Методическая разработка. Урок - семинар по литературе в 8 классе «Функции вещей в повести Н.В. Гоголя «Портрет»
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Тема: «Функции вещей в повести Н.В. Гоголя «Портрет»
Цели:
образовательные:
- познакомить учащихся с литературоведческим понятием "вещь";
- определить роль и функции вещей в повести Н.В. Гоголя «Портрет»;
- обеспечить понимание индивидуального стиля Н.В. Гоголя через призму вещи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portret.docx | 26.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Функции вещей в повести Н.В. Гоголя «Портрет».
Цели:
образовательные:
- познакомить учащихся с литературоведческим понятием вещи
- определить роль и функции вещей в повести Н.В. Гоголя «Портрет»
- обеспечить понимание индивидуального стиля Н.В. Гоголя через призму вещи
развивающие:
- формирование умения характеризовать пространственный мир персонажей и устанавливать его связь с личностью героя
- сформировать у учащихся умение отличать различного рода вещи (вещи как предмет одежды, вещи как предмет интерьера, быта персонажей).
- сформировать у учащихся умение определять функции вещей
воспитательные:
- воспитание чувства ответственности за свои деяния
- попытаться сформировать в учащихся убеждение о ведущем значении в жизни духовного, а не материального начала.
Материалы и оборудование:
классная доска, оформленная иллюстративными материалами, слайдовая презентация, живое слово учителя и учащихся.
Ход урока:
1.Вступительное слово учителя
- Пространство литературного персонажа, также как и каждого из нас, окружено определенными вещами. По внешней форме, наличию или отсутствию вещей мы можем судить о человеке. На сегодняшнем уроке мы попытаемся проанализировать, какие вещи окружали персонажей повести Н.В.Гоголя «Портрет», и что они позволяют сказать об этих персонажах. Запишем тему урока «Функции вещей в повести Н.В. Гоголя Портрет».
- Что же такое вещь? В теории литературы нет единого понимания вещи, однако все исследователи сходятся во мнении, что «вещи» - любые рукотворные предметы, введенные в строй литературного произведения (учащиеся записывают новый термин в тетрадь).
- В повести они играют определяющие значение. Уже в название произведения вынесена вещь, что позволяет нам говорить о портрете как об особой вещи в этом произведении.
2. Этап обсуждения материала
- Обратимся к герою повести. Особое внимание обратим на детали портрета, интерьера, помня о том, что ни одно слово писателя не может быть написано случайно.
- Как выглядел Чартков в начале повести? Найдите в тексте описание внешнего вида героя? (Старая шинель, нещегольское платье, крепко и сильно заношенный халат). При помощи каких вещей автор характеризует Чарткова? (предметов одежды: халат, шинель…)
- В каких условиях живет Чартков? Что представляет собой его комната? Какие вещи ее заполняли? Что составляет интерьер героя? (Учащиеся зачитывают примеры из текста. комната с низкими потолками, в которую приходилось подниматься по лестнице, загаженной и облитой помоями, узкий диванчик с торчащими медными гвоздиками, отсутствие свечей.)
- Картина его жилища соотносится с внешним видом героя? Какой образ у вас возникает? Как характеризует Чарткова такой внешний вид и убранство дома? (начинающий, молодой художник, еще не нашедший своего места в жизни, весьма скромных доходов, неопрятный и неухоженный)
- Какое событие резко меняет жизнь Чарткова? (появление в его жизни портрета ростовщика).
- Каким образом меняется жизнь Чарткова после появления денег? (он многое может себе позволить, он начинает растрачивать)
- Что он покупает Чартков в первую очередь? Это необходимые вещи?
(Чартков покупает вещи без разбора, всё подряд. Процесс покупок не так хорошо знаком герою, он нов для него, поэтому многое он делает именно «нечаянно» и «как ребенок», как мастерски замечает автор.
«Ух, как в нем забилось ретивое, когда он только подумал о том! Одеться в модный фрак, разговеться после долгого поста, нанять себе славную квартиру, отправиться тот же час в театр, в кондитерскую, в... и прочее, - и он, схвативши деньги, был уже на улице.
