Земли. Акции «Час Земли», «Зелёный марафон» | 1 | 1 | Изготовление листовок | ||
49. | Экологическая карта города | 2 | https://yandex.ru/maps/20098/barabinsk/?ll=78.341923%2C55.350412&z=12 https://nsb.guidebook.ru/barabinsk/places/zapovednik-barabinskiy.html | Презентация-онлайн | ||
52 | 50 | |||||
Итого: | 102 |
Материально-техническое обеспечение программы:
- Персональный компьютер
- Медиа-проектор.
- Принтер.
- Выход в интернет.
Основная литература:
1. Аксенова П. В заповедном лесу: экологическое воспитание школьников // Школьный вестник. - 2009. - N 7. - С. 62-65.
2. Абрамова М. Как наше слово отзовется // Воспитание школьников. – 2005. - N 1. - С. 55-58.
3. Бойко Л. А. Воспитание экологической культуры детей // Начальная школа. – 2010. - N 6. - С. 79-82.
4. Ермаков Д.С., Зверев и. Д., Суравегина И. Т. Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителя. – М.: Школьная Пресса, 2012.-112 с. - (Библиотека журнала «Биология в школе», вып. 10.)
5. Тавстуха О.Г. Становление экологической культуры учащихся в учреждениях дополнительного образования: теория и практика: монография /О.Г. Тавстуха. – Оренбург: Пресса, 2001. – 260с.
Дополнительная литература:
1. Биологический энциклопедический словарь (гл. ред. М.С. Гиляров; редкол.: А.А. Баев, Г.Г. Винберг, Г.А. Заварин и др). – М.: Современная энциклопедия, 2012 – 831с.
2. Дмитриев Ю.Д. Соседи по планете. Земноводные и пресмыкающиеся. – М.: Олимп, ООО Издательство АСТ, 2010- 304с.
3. Жизнь животных. - М.: Просвещение, 2001. Т.1-7.
4. Жизнь растений. – М.: Просвещение, 2001. Т.1-6.
5. Краткий словарь биологических терминов. Кн. Для учителя (Н.Ф. Реймерс – 2-е изд). – М.: Просвещение, 20009 – 368с.
6. Красная книга Оренбургской области. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 2003. –176 с.
7. Млекопитающие. - М.: Олимп; ООО изд-во АСТ, 2012- 400с.
8. Популярная энциклопедия животных. Сост.: Ю.И. Смирнов. Оформление обложки А.С. Андреев – СПб: Миле - Экспресс, 2011 – 352с.
9. Птицы. – М.: Олимп; ООО изд-во АСТ, 1997 – 416с.
10. Сабунаев С.В. Я познаю мир. Энциклопедия «Удивительные животные».- М.: Аст «Апрель», 2013-503с.
Наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы и т.п.)
- Большой советский атлас мира. - Оцифрованное изд. Т. 2. - М.: [Главлит], 1939.
- Глобус;
- Гербарии растений Новосибирской области;
- Игрушки, имитирующие животных;
- Иллюстрации всех представителей животных и растений;
- Коллекция минералов;
- Диски с записями музыки, голосов птиц, шума явлений природы;
- Определители животных, деревьев, следов животных;
- Учебные плакаты: «Дикие животные», «Домашние животные», «Сезонная приспособленность растений и животных», «Среда обитания», «Круговорот воды в природе», «Биосфера Земли».
Интернет-ресурсы:
- http://www.aseko.org/ (На сайте представлены русскоязычные ресурсы по экологическому образованию, образованию для решения экологических проблем, образованию для устойчивого развития).
- http://www.ecosafe.nw.ru/ (Учебный сайт по теме охраны окружающей среды).
- http://shcol778.narod.ru/ (На сайте московской школы N 778 представлены дистанционные уроки, информация о школе, работы учащихся и учителей. "Копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания).
- http://www.aseko.spb.ru/index.htm (Ресурс, посвященный развитию экологического образования и концепции "устойчивого развития" в России).
- http://www.biodat.ru/ 9 BioDat - это портал в Интернете, созданный Проектом ГЭФ "Сохранение биоразнообразия", для информационной кооперации в сфере охраны живой природы России).
- httpHYPERLINK"http://www.ecoanalysis.orc.ru/"://HYPERLINK "http://www.ecoanalysis.orc.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.ecoanalysis.orc.ru/".HYPERLINK "http://www.ecoanalysis.orc.ru/"ecoanalysisHYPERLINK "http://www.ecoanalysis.orc.ru/".HYPERLINK "http://www.ecoanalysis.orc.ru/"orcHYPERLINK "http://www.ecoanalysis.orc.ru/".HYPERLINK "http://www.ecoanalysis.orc.ru/"ru (Сборник ресурсов. Анализы воды и почвы. Редкие экологические статьи и ссылки, карты загрязнения).
- ttp://www.ecolife.org.ua (Данные по экологии, природопользованию и охране окружающей среды, книги, журналы и статьи, экологическое законодательство, база данных по фондам, рефераты по экологии, ссылки).
- http://zelenyshluz.narod.ru/index-2.html (Путеводитель по экологическим ресурсам "Зеленый шлюз").
- http://oopt.info/ (Особо охраняемые природные территории России).
- http://list.priroda.ru (Каталог Интернет-сайтов о природных ресурсах и экологии).
- http://ecoportal.ru/ (ECOportal.ru Всероссийский экологический портал).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности по французскому языку для 4 класса
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников (4класс) по французскому языку. ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 7 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 8 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....
Рабочая программа по математике (алгебра и начала анализа, геометрия) углублённый уровень среднее общее образование
Рабочая программа улублённого уровня по УМК Алимова и Атанасяна 10-11 классы...
Рабочая программа по математике (алгебра и начала анализа, геометрия) базовый уровень среднее общее образование
Рабочая программа по математике базового уровня СОО по УМК Алимова, Атанасяна...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Разговоры о важном» на уровень среднего общего образования
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;п...