Прежде всего зашел к портному, оделся с ног до головы и, как ребенок,
стал обсматривать себя беспрестранно; накупил духов, помад, нанял, не
торгуясь, первую попавшуюся великолепнейшую квартиру на Невском проспекте, с зеркалами и цельными стеклами; купил нечаянно в магазине дорогой лорнет, нечаянно накупил тоже бездну всяких галстуков, более, нежели было нужно, завил у парикмахера себе локоны, прокатился два раза по городу в карете без всякой причины, объелся без меры конфектов в кондитерской и зашел к ресторану французу, о котором доселе слышал такие же неясные слухи, как о китайском государстве») [1:101].
- Вспомним советы учителя Чарткова. Что он ему говорил? Найдем этот эпизод в повести.
("Смотри, брат, - говорил ему не раз его профессор, - у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Но ты нетерпелив. Тебя одно что-нибудь заманит, одно что-нибудь тебе полюбится - ты им занят, а прочее у тебя дрянь, прочее тебе нипочем, ты уж и глядеть на него не хочешь. Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец. У тебя и теперь уже что-то начинают слишком бойко кричать краски. Рисунок у тебя не строг, а подчас и вовсе слаб, линия не видна; ты уж гоняешься за модным освещением, за тем, что бьет на первые глаза. Смотри, как раз попадешь в английский род. Берегись; тебя уж начинает свет тянуть; уж я вижу у тебя иной раз на шее щегольской платок, шляпа с лоском... Оно заманчиво, можно пуститься писать модные картинки, портретики за деньги. Да ведь на этом губится, а не развертывается талант. Терпи. Обдумывай всякую работу, брось щегольство - пусть их набирают другие деньги. Твое от тебя не уйдет").
- Какие качества характера в Чарткове разглядел учитель? (наличие таланта, но непостоянство, зависимость от денег)
- От какой дороги он хочет защитить своего ученика? (следования моде, внешнему лоску, «щегольства»)
- Можем ли мы сказать, что Чартков следует советам учителя? (нет, он ведет себя противоположным образом)
- Можем ли мы назвать богатство (вещи) и талант взаимоисключающими понятиями? Почему? Порассуждайте. (Да. Сравним жизнь Чарткова до появления портрета и нынешнюю: раньше, не имея даже свечи на вечер, герой думал о прекрасном, сейчас же, преследуя материальную выгоду, герой совершенно забыл о своей душе. Именно наличие денег, появление во многом и не нужных вещей изменило героя не только внешне, но и внутренне).
- В «Выбранных местах из переписки с друзьями» Н.В.Гоголя мы встречаемся с такой мыслью автора, что и золото и деньги сами по себе ничего не значат, нужна основа - «наученья», с которыми будут дарованы эти деньги. «Но нужно, чтобы помощь эта произведена была истинно христианским образом; если же она будет состоять в одной только выдаче денег, она ровно ничего не будет значить и не обратится в добро. Если вы не обдумали прежде в собственной голове всего положения того человека, которому хотите помочь, и не принесли с собой ему наученья, как отныне следует вести ему свою жизнь, он не получит большого добра от вашей помощи». [43]
- Принесли ли добро Чарткову его деньги? На этот вопрос мы и должны ответить. Однако, для начала, вспомним какие вещи окружают героя после появления денег? (множество новой и дорогой одежды: множество галстуков, дорогой лорнет и т.д.; зеркала в новой квартире, холсты, картины).
-Мы можем сказать, что внешнее окружение героя меняется? (да)
-А меняется ли поведение Чарткова после появления денег? Если да, то каким образом, как вы можете его объяснить? (Да. Чартков горд свои нынешним положением, он чувствует свою силу и превосходство. «Прошелся по тротуару гоголем, наводя на всех лорнет. На мосту заметил он своего прежнего профессора и шмыгнул лихо мимо его, как будто бы не заметив его вовсе»).
- Можем ли мы сказать, что герой эволюционирует? (Учащиеся зачитывают примеры из текста, высказывают свои предположения. Нет. Эволюцией называют позитивные изменения в человеке, Чартков же тоже претерпевает изменения, однако, они совершенно иного характера).
- В теории литературы в настоящее время разработаны 3 основные функции вещей: культурологическая, характерологическая и сюжетно-композиционная (функции воспроизводятся на доске)
- Как вы думаете, о какой функции мы говорили ранее? (характерологической). Действительно, вещь позволяет характеризовать человека, являясь предметом описания и его внешности, и окружения. Вещь также характеризует социальный статус персонажа, его материальный достаток, сферу его интересов и жизненных ценностей, развитие персонажа через появление или же исчезновение из его жизни определенных вещей.
- Культурологическую функцию в произведении выполняют вещи, несущие в себе определенный отпечаток эпохи. Как вы думаете, какие вещи выполняют в этой повести культурологическую функцию? (шинель, сюртук, фрак, корета и т.д.).
- Как вы думаете, какая вещь выполняет в этом произведении сюжетно-композиционную функцию? (портрет)
- Действительно, место самого портрета как вещи, в этой повести ведущее. Вещь вынесена даже в название повести, еще раз указывая на ее особую важность в художественном произведении.
- Как выглядит портрет? Обратимся к тексту повести.
«Но художник уже стоял несколько времени неподвижно перед одним портретом в больших, когда-то великолепных рамах, но на которых чуть блестели теперь следы позолоты».
«Это был старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым; черты лица, казалось, были схвачены в минуту судорожного движенья и отзывались не северною силою. Пламенный полдень был запечатлен в них. Он был драпирован в широкий азиатский костюм. Как ни был поврежден и запылен портрет, но когда удалось ему счистить с лица пыль, он увидел следы работы высокого художника».
«Портрет, казалось, был не кончен; но сила кисти была разительна.
Необыкновеннее всего были глаза: казалось, в них употребил всю силу кисти и все старательное тщание свое художник. Они просто глядели, глядели даже из самого портрета, как будто разрушая его гармонию своею странною живостью. Когда поднес он портрет к дверям, еще сильнее глядели глаза. Впечатление почти то же произвели они и в народе. Женщина, остановившаяся позади его, вскрикнула: "Глядит, глядит", - и попятилась назад. Какое-то неприятное, непонятное самому себе чувство почувствовал он и поставил портрет на землю».
- Какая деталь наиболее четко и выразительно прописана в портрете ростовщика? (глаза). Найдем в тексте описание этих глаз.
«Произнесши это, художник вдруг задрожал и побледнел: на него глядело,
высунувшись из-за поставленного холста, чье-то судорожно искаженное лицо. Два страшные глаза прямо вперились в него, как бы готовясь сожрать его; на устах написано было грозное повеленье молчать».
«Он опять подошел к портрету, с тем, чтобы рассмотреть эти чудные глазам, и с ужасом заметил, что они точно глядят на него. Это уже не была копия с натуры, это была та странная живость, которою бы озарилось лицо мертвеца, вставшего из могилы».
- Как вы думаете, почему именно глаза? (Глаза как зеркало души, они носят отпечаток души человека, а не только его внешности. Глаза портрета характеризуют характер внутренний мир ростовщика, с которого его писали).
- Таким образом, портрет как вещь представляет собой совмещение черт вещи и человека. Литературовед Е.Р. Коточигова говорит, что «какая-то одна вещь, выделенная в произведении крупным планом, несет повышенную смысловую, идейную нагрузку, перерастая в символ. Вещи-символы выносятся в заглавие художественного произведения». Об этом мы у же говорили ранее.
- Вернемся к герою повести, кем был Чартков? (начинающим художником).
- Как вы думаете, что должно представлять ценность для истинного художника, человека творческой профессии? (варианты учащихся: красота, муза, вдохновение, дух, фантазия).
- А что является ценностью для нынешнего Чарткова? Какие цели они преследует? (деньги, материальное, выгода).
- Что в первую очередь хотел купить Чартков, когда еще был беден?
(«Первые мысли о том, куда потратить деньги, касались принадлежностей для рисования. "Что с ними сделать? - думал он, уставив на них глаза. - Теперь я обеспечен, по крайней мере, на три года, могу запереться в комнату, работать. На краски теперь у меня есть; на обед, на чай, на содержанье, на квартиру есть; мешать и надоедать мне теперь никто не станет; куплю себе отличный манкен, закажу гипсовый торсик, сформую ножки, поставлю Венеру, накуплю гравюр с первых картин. И если поработаю три года для себя, не торопясь, не на продажу, я зашибу их всех, и могу быть славным художником"). [1, с. 101]
- А что же он все-таки покупает? (одежду, дюжину галстуков и т.д.)
- Найдите в тексте повести пример того, как раньше рисовал Чартков, и как он рисует теперь? Что изменилось?
(он стал рисовать без души, не по вдохновению или творческому прозрению, а на заказ, а ведь каждый художник в первую очередь творец). Таким образом, мы наблюдаем, как стремление к выгоде, материальному достатку способно погубить талант. Герой стремится к новой, насыщенной новыми вещами и возможностями жизни, но забывает о чистоте своей души, истинном служении своему таланту).
- Талант в понимании Н.В. Гоголя во многом сопоставим с наказанием, он является своего рода испытанием героя, проверкой на прочность. Н.В. Гоголь как глубоко верующий человек, указывает на чарующее воздействие вещи, вещь выступает в роли некого соблазна, таит в себе некоторую дьявольскую сущность. Именно поэтому вполне объяснимо стремление персонажей к владению этими вещами.
- Чем заканчивается история Чарткова? (он погибает)
- Как вы думаете, почему погибает Чартков? (рассуждения учащихся)
Какие вещи находят у Чарткова в его новой квартире после его смерти? (огромное количество картин, беспорядочно разбросанных, смешанных с разного рода вещами).
- Как этот факт характеризует Чарткова? (он бесцельно скупал всё, не придавая особого значения и ценности некоторых картин, покупал лишь для наличия этой вещи у себя, а не для любования ей).
3. Этап формулировки выводов
- Попытаемся сделать вывод по сегодняшнему уроку.
Какими вещами заполнено пространство персонажей повести? Какие функции вещь может выполнять в художественном тексте? Как эти вещи характеризуют своего обладателя, с каких сторон? В чем заключается культурологическая функция вещи в повести «Портрет», какие вещи ее выполняют? В чем заключается сюжетно-композиционная функция вещей в повести «Портрет? Какая вещь выполняет эту функцию? (учащиеся отвечают на вопросы учителя).
- В повести мы встречаем весьма любопытную фразу: «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою». Как вы понимаете смысл этого высказывания? (учащиеся рассуждают)
- Н.В. Гоголь считал, что тот, кому даны богатства, не имеет права от них отказаться и должен помнить, что он - управитель у Бога. Христос же, по его мнению, советовал раздать богатство "потому что знал, как трудно человеку быть управителем, и лучше заранее отказаться от него, чем быть приведенным потом в искушение". Как бы не был талантлив главный герой повести Н.В. Гоголя «Портрет» Чартков, всё-таки испытания вещами, ценностями материального мира, главный герой не прошел.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока-семинара по литературе в 11 классе по теме "Память о Холокосте – путь к толерантности (по роману А.В.Кузнецова «Бабий Яр»)"
Данный конспект урока поможет привить учащимся чувство сострадания к чужому горю, толерантность....
Урок-игра по литературе "...какая поэзия! Какая чувствительность!" по повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" 6 класс
Игра -викторина по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»....
методическая разработка урока-семинара по литературе «Образ Родины в поэзии Александра Блока и Сергея Есенина»
данная форма урока-семинара способствует развитию самостоятельности учащихся, ответственности за порученное дело, развитию творческих способностей каждого ученика, осуществлению индивидуального подход...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)
Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...
Методическая разработка урока по татарской литературе (7 класс) "Эт токымнары"
Тема. “Эт токымнары” .Дәрес тибы: Яңа белемнәрне ачу дәресе. Максат: 1. “Этләрнең сугыш вакытындагы батырлыгы” текстын укып, фактларны анализлау һәм аларга бәя бирү күнекмәләрен формалаштыр...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 8 классе по теме "...грехи, за которые наказала Земля наша" (по повести А .И .Приставкина "Ночевала тучка золотая")
Представлены три урока внеклассного чтения в 8 классе...
Методическая разработка урока-дискуссии по литературе 11 класс. "В чем мудрость жизни...?" М Горький. Ранние романтические рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»
Данный вариант проведения урока – дискуссии интересен тем, что здесь делается упор на сам процесс представления точки зрения, ее аргументации. Включенность всех участников достигаетс...